0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отпустил воров с миром, прежде подарив по овце

Сокровищница духовной мудрости

Воровство

. Много есть и еще, от чего должен воздерживаться раб Божий. Это — воровство и кража. пожелание чужого. подлинно, это есть зло для рабов Божиих. воздерживайся от этого и ты, чтобы тебе жить с Богом. (св. Ерм, 94, 190).

И хуже всего то, что ты грабишь и лихоимствуешь не потому, чтобы тебя угнетала нищета и понуждал голод, но для того, чтобы больше вызолотить узду у коня, кровлю на доме. (свт. Иоанн Златоуст, 53, 615).

. Переносить ради Бога расхищение имущества гораздо более значит, нежели благотворить. Потому , что это последнее есть плод (расположения) души и доброй воли, — оттого оно и легко, а то — наглость и насилие (свт. Иоанн Златоуст, 55, 561).

. Не в количестве похищенного и украденного состоит преступление, но в намерении ворующего (свт. Иоанн Златоуст, 55, 563).

Наши молитвы должны быть чисты, но молитвы не могут быть чистыми тогда, когда они истекают из души нечистой. Ничто не делает души столь нечистою, как любостяжание и хищение (свт. Иоанн Златоуст, 55, 801).

Один брат подделал ключ, отворил келью одного из старцев и взял его деньги. Старец же, обнаружив пропажу, написал хартию: «Господин брат, кто бы ты ни был, окажи любовь, оставь в следующий раз половину на мою нужду». И, разделив деньги на две части, положил хартию. Тот же, пришедши в другой раз и разорвав хартию, взял все деньги. Потом, спустя два года, он стал умирать, и душа его не выходила. Тогда призвал он старца и покаялся ему в содеянном, и по молитвам старца мирно отошел ко Господу (98, 370).

Авва Спиридон, будучи епископом города Тримифунта, продолжал также пасти овец. Однажды в полночь воры тайно подошли к овчарне, но были связаны невидимою силою. На рассвете авва пришел в овчарню и увидел воров со связанными руками. Сотворив молитву и наставя их на путь истинный, авва отпустил воров. Отпуская их, он подарил им овцу, сказав: чтобы люди не подумали, что вы даром стерегли овчарню. (97, 267).

Как-то разбойники приплыли на челнах к Красному острову на Новом озере. «Сыны беззакония, — грозно сказал отшельник, преподобный Кирилл Новоезерский, при встрече с ними, вы забыли, что есть грозный суд правды Божией и па пустой остров явились для грабежа, и у пустынника думаете найти корысть? Что вы делаете? Все мое серебро в моей келье. »

Один из разбойников поспешил в келью преподобного, а на других вдруг напал мрак; скоро из кельи послышались жалобные вопли их товарища: он просил избавить его от двух юношей, которые нещадно его били. Ослепленные разбойники стали просить преподобного отпустить их с миром. Старец отпустил их со словами: «Вперед не злодействуйте, чтобы не быть в аду».

В другой раз воры сняли колокола у бедного храма обители и спешили переправиться на другой берег, но заблудились и должны были вернуться в обитель. «Зачем вы пришли сюда?» — спросил их преподобный Кирилл. Те пали к ногам его и просили прощения. «Еще не бывало того, — сказал Угодник Божий, — чтобы кто был счастлив чужим добром. Алчешь чужого — потеряешь свое. Вор не бывает богат, а бывает горбат. И с умом воровать — беды не миновать. Заработанный ломоть лучше краденого каравая. Помните эту народную мудрость». Затем велел накормить их и отпустил с миром (116, 147).

Авва Ссраиион рассказывал: «Когда я был молод. встав однажды от трапезы, по действию диавола, похитил я одну долю хлеба и съел ее тайно от моего аввы. И как я продолжал это делать некоторое время, то, преобладаемый уже страстью, не мог преодолеть себя, но только одна совесть меня осуждала, а сказать старцу я стыдился. Случилось же, по устроению человеколюбивого Бога, прийти некоторым людям к старцу ради душевной пользы. Старец сказал им: «Ничто столько не причиняет вреда монахам и радости демонам, как утаение помыслов от отцов духовных». Он говорил им и о воздержании. Я же, сокрушаясь о грехах, в страхе начал плакать, потом выбросил похищенный хлеб и, повергшись на землю, просил прощения. Старец сказал: «Чадо! Твоя исповедь освободила тебя от плена, и ты, произнося осуждение себе, убил в укрывательстве уязвляющего тебя демона». Вдруг нечистая сила, как огненное пламя, вышло из пазухи моей. и храмина наполнилась смрадом. Тогда старец сказал: «Знамение это свидетельствует о твоем освобождении» (98, 62—64).

Однажды авва Зенон проходил Палестину и, утомившись, сел для принятия пищи у огуречного огорода. Помысл говорил ему: «Возьми один огурец и съешь, ибо что в этом важного?» Но он отвечал своему помыслу: «Воры подвергаются наказанию; так испытай себя, можешь ли ты перенести наказание». Вставши, он пять дней простоял на жаре и, изнуренный жаром, сказал сам себе: «Не могу снести наказания», потом говорит своему помыслу: «Если не можешь, то не воруй и не ешь» (97, 81).

При жизни святого Андрея, Христа ради юродивого, в Царьграде жил лютый грешник, обкрадывавший мертвецов. Однажды, узнав о погребении в уединенном месте девицы, дочери вельможи, он отправился к ее могиле с целью снять с нее драгоценные одежды. На пути встретил его святой Андрей и, предузнав о нечестивом деле, начат уговаривать его не делать этого, в противном же случае угрожал Божиим наказанием. Вместо того, чтобы послушаться святого, тот только посмеялся над ним и пошел, куда задумал. Отвалив камень от пещеры, в которой была погребена девица, он раскрыл ее гроб, снял с нее саван, затем драгоценную одежду и, наконец, не устыдился и совсем обнажить ее — взял последнюю рубашку. Но в то самое время, когда он заканчивал свое гнусное дело, повелением Божиим умершая встала из гроба и правой рукой ударила его по лицу, и он тотчас же лишился зрения. «Окаянный! — сказала она. — Хоть бы из-за стыда ты оставил мне последнюю из одежд. Но теперь не будешь красть никогда! И с этого дня узнаешь, что есть Бог, жив Иисус Христос, есть Суд и будет воздаяние по смерти». Ослепший вор после этого волей неволей оставил свое ремесло и начал кормиться подаянием. Часто жестоко он упрекал себя за свою прежнюю жизнь. «Будь ты проклята, — говаривал он иногда, — моя ненасытная жадность, ради тебя я получил эту ужасную слепоту. Худо тому, кто живет и праздности и занимается воровством» (113, 101 —102).

Однажды три старца-слепца вели беседу между собой, и один из них спрашивает другого: «Как ты ослеп?» «В молодости я был матросом, — отвечал собеседник. — Мы плыли из Африки, и в море у меня вдруг разболелись глаза так, что не мог и ходить. Потом на глазах появились бельма, и я ослеп». «А ты как ослеп?» — спросил тот же слепец другого товарища по несчастью. «Я был стекольщиком, отливал стекла. Брызги попали мне в глаза, и я ослеп». «Ну, а ты сам каким образом потерял зрение?» — спросили оба слепца первою. «Сказать вам по правде, — отвечал тот, — в молодости я ненавидел труд, к тому же был и мот. Дошло до того, что мне нечего было есть, и я принялся за воровство. Однажды, уже совершив много преступлений, я остановился на площади. Смотрю — хоронят покойника, роскошно одетого. Иду за процессией, чтобы заметить место погребения. Обошли церковь святого Иоанна и, положив покойника в склепе, разошлись. Тогда я, оставшись один, вошел в склеп. Сняв с покойника все одежды, оставил на нем только один саван. Я уже собирался выйти, как дурная привычка будто шепнула мне: «Прихвати и саван, он из дорогой материи». Я и вернулся себе на горе! Как только снял и саван, совершенно обнажив мертвеца, он вдруг встал прямо передо мной, простер обе руки. Ощупав пальцами мое лицо, он вырвал мне глаза. Тогда я, несчастный, бросив все, с большой горестью выбежал из могилы. Так л ослеп» (103, 71—72).

Читать еще:  Во сне кровь от месячных на одежде. К чему снятся месячные: толкования сонников для женщин

В одном селе жил благочестивый крестьянин, который неопустительно каждый праздник посещал храм Божий. Где бы он ни был, услышав звон церковного колокола, собирал своих детей и вместе с ними шел в церковь, а жене приказывал не медлить дома с приготовлением пищи, но спешить к богослужению.

Однажды, в день памяти святителя Николая, хозяйка так торопилась закончить свои дела, что в суете забыла запереть дверь. В это время мимо дома проходил известный всему селу вор. Заметив незапертую дверь, он вошел в дом и начал собирать все, что было для него ценным. Он связал все вещи и уже собрался уходить, как вдруг через закрытую дверь вошел сам святитель Николай в полном архиерейском облачении. Грозно взирая на вора, он воскликнул; «Как?! Люди, любящие Бога, ушли в храм и забыли запереть свою хижину, а ты воспользовался этим, чтобы похитить их достояние, приобретенное тяжкими трудами?» При этих словах святитель ударил вора по щеке, и тот сразу же ослеп. Он начал бродить по дому, чтобы найти дверь, и никак не мог выйти.

Хозяева вернулись из храма и заметили, что в доме кто-то ходит. Когда они вошли, то увидели хорошо знакомого вора, который с плачем рассказал о явлении ему святителя Николая и о наказании за воровство.

Вор, к радости всего села, был осужден на поселение в Сибирь. Заключенные шли мимо храма, где была икона святителя Николая Чудотворца. Зайдя в церковь и упав на колени перед иконой, вор с горьким покаянным плачем стал просить прощения у Угодника Божиего, обещал не возвращаться к прежней жизни. Прикладываясь к иконе, он ощутил, что вновь видит свет (50, 121 —123).

Толкование Евангелия на каждый день года.
Четверг 5-й седмицы по Пасхе

Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас. Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

На суд пришел Я в мир сей, – говорит Господь. Он пришел возвестить истину, чтобы открылись помышления сердец многих. Эту истину Господь раскрывает через образ чуда исцеления слепорожденного, которое Он только что совершил. Чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.

Это относится к отдельным людям и к целым народам. Он – свет во откровение языков. Люди, сидящие во тьме, увидели свет великий, а слепота помрачила взор Израиля. Господь исцеляет духовно слепых людей, приходящих к Нему, чтобы вывести их души из тьмы в чудный Свой свет. Те же, кто обольщается своей собственной мудростью и отвергает Божественное откровение, остаются во тьме неведения. Проповедь Креста была безумием для тех, кто своею мудростью не познал Бога.

Услышав это, фарисеи сказали Ему: Неужели и мы слепы? Они понимают, что народ сей – невежда в вере, но они-то обладают познаниями, в которых нет им равных. Однако то, чем они хвалятся, оказывается их позором и гибелью. Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха, – говорит им Христос. Если бы они были слепы, с них был бы иной спрос. Но ныне времена неведения миновали. И хуже всего – отвержение света. Если бы они сознавали свою слепоту, то приняли бы Христа как своего Поводыря, и не имели бы на себе греха. Но как они говорят, что видят, то грех остается на них. Они обладают знаниями, они научены закону и думают, что видят путь лучше, чем Сам Господь, – потому грех остается на них. Но как опасна может быть слепота слепых вождей, воображающих, что они видят! Мы слышим, как фарисеи всех времен говорят: «Мы видим». Больше надежды на спасение для мытарей и блудниц, чем для таковых.

Фарисеи утверждали, что они – пастыри Церкви, а Христос – пришелец со стороны, и потому народ – с ними, против Него. Господь показывает, кто суть истинные пастыри, а кто – лжепастыри, предлагая им испытать себя. Он подчеркивает весомость и непреклонность того, что Он говорит: Аминь, аминь, глаголю вам… Он утверждает, что мы живем среди воров и разбойников. Вор и разбойник – это тот, кто не входит дверью во двор овчий, потому что не имеет законных оснований для этого, но перелазит инде – в другом месте. Как усердны враги Церкви в осуществлении своих коварных замыслов! Глядя на них, мы должны устыдиться своей расслабленности и трусости в служении Богу. Вор приходит, чтобы украсть, убить и погубить. Есть немало таких, кто не воры и разбойники, а наемники, – те, кто небрежет в исполнении своего долга, и из-за этого небрежения Христово стадо терпит великий ущерб. Наемник – тот, кому овцы не свои, видит приходящего волка – и оставляет овец, и бежит. Потому что на самом деле он нерадит о овцах. Недобрые пастыри человечества – сами воры и разбойники, и волки.

Но и в Церкви есть недобрые пастыри – с недобрыми принципами жизни и недобрым пастырством. Что заставляет тех, кому вверено попечение о душах, предавать это доверие во времена испытаний и в мирное время не слишком обременять себя заботой о нем? А то, что они – наемники и небрегут о овцах. Благо мира сего – для них большее благо, чем то, которое предлагает Христос. Овцы Христовы не дороги им, и они не заботятся о их душах. Они ищут своего, а не Христова. Что удивительного в том, что они бегут, когда приходит волк? Те, кто заботятся о своей безопасности больше, чем об исполнении своего служения, становятся легкой добычей сатанинских искушений. И как ужасны последствия этого! Волк расхищает овец и разгоняет их. И все стадо – в смятении. Вся история Церкви – от первых гонений и ересей до нашего века и до явления антихриста – свидетельство этому. Вор, как и волк, приходит украсть, убить и погубить. Тех, кого они воруют у Христа, они убивают духовно. Обманщики душ – убийцы душ. И наемники все – такие же.

Читать еще:  “Не стыдитесь наших лиц”. История одного военнопленного

Но Христос – Пастырь добрый – пришел, чтобы дать жизнь овцам, чтобы вдохнуть в нас, полумертвых от грехов, жизнь. Чтобы мы имели ее в полноте, больше, чем мы способны просить или помыслить, – с избытком. Он пришел дать нам больше и лучше, чем жизнь, – вечную жизнь. И потому Пастырь добрый душу Свою, жизнь Свою полагает за овцы, чтобы дать им Свою жизнь. Церковь Божия, словесное стадо, каждая Христова овца куплена для Него дорогою ценою. И мы должны быть готовы души свои положить за Него.

Христос знает Своих овец. Он знает, кто Его овцы, а кто – нет. Он знает Своих овец, несмотря на все их многие немощи. И знает козлищ и волков, несмотря на то, что они часто – в благообразной овечьей шкуре. Он знает Своих и Его овцы знают Его. Те, кто Христовы, знают Его голос и идут за Ним, но они никогда не пойдут за чужим. Они бегут от него, потому что не узнают голос чужого. Те, кто подлинно Христовы овцы, будут следовать Своему Пастырю внимательным оком веры и будут очень осторожными к приближению чужих. Христос зовет Своих овец по имени и ведет их к зеленым пастбищам, к райскому цветению жизни. Пастырь добрый питает Своих овец словом истины, таинствами, благодатью, любовью.

Я есмь дверь, – говорит Христос, – кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Христос – единственная дверь, которая дает возможность людям придти к Богу. Он хранит вхождения и исхождения наши отныне и до века.

Отпустил воров с миром, прежде подарив по овце

Почему святитель наградил похитителей и съел мясо Великим постом – протоиерей Александр Ильяшенко вспоминает фрагменты жития святителя Спиридона Тримифунтского, день памяти которого Церковь отмечает 25 декабря.

В те далекие времена епископ очень часто жил так же, как и его прихожане, он больше был похож на простого приходского сельского священника, нежели на человека, занимающего высокое положение в церковной иерархии.

Святитель Спиридон жил на острове, в небольшом селении Тримифунт, жил в бедности, никогда и никакого достатка у него не было. Более того, чтобы себя прокормить, он должен был, как и другие жители, иметь стадо овец, ухаживать за ними, пасти, чтобы получать с них шерсть, молоко, овечий сыр. Тогда не было твердого установления, что монахи мяса не едят, но святитель очень строго постился и мясо ел редко, только по большим праздникам.

О том, что местность была небогатая, говорит и тот факт, что ночью к нему залезли два вора и хотели украсть овец. Но силой Божией они были остановлены: вдруг оказались скованными и неподвижными, ничего не могли сделать, не то что уйти. Так продолжалось до тех пор, пока святитель Спиридон не проснулся, не помолился и не вышел на улицу.

Когда он увидел среди своих овец двух похитителей, он их строго укорил, произнес увещевательное слово, а потом помолился Господу, чтобы Он их помиловал. Господь услышал молитвы святого, злоумышленники вновь обрели возможность двигаться, а святитель Спиридон отпустил их с миром, прежде подарив по овце в награду за понесенный труд и бессонную ночь.

Такой вот пример удивительного милосердия, всепрощающей настоящей любви, покрывающей реальные грехи людей, с которыми святителю приходилось сталкиваться.

Второй случай, тоже совершенно неожиданный и удивительный, произошел Великим постом, в Великий Четверг. К святителю Спиридону в дом постучался изможденный путник, от голода и усталости еле державшийся на ногах, а ведь впереди его ждала еще долгая дорога! Святитель Спиридон – из овдовевших священников, у него была дочь, которую святой попросил что-нибудь приготовить для гостя.

Но дочка ответила, что в доме ничего нет, кроме мяса, которое припасли для Пасхи. Видимо, дочь святителя постилась так же строго, как и ее отец, и на Страстной седмице практически ничего не ела. «Что делать, приготовь мясо, наш гость нуждается в том, чтобы подкрепить силы», – сказал епископ Тримифунта.

Когда гость увидел поставленное на стол мясо, он оробел – Великий пост, мяса нельзя, но он очень голоден и сил почти не осталось… Святитель, заметив это, решил поддержать странника, взял себе кусок мяса и стал есть. Тогда и путник, глядя на святителя, тоже взял мясо и подкрепился.

Легко себе представить, что для святителя Спиридона, для которого легче было мяса не есть, было подвигом вкушение этой пищи ради другого, он приносил себя в жертву, делая это. Очевидно, что ему это было тяжело и совершенно не нужно, но он принес эту жертву, чтобы путник не ослабел в пути и дошел до назначенного места благополучно.

Можно умножать рассказы о святости святителя Спиридона, но я думаю, этих двух ярких эпизодов достаточно, чтобы представить, какой свободой обладают люди, достигшие вершин святости. Они могли позволить себе делать то, что обыкновенный человек не стал бы ни за что делать. Я даже не говорю, что вряд ли молитва обычного человека способна освободить этих самых похитителей. Но разве могла бы прийти обычному человеку в голову мысль еще наградить этих разбойников! Или пожертвовать собой в период строжайшего поста, когда святитель Спиридон и так-то ничего не ел, даже постного, а тут – вкусил скоромную пищу не для какого-то удовольствия, а наоборот, вопреки своему доброму устроению. И изменить этому устроению именно ради поддержки другого человека.

Это примеры удивительной свободы, свободы во Христе, выходя за привычные рамки, делать то, что обыкновенному человеку или невозможно, или в голову не придет. Они показывают нам, что такое настоящее христианство.

Апостол Павел в Послании к галатам писал, какая будет награда за духовные труды: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22, 23). На первое место апостол ставит любовь, всесовершенную, богоподобную, одухотворенную, одухотворяющую любовь. На втором месте радость. Это удивительное качество и одновременно критерий, чтобы понять, на верном ли ты пути. Если у тебя на душе тоскливо, значит, что-то далеко не в порядке, пусть ты и молишься и в храм ходишь, и даже исповедуешься и причащаешься. На третьем месте – мир. Слово смирение происходит от слова мир. Это мир, мир с Богом, прежде всего, мир с самим собой, мир с окружающими.

Можно представить себе, каким радостным был святитель Спиридон, если он воров, намеревавшихся похитить его овец, вознаградил за бессонную ночь и понесенные труды, при этом какой был щедрости души, которую дает настоящая, а не притворная христианская любовь, каким удивительным смирением он обладал. Ничто не могло его ни испугать, ни поколебать, ни лишить радостного, мирного, спокойного, лучезарного состояния души, и сердце его всегда было преисполнено любовью к окружающим людям.

Протоиерей Александр Ильяшенко
Православие и Мир

Евангелие дня с толкованием на 15 октября

Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, […]

Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.
Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.
Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

Читать еще:  «Лесник и его нимфа»: повесть о юности и о Боге

А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

От Иоанна 10:9-16

Толкование Евангелия блаженного
Феофилакта Болгарского

Ин.10:9. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

Кто Мною, дверью, войдет и приведется к Отцу, и станет Его овцою, тот спасется, и не только спасется, но и получит великую неустрашимость, как и Господь, и Владыка. Ибо это обозначает словами «и войдет, и выйдет». Так и апостолы смело входили и выходили пред повелителей, и выходили радостными и непобедимыми (Деян. 5:41).

«И найдет пастбище», то есть обильную пищу. И иначе: так как наш человек двойствен, по выражению апостола Павла, «внутренний и внешний» (Рим. 7:22; 2 Кор. 4:16), то можно сказать, что входит тот, кто заботится о внутреннем человеке, и тот опять выходит, кто члены, которые на земле, и «дела плотские умерщвляет» во Христе (Рим. 8:13). Такой найдет пастбище и в будущем веке, по сказанному: «Господь пасет меня, и ни в чем не будет у меня недостатка» (Пс. 22:1).

Ин.10:10. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком.

Так как приставшие к Февде и Иуде, и прочим отступникам были убиты и погибли, то прибавил: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить», называя ворами их и подобных им. «А Я, — говорит, — пришел для того, чтобы имели жизнь»..Они убивали и погубляли своих последователей, а Я пришел, чтобы жили и имели нечто большее, именно: причастие Святаго Духа, под чем нужно разуметь и Царство Небесное. Итак, во Христе все имеют жизнь, ибо все воскреснут и будут жить; а праведники получат и нечто большее, именно: Царство Небесное.

Ин.10:11. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

Потом ведет речь и о страданиях и говорит: «Я жизнь (душу) Мою полагаю за овец», — выражая сим, что Он идет на страдания не по принуждению, а добровольно. Словом «полагаю» показывает, что никто ее не отнимет у Меня, а Я Сам отдаю ее.

Ин.10:12. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

Намекает и на мятежников, не раз упомянутых. «Они, — говорит, — не положили жизни за овец, но оставили своих последователей, ибо были наемники». А Сам Господь поступил наоборот. Когда взяли Его, Он сказал: «Если Меня ищете, то оставьте сих, пусть идут, чтобы исполнилось слово, что никто из них не погиб» (Ин. 18:8-9, 12) и притом тогда, когда иудеи пришли на Него хуже, чем волки на овец. «Ибо пришли, — сказано, — с мечами и кольями, чтобы взять Его» (Лк. 22:52).

Под волком здесь можно разуметь и мысленного врага, которого Писание называет и львом (1 Пет. 5:8), и скорпионом (Лк. 10:19), и змием (Быт. 3:1; Пс. 90:13). Говорится, что он «похищает» овцу, когда пожирает кого-нибудь чрез худое дело; «разгоняет» когда посредством злых помыслов смущает душу. Справедливо можно назвать его и вором, который «обкрадывает» чрез лукавые помыслы, «убивает» чрез соглашение с ними, «погубляет» чрез дело. Иногда приражается к кому-нибудь помысл злобный, это будет воровство. Если человек согласится с лукавым внушением, тогда, можно сказать, диавол убивает его. Когда же человек на деле совершит зло, тогда он погибает. Может быть, и это значат слова «вор приходит только для того, чтоб украсть, убить и погубить».

Ин.10:13. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

Господь делает совсем иначе, чем этот вор. Он дает божественную жизнь, освещает и помыслы наши добрыми внушениями, и тела добрыми делами; дает и нечто преизбыточествующее, именно то, что мы можем приносить и другим пользу посредством дара учительского, а также и Царство Небесное, как бы придавая нам некоторую лишнюю награду. Он подлинно Добрый Пастырь, а не наемник, каковы начальники иудейские, которые не заботятся о народе, а имеют в виду только то, чтобы получить с него плату. Ибо они искали не пользы народу, а себе прибыли от народа.

Ин.10:14. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

И отсюда ты можешь узнать различие между пастырем и наемником. Наемник не знает овец, что происходит оттого, что он не надзирает за ними постоянно. Ибо если бы он постоянно смотрел, то знал бы их. А пастырь, каков Господь, знает своих овец, потому и печется об них, и они опять знают Его, потому что пользуются Его надзором и по привычке узнают своего Покровителя.

Смотри. Прежде Он узнает нас, а потом уже мы Его. И не иначе можно познать Бога, как быв познанными от Него (1 Кор. 13:12). Ибо Он прежде усвоился нам плотию, став Человеком, потом уже мы усвоились Ему, получив дар обожения. Желая показать, что неуверовавшие недостойны быть познанными от Бога и не суть овцы Его, Он сказал: «Я знаю Моих, и Мои знают Меня», как написано: «познал Господь Своих» (2 Тим. 2:19).

Ин.10:15. Как Отец знает Меня,: так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

Чтобы кто-нибудь не подумал, что Он узнавал, как человек. Он присовокупил: «Как Отец знает Меня, и Я знаю Отца», то есть — Я так верно знаю Его, как Сам Себя.

Часто повторяет «Я жизнь Мою полагаю за овец» для того, чтобы показать, что Он не обманщик. Ибо выражения «Я Свет, Я Жизнь» для немысленных казались надменными. Но слова «Я хочу умереть» не заключают никакого самохваления, а, напротив, выражают великое попечение, так как Он хочет предать Себя за людей, которые бросали в Него камнями.

Ин.10:16. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора,

Это говорит об язычниках. Они не того двора, который под законом. Ибо язычники не ограждаются законом.
и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой,

Ибо и эти в рассеянии, и те не имеют пастырей. И благоразумные, и способнейшие к вере из иудеев были без пастырей, следовательно, тем более, язычники.

Мне «надлежит» собрать и язычников, и иудеев. Слово «надлежит» здесь означает не принуждение, а то, что непременно последует.
и будет одно стадо, и один Пастырь.

«Во Христе Иисусе нет ни иудея, ни язычника» (Гал. 3:28), и никакого различия. Ибо у всех один образ, одна печать крещения, один Пастырь, Слово Божие и Бог. Пусть устыдятся манихеи, отвергающие Ветхий Завет, и услышат, что одно стадо и один Пастырь; ибо Один и Тот же Бог Ветхого и Нового Завета.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector