2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

И ныне, и присно, и во веки веков

И ныне, и присно, и во веки веков

Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .

  • Из веки веков
  • На веки веков (вечные)

Смотреть что такое «И ныне, и присно, и во веки веков» в других словарях:

ПРИСНО — ПРИСНО, нареч. (стар. высок.). Всегда, во веки веков. И ныне, и п., и во веки веков. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

присно — нареч. Церк. Всегда. Ныне и п. и во веки веков … Энциклопедический словарь

присно — нареч.; церк. Всегда. Ныне и при/сно и во веки веков … Словарь многих выражений

Ектения — Диакон, читая ектению, держит в вытянутой правой руке орарь и после каждого прошения осеняет себя … Википедия

Входные молитвы — в православном богослужении молитвы священнослужителей, совершаемые перед Литургией[1]. Эти молитвы читаются непосредственно перед входом в алтарь, откуда происходит их название. Совершаются без облачения, однако на практике священник может … Википедия

Молитва верных — (лат. Oratio fidelium), Всеобщая молитва (лат. Oratio universalis) в западных литургических обрядах один из элементов литургии, завершающий Литургию Слова. В ординарном чине мессы следует непосредственно за провозглашением Символа … Википедия

ВЕК — Атомный век. Публ. Современная эпоха, время научно технической революции. Мокиенко 2003, 13. Большой век. Сиб. Очень долго. ФСС, 23. В век по веки (с отрицанием). Сиб. Никогда. ФСС, 23. Век Астреи. Книжн. Устар. 1. О счастливой, радостной поре. 2 … Большой словарь русских поговорок

Обычное начало (литургика) — Обычное начало, в православном богослужении начальные молитвословия большинства церковных служб и личных молитвенных правил. В храме читаются специально поставленным церковнослужителем, чтецом. Обычному началу предшествует: Возглас… … Википедия

Кафизма — Кафизма, кафисма (греч. κάθισμα) в богослужебной традиции византийского обряда раздел Псалтири. Название происходит от греческого слова, означающего «сидение», что указывает на практику сидения на богослужении во время чтения кафизм (впрочем,… … Википедия

«ДА ИСПОЛНЯТСЯ УСТА НАША» — [слав. , греч. Πληρωθήτω τὸ στόμα ἡμῶν̇ (обычно именуется по первому слову: Πληρωθήτω)], песнопение византийского чина Божественной литургии, исполняемое по завершении причащения. Текстуально «Д. и.» (см.: Служебник. С. 148; Часослов. С. 124 125; … Православная энциклопедия

Всенощное бдение

Смысл и структура всенощного бдения

Всенощное бдение, или всенощная, — это богослужение, которое, как правило, совершается вечером накануне воскресных и праздничных дней. Церковный день, согласно библейской традиции, начинается с вечера, и это вечернее богослужение имеет прямое отношение к празднуемому на следующий день событию.

В древние времена всенощная начиналась после захода солнца и длилась всю предпраздничную ночь. В настоящее время это богослужение обычно заканчивается поздним вечером, но прежнее историческое название его — всенощное бдение — сохранилось.

Всенощная отображает историю спасения рода человеческого и состоит из трех частей, или отделений: великой вечерни, утрени и первого часа.

Великая вечерня

Начальный возглас и предначинательный псалом. Служба начинается с безмолвного каждения алтаря, что знаменует начало творения мира, когда Дух Божий носился над первозданным веществом земли. Затем священник первым возгласом прославляет Создателя мира: Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков — и трижды призывает верующих: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу… В ответ хор торжественно поет 103-й псалом, прославляя премудрость Божию. Открытые в этот момент царские врата и каждение священником всего храма символизируют рай, то есть состояние непосредственного общения людей с Богом, в котором пребывали первые люди.

Светильничные молитвы и великая ектения. Сразу же после каждения храма царские врата закрываются, что напоминает об изгнании первых людей из рая за грех непослушания Богу.

Священник, являя образ кающегося Адама, становится перед закрытыми царскими вратами с непокрытой головой в знак смирения и тихо читает семь покаянных светильничных молитв. Эти молитвы называются светильничными, поскольку с древних времен вечерня совершалась при возжженных светильниках. Затем диаконом от имени всех верующих произносится великая ектения — собрание коротких молитвенных просьб-обращений к Господу о земных и духовных нуждах верующих. Великая ектения часто называется по ее первым словам — Миром Господу помолимся — мирной ектенией.

Первый антифон. После мирной ектении поются избранные стихи из первых трех псалмов Псалтири (первый антифон) и вновь произносится ектения, но уже сокращенная, малая. Далее звучат стихиры на Господи, воззвах — духовные песнопения, которые чередуются со стихами из Псалтири. Стихи перед стихирами имеют покаянный, молитвенный характер, выражают печаль и скорбь человечества до пришествия Христа, а стихиры говорят о событии праздника, о его значении, о новозаветной радости и свете. Последняя стихира называется Богородичен, или догматик, она посвящена Божией Матери. В ней раскрывается церковное учение о воплощении Спасителя от Девы Марии. Во время пения стихир вновь совершается каждение всего храма.

Малый вход. Во время пения догматика открываются царские врата в знак того, что рай вновь открывается пришествием на землю Сына Божия Иисуса Христа, и совершается вечерний малый вход. Через боковую дверь иконостаса выходит священник вслед за диаконом, несущим кадило, подобно тому как Сын Божий явился людям в предшествии Иоанна Предтечи, и в том же порядке они входят в алтарь через царские врата иконостаса. Хор в это время поет Свете тихий — песнь Сыну Божию, Господу Иисусу Христу, Который, по словам апостола Иоанна Богослова, есть истинный Свет невечерний, вечный, незаходимый (см.: Откр. 21: 23; 22: 5). Эта песнь содержит изложение одного из важнейших догматов Православия — исповедание Христа как видимого Лица Пресвятой Троицы.

Паремии, ектении. После приветствия всех молящихся словами Спасителя: Мир всем! — следует прокимен — краткое изречение из Священного Писания, которое произносится перед чтением большого отрывка из Ветхого или Нового Завета. Сам отрывок носит название паремии (от греч. παροιμία — «притча»). По предписанию Церкви паремии читаются в дни великих праздников и содержат пророчества о воспоминаемом в тот день событии или лице (похвалу празднику или святому). После прокимна и паремии диакон произносит сугубую (то есть усиленную) ектению, затем читается или поется молитва: Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. После нее диакон произносит просительную ектению.

Лития, молитва «Ныне отпущаеши». После ектении совершается лития (от греч. λιτή — «усиленное моление»). Священнослужители при пении стихир, содержащих прославление святого данного дня или праздника, выходят из алтаря в притвор, что означает исхождение Церкви в мир с целью молитвенной миссии, и читают литийные молитвы.

После литии хор поет стихиры на стиховне (стихиры со стихами из псалмов), в которых повествуется о празднуемом священном событии. После стихир поется молитва Ныне отпущаеши, произнесенная святым Симеоном Богоприимцем, который сподобился перед смертью увидеть родившегося Спасителя мира. Эта песнь символизирует конец ветхозаветной истории. Затем (если бдение под воскресенье) звучит песнопение, посвященное Деве Марии: Богородице Дево, радуйся — так как новозаветная эпоха начинается с рождения Богородицы.

В это время на середину храма выставляется стол с сосудом с пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем, которые затем освящаются в память о насыщении Спасителем пятью хлебами пяти тысяч слушателей Его проповеди.

Во время утрени освященным елеем священник помазывает молящихся, и тогда же верующим раздаются нарезанные освященные хлебы.

В завершение вечерни священник преподает молящимся древнее благословение от имени воплотившегося Иисуса Христа словами: Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Утреня

Шестопсалмие. Вторая часть всенощного бдения — утреня — начинается радостной песнью ангелов, воспевающих рождество Христа: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Затем свечи в храме гасятся, что знаменует ночь, в которую пришел на землю Христос, и образ тьмы, в которой находилось всё человечество до пришествия Спасителя. Чтец посреди храма начинает читать шестопсалмие, заключающее в себе шесть псалмов, отображающих греховное состояние людей и их надежду на спасение. Во время чтения шестопсалмия священник сначала в алтаре, а потом на амвоне молит Бога о ниспослании людям милости Божией.

Кафизмы. После окончания шестопсалмия вновь произносится, как и в начале всенощной, великая ектения. Затем звучит пение из 117-го псалма: Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне — и поется тропарь — краткое песнопение, повествующее о страданиях Христа и Его воскресении из мертвых либо посвященное празднику или празднуемому святому. Вновь зажигаются свечи и начинается чтение кафизм. Греческое слово κάθισμα означает «сидение», так как по церковному уставу во время чтения кафизм молящимся разрешается сидеть. Вся Псалтирь, состоящая из 150 псалмов, разделяется на 20 кафизм, то есть групп или глав псалмов. На всенощном бдении читаются всегда две, определенные уставом, кафизмы.

Читать еще:  Церковь и жертвы домашнего насилия: реальная помощь и перспективы

Полиелей. Затем начинается полиелей — самый торжественный момент всенощной, посвященный воспоминанию воскресения Иисуса Христа. Название полиелей (от греч. πολυέλεος — «многая милость») эта служба получила потому, что во время полиелея поются хвалебные стихи из псалмов и повторяются слова: яко в век милость Его. На полиелее открываются царские врата, освещается весь храм, священнослужители выходят из алтаря, совершая каждение храма. Эти священнодействия изображают восстание Христа из гроба и явление Его ученикам. Затем следует чтение Евангелия о явлении воскресшего Спасителя. В великие праздники на полиелее поется величание праздника или святого и читается Евангелие, относящееся к празднуемому событию или к прославлению святого.

Канон. После прочтения воскресного отрывка из Евангелия, оно выносится на середину храма, и прихожане прикладываются к нему. В другие праздники верующие целуют праздничную икону. Священник их помазывает благословенным елеем и раздает освященный (на литии) хлеб. В это время читается канон (от греч. κανών — «правило»). Канон — это составленное по определенному правилу собрание из девяти частей (песней). Первый стих каждой песни поется, он называется ирмос, а остальные стихи каждой части (песни) читаются и называются тропарями. Ирмосы отображают ветхозаветные времена и историю нашего спасения. Тропари же канона посвящены новозаветным событиям и прославляют Господа, Божию Матерь, святых, память которых празднуется в этот день.

Стихиры на хвалитех. В древности к моменту окончания чтения канона приближался рассвет, и это приближение света отмечается особым песнопением — светильном, вслед за которым поется стих Всякое дыхание да хвалит Господа и читаются 148, 149 и 150-й псалмы. Эти три псалма называются хвалитными, так как в них часто повторяется слово хвалите. С этими тремя псалмами соединены особые стихиры, которые, как и другие стихиры на всенощной, восхваляют отмечающееся в данный день евангельское или церковное событие (память определенного святого или святых).

Великое славословие. После пения хвалитных псалмов следует великое славословие. Царские врата открываются, и священник возглашает: Слава Тебе, показавшему нам свет! (В древности этот возглас предварял появление солнечной зари.) Хор поет великое славословие, которое начинается словами: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. В этом возвышенном и торжественном песнопении мы хвалим, благословим, поклоняемся, славословим и благодарим Бога.

Заканчивается утреня на всенощном бдении сугубой и просительной ектениями — теми же, которые читались в начале всенощной на великой вечерне. Затем преподается последнее благословение священника.

Первый час

Вслед за благословением священника читается первый час, состоящий из чтения псалмов и молитв, в которых мы благодарим Бога за наступивший день и просим наставления на путь, угодный Ему, в течение грядущего дня. Священник выходит из алтаря без праздничного облачения. Храм погружен в полумрак.

Всенощная заканчивается не радостным торжеством, а смиренным и тихим воззванием к Богу. Господь совершил наше спасение, победил смерть, указал путь в Царство Небесное, но преодолеть этот путь мы сможем лишь ежедневно трудясь в исполнении Его святых заповедей, постоянно испрашивая Его помощи.

Что такое «присно и во веки веков»?

А это уже классика церковных церемоний. Каждая из служб не обходится без этого почти заклинания:

  • Всегда, навеки, до скончания времен, но обычно это словосочетание произносится в несколько расширенном составе, с добавлением слова «ныне», и подразумевает под собой «сейчас и навсегда, навечно». Можно также истолковать его так, что первые выражения относятся к текущему времени, а последнее говорит о вечности;
  • Самое известное изречение состоит из троекратного повторения «слава!» и перечислению ее «адресатов»: Отцу и Сыну и Святому Духу, а также времени действия этой молитвы: и ныне и присно и вовеки…аминь, то есть сейчас, всегда и навечно. Если коротко, то здесь произносится хвала Господу, единому в трех Лицах;
  • Его также называют Кратким славословием Святой Троице (иногда его называют малым), выражающей сущность Бога. Оно существует не только в церковно-славянском (переводном с греческого) изложении, но присутствует и в католических и протестантских текстах. Есть также Великое и Вседневное славословия. Это отдельные их виды молитв, которые применяются строго определенных случаях.

Отныне и присно, и во веки веков…. Всенощное бдение Что значит присно и веки веков

  • Публикации
  • Люди
  • Храмы
  • Сообщества
  • Мероприятия
  • Наши проекты
  • Елицы.Записки
  • Вопросы юристу
  • Вопросы батюшке
  • Вопросы психологу
  • Православные святыни
  • Молитва по соглашению
  • Доброе утро
  • с о.Андреем Ткачевым
  • Добрый вечер
  • Словесная акварель
  • Крылатые притчи
  • Советы психолога
  • На трезвую голову
  • ПроСтранствия
  • Духовная музыка
  • Молебен о благотворителях
  • Ориентация
  • Видео

Чудотворный Пояс Пресвятой Богородицы в Зачатьевском монастыре Москвы Подать записку на Молебен перед святым чудотворным Поясом Богородицы за себя, родных и близких. Отправить записки

И ныне, и присно, и во веки веков

Поздравляю всех с продолжающимся праздником Рождества Христова! Именно продолжающегося, ведь попразднество этого праздника длиться целых семь дней, которых едва-едва хватает, чтобы прочувствовать это торжество. Но напишу я, пожалуй, не про это.

Множество молитв заканчиваются на такие слова: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Мы так часто слышим их в молитвах, что воспринимаются они как хвостик, без которого нельзя, хотя и не понятно почему. Поделюсь своим восприятием данных слов, и своим молитвенным переживанием, при их звучании.

«Ныне» знаменует наш век, на который нам выпало жить. В смысле не всем людям, а конкретно мне, конкретно ныне живущим. И в это самое нынешнее время мы хотим славить Бога, благословлять и молить Его о Его милости.

Кстати, частые повторения «Его» в молитвах, особенно в псалмах, не случайны. Ведь приговаривая к каждому слову местоимение»Его» мы обозначаем, что предмет, о котором говориться (в нашем случае «милость») исходит лично от Него. И никакой «милости» самой по себе, без Бога — нет, и быть не может. Милость только Его, и всех тех, кому Он её даровал. Вот хороший пример, который намного лучше воспринимается, если брать во внимание написанное выше: «Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я» (Пс. 102, 17-18).

Пойдем дальше. «Присно» можно понимать как время, которое было до нашей жизни, и которое наступит после нашей смерти. Ведь с нашей смертью все продолжает быть, как и было до нас. Указывая на время, которое было до нас, мы как бы подтверждаем, что мы присоединяемся к славословию тех людей, которые хвалили Бога до нашей жизни и соответственно будем согласны с теми, кто будет продолжать это дело после нас. Более того, время «присно» заключает в себе даже жизнь тех, кто после смерти пребывает в Раю или Аду.

Но как мы знаем, Рай и Ад будут не вечно, этим обителям душ человеческих придет конец. И даже само время перестанет существовать. И потому следует указать и на следующее время — «веки веков», которые можно понимать как «время», а точнее, вечность, которая наступит после Конца мира, в начале Царства Небесного. Но так как мы не знаем, сколько именно это веков, то говорим «во веки веков». Если посмотреть на старые молитвы, то в некоторых молитвах написано просто «во веки. Аминь». Видимо с какого-то времени Святые Отцы разглядели в этом какую-то конечность, ибо «во веки» можно понимать как время, которое может закончиться через N-ое количество веков. Но так как целью стоит указать не время, а вечность, то и решили добавить еще раз слово «век» во множественном числе. То есть это можно понимать как «и во много много веков». Между прочим к этому приему прибегал сам Христос, указывая прощать брата до седмижды семидесяти раз. И потому стали добавлять «во веки веков», указывая, что веков будет множество, тысячи тысячи. После Второго Пришествия Христова, после Страшного Суда, наступит новый век. И этот век будет не частью чего-то, но целым, которое будет включать в себя части, самой вечностью. Даже слово «вечность» наверняка недостаточно, чтобы описать будущий век. Но не будем всуе философствовать и пойдем дальше.

Если сказать кратно, то «ныне» значит «во время моей жизни», «присно» значит «от создания мира до его конца», а «во веки веков» значит «и в будущем веке».

Разобрались. Но причем тут молитва? Произнося конец любой молитвы мы хотим её, естественно красиво и правильно закончить. И потому последние слова являются всегда завершающим аккордом нашей песни души. И этот аккорд хочется сделать как бы заправкой или приправой, к блюду нашей молитвы, которое мы преподносим Богу. Я вижу в этом окончании следующий смысл.

Во время молитвы мы концентрируемся. Вспоминаем о благодеяниях Богу к нам, думаем о просьбах, скорбим и просим прощения за наши грехи. Каждый сознательный христианин знает насколько это утомительно. И потому, в конце молитвы хочется немного расслабиться, посмотреть на все со стороны. И слова о времени, точнее о его начале без конца приводит нас в исходную точку, с которой мы начинали молитву — к созерцанию. И не просто к созерцанию, а к созерцанию во времени. Мы видим Адама и Еву, их жизнь и падение. Мы видим испытания и радости еврейского народа. Мы наблюдаем за их пленением, освобождением. Мы видим Рождение и Смерть Христа, Его Воскресение и Его заветы. Мы видим нашу жизнь, и даже предвосхищаем будущее. Мы точка в контексте времени. И это помогает нам успокоиться. Отвлечься от своей боли, заботы, нужды. Мы смотрим в вечность как в нечто завораживающее, словно миллиарды звезд на ночном небе. И тем самым пытаемся заглянуть в наше будущее в грядущем веке Царства Божьего. И это созерцание помогает нам найти себя. Найти не суетливого и грешного человека, а того, кто действительно готов оставить все на свете и последовать за Богом.

Читать еще:  День пожилых людей (Международный день пожилых людей). Международный день пожилых людей

Желание быть причастником Царства Небесного. Вот это чувство, которое испытываю я в конце каждой своей молитвы.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Объяснение всенощного бдения и Божественной литургии

«Мы настолько погружаемся в земную суету и попечения, что для обретения подлинной духовной свободы нам требуется очень продолжительное богослужение. Таковым и является всенощное бдение – оно совершается по вечерам накануне воскресных и праздничных дней и способно освободить нашу душу от мрака земных впечатлений, расположить к постижению духовного смысла праздника, к восприятию благодатных даров. Всенощное бдение всегда предшествует литургии – главному богослужению Церкви» (Валерий Духанин, из книги «Во что мы веруем»).

Оглавление

  • Вечерня
  • Утреня

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Объяснение всенощного бдения и Божественной литургии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви

В Священном Писании, которое является для нас, верующих в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия и исповедующих Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, — Откровением и словом Божиим, даны святые заповеди о любви к Богу и человеку как образу Божию. Одна из заповедей гласит: Помни день субботний (седьмой), чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему (Исх. 20, 8-10). В Новом Завете седьмым днем является для нас воскресение. Для православных христиан воскресение является праздником, ибо в этот день воскрес из мертвых Господь наш Иисус Христос. Воскресение дало содержание субботнего покоя: мир с Богом, восстановление в человеке образа и подобия Божия, богообщение и покой в Духе Святом. Суббота была пророчеством о покое, пророчеством о Воскресении, в этом смысле — образом вечности. Воскресение — это начало вечной жизни на земле. Ветхозаветная пасха воплотилась в Новозаветную Пасху, а суббота — в воскресный день.

Почитая и освящая этот седьмой день, мы исполняем заповедь Божию, данную еще в Ветхом Завете, и получаем благословение Божие и помощь свыше на предстоящую седмицу. Время, которое мы проводим на богослужении в воскресные и праздничные дни, является для нас той десятиной, которую мы приносим Богу за весь годичный круг времени (см.: Мал., гл. 3).

Воскресный день начинается для нас в субботу вечером богослужением великой вечерни и пением 103-го псалма, который символизирует сотворение мира.

Открываются царские врата, священник и диакон совершают каждение алтаря. Это означает действие Святаго Духа, сообщившего жизнь первозданной материи. Творцом мира из нее была создана вся Вселенная.

Затем диакон выходит на амвон и приглашает к молитве всех присутствующих в храме. «Восстаните», — возглашает он, и хор от лица верующих поет: «Господи, благослови». Священник, прославляя Святую Троицу, возглашает: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор отвечает: «Аминь» и поет 103-й псалом: «Благослови, душе моя, Господа… Аллилуия» 1 .

Священник с диаконом совершает каждение всего храма и всех верующих. Читается молитва на освящение кадила: «Кадило приносим Тебе, Христе Боже наш, в благоухание духовное, которое приими в Небесный Твой жертвенник и ниспошли нам благодать Всесвятаго Твоего Духа». Символика каждения храма и народа означает следующее: как при сотворении мира Дух Божий сообщал жизнь первозданному миру, так и теперь верующие обновляются благодатью Духа Святаго.

Священнослужители заходят в алтарь, царские врата закрываются, как закрылись врата рая за человеком, согрешившим перед Богом. Диакон, возглашающий на амвоне мирную ектению, символизирует собой падшего Адама, изгнанного из Эдема и стоящего пред закрытыми вратами рая с покаянной молитвой. Так вспоминается грехопадение первых людей, и поется 1-я кафизма Псалтири: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых», где раскрываются причины грехопадения (ведь по «совету» нечестивого змея и произошла трагедия грехопадения) и проповедуются пути жизни и благочестия.

Песнопением «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя» напоминается о ветхозаветных жертвах, изобразивших будущую Искупительную Жертву — Христа Спасителя. Верующие в это время читают про себя 50-й псалом, рассказывающий о смирении, и, в частности: Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). Вновь совершается каждение всего храма, которое знаменует благовестие о Христе Иисусе, Истинном Боге и Истинном Человеке. Хор поет стихиры, в которых раскрывается значение ныне празднующегося события. На запев: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь» поется стихира праздника и совершается вход с кадилом из северных дверей алтаря. Свещеносец прообразует свет ветхозаветных пророков, диакон — Иоанна Предтечу, священник — Христа Спасителя. Диакон совершает кадилом крестное знамение в царских вратах, это означает, что через крестные страдания Спасителя вновь открылся верующим вход в Царствие Небесное, закрытый грехопадением первых людей. Далее следует песнопение «Свете тихий», повествующее о явлении на Иордане Христа Спасителя, Который крестился от Иоанна, и в это время был слышен голос Бога Отца и виден Дух Святый в виде голубя, сходившего на Сына Божия.

Далее возглашаются и поются песнопения, которые называются прокимны, читаются паремии на середине храма, возглашаются две ектении — сугубая и просительная, где просятся у Бога милости земные и небесные. Поются стихиры храма или праздника, священнослужители выходят в притвор, где совершается лития — моление покаянного характера, четыре прошения произносит диакон и пятое, заключительное, — предстоятель. Молящиеся могут возносить Богу прошения о здравии живых и упокоении усопших православных христиан 2 . Священнослужители возвращаются в центр храма, поются стихиры праздника, и совершается молитва праведного Симеона Богоприимца от лица настоятеля «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…». Эта молитва напоминает нам об окончании земной жизни каждого человека и настраивает на благочестивые размышления об ответственности людей перед Богом за свои дела, слова и помышления. Читается Трисвятое по «Отче наш», поется трижды тропарь. Во время этого праздника совершается троекратное каждение вокруг столика с пятью хлебами, которые благословляются священником в воспоминание чудесного умножения Господом Иисусом Христом пяти хлебов для пяти тысяч народа в пустыне. Поется 33-й псалом «Благословлю Господа на всякое время», в котором говорится о том, как исполненный благодарных чувствований к Господу Богу Давид высказывает намерение во всю жизнь свою прославлять Господа. Он приглашает к тому же и других верующих, с отеческой любовью научая их страху Божию и стараясь убедить в том, что люди благочестивые всегда пользуются особенным благоволением Божиим, между тем как нечестивых ожидает строгое наказание Божие. Оканчивается вечернее богослужение возгласом предстоятеля: «Благословение Господне на вас», которое переходит в утреннюю службу.

Ектении, кафизмы, прокимны, возгласы, отпусты

Во время богослужения в храме мы слышим те или иные слова священника или диакона. Мы не всегда понимаем, что они означают и почему произносятся именно в этот момент службы. Интересная и познавательная для новичков, делающих первые шаги в Церкви, энциклопедия «Православное богослужение» рассказывает об этом:

В центре всей молитвенной и богослужебной жизни Церкви — Господь Иисус Христос. Господь открыл людям Отца, и Отец послал Духа Святого верующим в Его Сына. И сегодня мы приходим к Богу Отцу и получаем дар Духа Святого через веру в Сына Божьего. Богослужение представляет собой славословие Пресвятой Троице и нашу молитву.

Богослужение начинается возгласом священника. Большинство служб открывает возглас: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков». По отношению к человеку Божье благословение — это помощь, поддержка и одобрение. Когда же человек благословляет Бога, это означает Его прославление.

В начале утрени звучит возглас: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельной Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков».

Самый торжественный возглас открывает литургию оглашенных, а также звучит на таинствах Крещения, Брака и на новогоднем молебне: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков». Царство Пресвятой Троицы, Вечное Царство Божие, Царство Небесное, Царство любви и правды в полноте откроется в жизни будущего века. Но приобщение к нему начинается уже сейчас, потому что Христос Бог незримо присутствует в Своей Церкви и ее таинствах.

Читать еще:  Церковь — на помощь наркозависимым. Бесплатная помощь Христа ради

Возглас священника дополняет произносимое чтецом или хором древнее слово «аминь», означающее «истинно, да будет так».

На литургии, вечерне, утрене, молебне и панихиде (кроме служб часов и изобразительных) возносятся ектении — молитвословия, состоящие из ряда прошений, которые провозглашает диакон (или священник), а хор от лица всех собравшихся в храме добавляет краткую молитву: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи».

(Изобразительны — церковная служба, совершаемая вместо литургии, а также предваряющая литургию Преждеосвященных Даров).

Самый торжественный возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков» — открывает литургию оглашенных, а также звучит на таинствах Крещения, Брака и на новогоднем молебне

Ектении бывают нескольких видов. Великая (по числу прошений, в русской традиции их двенадцать), или мирная (так как ее открывает призыв молиться в сердечном мире). Великая ектения звучит в начале вечерни, утрени и литургии.

Малая ектения представляет собой сокращенный до двух последних прошений вариант великой ектении. Ее открывает призыв: «Паки и паки (снова и снова) Господу помолимся».

Просительная ектения перечисляет важнейшие для нашей жизни прошения, каждое из которых заканчивается припевом хора: «Подай, Господи».

Сугубая ектения перечисляет всех, кого обнимает Церковь своей молитвой: священство, нашу богохранимую страну, власти и воинство, усопших и живых. Сугубой (то есть усиленной) ектении соответствует трижды повторяемая хором молитва: «Господи, помилуй».

Слова «Господи, помилуй», звучащие на протяжении служб вечерни, утрени и литургии, являются молитвенным стержнем всех сложных чинопоследований. Это краткая форма Иисусовой молитвы, которая полностью звучит так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (грешную)».

Иисусова молитва, обращенная к Иисусу Христу, подразумевает всю Пресвятую Троицу, ведь, называя Христа Сыном Божьим, мы исповедуем Его Отца, а именуя Его Господом, то есть Богом, мы подтверждаем слова апостола Павла: Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.

Вера в Иисуса Христа как Истинного Бога есть дар Святого Духа. Эту краткую молитву человек может мысленно произносить про себя во время всего богослужения.

Ектению, а иногда, как на литургии, сопровождающую ее тайную, то есть читаемую не во всеуслышание, молитву завершает возглас священника. Возглас подводит итог, славословит Бога и объясняет, почему мы обращаем к Нему молитву. Великой ектении соответствует возглас: «Яко (так как) подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно (всегда) и во веки веков».

Божья слава — это сияние Божьей святости, которое, согласно Библии, сопровождало явление Бога еще в Завете Ветхом. В Новом Завете воплотившийся Сын Божий скрыл свое величие, став человеком. Но иногда Господь Иисус Христос являл Свое всемогущество: когда совершал чудеса, повелевал стихиями, исцелял безнадежно больных и воскрешал умерших, а однажды, на горе Фавор, Господь приоткрыл Свою славу Единородного Сына Божьего — тогда лицо Его просияло как солнце.


Облако над горой Фавор

Полноту Своей славы Господь явил Воскресением и Вознесением. И в конце всех времен Он придет «со славою судить живых и мертвых, и Царству Его уже не будет конца». Слава Христа Спасителя, которая откроется для всего мира со Вторым Христовым Пришествием, уже сейчас является знанием и опытом Церкви. Из него рождаются славословие Бога, красота наших храмов и торжественность богослужения. Слава Божья может сиять и в человеке: она просвещает святых. В иконописи это символизирует окружающий голову нимб.

Существует множество разных возгласов по окончании ектений, и все они говорят о милости, благости и человеколюбии Бога. На возглас священника, завершающий ектению, хор от лица всех собранных в храме отвечает: «Аминь».

Особое значение в молитвенной жизни Церкви принадлежит книге псалмов. Эта книга Ветхого Завета, получившая именование по названию струнного музыкального инструмента, состоит из ста пятидесяти одной песни — псалма.

Большинство псалмов написано царем и пророком Давидом. Согласно пророчествам Ветхого Завета, именно из числа его потомков должен был прийти в мир Христос. В псалмах содержится весь спектр чувств по отношению к Богу: покаяние, упование на Его помощь, благодарение и славословие. И что самое главное, в псалмах записаны пророчества о Христе Спасителе.

Когда-то псалмы звучали в скинии, первом храме для истинного Бога, устроенном в шатре, затем в Иерусалимском храме, а теперь они читаются или поются на всех богослужениях Православной Церкви. В богослужебной традиции Псалтирь разделена на двадцать частей — кафизм. Это название происходит от греческого слова «сидение», название «седальны» носят также тропари, читаемые после кафизм: в древней практике во время их чтения в храме сидели. В кафизмах разное количество псалмов (например, 18-я содержит пятнадцать псалмов, а 17-я состоит из одного только 118-го). Каждая кафизма разделяется на три части — стасии («остановки»), называемые также «славами», так как между ними читается славословие «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Иногда псалмы читаются по одному, иногда по три, как на службах часов. В начале утрени звучит шестопсалмие (3, 37, 62, 87, 102, 142 псалмы).

На утрене же звучат две, а иногда, в соответствиис календарем, три кафизмы. Одна из самых торжественных частей утрени — полиелей. Он представляет собой пение 134 и 135-го псалмов. Во время Великого поста, в период усиленной молитвы,кафизмы читаются также на часах. 103-й псалом («Благослови, душе моя, Господа») открывает вечерню, и на ней звучит 1-й псалом, а 33-й ее заканчивает. Псалмы в виде антифонов исполняются на литургии.

Полиелей — одна из самых торжественных частей утрени. Он представляет собой пение 134 и 135-го псалмов

Также на богослужении мы слышим отдельные стихи из псалмов. Из них составлены входные стихи, провозглашаемые во время литургии на малом входе в дни Господских двунадесятых праздников.

Прокимны и аллилуиарии предваряют чтение Священного Писания. Слово «прокимен» означает «предлежащий», на утрене, литургии, иногда на вечерне он предшествует чтению Писания. Прокимен представляет собой строку из псалма и стих, также взятый из Псалтири. На богослужении чтец объявляет один из восьми гласов, на который будет исполняться прокимен, и произносит его, хор поет прокимен, чтец (или священнослужитель) произносит стих прокимна, хор снова поет прокимен. Наконец чтец произносит половину прокимна, и хор заканчивает его.

Слушание слова Божьего — один из важнейших моментов богослужения. Книги Ветхого Завета читаются на вечерне всенощного бдения в двунадесятые и великие праздники на паремиях, в праздники, посвященные святым апостолам, читаются Апостольские послания. На утрене всенощного бдения читаются евангельские зачала — отрывки, посвященные либо празднику, либо на воскресном всенощном бдении (в субботу вечером) одно из одиннадцати воскресных зачал о событиях воскресенья. На литургии чтение начинается с Апостола и продолжается Евангелием.


Чтение Апостола

Литургийных чтений может быть несколько: рядовое (дневное), праздничное (по своему смыслу сопоставляемое с воспоминаемым событием), посвященное святому, но в любом случае чтений не более трех. Чтение Писания открывается вводными словами: обращением «братья», «возлюбленные» — в Апостольских посланиях, или же «во время оно», то есть «в то время», — в книге Деяний и Евангелии, либо же «рече Господь» — то есть «сказал Господь».

Круг годового евангельского и апостольского чтения начинается в самый важный и главный праздник — Пасху. На Пасхальной литургии читается пролог — начало Евангелия от Иоанна и начало книги Деяний.

Существуют свои апостольские и евангельские чтения для молебнов и таинств. Важность чтения Евангелия подчеркивается предваряющими возгласами, торжественным выносом Евангелия на амвон или середину храма с предшествующим свещеносцем, а также каждением.

Благословляющий возглас священника «мир всем» звучит на вечерне, утрене и литургии, а также в чинопоследовании молебна и таинств.

Мир — одна из основополагающих человеческих ценностей. Если вражда и война обусловлены падшим состоянием человечества, то Господь пришел, чтобы примирить Бога и ушедшего от Него человека. Словами «Мир вам» воскресший Господь приветствовал Своих учеников, с этими же словами обращался к ученикам Христовым апостол Павел в посланиях, и он же утверждает, что Христос и есть мир наш. Господь дарует нам в Церкви Самого Себя и Свой мир. На слова священника хор отвечает: «И духови твоему», то есть желает того же.

Отпуст — краткое молитвословие и благословение, которым заканчивается богослужение

Заканчивает богослужение отпуст — краткое молитвословие и благословение. Малый отпуст звучит так: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

Великий отпуст на всенощном бдении и литургии, который в воскресные дни начинается словами: «Воскресый из мертвых», включает в себя также упоминание святых Небесных Сил бесплотных (в понедельник), Иоанна Предтечи (во вторник), апостолов, силы Честного и Животворящего Креста (в среду и пятницу), святителя Николая (в четверг), святых дня, а также Богоотец Иоакима и Анны. На отпусте литургии поминается также ее творец.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector