0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Армянская церковь

Армянская церковь. В чем разница между православием и армянским христианством?

Армянская церковь — одна из древнейших христианских общин. В 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Уже много веков между нами нет церковного единства, но это не мешает существованию добрососедских отношений. На прошедшей 12 марта встрече с послом Республики Армения в России О.Е. Есаяном, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Наши отношения уходят вглубь веков… Близость наших духовных идеалов, единая нравственная и духовная система ценностей, в которой живут наши народы, являются фундаментальной составляющей наших отношений».

Читатели нашего портала часто задают вопрос: «В чем различие между православием и армянским христианством»?

Протоиерей Олег Давыденков, доктор богословия, заведующий кафедрой восточно-христианской филологии и восточных Церквей Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета отвечает на вопросы портала «Православие и мир» о дохалкидонских церквях, одной из которых и является Армянская церковь.

Чем армянское христианство отличается от русского православного и других ветвей христианства. Объясняю на пальцах

Армяне, как известно, первый в мире народ, что официально принял христианскую веру как официальную. Произошло это еще в начале IV века н.э при царе Трдате III Аршакуни.

Вместе с тем большинство армян исповедуют собственный толк христианства — армянское апостольское христианство. Разумеется, есть армяне и других ветвей учения Христа — католики, протестанты, православные (халкидониты).

Есть и хемшилы — перешедшие под османским давлением в ислам армяне-амшенцы, часто их даже не относят к армянам.

Но большинство верующих армян ныне, повторимся, следует учению Армянской Апостольской Церкви (ААЦ). Также эту ветвь христианства именуют григорианской — по имени крестителя армян Григория Просветителя (Лусаворича).

Апостольской же Армянскую церковь называют, так как идет она от апостолов — семена христианства в армянской земле посадили еще в I-м веке н.э апостолы (ученики) Христа Фаддей и Варфоломей.

Армянская Апостольская Церковь также относится к древневосточным христианским Церквям. То есть, самым первым, самым исконным. Так же как примеру, коптская, сирийская ассирийская.

Что же это за толк христианства такой и чем отличается?

Объясняем просто и на пальцах.

Сразу нужно уточнить — армяне ААЦ НЕ монофизиты, как многие ошибочно думают . То есть, не верят, что Иисус был лишь Богом. Армяне ААЦ скорее миафизиты — то есть, верят в гармоничное сочетание в Христе божественного и человеческого начала. В то время, как православные, к примеру, диофизиты, то есть считают, что в Иисусе существовали два начала — человеческое и божественное, и они не смешивались.

ААЦ — особая церковь, не подчиняющаяся никому, кроме собственного Католикоса, чья резиденция с IV века н.э находится в Эчмиадзине (Вагаршапат) — древнем армянском городе близ Еревана. У армян существует в силу исторических причин еще и Католикос Киликийский с резиденцией в Ливане, но он признает верховенство Эчмиадзина.

Богослужения в Армянской Апостольской Церкви ведутся на грабаре — древнеармянском языке, зафиксированном еще в форме IV столетия от рождества Христова.

У армян апостольской веры имеется особый вид христианского креста — обычно без изображения распятого Христа, увитый растительным орнаментом как символ жизни, со знаменитыми «ласточкиными хвостами» по краям.

Другие особенности ААЦ — особая строгая архитектура скромных храмов, ведущая свои истоки еще от древнего армянского зодчества. Малое число икон в церквях. А также наличие некоторых особых церковных обрядов, не существующих у других христиан. Например, матах — жертвоприношение.

ААЦ также следуют в плане церковных праздников собственному календарю. Потому армянские христианские Праздники (Пасха/Сурб Затик, Рождество) могут совпадать то с католическими, то с православными, то вовсе на особые даты выпадать.

В ААЦ довольно развит институт монашества. При этом женщин-монашек у армян практически нет. Ибо еще царь Пап в IV веке н.э постановил: монашество, конечно, дело Богоугодное, но в силу особого окружения Армении, армянки должны детей рожать, а не томиться в кельях.

Интересный момент. Обычно Армянская Апостольская Церковь воспринимается как чисто армянский толк христианства.

Но в прошлые века ей следовали и другие народы. Например, лезгиноязычные кавказские албаны, некоторые тюркские племена, жившие по соседству с армянами в Крыму. Немалое влияние ААЦ оказала и на Грузинскую Православную Церковь.

Сегодня Русская Православная Церковь поддерживает дружеские отношения с ААЦ, хотя и не имеет с нею так называемого евхаристического общения. То есть, верующие двух толков не могут принимать участия в совместной евхаристии (церковном молении, литургии). Однако, верующий ААЦ может перейти в РПЦ без нового крещения — достаточно лишь обращения к православному священнику.

Читать еще:  Патриарх кирилл агент кгб. Патриарх кирилл

Излишне говорить, что армяне весьма любят и почитают свою Церковь, не раз спасавшую народ в самые трудные времена вражеских нашествий, дававшую армянам силы для духовного возрождения и сохранения своей древней культуры.

А вот случаи обращения в ААЦ христиан других религий ныне довольно редки. Самый известный пример — легендарный бард Владимир Семенович Высоцкий , принявший крещение в армянском монастыре Севанаванк еще в начале 1970-х годов.

filaretuos

Друзья и враги

Чем отличается Армянская и Грузинская Церкви от Русской

1) Сиро-яковиты, копты и малабарцы (Маланкарская церковь Индии). Это монофизитство севирианской традиции, в основе которой лежит богословие Севира Антиохийского.

2) Армяне (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты).

3) Эфиопы (Эфиопская и Эритрейская церкви).

АРМЯНЕ – потомки Фогармы, внука Иафета, называют себя Хайками, по имени Хайки, выходца из Вавилона за 2350 лет до Рождества Христова.
Из Армении они впоследствии рассеялись по всем областям Греческой Империи и, по свойственному им духу предприимчивости, сделались членами Европейских обществ, сохранивши, однако же, свой наружный тип, нравы и религию.
Христианство, принесенное в Армению Апостолами Фомою, Фаддеем, Иудою Иаковлевым и Симоном Кананитом, утверждено в IV веке Святым Григорием “Просветителем”. Во время IV-го Вселенского Собора Армяне отделились от Греческой Церкви и, вследствие национальной вражды с Греками, настолько отделились от них, что бывшия в XII веке попытки к соединению их с Греческой Церковью, остались безуспешны. Но в то же время, многие Армяне под именем Армяно-Католиков подчинились Риму.
Число всех Армян простирается до 5 миллионов. Из них до 100 тысяч Армяно-Католиков.
Глава Армяно-Григориан носит титул Католикоса, утверждается в своем сане Российским Императором и имеет кафедру в Эчмиадзине.
Армяно-Католики имеют своих Архиепископов, которых поставляет Римский Папа

Грузинская православная церковь (официально: Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь; груз. — автокефальная поместная православная церковь, имеющая шестое место в диптихах славянских поместных Церквей и девятое в диптихах древних восточных патриархатов . Одна из древнейших христианских церквей в мире . Юрисдикция распространяется на территорию Грузии и на всех грузин, где бы они ни проживали. По преданию, основанному на древней грузинской рукописи, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери . В 337 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви (Сирийской).
В 451 году, вместе с Армянской церковью, не приняла решений Халкидонского собора и в 467 году при царе Вахтанге I стала независимой от Антиохии , приобретая статус автокефальной Церкви с центром в Мцхета (резиденция верховного Католикоса). В 607 году Церковь приняла решения Халкидона, порвав с армянами.

Глава Грузинской Церкви носит титул: Католикос-Патриарх Грузии, Архиепископ Мцхета-Тбилиси и митрополит Пицунды и Цхум-Абхазети (ныне Илья Второй)

Отличия в ритуалах

Армянская церковь отличается от русского православия, где имеется три высших сана (епископ, пресвитер, диакон). В ААЦ их насчитывается пять. Самым высоким считается католикос, за которым следуют епископы, священники, дьяконы и чтецы.

Службы в армянских храмах совершаются по особому принципу:

  • большинство священнодействий на алтаре проводятся таким образом, чтобы молящиеся люди могли наблюдать за ними;
  • службы ведутся на грабаре, представляющим собой древнеармянский язык;
  • литургия проходит с использованием пресной просфоры, которая является квасной в русских ритуалах;
  • в молитвенных текстах восхваляется только одна из ипостасей Господа, а не вся Божественная Троица;
  • богослужения сопровождаются звучанием органа, что во многом напоминает католическую традицию.

Внутри большинства церквей отсутствует иконостас. Иногда его можно заметить в уголке помещения, однако он никогда не занимает основное место в храме. На стенах нет привычных для православия изображений святых. Их могут украшать картинами.

Существует уникальный обряд, который совершается только представителями ААЦ. Это Матах – в переводе «поднесение соли». Согласно ему любой верующий может организовать стол, за который будут приглашаться все нуждающиеся – бедные, больные, одинокие, угнетенные. По древним правилам за таким столом не могут присутствовать богатые люди или родственники того, кто предложил угощения.

Армянская Церковь: отличия от Православия

Православная Церковь признает 7 Вселенских Соборов. Армяне – только первые 3 дохалкидонских Вселенских Собора: Первый (в Никее в 325 году), Второй (в Константинополе в 381 году), Третий (в Эфесе в 431 году). Соответственно, Православная Церковь признает божественную и человеческую природу Иисуса Христа, Армянская только божественную.

В Армянской Церкви существует матах – традиция, подразумевающая приношение дара Богу через милостыню. Этот обряд чаще всего происходит в виде большой трапезы для нуждающихся, бедных и больных. Приглашать на нее своих близких запрещается. Матах является не догматическим установлением Армянской Церкви, а благочестивой традицией.

На Литургии в Армянской Церкви используется пресная просфора (Ншхар), в Православной – квасная.

Читать еще:  Зачем Богу наши восхваления и благодарности?

Крестятся армяне слева направо, тогда как православные справа налево.

Отличается и армянский крест. На нем редко можно увидеть распятого Христа, зато на можно увидеть листья. Они символизируют жизнь, через Спасителя побеждающую смерть.

В Армянских храмах нет иконостаса и все священнодействия в алтаре совершаются на виду у молящихся в храме, кроме богослужений на Страстной Седмице. В Православных храмах алтарная часть отделена от основной части храма иконостасом. Также характерно малое количество икон в армянских церквях, домашняя молитва совершается перед распятием. В православных церквях особо почитаются образы Бога и Его святых угодников. Поэтому зачастую в храмах присутствует множество различных икон.

Если армянский священник овдовел, то ему разрешается жениться повторно. В Православии священнослужителю допускается лишь один брак.

Православие и Армянская Апостольская Церковь

Дмитрий Б. А.

Алексейка

Евгения Евгения

Дмитрий Б. А.

Евгения Евгения

Галина***

  • 7 Авг 2016
  • #6
  • Евгения Евгения

    • 8 Авг 2016
  • #7
  • Невзирая на некоторое, связанное с межцерковным общением последнего времени, смягчение риторики конфессиональных апологетов, для римо-католиков и греко-православных «монофизитскими церквями» являются всеДревневосточные православные церкви, в частности Армянская апостольская церковь. Однако такие представления о Древневосточных церквях вступают в очевидный конфликт с реальностью, поскольку все эти церкви отвергают монофизитство и анафематствуют его, как считается, основателя Евтихия.

    Сергий_

    • 8 Авг 2016
  • #8
  • Чудо Благодатного огня – подтверждение истинности православного вероисповедания. Он сходит только в тот день, когда православные готовятся к встрече Пасхи. Не смотря на то, что святыни в храме Воскресения распределены между четырьмя конфессиями (православные, католики, армяне, копты), право принимать Благодатный огонь принадлежит исключительно православному Патриарху.

    В истории были случаи, когда представители других конфессий старались оспорить это право. Как только турецкая администрация укрепилась в городе, руководители армянской церкви убедили турок передать им право на получение и распределение Благодатного огня. Православные вместе с Патриархом были удалены с храма, и расположились недалеко от входа в храм, возле колонн.

    То, что произошло потом, нельзя не назвать явным Божьим указанием на истинную веру. Пока армяне ждали чуда, раздался громовой удар, и мраморная колонна, у которой стоял православный Патриарх, треснула, и из нее показался огонь. Трещину, обожженную огнем, с соответствующей надписью можно увидеть на этой колонне и сейчас.

    Католики официально в церемонии получения Благодатного огня не участвуют, притом, что множество католиков ежегодно присутствуют в храме и вместе со всеми зажигают свечи у православного Патриарха. Католическая церковь предпочитает умалчивать об этом чуде.

    Борис Т

    Супер-Модератор
    • 8 Авг 2016
  • #9
  • Что значит «не признают канонов всех Соборов»?
    Причины разделения всё-таки больше политического характера. Проанализируйте ту ситуацию, в которой находилась Армения в то историческое время.
    Теоретически, диалог возможен. И на определённых уровнях он проходит.
    Вот, кстати, что писал армянский патриарх Гарегин I: «Армянская Церковь не является монофизитской в том смысле, который обычно вкладывают в это понятие. Под монофизитством, как правило, понимают признание лишь Божественной природы Христа при почти полном исчезновении Его человеческой природы, которая, согласно Евтихию, была потеряна в Его Божественности, “как капля меда в океане”. Мы также не следуем учению Нестория, так как никогда не принимали его дуализм в личности Христа, воплощенного Слова. Доказательством этого служат наши литургические тексты, в которых мы предаём анафеме Евтихия, Нестория и их учения.

    Что касается нашей христологии, мы остаемся в русле богословия Кирилла Александрийского. Если под монофизитством понимать исповедание “одной природы Бога, Воплощенного Логоса” как единства двух природ, в этом случае мы монофизиты. Две природы не потеряли собственных черт и своей полноты, но они не действуют нераздельно, иначе мы бы имели дуализм, и воплощение не имело бы места.

    Во времена борьбы вокруг формулировок Халкидонского собора богословы и церковные иерархи, обвиняя друг друга в ереси, были искренни. Но когда мы смогли установить подлинный церковный диалог и прийти к взаимной открытости, другие церкви несколько раз констатировали, что наше “монофизитство” не было ересью».

    Так что всё может быть не так однозначно.

    Галина***

    • 8 Авг 2016
  • #10
  • Борис Т

    Супер-Модератор
    • 8 Авг 2016
  • #11
  • Дорин Сергей Николаевич

    • 17 Авг 2016
  • #12
  • Как это не было. Кто же защищал Нестория, и почему Собор разделился в ожидании большинства?

    Вселенский Собор 431 г. Ефес

    На первом заседании принимаются 12 анафематизмов Кирилла, без значительной части эйкумены. В последствии приезжают папские легаты и остальные епископы. Немедленно 10 и 11 июля он созвал 2-е и 3-е заседания собора. На нем легаты прочитали послание папы Целестина, выслушали протокол заседания 22 июня, одобрили его, т. е. и низложение Нестория, и все это подписали.

    Читать еще:  Не для слабаков: пастор-баптист на православной Литургии

    На 4-е и 5-е заседания 16-17 июля было послано приглашение Иоанну с его 35 епископами. Те не откликнулись. Очень вероятно, что именно римские легаты удержали собор от крайности, ибо низложения Иоанна и 35 не последовало. Их лишь отлучили, αφορισμος.

    Собор затем решил и несколько текущих вопросов. Например, на заседании 31 июля всплыл кипрский вопрос. Кипрские епископы, небескорыстно примкнувшие к Риму и Александрии, просили утвердить их независимость от Антиохии. Основания для этого не были ясны, но момент для них был благоприятным, поскольку Рим и Александрия были заинтересованы в их голосах. Собор Кирилла принял утвердительное постановление по их делу, правда, в несколько сдержанной форме: «Если доказано, что Кипр до сих пор пользовался правами независимого от Антиохии поставления своих епископов, то и на будущее время пусть он сохраняет это право». Так оформилась автокефалия Кипрской церкви «в долготу дний».

    Исторически интересно постановление Ефесского собора ο воспрещении употребления всякого другого символа веры, кроме Никейского (правило седьмое). Харисий, епископ филадельфийской церкви, докладывал, что для присоединения к церкви сектантов четыренадесятников к ним явились от Нестория Константинопольского пресвитеры с «развращенным» символом веры, написанным на случай обращения еретиков и содержащим христологию в духе Нестория. Вероятнее всего, это был просто уже сформировавшийся и вошедший в Константинополе в церковно-богослужебное употребление наш нынешний, полный Никео-Цареградский символ. Выслушав доклад, соборные отцы воспретили употребление такого символа. Постановление это не было подписано до 31 июля, когда все соборное делопроизводство непредвиденно прервалось. Β это время явился императорский уполномоченный Иоанн с приказом об аресте и Кирилла, и Мемнона Ефесского, и Иоанна Антиохийского. Посему в рукописном предании деяния этого собора кончаются шестым правилом с подписями, седьмое правило осталось неподписанным, т. е. формально не имеющим обязательной силы. И, по существу, оно было аннулировано ходом истории церкви. Для компетентных современников эта необязательность седьмого ефесского правила была бесспорна. Так, на Вселенском Халкидонском соборе 451 г., когда некоторые сослались на канон Ефесского собора, воспрещающий употребление нового символа веры, Евсевий, епископ Дорилейский, смело заявил, что такого ороса и канона Ефесского собора не существует.

    Впоследствии при мирных урегулированиях анафематизмы Кирилла фактически не были приняты, как абсолютные, по примирению с Антиохийской стороной, так как замечалась ересь аполлинария и вырастала гидра монофизитства.

    Ранее в том же месте в тоже время

    Когда святейший и боголюбезнейший Иоанн, епископ Антиохии, митрополии восточного округа, находился в своем местопребывании и при нем был святой собор
    .
    Определение:

    Святой собор, милостию Божиею собравшийся в Ефесе по грамоте благочестивейших и христолюбивых императоров наших, определяет следующее:
    Мы хотели, чтобы, по правилам св. отцов и по грамоте благочестивейших и христолюбивых императоров наших, собор совершался мирно. Но вы, побуждаемые дерзостию, бесчинением и еретическим образом мыслей, собрались отдельно (хотя мы, по грамоте благочестивейших императоров наших, были уже при дверях.) и произвели всякого рода замешательства в городе и святом соборе с тою целию, чтобы не подвергались исследованию главы, согласные с зловерием и нечестием Аполлинария, Ария и Евномия; вы не дождались прибытия отовсюду святейших епископов, созванных благочестивейшими имперагорами нашими, хотя высокоименитый комит Кандидиан письменно и словесно внушал вам не дерзать на что-либо подобное, но ожидать общего собрания всех святейших епископов. Посему ты, Кирилл александрийский, и ты, Мемнон, епископ сего града, знайте, что вы низложены, лишены епископства и отлучены от всякого церковного священнодействия, как зачинщики и вожди беспорядка и беззакония, виновники нарушения отеческих правил и императорских предписаний. Вы же, все прочие, согласившиеся с теми нарушителями церковных правил и императорских предписаний, да будете отлучены, пока, сознавши свою вину, не раскаетесь, и не примете веру святых отцов, собравшихся в Никее, ничего чуждого не прибавляя (к ней), пока не предадите проклятию еретические главы, изданные Кириллом александрийским, противные евангельскому и апостольскому учению, и не покоритесь грамоте благочестивейших и христолюбивых императоров наших, повелевающей, чтобы дела веры были исследованы мирно и тщательно.
    Подписали:

    Иоанн, епископ антиохийский.
    Александр, митрополит апамейский.
    Иоанн, митрополит дамасский.
    Дорофей, митрополит маркианопольский.
    Александр, митрополит иеропольский.
    Дексиан, митрополит Селевкии исаврийской.
    Василий, митрополит фессалийский.
    Антиох, митрополит вострский.
    Павел Емесский.
    Априггий халкидский.
    Полихроний ираклийский.
    Кирилл аданский.
    Авсоний иларийский.
    Мусей арадский и ангарадский.
    Исихий каставальский.
    Салустий корикский.
    Иаков доростольский.
    Зос (по другим,Зосий) исвунтский.
    Евстафий парнасский.
    Диоген селевковильский.
    Плакон лаодикийский.
    Полихроний епифанинский.
    Фритил, митрополит ираклийский.
    Имерий, митрополит никомидийский.
    Елладий, митрополит тарский.
    Евфирий, митрополит тианский.
    Астерий, митрополит амидский.
    Феодорит кирский.
    Макарий лаодикийский.
    Феосевий кийский (в Вифинии).
    Максимиан, митрополит аназарвский.
    Геронтий клавдиопольский.
    Кир маркопольский.
    Аврилий иринопольский.
    Мелетий неокесарийский.
    Елладий птолемаидский.
    Тариан августийский.
    Уалентин маллский.
    Маркиан авритский.
    Даниил фавстинопольский.
    Иулиан ларисский.
    Илиадис зевгматский.
    Маркеллин аркский.

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector