2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

От смерти спасти не можем. От боли, тревог и страданий — можем!

Патриарх Кирилл: Без страданий и скорби не может быть спасения и человеческого счастья (ВИДЕО)

Москва, 26 сентября 2016 г.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые отслужил литургию, которая сопровождалась сурдопереводом. Всю службу, включая песнопения, в храме находились несколько специалистов, которые переводили все на язык жестов. Служба прошла в Храме Всех Святых в столичном районе Новокосино.

«Призываю весь наш епископат обратить особое внимание на братьев и сестер, которые имеют ограничение по здоровью. Они члены нашей Церкви, члены нашей общины, и мы должны делать все от нас зависящее, чтобы у них не было препятствий чувствовать себя полноценными ее членами», — цитирует Предстоятеля РИА.

Патриарх отметил, что в Церкви началась серьезная пастырская работа с людьми, которые плохо слышат, плохо видят или полностью лишены слуха и зрения. На сегодня существует 47 общин слабослышащих людей и 57 приходов, осуществляющих пастырскую работу с ними; в 9 приходах опекают слепоглухонемых людей.

«Я сердечно благодарю наших священников, которые осуществляют это тяжелейшее пастырское служение, которое требует мудрости, духовного мужества и огромной любви. Ваше служение очень близко моему сердцу, я понимаю важность этого труда», — сказал Патриарх Кирилл.

В первой патриаршей Божественной литургии с сурдопереводом участвовали свыше 600 представителей православных общин, где оказывают помощь глухим, со всей страны — от Архангельской области до Иркутской.

«Проведение патриархом литургии для глухих людей — это не эпилог, это лишь некий итог, за которым последует более плотная плановая работа. Остальные священнослужители и миряне увидят пример патриарха, священников и диаконов, знающих жестовый язык, и последуют за ними», — привели РИА Новости накануне литургии слова эксперта координационного центра по работе с глухими, слепоглухими и слабослышащими синодального отдела Московского патриархата Евгения Морозова.

Как сообщают в Синодальном отделе по благотворительности, с каждым годом число подобных общин увеличивается — так, с 2013 по 2016 годы их появилось 17. На сегодня русским жестовым языком в разной степени владеют 33 священника и 7 диаконов, он преподается в семинариях Санкт-Петербурга, Томска, Екатеринбурга и Киева.

Святейший Патриарх отметил, что страдания человека имеют особое значение для полноты человеческой жизни.

«Сегодняшнее воскресенье называется Неделей перед Воздвижением. То, что читается в храме, — Священное Писание, молитвословия — имеет в центре повествование о Кресте Господнем, ибо так возжелал Господь и так возлюбил род человеческий, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы люди обрели спасение. И мы знаем, какой трагической была отдача Сына Божия ради спасения людей. Что еще более страшное можно представить, чем мучительная смерть на кресте? Некоторые задают вопрос: «Разве иначе невозможно было спасти людей? Бог же всемогущий. Почему Ему надо было убивать Своего Сына на Кресте?» Ведь Бог попустил эту смерть, — Сам Господь перед страданиями Своими говорил, что легион ангелов может явиться в Его защиту. Но Бог не посылает легион ангелов. Он оставляет Своего Сына наедине со злобой человеческой, ложью, клеветой и, наконец, оставляет Его в одиночестве в Гефсиманском саду и на страшной Голгофе.

На вопрос «А нельзя было иначе исправить жизнь людей?» нет ответа. Мы не знаем, почему Бог избрал страдания как орудие спасения. Он не избрал орудием спасения человеческий ум. Он не избрал орудием спасения человеческое образование. Он не избрал орудием спасения улыбку, веселье, радость. Он избирает орудием спасения горе, страдания, скорбь, и никто из людей не может ответить на вопрос, возможен ли был другой способ спасения. Только Бог знает, почему так произошло, но нам дано уразуметь нечто из этой страшной, трагической и великой истории спасения рода человеческого», — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.

Святейший отметил, что скорби и страдания помогают человеку достичь совершенства. Не преодолевая скорби и страдания человек не может быть счастлив.

«Без страданий и скорби, видимо, не может быть спасения и не может быть человеческого счастья. Мы счастливы лишь тогда, когда у нас есть опыт скорби. Вырвите этот опыт скорби и страданий из человеческой жизни, и человек не будет знать, что такое счастье. Он растопчет свое счастье, он к нему привыкнет, как люди привыкают к хорошим автомобилям, комфортному жилью, красивой одежде. Счастье мы замечаем, когда у нас есть иная точка отсчета. А страдаем мы не только из-за болезней. Иногда с нами несправедливо поступают наши коллеги и даже собратья по Церкви. Часто такое бывает в мире политики, на производстве, в мире культуры и искусства. Порой мы думаем: «За что же это нам? Почему? Почему я слышу плохо, а соседка хорошо?» И мы повторяем тот же вопрос, который люди обращают к Богу: «Почему Ты избрал Крест, чтобы спасти человека?» Такова воля Божия, и если мы будем ясно сознавать, что скорбь и страдания являются непременной частью человеческой жизни, что они никогда не исчезнут, но будут присутствовать до конца мира сего, мы поймем, что таков замысел Бога о мире и человеке», — сказал Патриарх.

В заключении Святейший Патриарх подвел итог:«Скорбящему человеку всегда тяжело. Ему нужно найти силы, которые бы его поддерживали. И, наверное, самой великой силой является сила Креста Господня. Каждый, кто потерял здоровье, кто ущемлен в своих правах, у кого проблемы с работой, — возьмите в руки Крест Господень и осознайте, что Сын Божий стал Сыном Человеческим и по Божественной воле пострадал ради людей. Но есть еще что-то, что способно укреплять нас в наших скорбях. Если Христос Сам страдал, если Он прошел через опыт самых тяжелых страданий, которые закончились смертью, значит, все те, кто скорбит и страдает, — родственные Ему души. Они с Ним соединяются через эти страдания. В страдании человек обретает особую связь с Богом, и это знает почти каждый. Когда нас посещает скорбь, у нас появляется потребность молиться, мы в храм идем, Господа просим; а когда всё хорошо — забываем. Замечательно, что Господь, принявший на Себя лютые страдания, всегда с теми, кто страдает, с теми, кто скорбит, и Он особенно слышит молитвы, которые проистекают от сердца, надорванного болью».

Эпикур и эпикуреизм. Кратко о философии и учении Эпикура

Эпикур — древнегреческий философ, живший в IV-III вв. до н.э. Мыслитель пытался понять, что такое счастье, и указать людям путь к нему.

Эпикуреизм или эпикурейство — учение о том, что высшим благом для человека является наслаждение. Удовольствие и спокойствие — это благо, страдание и боль — это зло.

Но наслаждение — это не бездумная погоня за удовольствиями, учил Эпикур. Удовольствие — это отсутствие страданий: физической боли, тревог, страха перед смертью. Избавление от страхов и тревог дает человеку истинную свободу, полагал он.

Важно следовать за своими естественными желаниями и избегать противоестественных, таких как тщеславие и жажда богатства. Самыми главными наслаждениями Эпикур считал духовные, а не физические, а одним из высших удовольствий называл дружбу.

Философию эпикура обычно называют гедонизмом — учением об удовольствии как о высшей цели человека. Однако в действительности оно ближе к эвдемонизму — учению о счастье как о главной цели.

В Средние Века христианские авторы осуждали эпикурейцев, превратив название их философской школы в синоним безбожников. Однако Эпикур не был атеистом. Боги существуют, учил мыслитель: они бессмертны и блаженны, но им нет дела до людей, поэтому они никого не вознаграждают и не карают.

Развратник или скромный мудрец? Что известно о жизни Эпикура

Эпикур, как утверждается, написал почти триста произведений. Однако до нашего времени от них уцелели только фрагменты и афоризмы. О самом Эпикуре известно из сочинения Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» и трактата римского эпикурейца Лукреция Кара «О природе вещей».

Эпикур родился и вырос на острове Самос, рассказывает Диоген Лаэртский. К 14 годам он заинтересовался философией — попросил учителя объяснить, откуда взялся первозданный хаос. В 18 лет Эпикур переехал в Афины.

Читать еще:  Память о войне: источник патриотизма или объект манипуляций?

В 32 года он создал свою школу. В Афинах философ купил небольшой сад, где стали собираться его ученики. Поэтому последователей Эпикура называли «философами из сада». В школу принимали и мужчин, и женщин, и свободных, и рабов. На воротах была надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие — высшее благо».

Про Эпикура ходили нехорошие слухи: будто он развратник, обжора и хам, ругающий других философов последними словами и ворующий их идеи. Диоген Лаэртский уверяет, однако, что все это ложь.

В действительности Эпикур был благодетельным и благочестивым человеком, мудрым учителем, ко всем относился с теплотой, писал биограф. Жизнь его была скромной и неприхотливой: философу было довольно воды и простого хлеба, даже сыр он считал роскошью.

Эпикур на картине Рафаэля «Афинская школа»

Философия Эпикура: познание и истина

Главным критерием истины Эпикур считал ощущения, данные нам жизнью. Разум лишь следует за ощущениями, считал он — и в этом спорил с Платоном и Аристотелем. Чувственное познание дает достоверную информацию, а ошибки возникают уже из ошибочных суждений, полагал Эпикур.

Также Эпикур подчеркивал важность интуиции — «предвосхищения», «броска мысли». «Истинно только то, что доступно наблюдению или уловляется броском мысли», — указывал философ.

Учение Эпикура о природе

Вселенная бесконечна, считал Эпикур. Она — результат столкновения и разъединения атомов. Ато­мы и пустота веч­ны и неиз­мен­ны, меняются лишь сложенные из них тела. Атомы движутся гармонично, поэтому гармония, спокойствие и радость бытия — естественное состояние.

Эпикур о богах и загробной жизни

В пространстве между мирами живут бессмертные и счастливые боги. Мир людей и сами люди не заботят их, поэтому нет смысла ждать божественной награды или божественного наказания. Получается, что судьба человека зависит от него самого, а не от богов.

Душа человека состоит также из атомов. Без тела она существовать не может, поэтому погибает в момент смерти человека. Стало быть, загробной жизни не существует, и заботиться о ней нет смысла. Мы бренны, так что жизнь нужно прожить счастливо и со смыслом.

Этика Эпикура: учение о наслаждении и страданиях

Идеал человека для Эпикура — это мудрец, освободившийся от страхов и предрассудков. Мудрец не боится смерти и не ориентируется на мнение толпы.

Залог счастливой жизни — удовольствие. Все живые существа стремятся к удовольствию и избегают страданий. Однако удовольствия бывают естественными (хорошими), а бывают пустыми (плохими).

Кроме того, за удовольствием может последовать страдание — поэтому мудрец должен быть осмотрителен в их выборе. Разумная мысль — обя­за­тель­ное усло­вие счаст­ли­вой жиз­ни.

Эпи­кур ввел иерар­хию удо­воль­ст­вий: например, духовные удовольствия он считал выше телесных. Духовные радости более долговечны и сильны, они охватывают и прошлое, и настоящее, и будущее.

Все потребности человека Эпикур делил на три группы:

Есте­ствен­ные и необ­хо­ди­мые (как телес­ные, так и духов­ные). Не терпеть голода и жажды, холода; понимать устройство окружающего мира, чтобы не сойти с ума etc.

Есте­ствен­ные, но не необ­хо­ди­мые. Например, это любовь, дружба, родительские чувства.

Мни­мые, пустые желания. Амбиции, жажда богатства и почестей.

Источниками страданий, беспокойства, являются страх перед бога­ми, боязнь смер­ти и лож­ные взгляды на доб­ро и зло, учил Эпикур. Поэтому он выдвинул четы­рех посту­ла­та:

Бояться богов не нужно — им нет дела до людей

Человек не может ощутить собственную смерть, и ее тоже не нужно страшиться

Подлинное благо достигается легко

Зло лег­ко уни­что­жить

Боли нель­зя избе­жать, но можно и нужно взять над ней верх и ста­рать­ся ее смяг­чить тер­пе­ни­ем и твер­до­стью духа. Стра­да­ния не исклю­ча­ют радо­сти, а силь­ная боль или длит­ся недол­го, или уби­ва­ет, писал Эпикур. Сам он умер в муках от тяжелой болезни, но до конца находил утешение в воспоминаниях о философских беседах с друзьями.

Смерть ничто для нас, ибо покуда мы есть, нет смер­ти, а когда есть смерть — нет нас.

Эпикур о человеке и обществе

Политика и положение в обществе мало занимали Эпикура. «Живи неприметно», — учил философ. Он считал, что не нужно стремиться к славе, власти и богатству. Настоящий мудрец наслаждается маленькими радостями.

При этом Эпикур опередил свое время, выдвинув идею общественного договора, которая вновь появилась лишь в XVII веке. Люди стали жить в обществе, когда заключили негласный договор друг с другом: не причинять и не терпеть вреда, рассуждал философ.

Мудрецу очевидна польза такого договора, а желания его невелики — поэтому нарушать законы общества он не станет. Законы и наказания нужны лишь для того, чтобы сдерживать глупцов, желающих причинить вред другим людям.

Законы и обычаи должны служить людям, приносить им пользу, а потому законы можно менять — по сути это идея о возможности пересматривать общественный договор с течением времени.

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Страдания тяжелы, пока их не примешь как исходящие от Бога лично для тебя

Как научиться понимать страдания. О формуле страданий – Артем Перлик. Продолжение.

Святой Григорий Богослов: «Смысл всякого страдания, всякого бедствия в том, чтобы человек через покаяние и исправление соединился с Богом».

Соединение с Богом дарует душе блаженство, которое не может отнять никакая скорбь.

Другой важный момент – страдания праведников и младенцев. Зачем это нужно?

На вопрос о том, почему страдает добрый человек, отвечает один старец, которого я спросил об этом. Он говорит, что добрый, пройдя через страдания, становится ещё добрее, и светлее, и праведнее.

Один из подвижников поучает: перейдя из временной жизни в вечность, мы будем больше всего благодарны за страдания, а апостол Павел пишет: «…вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него». Почему так? Потому что у настоящей любви есть два признака: желание всегда быть с любимым и желание пострадать, пожертвовать собой для любимого.

Удивительное дело, но то, что обычному человеку представляется страданием, совсем не таким кажется любящему. Пример: роды причиняют маме боль, но она не помнит скорби от радости, ибо родился человек в мир. А воспитание, ухаживание за ребёнком – разве это не больно? Но для мамы это не больно, потому что она смотрит любовью.

Вот пример: у православной мамы двое детей. Один из них психически болен, а другой здоров. Больной постоянно причащается, исповедуется и молится. А здоровый – бездельник и хулиган. Кто из них более здоров для Бога?

И ещё история. В дом престарелых неблагодарный сын привёз свою маму – Евфросинию. Она очень страдала и стала ходить в находящийся рядом храм. Но квартира, хозяином которой стал её сын, не принесла ему счастья. Он спился, был изгнан из жилища и умер под забором. Единственным человеком, молящимся о нём, была мама. И посмотрите, как премудро Бог всё устроил – и Евфросинию привёл в Церковь, и, быть может, спасёт и сына за молитвы мамы.

Многие современные подвижницы пришли в Церковь именно через страдания: их били мужья, болели дети. Они стали жить чисто и свято. И сейчас, оглядываясь на свою прожитую жизнь, говорят, что рады тому, что Бог попустил им прежнюю боль. Допустим, одну женщину муж-садист с ребёнком на руках выгнал из дома, но сейчас одно имя её вселяет надежду. Она возвысилась над страданием и пришла не только к принятию Бога, но и к преображению.

Поэтому святой Василий Великий говорит, что Господь не столько избавляет праведников от неприятностей, сколько делает выше всего приключающегося. Великое дело, когда через страдания ты пришёл к свету и этот свет навсегда остаётся с тобой.

Авва Дорофей поучает: «Всё, что с нами бывает, принимать без смущения, со смиренномудрием и надеждой на Бога, веруя, что всё, что ни делает с нами Бог, Он делает по благости Своей, любя нас, и делает хорошо, и что это не может быть иначе хорошо, как только таким образом».

А святой Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что Господь может исправить человека через страдания. Но есть на земле и такие люди, которых боль только озлобила бы, а не преобразила. И добрый Господь, не желая их мучить, дарует им земное счастье без страданий. Они грешат и не бывают наказуемы в этой жизни. Иоанн Кассиан называет таких людей несчастнейшими, ведь Сам Бог не видит возможности исцелить их душу через страдания.

Второй повод для страдания таков: бывает, что добрый человек без страдания сбился бы с пути, не смог бы возрастать в добре. Люди этого не видят, а Бог видит.

Читать еще:  У меня была паника при виде дочки — она помещалась на ладони

Страдание связано с любовью ещё и как сострадание. Клайв Льюис пишет: «Нельзя пойти к несчастной матери и утешать её, когда ты сам не страдаешь». Нельзя утешить другого, если тебе за него не больно. Это знают мамы и святые. Когда к старцу Гавриилу Стародубу приходили за утешением, он начинал любить человека всем своим естеством, и в этом было высшее утешение. Так он учил и других: если хочешь кого-то утешить, полюби его по-настоящему – и тогда чужая боль становится твоей, а другой обретает вместо скорби радость.

Одна девушка, духовная дочь Нектария Оптинского, спросила, правда ли, что он берёт чужую боль на себя? И святой ответил, что это правда, ведь иначе нельзя утешить человека.

В любящем самое главное то, что он есть.
К батюшке Серафиму Саровскому приходили прежде всего потому, что он есть и он любит. Это было выше всех наставлений. Его слова, обращённые к каждому: «Радость моя!» – лучшее свидетельство его сердца.

Однажды один монах спросил батюшку Серафима о рае, и святой ответил, что Господь брал его в рай и показывал райские обители. Лицо Серафима, когда он говорил о рае, просветилось небесным светом, и он сказал: «Если б Вы только знали, какая радость, какая сладость ожидает нас на небе, то согласились бы жить в келье, по горло наполненной червями, и согласились бы, чтобы эти черви всю земную жизнь Вашу Вас ели, только чтоб не лишиться той радости на небеси».

Из этих слов вытекает ещё и то, что часто человеку тяжелы страдания из-за маловерия, а когда укрепляется вера, тогда и на страдания смотришь по-другому, как на Божий дар.

Страдания тяжелы, пока их не примешь как исходящие от Бога лично для тебя.

Страдания младенцев тоже связаны с любовью, ведь дети и родители – одно целое, Бог попускает что-то потерпеть младенцу ради очищения его родителей.

Епископ Митрофан Никитин говорил, что евангельский расслабленный страдал 38 лет – и не напрасно. Он встретил Христа. И Иов встретил Бога после страданий.

Человек как бы делает шаг в пустоту, шаг в смерть ради Бога, он надеется, но особой надеждой (которую в этот момент утверждает глубина сердца – что с Богом не бывает плохих концов). И так он шагает в смерть, в мучение, в боль – а там, оказывается, Воскресение. Потому что иначе не может быть. Потому что «Господь есть Любовь, а Любовь не может попустить зла любимому» (игумен Никон Воробьёв).

Он никогда не попускает и не попустит зла тем, кого любит.
«Виденью противопоставим веру, ночи, оканчивающейся в слезах, – рассвет утешения» (батюшка Иоанн Крестьянкин).

«Всякое страдание благо ради незаменимого Господа» (святой Иустин Сербский), а потом всегда наступает утешение и становится ясно, что даже в минуты кажущейся смерти и мучения Он «каждую секунду ласкает любовью сердца всех людей на земле» (старец Паисий Афонский). Потому что где Бог, там не может быть плохого, а Он – со всеми и всех Ему жалко. «А если кому-то кого-то жалко, – говорит святой Силуан Афонский, – значит, всё будет хорошо».

И ещё, самое важное и утешительное для нас. Наша вера – вера радости. Христос говорит апостолам: «Радуйтесь». И эта радость внутренняя, не связанная ни с какими внешними обстоятельствами.

Клайв Льюис пишет: «Вся злоба, вся зависть, все одиночество, вся похоть – ничто перед единым мигом райской радости. Зло даже злом не может быть в той полноте, в какой добро есть добро».

И Бог, по слову святого Серафима Саровского, не хочет, чтоб мы жили в одних только страданиях, Он желает нам радости и посылает нам утешение, которое безмерно выше любого страдания – Он посылает нам множество христиан, которые нас любят по-настоящему.

Христос утешает. Когда Он говорит ученикам: «В мире будете иметь скорбь» – то тут же добавляет в утешение: «Но мужайтесь: Я победил мир». То есть Господь не хочет, чтобы мы мучились и огорчались. Страдания нужны нам, но одновременно Бог не желает, чтобы мы страдали.

То, что Христос утешает, означает, что и ученики Его тоже должны утешать и нести ношу другого.

Святой Григорий Богослов: «Здоровый и богатый пусть утешит больного и бедного; кто не упал – упавшего и разбившегося; весёлый – унывающего, наслаждающийся счастьем – утомлённого несчастиями. Воздай что-нибудь Богу в благодарность за то, что ты – один из тех, кто может оказывать благодеяния, а не из тех, кто нуждается в благодеянии, что не ты смотришь в чужие руки, а другие – в твои. Будь для несчастного богом, подражая милосердию Божию. Если и ничего не имеешь, поплачь вместе со страждущим: великое лекарство для него – милость, исходящая из твоего сердца и искренним состраданием намного облегчающая горе».

А если мы сами страдаем? И тогда надо помогать другим. Когда умерла жена святого Алексея Мечева, он очень страдал, и святой Иоанн Кронштадтский сказал ему разделять горе других людей, утешать их. Святой Алексей так и сделал, и жизнь его преобразилась – он вырос в святого старца. Соучастие в боли другого. Боль другого – моя. Только настоящей любовью можно утешить по-настоящему.

Старец Софроний Сахаров обобщает тему страданий, связывая их с благодатью: «Христианин никогда не сможет достигнуть ни любви к Богу, ни истинной любви к человеку, если не переживёт весьма многих и тяжких скорбей. Благодать приходит только в душу, которая исстрадалась».

И он же говорит: «Полнота истощания предваряет полноту совершенства».

Старец Иоанн Миронов рассуждает о страдании в том же ключе благодати и последующего утешения. Бог постоянно присутствует в нашей скорби, как мать, которая делает нужный укол смертельно больному ребёнку: «Нет такой скорби, в которую Господь не вливает хотя бы малую долю утешения. Он не сразу отнимает боль от нашего сердца – она нужна и полезна нам, но Он облегчает ее своим присутствием. Будем только стараться ловить эти светлые лучи, проникающие к нам.

В любви матери, столь естественной и знакомой каждому из нас, Господь олицетворяет для нас любовь Свою ко всякому человеку. Какая любящая мать не принуждает себя иногда огорчать своего ребенка, подвергая его наказанию или лишая удовольствия, когда она знает, что такое лишение должно послужить ему на пользу. Ребенок плачет, его маленькое горе кажется ему несправедливым, невыносимым, и сердце матери болит при виде этого горя, но имеет в виду благо ребенка, которое для нее дороже всего на свете. Как часто в нашем горе мы бываем похожи на безрассудных детей. Мы плачем безутешно, нам кажется, что посланное нам страшное испытание могло бы миновать нас, что оно выше наших сил, и мы не осознаем того высшего блага, которое мы приобретаем для вечности. Наверное, любящий Господь в Своем бесконечном милосердии жалеет нас не меньше, чем самая нежная мать. Несомненно, и для нас – придет час, когда печаль наша обратится в радость. Мы поймем тогда, что временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас».

В страдании Божий человек обретает три истины. Он чувствует, что:

1. его страдание не напрасно, а имеет онтологическую, вселенскую важность, как и вся его жизнь;
2. страдание, очистив его, введёт его в свет;
3. свет не только будет потом, но и сейчас уже с ним, потому что Христос реально присутствует в глубине его страданий.
Человек испытывает острую муку, но одновременно эта острая мука становится острой радостью.

Все лучшие люди земли страдали, и все в конце концов увидели опыт страданий как небесный дар.

Бог меньшей болью защищает нас от большей боли, которая могла бы прийти к нам в будущем, если бы не было у нас меньшей боли.

Поэтому святой Иустин Сербский говорит: «Всякое страдание благо ради незаменимого Господа».

А святой Силуан Афонский каждого страдающего уверял: «Господь тебя неизреченно любит».

Доверие Богу и в страдании есть подвиг для человека. Человек, конечно же, желает избавления от страданий, и Бог даёт ему для этого средство – любовь тех, кем он любим. По мысли святого Серафима Саровского, Благой Бог не хочет, чтобы мы жили в одних только скорбях, и посылает нам тех, кто своей любовью и жалостью принимает нашу боль на себя, исполняя этим заповедь «Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов».

В Ветхом Завете есть такие слова Господа: «Утешайте, утешайте народ Мой». Сам Бог хочет, чтобы мы были утешены и Им, и друг другом. Когда мы утешаем друг друга по любви, в этот момент Сам Бог нами утешает другого несчастного человека, потому что Он хочет, чтобы всем было и светло и хорошо.

Читать еще:  Под покровительством святого Александра Невского

Авва Дорофей говорит, что «Бог настолько благ, что Он хочет, чтобы мы не хотели ничего из того, что Он попускает». То есть когда с кем-то случилось несчастье, мы не должны говорить, что такова Божья воля, чтобы он страдал, но обязаны всё сделать для того, чтобы тому человеку снова стало хорошо. Делая это, мы можем быть уверены, что и Бог хочет света, и радости, и мира для того страдальца, которому мы помогаем.

В завершение приведём слова Христа, которые Он сказал однажды Иосифу Исихасту: «И поверь тому, – писал афонский старец Иосиф Исихаст, – что я тебе скажу. Однажды из-за следующих одно за другим ужасных искушений возобладали во мне печаль и уныние. И судился я с Богом, что это несправедливо, что Он предаёт меня в столь многие искушения, не сдерживая их хоть немного, чтобы я хотя бы перевёл дыхание. И в этой горечи услышал я голос внутри себя, очень сладкий и очень чистый, с глубочайшим состраданием:

От смерти спасти не можем. От боли, тревог и страданий — можем!

Секретная методика управления эмоциями. Ключи к изменению реальности

© ООО «Издательство АСТ», 2018

Вступление. Управлять мозгом – значит управлять собой, своей жизнью и окружающей реальностью

Мозг отвечает не только за интеллект. Он отвечает за то, что вы чувствуете и как живете

Когда-то я начинал свои исследования возможностей мозга с разработки тренингов интеллекта.

Я, как и многие, думал, что мозг отвечает главным образом за интеллект.

Безусловно, интеллект очень важен, и развивать его необходимо. От степени развитости интеллекта зависит очень многое, и не только наша успешность в жизни, но и наше здоровье и долголетие. И я рад, что в меру своих сил помог многим читателям в этом, предоставив им простые и эффективные методики тренировки мозга. О том, какая огромная польза заложена в этих упражнениях, свидетельствуют ваши многочисленные отклики.

Спасибо вам за них!

Но чем дальше я углублялся в свои исследования, тем больше убеждался, что тренировка мозга позволяет не только развить интеллект. Она способна дать нам еще множество других, не менее важных результатов.

Например, помочь изменить свои привычки, отточить волю, улучшить характер, освободиться от проблем, стать более эффективными во всем и в итоге изменить к лучшему свою жизнь.

Потому что мозг отвечает далеко не только за интеллект. Он отвечает абсолютно за всё.

За то, в каком настроении вы сейчас находитесь. За то, спокойны вы или раздражены. Довольны жизнью или постоянно испытываете неудовлетворенность.

За ваши удачи и неудачи. За то, исполняются ли ваши желания. За то, кого вы любите, а кого ненавидите.

И за то, счастливы вы или нет в вашей жизни, тоже отвечает ваш мозг!

Только не думайте, что, если вы несчастливы, то ваш мозг устроен как-то не так. Он устроен у всех людей совершенно одинаково.

Но работает – по-разному.

Потому что мозг – сложнейшее «устройство», и он может работать в разных режимах.

Счастье и страдание – всего лишь привычки, которые можно изменить

Страдание – это всего лишь одна из множества возможных «программ» нашего «внутреннего компьютера».

Множество людей следуют этой программе просто по привычке.

Они не знают, что программа под названием «Счастье» тоже заложена в их «компьютер». Они никогда не задумывались о том, что могут переключиться на нее. И сделать счастье такой же привычкой, какой некогда было страдание.

Представьте, что на жестком диске вашего компьютера – обычного, который у вас на столе – есть множество красивых, ярких, жизнерадостных картинок. Но на мониторе вы видите все время одно и то же мрачное, серое, наводящее тоску изображение.

Вам оно очень надоело, вы давно мечтаете о чем-то повеселее. Но при этом почему-то не меняете старую унылую картинку. Либо не знаете, как это сделать, либо не подозреваете, что в компьютере есть много чего другого, либо вам просто лень пару раз кликнуть мышкой.

Такого не бывает, правда? Уж если вы имеете дело с компьютером, то, наверное, у вас есть хотя бы небольшое представление о его возможностях и содержимом.

Вот так и получается, что о возможностях техники мы знаем гораздо больше, чем о возможностях собственного мозга. В итоге живем всю жизнь в одних и тех же опостылевших программах страдания, уныния, апатии, тоски. Смотрим на мрачную картинку и думаем, что жизнь больше ничего не может нам дать!

А ведь чтобы изменить это, даже больших усилий делать не нужно!

Как для смены картинки на мониторе нужно сделать лишь несколько кликов мышкой – так и для перевода мозга в другой режим работы достаточно минимального изменения. Чуть-чуть измените вашу привычную реакцию, найдите возможность хоть немного отступить от своего обычного эмоционального фона – и все процессы в мозгу пойдут по другим рельсам!

Например, вместо тревоги выбирая покой, вы словно покупаете билет на другой поезд. Прежний доставлял вас прямиком к станции «Провал». Тогда как новый уверенно движется на станцию «Удача».

Чтобы коренным образом изменить маршрут, нужно прежде всего отойти от старых привычек.

Страдания – это всего лишь привычка, закрепленная в мозгу.

Счастье – это тоже привычка, не более того.

Вы держите в руках книгу-тренинг. Она, как и предыдущие мои книги, посвящена тренировке мозга. Из нее вы узнаете, как поменять привычки. Как отучить свой мозг продуцировать несчастье и приучить его к счастью.

В основе этой книги лежат методики, которые еще совсем недавно были недоступны широкой публике. Они родились на стыке новейших достижений современной нейрофизиологии и древней мудрости, передающейся из поколения в поколение в некоторых метафизических и религиозных традициях. Но из религиозных традиций взяты не столько философские постулаты, сколько практические способы и методы, направленные на развитие и совершенствование человеческого сознания. Все они получили научное обоснование. Поэтому совершенно не обязательно верить в Бога или Высшие силы, чтобы следовать им.

Эти методы вполне научны и подходят как атеистам, так и верующим, а также людям, не определившимся со своими религиозными взглядами или имеющим свои собственные, индивидуальные представления об устройстве мироздания.

Методики, на основе которых создана книга, многократно проверены на практике – их действенность подтверждается опытом отечественных и зарубежных спецслужб, где подобные техники практикуются в качестве тренинга мозга, направленного на развитие самообладания и самоконтроля, четкости и скорости мышления, умения эффективно действовать в любой ситуации.

Вам не нужно будет менять себя, свою личность. Вы останетесь тем же человеком, что есть. Но – более счастливым, спокойным, жизнерадостным. А значит – более успешным и более здоровым.

Мозг – управляющая и управляемая система. Мы можем менять его работу по своей воле

Мозг – это управляющая система нашего организма. Но, к нашему счастью, это еще и управляемая система. Мы можем руководить работой своего мозга. Мы можем помочь ему управлять нами гораздо лучше и эффективнее.

Мозг у всех людей устроен одинаково. Он состоит из огромного количества нервных клеток – нейронов. Нейроны способны связываться между собой при помощи особых отростков – дендритов, похожих на ветви дерева. Связываясь, они создают нейронные сети, по которым проходят разные сигналы. Например, одна нейронная сеть передает вам команду: «Напрягись!», другая – «Испугайся!», третья – «Тревожься!», четвертая – «Расстраивайся!» и так далее. Если эти нейронные сети используются достаточно часто, то подобные команды включаются даже безо всяких внешних причин. Просто по привычке.

Но, к счастью, эти нейронные сети – не что-то данное навек. Они могут меняться. Мы сами можем менять их по своей воле. Мы можем «отключить» одни нейронные сети и «включить» другие. Например, такие, которые будут давать нам команды: «Радуйся», «Будь уверен», «Достигай», «Почувствуй свою силу», «Успокойся» и отправлять еще множество самых разных позитивных сигналов, которые способны преобразить нашу реальность к лучшему.

Такую способность нашего мозга к перестройке своих нейронных сетей ученые называют нейропластичностью. Это свойство было открыто сравнительно недавно. Раньше многие исследователи придерживались мнения, что мозг не меняется. А он меняется! И именно поэтому у нас есть возможность менять свои привычки, реакции и эмоции, становиться успешнее, счастливее и здоровее.

Что вы найдете в этой книге

Из этой книги-тренинга вы узнаете, как отменить привычку к страданиям и приобрести привычку к счастью.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector