0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ольга Попова: «Я эмигрировала из Древней Руси в Византию»

Попова, Ольга Сигизмундовна

О́льга Сигизму́ндовна Попо́ва (род. 13 июля 1938, Москва, Бутырская тюрьма [2] ) [3] — ведущий [4] [5] советский и российский искусствовед, специализирующийся на византийском и древнерусском искусстве.

Преподаватель кафедры всеобщей истории искусства отделения истории искусства исторического факультета МГУ, доктор искусствоведения, профессор. «Её статьи и книги стали большим вкладом в мировую науку, а лекции и семинары в Московском университете — значительным этапом в формировании многих поколений искусствоведов» [4] .

Содержание

Очерк биографии и научной деятельности

Мать — филолог, однако из-за того, что она была по национальности полькой, — ей было невозможно устроиться работать по специальности. Отец Сигизмунд Витлин [2] , погибший в 1941 году на фронте под Ельней, был журналистом [6] .

Окончила отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ (1960), ученица В. Н. Лазарева. Темой диплома были фрески Старой Ладоги [2] . С 1960 по 1965 год работала в Отделе рукописей Библиотеки им. В. И. Ленина [2] .

В начале занималась только древнерусским искусством, поскольку изучение византийского в 1950-е годы не приветствовалось [2] . В своем интервью Попова рассказывает: «…я ушла обратно в университет, когда меня позвал мой учитель Виктор Никитич Лазарев. На дворе был 1965 год, и уже можно было поступать в аспирантуру по выбранной моей теме. Чисто византийскую тему взять было все ещё нельзя. Вот древнерусскую — другое дело (…) Виктор Никитич оставил меня в университете. Это было трудно сделать, но он добился. Он расширил курс византийского искусства, сделал его многочасовым, семестровым. И с тех пор моя заинтересованность в древнерусском искусстве становилась все меньше, а византийском — возрастала» [6] .

Попова вспоминает: «А потом Виктор Никитич, который вообще очень много для меня сделал, создал курс византийского искусства. Раньше Византия была в виде нескольких лекций, которые читал член-референт ЦК партии Полевой. А Виктор Никитич создал большой семестровый курс византийского искусства и оставил меня в университете этот курс читать. И это повернуло меня, мой корабль, мой парус из Древней Руси в сторону центра, в сторону Византии. Я в некотором роде эмигрировала из Древней Руси в Константинополь. И очень этим довольна. Я сама византийская по натуре, я центральная, я люблю столичное византийское искусство в его самых высоких вариантах [7] ».

Окончила аспирантуру на кафедре всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ (1968), после чего стала её преподавателем. В 1973 году защитила кандидатскую диссертацию «Искусство Новгорода и Москвы первой половины четырнадцатого века, его связи с Византией». Ассистент (до 1976), доцент (с 1976 до 2005), профессор (2005). В 2004 году защитила докторскую диссертацию «Византийские и древнерусские миниатюры».

С 1971 по 1974 годы параллельно с преподаванием в университете работала также в Институте славяноведения и балканистики АН СССР, в секторе истории Средних веков.

С 2002 года является заведующей Отделом истории византийского искусства в Государственном институте искусствознания.

Издала шесть книг, а также более 100 научных статей. Кроме России, печаталась в Греции, Италии, США, Дании, Бельгии, Германии, Югославии, Болгарии. Многократно выступала с докладами на конференциях и конгрессах, российских и международных, в России, в Америке и в разных странах Европы. Основные интересующие проблемы: аскетическое направление в византийском искусстве разных периодов; типология образов византийского искусства как отражение различных вариантов религиозного сознания; переходные художественные процессы в византийском искусстве разных периодов. Основные темы: история византийского искусства IX—XII веков по миниатюрам греческих рукописей; искусство Киевской Руси XI- нач. XII вв. Основной метод исследования — стилистический анализ [3] .

«Ольга Сигизмундовна пишет очень интересно — это профессионал высочайшего уровня. Но главное — она умеет ВИДЕТЬ икону, ВИДЕТЬ византийское и русское искусство. В своих научных исследованиях она и передает то, что ВИДИТ — глубоко, затрагивая самую суть. Дух её исследований — это всегда нечто потрясающее. Настоящая проповедь. От её книг я просто загорелся иконописью, как клок сена от спички» (Александр Лавданский) [8] .

С 1978 года состояла членом комиссии по искусству при Международной Ассоциации византинистов. В 1998 году была избрана почётным членом Христианского археологического общества Греции (Christian Archaeological Society, Greece). Является постоянным членом редакционной коллегии ежегодника «Византийский временник». В 2003 году получила звание Заслуженного преподавателя МГУ, в 2009 году — награждена премией имени М. В. Ломоносова.

Читать еще:  Насильник и женщина с отверткой: кто жертва?

Из статьи «Религиозное подполье восьмидесятых»: «Тогда же возрождалась связь с искусствоведами, многие учились понимать иконопись на работах Ольги Сигизмундовны Поповой. Мне Бог тоже подарил встречу с ней. Она была моим учителем в МГУ, я писала у неё диплом. Именно она показала мне подлинную глубину иконы. Мы ей все благодарны. К ней на лекции всегда приходили и художники, и иконописцы, и просто люди, интересующиеся православной культурой. Благодаря её работам, художники, вслед за искусствоведами, пытались именно вникнуть в икону» [9] .

В 2008 году был опубликован «Образ Византии. Сборник статей в честь О. С. Поповой», где опубликована биографическая статья о ней [10] . С 2010 года — постоянный куратор международной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства».

Её муж Ю. Н. Попов (род. 18 сентября 1938, Москва) — филолог-германист, переводчик, ведущий российский философ-энциклопедист. В 1959 г. окончил романо-германское отделение филологического факультета Московского государственного университета. С 1964 г. работал в научном издательстве «Большая Российская энциклопедия», пройдя путь от научного редактора до заведующего Редакцией философии, в 2002—2018 годах заведующий Редакцией философии, психологии и социологии.

Внёс большой вклад в издание «Философской энциклопедии» в 5 томах (1964—1970 гг.), осуществив новаторский подход в работе над разделами эстетики, этики и истории религии. В 1970—1980 гг. участвовал в третьем издании «Большой Советской энциклопедии» как автор статей и редактор разделов истории философии, психологии и эстетики. Вёл соответствующие разделы «Философского энциклопедического словаря» (1983 г., 2-е изд. 1989 г.), «Советского энциклопедического словаря» (1984 г.), затем «Российского энциклопедического словаря» в 2 томах (2001 г.). Вместе с С. С. Аверинцевым сформировал концепцию трёхтомной энциклопедии «Христианство» и осуществил это издание в качестве заместителя главного редактора (Аверинцева) и редактора-составителя [11] . В 35-томном издании «Большой Российской энциклопедии» выступил как автор многочисленных статей по русской (Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин, И. В. Киреевский, М. А. Лифшиц, А. Ф. Лосев, М. М. Тареев и др.) и немецкой (Т. Адорно, Х. У. фон Бальтазар, О. Ф. Больнов, Г. В. Ф. Гегель и др.) философии и богословию. В переводах Ю. Н. Попова опубликованы труды И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, Ф. В. Шеллинга, Ф. Шлегеля [12] , Э. Панофского, Х. Зедльмайра и др.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • art (561)
  • handmade (653)
  • I’m not interested in politics (1811)
  • info (334)
  • sale (4)
  • архитектура (156)
  • блог (168)
  • братья меньшие (173)
  • видео (158)
  • всякая всячина (442)
  • вязалочки (303)
  • Грузия (684)
  • дамская комната (276)
  • дачное настроение (218)
  • интересные люди (445)
  • интерьер и дизайн (428)
  • искусство быть собой (428)
  • история, даты, факты (455)
  • кино (89)
  • короткие рассказы (106)
  • ликбез для лирушника (23)
  • любимая музыка (827)
  • мода (391)
  • мои евреи (388)
  • народная медицина (259)
  • непростые рецепты (145)
  • полезные советы (275)
  • праздники и традиции (808)
  • простые рецепты (396)
  • путешествия (512)
  • стихи (119)
  • Тбилиси (619)
  • фото (122)
  • хохмы (670)
  • шью сама (201)
  • язык поит и кормит, и спину порет (242)

Приложения

  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо

Музыка

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

я эмигрировала из древней руси в византию

Ольга Сигизмундовна Попова – доктор искусствоведения, профессор кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Один из крупнейших в мире специалистов по древнерусскому и византийскому искусству. В 1973 году защитила кандидатскую диссертацию “Искусство Новгорода и Москвы первой половины четырнадцатого века, его связи с Византией” и в 2004 году – докторскую диссертацию “Византийские и древнерусские миниатюры”.

«Я помню детство как сплошную трудность»

О шампиньонах на Патриарших, коммуналке в палаццо и пленных немцах

О художниках на Масловке

О настоящем университете

О романтике поколения

Оттепель

Эмиграция из Руси в Византию

О КГБ и национальном искусстве

О Церкви

О первой встрече с Парфеноном

Попова, Ольга Сигизмундовна

Ви́ки (англ. wiki ) — веб-сайт, содержимое которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Форматирование текста и вставка различных объектов в текст производится с использованием вики-разметки. В частности, на базе этих принципов построена Википедия и другие проекты Фонда Викимедиа [1] .

Читать еще:  Глубина обыденных историй, или что делает фильм христианским?

Впервые термин «вики» для описания веб-сайта был использован в 1995 году Уордом Каннингемом, разработчиком первой вики-системы WikiWikiWeb, «Портлендского хранилища образцов» программного кода [2] , созданной 25 марта 1995 года, который заимствовал слово гавайского языка, означающее «быстрый» [3] [4] . Каннингем объяснил выбор названия движка тем, что он вспомнил работника международного аэропорта Гонолулу, посоветовавшего ему воспользоваться вики-вики шаттлом — небольшим автобусом, курсировавшим между терминалами аэропорта. Каннингем же планировал сделать движок, позволявший пользователям максимально быстро редактировать и создавать статьи. Каннингем первоначально описал вики как «простейшую онлайн-базу данных, которая может функционировать» [5] . Позже этому слову был придуман английский бэкроним «What I Know Is…» («то, что я знаю, это…») [6] .

Уорд Каннингем и его соавтор Бо Леуф в их книге The Wiki Way: Quick Collaboration on the Web описали сущность концепции вики следующим образом:

  • Вики предлагает всем пользователям редактировать любую страницу или создавать новые страницы на вики-сайте, используя обычный веб-браузер без каких-либо его расширений.
  • Вики поддерживает связи между разными страницами за счёт почти интуитивно понятного создания ссылок на другие страницы и отображения того, существуют данные страницы или нет.
  • Вики не является тщательно изготовленным сайтом для случайных посетителей. Напротив, Вики стремится привлечь посетителей к непрерывному процессу создания и сотрудничества, который постоянно меняет вид сайта.

Вики характеризуется такими признаками:

  • Возможность многократно править текст посредством самой вики-среды (сайта), без применения особых приспособлений на стороне редактора.
    • Особый язык разметки — так называемая вики-разметка, которая позволяет легко и быстро размечать в тексте структурные элементы и гиперссылки; форматировать и оформлять отдельные элементы [7] .
    • Учёт изменений (версий) страниц: возможность сравнения редакций и восстановления ранних.
  • Проявление изменений сразу после их внесения.
  • Разделение содержимого на именованные страницы.
    • Гипертекст: связь страниц и подразделов сайта через контекстные гиперссылки.
  • Множество авторов. Некоторые вики могут править все посетители сайта.

Для создания вики-среды необходимо особое ПО — движок вики. Это частный вид систем управления сайтом, довольно простой в своём устройстве и функциональности, поскольку почти все действия по структурированию и обработке содержимого делаются пользователями вручную.

Работа Википедии и других сайтов Фонда Викимедиа основана на движке MediaWiki.

Язык вики поддерживает гиперссылки для создания ссылок между вики-страницами и является более наглядным, чем HTML, и более безопасным, поскольку использование JavaScript и каскадных таблиц стилей ограничено.

Многие вики позволяют изменять их содержимое всем желающим, а не только зарегистрированным пользователям. Подобно тому, как стены зданий и заборы исписывают непристойными надписями и украшают рисунками граффити, в таких вики иногда портят содержимое или добавляют что-то неуместное. Но, в отличие от стен и заборов, в вики легко вернуть содержимое к ранней версии: исправлять легче, чем портить. Если же кто-либо настойчиво и намеренно стремится навредить пользователям вики-сайта, можно закрыть ему возможность вносить правки.

Ольга Попова: «Я эмигрировала из Древней Руси в Византию»

О́льга Сигизму́ндовна Попо́ва (род. 13 июля 1938, Москва) [2] — ведущий [3] [4] советский и российский искусствовед, специализирующийся на византийском и древнерусском искусстве.

Преподаватель кафедры всеобщей истории искусства отделения истории искусства исторического факультета МГУ, доктор искусствоведения, профессор. «Её статьи и книги стали большим вкладом в мировую науку, а лекции и семинары в Московском университете — значительным этапом в формировании многих поколений искусствоведов» [3] .

Очерк биографии и научной деятельности

Мать — филолог, однако из-за того, что она была по национальности полькой, — ей было невозможно устроиться работать по специальности. Отец, погибший в 1941 году на фронте, был журналистом [5] .

Окончила отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ (1960), ученица В. Н. Лазарева. С 1960 по 1965 год работала в Отделе рукописей Библиотеки им. В. И. Ленина.

В начале занималась только древнерусским искусством, поскольку изучение византийского в 1950-е годы не приветствовалось. В своем интервью Попова рассказывает: «…я ушла обратно в университет, когда меня позвал мой учитель Виктор Никитич Лазарев. На дворе был 1965 год, и уже можно было поступать в аспирантуру по выбранной моей теме. Чисто византийскую тему взять было все ещё нельзя. Вот древнерусскую — другое дело (…) Виктор Никитич оставил меня в университете. Это было трудно сделать, но он добился. Он расширил курс византийского искусства, сделал его многочасовым, семестровым. И с тех пор моя заинтересованность в древнерусском искусстве становилась все меньше, а византийском — возрастала» [5] .

Попова вспоминает: «А потом Виктор Никитич, который вообще очень много для меня сделал, создал курс византийского искусства. Раньше Византия была в виде нескольких лекций, которые читал член-референт ЦК партии Полевой. А Виктор Никитич создал большой семестровый курс византийского искусства и оставил меня в университете этот курс читать. И это повернуло меня, мой корабль, мой парус из Древней Руси в сторону центра, в сторону Византии. Я в некотором роде эмигрировала из Древней Руси в Константинополь. И очень этим довольна. Я сама византийская по натуре, я центральная, я люблю столичное византийское искусство в его самых высоких вариантах [6] ».

Читать еще:  Новомученики: за веру — или за царя и Отечество?

Окончила аспирантуру на кафедре всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ (1968), после чего стала её преподавателем. В 1973 году защитила кандидатскую диссертацию «Искусство Новгорода и Москвы первой половины четырнадцатого века, его связи с Византией». Ассистент (до 1976), доцент (с 1976 до 2005), профессор (2005). В 2004 году защитила докторскую диссертацию «Византийские и древнерусские миниатюры».

С 1971 по 1974 годы параллельно с преподаванием в университете работала также в Институте славяноведения и балканистики АН СССР, в секторе истории Средних веков.

С 2002 года является заведующей Отделом истории византийского искусства в Государственном институте искусствознания.

Издала шесть книг, а также более 100 научных статей. Кроме России, печаталась в Греции, Италии, США, Дании, Бельгии, Германии, Югославии, Болгарии. Многократно выступала с докладами на конференциях и конгрессах, российских и международных, в России, в Америке и в разных странах Европы. Основные интересующие проблемы: аскетическое направление в византийском искусстве разных периодов; типология образов византийского искусства как отражение различных вариантов религиозного сознания; переходные художественные процессы в византийском искусстве разных периодов. Основные темы: история византийского искусства IX—XII веков по миниатюрам греческих рукописей; искусство Киевской Руси XI- нач. XII вв. Основной метод исследования — стилистический анализ [2] .

«Ольга Сигизмундовна пишет очень интересно — это профессионал высочайшего уровня. Но главное — она умеет ВИДЕТЬ икону, ВИДЕТЬ византийское и русское искусство. В своих научных исследованиях она и передает то, что ВИДИТ — глубоко, затрагивая самую суть. Дух её исследований — это всегда нечто потрясающее. Настоящая проповедь. От её книг я просто загорелся иконописью, как клок сена от спички» (Александр Лавданский) [7] .

С 1978 года состояла членом комиссии по искусству при Международной Ассоциации византинистов. В 1998 году была избрана почётным членом Христианского археологического общества Греции (Christian Archaeological Society, Greece). Является постоянным членом редакционной коллегии ежегодника «Византийский временник». В 2003 году получила звание Заслуженного преподавателя МГУ, в 2009 году — награждена премией имени М. В. Ломоносова.

Из статьи «Религиозное подполье восьмидесятых»: «Тогда же возрождалась связь с искусствоведами, многие учились понимать иконопись на работах Ольги Сигизмундовны Поповой. Мне Бог тоже подарил встречу с ней. Она была моим учителем в МГУ, я писала у неё диплом. Именно она показала мне подлинную глубину иконы. Мы ей все благодарны. К ней на лекции всегда приходили и художники, и иконописцы, и просто люди, интересующиеся православной культурой. Благодаря её работам, художники, вслед за искусствоведами, пытались именно вникнуть в икону» [8] .

В 2008 году был опубликован «Образ Византии. Сборник статей в честь О. С. Поповой», где опубликована биографическая статья о ней [9] . С 2010 года — постоянный куратор международной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства».

Её муж Ю. Н. Попов (род. 18 сентября 1938, Москва) — филолог-германист, переводчик, ведущий российский философ-энциклопедист. В 1959 г. окончил романо-германское отделение филологического факультета Московского государственного университета. С 1964 г. работал в научном издательстве «Большая Российская энциклопедия», пройдя путь от научного редактора до заведующего Редакцией философии, в 2002—2018 годах заведующий Редакцией философии, психологии и социологии.

Внёс большой вклад в издание «Философской энциклопедии» в 5 томах (1964—1970 гг.), осуществив новаторский подход в работе над разделами эстетики, этики и истории религии. В 1970—1980 гг. участвовал в третьем издании «Большой Советской энциклопедии» как автор статей и редактор разделов истории философии, психологии и эстетики. Вёл соответствующие разделы «Философского энциклопедического словаря» (1983 г., 2-е изд. 1989 г.), «Советского энциклопедического словаря» (1984 г.), затем «Российского энциклопедического словаря» в 2 томах (2001 г.). Вместе с С. С. Аверинцевым сформировал концепцию трёхтомной энциклопедии «Христианство» и осуществил это издание в качестве заместителя главного редактора (Аверинцева) и редактора-составителя [10] . В 35-томном издании «Большой Российской энциклопедии» выступил как автор многочисленных статей по русской (Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин, И. В. Киреевский, М. А. Лифшиц, А. Ф. Лосев, М. М. Тареев и др.) и немецкой (Т. Адорно, Х. У. фон Бальтазар, О. Ф. Больнов, Г. В. Ф. Гегель и др.) философии и богословию. В переводах Ю. Н. Попова опубликованы труды И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, Ф. В. Шеллинга, Ф. Шлегеля [11] , Э. Панофского, Х. Зедльмайра и др.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector