0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ольга Любимова: Жизнь и смерть православного ТВ

Содержание

«Ни хрена не культурный человек» из «великой семьи». Кто такая министр культуры Ольга Любимова

Из всех новых министров 39-летняя Ольга Любимова, ставшая новым министром культуры, вызвала наиболее живую реакцию. Причиной стали старое фото Любимовой в футболке с нецензурной надписью и ее старый блог с высказываниями, которые плохо сочетаются с привычным образом министра культуры. Сетевая общественность посчитала, что такой человек не может возглавлять Минкульт, но многие деятели культуры, напротив, относятся к Любимовой весьма положительно. Противоречивые стороны биографии нового министра — в профайле Znak.com.

Связь времен

Московский художественный театр был «любимым придворным театром» Иосифа Сталина. Об этом в одном из интервью рассказывал советский и российский театровед Алексей Бартошевич, который приходится дядей Ольге Любимовой.

В Московском художественном театре в то время работал известный актер Василий Качалов — прадедушка Любимовой по материнской линии. У Сталина были актеры, которым он благоволил и которых не трогал. Качалов был одним из них, говорилось в документальном фильме, посвященном Качалову. Во время Великой Отечественной войны Качалов писал письмо Сталину с просьбой помочь отыскать сына Вадима, который ушел добровольцем в ополчение, а после пропал. Вадима нашли.

Спустя 70 с лишним лет, в январе 2018 года, возглавляемый правнучкой Качалова департамент кинематографии Министерства культуры РФ отозвал прокатное удостоверение у британской комедии «Смерть Сталина».

Решение было спровоцировано обращением в Минкульт режиссеров Никиты Михалкова (по неподтвержденным данным, он является крестным отцом Ольги Любимовой), Владимира Бортко и еще нескольких человек. Деятели культуры, посмотрев картину на спецпоказе, рассказали, что у них сложилось впечатление, что фильм — это пасквиль на отечественную историю, «злобная и абсолютно неуместная якобы „комедия“, очерняющая память о наших гражданах, победивших фашизм». Кроме того, они усмотрели в фильме признаки экстремизма.

Династия

Актер Станислав Садальский, реагируя на назначение Ольги Любимовой в правительство, написал в своем блоге пост, в котором назвал семью Любимовой «великой». «Это самый лучший подарок, который Владимир Владимирович мог сделать для нас! Ольга — правнучка великого русского актера Василия Качалова, дочь Маши Шверубович, подруги моей театральной юности в „Современнике“, партнерши по сцене, с которой связаны лучшие воспоминания […] Это великая семья, носители и хранители старомосковских традиций театра, интеллигентности, веры, знаний, добра», — написал он.

По отцовской линии среди предков нового главы Минкульта — вологодский губернатор Михаил Николаевич Кормилицын, который был ее прадедом. Дед Николай Любимов был переводчиком. Отец Борис Любимов является ректором Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина, заведующим кафедрой истории театра в ГИТИСе.

Сама Любимова замужем за корреспондентом «Первого канала» Евгением Барановым. У них двое детей — Никита и Варвара.

Образование и православие

Издание «Православие и мир» писало, что Любимова выросла в верующей семье. Учиться она пошла в православную гимназию, о которой впоследствии в интервью тому же изданию вспоминала, мягко говоря, с неудовольствием. «Стресс от трех лет обучения в православной гимназии явно свидетельствовал о том, что я в принципе больше никогда не буду в лоне Русской православной церкви. К седьмому классу православная гимназия для меня стала лагерем „Аль-Каиды“ (террористическая организация, запрещенная в России, — прим. ред.). Единственный из всех моих знакомых, кто сел в тюрьму, был выпускник православной гимназии — за то, что избил негритенка до полусмерти. Я мечтала заниматься культурой, театром. Церковью я заниматься не хотела совсем», — говорила она.

К слову, протодиакон Андрей Кураев на своей странице в Facebook накануне привел воспоминания одноклассника Любимовой, имени которого Кураев не называет: «Одноклассника, избившего африканца и севшего за это в тюрьму, тоже знаю. Помню другого одноклассника, которого травили за локон некоей девочки, в которую все в школе были влюблены. Помню нашего замечательного священника, учителя катехизиса, который нам рассказывал, что католики в ад попадут. […] Помню множество психологических травм, которые навсегда со мной остались. Вообще, это было такое страшное и формативное время, я о нем вспоминаю почти каждый день».

Любимова окончила журфак МГУ и факультет театроведения ГИТИСа и, хоть и не хотела больше связывать свою жизнь с церковью, пришла на работу в информационное агентство РПЦ. «Был у меня друг по фамилии Морозов — сын Саши Морозова. И он мне сказал: „Послушай, Любимова, надо срочно зарабатывать денег. Ты соображаешь про православных, я ничего не соображаю. Там денег практически не платят, но поскольку у нас их вообще нет, то чуть-чуть — всегда больше, чем ничего“. Я говорю: „Отлично!“. Мы с Морозовым пришли в информационное агентство Русской православной церкви», — рассказывала она. В информагентстве, по словам Любимовой, ее научили писать о православии интересно. «Вот тогда Писарев (Андрей Писарев — глава дирекции социальных и публицистических программ „Первого канала“ — с 1996 по 1998 год являлся гендиректором православного информационного агентства; Любимова называет Писарева своим наставником в профессии — прим. ред.) мне и сказал: „Ты должна понимать одну простую вещь. Если ты научишься делать материалы про православие интересно, ты можешь дальше работать, где хочешь. Потому что сделать интересно про православие — это высший пилотаж“ […] Вот этому меня и научили».

Телевидение и кинематография

После информагентства РПЦ Любимова перешла работать на телевидение. Она работала корреспондентом программы «Ортодокс» (ТВЦ) (2001); корреспондентом «3-го канала» (программы «Итоги недели с Глебом Пьяных», «Главная тема», «Цена вопроса», «Дольче Вита», «Выводы»). Была автором и шеф-редактором программы «Православный календарь» (2002), шеф-редактором программы «Регион» (2003); шеф-редактором программы «Русский взгляд» с Иваном Демидовым (2003–2005); продюсером программы «Русский взгляд» (2005), ведущей ток-шоу «Горожанка», руководителем итоговой программы «Контекст» на «Культуре».

Советский и российский режиссер, киножурналист и телеведущий Давид Шнейдеров написал после назначения Любимовой, что знаком с Ольгой по работе на ТВ. Шнейдеров близко общался с Любимовой как раз-таки во время ее работы над «Контекстом». «Ольга отличалась тем, что она в этой программе старалась представить разные точки зрения. Она приглашала независимых экспертов, у которых не сходились точки зрения на один вопрос», — вспоминает Шнейдеров.

«С приходом Ольги в министерство произошли определенные положительные сдвиги. Я не знаю, что будет дальше. Время покажет. Бывает, что люди, заняв высокие посты, иногда портятся. Я очень верю в то, что с Ольгой Борисовной этого не произойдет», — также написал он.

Помимо телевидения Любимова занималась и кинематографией. Она принимала участие в создании 80 документальных фильмов о православии в качестве сценариста, шеф-редактора или продюсера. В частности, Любимова была автором сценариев к документальным фильмам «Преподобный Сергий Радонежский», «Никита Михалков», «Война и мифы» («фильм, разоблачающий современные мифы о Великой Отечественной войне»).

Также она написала сценарий к фильму «Путь патриарха» о патриархе Алексии Втором. Лента вышла спустя год после кончины предстоятеля РПЦ. Алексий предстает в фильме весьма человечным и не всегда каноничным. Например, там рассказывается, как прихожанки первого прихода, где служил Алексий, стремились «похристосоваться» (то есть троекратно поцеловаться) с красивым священником.

Министерство

В Министерство культуры Ольга Любимова пришла в 2015 году сначала советником — в департамент кинематографии, а в январе 2018 года она уже возглавила этот ведомственный отдел. Помимо скандала со «Смертью Сталина» департамент Любимовой также запомнился запретом выдачи прокатного удостоверения частям фильма «Дау» Ильи Хржановского.

Сейчас создатели фильма планируют подать в суд на Министерство культуры.

Преподаватель кафедры звукорежиссуры ГИТИСа Анатолий Вейценфельд, реагируя на назначение Любимовой, на своей странице в Facebook написал, что департамент Любимовой отказал неким кинематографистам в поддержке музыкального фильма, который они хотели снять к 50-летию группы «Машина времени». «Вдруг вспомнилась сравнительно недавняя история, о которой ходили слухи в музыкальных кругах. О том, как какие-то кинематографисты решили снять документальный фильм к 50-летию группы „Машина времени“, обратились в Минкульт, но некая дама, „главная по кино“, отказала — „мы врагов не поддерживаем“. История эта никого не удивила, потому и говорили о ней мало, и узнавать имя чиновницы мне даже в голову не пришло, неинтересно, мало ли чиновников в министерстве. Да вот теперь оно неожиданно всплыло», — написал Вейценфельд.

Читать еще:  «Господи, пошли мне такси». Почему мы не молимся, а только требуем

Вместе с тем имя Любимовой связывают с последними кассовыми успехами российских картин, таких как «Движение вверх», «Холоп» и «Т-34». Кроме того, режиссер Павел Лунгин заявляет, что Любимова помогала ему в ситуации с фильмом «Братство». Напомним, в прошлом году после закрытого показа «Братства», который состоялся в конце марта в московском кинотеатре «Иллюзион», сенатор Игорь Морозов назвал фильм непатриотичным, заявил, что лента имеет фактологические неточности и «прямые искажения фактически исторических событий по выводу наших войск из Афганистана», и потребовал перенести дату премьеры фильма, которая планировалась на 9 Мая.

«Для меня это сильнейшая драма, патриотическое кино, — рассказывала сама Любимова в интервью изданию Meduza (само по себе это интервью либеральному изданию многие сейчас ставят Любимовой в заслугу). — Мне кажется, это лучший фильм про службу внешней разведки. Но у нас был просмотр с ветеранами Афгана, который вылился в публичное оскорбление режиссера, потому что эти люди за словом в карман не лезут. Конечно, в такой ситуации трудно объяснить, что для документальной достоверности есть конкурс неигрового кино, а тут художественное, у режиссера свой взгляд. В общем, это мы пережили вместе с Павлом Семеновичем, я потом седину закрашивала. Фильм в прокат все-таки вышел».

Премьера, впрочем, была перенесена. «Просто она не все могла, над ней всегда был начальник», — говорит Павел Лунгин.

Реакция на назначение

Из всех новичков в правительстве именно Ольга Любимова вызвала самую яркую реакцию у сетевого сообщества. Активно обсуждалось и осуждалось ее давнее фото, на котором Любимова была запечатлена в футболке с легкомысленной и слегка нецензурной надписью.

Также Любимова подверглась критике за свой старый блог в LiveJournal. В нем Любимова, которая на тот момент еще не была ни министром, ни главой департамента, рассуждала о гражданском обществе. «Вот что меня пугает — я не могу понять, что такое гражданское общество. Кто эти люди? Как должно выглядеть гражданское общество? Я вот жопой чувствую, как перед выборами ситуация накаляется. Вот мои друзья начали ходить на митинги. В моем детстве на митинги ходили алкаши и бездельники — там поили водкой. Потом на митинги ходили несчастные, доведенные до отчаяния люди. У меня тоже были друзья. Несчастные и доведенные до отчаяния. Но они на митинги не ходили, понимая, что это все бессмысленно и можно придатки только отморозить», — говорится в записи «Манифест Любимовой», написанном в 2010 году.

Любимова отмечала, что живет по принципу «завещанному жертвам насильника: я легла на спину, раздвинула ноги, глубоко дышу и даже стараюсь получить удовольствие». Также она писала, что «ни хрена не культурный человек» — не любит оперу, балет, классическую музыку, театр и музеи.

Спустя сутки записи стали недоступны, однако разошлись по интернету в скриншотах.

«Ее посты в ЖЖ ведь даже вовсе не о том, какая она смешная была и дерзкая, а о том, что дело мы имеем с чудовищной лгуньей и лицемеркой», — заявил в своем телеграм-канале политик Алексей Навальный.

Реакция деятелей культуры на повышение Любимовой довольно разнообразна. Например, режиссер Александр Сокуров этим фактом «огорчен и разочарован». «Назначение нового министра культуры лично мне не внушает никаких надежд. Ничего хорошего ожидать не следует. Только укрепление прочих московских группировок, возни вокруг кино, но никакого результата не будет», — заявил он изданию «Сноб».

Режиссер Егор Кончаловский, напротив, симпатизирует Любимовой и надеется, что «у нее все будет хорошо». Кинокритика Кирилла Разлогова назначение «приятно удивило». «Ольга — человек контактный, дипломатичный. Первая ее забота — помочь творческим работникам, в том числе преодолеть идиотские ситуации, которые вытекают из нашего законодательства. Она получила театральное образование, а значит, хорошо ориентируется в театре и в кино. Насколько я понимаю, это первый министр культуры — женщина после Фурцевой (Екатерина Алексеевна Фурцева — министр культуры СССР с 1960 по 1974 год — прим. „Сноб“). Хочется надеяться, что она найдет понимание среди творческих работников, относящихся не только к кинематографу, но и к другим секторам культуры», — заявил он.

Сама Любимова на церемонии представления в Министерстве культуры пока не сказала ничего конкретного о планах. «Дверь [министерского кабинета] была открыта, когда внутри этого кабинета находился министр Мединский. Ничего не изменилось. Мы будем потихонечку очень быстро знакомиться и начинать скорей продолжать работу», — заявила она.

Кино, РПЦ, Михалков. Чем известна новый министр культуры Ольга Любимова

21 января Ольга Любимова стала новым министром культуры России вместо Владимира Мединского. Тот был в правительстве Медведева с первого дня, а после отставки продолжит курировать отрасль уже из Кремля – в статусе помощника президента по культуре, сообщили РБК инсайдеры.

«Мощная культурная родословная»

Ольге Борисовне Любимовой 39 лет: она родилась 31 декабря 1980 года в Москве.

РИА Новости / Дмитрий Астахов

Происходит из прославленного артистического рода. Ее прадед – великий актер и чтец Василий Качалов .

РИА Новости / Евгений Тиханов

Отец – известный театровед и педагог Борис Любимов , ректор Высшего театрального училища им. Щепкина, глава кафедры истории театра в ГИТИСе и заместитель худрука Юрия Соломина в Малом театре.

РИА Новости / Сергей Пятаков

Мать – бывшая актриса «Современника», театровед Мария Шверубович . Ее не стало в 2018 году.

Среди предков нового министра были и другие деятели культуры, переводчики.

Против иностранного кино. Чем Любимова запомнилась на прежней работе

Сама Ольга Любимова последние два года возглавляла департамент кинематографии Минкульта. Этот период особенно запомнился двумя резонансными событиями.

Отзыв прокатного удостоверения политико-сатирического фильма «Смерть Сталина» в 2018 году

Reuters

Это произошло за два дня до запланированной премьеры. Любимова лично объявила, что фильм не пустят в прокат, без уточнения, за что именно.

При этом британско-французская картина со Стивом Бушеми была отмечена высокими зарубежными наградами и номинировалась на премию BAFTA.

Предложение ограничить показ иностранных фильмов

Осенью 2018 года Минкульт пытался сократить число сеансов зарубежных фильмов до 35% в день. На российские фильмы ограничение не распространялось. К концу 2019 года идея едва не превратилась в законопроект, и под ограничение попали бы уже все фильмы.

С другой стороны, при Любимовой департамент кинематографии впервые раскрыл конкретные цифры: сколько денег от государства получили создатели кино и сколько фильмов окупилось. Сведения с обновлениями доступны в базе данных господдержки.

На конец 2019 года статистика была ожидаемо печальна: потрачено больше 20 млрд рублей (с 2015 года), но из порядка 340 картин только 30 стали успешными.

Программы о православии и дружба с Никитой Михалковым

До этого, с 2000-х Ольга Любимова работала на телевидении. Начинала корреспондентом, в том числе в «Итогах недели с Глебом Пьяных», а затем стала делать религиозные передачи и документальные фильмы о православии и «скрепах». В конце концов доросла до замглавы дирекции социальных и публицистических программ «Первого канала».

На ее счету такие программы, как «Ортодокс», «Православный календарь», «Русский взгляд», фильм «Путь патриарха» о жизни Алексия II. Также она писала сценарии для проектов «Преподобный Сергий Радонежский», «Никита Михалков».

Скриншот заставки фильма «Никита Михалков» (2015) на сайте russia.tv

Связь с религией неслучайна. Будущий министр культуры училась в православной гимназии. Причем в интервью порталу «Православие и мир» в 2011-м рассказывала, что к 7-му классу гимназия стала для нее «лагерем Аль-Каиды» и на какое-то время отвратила от церкви.

Ольга окончила журфак МГУ и факультет театроведения ГИТИСа (РАТИ). А затем все равно отправилась искать работу в Информационное агентство РПЦ, чтобы заработать хоть какие-то деньги, потому что «соображала в православных». Работая с церковниками, она постепенно переосмыслила свое «бунтарство» и вернулась к вере.

Дружба с «бесогоном» Никитой Михалковым тоже давняя. «Михалков важная фигура в ее биографии: с Любимовыми он сосед по Николиной Горе, десятилетия дружат семьями и вроде Никита Сергеевич крестил в детстве Ольгу Борисовну», — сообщает МК.

Биография нового министра культуры Ольги Любимовой: диплом театроведа, рассекретила окупаемость российских фильмов, работала на Первом

Как известно, весь мир — театр, а люди в нем — актеры. Именно поэтому новому министру культуры Ольге Любимовой будет чуть проще понимать происходящее на территории современной российской действительности. Ведь она изучала театроведение и драматургию еще в ГИТИСе .

Так кто такая Ольга Любимова, и как она оказалась на этом посту?

Телеведущая, православный публицист, руководитель шоу «Время покажет»

Новый министр культуры РФ Ольга Любимова — потомственный чиновник от культуры, дочь театроведа и ректора Щепкинского театрального училища Бориса Любимова.

Родилась 31 декабря 1980 года в Москве . Три года училась в православной гимназии, после чего «разочаровалась в религии» (дословно: «к седьмому классу православная гимназия для меня стала лагерем Аль-Каиды»), однако после школы стала заниматься православной журналистикой на уровне публицистики — эту идею подсказал Ольге др уг, с которым они и пришли устраиваться в Информационное агентство Русской Православной Церкви. Впоследствии Любимова создала более 80 документальных фильмов о православии в качестве сценариста, шеф-редактора или продюсера (трансляции cхождения Благодатного огня, фильмы о Святейшем Патриархе Алексии и др.).

Читать еще:  Сначала скажи, что думает Толстой, а твое мнение мы потом послушаем

Окончила журфак МГУ и факультет театральной журналистики ГИТИС (РАТИ).

С 2001 года работала на телевидении — сначала в качестве корреспондента программы «Ортодокс» на ТВЦ, потом корреспондентом программ «Итоги недели с Глебом Пьяных», «Главная тема», «Цена вопроса», «Дольче Вита» на Третьем канале. Там же — шеф-редактором православного ток-шоу «Русский взгляд» с Иваном Демидовым . А еще вела ток-шоу «Горожанка» на «Столице».

В 2010 году перешла на телеканал «Культура», где руководила итоговой информационно-аналитической программой «Контекст», ведущий которой писатель Юрий Поляков (а затем и достоевист Игорь Волгин ) обсуждал новости уходящей недели.

Ольга Любимова: культурный министр

«Не знаем пока, какой она министр, но собаке её прадеда Есенин писал стихи», — так в соцсетях комментируют назначение Ольги Любимовой на должность главы Минкульта. Кто же эта женщина?

В 2015 году Ольга Любимова стала советником Департамента кинематографии Минкультуры России , занималась проблемами документального кино.

А в 2016 года ушла на Первый канал, где стала заместителем Андрея Писарева , которого называет «папой в професии», — главы Дирекции социальных и публицистических программ, руководила выпуском полемических ток-шоу «Время покажет» и «Мужское/Женское».

В 2018 году Ольга Любимова вернулась в Минкульт России в должности и.о. Департамента кинематографии. Тогдашний министр культуры Владимир Мединский подчеркнул, что Любимова — «плоть от плоти из отрасли».

Раскрыла прибыльность и провалы российских фильмов

То, что во всем мире считается нормой, в России часто вызывает ужас. Финансы — в первую очередь. Голливудские продюсеры не скрывают затрат на кино, в определенной степени это даже козырь: мол, смотрите, как мы потратились. Старались для вас, скорее в кино! У нас же попробуйте задать вопрос создателям о гонорарах, бюджете картины, инвесторах или его окупаемости: увидите скорбную мину, указательный палец у губ и отрицательное мотание головы . Это страшная тайна. Почему? Нарушение этики? Вовсе нет. Потому что зачастую это гигантский кусок теневой экономики, который принято «пилить».

Однако с появлением Любимовой в Департаменте кинематографии возникли заметные проблески прозрачности. 21 октября 2019 года Минкульт РФ и Фонд кино вдруг опубликовали список финансируемых последние четыре года государством картин. Никогда такого не было! Там был указан и объем субсидий, и возвратная часть — то, что киноделы должны потом вернуть в казну. Данные произвели фурор. Теперь стало понятно, на что государство тратит бюджеты (5 миллиардов рублей на кино ежегодно) и, главное, кто тянет российское кино ко дну. Или, наоборот, со дна.

Так появился термин «черный список» Мединского, в который вошли неокупившиеся в прокате кинокартины («Семь пар нечистых», мультик «Баба Яга. Начало», «Рубеж», «Невидимки» и др.) и списки недобросовестных продюсерских компаний, задолжавших денег стране. Важнейшее для общества раскрытие этих данных — народ всегда хочет знать, куда уходят налоги —приписывают как раз Ольге Любимовой.

Убирала порнографию, оставляла эротику

Несмотря на огромный список докфильмов о православии и работу над религиозными телепрограммами, в кинодепартаменте Минкультуры России у Ольги Любимовой нет репутации охранителя или «глубокоскрепного» ревнителя. Наоборот, к отбору картин для проката в России она подходила аккуратно и особенно спорные моменты преподносила шефу, Владимиру Мединскому, весьма деликатно, делая акцент на художественных достоинствах кино.

Так было с картиной «Верность» Нигины Сайфуллаевой — первой, как уверяли некоторые кинокритики, эротической драмой в истории российского кино. В фильме, получившем диплом от жюри «Кинотавра» исследовалась женская сексуальность и было немало эротических сцен (сейчас картину можно посмотреть на онлайн-сервисе PREMIER). Любимова лично отсмотрела фильм с продюсером Сергеем Корнихиным , не нашла в нем ничего предосудительного или пошлого и понесла рекомендацию Владимиру Мединскому. Работу выпустили в прокат, она собрала более 1,6 миллионов долларов (около 100 миллионов рублей), при этом не имея негативного отклика даже от жестких поборников морали.

Совсем другая история была с эпопеей «Дау» — долгострой Ильи Хржановского о нобелевском лауреате, физике Льве Ландау , снимали с 2008 года, в итоге из 700 часов отснятого материала смонтировали 13 фильмов и сериалов разного хронометража — ведомство Любимовой не выдало прокатное удостоверение четырем частям проекта. Потому они включали, как посчитала чиновница, откровенно порнографические сцены.

В 2018 году прогремела другая история, тоже связанная с ведомством Ольги Любимовой. Отозвали прокатное удостоверение у британско-французского политического памфлета Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина ». Премьера, намеченная на начало года, не состоялась. Юристы и Общественный совет при Минкультуры сочли ленту, в которой Иосифа Сталина детально расчленяют, а Лаврентий Берия приказывает медсестре сделать всем членам Политбюро минеты, оскорбительной.

Даже фильм со свастикой разрешила

Как понятно из интервью Ольги Любимовой, новый министр культуры в курсе киноповестки, финансовых проблем Ленфильма , хорошо знает о кризисе детского кино, работе прокатчиков, рынке и механизмах взыскания штрафов с горе-продюсеров. Она участвовала в питчингах игрового кино («защита диплома» от кинопродюсеров в надежде получить деньги Минкульта на новый фильм) и не питает иллюзий по поводу состояния российского кинематографа и обоснованности иронии в отношении него.

Кроме того, Любимова, что ценно для чиновника, внимательно обращает внимание на то, что может вызвать неприятный резонанс в обществе. И делает это здраво. Так было с эротической картиной «Верность», а еще с исторической документалкой «Похищенные сокровища Европы » (2018 год) производства Италии , Германии и Франции . Выдачу прокатного удостоверения картине «подморозили», поскольку в ленте активно фигуировала свастика — сюжет связан с тем, как нацисты пытались сделать из родного Гитлеру Линца новый Лувр и свозили туда, а еще в резиденцию Геринга , сворованные из галерей шедевры Боттичелли , Матисса , Моне, Шагала, Ренуара и других (пять миллионов экземпляров). Посоветовавшись с юристами и проведя экспертизу, ведомство Любимовой картину к прокату допустило — нарушений закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», запрещающего пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской символики, в ней не нашли.

— У россиян тяжелая жизнь, они хотят ходить на «Бабушку легкого поведения», — сетовала Ольга Любимова. — Но сейчас видно, что люди исстрадались по умному продукту. Когда-нибудь он вернется на телевидение. Я надеюсь, что эта свежая кровь вздернет и федеральные каналы. Больше нельзя будет показывать это телемыло. Это обязано измениться.

В 2018 году Ольга Любимова задекларировала доход в 2,4 млн руб. В документе так же указано, что у нее двое несовершеннолетних детей.

РОДСТВЕННИКИ

Прапрадед — вологодский губернатор Михаил Николаевич Кормилицын .

Дед — Николай Михайлович Любимов, советский переводчик, в том числе «Легенды об Уленшпигеле» и собрания сочинений Марселя Пруста . Автор многотомных мемуаров.

Бабушка — Маргарита Романовна Любимова (Кессель), тоже переводчик.

Еще один прадед — великий актёр и педагог Василий Иванович Качалов , собаке которого Сергей Есенин посвящал стихи.

Прабабушка — Нина Николаевна Литовцева , русская и советская актриса, театральный режиссёр и педагог, народная артистка РСФСР .

Ещё один дед — Вадим Васильевич Шверубович — театральный деятель, педагог, мемуарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Папа — Борис Николаевич Любимов, советский и российский театровед и педагог, театральный критик, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор, ректор Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина, заместитель художественного руководителя Государственного академического Малого театра России, заведующий кафедрой истории театра России ГИТИС .

Дядя — Алексей Вадимович Бартошевич, советский и российский театровед, историк театра, специалист по творчеству Уильяма Шекспира .

Аудио: Лавров, Шойгу и Голикова остались. А вот что известно о новых членах Правительства России

Муж — Евгений Баранов , корреспондент Первого канала. Дети — Никита и Варвара.

Ольга Любимова — православная министр цензуры или нет?

23 января в 17:45

Ольга Любимова стала новым министром культуры. На этом посту она сменила Владимира Мединского, который за восемь лет запомнился антинаучной диссертацией, уголовным делом против «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова, цензурой в кино и переносом громких премьер ради российских фильмов. Как раз департамент кино при Минкультуры и возглавляла Любимова до своего назначения. Рассказываем, что о ней известно.

Алена Дергачева, Роман Чернянский

Министр от православия

Любимова в свои 39 лет — одна из самых молодых членов нынешнего правительства. Дочь ректора Щепкинского театрального училища Бориса Любимова и актрисы «Современника» Марии Шверубович родилась в Москве. Ее дед — известный переводчик Николай Любимов, который переводил Рабле, Сервантеса и Пруста. А вот крестный отец — Никита Михалков.

Праправнучка вологодского губернатора Михаила Николаевича Кормилицына (1835-1892)
Прапраправнучка рязанского губернатора Николай Аркадьевича Болдарева (1826-1904)
Впечатляет!

Любимова училась в православной гимназии. По ее словам, школа «стала для нее лагерем „Аль-Каиды“», из-за чего она отказалась посвящать свою жизнь Церкви. Позднее, обучаясь журналистике в МГУ и ГИТИСе, она окунулась в мир православных медиа — пошла работать в информационное агентство РПЦ.

Читать еще:  Встреча с протоиереем Игорем Фоминым — 27 октября

Был у меня друг по фамилии Морозов — сын Саши Морозова. И он мне сказал: «Послушай, Любимова, надо срочно зарабатывать денег. Ты соображаешь про православных, я ничего не соображаю. Там денег практически не платят, но поскольку у нас их вообще нет, то чуть-чуть — всегда больше, чем ничего». Я говорю: «Отлично!» (Цитата из интервью «Правмиру»)

Отношения с официальной Церковью у будущего министра долгое время были непростые — особенно если судить по блогу десятилетней давности в «Живом журнале», который СМИ приписывают самой Любимовой. «Если эту херню благословят в РПЦ — все, ***. Ни хрена больше эту богадельню пиарить не буду. Лучше на Старой площади тогда работать — так хоть честнее и прибыльнее, кстати… и люди приличнее», — писала автор блога об акции православного корпуса молодежного движения «Наши».

Переосмысление значения Церкви, по ее словам, произошло, когда она брала у патриарха Алексия II одно из последних интервью. Тогда, говорила Любимова, она увидела «одинокого, трогательного, мудрого старца, который не любил говорить, который не любил публичность и суету, а больше всего на свете любил Божественную литургию».

Я вообще думаю, что жизнь девочки до 20 лет складывается благодаря тому, какие мужчины ее окружают. (Цитата из интервью «Правмиру»)

Телевидение и церковное кино

С 2000-х годов Любимова работала на телевидении: была корреспондентом на ТВЦ, Третьем канале и «Культуре». Выпускала ток-шоу об отношениях «Мужское/женское» и передачу «Время покажет», была шеф-редактором и продюсером программ «Православный календарь», «Регион», «Русский взгляд», вела шоу «Горожанка» на телеканале «Столица» и создавала программы для «Спаса» .

Работая на телевидении, б удущая глава Минкультуры интересовалась и документальным кино. Она писала сценарии и продюсировала фильмы на тему религии — всего 80 картин. Среди них — документальные «Путь патриарха» о жизни Алексия II и «Преподобный Сергий Радонежский». Как отмечала сама Любимова, в первую очередь ее интересовало «православие с человеческим лицом», а не официоз.

Госслужба и цензура в Минкультуры

В 2016 году Любимова была советником в департаменте кинематографии. Через год она вернулась на телевидение в качестве замглавы дирекции социальных и публицистических программ Первого канала, а еще через год снова ушла в Минкультуры, но уже в руководство того же департамента. Мединский тогда сказал, что она «плоть от плоти из отрасли».

Будущий министр отвечала за распределение бюджета на производство кино, увеличение аудитории российских фильмов, определяла, какие кинофестивали получат государственную поддержку, а какие — нет. Любимова активно поддерживала отечественные ленты, даже эротическую драму «Верность», которую ей пришлось отдельно обсуждать с Мединским. В итоге картина собрала в прокате свыше 100 миллионов рублей.

Прибегает куратор проекта [от министерства]: «Там вообще ничего нет, кроме секса, в этой картине». И я с продюсером Сергеем Корнихиным села смотреть. А там просто один секс, но это эротика, это не порнография, это художественное произведение, сложное и тонкое. Я говорю: «Подожди, мне нужно предупредить министра, потому что может быть огромный скандал». (Цитата из интервью «Медузе»)

При Любимовой в Минкультуры постепенно улучшалось отношение к артхаусу и авторскому кино.

Я пришла первый раз работать в департамент кинематографии в министерство перед Годом российского кино. К этому времени у нас авторское кино приравнивалось к чудовищной неудаче. Спрашиваешь: «Вот этот снял кино — какое оно?» Все аккуратно прятали глаза в пол: «Ну, такое. Авторское». То есть — ужасное. «А это кино какое?» — «Фестивальное». Значит, вообще катастрофа. Теперь, когда хвалят артхаус, говорят: «Это как „Аритмия“». И все начинают улыбаться: «Понятно». (Цитата из интервью «Вестям»)

Какое отношение Любимова имеет к цензуре, периодически исходившей от Минкультуры, судить сложно. Она, например, объявляла об отзыве прокатного удостоверения сатирического фильма «Смерть Сталина» Армандо Ианнуччи из-за исторического несоответствия». Впрочем, собеседники «Ведомостей» утверждают , что это было решение конкретно Мединского.

Меня меньше в фильме беспокоит фигура Иосифа Виссарионовича и крупных политиков. Единственное, что я лично, как зритель, восприняла болезненно — это невероятная ирония, сарказм и цинизм, с которыми показаны жертвы сталинских репрессий. Меня беспокоит не тело Иосифа Виссарионовича, в фильме он просто умер. Меня коробит, что под музыку, с хохотом и в кадрили расстреливают людей. (Цитата из интервью ТАСС)

Позже из-за обвинений в пропаганде порнографии министерство запретило прокат нескольких фильмов из проекта «Дау» о жизни и карьере советского физика Льва Ландау. «Четырем последним эпизодам огромного международного проекта, к сожалению, отказано в выдаче удостоверения. Это тот редкий случай, когда мы вынуждены признать, что мы не можем выдать прокатное удостоверение», — говорила тогда Любимова.

При ней обсуждали ограничение показов иностранных фильмов в кинотеатрах в течение дня. К концу прошлого года эти идеи превратилась в целый законопроект. Но роль Любимовой в поправках тоже остается неизвестна.

Больше всего и всегда обвиняют чиновников. В плохом кино всегда виноваты именно они. Все удачи — это удачи режиссеров, все неудачи — это неудачи чиновников. Хотя чиновники выделяют деньги по решению экспертных советов, то есть решение принимается коллегиально. (Цитата из интервью «Медузе»)

Работа с должниками

Несколько лет назад Мединский понял, что Минкультуры выделяет деньги на фильмы, которые даже не снимают. Или они не попадают в прокат: почти половину картин, созданных за деньги ведомства, в кинотеатрах просто не показывали. С продюсерами и режиссерами, которые не выполнили свои обязательства, работала именно Любимова.

При ней впервые опубликовали данные о деньгах, которые с 2015 года получали от государства создатели кино. Коммерчески успешными за это время оказались всего 30 фильмов из 340. «Мы на самом деле сами себя порем и берем на себя страшную ответственность, — говорила Любимова в интервью „Медузе“ о решении обнародовать эти данные. — Формально мы не обязаны ничего показывать, кроме случаев конкретного запроса — журналистского, депутатского или какого-то еще».

Любимова хорошо знакома с ситуацией режиссера Сергея Дворцевого, который снял фильм «Айка». Почти десять лет назад он получил 28 миллионов рублей из бюджета, но картина вышла позже оговоренного срока. В 2018 году снявшейся в «Айке» актрисе Самал Еслямовой вручили приз Каннского фестиваля за лучшую женскую роль. А вот режиссеру начислили штраф в 7,5 миллиона рублей, который он, по собственным словам, выплатить не в состоянии.

Для меня 7 миллионов — это фатальная сумма как для физического лица, поскольку мне их взять неоткуда. Но штрафы платят все. И квартиры продают, и машины продают, и дома в других странах продают. Я стараюсь про это не знать, потому что моя нервная система это не абсорбирует. Штрафы платят все. У нас целые суммы за картины возвращали со штрафами. (Цитата из интервью «Медузе»)

Задекларированный доход самой Любимовой в 2018 году — 2,4 миллиона рублей.

Прошлое «не культурного человека»

В блоге Kropalik, который якобы вела Любимова, автор писала, что она — «ни хрена не культурный человек». Там же она перечислила вещи, которые «просто не переносит», среди них опера, балет, классическая музыка, музеи и экскурсии. А еще отмечала, что «часто врет официально». После публикаций СМИ посты скрыли. И все же, если это действительно блог министра культуры, писала она туда десять лет назад и, вероятно, до того, как у нее появились какие-либо мысли о госслужбе и работе со сферами за пределами российского кино и телевидения.

Что говорят о Любимовой

Сергей Корнихин

Мое ощущение, что приход Ольги — очень хорошая новость для индустрии кино. Насколько я знаю, у Ольги очень взвешенный подход к искусству в целом и к кино в частности. Она не ханжа и рассматривает кино именно как индустрию, без перегибов как в сторону сакрального художественного высказывания, так и в сторону пропагандистского отношения к кино. Мой личный опыт работы с ней самый положительный, поэтому могу только порадоваться за другие сферы культуры!

Антон Долин

кинокритик (цитата по фейсбуку)

Уже довольно давно знаю Ольгу Любимову, вряд ли могу быть объективен — и, конечно, никто из нас не знает будущего. Но сегодня я искренне рад, что министром культуры России стала молодая, умная, образованная, прагматичная, начисто лишенная фанатизма и, с другой стороны, цинизма, современная женщина, которая любит культуру — ну, как минимум кино.

Любимова — чиновница и вполне консерватор, но разумный. Думаю, это лучший из реальных вариантов. Она уже на важной должности два года. За это время она, например, активно поддерживала «Верность» (где сплошные сиськи и письки). Да и много могла бы вреда принести, если бы хотела — но почему-то, кроме пары выдернутых их контекста цитат, никто ничего ей так и не припомнил до сих пор. Очень удивлюсь, если узнаю, что хоть где-то она отвечала за идеологию.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector