0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Огласительные беседы: Стало ли крещение осознанным?

Содержание

О том, откуда появились огласительные беседы и почему раньше крещение было без огласительных бесед

Вопрос задан:
02 сентября 2015

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Дорогая Алена! В связи с тем, что не только Вы, но и многие другие люди недоумевают по поводу церковной практики оглашения, постараюсь по порядку объяснить историю её происхождения и значение. «Оглашение» происходит от слова «голос» и на языке Церкви обозначает изустное наставление человека в основах Православной веры. Оглашаемыми именуются лица, готовящиеся с принятию Таинства Крещения. История появления практики оглашения восходит к Основателю Христианства, Господу Иисусу Христу. Перед Своим Вознесением, Он дал заповедь апостолам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…» (Мф.28.19). В этих словах мы наблюдаем определенную последовательность действий: сначала – научить, потом – крестить. Апостол Павел заповедует своему ученику Тимофею, который, по преданию, был епископом Эфеса: «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым» (1 Тим. 5.22). А в Таинстве Крещения священник действительно и возлагает на крещаемого руку, погружая его в купель. И он делается участником чужих грехов если «возложит руку поспешно», то есть, не испытав, не научив вере крещаемого сразу допустит его к Таинству. Священник, крестивший человека без подготовки, в случае, если тот не придет к воцерковлению и будет продолжать прежний греховный образ жизни, становится «участником в чужих грехах», то есть, разделяет с ним ответственность перед Богом за напрасно совершенное Крещение. Поэтому, в Церкви, начиная с первых веков её существования, сформировалась система оглашения, которая выглядела так: желающий Крещения приходил к епископу, возглавлявшему местную христианскую общину и изъявлял перед ним своё желание. После чего, епископ начинал собирать о нем информацию: нет – ли каких препятствий для его крещения, не ведет – ли он явно антихристианский образ жизни (например: многоженец, или: ростовщик)? Если таких препятствий не обнаруживалось, начинался процесс оглашения. Специально подготовленные для этого лица – катехизаторы, работали с оглашаемым: учили его истинам веры, разбирали Писание. Оглашаемый посещал богослужения, слушал проповеди, молился, конечно, не участвуя, как еще не крещеный, в Таинствах. И если он отвечал требованиям Церкви, оказывался тверд в своем решении, знал основы веры, его допускали до Крещения. Продолжительность оглашения в разные периоды истории Христианства, была различной: от трех месяцев, до трех лет. Например, святитель Ипполит Римский свидетельствовал, что в его время (третий век н. э.) оглашение длилось три года. В Русской Православной Церкви система оглашения существовала вплоть до революции 1917 года. Но когда к власти в России пришли большевики, своей идеологией они провозгласили атеизм и открыли не бывалые, по масштабам и жестокости, гонения на верующих в Бога граждан. Так, что Церковь, более, чем на 70 лет стала безгласной. Она потеряла возможность общаться с народом об истинах веры. Максимум, что можно было делать, это совершать богослужения и требы. И только после падения коммунистического режима в 90 – х годах 20 века, Русская Церковь обрела свободу и начался процесс её восстановления. Сначала, при покойном Патриархе Алексии 2, происходило её внешнее восстановление: строились и открывались храмы и монастыри, духовные училища и семинарии. При нынешнем Патриархе Кирилле происходит внутреннее восстановление церковной жизни. И в частности, постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви, в каждом храме должна проводиться обязательная подготовка к Таинству Крещения, именуемая оглашением. Как видите, это не какое – то нововведение, а возвращение к изначальной практике Церкви. Для справки скажу: в современной Японской Православной Церкви оглашение происходит в течении одного года. Ни в одной протестантской секте Крещение не совершается без оглашения: у Свидетелей Иеговы – подготовка продолжается один год, у Баптистов – примерно столько – же. И никто не возмущается этим. И только в Русской Православной Церкви до недавнего времени оглашения не было, а потому наш народ и привык, что никаких требований к нему не предъявляют и стал думать, что если пришли в храм с деньгами и хотят креститься, им обязаны тут – же без промедления покрестить. В нашей Бишкекской и Кыргызстанской епархии практика оглашения действует только четыре года. Да, в советское время крестили без оглашения. Тогда уже само желание креститься было подвигом потому, что за это могли последовать определенные гонения: исключение из октябрят, пионеров, комсомола или партии и прочее. Но за последние 25 лет религиозной свободы было крещено огромное количество людей, и большинство из них так и не стали реальными членами Церкви, оставшись в числе номинальных. Крещение превратилось в повод отпраздновать и посидеть за столом. Крестят своих детей и крестятся по самым диким и ни какого отношения к Христианству не имеющим мотивам: по традиции, для здоровья (что – бы после Крещения лечиться у экстрасенсов), на удачу, для защиты от порчей и сглазов, что – бы благополучно жениться или выйти замуж (разрушить так называемый, венец безбрачия), что – бы взять себе новое имя (есть такое суеверие, что от правильно выбранного имени, яко – бы, зависит счастливая или несчастливая судьба). Поэтому, вполне естественно, что Церковь, обеспокоенная такими тенденциями, пытается остановить профанацию великого христианского Таинства. Напомню случай из истории Христианства, имеющий к затронутой нами теме самое непосредственное отношение. В первые века существования Церкви в городе Александрии произошла эпидемия и многие от нее умирали. И тогда люди, не планировавшие креститься, язычники, опасаясь смерти, спешно принимали крещение, но умирали и они. И так продолжалось до тех пор, пока епископу Александрии было видение, в котором Господь сказал ему: «Зачем вы посылаете Мне пустые мешки?» То есть, Крещение, принимаемое без любви к Богу, не приводящее человека к жизни по Евангелию, к общению с Церковью, это — «пустой мешок». Вот эти «пустые мешки» и посылаем часто мы, священники, Богу. Потому и были введены огласительные беседы, преследующие четыре цели: 1. Испытать веру и решимость желающего креститься человека. Если ему не интересно познакомиться с Православием, будет – ли он жить его идеалами? Если нет желания посетить несколько огласительных бесед, сохранит – ли он верность Христу на всю жизнь? 2. Познакомить с основными вероучительными истинами Православия. Ведь Крещение – Таинство, предназначенное для введения человека в Церковь. И логично при этом будет узнать: а чему – же эта Церковь учит? 3. Помочь желающему принять Крещение выработать правильные к тому мотивы (о неправильных коротко было сказано выше). 4. Создать благоприятные условия для получения человеком личного опыта Встречи с Богом. С этой целью оглашаемым предлагается в ходе подготовки регулярно посещать богослужения в храме. Что же касается Вашего недоумения о том, неужели все крещенные до введения оглашения находятся в состоянии самообмана, скажу: увы! Во многих случаях, именно так и есть! Я за свою двадцатилетнюю практику священника крестил около тысячи человек, но могу по пальцам одной руки перечислить, кто из них после этого действительно стал жить духовной жизнью. А сколькие люди, крещенные, но не наученные вере, спокойно ушли из Церкви в секты или находятся в банальном неверии! Приведу пример. В моем городе еще в советское время, двое молодых людей перед призывом в армию, крестились. Естественно, оглашения тогда не было, и никто не раскрыл им красоту Православия. В результате, через время, они не только отпали от Церкви, но и сделались её врагами: один стал пресвитером у Баптистов, другой – старостой местной общины Свидетелей Иеговы. А если – бы тогда существовало оглашение, этих печальных последствий могло – бы и не произойти. Конечно, огласительные беседы не гарантируют воцерковления крещаемого, ведь у каждого человека есть свободная воля и вопреки всему, что ему рассказали о вере, он может сказать Богу «Нет!». Но они дают хороший шанс задуматься и принять правильное решение. Может быть, это произойдет не сразу, ведь посеяв, даже обычное семечко, мы не вдруг получаем урожай. Но если не делать ничего и крестить, как прежде, то шансы к воцерковлению человека вообще минимальны. Так что, ища Крещения, нужно, либо – потрудиться, что – бы принять Таинство, духовно и интеллектуально подготовившись и оно принесло — бы свои плоды, либо честно признаться, прежде всего себе: Евангельская жизнь – не для меня, а потому и креститься мне нет смысла.

Огласительные беседы перед Крещением

Огласительные беседы издавна были важным подготовительным этапом перед Крещением. Священник должен был убедиться в осознанности решения человека принять христианскую веру или крестить ребенка в православии и только после этого проводить обряд. Сегодня собеседования в церкви перед крестинами обязательны. Их должны проходить родители и будущие крестные ребенка.

Читать еще:  Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий

Что такое огласительная беседа?

Оглашение – это первая ступень для вхождения в христианство. Представляет собой поучение желающего принять Крещение или стать крестным родителем основным канонам Православия. Главная цель беседы – убедить в истинности христианского вероучения и способствовать более серьезному и ответственному подходу к Таинству.

На общих беседах батюшка рассказывает о Боге как Создателе, о творении мира и грехопадении Адама и Евы, о спасении человечества через искупительные страдания и воскресение Иисуса Христа, а также о Символе веры – основ Православного вероучения, которые были утверждены на 1-м и 2-м Вселенских соборах.

На встречах, посвященных конкретно Таинству Крещения, обсуждаются церковные Таинствам, необходимости участия в них. Сюда же входит описание чинопоследования Крещения и Миропомазания, объяснение Божественной Литургии, донесение смысла Исповеди и Причащения. Обсуждается также тема роли крестных, православной семьи и воспитания детей в вере, соблюдение церковных правил, постов.

Кроме того, оглашение дает возможность ближе познакомиться с настоятелем храма, чтобы в любой сложной ситуации человек не боялся обращаться в церковь за помощью.

Зачем проходят?

Взрослый человек, принимающий веру осознанно, в ходе собеседований должен укрепиться в вере и принять законы православной церкви. Родителям, желающим крестить своего ребенка, огласительные беседы необходимо пройти, чтобы получить знания для христианского воспитания малыша.

Будущим восприемникам огласительные беседы нужны для понимания степени ответственности, которая возлагается на них после Крещения. Если в результате собеседования предполагаемый крестный откажется крестить ребенка, это не будет грехом.

Обязательно ли проходить?

Сегодня Крещение в храмах Русской Православной Церкви без собеседования не проводится. Огласительные беседы обязательны для обоих крестных и обоих родителей ребенка, а также взрослых и детей старше 12 лет, готовящихся к Таинству. В разных храмах количество собеседований может отличаться: от 1 до 12-16 занятий. Для человека, который регулярно посещает службы в церкви, может быть достаточно одной встречи с батюшкой. Больше занятий необходимо людям недостаточно воцерковленым, имеющим мало знаний о православном вероучении и самом Таинстве Крещения.

Собеседование в церкви перед Крещением ребенка для крестных и родителей

Как правило, огласительных бесед с восприемниками проводится две. На первом занятии батюшка озвучивает основные догматы христианства, рассказывает о духовной жизни, дает задание выучить молитвы, возносимые на Таинстве.

На втором занятии священник поясняет будущим крестным их роль в жизни крестника, знакомит с последовательностью проведения обряда, чтобы восприемники не просто присутствовали на Крещении, а принимали участие с пониманием происходящего.

За одну-две недели до Таинства крестные должны изучить основные разделы Нового Завета, полностью прочесть Евангелие от Марка.

За один-два дня до Таинства восприемникам необходимо посетить храм, чтобы исповедаться и причаститься. Перед самим Крещением необходимо соблюдать трехдневный пост: не употреблять в пищу продукты животного происхождения, не сквернословить, не жить супружеской жизнью.

В процессе Таинства Крещения биологические родители не принимают активного участия, но именно им предстоит воспитывать ребенка в заповедях, водить на службы, причащать, молиться за него, поэтому священник должен в ходе собеседования выяснить, как часто они посещают церковь, знают ли молитвы. Батюшка должен провести как минимум одну огласительную беседу и напомнить родителям, что они, как и крестные, несут ответственность за духовное воспитание малыша до его совершеннолетия.

Как проходит собеседование перед Таинством Крещения: что нужно знать

Что спрашивает батюшка на собеседовании

В некоторых храмах, в основном с большим приходом, огласительные беседы проходят систематически. В определенные дни (в каждом храме свое расписание), проводятся групповые занятия в форме ознакомительных лекций, где батюшка или специально подготовленный мирянин (катехизатор) рассказывает о вере, Таинствах, отвечает на вопросы, дает рекомендации по подготовке к Крещению.

Многие небольшие храмы практикуют индивидуальные встречи в формате вопрос-ответ, где священник определяет уровень готовности человека принять Крещение или стать восприемником. После первого собеседования батюшка может назначить еще одну встречу или посоветовать пройти при церкви целый курс по основам христианской жизни, Новому Завету, Символу Веры.

Самый первый вопрос, который обычно задает катехизатор на собеседовании: «Зачем нужно креститься?» Если человек отвечает: «Чтобы быть крещенным» или «Для защиты от злых сил», то он наверняка не готов к Крещению, поскольку его понимание о Таинстве искажено. Крещение – это очищение от грехов и рождение для новой духовной жизни в сочетании с Христом; это новое восприятие себя и окружающих, жизни в целом.

Сколько длится огласительная беседа

Продолжительность занятий в разных храмах может отличаться. Одна беседа обычно длится от одного до полутора часов, а при наличии дополнительных вопросов и дольше.

После прослушивания оглашения выдается справка, разрешающая приступать к Крещению. В некоторых храмах по завершению занятий сертификат вручается только после сдачи экзамена. При первой встрече священник предупреждает, что для его получения может понадобиться от двух до четырех недель, поэтому заранее дату Крещения планировать не стоит.

Что нужно на собеседование перед Крещением

К собеседованию необходимо готовиться. Перед первым занятием родителям и крестным необходимо прочесть Евангелие от Марка и Иоанна или весь Новый Завет, чтобы поговорить с настоятелем церкви о прочитанном. Если в ходе беседы будет выявлено нежелание понимать смысл православного вероучения или пренебрежительное отношение к Церкви, священнослужитель вправе отказать в проведении Таинства Крещения.

Чаще проводится всего две огласительные беседы, и вторая из них определяет готовность стать крестными или принять Крещение взрослому. В ходе занятия батюшка проверяет знание молитв «Символ Веры», «Отче наш», «Богородице Дево», заповедей Христа, задает вопросы по Евангелию. Также на втором собеседовании говорят о чинопоследовании Крещения, что нужно делать перед и в ходе Таинства.

К сожалению, в современной практике бывают случаи, когда крестные родители приступают к своим обязанностям духовных наставников, формально. Воспринимают Крещение, как ритуал или обряд. В очень редких случаях (когда человек противится христианскому вероучению, не выражает готовность нести ответственность за духовное развитие крестника, или сам не Крещен) священнослужители могут попросить отложить проведение Таинства, чтобы крестные могли лучше подготовиться.

Собеседование перед Крещением взрослого

Крещающийся взрослый должен прийти на собеседование с искренней верой во Всевышнего и желанием начать новую праведную жизнь по законам Божьим. Роль оглашений в данном случае ознакомительная. Священник более подробно расскажет о православном вероучении, обязанностях каждого христианина, важности участия в церковных Таинствах.

Взрослому для Крещения необходимо:

  • Понимать и соблюдать Заповеди Божьи, принять основные положения православного вероучения.
  • Осознавать необходимость посещения богослужений, участия в жизни Церкви.
  • Знать наизусть молитвы «Отче наш» и «Символ Веры».
  • Быть знакомым с текстом хотя бы одного из Евангелий.

Огласительные беседы разрешается посещать и уже крещеным прихожанам, которые в свое время не были оглашены.

Огласительные беседы перед венчанием

Пары, желающие сочетаться церковным браком, перед венчанием также должны пройти собеседование. В храмах, где занятия проводятся регулярно по определенным дням, их приглашают на общие огласительные беседы, посвященные Богу, служению Церкви, Символу Веры. Когда приходит время обсуждения священных Таинств, батюшка отдельно останавливается на чинопоследовании Венчания.

На индивидуальных встречах священник интересуется, осознают ли молодые люди серьезность даваемых ими обетов, понимают ли значение христианского брака. Также в ходе беседы батюшка рассказывает, как правильно строить семейные отношения, избегать конфликтов, выходить из сложных жизненных ситуаций, сохраняя взаимоуважение друг к другу.

Проводятся такие собеседования за одну-две недели до Венчания. Перед Таинством жениху и невесте необходимо соблюсти трехдневный пост, исповедаться и причаститься.

Свидетельство о прохождении огласительных бесед

По окончанию собеседования крестным перед Крещением, а также парам, желающим венчаться, выдается свидетельство о прохождении огласительных бесед. Документ подписывается катехизатором, настоятелем церкви и заверяется печатью храма.

Если у восприемников нет возможности посещать церковь, где будет проходить Таинство, они могут прослушать оглашение и получить справку о прохождении собеседования в храме по месту жительства, а перед Крещением представить документ священнику.

Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только

Современные крещаемые, кто они? Как правило, в храм приносят крестить младенцев, но встречаются и пришедшие креститься взрослые. Их намного меньше, чем детей. И за каждым редким случаем стоит чья-то жизнь с таинственным переплетением ее обстоятельств, чья-то живая судьба и чья-то твердая решимость. Что заставляет сделать такой судьбоносный шаг?

– Я заболела. И осознала, что моя болезнь из-за того, что я отошла от Бога, – признается Наталья, 47 лет, которая была ребенком крещена в католичестве. – Я не носила крестик, не соблюдала постов, редко ходила в храм. Дочь призывала: «Давай вечером вместе помолимся». А у меня не хватало времени. Когда я заболела, они с моей мамой (обе православные) очень за меня молились. Дочь даже съездила в Переделкино к старцу Илию, и тот благословил на операцию. Я поняла, как за меня много молятся и насколько сильна православная вера, и поклялась, что, если все будет хорошо, я приму Православие. Операция прошла удачно, и вот я уже в Православии.

– К этой мысли я шел очень давно, – рассказывает Антон, 42 года. – А тут вдруг ребенок ни с того ни с сего говорит: «Хочу креститься». Поэтому, собственно говоря, пришлось. Мама-то у нас крещеная. Ребенок сильно сподвиг меня к этой мысли.

Читать еще:  Преподобному Серафиму не нужны волшебства и мифы

– Сам, без принуждений, никто меня не уговаривал, к этому я пришел сам, – спешит поделиться Денис, 33 года. – Наверное, поскольку нет какого-то защитника, нет человека или Существа, Которому можно было бы доверить все свои желания и беды. Даже супруга не поймет. Хотя мы вместе уже пятнадцать лет из моих тридцати трех. Но есть вопросы, которые я никому не доверю, которые должны остаться только со мной. Огромное количество вопросов, которые, к сожалению, не могу в себе решить. И не могу заставить себя кому-то об этом сказать. Это живет внутри, гложет меня, разрывает. Есть ряд противоречий во мне, которые я хотел бы примирить.

Нужны ли этим людям огласительные беседы, которые всегда традиционно проводились в храме перед таинством крещения? Но если раньше проходило одно 45-минутное занятие непосредственно перед крестинами, то с начала прошлого года была введена новая система. Теперь родители и крестные младенцев участвуют в цикле из двух бесед (вторник и четверг), а взрослые крещаемые – в цикле из пяти бесед (по субботам). Прослушивание огласительных бесед является обязательным для участия в таинстве, и, приходя в церковную лавку для записи на крестины, люди получают номер телефона, по которому надо вначале позвонить и договориться о посещении огласительного курса.

Конечно, кто-то сразу разворачивается и уходит. Никуда не звонит. И сколько таких – отследить невозможно. Однако поведение остальных может проанализировать руководитель службы катехизации храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково Ирина Русова. Именно ей звонят крещаемые, получив в лавке указанный телефон.

– Процентов семьдесят говорят: «Я с радостью приду», – рассказывает Ирина. – А процентов тридцать: «Да зачем?! Мы пойдем в другой храм! И вообще, нам неохота всё это слушать!», или «Нам некогда, мы много работаем и сильно заняты!» Я начинаю объяснять, зачем нужны эти беседы. До смешного доходило! – вспоминает она.

Зачем креститься, если не готов потратить время на получение даже минимальных знаний о Церкви, членом которой собираешься стать? Мотивация может быть любой – от привычной, хотя и не осмысленной тяги к традиции до суеверного представления о том, что крещение защитит, например, младенца от болезни. Может быть, защитит. Но не менее защитит, если христианин хотя бы немного узнает о своей религии и станет чуть больше понимать, что именно собирается сделать. Случаи, когда человек не понимает, зачем нужно креститься, одновременно не понимает, что не понимает, и не хочет понимать, но хочет креститься, – достойны профессионального религиоведческого интереса.

Есть одно исключение – молодые люди 17–18 лет. Это возраст, когда, действительно, трудно заинтересовать какими-то знаниями. А вот чем руководствуются родители таких молодых людей, когда отказываются «водить» их на беседы (как будто те не в состоянии сами прийти)? Вот пример: мама 18-летнего юноши хотела его крестить. Но, узнав о необходимости прослушать несколько бесед, сказала: «Нет-нет! Мы найдем другой храм. Зачем это надо? Мы хотим креститься просто так». И разговор на этом закончился.

Другие девушки, Катя и Рая, 19 лет, посетив две беседы, каждый раз опаздывая на полчаса и поминутно спрашивая преподавателя, скоро ли он закончит, сорвались и ушли, хлопнув дверью. «У меня нет сил! Я загружена учебой! Что это за порядки?! – возмущалась Катя по телефону. – Эти беседы только отталкивают людей!»

– Мы решили, что больше ее не увидим, – вспоминает Ирина.

Однако весной, на каникулах, девушка вернулась. Она оказалась круглой сиротой.

– Надо было ее немного согреть, чего в начале мы, может быть, не сделали. Что-то упустили, недоглядели, – говорит Ирина.

Прослушав еще две беседы, Катя опять пропала. В итоге она пришла креститься через год после того, как появилась первый раз.

– Я рада, что ей хватило характера прийти к крещению, – вспоминает Ирина.

– Кстати, мы всегда идем навстречу, если у человека особые обстоятельства, – говорит она. – Можем, например, провести курс из пяти бесед за один день. Бывает, что человеку трудно дойти до храма, например в силу возраста. Ведь креститься приходят и в 80 лет! В этом случае мы можем провести беседы на дому. В принципе для тех, кто явно не готов ходить и слушать регулярно и как-то общаться и взаимодействовать, мы можем сделать исключение.

А для остальных? Так ли нужны эти пять бесед, и стоит ли на них тратить время по субботам? Ведь с тех пор, как в храме введена новая система, количество крещаемых резко сократилось. «Более чем вполовину», – поражаются одни. «Раньше целая толпа во дворе стояла в субботу и воскресенье (дни общих крестин), а сейчас никого нет», – ужасаются другие. Однако слушатели курса из пяти огласительных бесед отзываются о них с одобрением.

Александр, 26 лет:

– От самих бесед я получаю вдохновение, это чувствуется. Каждый день размышляю об услышанном. Всю жизнь у меня были вопросы, на которые я наконец-то получаю ответы. Вот моя сестра крестилась в 16 лет и ничего такого не делала. Она ради забавы нашла крестного на несколько лет старше себя. И всё. Всё таинство.

– Как вы отнеслись к необходимости прослушать несколько бесед?

– Меня это не испугало, я даже, наоборот, хотел знать, что меня ждет. А то мне невеста купила одежды для крещения, а я приду и даже не пойму, что делать, что говорить, как себя чувствовать. Я хотя бы нервничать перестану после этих бесед! Конечно, беседы не всё охватили, но у меня жизнь впереди. Всё изучу. Главное – я получил вдохновение, с которым теперь буду этим заниматься. Теперь я смогу стать крестным. Правда, надо еще две беседы прослушать! Для крестных. Я считаю, это правильно. Надо же ребенку что-то объяснять!

– С точки зрения ликбеза это программа совершенно потрясающая, потому что я понял в первый же день, что я вообще ничего не знаю. Все, что пришло с общим образованием, абсолютно ничего не стоит, потому что либо не соответствует действительности, либо просто этого мало. Здесь все очень четко рассчитано. Есть некая программа минимум, и, на мой взгляд, она очень полноценно реализована, просто если идти глубже, то это уже не пять занятий и не десять – нужно заниматься на регулярной основе гораздо дольше. Это уже школа либо вуз.

– Для некоторых это является препятствием к крещению.

– Ну и неразумно, по меньшей мере. Собственно говоря, почему это должно меня остановить? Чем такое серьезнейшее дело будет более осознанным, тем это правильнее. Правильнее для себя самого. Поэтому довольно глупо, наткнувшись на смешное препятствие, говорить: «Ой, нет-нет, это сложно. Я как-нибудь по-другому». Я был давным-давно на службе – всенощная, Пасха, и мне все понравилось, кроме прихожан, которые в третьем часу службы, воспользовавшись короткой паузой, спросили: «Когда уже грехи-то отпускать будут?!» Вот, оказывается, зачем люди пришли. Так и здесь. С одной стороны, можно воспринимать катехизацию как препятствие, а правильнее это воспринимать, наоборот, как благо.

– Безусловно. Я не имел ни малейшего представления о том, что мне стало понятным после первого-второго занятия. О том, что я вообще собираюсь сделать. Все встало на свои места. И о Православной Церкви я ничего не знал. Хотя, казалось бы, мне уже 40 лет, как же я не знаю? Все я знаю. А ничего я не знаю, как выяснилось.

Наталья, 47 лет (бывшая католичка):

– Конечно, вначале я подумала: вот, придется на это потратить время, но впоследствии не пожалела, потому что было очень интересно и поучительно. Мне кажется, надо увеличить количество бесед. Как я стала католичкой? Мы жили среди поляков и не имели православной церкви. Был только костел. Люди не вникали, поэтому крестили своих детей в католичестве – и моя мама крестила меня и моего брата… В советское время было воспитано не одно поколение, лишенное элементарных представлений о Церкви, а такие беседы (читает по бумажке) способствуют распространению духовной грамотности.

– Я думаю, что это самая правильная система, потому что не понимаю, как, например, крестился мой брат. Он заплатил какие-то деньги, пришел, и его просто окрестили. Меня это не устраивает. Я хочу больше понимать, для чего всё это, чтобы это имело какую-то ценность в конце концов! Если это слишком просто, то, наверное, малоценно для человека. К тому же, слишком много неверной информации о Церкви вокруг нас. Все это развращает, отталкивает…

Вот так. Для тех, кто пришел всерьез, – беседы не помеха, а подспорье.

– Судьбы очень разные, – говорит Ирина Русова, которая горячо поддерживает новую систему огласительных бесед. – Устаю ли я от катехизации? Да я от нее летаю! – смеется она.

Мужчина лет 40 хотел креститься, чтобы повенчаться со своей женой. Она умирала. С ним пытались разговаривать. Было очень тяжело.

– Потому что этот человек оказался мало согласен принять какое-то школьное учение, – вспоминает Ирина. – Нужно было что-то такое, что бы его перевернуло. Не знаю, насколько мы смогли до него хоть что-то донести, потому что он все опровергал, во все тыкал нас носом. Но Символ веры на крестинах читал по-настоящему. Это был тот самый случай: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» (Мк. 9: 24). Видимо, Господь вел его таким тяжелым и страшным путем, потому что другой путь не оказался бы спасительным. Это был очень сильный человек.

Читать еще:  «Я прошу вас, спасите Алеппо!» – истории беженцев

– Потом приходила женщина, больная раком, – продолжает Ирина. – Собиралась ложиться на операцию, далеко не первую, и очень хотела, даже если не останется в живых, умереть христианкой. Мы провели с ней пять бесед за неделю. Потом она крестилась и рассказывала о своей душевной борьбе, о том, как ей тяжело было прийти на крестины: сначала в двери замок заело, потом оторвался ремешок на обуви – всё какие-то неполадки. Она пришла в отчаяние и просто сказала (это ее слова!): «Отойди от меня, сатана, я на тебя плюю». И всё вдруг успокоилось, и она пошла.

– Можно вспомнить двух китаянок, которые слушали беседы очень внимательно. Они русскоговорящие, хотя родились в Китае. Живут в России, пришли к православной вере и хотят креститься. И они крестились. Потом была женщина, которая переходила к нам из мусульманства. О своей прежней религии она отзывалась отрицательно, и было видно, что ее шаг очень выжит жизнью. Такой продуманный, прожитый, очень сознательный. Позже я неоднократно видела ее на службах, – вспоминает Ирина. – Она стояла, как послы князя Владимира в Константинопольской Софии. На Пасху она даже немножко помогала.

– Когда крестятся дети лет 12–14, мы приглашаем их прийти на беседы вместе с крестными и родителями, они тоже могут посидеть послушать. И приходят! Была очень интересная семья из США: американская бабушка лет 60 с двумя американскими внучками лет по 12–14. И они очень хотели креститься именно в России, именно в Москве, именно в историческом храме. Для чего они приехали из Америки, привезли документ от родителей, которые разрешали бабушке крестить девочек в Православии, слушали беседы очень внимательно, бабушка что-то записывала, задавала вопросы. И потом крестились. Или молодая мама Наташа, лет 22, которую дома ждал младенец нескольких месяцев. Она еле-еле вырывалась на беседы! Но у нее горели глаза, ей было интересно и хотелось идти дальше. Это замечательные люди, – говорит Ирина.

– Конечно, отток есть, – заключает Ирина. – Это особенно видно на младенцах. Их количество сократилось вполовину, это точно! Но люди стали более сознательно подходить к таинству крещения.

Последний факт радует. Однако густая толпа на крестинах растаяла только из-за дополнительной катехизации. Разбежались катехумены. Увы! Зачем же они тогда стояли? Допускаю, что кому-то неинтересно слушать огласительные беседы, но потерпеть их ради таинства вступления в Церковь люди, выходит, тоже не готовы. А ведь это не самая большая жертва. Возникает вопрос: насколько мы вообще ценим таинство вступления в Церковь? А насколько мы вообще ценим Церковь? Ответ почему-то напрашивается малоутешительный.

Огласительные беседы: Стало ли крещение осознанным?

Войти

Выпало мне огласительные беседы перед Крещением вести. Вводная.

Выпало мне проводить огласительные беседы с готовящимся к Крещению. Но не непосредственно с желающими креститься, а с их родителями и крестными, т.к. баптистерия для взрослых у нас в храме пока нет, поэтому крестят только детишек в возрасте до трех лет. Т.е. ситуация с аудиторией сразу оказалась слегка специфическая — не сознательные (или не совсем сознательные) взрослые, решившие принять Крещение, а взрослые, что пришли покрестить своих детишек, а их огорчили вестью, что с начало необходимо прийти, о чем-то послушать, и другого пути к желаемому крещению чада уже нет. Очень долго собирался формализировать свой опыт и сделать текстовку бесед, но .

Смысл же публикации вижу в обмене опытом и ценных советах/замечаниях т.к. вариться только в собственном соку не продуктивно и даже опасно.

Когда возникла эта «проблема», надо было срочно сооброжать, что же и как рассказывать. Наиболее очевидный и простой путь видился в некоем рассказе о христианстве и непосредственно Крещении. На тот момент в сети чего-то разумного по размеру и содрежанию о Крещении найти я не смог. О Крещении рассказывалось в общих чертах и по-сути скупо и сухо. Своих знаний «вроде было», но были они надерганы за годы с разных источников. Грубо говоря, не было главного — системного знания, структурированного, так сказать — проговоренного. Рассказывать о Православии вообще можно было долго, только вот что именно рассказывать, исходя из общих рекоммендаций на тот момент, было не совсем понятно. Надо отдать должное настоятелю, что не стал ставить меня в рамки школярного формализма — столько-то молитв и Символ разучить, структуру и смысл Крещения и Причастия разобрать, пальцы в троеперстие складывать научить .

Мысль о том, что бы большую часть времени встречи тратить на разъяснения, что же такое вера, на заучивание и разъяснения молитвы, «расшифровку» догматов и пр. сразу показалась мне не работающей по целому ряду причин.

Первое — да, желающему крестить ребенка придется худо-бедно выполнить предъявленные требования, т.е. что-то заучить и определенные базовые понятия приобрести. Но если задаться вопросом, — какова же доля из пришедших реально этим интересуется и что же в голове-то останется? По логике вещей (и человеческой психологии) вывод вполне однозначный — серьезно интересуется из пришедших крестить ребенка не просто меньшинство, а что-то около ноля.

Второе — много ли из нас помнит то, что было чем-то сугубо теоретическим, посторонним по отношению к нам, но «из под палки» заучивалось в ВУЗе или школе?

Третье — на самом деле тем, кому это интересно, в большинстве своем и до беседы уже хорошо известны основы, как раз на достаточном уровне для предъявляемых сегодня требований к крещаемому. И большего ведь им тоже не дашь, т.к. прочая часть слушателей откровенная tabula rasa, если не учитывать массу искаженных и лживых представлений о Православии. Да, вполне возможен (и не редок) сиюминутный, праздный интерес. Да, что-то в памяти может остаться, а может и Бог некую струнку души у человека тронет. Безусловно. Но проводить беседы только из надежды, что вдруг что-то в голове и останется, а душа отзоветься — это скорее отказ от собственного деятельного участия, чем упование на Бога. Тронет или нет — вотчина Бога, — наше же дело не отмучаться вместе со слушателями, а попытаться за эту пару часов догнать «уезжающий поезд» серьезного, осознанного отношения к Таниству, которое уже вот-вот и произойдет.

Итак, слушатели у нас не сами пришли креститься, а желают крестить ребенка, а это:
— особый, иной «контингент», и их интерес весьма утилитарен,
— большинство из них, в лучшем случае, бывали до этого в храме эпизодически,
— наиболее вероятно, что и после крещения ребенка появления их на пороге храма будет таким же редким и, опять же с утилитарными (простите, но буквально с бытовыми) целями.

Для того, что бы встреча все же прошла с (предпологаемой) наибольшей пользой, так или иначе придется выбираться на «оперативный простор» и пробовать решить главный вопрос — вопрос мотивации слушателей. Наивно, и даже не честно идеализировать намерения, целеустремленность и готовность к принятию столь специфической информации у большинства из пришедших крестить ребенка. Соответственно, приоритетная цель беседы — не просто объяснить важность и всю серьезность (и даже опасность) решения крестить ребенка, а раскрыть, на сколько это удастся, смысл и цель не только Крещения, но и самой веры.

Как будто бы мы подходим к тому же целеуказанию, что сейчас уже широко распространено в рунете (и конечно же по епархиям), но подходим с другой стороны и, видимо, уже немного с иными мотивами. Соответственно и формат беседы видится, все же, не как трансляция определенного набора знаний, а как некий вариант миссионерской проповеди для людей на самом деле далеких от действительного христианства. Причем из-за ограниченности времени бесед, сознательно, в ущерб объему чисто «технических» знаний — тому же количеству выученных наизусть молитв.

Обоснование этому выбору формата встреч очень простое — мотивированный человек без посторонней помощи сможет достаточно быстро освоить требуемый «техминимум» и пойти гораздо дальше. Если же мотивации нет, то принудительное обучение, в большинстве случаев, будет воспринято не просто индифферентно, но даже со скрытым отторжением и раздражением. И самое главное — если у человека уже сформировано некое дистанцирование от непосредственных проявлений религиозности, то подобные встречи только увеличат эту дистанцию и, возможно, даже сформируют негативное, превратное мнение о самом Православии. Строго говоря, для взрослого человека может даже показаться унизительным состояние «мартышка и очки» — т.е. принудительного изучения вещей ему не понятных по своей практической ценности, и потому не интересных, а значит на его взгляд не нужных. Состояние оглашаемого в такой ситуации будет близко к — «перетерпеть «, и баллов Церкви, в его глазах, это точно не прибавит, а совсем даже наоборот .

Для простоты написания (и достоверности) текст беседы будет в формате прямой речи к слушщателям, без адаптации, но с возможными врезками наблюдениий/замечаний и саморефлексии.
Раз уж взял почин, придется видимо собраться и всё же написать )

Крайне заинтересован и очень прошу кидать в тему ссылки на интересные, на ваш взгляд, опыты по проведению огласительных бесед. Если вы сами принимали в них участие с любой из сторон и сложилось определенное мнение, или же слышали о положительном или отрицательном опыте — интересно и нужно совершенно всё.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector