1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста

Слово на Святую Пасху Святого Иоанна Златоуста

В ночь Пасхи в церкви уже 1500 лет читается Слово Иоанна Златоуста. Пусть незнакомые с этим текстом прочтут его и укрепятся в своей вере и надежде и да пребудут в любви, что бы с кем ни было.
Иоанн Златоуст 347-407 стал архиепископом столицы империи Костантинополя, очистил от роскоши и коррупции церковь и пострадал от клеветников и императрицы Евдоксии. С великим торжеством его мощи возвратили в столицу и его кафедра для выступлений чудесно сохранилась при власти турок до сего дня с изображением креста в мечети аль софия,бывшем соборе.

Слово на Святую Пасху Святого Иоанна Златоуста

Если кто благочестив и любит Бога, пусть насладится этим светлым торжеством. Если кто раб благоразумный, пусть исполнится радости Господа своего. Если кто утомился от поста, пусть примет ныне награду.

Если кто с первого часа работал, пусть получит ныне должное вознаграждение. Если кто после шестого часа явился, пусть не сомневается, потому что ничего не теряет.

Если кто замедлил до девятого часа, пусть является без всякого опасения. Если кто пришел только в одиннадцатый час, пусть не страшится замедления, так как щедрый Владыка и последнего принимает наравне с первым; дает отдых в одиннадцатый час пришедшему, равно как и работавшему с первого часа; и последнего милует, и о первом заботится; и тому платит, и этому дарит; и дело ценит, и расположение хвалит.

Поэтому войдите все в радость Господа нашего: и первые и вторые мзду получите, богатые и бедные друг с другом ликуйте, воздержные и нерадивые день почтите! Постившиеся и не постившиеся – возвеселитесь сегодня!

Трапеза полна пищи: наслаждайтесь все! Телец огромный: пусть никто не уйдет голодным! Все пользуйтесь богатством благости! Никто пусть не плачет от бедности, потому что явилось общее царство.

Никто пусть не оплакивает согрешений: прощение воссияло из гроба!

Никто пусть не страшится смерти, потому что освободила нас смерть Спасителя! Схваченный ею попрал ее, сошедший во ад пленил ад, огорчил его, вкусившего от плоти Его. Это и Исайя предвидел, когда взывал: «ад. – говорит, – огорчился» (Ис. 14:9).

Встретив Тебя в преисподней, он огорчился, потому что потерпел поражение, огорчился, потому что потерпел посмеяние. Взял тело, а нашел Бога, взял землю, а встретил небо, взял то, что видел, а напал на то, чего не видел.

«Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа» (1Кор. 15:55)? Воскрес Христос, и ты низвержена! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и нет ни одного мертвого во гробе! Христос, воскресший из мертвых, стал начатком умерших.

«Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!»

Огласительное слово на Пасху

Кто благочестив и Боголюбив — насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством! Кто слуга благоразумный — войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, — прими ныне динарий! Кто работал с первого часа — получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа — с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа — нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа — приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу — и тот не страшися своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому дает, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит.

Читать еще:  7 вещей, которые сделают любое утро перед школой позитивным

Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!

Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.

Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!

Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!

Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь.

Слово Иоанна Златоуста на Пасху

Слово Иоанна Златоуста на Пасху (полное название «Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста») звучит во всех православных храмах на пасхальной заутрене после того, как верующие целуют друг друга, поздравляя со Светлым праздником Пасхи — Воскресением Христовым.

«Огласительное» исторически значит предназначенное для наставления в вере желающих принять Крещение. Дело в том, что в древности в Церкви крестили людей в Великую субботу — то есть перед самым праздником Воскресения Христова. Традиционно в огласительном слове священнослужители кратко излагали основы христианского вероучения — догматы Церкви. Слово святителя Иоанна Златоуста — самое известное из пасхальных огласительных слов.

| Читайте также: Вопрос на засыпку: кто автор Пасхального слова Иоанна Златоуста?

Текст огласительного слова в переводе поэта Ольги Седаковой прочитали подписчики журнала «Фома» в Инстаграм

Текст огласительного слова Иоанна Златоуста:

Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества.

Аще кто раб благоразумный, да внидет, радуяся, в радость Господа своего.

Аще кто потрудися постяся, да восприимет ныне динарий.

Аще кто от перваго часа делал есть, да приимет днесь праведный долг.

Аще кто по третием часе прииде, благодаря да празднует.

Аще кто по шестом часе достиже, ничтоже да сумнится; ибо ничим отщетевается.

Аще кто лишися и девятаго часа, да приступит, ничтоже сумняся, ничтоже бояся.

Аще кто точию достиже и во единонадесятый час, да не устрашится замедления: любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго, якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа; и последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует; и дела приемлет, и намерение целует; и деяние почитает, и предложение хвалит.

Темже убо внидите вси в радость Господа своего: и первии, и втории, мзду приимите.

Читать еще:  Запихнуть ребенка в элитную школу – будет ли это полезно и безопасно

Богатии и убозии, друг со другом ликуйте.

Воздержницы и ленивии, день почтите.

Постившийся и не постившийся, возвеселитеся днесь.

Трапеза исполнена, насладитеся вси.

Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай; вси насладитеся пира веры; вси восприимите богатство благости.

Никтоже да рыдает убожества: явися бо общее Царство.

Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия.

Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть.

Угаси ю, Иже от нея держимый.

Плени ада, Сошедый во ад.

Огорчи ада, вкусивша плоти его.

И сие предприемый Исаиа возопи: ад, глаголет, огорчися, срет Тя доле.

Огорчися, ибо упразднися, огорчися, ибо поруган бысть.

Огорчися, ибо умертвися.

Огорчися, ибо низложися.

Огорчися, ибо связася.

Прият тело, и Богу приразися.

Прият землю и срете небо.

Прият, еже видяше, и впаде во еже не видяше.

Где твое, смерте, жало?

Где твоя, аде, победа?

Воскресе Христос, и ты низверглся еси.

Воскресе Христос, и падоша демони.

Воскресе Христос, и радуются Ангели.

Воскресе Христос, и жизнь жительствует.

Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе.

Христос бо, востав от мертвых, Начаток усопших бысть.

Тому слава и держава во веки веков. Аминь.

Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста на русском:

Если кто благочестив и боголюбив, пусть насладится
он славным и светлым этим торжеством.
Если кто раб благоразумный, пусть войдет он,
радуясь, в радость господина своего.
Если кто потрудился, постясь, пусть получит нынче
динарий.
Если кто работал с первого часа, пусть получит нынче
справедливое воздаяние.
Если кто пришел после третьего часа, пусть
с благодарностью празднует.
Если кто после шестого часа подошел, пусть
не смущается, ибо и его ничем не обделят.
Если кто и девятый час пропустил, пусть подходит
он, ничем не смущаясь, ничего не страшась.
Если кто к одиннадцатому часу подоспел, пусть
и он не смущается опозданием:
ибо владыка щедр и любит одарять,
и последнего принимает, как первого;
и пришедшего в одиннадцатый час отпускает на покой,
как и работавшего с первого часа:
и последнего милует, и первому угождает,
и тому воздает, и этого одаряет,
и сделанное принимает, и намерения приветствует,
и дела чтит, и замыслы хвалит.
Так входите же все в радость господина своего:
и первые, и вторые, получите плату за труд.
Богатые и бедные, друг с другом вместе ликуйте.
Усердные и ленивые, почтите день сей.
Постившиеся и не постившиеся, веселитесь сегодня.
Угощение обильное, все насладитесь.
Телец тучный, пусть никто не уйдет не насытясь:
все насладитесь пиром веры:
все примите богатство благости.
И никто пусть не рыдает о своем убожестве:
ибо явилось общее царствование.
И никто пусть не плачет о своих прегрешениях,
ибо прощение всем из гроба просияло.
И никто пусть не страшится смерти, ибо освободила
нас от смерти Спасителева смерть.
Он угасил ее, ею захваченный.
Он вывел пленников ада, сойдя во ад.
Он горечью напоил ад, вкусивший плоти Его.
И пророчествуя это, Исайя восклицал:
Ад, говорит, познал горечь, встретив Тебя
в преисподней.
Познал горечь, ибо он уничтожен.
Познал горечь, ибо он поруган.
Познал горечь, ибо умерщвлен.
Познал горечь, ибо низложен.
Познал горечь, ибо взят в плен.
Принял тело, и столкнулся с Богом.
Принял землю, и встретил небо.
Принял, что видел, и впал в то, чего не видел.
Где, смерть, твое жало? Где, ад, твоя победа?
Воскрес Христос, и пали демоны.
Воскрес Христос, и радуются ангелы.
Воскрес Христос, и жизни есть где жить.
Воскрес Христос, и ни единого мертвого нет в гробах:
ибо Христос восстал из мертвых, сделавшись
первенцем из умерших.
Ему слава и держава во веки веков.

Читать еще:  Палатки для бездомных – шанс не замерзнуть

Это интересно: кто автор «Огласительного слова Иоанна Златоуста»?


Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий, свт.; Византия. Константинополь; XIV в.

А вот в XIX веке с церковными текстами уже велась активная исследовательская работа. Тут-то и выяснилось, что никаких надежных сведений, способных подтвердить принадлежность пасхального Слова Иоанну Златоусту, просто нет, пишет Ирина Пролыгина, изучавшая историю создания его огласительных слов. В знаменитом собрании творений греческих отцов Церкви Patrologia Graeca, составленном в середине XIX века католическим аббатом Жаком Полем Минем, присутствует в том числе и Слово огласительное на Святую Пасху, но именуется оно там осторожно – как произведение, приписываемое Иоанну Златоусту.
Была версия, что оно восходит к VI-VII векам, то есть создано через 100-200 лет после смерти Иоанна Златоуста (умер в 407 году). Но и это не более чем предположение.
Так что же, имя Иоанна Златоуста оказалось включено в название пасхального Слово по недоразумению?
Вероятнее всего, нет. По крайней мере некоторые фрагменты пасхального Слова явно восходят к Иоанну Златоусту. Исследователи творчества этого святого указывают на целый ряд смысловых, а иногда и буквальных совпадений между этим Словом и другим, принадлежащим уже несомненно Златоусту, – «Словом против упивающихся и о Воскресении».
«Владыка наш одинаково почтил богатых и бедных, рабов и господ; отплатим же Владыке за такое благоволение к нам, – пишет Златоуст в «Слове о Воскресении». – Для такого праздника и торжества нужны не деньги и не издержки, а доброе произволение и образ мыслей». И автор пасхального Слова тоже восклицает: «Все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; богатые и бедные, ликуйте друг с другом; воздержные и нерадивые, почтите этот день… Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого… и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдаёт честь и расположение хвалит».
«Господь воскрес – и воскресил вместе с Собою вселенную; Он воскрес, расторгнув узы смерти», – возглашает Златоуст. И автор пасхального Слова повторяет почти то же самое: «Воскрес Христос, — и жизнь жительствует; Воскрес Христос, — и мёртвого ни одного нет во гробе».

Возможно, какой-то неизвестный автор решил украсить свое произведение выдержками из творений святителя Иоанна. А, может быть, ученики Златоуста по памяти восстановили одну из его пасхальных проповедей. Нельзя полностью исключать и того, что Слово все-таки написал сам Иоанн Златоуст. У нас недостаточно исторических данных, чтобы отдать предпочтение одной из этих версий.
А, впрочем, так ли существенно имя автора? Мы ведь не знаем, кто написал трактат «О Небесной иерархии», подписанный именем Дионисия Ареопагита. Мы можем лишь предполагать, кому принадлежит авторство такого важного для Церкви произведения, как «Учение Двенадцати апостолов», и многих других… По-настоящему важно то, что Церковь считает Слово огласительное на Святую Пасху настолько точно и полно выражающим смысл пасхального торжества, что во время этой службы практически никогда не звучит обычная пастырская проповедь. Кто бы ни был автор Слова, добавить к тому, что он сказал, уже нечего.
Наверняка многие из вас В Светлое Христово Воскресение слышали Слово огласительное в храме. Там оно звучало по-церковнославянски. Мы же предлагаем вам сегодня перевод этого замечательного образца церковного красноречия на русский язык, сделанный Ольгой Седаковой:
Если кто благочестив и боголюбив, пусть насладится он
славным и светлым этим торжеством.
Если кто раб благоразумный, пусть войдет он, радуясь,
в радость господина своего.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector