0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Однажды мы вошли в храм как братья». Памяти архимандрита Амвросия

50-й псалом в стихах

«Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое»

Давид, по обличении Нафаном за прелюбодеяние с Вирсавиею и за убиение мужа ее Урии, приносит Господу Богу раскаяние в своих грехах, просит помилования, обещает исправление в своей жизни и молит, чтоб в мире охранен был его народ.

Помилуй, Господи, меня,

По милости Твоей великой:

Я в мире, как в пустыне дикой,

Хожу, тоскуя и стеня!

Лежит, как гроба хладный камень,

На грустном сердце тяжкий грех,

И душу, чуждую утех,

Крушит, снедает тайный пламень.

Я знаю грех лукавый мой:

Он весь явился мне пред очи,

И обличитель сей немой

Стоит, как призрак в полуночи.

Пошли мне, Боже, чистоту!

Грехом повит, как пеленою,

Я рано брошен в суету,

И сонм страстей играет мною!

С грехом рожден, в грехе живу:

Он помрачил мою главу!

Но Ты, во благости светлея,

Меня иссопом окропи!

И буду снега я белее…

Всемощный! Дух мой укрепи!

Пошли с Твоих небес мне радость,

И раны сердца заживи,

И увядающую младость

Души печальной обнови!

О, дай мне, Боже, сердце чисто!

И да светлеет так мой дух,

Как утром благовонный луг

Сияет влагою росистой.

Ах! Не покинь меня, Творец,

Своею благостью небесной:

Ты в тайнах мудрости безвестной

Меня наставил, как Отец!

Но днесь я, как тимпан забытый:

Господь! Возьми меня, исправь!

Греховной пылию покрытый,

Я так нечист и так лукав!

Молюсь, смиряюсь пред Тобою!

И сладостно смиренье мне!

Молчу, мирюсь с моей судьбою

И жду безмолвно, в тишине,

Что приведут мне жизни лета.

Но я во тьме – и жажду света,

Из цепи вырваться хочу:

Спаси меня, о Бог вселенной!

Тогда я, духом обновленный,

Векам восторг мой прозвучу.

Мой глас промчится в поздни годы:

Я возвещу в роды родов,

Что Бог, простерший звезды своды,

Есть весь – и милость, и любовь;

Что Он всегда, повсюду с нами,

Зовет, влечет к Себе сердца;

Что, смывши мглу с очей слезами,

«Однажды мы вошли в храм как братья». Памяти архимандрита Амвросия

«Никто не поверит в Бога, если не встретит на своем пути человека, в чьих глазах увидит отблеск вечности… Не только глазами, но каким-то проникновением сердца и ума» — замечательные слова митрополита Сурожского Антония Блума. Этот отблеск горнего света не перепутать с симпатией человеческой, с влюбленностью. Он зажигает сердце присутствием чего-то иного, не от земли взятого, как горели сердца учеников, шедших с Господом в Эммаус.

Таким светом озарила меня первая встреча с архимандритом Амвросием. Как будто после долгого странствия попал на Родину, в семью, вернулся домой и услышал голос отца. Не то, чтобы мы о многом разговаривали или что-то подолгу обсуждали, нет, но появилась внутренняя глубокая связь, как будто в одном воинстве стоим плечом к плечу, когда единство не столько от близости друг друга, но единство одного взгляда, общего направления судьбы. Когда мы были у старицы Алипии под Киевом, ныне прославленной в лике святых, помню она благословила нас с отцом Амвросием одним общим широким крестным знамением, а потом — маленьким крестом каждого раздельно.

Читать еще:  Анатолий Данилов: Россия глазами создателя «Правмира»

Хотя я с детства и знал немного богослужения, мама водила на с сестренкой совсем еще маленьких в открывшиеся после войны храмы. Но по-настоящему высоту благоговейного отношения к священному — облачению, книге, богослужению — я пережил, находясь в Алтаре с отцом Амвросием. Он вроде бы и не делал никогда особых наставлений, замечаний, но все, кто попадали в алтарь, молодые ребята — семинаристы или маститые батюшки, как-то по-особенному в присутствии отца Амвросия подтягивались и душой, и телом. Его внутренняя собранность порождала и воспитывала в нас благоговейное переживание святости места.

В селе Красном Ивановской области батюшка пригласил меня расписывать Алтарь. За Престолом, довольно высоко, над окном, была глубокая ниша, где мы решили написать образ Нерукотворного Спаса. Поверхность стены была изогнутой и, чтобы верно передать пропорции Лика, необходимо было постоянно спускаться вниз, отходить на расстояние и снова забираться с кистью и палитрой наверх, чтобы подправлять образ.

Расписывал я во время вечерних богослужений. Отец Амвросий служил и предложил мне подсказывать, как подправлять образ снизу. Так мы и писали сообща: батюшка корректировал снизу, глядя от Престола, я писал по его слову сверху.

Вскоре образ был завершен. Подошла суббота. Всенощное бдение. Я подаю батюшке кадило (для меня было особой честью находится в молитвенном предстоянии рядом с архимандритом Амвросием, именно здесь остро переживалось, что мы единое воинство — небесное и земное — на службе у Господа). Батюшка произнес возглас: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельной Троице…». Я невольно посмотрел наверх. Образ ожил. Меня словно коснулось некоторое движение, движение глаз Живого Господа. Сердце охватил страх, я почувствовал ватность в ногах, готовность непроизвольно опуститься на колени. Отец Амвросий строго взглянул на меня. Я понял, что он тоже это увидел. В груди прозвучало: «Надо стоять»! Я ощутил явно поддержку его духа, его силы. Запомнилось.

Через несколько лет батюшка спросил меня в доверительной беседе: «Чтобы ты хотел для себя? Какой жизни?» Я высказал свое сокровенное: «Хочу быть как ты». И когда в следующий раз мы вошли на служение в храм, я ощутил, что мы вошли не как отец и сын, а как братья. Каждая беседа, каждая встреча с батюшкой была значительной именно этим незримым присутствием духовного мира, в котором нечто совершается, строится, но лишь вершина айсберга видна нам и понятна в нашей земной жизни.

Я привык работать с кистью, поэтому мне ближе объясняться образами. Если крупным мазком обозначить образ нашего духовника, я бы определил так — всецелое полагание своей жизни на Промысл Божий. В Церкви это называется упованием, в этом слове слышится и полнота преданности и напоенность благодатью. Думаю, подобное в своей жизни хоть ненадолго переживал каждый: когда в напряженные минуты ты словно затихаешь, отстраняешься от круговерти ежедневных забот и прислушиваешься. «Не моя воля, но Твоя, Господи, да будет!»

Батюшка болел давно: воспаление легких, инсульт, перенесенный на ногах…Он говорил: «А ведь верно в Псалтири сказано — дние лет наших 70, аще в силах 80 лет, и множае их труд и болезнь. Труд в смысле — претерпевание постепенного угасания человеческой телесной природы». В нем всегда было спокойное ожидание встречи со Христом, то, ради чего батюшка Амвросий жил всю сознательную жизнь.

Имя Господа всегда было на устах его. Многие отмечали, что как только батюшка произносит имя Иисуса Христа на проповеди — призывая начинать день с молитвы, и в продолжении всех наших дел держать мысленно молитву, и во время наших нескончаемых бесед сердцем предстоять пред Господом — в этот момент душа слушающих сама восхищается и уста произносят Имя Господа вслед за священником.

Читать еще:  «Все! Я от тебя ухожу!»: 1638 венчаний и 901 развод

Живое Имя — всем сердцем, всем умом, кротко, незатейливо. Пусть это сохраняется в душе недолго, молитва уходит. Но это касание с пульсом молитвы другого, как попадание в единый тон Жизни, которая соединяет весь мир — людей, животных, универсум — в единое благодарение Богу.

Батюшка говорил порой: «Уже наверное за 20–30 лет устали слушать от меня одно и тоже — не держитесь за обиду, не осуждайте, умейте прощать, радуйтесь друг другу, молитесь за Литургией — выше этого ничего нет». Вот сейчас бы еще раз услышать от тебя, дорогой батюшка, слова утешения, помолиться с тобой в Алтаре, увидеть твои глаза собранные и добрые. Но ты и есть рядом… Помню, как часто ты напоминал себе и нам слова Господа: «…в мире скорбни будете: но дерзайте, яко Аз победих мир» (Ин.16.32).

Разве могло быть иначе? Человек, который так искренно любил Господа, Его Пречистую Матерь, ушел к ним в дни, когда Церковь Христова празднует Светлое Воскресение Христово, в дни Пятидесятницы. Христос Воскресе, дорогой наш батюшка!

Храм-памятник в честь святителя Николая Чудотворца

Сайт православного прихода ЗАТО Видяево

Новое на сайте:

  • Премьера клипа отца Сергия Шерфетдинова «А Берег — он верит» 21.05.2020
  • Поздравляем с престольным праздником! 21.05.2020
  • Люди — цветы… 21.05.2020
  • ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ. 24.04.2020
  • Плач Богородицы 17.04.2020

Страницы

Православие и мир

  • Минздрав решил не включать в статистику заболеваемости COVID-19 пациентов, у которых нет жалоб 27.05.2020 Новостная служба
  • Пропускной режим в Москве продлен до 14 июня 27.05.2020 Новостная служба
  • Альпинизм на кухне, песни на крыше и сафари в гостиной. Как мир живет в самоизоляции 27.05.2020 Редакция портала Правмир
  • «Наш враг невидим». Как изменилась жизнь пациентов с раком из-за коронавируса 27.05.2020 Наталья Нехлебова
  • Алена Владимирская: Многим придется уйти в продажи, чтобы прокормить детей 27.05.2020 Алена Владимирская

Опечатки

Строительство храма Царственных мучеников продолжается

В июне текущего года, благодаря заботе правящего Архиерея, в процессе строительства храма в посёлке Видяево, был осуществлён, можно сказать, «Брусиловский прорыв» – залит фундамент новой церкви. На сегодняшний день «наступление развивается» – попечением Владыки же Митрофана, выделены значительные средства на возведение каркаса храма Царственных страстотерпцев.

Строительство ведёт Мурманская фирма «СтройКомп». Поначалу я настороженно отнёсся к рабочим (ну, наверно, как и положено). Насчитав на стройплощадке всего лишь двоих, я с досадой спросил: «Как вы тут работать будете? Полтора инвалида!». «Батюшка, не переживайте – ответили они – мы специально обученные люди».

Когда в конце рабочего дня я появился на строительстве, то был приятно удивлён объёмом проделанной работы, а Саша (один из рабочих, он оказался знакомым поисковиком) спросил: «Батюшка, почему вы назвали нас «полтора инвалида», я целый день об этом думаю!». Я ответил: «Саша, прости! Глядя на вашу работу, я забираю свои слова обратно».

Плотницкого опыта Александр набирался у своего дедушки фронтовика. Но не только этого богатства набрался он у своего деда. Всё, что связано с войной, подвигом наших солдат в Заполярье, глубоко отпечаталось в его сердце, поэтому он – поисковик.

И я тоже поисковик уже много лет, и ещё больше – плотник. В дипломе у меня написано: «столяр-плотник судовой». Я вообще корабли должен строить. А Церковь – это и есть корабль – «Корабль спасения». Недавно смотрел, как ребята колотят, пилят и говорю им: «Вы как будто ковчег строите». А они: «Точно, сейчас сколотим, столкнём его в речку и поплывём!».

Да, размышляю о профессии плотника. Чем то Божественным веет от неё. «Тектонов сын» тоже «…рубаночком радовал досочки, всё без устали, по утрецам». Помню, как попал на стройку кафедрального Андреевского Собора. Величественный деревянный храм, как только, только родился – вокруг горы стружки и коры, и этот запах – запах жизни! А как сладки для плотника слова: лаги, стропила, укосины, кружала – они как мёд на языке!

Читать еще:  Протоиерей Максим Первозванский: Многодетность — это серьезный риск

Сколько я не пытался подловить своих новых со-работников на каких-то терминах или задачах, ничего у меня не получалось. Я даже приобрёл для себя нечто новое. «А как – говорю я им – вы будете вот здесь прибивать фанеру, к чему? А?». А они: «Здесь? К печеньке!». Я говорю: «А-а. Понятно. К печеньке… А что это?». «Ну брусочек такой прибивается – печенькой называется».

Вот так и строим мы Божий храм – Ковчег спасения.

Примечание редакции: «Тектонов сын» – сын плотника или древодела, имеется в виду Иисус Христос.

Икона дня

Прп. Пахомия Великого (ок. 348). Свт. Исаии, еп. Ростовского, чудотворца (1090). Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского (1591).

Прп. Исаии Печерского (1115). Прп. Пахомия Нерехтского (1384). Прпп. Евфросина (1481) и ученика его Серапиона, Псковских. Обретение мощей прп. Арсения Коневского (1991). Прп. Ахиллия, еп. Ларисийского (ок. 330). Мучеников, в долине Ферейдан (Иран) от персов пострадавших (XVII) (Груз.) (переходящее празднование в день Вознесения Господня).

@Утр. – Мк., 71 зач., XVI, 9–20. Лит. – Деян., 1 зач., I, 1–12. Лк., 114 зач., XXIV, 36–53.@

На великой вечерне «Блажен муж» не поется. На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на Небеса с Пречистою Твоею Плотию Божественное вознесение». После Евангелия – «Воскресение Христово видевше». Катавасия «Божественным покровен. ». Вместо «Честнейшую» поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на Небо Христа Жизнодавца».

В конце утрени и на литургии отпуст: «И’же во сла’ве вознесы’йся от нас на Не’бо и одесну’ю се’дый Бо’га и Отца’, Христо’с, И’стинный Бог наш. ».

На литургии антифоны праздника. Входный стих: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Трисвятое. Вместо «Достойно» – «Величай, душе моя. Тя паче ума и словесе. ». Вместо «Видехом Свет Истинный. » – «Вознеслся еси во славе. » (до отдания).

Вечером в праздник совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.

Сайты епархиальных отделов:

Новости Патриархии

Статьи портала Патриархия.ru

  • Великая Отечественная война и «новая религиозная политика» 27.05.2020

Актуальная аналитика

Православная Энциклопедия

  • Произошла ошибка; возможно, лента недоступна. Повторите попытку позже.

Православие.Ru — Все материалы

В пятницу первой седмицы Великого поста епископ Нестор совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Вознесенском кафедральном соборе Кузнецка

23 февраля 2018 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Преосвященный епископ Кузнецкий и Никольский Нестор совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Вознесенском кафедральном соборе Кузнецка.

Его Преосвященству сослужили: ключарь собора протоиерей Ростислав Ребровский, протоиерей Александр Савочкин, иерей Максим Мальцев, иерей Анатолий Шаронов, иерей Сергий Боровиков, иерей Сергий Пожилов, диакон Михаил Гудков. Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением регента Владимира Ташлинцева.

Проповедь перед причастием произнес иерей Максим Мальцев.

По заамвонной молитве было совершено молебное пение великомученику Феодору Тирону с освящением колива.

В завершение богослужения епископ Нестор обратился к молящимся с архипастырским словом и преподал всем благословение.

В пятницу первой седмицы Великого Поста после вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров в храмах совершается молебный канон святому великомученику Феодору Тирону и благословляется в честь его коливо – рис, сваренный с медом. Празднование это установлено по следующему случаю. В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого Поста. Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector