0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общество как социокультурная система

Общество как социокультурная система.

Социокультурная система — это социальная, представляющая собой совокупность социальных отношений и связей между людьми и культурная, включающая в себя вещи, фундаментальные общественные ценности, идеи, символы, знания, верования и помогающая регулировать поведение людей.

Включение человека в обще6ство осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицируется, через социальные институты, социальные организации и комплексы принятых в обществе норм и ценностей, т. е. через культуру.

Термин «социокультурная» призван подчеркнуть единство и взаимопересечение этих двух сфер общества, и определенный примат «социального», выражающего сущность исторически определенного взаимодействия людей (общностей, объединений, групп, институтов).

Общество — это не простая сумма индивидов, их связей и действий, взаимодействий, отношений и институтов, а целостная социокультурная система, социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.

Общество — это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей.

Эти связи, взаимодействия и отношения людей, образуются на какой-то общей основе. В качестве такой основы в различных школах социологии рассматриваются «интересы», «потребности», «мотивы», «установки», «ценности» и т. д.

При всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.

Основные понятия системного подхода:

Система — это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор ее элементов.

Социальная система — это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Они носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Социальная связь — это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей.

Итак, общество — это целостная система с качествами, в которых нет ни одного из включенных в него элементов в отдельности.

При социокультурном анализе общественной жизни обычно обращают внимание два важнейших результата этого взаимодействия.

Первое — групповой характер общественной жизни и второе — поведение людей в группах, которое регулируется и направляется определенной системой ценностей, идей, норм и правил поведения. Оба аспекта социальной жизнедеятельности людей теснейшим образом взаимосвязаны, ибо социальное взаимодействие людей регулярно воспроизводит как структуру социальных групп, так и систему ее ценностно-нормативных регуляторов.

Отмеченные две стороны общественной жизни в социологии принято обозначать, как говорилось выше, двумя популярными терминами — общество (социальная система) и культура (система культуры). Они отражают предельно широкие понятия — две наиболее существенные стороны общественной жизни, в реальности тесно взаимосвязанные, но специально разделяемые в научном социологическом познании.

Выделение этих двух ключевых понятий имеет огромное познавательное значение для социологического познания и во многом предопределяет специфику социологического видения общественных явлений.

В социологии расчленение понятий «общество» (в узком смысле слова) и «культура» имеет большое практическое и познавательное значение, ибо позволяет лучше уяснить сущность общественной жизни, ее отличие от природы в целом и коллективных форм поведения в животном мире.

Во-первых, обращается внимание на то, что «социум» и «культура» являются двумя взаимосвязанными подсистемами единой общественной жизни.

Во-вторых, особенность социальной системы заключается в том, что это понятие отражает форму социальных отношений между людьми, которая представлена различными социальными группами и отношениями внутри и между группами. Под культурой понимаются содержательные аспекты человеческой жизнедеятельности, определяемые ценностями, значениями, идеалами, нормами и др.

Термин «социальная система» обозначает отношения между индивидами и коллективами, тогда как культура определяет их ценностно-смысловое значение. Именно культура как система ценностей, норм и образцов поведения формирует ту социальную среду, взаимодействуя с которой индивиды и социальные группы определяют свое поведение.

Типология обществ

Различные типы классификации обществ основываются на выделении наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни группы об-ществ от других. Устойчивым в социологии считается деление обществ на простые (традиционные) и сложные (современные). Критерием выступает степень социальной дифференциации и число уровней управления.

К. Поппер различает два типа обществ, на основании степени свободы индивида и отношений социального контроля. Закрытое общество – общество, характеризующееся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, невосприимчивостью к нововведениям, авторитарной идеологией, коллективизмом (Спарта, Нацистская Германия, СССР в эпоху сталинизма, Пруссия). Открытое общество – общество, которое отличается динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, индивидуализмом (Древние Афины, современные западные демократии).

О. Конт различал три стадии развития общества: от теологического типа общества через метафизический – к индустриальному типу. В основе изменения и становления обществ лежит прогресс разума человека. К. Маркс предложил типологию обществ, в основании которой лежали экономические факторы. История развития общества представляет собой смену пяти общественно-экономических формаций, каждая из которых основывается на определенном способе производства материальных благ и уровне развития производственных отношений, которым соответствует социально-классовая структура общества (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая формации).

Распространенным в социологии является деление обществ на традици-онные, индустриальные и постиндустриальные, на основании изменения технологического строя, который сказывается на организации всей системы социальных связей и отношений (Д. Белл, У. Ростоу).

Модернизация – процесс перехода от одной стадии развития общества к другой. Различают первичную модернизацию, примером которой является промышленная революция в Англии в XVIII веке, происходящая естественным образом, и вторичную модернизацию, не являющуюся результатом естественного хода развития общества. Она привносится «извне», осуществляется с привлечением помощи «стран-первопроходцев».

Понятия общества, государства, страны

Общество – это сами люди, живущие вместе и взаимодействующие между собой.

Государство – это органы власти, которые управляют людьми.

Страна – это территория, на которой проживают люди.

Социологами выделено простое, сложное, дописьменное. письменное, открытое, закрытое, исламское, православное, католическое и другие общества.

Обществу характерен ряд функций:

  • производство материальных благ и услуг;
  • воспроизводство людей и их социализация;
  • духовное развитие и регулирование активности людей;
  • регламентация и управление деятельностью и поведением.

Чтобы реализовать названные функции идет формирование соответствующих структур – организаций (институтов) и отношений. Потребностям и формам их выражения – стремлениям, ценностям и интересам – отводится большая роль в жизни и отдельного человека, и групп людей, регионов и целостного общества.

Общество – это сложная динамическая система, включающая несколько сфер общественной жизни:

  • экономическая – отношения в материальном производстве;
  • социальная – взаимодействие классов и социальных групп;
  • политическая – деятельность государственных организаций, политических партий и общественных движений;
  • духовная – становление общественного сознания, науки, искусства и образования.

Каждая их этих сфер – сложное образование, включающее ряд элементов: государство, семья, церковь, школа, классы, нации и пр. Связи, возникающие между социальными группами, слоями и классами, а также внутри них, при решении экономических, политических и культурных вопросов – представляют общественные отношения.

В социологии выделяют два подхода к изучению общества:

  1. социально-экономический, марксистский или формационный подход;
  2. теория трех стадий, или цивилизационный подход.

Основополагающими критериями формационной системы являются форма собственности на средства производства и классовая структура общества. В связи с этими критериями выделяют пять общественно-экономических формаций. В рабовладельческом, феодальном и капиталистическом обществах выстроены классово-антагонистические отношения. В первобытном и коммунистическом обществе развита общественная форма собственности и отсутствуют классы. При коммунистическом устройстве отсутствует частная собственность, все люди равны, у них высокий уровень благосостояния и развивается демократия.

Цивилизационный подход к изучению общества разработали американцы Даниел Белл, Утл Ростоу и француз Раймон Арон. Ими было описано три типа общества:

  • Доиндустриальное (аграрное) общество, для которого характерна добывающая экономика, ключевые сферы его экономики – сельское хозяйство и натуральное хозяйство малой производительности, основанное на ручном труде и примитивной технике. Ведущая роль в нем отдана церкви и армии, а ведущими социальными группами являются феодалы и священники;
  • Индустриальное общество базируется на промышленности, массовом товарном производстве, основанном на общественном разделении труда и машинных технологиях. Ведущая роль в нем отдана промышленным корпорациям, а ведущей социальной группой выступают бизнесмены;
  • Постиндустриальное общество основано на сфере услуг, науке и образовании. Ведущая роль отведена университетам, как центрам научного знания. Ведущими социальными группами выступают научно-технологические специалисты.

Социология

ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

Понятие «общество»

Понятие общества (от латинского слова socio-соединять, объединять, затевать совместный труд, сотрудничество) крайне многозначно, а потому его не так легко определить. Вся история социологической мысли есть история поисков научных подходов и методов построения теории общества. В течение долгого времени общество фактически отождествлялось с категорией «государство». Большинство философов — начиная с древнегреческих и кончая просветителями XVIII в. — считали, что переход человека из первобытного состояния в цивилизованное связан с возникновением государственной организации как некоего политического конструкта, призванного управлять этими взаимоотношениями. «Обществообразующими» оказались чисто политические (в современном понимании) функции государства: защита населения от внешних врагов и поддержание порядка внутри страны. Позже происходит «деполитизация» данного понятия. Была осознана и теоретически сформулирована грань между функционированием государства и общества, представляемая как сфера объективно необходимого межчеловеческого взаимодействия. А теперь немного о том, как понимали общество ученые из самых разных исторических эпох. Древнегреческий философ Аристотель понимал общество как совокупность группировок, взаимодействие которых регулируется определенными нормами и правилами. Французский ученый 18 века Сен-Симон считал, что общество — это огромная мастерская, призванная осуществлять господство человека над природой. Основатель социологии Огюст Конт видел в обществе функциональную систему, в состав которой входят семья, классы, государство и которая основана на разделении труда и солидарности. В. Даль приравнивал общество к собранию людей, товарищески, братски связанных какими-либо общими условиями. Французский социолог Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. Согласно немецкому ученому М, Веберу, общество — это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных (т.е. ориентированных на других людей) действий. Крупный американский социолог Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Американский социолог русского происхождения П.А. Сорокин представлял общество как социокультурную систему, состоящую из двух уровней организации общества – уровня культурных систем (взаимосвязь идей) и уровня социальных систем (взаимосвязь людей). Среди современных концепций общества выделяется «атомистическая» теория, согласно которой общество понимается как совокупность действующих личностей и отношений между ними. Дальнейшее развитие основные положения этой концепции получили в «сетевой» теории общества. Главный акцент эта теория делает на действующих индивидах, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга. Эта теория и ее разновидности в центр внимания при объяснении сущности общества ставят личностные атрибуты действующих индивидов. В теориях «социальных групп» общество интерпретируется как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы. Если в «атомистической» или «сетевой» концепциях существенным компонентом в определении общества является тип отношений, то в «групповых» теориях — группы людей. 15 Рассматривая общество как наиболее общую совокупность людей, авторы этой концепции отождествляют понятие «общество» с понятием «человечество». Таким образом, далеко не сразу к человеку пришло сознание того, что он живет не только в государстве, семье, городской или сельской общине, а в обществе, представляющем собой гораздо более широкое и сложное объединение людей, некую самостоятельную реальность.

Читать еще:  В храме христа спасителя торжественно встретили мощи николая чудотворца. Мощи Николая Чудотворца в России

Признаки общества

В XX в. понятие «социальная система» постепенно выдвигается на центральное место в теоретических построениях различных социологических школ. Это направление получило название синергетика. Что такое система?

Обобщая многочисленные формулировки, можно сказать, что система — это комплекс взаимодействующих частей (элементов). Внутреннюю природу, содержательную сторону всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор элементов. Общество — самая большая из проживающих на данной территории групп. В концентрированном виде общество обладает следующими признаками: — оно отличается большим разнообразием социальных структур, систем и подсистем; — оно не является частью какой-либо более крупной системы; — браки заключаются между представителями данного объединения; — оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями данной общности; — у него собственное название и собственная история; — оно обладает территорией и собственной системой управления; — объединение существует дольше средней продолжительности жизни от дельного индивида; — его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой. Понятие «общество» следует отличать от понятий «государство» (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившиеся на базе общества и государства).

Гражданское общество

Идеи гражданского общества имеют длительную историю в европейской мысли. Основы концепции гражданского общества были заложены в работах Т. Гоббса, Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескье. В работах этих мыслителей важную роль играло понятие естественного права, то есть естественного стремления человека к свободе, безопасности и благополучию. Государство возникло как общественный договор, то есть договор, который заключили между собой отдельные индивиды и в результате которого граждане передали часть своих прав государству.

Английский экономист А. Смит существенно дополнил концепцию гражданского общества, сделав акцент на чрезвычайной важности защиты частных интересов. Смит полагал, что государство может быть гармоничным лишь в том случае, если создаст максимально удобные условия для реализации интересов частных граждан. В плане экономики это, означало, что государство должно полностью отказаться от контроля над экономической сферой и вмешательством в нее, чтобы люди могли свободно действовать на общем рынке; роль государства должна ограничиваться лишь защитой частной 16 собственности.

Гражданское общество выступает по Гегелю, как взаимодействие субъектов данных потребностей и интересов, осуществляющееся на основе частной собственности и всеобщего формального равенства людей. Другими словами, гражданское общество трактовалось как система общественных отношений, опирающихся на частную собственность и право. Речь шла о формировании буржуазного общества, в котором институты частной собственности и права получили большой простор для своего развития.

В качестве основных элементов гражданского общества Гегель называл: 1) системы социальных потребностей и их субъектов; 2) отправление правосудия; 3) полицию и корпорации, добивающихся практического осуществления законов и актов правосудия. В ХХ веке идеи гражданского общества стала еще более актуальной. Именно в этот период человечество столкнулось с наиболее жестокими тоталитарными режимами, подавляющими автономию человека — не только в политической, сфере, но также в духовной и экономической жизни. По этой причине развитие концепции гражданского общества в XX в. приобрело дополнительную движущую силу, была необходима критика тоталитарных режимов.

1. Лекция 5

ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

Понятие «общество»

Понятие общества (от латинского слова socio-соединять, объединять, затевать совместный труд, сотрудничество) крайне многозначно, а потому его не так легко определить. Вся история социологической мысли есть история поисков научных подходов и методов построения теории общества. В течение долгого времени общество фактически отождествлялось с категорией «государство». Большинство философов — начиная с древнегреческих и кончая просветителями XVIII в. — считали, что переход человека из первобытного состояния в цивилизованное связан с возникновением государственной организации как некоего политического конструкта, призванного управлять этими взаимоотношениями. «Обществообразующими» оказались чисто политические (в современном понимании) функции государства: защита населения от внешних врагов и поддержание порядка внутри страны. Позже происходит «деполитизация» данного понятия. Была осознана и теоретически сформулирована грань между функционированием государства и общества, представляемая как сфера объективно необходимого межчеловеческого взаимодействия. А теперь немного о том, как понимали общество ученые из самых разных исторических эпох. Древнегреческий философ Аристотель понимал общество как совокупность группировок, взаимодействие которых регулируется определенными нормами и правилами. Французский ученый 18 века Сен-Симон считал, что общество — это огромная мастерская, призванная осуществлять господство человека над природой. Основатель социологии Огюст Конт видел в обществе функциональную систему, в состав которой входят семья, классы, государство и которая основана на разделении труда и солидарности. В. Даль приравнивал общество к собранию людей, товарищески, братски связанных какими-либо общими условиями. Французский социолог Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. Согласно немецкому ученому М, Веберу, общество — это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных (т.е. ориентированных на других людей) действий. Крупный американский социолог Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Американский социолог русского происхождения П.А. Сорокин представлял общество как социокультурную систему, состоящую из двух уровней организации общества – уровня культурных систем (взаимосвязь идей) и уровня социальных систем (взаимосвязь людей). Среди современных концепций общества выделяется «атомистическая» теория, согласно которой общество понимается как совокупность действующих личностей и отношений между ними. Дальнейшее развитие основные положения этой концепции получили в «сетевой» теории общества. Главный акцент эта теория делает на действующих индивидах, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга. Эта теория и ее разновидности в центр внимания при объяснении сущности общества ставят личностные атрибуты действующих индивидов. В теориях «социальных групп» общество интерпретируется как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы. Если в «атомистической» или «сетевой» концепциях существенным компонентом в определении общества является тип отношений, то в «групповых» теориях — группы людей. 15 Рассматривая общество как наиболее общую совокупность людей, авторы этой концепции отождествляют понятие «общество» с понятием «человечество». Таким образом, далеко не сразу к человеку пришло сознание того, что он живет не только в государстве, семье, городской или сельской общине, а в обществе, представляющем собой гораздо более широкое и сложное объединение людей, некую самостоятельную реальность.

Признаки общества

В XX в. понятие «социальная система» постепенно выдвигается на центральное место в теоретических построениях различных социологических школ. Это направление получило название синергетика. Что такое система?

Обобщая многочисленные формулировки, можно сказать, что система — это комплекс взаимодействующих частей (элементов). Внутреннюю природу, содержательную сторону всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор элементов. Общество — самая большая из проживающих на данной территории групп. В концентрированном виде общество обладает следующими признаками: — оно отличается большим разнообразием социальных структур, систем и подсистем; — оно не является частью какой-либо более крупной системы; — браки заключаются между представителями данного объединения; — оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями данной общности; — у него собственное название и собственная история; — оно обладает территорией и собственной системой управления; — объединение существует дольше средней продолжительности жизни от дельного индивида; — его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой. Понятие «общество» следует отличать от понятий «государство» (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившиеся на базе общества и государства).

Читать еще:  Фильм «Спасение» – о молчании монахини, вере и том, что Бог есть

Гражданское общество

Идеи гражданского общества имеют длительную историю в европейской мысли. Основы концепции гражданского общества были заложены в работах Т. Гоббса, Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескье. В работах этих мыслителей важную роль играло понятие естественного права, то есть естественного стремления человека к свободе, безопасности и благополучию. Государство возникло как общественный договор, то есть договор, который заключили между собой отдельные индивиды и в результате которого граждане передали часть своих прав государству.

Английский экономист А. Смит существенно дополнил концепцию гражданского общества, сделав акцент на чрезвычайной важности защиты частных интересов. Смит полагал, что государство может быть гармоничным лишь в том случае, если создаст максимально удобные условия для реализации интересов частных граждан. В плане экономики это, означало, что государство должно полностью отказаться от контроля над экономической сферой и вмешательством в нее, чтобы люди могли свободно действовать на общем рынке; роль государства должна ограничиваться лишь защитой частной 16 собственности.

Гражданское общество выступает по Гегелю, как взаимодействие субъектов данных потребностей и интересов, осуществляющееся на основе частной собственности и всеобщего формального равенства людей. Другими словами, гражданское общество трактовалось как система общественных отношений, опирающихся на частную собственность и право. Речь шла о формировании буржуазного общества, в котором институты частной собственности и права получили большой простор для своего развития.

В качестве основных элементов гражданского общества Гегель называл: 1) системы социальных потребностей и их субъектов; 2) отправление правосудия; 3) полицию и корпорации, добивающихся практического осуществления законов и актов правосудия. В ХХ веке идеи гражданского общества стала еще более актуальной. Именно в этот период человечество столкнулось с наиболее жестокими тоталитарными режимами, подавляющими автономию человека — не только в политической, сфере, но также в духовной и экономической жизни. По этой причине развитие концепции гражданского общества в XX в. приобрело дополнительную движущую силу, была необходима критика тоталитарных режимов.

Общество как социокультурная система

Культура и общество — категории, наиболее широко используемые в социологии. Их можно отделить друг от друга только аналитически, так как в реальной жизни между ними существует тесная связь. Понятие «культура» имеет отношение к образу жизни членов данного общества — их привычкам и обычаям, способу мышления, а также к материальным благам, которые они производят. Понятие «общество» подразумевает систему взаимоотношений, связывающую индивидов, принадлежащих к общей культуре. Ни одна культура не существует вне общества, но также ни одно общество не может существовать без культуры. Именно культура как способ человеческой деятельности, базирующийся па системе внебиологически выработанных механизмов, создала общество, поскольку через механизмы культуры стимулируется, программируется, координируется и реализуется активность людей в обществе.

Таким образом вполне логично рассматривать общество нс только как социально-экономическую (статично-структурный аспект рассмотрения) либо социально-историческую (динамический аспект, или перспектива действия) систему Третий угол зрения, под которым необходимо анализировать общество, — культурологический: в его рамках общество рассматривается как социокультурная система, состоящая из принятых в нем ценностей, норм и благ.

Понятие культуры можно также определить как набор разнообразных способов жизни людей, присущих им в разные исторические эпохи, в разных обществах и (или) социальных группах и других общностях. В данном случае под способом жизни понимается не только повседневная жизнь, быт людей, по и тип функционирования их социальных организаций, групп и институтов. Так, многие современные народы по-разному трактуют демократию, поскольку данный институт развивается в рамках разных культур. Еще больше различий в понимании демократии можно выявить, если взять для сравнения, например, демократию в Древней Греции и любом современном западном государстве. Только понимание исторического контекста дает социологу возможность анализировать культуру или отдельный се феномен. Разнообразие способов жизни проявляется и внутри одного и того же общества, между его разными социальными группами. Например, образ жизни среднего класса отличен от жизни тех, кто находится за чертой бедности, причем такие различия имеют надличностный характер и историческую продолжительность, передаются от поколения к поколению.

Что же должна изучать социология, рассматривая общество как социально-культурный феномен? На этот вопрос трудно ответить однозначно, поскольку речь идет о способах жизни разных групп, составляющих общество, их ценностях, взглядах, принципах организации труда и быта, всей жизни. Члены любой группы имеют некие общие, сближающие их представления о том, что является для них благом, к чему они стремятся, чего хотят достичь. Ценности — это идеалы и образцы, ориентирующие деятельность социальной общности па определенном историческом этапе ее жизни. Члены каждой социальной группы обычно действуют, следуя принятым в их группе или обществе социальным нормам, т.е. определенным требованиям, выработанным прежними поколениями и предписанным в качестве обязательных, «социально принудительных», внешних по отношению к ним, хотя, как правило, нс закрепленных в законе (например, мода, этикет). Иначе говоря, поскольку все люди живут в рамках определенной культуры, они следуют тому или иному образцу жизнедеятельности, даже не задумываясь, почему они это делают: как правило, способ жизнедеятельности и даже образ мысли усваиваются бессознательно, являются общепринятыми в социальной группе (общности), а их нарушение может повлечь за собой применение к нарушителям санкций (т.с. наказания за отход от принятых правил жизнедеятельности).

Во-первых, люди рассматриваются здесь не как отдельные индивиды, а как члены определенной общности. Это значит, что культура характеризует именно те элементы их способа жизни, которые типичны для них как жителей одного города, страны, представителей определенной группы населения. Часто культура рассматривается как национальная (например, белорусская), но можно говорить и о культуре жителей определенной местности (Полесье), социальной группы (рабочие), возрастной общности (молодежь) и т.п. В этом смысле культура позволяет осуществить идентификацию группы, а через нее — и ее членов. В историческом прошлом, несомненно, культуры разных племен могли сильно различаться, причем как во внешних атрибутах, так и в содержании (язык, обычаи, предрассудки). Можно говорить о культуре и в наднациональном смысле, выделяя, например, европейскую, североамериканскую или азиатскую культуру.

Во-вторых, в приведенном выше определении речь идет о том, что люди делают, т.е. о социальной деятельности или способах действий. Этот аспект называется нормативной культурой. По мнению многих ученых, именно нормативное понимание культуры, т.с. выделение базовых культурных правил всякого общества, является главным. Нормы и ценности действительно позволяют многое узнать об обществе. Так, по строгости норм социального контроля можно судить об уровне толерантности данного общества, его стабильности и гуманности. Сплоченность общества зависит от того, насколько массово разделяются в нем ценности (имеется ли так называемый «ценностный консенсус»). Вес действия в рамках той или иной культуры оцениваются с точки зрения принятых норм и ценностей. Так, действия, которые служат сохранению стабильности и сплоченности общества, объявляются позитивными, поскольку укладываются в некие нормативные границы или повторяют образцы действия. Напротив, действия, не соответствующие принятым нормам, считаются девиантными, ибо они подрывают идею консенсуса, разрушают существующие в обществе запреты. Например, если в обществе существует запрет бить детей, то нарушение этого запрета будет считаться девиацией. Нарушение норм вызывает, как правило, либо моральные, либо юридические санкции (в зависимости от того, какие запреты — моральные или юридические — были нарушены).

В-четвертых, выделяется аспект материальной культуры, в который включается все то, что произведено, сделано человеком. О материальной культуре говорят, что это «вторая природа человека», т.е. та часть окружающей среды, которая создана деятельностью человека, иначе говоря — окультурена человеком. Именно тогда, когда человек выделился из природной среды, сумел активно на нее воздействовать и окультуривать ее, начало складываться и общество.

Современная цивилизация называется техногенной и представляет собой последний период в развитии так называемой западной цивилизации. Техногенная цивилизация оформилась в Европе в XV-XVII вв. и характеризовалась динамизмом, установкой на индивидуализм, утверждением достоинства человеческой личности. Ее главные ценности — научная рациональность, идеалы свободы и равенства, а позднее — прогресс науки и техники, породивший в XX в. научно-техническую революцию и обусловивший возможность быстрого обновления искусственной предметной среды, созданной человеком. К концу XX в. техногенная цивилизация стала доминировать в глобализирующемся мире, а ее культурные ценности (научная рациональность, приоритет разума, научно-техническая революция, инновационность) были признаны универсальными. Кроме западного типа цивилизации выделяют еще восточный тип — более древний, связанный с воспроизводством уже сложившихся форм жизни, малым разнообразием форм человеческой жизнедеятельности, созерцательным отношением к жизни. Этот тип цивилизации был характерен для так называемых традиционных, или аграрных, обществ.

Читать еще:  Нелепо не поминать детей, которые родились в христианских семьях

Та культура в обществе, которую разделяет его большинство или которую поддерживает либо навязывает обществу господствующая социальная группа (властвующая элита, правящий класс), называется доминирующей (господствующей). Она может подавлять другие культуры (особенно если сама стала господствующей посредством насилия и принуждения) либо оставлять им пространство для развития на правах меньшинства. Если культура, поддерживаемая таким меньшинством, находится в оппозиции к господствующей культуре, исповедует совершенно другие ценности и подчиняется другим нормам, то она называется контркультурой. Если же культура меньшинства просто обладает рядом уникальных, оригинальных черт, отличных от доминирующей культуры, но не находится в оппозиции к господствующим базисным ценностям, она становится субкультурой, т.е. своеобразной вариацией вокруг господствующего культурного стержня.

В качестве примера можно привести возрастные молодежные субкультуры, связанные с увлечением определенными музыкальными течениями, спортом, интернетом, веяниями моды (рок- культура, культура панков, спортивных фанатов, блогер-культура и т.п.). Конфликт между поколениями в культурной сфере может выражаться, скажем, в том, что молодежь любит Гарри Поттера, а поколение родителей — Шерлока Холмса или героев Стругацких. Такие конфликты не разрушительны для общества, хотя и могут разъединять поколения «отцов» и «детей», вызывать нонконформизм, сопротивление в отношении культуры другой группы.

Презентация по Социологии на тему «Общество. как целостная социокультурная система»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лекция № 2 Общество, как целостная социокультурная система

План: 1. Определение понятия «общество», его признаки; 2. Типология общества; 3. Гражданское общество; 4. Социальные институты.

1. Определение понятия «общество», его признаки Понятие «общество» употребляется в: узком смысле широком смысле под обществом понимают группу людей (организацию), объединенных по каким-либо признакам (интересам, потребностям, ценностям и т. д.) под обществом понимается совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей на определенной территории, в рамках единой страны, единого государства

Общество — это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей. Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимозависимости его частей: — социальных институтов, — социальных групп; — отдельных индивидов. 1. Определение понятия «общество», его признаки

Основными признаками общества являются: Территория — это определенное физическое пространство, на котором складываются и развиваются связи, отношения и взаимодействия между индивидами и социальными общностями Социальная структура — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, социальных институтов и отношений между ними. 1. Определение понятия «общество», его признаки

Социальная структура Социальная общность — большая или малая социальная группа, обладающая общими социальными признаками. Социальный институт — исторически сложившиеся устойчивые нормы, правила, способы организации совместной деятельности в определенной сфере общества. Социальные отношения — взаимоотношения между социальными общностями и социальными институтами. 1. Определение понятия «общество», его признаки

3. Автономность и самодостаточность Автономность — это также способность общества создавать в рамках своей функциональной системы относительно прочные социальные связи и отношения, способные интегрировать все входящие в него социальные общности. Самодостаточность — способность общества к само регуляции, т. е. без вмешательства извне обеспечивать функционирование всех жизненно важных сфер. 1. Определение понятия «общество», его признаки

4. Социокультурное единство. Основными факторами социокультурного единства общества являются: общность основных социальных институтов (государства, семьи, образования, финансов и т. д.), общность языка (в многонациональных обществах, как правило, существует язык межнационального общения — Россия, Индия, США и др.), осознание принадлежности людей к единому обществу (например, все мы — россияне), единство основных моральных ценностей и образцов поведения. 1. Определение понятия «общество», его признаки

2. Типология общества Типология (от греч. tipos — отпечаток, форма) В социологии имеется два основные подхода к типологизации обществ Формационный подход 2. Цивилизационный подход

1. Формационный подход был разработан К. Марксом в середине XIX в. Господствующий в обществе способ производства и форма собственности (экономический базис) обусловливают формирование соответствующих сфер общества (надстройки): социальной, политической и духовной. Маркс считал, что общество в своем историческом развитии проходит пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и (в перспективе) коммунистическую. Каждой формации присущ определенный способ производства материальных и духовных благ. 2. Типология общества

2. Цивилизационный подход типологизации общества был предложен американским социологом Даниелем Беллом (род. в 1919 г.). Он делил историю развития общества на три основные стадии: до- индустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Каждая из этих стадий соответствует определенному типу цивилизации. 2. Типология общества

Доиндустриальная цивилизация. Для нее характерны следующие основные признаки: основной способ производства; натуральный способ ведения хозяйства; в производстве материальных и духовных благ в основном используется физическая сила человека и домашних животных; преимущественно сельский образ жизни; низкий уровень социальной и географической мобильности; система образования в основном носит характер семейного воспитания и обучения традиционным видам деятельности. 2. Типология общества

Индустриальная цивилизация и ее основные признаки: машинный способ производства; производство носит рыночный характер, т. е. большая часть произведенного продукта предназначается для продажи; преимущественно городской образ жизни (большая часть населения живет в городах); высокий уровень социальной и географической мобильности; сравнительно высокий общий уровень образования и профессиональной подготовки населения; наряду с частным образованием существует государственная система образования. 2. Типология общества

Постиндустриальная цивилизация и ее основные признаки автоматизация и компьютеризация большинства процессов в промышленном производстве и сфере услуг; внедрение автоматических систем управления (АСУ) во многие сферы жизнедеятельности людей; главный продукт производства и продажи — информация; сокращение количества людей, занятых в промышленности, и рост числа работников, занятых в науке, информации и сфере услуг; наряду с ростом городского населения растет число людей, имеющих благо-устроенное жилье (коттедж) в сельской местности; выравнивание городского и сельского уровней жизни. 2. Типология общества

Гражданское общество — это общество, состоящее из свободных, независимых от произвола государства граждан, способных защищать свои права и интересы Основные признаки гражданского общества: разграничение компетенций государства и общества, независимость институтов гражданского общества от государства в рамках своей компетентности; демократия и плюрализм в политической сфере; рыночная экономика, основу которой составляют негосударственные предприятия; экономика, основанная на индустриальных и постиндустриальных технологиях; социальную основу гражданского общества составляет средний класс — это экономически, политически, социально независимые от государства граждане, имеющие возможности и способности обеспечить себя сами; приоритет прав и свобод индивида перед интересами государства; идеологический и религиозный плюрализм; свобода слова и средств массовой информации. 2. Типология общества

4. Социальные институты Социальный институт — относительно устойчивый комплекс (система) норм, правил, обычаев, традиций, принципов, статусов и ролей, регулирующих отношения в различных сферах общества Для выполнения своих функций социальный институт образовывает (создает) необходимые учреждения, в рамках которых организуется его деятельность

Основными социальными институтами в обществе являются: 4. Социальные институты институты семьи и брака; политические институты; экономические институты; институты образования; институты культуры; институты религии.

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

презентация по социологии на тему «общество, как целостная оциокультурная система», предназначена для студентов среднего профессионального образования. Включает в себя четыре раздела:

1. определение понятия «общество», его признаки;

2. Типология общества;

3. Гражданское общество;

4. Социальные институты.

Данная презентация служит дополнением к проведению лекционного занятия, требует дополнительного конспекта. Направленна на правильное, полное, всестороннее освоение материала по теме. Может использоваться как для очной, так и для заочной формы обучения.

  • Бондаренко Наталья ВикторовнаНаписать 1026 08.01.2015

Номер материала: ДБ-1360054

  • Другое
  • Другие методич. материалы
    01.10.2020 0
    01.10.2020 0
    01.10.2020 0
    01.10.2020 0
    01.10.2020 0
    01.10.2020 0
    01.10.2020 0
    01.10.2020 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

СПЧ направил в правительство предложения по предотвращению стрельбы в учебных заведениях

Время чтения: 2 минуты

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

В России предложили ввести бесплатное второе высшее образование по IT-специальностям

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-регистрация на ГИА для школьников Москвы откроется 1 октября

Время чтения: 2 минуты

На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector