2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Об избранных простецах и прозревших слепцах

Месяц Май. 28-й день
К простецам

(Слово о сапожнице, егоже обрете царев писец, в полунощи молящася в церкви Святыя Богородицы в Халкопратии. Прол. Мая 28)

К вам, простецы, будет слово наше, и вот, что мы скажем вам. Для того чтоб отклонить вас от мысли, что спастись можно только в монастыре или в пустыне какой, мы предлагаем вам сегодня выслушать один случай, бывший с некоторым жителем Царьграда.

«В одну ночь, – говорит он, – я пошел в церковь помолиться. В полночь я увидел близ нее человека, который, стоя у дверей церковных, долго и со слезами молился. Затем двери церковные отворились пред ним сами собою, и он вошел в нее. Помолившись усердно в церкви, он вышел из нее, и двери церковные, опять сами собою, затворились за ним. Удивляясь такому видению, я пошел за ним и узнал, где он живет. Через несколько дней я зашел к нему и сказал: «В пятницу я видел тебя молящимся в церкви и видел, что двери церковные и открывались, и закрывались перед тобой сами собою; поэтому я и пришел к тебе, чтобы ты открыл мне добродетели твои, чтобы я научился подражать им и получил через тебя прощение грехов». Благочестивый муж, помолчав немного, отвечал мне: «Господин мой! никакой добродетели я за собой не знаю; но поскольку ты усиленно просишь меня, чтобы я поведал тебе о своей жизни, то я исполню твое желание, но только под тем условием, чтобы ты до моей смерти никому не говорил о том, что услышишь от меня. Вот ты видишь, что я ремесленник и занимаюсь шитьем обуви. Что добываю я работою, то делю на три части: одну трачу на свои нужды, другую раздаю нищим, а на третью покупаю материал для своей работы. Постимся мы с женою каждый день до вечера и все ночи проводим в молитве. Жена моя доселе есть дева, и мы с ней двадцать семь лет храним строгое целомудрие, и Господь сохранил нас в девстве и доныне». Слыша это, я прославил Бога и пошел в дом свой. Теперь, по кончине благочестивого мужа, я рассказываю всем, что видел и слышал от него, на спасение душ их».

Чему поучает вас, простецы, это сказание? Во-первых, усердной молитве. Простецы, муж и жена, молились и днем, молились и ночью. Так поступайте и вы. Непрестанно молитеся и о всем благодарите, учит нас святый апостол Павел. Во-вторых, сказание учит вас быть милостивыми. Муж и жена, о которых вы слышали, третью часть своего заработка отдавали бедным. Что-нибудь дайте им и вы. Трудовая ваша копейка, поданная нищим, будет жертвою самою угодною Богу и, следовательно, и для вас спасительною. В-третьих, наконец, сказание учит вас соблюдать чистоту супружеского ложа. Хранить чистоту его и воздерживаться от него в дни, посвященные на особое служение Богу, есть непременная обязанность всех супругов.

Помните же эти наставления, взятые от таких же простецов, как вы, и поступайте по оным. Тогда и вы наследниками Царствия Божия будете. Аминь.

Неделя о слепом

Неделя о слепом — шестое воскресенье по Пасхе. На Литургии читается Евангелие от Иоанна о чуде исцеления Исусом Христом слепорожденного человека, глаза которого Спаситель помазал брением от Своего плюновения, а затем отправил умыться слепого в купели Силоама, после чего слепой от рождения, ко всеобщему удивлению, стал зрячим.

Содержание:

Исцеление Исусом Христом слепорожденного. История

Увидев слепого от рождения, который просил милостыню, ученики спросили Господа: «Учитель, кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Исус же ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Христос, плюнув на землю, сделал брение, помазал этим брением слепому глаза и сказал ему: «Пойди, умойся в купальне Силоам». Этот источник находился у подножия горы Сион. Слепой умылся в нем и прозрел. Это чудо привело всех в изумление. Одни не верили, что это и есть тот самый слепой от рождения, другие говорили, что это он. Стали расспрашивать у слепорожденного, как он прозрел. Он отвечал: «Человек, которого зовут Исусом, сделал брение, помазал мне глаза и велел умыться в купальне Силоамской; я умылся, и вот я вижу». Повели его к фарисеям — а это чудо было совершено в день субботний. На расспросы фарисеев прозревший человек опять отвечал рассказом о чудесном исцелении. Тогда между фарисеями состоялся спор об Исусе. Некоторые говорили: «Этот Человек не от Бога, потому что не хранит субботы; другие же возражали: «Может ли человек грешный творить такие чудеса?» Спросили исцеленного: «А ты что думаешь о Нем?» «Я думаю, что Он пророк», — ответил тот. Но фарисеи все-таки не убедились и столь явным свидетельством силы Божией. Они усомнились, действительно ли тот человек был слеп, и позвали его родителей, спросив у них, точно ли это сын их и почему он, будучи слепым от рождения, прозрел? Родители слепорожденного знали, что фарисеи ненавидели Исуса и уже решили между собой отлучить от синагоги всякого, кто признает Его за Мессию. В малодушии своем они побоялись навлечь на себя гнев фарисеев, воздав должную честь Тому, Кто исцелил их сына, и потому только отвечали: «Знаем, что это сын наш и что он родился слепым. Как же он прозрел и кто исцелил его, этого мы не знаем; он сам взрослый; пусть сам расскажет». Тогда фарисеи сказали слепорожденному: «Благодари Бога; мы знаем, что Тот, Кто исцелил тебя, человек грешный». «Грешник ли Он, не знаю, а знаю только то, что я был слеп, а теперь вижу», — отвечал прозревший. Опять фарисеи стали расспрашивать, как он прозрел. «Я уже рассказывал вам, зачем опять спрашиваете? Разве и вы хотите сделаться Его учениками?». Фарисеи разгневались. «Ты ученик Его, — сказали они, — а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, а об этом Человеке не знаем, откуда Он». «Удивительно, что вы не знаете, откуда Он, — отвечал человек, — а Он отверз мне очи. Слыхано ли, чтобы кто-нибудь отверз очи слепорожденному? Мы все знаем, что грешников Бог не слушает, но слушает тех, кто чтит Бога и творит волю Его. Если бы этот Человек не был от Бога, то не мог бы сделать такого чуда». Фарисеи еще более рассердились и выгнали вон прозревшего слепца. Господь Исус Христос узнал об этом и, встретив его, спросил: «Веруешь ли ты в Сына Божия?» «Кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?», — спросил прозревший. «Ты видел Его, и Он говорит с тобою», — сказал Господь. «Верую, Господи!» — воскликнул тогда юноша и поклонился Исусу до земли (Ин. 9:2–38).

Слепой от рождения в результате чуда, совершенного Исусом Христом, обрел зрение не только телесное, но и духовное — он уверовал в то, что Христос — это Сын Божий. А фарисеи, телесно зрячие от рождения, ослепли от своей злобы духовными очами. Они продолжали клеветать на Христа, не веря в величайшее чудо исцеления слепорожденного и негодуя по поводу того, что Исус сотворил чудо в субботу.

Неделя о слепом. Богослужение

Неделя о слепом — последняя перед праздником отдания Пасхи, когда богослужение совершается по особому пасхальному чину. С этого дня на Утрени начинают петь катавасию Вознесению Господню. По Триоди Цветной песнопения Недели о слепом указаны в течение трех дней, до среды отдания Пасхи. Канон и стихеры, посвященные чуду прозрения слепого, говорят об исцелении как телесной, так и душевной слепоты, когда мы молимся Господу и за себя самих, чтобы сподобиться получить истинное духовное прозрение.

Тропарь:

С обез8начaльное сл0вw nц7у и3 д¦ови, є4же t дв7ы р0ждьшеесz на спасeніе нaше. воспоeмъ вёрніи и3 поклони1мсz, ћкw бlгоизв0ли пл0тію взhти на кrтъ, и3 смeрть претерпёти, и3 воскреси1ти ўмeршыz, во слaвное воскrніе своE.

Кондак:

Д ш7eвныма nчи1ма wслэплeнъ, къ тебЁ хrтE прихожю2, ћкw же слэпhй t рождeніz, покаsніемъ зовu2 ти, ты2 є3си2 сu1щимъ во тмЁ свётъ пресвётлый.

Библиотека Русской веры
Канон в неделю о слепом →

Исцеление Исусом Христом слепорожденного. Иконы

Иконография исцеления Исусом Христом слепорожденного представляет собой изображение Исуса Христа, Который помазывает брением очи слепого. Немного позади Спасителя стоят его ученики.

Исцеление слепого. Дионисий, Ферапонтов монастырь Исцеление слепорожденного. Фреска церкви Вознесения Господня в монастыре Раваница, Сербия. 1380-е гг. Исцеление слепорожденного. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Псков, ок. 1156 г. Исцеление слепого. Двусторонняя икона-таблетка. Вторая половина XVI в. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород Исцеление слепого. К. XVI в. Истома Савин. Москва, ГТГ

Исцеление Исусом Христом слепорожденного. Картины

К сюжету «Исцеление слепорожденного» обращались великие живописцы, такие как Дуччо ди Буонинсенья (1255-1260 — 1319 гг.), Эль Греко (1541—1614 гг.), В.И. Худояров (1831-1891 гг.), В.И. Суриков (1848-1916 гг.) и другие.

Читать еще:  Онколог Михаил Ласков: Рак проявляется очень и очень по-разному

Исцеление слепого. Начало XIV века. Дуччо ди Буонинсенья Христос, исцеляющий слепого. XVI век. Эль Греко Исцеление слепорожденного. 1860-1870-е гг. В.И. Худояров Исцеление слепого Христом. 1892 г. В.И. Суриков

Неделя о слепом. Душеполезное поучение

И $же слэпhи роди1всz, во своeмъ п0мыслэ глаг0лаше, є3дA ѓзъ грёхъ рaди роди1телных роди1хсz без8о3чію2; є3дA ѓзъ заневёріе kзhкъ роди1хсz во њбличeніе; недомышлsюсz вопрошaти, когдA н0щь, когдA дн7ь; нетерпи1тэми н0зе кaменнагw претыкaніz. неви1дэхъ бо сlнца сіsюща, ни о4браза менE создaвшаго. но молю1тисz хrтE б9е, при1зри намS и3 поми1луй мz . (стихера дню, л.424).

Так показывают нам церковные песнопения то жалкое и печальное положение, в котором находился слепорожденный. Справедливо ли было это? Ученики недоумевают о причине и спрашивают Господа, предполагая здесь наказание за грехи. Но Господь говорит, что нет, но на человеке должны теперь явиться дела Божии. Вопросы и недоумения, которые могли бы возникнуть при чтении этих Евангельских строк, подробно разъясняет нам бл. Феофилакт Болгарский:

Иной спросит: как Он сказал это? Ибо это значило бы, что человек, лишенный света, был обижен для того, чтобы на нем явились дела Божии? Разве они не могли явиться иначе?

Какую же, скажи ты, человек, он терпит обиду? Ту, скажешь, что света лишен. И какой вред от того, что лишен чувственного света? Напротив, он более облагодетельствован. Ибо вместе со зрением телесным он прозрел и очами душевными. Слепота послужила ему на добро, так как чрез исцеление от нея он познал истинное Солнце Правды. Итак, слепец этот не обижен, а облагодетельствован [1].

Для чего же Господь сотворил новое чудо именно таким образом: и словом, и делом, и повелением к слепорожденному пойти к Силоамскому источнику, когда при других случаях не только исцелял, но и мертвых воскрешал одним лишь только словом Своим? Но здесь, после недавнего исповедания пред иудеями о вечном бытии Своем: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8, 58), — пожелал показать на деле, чувственным образом, что и Сам Он — Творец и Создатель всего живого, Единосущный Отцу Своему:

Исус не остановился на словах, но присоединил к ним и дело. Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и брением помазал глаза слепому, показывая чрез брение, что и Адама тело образовал из брения Он же. Одни слова, что создал Адама Я, могли показаться соблазнительными для слушателей, но когда слова подтверждаются делом, не оставалось уже повода к соблазну. Устрояет глаза из брения, употребляя тот же способ творчества, каким сотворил и Адама. Не только устроил глаза и открыл их, но одарил зрением, а это показывало, что Он вдохнул и душу в Адама. Ибо без действия души глаз никогда бы не увидел, хотя бы и был устроен.

Употребил и плюновение для одарения зрением. Так как Он намерен был послать слепца на Силоам, то, чтобы не приписали чуда воде источника, но познали, что образовала глаза слепому и открыла их сила, вышедшая из уст Его, для сего плюнул на землю и из плюновения уст сделал зрение. Потом, чтоб ты не подумал, что чудо зависело от земли, повелевает умыться, чтобы брение совсем отстало. Впрочем, некоторые говорят, это брение совсем не отпало, но превратилось в глаза. Повелевает слепцу пойти на Силоам, частью для того, чтобы обнаружилась степень веры его и послушания, ибо он не рассуждал, что не нужно идти на Силоам или умываться, если брение и плюновение делают его вполне зрячим, но повиновался Повелевшему; частью для того, чтобы заградить уста неразумных иудеев, ибо естественно, многие смотрели на него, когда он шел с глазами, помазанными брением, и внимательно вглядывались в него, так что не могли впоследствии говорить: это он, это не он.

Для чего евангелист прибавил объяснение имени Силоам? Для того, чтобы ты знал, что и тут исцелил слепца Христос и что Силоам — Образ Христа. Ибо как Христос есть Камень духовный (1 Кор. 10, 4), так и Силоам духовнвый; и как ручей Силоамский своим странным течением представлял нечто внезапное и поразительное, так и пришествие Господа, сокровенное и недоведомое ангелам, силою своею потопляет всякий грех [2].

Бл. Феофилакт Болгарский много восхваляет мужество прозревшего слепого, которого дважды призывали на сонм фарисеев. Не для того, чтобы точно уразуметь о совершенном чуде: ибо не бывало еще такого случая во всей истории человечества, чтобы кто-нибудь мог исцелить слепорожденного, но, напротив, желая найти больше поводов к обвинению Исуса, сотворившего в день субботний брение из земли. Исцеленный же, будучи человеком очень незнатного и бедного рода, на допросе пред именитыми начальниками и старейшинами не только не устрашился коварных их вопросов, чтобы отречься от истины, но не побоялся и сам укорять их и спорить с ними, за что и претерпел суровое наказание:

Как сыны лжи, (они) выгоняют его, исповедника истины, вон из храма. Но это послужило ему во благо. Из храма его выгнали, а Господь храма тот час нашел его. Обесчестили его за мнение в пользу Христа, а он удостоился познать Сына Божия [3].

Чудо об исцелении слепорожденного можно толковать и иносказательным образом:

Примечай, пожалуй, что чудо это совершилось и в духовном смысле. Слеп был и вообще всякий человек от рождения, то есть от подчинения рождению, с которым соединено тление, ибо с тех пор, как мы осуждены на смерть и размножение чрез страстное рождение, оттоле над нашими мысленными глазами распростерлось как бы некое густое облако, и, может быть, та кожаная одежда, о которой упоминает Св. Писание (Быт. 3, 21).

Слеп был в частности народ языческий. И он был слеп от рождения. Например, еллины от того, что обоготворили рождаемое и тленное, стали слепы, по сказанному: «Омрачилось несмысленное их сердце» (Рим. 1, 21).

Сего слепца, то есть вообще всякого человека, или в частности язычников, Исус «увидел». Как слепец не мог увидеть Творца, то Он по благоутробию милости Сам посетил нас, Восток свыше (Лк. 1, 78). Как же увидел? «Проходя», то есть, не на небе будучи, и, по словам пророка, «преклонившись с неба и призрев на всех сынов человеческих» (Пс. 13, 2; 2, 3), но явившись на земле. И в ином смысле: «проходя» увидел язычников, то есть, пришед не к ним преимущественно. Ибо Он пришел к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 15, 24), а потом, как бы мимоходом, взглянул и на язычников, сидящих во тьме совершенного незнания.

Как врачует слепоту? Плюнув на землю и сделав брение. Ибо кто поверит, что Слово низошло на Святую Деву, как капля, каплющая на землю, тот помажет себе мысленные глаза брением из плюновения и земли, то есть Единым Христом, состоящим из Божества, которого знаком (символом) служит капля и плюновение, и Человечества, знаком которого служит земля, из которой тело Господа.

Остановится ли врачевание на вере? Нет; должно идти на Силоам, источник крещения, и креститься в Посланного, то есть во Христа. Ибо все мы, которые духовно крестились, во Христа крестились. А кто крестится, тот после сего подвергается искушениям. Может быть, за исцелившего его Христа поведут пред царей и правителей (Лк. 21, 12). Посему нужно быть твердым и непреклонно стоять во исповедании, не отрекаться из страха, но, если понадобится, стать и отлученным, и изгнанным из синагоги, по сказанному: будете ненавидимы всеми за имя Мое, и изгонят вас из синагог (Мф. 24, 9; Ин. 16, 2). Если люди, враждующие против истины, и выгонят исповедника ея, и удалят от святого и драгоценного для них, то есть от богатства и славы, то найдет его Исус, и, когда врагами будет обесчещен, тогда от Христа будет особенно почтен познанием и основательнейшею верою. Ибо тогда наиболее будет поклоняться Христу, как Человеку видимому и как Истинному Сыну Божию [4].

Источники:

[1] Бл. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна.
[2] Там же.
[3] Там же.
[4] Там же.

Августин Блаженный

1. Незадолго пред этим, братия, апостол, когда читалось его послание, говорил нам о любви и так ее он изображает нам, что без нее все прочие, хотя бы и великие, дарования Божии нисколько неполезны. Когда же она есть, она не остается одной. Итак, воздадим же любви вашей слово о любви. Одна есть любовь божественная, другая – человеческая. И человеческая бывает позволенная иная, другая – не позволенная. Об этих трех родах любви (charitabitus vel dilectionibus, потому что два имени имеет она у латинян, по-гречески же называется одним словом dуаnц) и постараюсь сказать вам, если Господь поможет мне. Итак, первая обязанность моя, как я сказал, указать, что есть любовь божеская и человеческая, и что человеческая любовь бывает двоякая: дозволенная и недозволенная. Сначала я буду говорить о любви человеческой дозволенной, которая не запрещается; потом – о любви человеческой же, которая осуждается, и, наконец – о любви Божеской, которая приводит нас к блаженству.

2. Если сказать кратко, позволенная любовь есть та, когда муж любит свою жену, а непозволенная, – когда он любит блудницу или чужую жену. В местах увеселительных и на улицах в большом почтении любовь недозволенная, когда любят блудниц. В дому же Бога, в храме Его, во граде Христовом, в Христовом теле любовь к блуднице ведет любящего к геенне. Пользуйтесь же любовью дозволенной; человеческая она, но все же, как сказал я, дозволенная. Не только дозволяется она в виде уступки, но так дозволяется, что если ее не будет, то это ставится в упрек, и она предлагается в виде совета. Итак, пусть позволительно будет вам любить жен ваших, детей, друзей ваших, любить ваших граждан. Все эти наименования имеют характер необходимости и как бы некоторое притяжение любви. Но вы знаете, что такая любовь может быть и у нечестивых, т. е. у язычников, иудеев и еретиков. Кто из них не любит жены, детей, братьев, близких, соседей, друзей и т. д.? Это есть именно любовь человеческая. Отсюда, если кто настолько жесток, что защищает в себе человеческую способность любви и не любит своих сыновей, но любит жену свою, тот не имеют права считаться и между людьми. Не заслуживает, правда, и похвалы тот, кто любит сыновей своих, но вместе заслуживает осуждения тот, кто не любит их. Пусть таковой обратит внимание на то, что, ведь, любят детей своих даже и звери, любят детей аспиды, любят тигры, любят львы. Нет животного, которое не ласкало бы детей своих. Хотя иное из животных и устрашает людей, детей своих однако же лелеет. Рыкает лев среди лесов, и никто не проходит мимо него. Но вот входит он в свою пещеру, где у него детеныши, и оставляет ярость своей дикости, оставляет ее как бы вне, не входит с ней туда. Поэтому кто не любит детей своих, делается даже хуже льва. Естественна эта любовь, следовательно, и дозволена.

Читать еще:  Невесёлое продолжение Рождественской истории

3. Но остерегайтесь любви недозволенной. Вы – члены Христовы и тело Его. Слушайте апостола и устрашайтесь. Не мог он сказать выразительнее, сильнее и ярче, чем когда сказал «Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы»? И, сказав это, далее говорит «или не знаете, что совокупляющийся с блудницей становится одно тело с ней». Затем, приводит свидетельство от Писания, где говорится, что «двое будут одна плоть» (1Кор 6:15-16 и Быт 2:24). Сказано это о муже и жене по вдохновению свыше, но лишь касательно того, что дозволено, что допускается, что честно, но не о том, что постыдно, что недозволенно и достойно осуждения со стороны здравого смысла. Как в дозволенном соединении мужа и жены делаются два одною плотью, так же точно и в недозволенном сопряжении блудницы и прелюбодея. Если же это так, то пусть устрашит, пусть заставит содрогнуться тебя то, что сказано: «Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы»? Помни о членах Христовых ты, христианин, но не ищи в другом членов Христовых, в себе самом соблюдай их, потому что куплен ты кровью Христовой. «Итак, отниму ли члены Христовы, чтобы сделать их членами блудницы»? Кто не страшится слов этих, тот не боится Бога.

4. Горячо, горячо умоляю вас об этом, братья мои. Предположим, чего нет, именно, что Господь обещал таковым безнаказанность и сказал «кто сделает это, того Я помилую, того не осужу». Допустим, что так сказал Господь. Но даже и при обещании этой безнаказанности кто осмелится отнять члены Христовы и сделать их членами блудницы? Не сделает этого, если есть у него третья любовь – Божеская, потому что три рода любви назвал я. О трех родах, насколько поможет мне Бог, обещал я сказать вам – о человеческой дозволенной, о другой человеческой – недозволенной и, наконец, о высшей любви – Божьей. Вопросим эту Божью любовь, положим пред ней те два рода любви и скажем вот дозволенная любовь человеческая, которой любят люди своих жен, дочерей и других, в силу некоторых естественных влечений. А вот другая любовь – недозволенная, когда любят блудниц, чужих служанок, чужих дочерей, не высватанных и не обрученных, когда любят чужую жену. Вот две любви перед тобою. С которой из них хотела бы ты быть вместе? Если захочешь оставаться с дозволенной, не будешь иметь общения с той – недозволенной. Никто пусть не говорит «я хочу иметь обе». Если обе хочешь иметь, давая место и любви к блуднице, наносишь оскорбление той любви, которая обитает в тебе, – любви высшей. И думаю, что если ты человек женатый и любишь блудницу, ты не впускаешь ее в дом свой, чтобы жила она там вместе с женою твоею. До этого не доходишь; ищешь тьмы, ищешь мест закрытых. Не хочешь открывать позора своего. Но и те, которые не имеют жен, и имеют как бы больше прав на любовь к блудницам (потому говорю: как бы – quasi, – что и они понесут осуждение, если принадлежат к обществу верующих), – думаю, что и юноша, еще не имеющий жены, если любит блудницу, не допускают все же, чтобы она жила с его сестрою или матерью, чтобы не оскорбить их стыдливости, чтобы не унизить благородства своего рода. Итак, если ты не допускаешь, чтобы блудница, та, которую ты любишь, жила вместе с твоею матерью или сестрой, чтобы не унизить, как сказал я, благородства своей крови, станешь ли допускать, чтобы в сердце твоем любовь к блуднице обитала вместе с любовью к Богу, и оскорблять кровь Христову?

5. Любите же Бога. Ничего нет лучше Его. Любите вы серебро, потому что оно лучше железа и меди. Любите более еще золото, потому что оно лучше серебра. Любите еще более драгоценные камни, потому, что они превосходят ценою и золото. Любите, наконец, этот свет, лишиться которого боится всякий, кто боится смерти. Любите, говорю, этот свет, почему его желал с такою сильною страстью тот человек, который кричал вслед Иисусу: «Помилуй меня, Сын Давидов»! Кричал слепой, когда Христос проходил мимо. Боялся, как бы не прошел Он мимо и не оставил его без исцеления. И как кричал? Не молчал даже, когда толпа удерживала его. Победил он противника, удержал Спасителя. Когда толпа перебивала его и удерживала, Христос остановился, позвал его и сказал: «чего ты хочешь от Меня»? – «Господи! чтобы мне прозреть» «Прозри! вера твоя спасла тебя» (Лк 18:41-42). Любите же и Христа. Ищите света, который ест Христос. Если тот слепец искал света телесного, насколько более вы должны искать света для сердца своего? К Нему взывать будем не голосами, а жизнью нашей. Станем жить хорошо. Станем презирать мир. Пусть в ничто вменится для вас все преходящее. Пусть станут упрекать нас, когда мы будем жить так, как бы из сочувствия к нам люди этого века, любящие землю, гонящиеся за прахом; нисколько не помышляющие о небесном, вдыхающие душою и телом всякие свободные веяния, – будут, без сомнения, они упрекать нас и скажут, если увидят, что мы презираем все это человеческое, земное: «зачем терпишь? что глупишь?» Толпа та препятствовала, чтобы слепец не кричал. Есть также много и христиан, которые препятствуют жить по- христиански, – так как, ведь и та толпа была со Христом и взывающему ко Христу человеку, ищущему у Него света, препятствовала получить благодеяние от Него. Есть такие христиане. Но мы постараемся одолеть их, будем проводить добрую жизнь, и самая добрая жизнь эта пусть будет воплем нашим ко Христу. Он остановится, потому что всегда с нами (quia stat).

6. Великая тайна в том, что проходил Христос мимо, когда слепец взывал к Нему, – когда же исцелил, остановился. Прохождение Христа мимо пусть побудит усерднее взывать к Нему. Что такое знаменует прохождение мимо Христа? Все, что Он ни претерпел за нас во времени, – все это есть прохождение Его мимо. Родился Он, и это миновало, так как теперь уже Он не рождается. Возрастал, – но неужели и теперь возрастает? Питался сосцами Матери, – но неужели и теперь питается? Пользовался сном, когда уставал, – неужели и теперь пользуется? Вкушал пищу и пил воду, – но неужели и теперь делает это? Наконец, был схвачен, связан, подвергался ударам, увенчан был венцем терновым, получал удары по щекам, подвергался оплевыванию, повешен был на древе, умерщвлен, прободен копьем и погребенный воскрес, – во всех этих событиях как бы прошел мимо Иисус. Затем Он вознесся на небо и сел по правую сторону Бога Отца, – здесь стал Иисус. Взывай же к Нему, насколько можешь; только когда будешь взывать к Нему, Он просвещает. Впрочем, и в отношении того, что сказано: «и Слово было у Бога, и Слово было Бог», конечно остановился Христос, потому что в этом отношении Он был неизменен. Плоть чрез прохождение Его много перенесла и пострадала, но Слово пребыло неизменным. Этим именно Словом просвещается сердце, потому что этим же Словом прославляется и плоть, которую воспринял Он (Христос). Если отнимешь Слово, что тогда представлять будет плоть; то же, что и твоя. И лишь тогда плоть Христа делается достойной прославления, когда «Слово стало плотью и обитало с нами» (Ин 1:1,14). Будем же взывать ко Христу и проводить добрую жизнь.

7. Любите детей ваших, любите жен ваших, хотя бы во время этой жизни (saeculariter). Но следует любит по Христу, иметь попечение о них по Богу и не иначе, как чтобы любить в них Христа и ненавидеть в них то состояние, когда они не захотели бы иметь Христа. Это именно есть любовь Божеская. Какая польза им от преходящей, мимолетной любви вашей? Поэтому, когда любите и по-человечески, все же более любите Христа. Не говорю, чтобы не любил ты жены своей, но больше люби Христа. Не говорю, чтобы не любил отца, или детей, но сильнее люби Христа. Слушай Его, не думай, что это мои слова: «кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10:37). Неужели не боишься, когда слышишь: «не достоин Меня»? Тот, о ком говорит Христос «не достоин Меня», не будет с Ним. А кто не будет с Ним, где же будет? Если не любишь быть с Ним, бойся без Него остаться. Почему? Потому что будешь с диаволом, если не будешь со Христом. Но где будет диавол? Слушай Самого Господа, говорящего: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф 29:41). Если огнем слова Божия не возбуждаешься, бойся огня геенского. Если не хочешь быть среди ангелов Божиих, бойся оказаться среди ангелов диавола. Если не хочешь быть в царстве, бойся, чтобы не оказаться в печи пылающего огня, неугасимого, вечного. Пусть будет в тебе прежде страх и затем любовь. Страх пусть будет путеводителем для тебя; пусть не остается он в тебе, но ведет тебя к любви, как бы к некоему учителю.

Читать еще:  Игровая зависимость – так дети ищут выход или выражают протест

СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. БЕСЕДЫ (ОМИЛИИ) (65 стр.)

Омилия XXX
Заключающая в себе изложение о слепцах, прозревших в доме, о чем повествует Евангелист Матфей. В ней же говорится и о том, что невозможно истинно иметь веру без наличия покаяния

Господь наш Иисус Христос, живя на земле в теле, которое от нас ради нас Он восприял, исцелил многих слепых и по телу и по душе; а если кто приведет в счет духовное прозрение, которое выражается в переходе от безверия в веру, от неведения в познание Божие, то и невозможно числом выразить количество слепцов, прозревших благодаря Воплощению Господню: они исчислены — только Тем, Кому и число волос наших известно. Если же мы исследуем прозрение телесных очей, то найдем, что в одном случае многие были исцелены одним словом Христа, другие — единым прикосновением Его; одни — самым припаданием и приближением ко Христу; другие же прияли исцеление от Христа чрез помазание плюновением или брением. Так, когда Он пришел к морю Галилейскому, как повествует Матфей, приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, которых всех, повергнутым к стопам Его, Он исцелил, так что народ тогда дивился и прославлял Его, видя немых говорящими, хромых ходящими, увечных здоровыми и слепых видящими (Мф. 15:29). Но и когда сидя на жребяти осли, по пророчеству, Он чудесно вошел в Иерусалим, воспеваемый, как Бог, детьми, Он, как и это говорит Матфей, исцелил всех пришедших к Нему хромых и слепых (Мф. 21:14). Когда же Он пришел в Вифсаиду, привели к Нему слепого, как говорит Марк, и просили Его, чтобы Он коснулся его; Господь же, вывед его вон из селения, плюнув ему на глаза, и возложив на него руки, сделал так, что он частично стал видеть; затем, опять возложив на него руки Свои, даровал ему совершенно прозреть. Когда же Он приближался к Иерихону, как Лука повествует, Он исцелил одним словом сидящего при дороге и просящего милостыню слепого, сказав в ответ на его просьбу об исцелении: «Прозри» (Лк. 21:14). Когда же Он шел из Иерихона, как и это Марк повествует, Он даровал зрение опять иному слепому: Вертимею сыну Тимееву, говоря в ответ на его просьбу о прозрении: «Да будет тебе по вере твоей» (Мк. 10:46). И когда в Иерусалиме, увидев слепого от рождения, как Иоанн повествует, Он, и не будучи просим, но Сам подвигнувшись по доброте Своей, плюнув на землю и сотворив брение, и помазав очи слепого, сказал ему: «Пойди, умойся в купальне Силоам»; и пошел он и умылся и пришел зрячим (Ин. 9:1).

Но и после воскресения умершей дочери Иаира начальника синагоги, как мы слышали сегодня благовествующего Матфея, «когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых, кричащих и говорящих: помилуй нас, Сын Давидов» (Мф. 9:27). Он же вошел с ними в дом и прикоснулся к очам их, говоря им: «По вере вашей будет вам», и исцелнл их. Итак, помимо неохваченных числом исцелений, 6 особо насчитываются и, думаю, что из сущих тогда в Иудеи или окрестностей ее слепых ни один не остался незрячим. Посему и Исаия, как бы от лица Христа предсказал, что Он послан Отцем и Духом Его для того, чтобы «проповедати пленником отпущение, и слепым прозрение» (Ис. 61:1). Почему же Пророк не сказал, что Он послан даровать слепым прозрение, как в действительности это и было, но — послан проповедать слепым прозрение? — Потому, что Господь пришел на землю преимущественно не для того, чтобы отверзать телесные очи, но душевные глаза, которые, чрез Евангельскую проповедь, приобретают прозрение; следовательно, справедливо пророчество говорит, что Господь проповедывал слепым прозрение. Как Сам Господь, вот, увещевает нас искать духовные блага: «Делайте», говоря, «не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный» (Ин. 6:27); обещает же присовокупить нам и телесные блага, если мы будем искать душеполезных: «Ищите», говоря, «царствия Божия, и сия вся приложатся вам» (Лк. 12:31); так Он поступает и в отношении слепых. Потому что преклонив небеса и сошед на землю по человеколюбию, чтобы чрез Евангельскую проповедь отверсти очи нашей души и даровать нам духовное прозрение, Он присовокупил к сему и исцеление чувственно–незрячих очей. Посему имеется и большое сходство между тем и другим прозрением, я имею ввиду — прозрением по телу и по душе. Потому что как из числа слепых телесными очами, одни сразу же получили прозрение, как, напр., тот, который услышав: «Прозри», немедленно исцелился; другие же — постепенно, как напр. тот, который, прежде чем приял совершенное исцеление, говорил: «Вижу проходящих людей, как деревья»; так и из числа приявших, чрез веру, исцеление душевных очей, одни сразу же его обрели, как напр. тот, который из мытарей сразу же стал Евангелистом; другие же постепенно, как ночной еще ученик — Никодим. И как из числа слепцов по телу, одни единым словом получили исцеление, как напр. Вартимей; а другие — и действием (Христовым): потому что на глаза слепого из Вифсаиды Он и слюну Свою положил; ибо он, как представляется, имел глаза, но — пустые, поскольку глазная влага вытекла из них, которую, чрез божественное тогда плюновение, он получил. От рождения же слепой даже и глаз не имел, посему нуждался и в формировании их из земли, что, чрез смешение брения Владычними перстами, он приял.

Итак, как из числа слепых по плоти, как я сказал одни восприяли исцеление единым словом Христовым, другие же — и действием Его, так обстоит дело и относительно приявших исцеление душевных своих очей, т. е., как мы сказали, — изменение состояния от безверия в веру: для одних была нужда в чудесах для того, чтобы они уверовали, как напр. для тех, которые были посланы Иоанном (Крестителем) для вопроса: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11:3); а другие единым словом восприяли сие, уверовав по самому слуху, как оный сотник, про которого Господь засвидетельствовал, что по вере он превосходит Израиль. Таковы — и те, которые, согласно благовествующему нам сегодня Матфею, восприяли от Христа телесное прозрение; потому что они являют себя уверовавшими и прежде исцеления; будучи же слепы, конечно, они могли уверовать только по слуху. Ибо говорится: «Преходящу оттуду Иисусови, по Нем идоста два слепца, зовуща и глаголюща: помилуй ны, Сыне Давидов» (Мф. 9:27). Как бы они следовали, как бы следуя, просили, и то взывая, и то в таком горестном положении (умоляя) прозрение слепых очей их, если бы они не веровали? — Но и дальнейшее покажет веру этих слепых. «Преходящу же», говорится, «Иисусу оттуду». Откуда «оттуда» и почему Евангелиста, вставляет это слово? И не только в этом месте, но и немного выше, ибо говорится: «Преходя Иисус оттуду, виде человека седяща на мытнице, Матфеа глаголема» (Мф. 9:9), — сего Евангелиста, которого единым словом Он тогда переделал (в нового человека). Мне представляется, что Евангелист говорит таким образом с целью обозначения, что для разумно слушающих дело должно разуметь и в ином, возвышенном смысле. Потому что тот, кто внимательно рассмотрит все во плоти домостроительство Владыки, сжато представленное в этой (Евангельской) повести, найдет, что она мудро и чудесно возвещена. Ибо Господь имел обиталище в Капернауме. Потому что говорит (Евангелист): «Пришед вселися в Капернаум в поморие» (Мф. 4:13); обиталище же Его в то время, конечно, изображало небо, потому что (это Его обиталище в Капернауме) заключало в себе Того, Который обитает на небесах. Посему и Господь в одном месте и говорит: «И ты Капернауме, иже до небес вознесыйся» (Лк. 10:15).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector