3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О Рокоссовском, детях, оккупации и фресках Ферапонтова монастыря

О Рокоссовском, детях, оккупации и фресках Ферапонтова монастыря

Небесный полк Победы

© Текст. Владимир Зоберн, 2020

© Оформление ООО. «Издательство АСТ», 2020

Верующие в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг

Митрополит Николай (Ярушевич)

Разрушение и смерть

…если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас.

Что принес с собою народам фашизм, временно придавивший своим сапогом ряд европейских государств, терзающий и заливающий кровью часть нашей дорогой матери-Родины?

Мы ответили на этот вопрос в заголовке нашего очерка.

Самое пылкое воображение не могло бы представить нам еще два года тому назад того, что открывается теперь перед нашими взорами: небывалых еще в истории мира, в истории человеческих войн, злодеяний, совершаемых людоедами XX века. Своей сверхчеловеческой жестокостью современные германцы оставили бесконечно далеко позади себя своих предков времен разрушения великой Римской империи.

Слезы и кровь, разрушение и смерть – единственные следы временного пребывания фашистских разбойников в тех местах, которые наша доблестная Красная армия уже очистила от немецкой погани.

Нестерпимой болью и клокочущим гневом наполняет сердце это горе моей Родины.

В марте этого года в качестве члена Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию немецких злодеяний я совершал поездку по только что тогда освобожденным древним русским городам: Ржеву – Калининской области; Сычевке, Гжатску, Вязьме – Смоленской области.

Эта поездка была самой тяжелой, какую когда-либо приходилось нам предпринимать: страшные картины увиденного заполняют потрясенную до глубины душу.

Нет слов для описания злодеяний немцев во Ржеве. Страшное впечатление произвел мертвый город. На левом берегу, где торговая и жилая части города, копошатся еще какие-то люди. А на правом берегу, на так называемой «Советской стороне», где была деловая часть, не встретишь почти ни души. А в городе было 55 тысяч жителей.

Город представляет собою груду развалин: не оставлено ни одного каменного здания и сожжено подавляющее число домов деревянных. Этот город славился своим театром, краеведческим музеем, центральной библиотекой с 60 000 книг; своими высшими учебными заведениями и техникумами; своими заводами – механическим, спиртовым и другими; фабриками – шелкокрутильной, пуговичной. Все эти здания, с их оборудованием, лежат в кучах кирпичных руин. Прекрасный мост через Волгу, искромсанный взрывом, лежит в воде. Взорваны и обращены в груды кирпичей пятнадцать церквей, кроме случайно уцелевшей одной, о которой мы скажем ниже. Перед своим отступлением немцы угнали из города несколько тысяч жителей в свой тыл; несколько тысяч граждан, отказавшихся уходить с ними или обессилевших от истощения, истребили, и кошмарные следы этого истребления предстали перед нашими глазами.

Мы прошли по улице Воровского, заминированной немцами при уходе из города, и в каждом уцелевшем деревянном доме находили трупы расстрелянных, задушенных, растоптанных насмерть немецкими каблуками жителей этих домов из мирного городского населения – и стариков, и женщин, и детей. Вот дом № 49. В нижнем этаже дома, в средней комнате и коридоре, лежат в разнообразных позах тела всей семьи владельца дома служащего Садова: его самого с проломленной каблуками головой и обезображенным лицом; его застреленной жены; изнасилованной и задушенной старшей дочери Зинаиды 18 лет; сына Валентина 15 лет, убитого из револьвера в упор в правый глаз; и остальных детей, кончая пятимесячным ребенком в пеленках, с простреленной головой, выброшенным из детской кроватки на пол. Одна из девочек, лет двенадцати, застыла сидящей на подоконнике с штыковой раной в сердце, с поднятыми руками, открытыми в ужасе глазами, с выражением во всей своей позе мольбы о пощаде. В доме № 47 мы нашли шесть трупов – трех женщин, девочки и двух малолетних детей. И так – в целом ряде домиков по обеим сторонам этой улицы. Такие же картины и на Гражданской, Приволжской и других улицах.

Всех оставшихся в живых жителей города, числом около двухсот человек, немцы согнали в Покровскую церковь; двери ее были плотно закрыты засовами, церковь заминирована, чтобы взорвать ее вместе с этими последними остатками мирного населения Ржева. Красная армия ворвалась в город раньше, чем это злодеяние было доведено до конца. Мы посетили этот храм. Диакон Ф. Тихомиров, один из ожидавших своей смерти в храме, с волнением рассказывал о том, как томились несчастные люди в церкви двое суток без пищи и воды, ожидая своей участи: в нестерпимой жажде слизывали грязный снег, запавший в храм через разбитые стекла; не могли успокоить непрекращавшегося плача и крика детей. Красноармейцев, открывших храм, долго не выпускали из своих объятий счастливые люди. Когда я спросил диакона: «Как вы жили при немцах?» – он ответил: «Как? Сначала я вел счет побоям плеткой и каблуками, которым я подвергался за то, что не мог по старости выполнять назначаемой мне тяжелой работы, насчитал тридцать избиений, а потом и счет потерял».

Читать еще:  «Ты что — боишься коронавируса?». Кому поможет ваш личный карантин

Священник этой церкви Андрей Попов был расстрелян немцами еще 13 сентября 1942 года на глазах этого диакона, у паперти своего храма, без всякого повода.

В Сычевке в числе сожженных и взорванных немцами зданий погиб музей с пятью тысячами картин, среди которых были картины кисти Репина, Левитана и других корифеев русского искусства.

Здесь погибли – взорванные – здания всех школ и всех коммунальных предприятий и городских учреждений.

В этом городе при своем отступлении немцы разрушили путем взрыва все семь православных и старообрядческих церквей города, в том числе два собора. Говорили нам, что для взрыва одного из этих соборов, так называемого Синягинского, было заложено больше двадцати бомб по тонне, и силою взрыва было убито сорок немецких минеров.

Склонив головы, останавливались мы перед всеми проявлениями неслыханного варварства фашистских разбойников, и в сердце бушевали волны священного гнева.

Издевательства над верующими со стороны немецких захватчиков принимали самые разнообразные формы. В этом нет предела для изобретательности фашистских извергов.

Верующие Сычевки рассказали нам, как после захвата города немецкий комендант и представитель вновь созданной городской управы, собрав верующих около храма, произносили напыщенные речи: «Вы только при нас можете свободно молиться в своих храмах». Через короткое время фашисты наглядно подтвердили свое торжественное заверение: в ближайший праздничный день, когда верующие собрались в храме, одевшись, по русской традиции, в лучшую праздничную одежду, комендант приказал солдатам оцепить храм, и все до одного выходившие из храма богомольцы на морозном воздухе подвергались организованному ограблению в целях издевательства; бандиты стаскивали со всех пальто, шубы, шерстяные платки, шапки, валенки, рукавицы и полураздетыми среди зимы гнали верующих по домам.

На окраине этого города немцы устроили лагерь для военнопленных бойцов Красной армии. Мы прошли по этому месту пыток и страданий, обнесенному колючей проволокой. Посредине площади лагеря стоят два гаража, или два сарая. Здесь жила немецкая охрана. Дальше – деревянный барак. Но он невелик, и пленные в него не вмещались. Они жили около барака, спали на соломе. По всему двору разбросана примятая солома. За колючей оградой братское кладбище. Мы подошли к огромным могилам за оградой лагеря, состоящим из ряда широких рвов, куда немцы сбросили до 6 тысяч трупов замученных ими красноармейцев и мирных советских граждан. Последние горы трупов, сброшенные немецкими людоедами в эти рвы в последние дни своего пребывания в городе, были лишь слегка прикрыты снегом, растаявшим на весеннем солнце и обнажившим тела мучеников с вырванными ушами, раздробленными челюстями, отрезанными половыми органами, растоптанными каблуками лицами, колотыми ранами в живот, сломанными ребрами. У всех обморожены руки и ноги. Все полураздетые, обмотанные и обвязанные тряпками. Обуви нет никакой. Все были невероятно истощены. Мне показалось, что среди трупов военнопленных находятся трупы подростков – так худы руки и ноги.

Ферапонтов монастырь и фрески Дионисия

Ферапонтов монастырь (Вологодская область), возвышающийся над селом Ферапонтово, представляет собой уникальный по красоте ансамбль, являющийся памятником истории мирового значения. На данный момент он включен в список ЮНЕСКО. История монастыря напрямую связана с теми значимыми событиями, которые происходили в Москве в XV-XVII в. Здесь, в Соборе Рождества Богородицы, сохранилось множество фресок, выполненных известным иконописцем Дионисием.

Ансамбль монастыря

Выстроен Ферапонтов монастырь на холме между озерами Бородаевским и Павским, которые соединяет небольшая речка Паска. В его ансамбле гармонично сочетаются архитектурные детали самых разных столетий. Особый интерес представляет собой Собор Рождества Богородицы. Это главная церковь монастыря, строительство которой было начато в 1490 г. Недалеко от Собора в 1530 г. была выстроена Церковь Благовещения, а в 1640 г. началось строительство Церкви Святого Мартимиана.

Как был основан монастырь

Ферапонтов мужской монастырь был основан в 1397 году Ферапонтом, выходцем из древнего рода Поскочиных. Постриг святой принял в Симоновом монастыре в Москве в сорок лет. Здесь же он сдружился с преподобным Кириллом Белозерским. Вместе они слушали проповеди Сергия Радонежского, часто посещавшего обитель. Выполняя послушание, Ферапонт отправился на север, на Белоозеро. Суровый северный край понравился святому, и немного позже он решил вернуться туда для подвигов. На этот раз на север они пошли вместе с преподобным Кириллом. Здесь у Сиверского озера ими был основан Кирилло-Белозерский монастырь.

Через некоторое время Ферапонт основал свою обитель на возвышенности между озерами Павским и Бородаевским. Первое время он жил в построенной им келье в отшельничестве. Много лишений пришлось ему пережить. Со временем к нему начали приходить иноки, которые также строили здесь кельи. Так постепенно это место и превратилось в монастырь.

Период расцвета

Широко известным Ферапонтов монастырь стал благодаря усилиям преподобного Мартиниана, ученика Кирилла Белозерского, который по настоянию братии стал его игуменом. Сюда на поклонение когда-то приезжали известнейшие представители русской знати — Елена Глинская, Иван IV, Василий III и др. В XV-XVI вв. из стен этой обители вышли виднейшие деятели русской церкви – Епископ Вологодский и Пермский Филофей, епископ Ярославский и Ростовский Иоасаф и другие. Со временем монастырь становится местом ссылки видных деятелей, боровшихся за главенство Церкви в государстве – патриарха Никона, митрополита Спиридона-Саввы и т. д.

Читать еще:  Мама мальчика-аутиста: Не выгоняйте нас из автобуса

Помимо всего прочего, Ферапонтов монастырь был еще и крупнейшим вотчинником. В XVII в. обители принадлежало около 60 деревень, триста крестьян и 100 пустошей.

Разорение

Несмотря на то что в монастыре, начиная с XV и заканчивая XVII веком, было возведено множество каменных построек, настоящей крепостью он так никогда и не стал. Его ограда оставалась деревянной вплоть до XIX в. Это и послужило причиной разорения обители в 1614 г. польско-литовскими грабителями. Возобновлено каменное строительство было только спустя 25 лет после нашествия. Именно тому, что обитель пришла в упадок, мы обязаны сохранностью фресок в первозданном виде. Монастырь был небогат, а поэтому подновления росписей никогда не выполнялись.

В 1798 г. указом Синода обитель была упразднена. В 1904 году здесь снова был открыт монастырь, но на этот раз женский. Просуществовал он недолго – до 1924 г. В наши дни на территории монастыря действует музей фресок Дионисия.

Иконописец Дионисий

В 1502 году в Ферапонтов монастырь был приглашен иконописец Дионисий с артелью. Его задачей стала роспись Рождественского собора. К тому времени Дионисий был уже знаменит и считался ведущим московским мастером. Первый свой серьезный заказ он получил между 1467 и 1477 гг. В это время ему предложили поучаствовать в оформлении церкви Рождества Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре. В 1481 году он приступил к исполнению еще одного важного задания – выполнению икон для иконостаса Успенского Собора (Московский Кремль). С заказом мастер справился просто великолепно и с тех пор стал олицетворением московской школы живописи.

Ферапонтов монастырь. Фрески Дионисия

Фрески Дионисия в Соборе Рождества Богородицы представляют собой единственную дошедшую до наших дней стенопись мастера. До переделок фасада в XVI в. сюжеты, изображенные на нем, были видны издалека. По обеим сторонам врат изображены архангелы Гавриил и Михаил. Портал украшен сценами «Рождества Богородицы» и фреской «Десус». В возглавии можно видеть медальон с изображением Христа. Над дверью Дионисий разместил изображение самой Богоматери в окружении Козьмы Маюмского и Иоана Дамаскина. Именно эта фреска становится началом связанных между собой сюжетно изображений, посвященных Пресвятой Деве. В центральной аспиде изображена сидящая на престоле Богоматерь Одигитрия с коленопреклоненными перед ней ангелами. В храме имеются и другие представляющие вниманию зрителя Деву Марию фрески. Ферапонтов монастырь знаменит, прежде всего, именно благодаря росписям Собора Рождества Богородицы.

Особенности росписей храма

Система росписи храма организована очень строго и лаконично. Фрески выполнены с учетом архитектурных особенностей здания. Еще одной особой чертой, делающей оформление храма гармоничным, является мастерство композиции. Это можно отнести как к размещению фресок, так и к каждому отдельному сюжету. Рисунок отличается гибкостью линий и в то же время их лаконичностью. Все изображения выглядят невесомыми, устремленными вверх. Росписи отличаются многолюдностью и динамикой. Для того чтобы рассмотреть все фрески в последовательности сюжета, необходимо обойти весь храм по кругу несколько раз.

Еще одной из отличительных особенностей фресок Дионисия является мягкость цветов и нарядность. В изображениях преобладают белые, небесно-голубые, желтые, розовые, вишневые и светло-зеленые тона. Для фона иконописцем был использован в основном ярко-голубой цвет. Краски художнику доставлялись предположительно из Москвы. Самой богатой в плане цветового решения росписью являются медальоны под барабаном и на подпружинных арках. При их выполнении были использованы как чистые цвета, так и смеси.

Стенные росписи Собора Рождества Богородицы можно с уверенностью назвать вершиной творчества Дионисия. Интересным является тот факт, что все фрески Ферапонтова монастыря были выполнены всего за 34 дня (с 6 августа по 8 сентября). И это при том, что общая их площадь составляет 600 м 2 .

Ферапонтов Лужецкий монастырь

В XV веке Белоозеро принадлежало князю Андрею, сыну Дмитрия Донского. В 1408 г. он обращается к Ферапонту с просьбой об основании монастыря в городе Можайске. После долгих раздумий святой соглашается стать игуменом новой обители. Построенный на берегу Москвы-реки монастырь был назван Лужецким. В 1420 г. в нем был возведен Собор Рождества Богородицы. Недалеко от Лужецкого монастыря в наши дни бьет источник с целебной водой. Называют его колодцем святого Ферапонта. По преданию, открыт он был самим святым.

Святой Ферапонт оставался в Лужецком монастыре до самой своей смерти в 1426 г. В 1547 г. его причисляют к лику святых. Его мощи до сих пор покоятся в Соборе Рождества Богородицы. Вологодский и Лужецкий Ферапонтовы монастыри в наши дни являются ценнейшими памятниками средневековой русской культуры.

Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре, Вологодская область

Представляю вашему вниманию эксклюзивные кадры, на которых изображены многочисленные фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Эти кадры были сделаны два года назад. Тогда мы с редакцией «National Geographic» совершили экспедицию в Вологодскую область, чтобы подготовить большой материал об этом грандиозном памятнике архитектуры. Фотографии фресок ранее публиковались только в «National Geographic». Многие из тех кадров, которые вы увидите под катом — эксклюзивны, и ранее не публиковались нигде.

Читать еще:  «Господи, пошли мне такси». Почему мы не молимся, а только требуем

Подготовить для вас этот материал меня побудило радостное событие. На сайте «Росрегионреставрации» появились сведения о том, что в Ферапонтовом монастыре вновь возобновятся работы по реставрации фресок Дионисия. Напомню, что один из этапов предыдущих восстановительных работ завершился здесь в 2011 году. Стало быть, важнейшее дело по спасению 500-летних шедевров продолжается, и это по-настоящему отрадно!

А вы были в Ферапонтовом монастыре? И видели ли вы еще где-нибудь работы Дионисия?

Дата фотографий: 4 августа 2016 года.

2. В росписях храма можно увидеть более 300 сюжетов.

3.

4. Христос-Вседержитель в куполе в центре собора.

5.

6.

7.

8.

9. Некоторые элементы фресок нуждаются в реставрации.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.


58.

Ферапонтово. Ферапонтов Белозерский монастырь

Ферапонтов монастырь расположен в 20 километрах к северо-востоку от города Кириллова. Он стоит на холме между двумя озерами – Бородавским и Паским.

В 1447 году Ферапонтов монастырь посетил опальный великий князь Василий II Темный. Там он получил освобождение от “крестного целования не искать московского престола” и благословение Мартиниана на поход против захватившего власть Дмитрия Шемяки. Возвратив себе московский престол, Василий II не забыл Мартиниана и распорядился перевести его в игумены Троице-Сергиева монастыря. Но вскоре, в 1455 году Мартиниан возвращается обратно в Ферапонтов монастырь. Скончался Мартиниан в 1483 году и был похоронен в своем родном монастыре, и в 1550 году был причислен к лику Святых. Наряду с Ферапонтом он считался покровителем монастыря.

Из Ферапонтова монастыря вышли и другие крупные церковные деятели. С одним из них, ростовским епископом Иоасафом, происходившим из знатного рода князей Оболенских и в прошлом ферапонтовским иноком, принято связывать начало каменного строительства в монастыре. Возвращение оставившего кафедру епископа в Ферапонтов монастырь совпало с серьезным пожаром, уничтожившим многие монастырские постройки. И скорее всего не без его помощи в 1490 году сооружается древнейшее каменное здание монастыря — собор Рождества Богоматери, который является вторым (после собора Спасо-Каменного монастыря) каменным храмом на Русском Севере. Предполагают, что именно Иоасаф пригласил для росписи собора крупнейшего художника Московской Руси – Дионисия. И в 1502 году всего за 34 дня весь собор был расписан Дионисием и его сыновьями. Именно эти фрески и являются основной ценностью Ферапонтова монастыря.

В 1528 году Ферапонтово посещает Василий III вместе со своей женой Еленой Глинской во время своей известной поездки по северным монастырям, когда государева чета молилась о даровании наследника. Долгожданный сын, будущий Иван Грозный, впоследствии дважды побывал в Ферапонтове в 1547 и 1551 году. Он был самым щедрым жертвователем в Ферапонтов монастырь.

Хоть строительная деятельность в Ферапонтовом монастыре велась и не с таким размахом, как у его ближайшего соседа, Кирилло-Белозерского монастыря, но масштабы ее по тем временам были весьма значительны. К середине XVI века в монастыре уже имелось несколько каменных зданий: собор, трапезная, казенная палата. Но ограда монастыря оставалась деревянной вплоть до XIX века.

Пребывание опального патриарха Никона, находившегося в Ферапонтовом монастыре в ссылке с 1666 по 1676 годы, тоже немало способствовало разорению монастыря. Никон не желал считаться со своим падением и требовал воздаяния себе патриарших почестей, чему способствовало его неопределенное положение. Периоды строгого, почти тюремного заключения чередовались со всевозможными поблажками и льготами. Специально для Никона в монастыре были выстроены какие-то особые палаты, на которые была истрачена немалая по тем временам сумма, а посреди Бородавского озера был насыпан искусственный остров. Противоречить же бывшему патриарху боялись, т.к. не было уверенности в том, что он не вернет себе свой пост.

В начале ХХ века, в связи с 500-летие со времени основания монастырь вновь открыли как женскую обитель. Перед его открытием была начата новая перестройка, остановленная благодаря вмешательству Императорской археологической комиссии. Внимание ученых привлекли замечательные росписи Дионисия. В 1908 – 1915 годах в монастыре проводились значительные реставрационные работы.

В сентябре 1990 года надвратная церковь, служившая некогда домовым храмом Никону, была предоставлена общине для богослужений. Остальные постройки остаются музеем — это единственно возможный способ уберечь фрески Дионисия, являющиеся достоянием мировой культуры. В последние годы реставрационные работы в монастыре идут более активно – средства на их проведение предоставлены из специального президентского фонда.

В Рождественском соборе были проведены серьезные работы по настилу специального теплого пола, для поддержания в соборе таких температуры и влажности, которые способствуют наилучшему сохранению фресок. И если раньше фрески были доступны для осмотра только при определенных погодных условиях, то теперь ими можно любоваться в любое время года.

и книги И.А. Кочеткова и др. «Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри. Архитектурные памятники»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector