0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О памяти жертв политических репрессий и «православном сталинизме»

О памяти жертв политических репрессий и «православном сталинизме»

Войти

Митрополит Павел о «православном сталинизме»

Митрополит Павел: «Священник, который говорит, что Сталин был оклеветан, никогда не читал о Новомучениках и исповедниках Российских»
Реплика правящего архиерея Рязанской митрополии о «православном сталинизме» и том, был бы оклеветан Сталин и его присные…

Митрополит Рязанский и Михайловский Павел в эфире телеканала «Союз» высказал своё отношение к так называемому «православному сталинизму» и рассказал о том, почему «даже среди православного духовенства есть те, кто считает, что Иосиф Сталин был оклеветан». По словам владыки, верующий человек в принципе не может быть «сталинистом». Текст передачи 1 июля 2013 года был опубликован на сайте «Православной газеты». Ниже мы приводим реплику владыки Павла целиком:

«Я как-то уже говорил на эту же тему. Нюрнбергский процесс осудил после Второй мировой войны фашизм, а вот ленинизм, марксизм, атеизм, сталинизм, к сожалению, до сих пор не осуждены. Не было дано политической, идеологической оценки. А надо было это сделать, ведь огромное количество людей – миллионы, десятки миллионов – погибло из-за этой идеологии. Это богоборческая, античеловеческая идеология.

Господь вне времени и вне человеческих конфликтов. От того, что мы здесь, на земле, придумываем, как в народе говорят, Богу ни жарко, ни холодно. А вот нам, людям, любая идеология, приносит или пользу, или вред. Так вот, идеология атеизма, марксизма, ленинизма и сталинизма нанесла колоссальнейший вред. И до сих пор, кстати сказать, атеизм губит огромное количество душ человеческих.

Что до неосудительного отношения некоторых священников к сталинизму… Среди нашего брата тоже есть разные люди. Я думаю, что священник, который говорит, что Сталин был оклеветан, видимо, не читал никогда историю XX столетия, никогда не читал о новомучениках и исповедниках Российских. Видимо, человек не знает той беды, того вреда губительного, который принесли эти люди нашему народу – не только Церкви, а человечеству, людям. Что, Сталин был слепоглухонемой, что ли? Он не видел, что вокруг происходит? Он разве не принимал участие в террористических актах? Он разве не занимался дележом партийных денег? Он разве не принимал участие в терроре, который происходил у нас в 30-е годы? А кто тогда правил страной, друзья мои? Как это – «оклеветан»? Он стоял у руля, его подпись – над многими расстрельными документами.

Это страшное явление было в жизни нашего народа и нашего государства, огромное количество людей погибло, и церковных людей – епископов, священнослужителей, монашествующих, мирян, военачальников, политических деятелей. Тема очень серьезная. Это действительно было время испытания на прочность веры нашего народа.

Нам хорошо, мы можем исповедовать Бога, ходить в храм, а вот попробуй себя прояви как добропорядочный гражданин и искренне верующий человек, когда происходят какие-то политические или религиозные гонения. Тут-то и проявляется, кто как воспитан: кто-то за веру идет на страдания, на смерть, кто-то соблазняется, для кого-то, оказывается, «Сталин был оклеветан». Я совершенно не согласен с мнением, что он был оклеветан. Это наивная глупость. Но, видимо, эта идея заставляет людей волноваться.

Тот, кто серьезно занимался документами и историей о новомучениках, вообще историей Русской Православной Церкви XX столетия, никаких иллюзий не питает. Тогдашние лидеры нашего государства (я даже не могу их назвать нашими людьми) проводили политику и антироссийскую, и античеловеческую.

Правда, если говорить о репрессиях против политиков, военачальников, посмотреть, кто кого, когда репрессировал, то можно увидеть очень характерную линию: я бы сказал, что исполнялась правда Божия – кто расстреливал после революции совершенно невинных крестьян, кто раскулачивал их, кто расстреливал и ссылал верующих людей, монашествующих, епископов, те были в свою очередь расстреляны пришедшими им на смену извергами. 30-е годы наступили – расстреливали тех, кто расстреливал невинных в 20-е годы. В 1937–1939 годы уже расстреливали тех, которые расстреливали других военачальников.

Господь как бы сказал: хотите жить без Меня, живите. Но, конечно, те, кто пострадал за веру, за Христа, за Церковь, вошли в Царство Божие.

А потом пошли такие, я бы сказал, разборки политические, бандитские в этой элите так называемой, они уже сами не знали, кто за кем подсматривает, кто за кем подслушивает, уже доносили друг на друга, друг друга ссылали, друг друга расстреливали. Что, разве Сталин это не видел? И уж, по крайней мере, он должен как руководитель нести ответственность перед государством и перед народом. И, думаю, он понес её перед Богом».

Читать еще:  Новогодние подарки детдомовцам – дарить или не дарить?

О памяти жертв политических репрессий и «православном сталинизме»

Круглый стол в рамках международной мартирологической конференции

Москва, 28 октября, Благовест-инфо. Почему возможен «православный сталинизм» и что необходимо сделать Церкви и обществу для осмысления «проблемного» прошлого? Этот вопрос, наряду с вопросами сохранения памяти жертв политических репрессий ХХ в., обсуждался 25 октября на заседании круглого стола, который прошел в рамках международной конференции «Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий».

То, что сам термин «православный сталинизм» появился сейчас, в ХХI веке – это «позор и стыд», считает православный публицист, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин. По его словам, необходим честный анализ «неразвитости нравственной оценки истории в современной Церкви». Можно спорить о том, в чем причина «превратного понимания исторической памяти». По мнению С. Чапнина, это во многом связано с отсутствием живых традиций, поскольку в качестве таковых сейчас по большей части воспринимаются традиции советские, которые «парарелигиозны по своей природе». В качестве свежего примера он упомянул о «патриотическом шоу» «Сталинград», во время которого байкеры, заявляющие о себе как о православных, в присутствии главы государства и множества людей цитировали со сцены Сталина, что было встречено аплодисментами.

Как преодолеть «православный сталинизм»? «Быть внутренне честными или хотя бы учиться быть честными, не бояться говорить и не участвовать в продолжении советской традиции»,— ответил С. Чапнин. Он полагает, что назрела необходимость создания «своего рода «Катехизиса по церковной истории ХХ в.». «Ситуация забвения, короткой исторической памяти этого требует», — сказал он.

Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (РПЦЗ), перед тем, как высказаться, попросил не воспринимать его как «иностранного учителя». Он выразил удивление, что по отношению к кровавым событиям ХХ в. в России принято употреблять иностранное слово «репрессии», что, по мнению иерарха, носит чуть ли не «умилительный» оттенок. Он считает, что необходимо называть вещи своими именами: русское слово «гонения» отражает то, «что было на самом деле, но об этом почти никто не говорит ни в обществе, ни в Церкви».

Архиепископ уверен, что рассказ о гонениях ХХ в. в СССР нужно включить в школьную программу. Но прежде необходимо дать четкую оценку этого исторического явления. «Если не будет воспитано сознание того, что это было и что это надо осуждать, то ничего здорового на этом не может вырасти», – сказал представитель РПЦЗ.

Священник Максим Плякин считает, что опасно «замыкаться только на Сталине», данное «уродливое явление» гораздо шире. В свое время о. Максим подробно изучил огромный корпус современных квазилитургических текстов, воспевающих не только «святого благоверного Иосифа великого, стального императора всероссийского», но и «святого благоверного царя-мученика Иоанна Грозного» и даже «благоверного и богодарованного вождя народа Германского Атаульфа» Гитлера. «Нам надо давать ответ не идее почитания Сталина как человека, а идее гипертрофированного монархизма в целом, когда жажда сильного императора (без разницы, какой он будет – гонитель ли, организатор концлагерей) заслоняет Христа», – уверен священник из Саратова.

На круглом столе говорили также о том, как увековечить память жертв массовых репрессий в ХХ в. Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутово, поставил сложный вопрос, на который пока трудно дать ответ: «В бутовских рвах лежат не только святые. Вместе сними – их гонители, преступники. Люди, пострадавшие в массовых репрессиях, принадлежали не только к враждующим лагерям, ведь и внутри Церкви в это время происходило множество брожений. Мы должны осознать, как к этому относиться. Необходимо искать формы сохранения памяти, в том числе – церковными путями, в литургической и богословской практике. Это новая проблема, она никогда так в Церкви не вставала, и она далека от разрешения».

Игорь Гарькавый, руководитель Мемориального центра «Бутовский полигон», обратился к роли государства в создании мемориалов на местах массовых казней. Собственно говоря, государство не просто устранилось от решения этих вопросов, но, более того, законодательно запрещено государственное финансирование создания и поддержания таких мест. Те же, что сейчас существуют – Бутово, Соловки, Ганина Яма, Алапаевские шахты – созданы под покровительством Русской Православной Церкви. Если же государство возьмется-таки создавать мемориалы в рамках Федеральной целевой программы, которая пока «провисает», необходимо хотя бы поставить вопрос о том, чтобы мнение РПЦ учитывалось в каждом случае, чтобы избежать «манипуляций с сакральными символами».

Участники конференции – священнослужители из разных епархий и музейщики рассказали о том, как в регионах чтят память жертв массовых репрессий: это выставки, установка крестов в мемориальных местах, а также мемориальных досок на храмах, где служили убиенные священники, издание книг (на конференции был представлен первый том «Воспоминаний соловецких узников»), создание интернет-баз данных о жертвах гонений. Священник Троицкого храма в с. Горетово (Можаский р-н) о. Илия Шапиро рассказал о переговорах с местной администрацией о том, чтобы переименовать главную улицу поселения Советскую в улицу Михаила Маркова – священномученика, служившего в этой церкви.

Читать еще:  Прежде обожения — вернуться в реальный мир?

«Нередко история ХХ в. в России представляется только в мрачных тонах. Но это эпоха героического стояния за веру, и именно так она войдет в историю», — завершил круглый стол о. Кирилл Каледа.

Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

О памяти жертв политических репрессий и «православном сталинизме»

Войти

Митрополит Павел о «православном сталинизме»

Митрополит Павел: «Священник, который говорит, что Сталин был оклеветан, никогда не читал о Новомучениках и исповедниках Российских»
Реплика правящего архиерея Рязанской митрополии о «православном сталинизме» и том, был бы оклеветан Сталин и его присные…

Митрополит Рязанский и Михайловский Павел в эфире телеканала «Союз» высказал своё отношение к так называемому «православному сталинизму» и рассказал о том, почему «даже среди православного духовенства есть те, кто считает, что Иосиф Сталин был оклеветан». По словам владыки, верующий человек в принципе не может быть «сталинистом». Текст передачи 1 июля 2013 года был опубликован на сайте «Православной газеты». Ниже мы приводим реплику владыки Павла целиком:

«Я как-то уже говорил на эту же тему. Нюрнбергский процесс осудил после Второй мировой войны фашизм, а вот ленинизм, марксизм, атеизм, сталинизм, к сожалению, до сих пор не осуждены. Не было дано политической, идеологической оценки. А надо было это сделать, ведь огромное количество людей – миллионы, десятки миллионов – погибло из-за этой идеологии. Это богоборческая, античеловеческая идеология.

Господь вне времени и вне человеческих конфликтов. От того, что мы здесь, на земле, придумываем, как в народе говорят, Богу ни жарко, ни холодно. А вот нам, людям, любая идеология, приносит или пользу, или вред. Так вот, идеология атеизма, марксизма, ленинизма и сталинизма нанесла колоссальнейший вред. И до сих пор, кстати сказать, атеизм губит огромное количество душ человеческих.

Что до неосудительного отношения некоторых священников к сталинизму… Среди нашего брата тоже есть разные люди. Я думаю, что священник, который говорит, что Сталин был оклеветан, видимо, не читал никогда историю XX столетия, никогда не читал о новомучениках и исповедниках Российских. Видимо, человек не знает той беды, того вреда губительного, который принесли эти люди нашему народу – не только Церкви, а человечеству, людям. Что, Сталин был слепоглухонемой, что ли? Он не видел, что вокруг происходит? Он разве не принимал участие в террористических актах? Он разве не занимался дележом партийных денег? Он разве не принимал участие в терроре, который происходил у нас в 30-е годы? А кто тогда правил страной, друзья мои? Как это – «оклеветан»? Он стоял у руля, его подпись – над многими расстрельными документами.

Это страшное явление было в жизни нашего народа и нашего государства, огромное количество людей погибло, и церковных людей – епископов, священнослужителей, монашествующих, мирян, военачальников, политических деятелей. Тема очень серьезная. Это действительно было время испытания на прочность веры нашего народа.

Нам хорошо, мы можем исповедовать Бога, ходить в храм, а вот попробуй себя прояви как добропорядочный гражданин и искренне верующий человек, когда происходят какие-то политические или религиозные гонения. Тут-то и проявляется, кто как воспитан: кто-то за веру идет на страдания, на смерть, кто-то соблазняется, для кого-то, оказывается, «Сталин был оклеветан». Я совершенно не согласен с мнением, что он был оклеветан. Это наивная глупость. Но, видимо, эта идея заставляет людей волноваться.

Тот, кто серьезно занимался документами и историей о новомучениках, вообще историей Русской Православной Церкви XX столетия, никаких иллюзий не питает. Тогдашние лидеры нашего государства (я даже не могу их назвать нашими людьми) проводили политику и антироссийскую, и античеловеческую.

Правда, если говорить о репрессиях против политиков, военачальников, посмотреть, кто кого, когда репрессировал, то можно увидеть очень характерную линию: я бы сказал, что исполнялась правда Божия – кто расстреливал после революции совершенно невинных крестьян, кто раскулачивал их, кто расстреливал и ссылал верующих людей, монашествующих, епископов, те были в свою очередь расстреляны пришедшими им на смену извергами. 30-е годы наступили – расстреливали тех, кто расстреливал невинных в 20-е годы. В 1937–1939 годы уже расстреливали тех, которые расстреливали других военачальников.

Господь как бы сказал: хотите жить без Меня, живите. Но, конечно, те, кто пострадал за веру, за Христа, за Церковь, вошли в Царство Божие.

Читать еще:  5 часов в очереди, или зачем почитать святыни?

А потом пошли такие, я бы сказал, разборки политические, бандитские в этой элите так называемой, они уже сами не знали, кто за кем подсматривает, кто за кем подслушивает, уже доносили друг на друга, друг друга ссылали, друг друга расстреливали. Что, разве Сталин это не видел? И уж, по крайней мере, он должен как руководитель нести ответственность перед государством и перед народом. И, думаю, он понес её перед Богом».

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Архиеп. Марк: «Все говорят о репрессиях, замалчивая тему гонений»

Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк: «Все говорят о репрессиях, замалчивая тему гонений»

. Острое обсуждение вызвала тема «православного сталинизма». Появление такого термина в XXI веке — наш стыд и позор. Никак не реагируя или реагируя на него невнятно, мы отказываемся от нравственной оценки нашей истории.

В российской столице завершилась организованная Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия по благословениюмитрополита Волоколамского Илариона Международная конференция «Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий». Ее научную программу венчал круглый стол «Русская Церковь и проблемы увековечивания памяти жертв массового террора 1920-1930 гг.», собравший в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыресвященников, краеведов, ученых, музейных работников.

«В рвах бутовских захоронений лежат вместе с мучениками и их палачи. Нам необходимо осознать: как к этому относиться?» — таким непростым вопросом настоятель подмосковного храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа задал высокую планку обсуждения. Как отметил также о. Кирилл, несмотря на действие законодательных актов по увековечиванию памяти жертв репрессий, до сих пор не выработан механизм их реализации. Поэтому госфинансирование таких проектов весьма скудно. По словам директора Мемориального центра «Бутовский полигон» Игоря Гарькавого, государство фактически переложило задачу создания мемориалов репрессированных на плечи родственников пострадавших. «Из ста известных захоронений только четыре являются мемориальными музеями, — сообщил Гарькавый. — Кроме нашего мемориала, это Катынь, Медное и Ганина Яма. Поэтому с самого начала дело мемориализации стало заботой частных сообществ и Русской Православной Церкви. И там, где Церковь не задействована в создании мемориалов, в их художественном оформлении могут появляться недопустимые с православной точки зрения символы — например, брошенный на землю разломанный крест, как в Медном. По мнению ответственного секретаря Журнала Московской Патриархии Сергея Чапнина, необходимо также соблюдать географическую точность в названии мест мемориалов: «На самом деле место, где создан мемориал в память царственных страстотерпцев, называется Четырехбратским рудником, а не Ганиной Ямой».

Опытом организации создании мемориала жертвам репрессий поделились секретарь Саратовской епархиальной комиссии по канонизации член Межсоборного присутствия РПЦ священник Максим Плякин и член комиссии по канонизации святых Чувашской митрополии иеромонах Иосиф (Ключников). К примеру, на организованных о. Иосифом алапаевских раскопках обнаружены останки ста двадцати расстрелянных в период 1930-х годов, в том числе — трех прославленных Церковью новомучеников.

По мнению клирика храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском паркепротоиерея Илии Шапиро, хороший способ распространения информации о подвиге новомучеников — установка мемориальных досок в их честь на храмовых фасадах. Такие доски установлены на стенах храма Живоначальной Троицы в с. Горетово (памяти свмч. Михаила Маркова, +1938) и Казанской церкви с.Молоково (памяти свмчч. Василия Озерецковского, +1937, и Алексия Шарова, +1938).

Острое обсуждение вызвала тема «православного сталинизма». Так, специалист Института российской истории Российской академии наук Игорь Курляндский напомнил о недавно открытом в Якутске памятнике Сталину. «Это значимый государственный акт, который, к сожалению, не получил должной оценки Церковью,- подчеркнул выступающий. — Памятник установил какой-то алмазный шейх, позиционирующий себя православным христианином». «Ирония, с которой некоторые говорят о «православном сталинизме», неуместна, — заметил Сергей Чапнин.- Появление такого термина в XXI веке — наш стыд и позор. Никак не реагируя или реагируя на него невнятно, мы отказываемся от нравственной оценки нашей истории. Если мы готовы признать допустимым «православный сталинизм», то это говорит, что с нашей духовной жизнью что-то глубоко не в порядке». Эту мысль развил архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк. Как отметил владыка, сегодня почти никто в России не напоминает, что речь на самом деле идет не о репрессиях, а о гонениях на православие. В обществе «не произошло никакого четкого осуждения этого периода вашей истории. И пока вы этого не сделаете, все остальное будет хромать. Также я удивляюсь, что ни разу на нашей конференции не прозвучала мысль, что изучение этого времени нужно включить в школьную программу для всех классов. Можно ли ожидать, что взрослые смогут без этого понять свою собственную историю? Если это не будет внедрено в сознание с детства, тогда ничего здорового, на мой взгляд, вырасти не может»,- заключил архиепископ Марк.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector