0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О немилосердном взаимодавце: милость вместо долга

Иоакимо — Анновский храм Можайска

Официальный приходской сайт

О немилосердном взаимодавце: милость вместо долга

– Притча, которую вы сейчас слышали, рассказывает нам о самом важном уроке, который должен вынести любой христианин из чтения Евангелия.

Спаситель своими притчами стремился изменить расстановку акцентов в сознании слушателей. И один из таких вопросов, с которым обращается Спаситель, – это отношения между людьми и Богом и отношения между самими людьми. Смысл этой притчи заключается в том, что Бог смотрит на нас глазами окружающих нас людей. Мера нашего прощения друг другу прегрешений соответствует мере прощения Богом наших грехов.

Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 23-35.

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу».
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен».
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и всё отдам тебе».
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?»
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

В принципе, не может быть такой ситуации, когда мы ощущаем себя прощенными и примиренными с Богом, но при этом держим за пазухой камень против нашего ближнего. Какой мерой вы меряете, такой мерой возмерится вам. Прощаете – будете прощены. Оставляете ближним грехи их – и ваши грехи отпустит вам Отец ваш Небесный.

Такой подход радикальным образом отличался от формального законничества, которым жил еврейский народ во времена земной жизни Христа Спасителя, где все было четко определено, где мера греха соответствовала мере воздаяния.

Сегодняшнее Евангельское чтение призывает нас задуматься над тем, что каждый из нас в неоплатном долгу перед нашим главным благодетелем, перед Отцом Небесным, который от нам ждет вовсе не возврата долга, который мы, естественно, никогда вернуть не сможем. Он хочет другого – он хочет, чтобы мы научились его милости, чтобы мы научились прощать тех, кто ждет этого прощения, быть может, даже стесняясь сказать нам об этом. Прощая других, тем самым, мы можем надеяться на то, что и наш неоплатный долг будет Богом прощен.

Толкование Евангелия на каждый день года.
Неделя 11-я по Пятидесятнице

Сказал Господь притчу сию: посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Притча о жестоком заимодавце начинается со слов: «Царство Небесное подобно царю», и это значит, что тайна прощения сокрыта в Божественной благодати, в тайне Царства Небесного. Царь, требуя отчета у своих рабов, находит среди них одного, который должен был ему десять тысяч талантов. Сумма такая громадная, что не видно, как он мог бы рассчитаться. Это как если бы к вам пришли сегодня и сказали, что вы должны немедленно заплатить десять миллионов долларов; а десять тысяч талантов – это и того больше. Христос хочет показать, что наш долг Богу совершенно превосходит наши возможности расплатиться. Царь решил взять, что он мог, и приказал продать этого человека и его семью в рабство, в работу, пока он не заплатит все.

Но человек пал на лице свое, умоляя потерпеть на нем, оставить его на свободе, обещая заплатить за все. Видя, что он хочет совершить невозможное, царь сжалился над ним и простил ему долг. Прощение было дано из-за его отношения к долгу, из-за признания справедливости этого долга, из-за решимости все исполнить по справедливости – не из-за способности заплатить долг. И вот мы видим, что виновный человек был освобожден, а невинный человек, царь, заплатил долг, ибо он вычеркнул десять тысяч талантов из того, что ему принадлежало. Этот пример приоткрывает нам тайну Христова прощения. Прощение означает невинное страдание за виновного.

Но человек по своей теперешней природе склонен скорее заковывать в долговые колодки, чем освобождать – требовать свое, чем прощать, и Господь добавляет к началу притчи продолжение.

Прощенный человек, радуясь своей свободе, вышел и встретил человека, который должен был ему относительно небольшую сумму – сто динариев. Кто-то подсчитал, что это в пятьсот тысяч раз меньше, чем долг, который ему простили. Тем не менее, он потребовал уплаты. Он схватил его за горло, стал душить, чтобы тот немедленно вернул ему деньги. Бедный должник пал у его ног, умоляя потерпеть, как этот человек сам недавно умолял, обещая все заплатить, теми же самыми словами, которые получивший прощение говорил в своем отчаянии. Но он не хотел потерпеть и бросил человека в тюрьму, пока он не заплатит свой долг. Это было столь возмутительным, что друзья бедняка, потрясенные несправедливостью, сообщили обо всем царю. Меряя суд той же мерой, какой этот человек воздал своему должнику, царь предал его на мучение в тюрьму, пока он не отдаст ему всего долга. И мы слышим: «Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

Читать еще:  Эпидемия гриппа: что делать беременным и как защитить младенцев?

Постараемся понять из этой притчи тайну прощения. В мире существует справедливость. Царь требует отчета в долгах наших. Но его справедливость – выше справедливости, и потому должнику дается прощение. Когда этот прощенный человек, ничему не научившись – не поняв, что справедливость может быть только тогда, когда она выше справедливости – требует то, что ему по справедливости принадлежит, совершается вопиющая несправедливость. И тогда царь напоминает, что в мире существует справедливость. Оттого, что мир стремится осуществить справедливость без Бога, без высшей справедливости, столько в мире несправедливости, жестокости, и все друг друга бросают в тюрьму.

Тюрьма на библейском языке означает ад. Среди этого ада греха и непрощения, в котором мы живем, мы должны остерегаться отвергать то, что мы неразумно часто называем юридизмом – то есть то, за чем стоит обыкновенная справедливость, и устремляться при этом сразу к тому, что выше справедливости. Ложное прощение – не прощение. Мы должны быть справедливыми, чтобы не перепутать утопии и пророчества. Чтобы в реальности сегодняшнего зла, достигающего последнего предела, различалась наша устремленность к высшему, последнему добру. Чтобы Апокалипсис и Страшный суд не стали жестокой карикатурой на жизнь человечества, которому предопределена история со счастливым концом, где всем все прощено, без какого-либо участия человека.

Прощение – это не мешок с деньгами, с которым радостно убегают, потому что долги прощены. Я хочу существовать совершенно человеческим образом, быть человеком – тем, кто отличает добро от зла, видит зло в мире и ненавидит его, потому что прощение – высшее противостояние злу, а не примирение со злом. Только не давая места диаволу, могу я приближаться к Богу. Как я могу простить, взять на себя последствия греха другого человека, пораженный смертельно собственным грехом? Чем мне заплатить за другого человека, когда я сам бедняк и должник кругом? Где взять мне сердце, способное прощать (то есть искренне любить, достигая высшего добра), в то время, Бог так ценит прощение, что не только Сам прощает, но обязывает всех прощать, и, поскольку Он знает, что мы неспособны дать Ему что бы то ни было, Он берет на Себя все, что происходит с нами, и возмещает отсутствие нашего прощения Своим прощением, и дает его нам. Если мы этот дар не принимаем, мы не принимаем не только наших ближних, но и Бога, и нам нет никакого прощения.

И вот здесь, в притче, заключена решающая, может быть, для судьбы каждого человека и всего человечества тайна. Прощение, которое мы получаем от Бога, открывает нам, что стоит грех. Никто не может знать до конца, как дается прощение, которое превосходит всякую справедливость, если не увидит Сына Божия, ставшего человеком. Прощение дается дорогою ценою – Кровью Христовой. Речь идет не столько о мудрости, сколько о безумии Креста. Через прощение приходит к нам глубочайшее знание греха – и покаяние, открывающее Царство Небесное, и сострадание ко всякому раненому грехом человеку.

«Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты, блажен муж, емуже не вменит Господь греха его» (Пс. 31, 1–2). Наша радость в этом даре благодати не дает нам удерживать его только для себя. Знание, какою ценою мы получили наше прощение, неужели не сохранит нас от дерзости по отношению к тем, кого мы должны прощать?

Среди ада земли мы – не ангелы, мы слабые люди. Мы сражаемся с грехом, но и у нас много грехов и обид, и, если мы не прощаем друг другу, зло остается и накапливается в мире, и входит в Церковь, которая от этого перестает быть Христовою. Христианский народ – это не народ силы, это народ, который верит в Иисуса Христа, пришедшего взыскать и спасти погибшее. Это прощенный народ, который, оттого что он прощенный, призван принести Евангелие Божия прощения всем людям. Мы должны со властью сказать и засвидетель­ствовать об этом перед всеми людьми.

В мире существует справедливость, без которой не может быть того, что выше справедливости. Однако высшая несправедливость заключается в отвержении того, что выше справедливости. На последнем повороте истории мы исполним свое предназначение в той мере, в какой будем верны этой тайне. Только вместе со Христом, противостоя несправедли­вости всякого греха, царствующего в мире, можем мы молиться на самом деле вместе со Христом о распинающих нас: «Боже, прости им, не знают, что творят!»

Притча о немилосердном заимодавце

Сегодня мы продолжаем разбирать притчи Иисуса Христа, которые раскрывают нам реальность Божьего Царства и его принципы. Мы поговорим об одном из таких непреложных принципов, работающем в Божьем Царстве – это принцип прощения.

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу». Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен». Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и всё отдам тебе». Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. Евангелие от Матфея 18:23-35

Для толкования притчи о немилосердном заимодавце, сегодня мы изберем древний герменевтический прием, которым пользовались отцы Церкви – этот прием называется «Квадрига».

Читать еще:  Поминовение усопших – лучи света в мрачное царство мертвых

Квадрига – это античная двухколесная повозка, используемая для триумфальных и соревновательных целей, запряженная четырьмя лошадьми. Каждая из четырех лошадей «Квадриги» символизирует метод подхода к тексту: буквальное толкование, типологическое толкование, толкование в применении, толкование в эсхатологической перспективе.

Буквальное истолкование притчи.

Лучше Самого Иисуса Христа вряд ли кто – то сможет объяснить Его же притчу, и Он делает это в 35 стихе. Притча говорит о прощении и при том, говорит довольно жестко, буквальное понимание притчи подразумевает, что непрощающий ближнего не может надеется на прощение Бога.

Ещё более усилить посыл притчи, если это вообще возможно нам поможет также ветхозаветное и апостольское свидетельство.

Левит 19:17-18 Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я — Господь. Тора.

Ефесянам 4:32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. Павел.

Иакова 2:13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом. Иаков.

Типологическое истолкование.

Чтобы глубже понять смысл давайте посмотрим на притчу в контексте Евангелия от Матфея. Родословие Христова 1 глава 1 и 17 стихи. Гематрия имени Давид – 14. Христос сын Давидов. Только в нашем Евангелии так называли его слепые (9:27), весь народ (12:23), хананеянка (15:22), ещё двое слепых (20:30), Вартимей (10:47).

Кто был сыном Давида? Самым известным по крайней мере? Соломон – тот, кто назван премудрым Царем. Соломон более всего просил мудрости, в его притчах премудрость довольно ясно указывает на Христа. В притчах! Премудрый Царь, говорящий притчами! Иисус Христос – новый прославленный Соломон. Премудрый Царь, говорящий притчами. Сам Иисус говорил о Себе так — Матфея 12:42 Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.

Возвращаясь теперь к идее прощения, озвученной в притче, подумаем, ведь притча, конечно, также хоть и неявно, но о Христе! Иисус Христос заслужил нам прощение Бога. 10.000 талантов – это довольно большой долг. На самом деле – это не большой, а вселенский долг. 1 талант примерно равнялся 30 кг золота = 300.000.000 грамм золота, примерный курс одного грамма золота в рублях сегодня = 2500 рублей = 750 миллиардов рублей. И это древний мир. Царь простил заимодавцу именно столько. Интересно, что динарий = примерно 20 копеек, значит своему товарищу заимодавец был должен 20 рублей, но не хотел простить. Так и Христос, простил нам долг, который мы бы никогда не смогли оплатить и его цена – это даже не 750 миллиардов, как символически указано в притче, но намного больше – его цена – это драгоценная кровь Самого Царя, Который умер за тебя и за меня, чтобы мы могли иметь прощение Бога Отца и вход в Его Царство.

Толкование в применении.

Как же нам применить эту притчу? На первый взгляд всё очень просто – прощай и будешь прощен Богом, но на самом деле так ли просто нам прощать?

Прощение – характер Бога. Он это ясно доказал на кресте. Писание говорит нам, что мы не можем любить Бога, если ненавидим ближнего, т. е. по сути любого человека, хоть и есть более близкие ближние, есть дальние, но всякий сын Адама и дочь Евы несет в себе царский образ Бога Творца.

Прощенный – учится прощать. Получивший однажды прощение знает, что прощать нужно и, даже если не всегда получается, осознанно делает выбор в сторону прощения, а не в сторону озлобления и мести.

Прощать полезно. Нужно сказать (сначала написал — нет нужды говорить), что обиды на родственников, коллег по работе, братьев и сестер в Церкви, на тех, кто живет или даже уже умер – несут в себе только деструктивность, создают неверный жизненный фокус, могут формировать цели, как повседневные, так и долгосрочные, выстраивать девиантное поведение – говоря проще ломать и омрачать жизнь того, кто не соглашается прощать.

Прощение – это принцип Царства (1стих – ЦН подобно), наверное никто из нас не хочет оказаться в Небесном Царстве, где люди все ещё будут таить друг на друга обиды. Евангелие от Матфея 5:23-26
Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что‐нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

Интересно, что здесь мы видим, наставление Христа, не для тех, кто таит обиду, но для тех, на кого обида направлена. Наставление делать встречные шаги по примирению.

Толкование в эсхатологической перспективе.

Рассмотрев довольно широкий контекст притчи, теперь мы возьмем макрообъектив и посмотрим на ближайший контекст нашей истории.

Христос и Пётр (18:15:20). Иисус говорит здесь Петру о власти ключей – власти Церкви, как представительства Царства на земле. Тогда Пётр спрашивает до скольких же раз Церковь может прощать грешника. Перед тем, как рассказать притчу, которая также является ответом на этот вопрос Иисус говорит до седмижды семи раз, что подобно 30 кг золота, является конечно гиперболой – сознательным преувеличением. Церковь – Невеста Христа принимает и прощает раскаявшегося грешника бессчетное количество раз. Столько сколько нужно.

Тема прощения – это, продолжение темы нашего рассуждения прошлой недели, когда мы говорили о покаянии. Покаявшийся всегда может рассчитывать на прощение Бога, поэтому и мы как служители Царства должны взять этот принцип на вооружение и не только прощать самим тех, кто обижает нас, но и учить этому других.

Хорошо будет также научиться также прощать себя на основании прощения дарованного Христом. Прощение себя давно уже стало одной из излюбленных тем для дискуссий в среде христиан и не только, об этом говорят психологи, коучи, космоэнергеты всех мастей.

Резюме.

Прощение – это принцип Царства Божьего. О прощении говорит не только притча о немилосердном заимодавце, но и всё Писание. Иисус Христос простил нам невозможный – вселенский долг, намного превосходящий любые наши обиды. Прощение – это часть характера Бога, поэтому христиане также учатся прощать, хоть никто и не говорит, что это легко. Прощение полезно для нас самих. Церковь, наделенная Христом властью, тем не менее призвана к прощению.

Давайте учиться прощать так, как и Христос простил нас на Голгофском кресте. Простил абсолютно незаслуженно, по одной лишь Своей безграничной милости и благодати. Сам Он и является центром и источником всякого истинного прощения.

Читать еще:  Семья, скреплённая огородом, или как сохранить любовь?

Притча о немилосердном заимодавце (18:23-35).

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; 24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; 25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; 26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. 27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. 28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. 29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. 30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. 31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. 32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; 33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? 34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. 35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Понятно, что в этой остроумной притче речь идет о бесконечном великом милосердии Божием. Часто встречающееся в речи Иисуса выражение типа «Царство Небесное подобно царю» характерно для семитской речи и означает: «в Царстве Небесном все происходит так, как обстояло дело с царем и его рабами». В Библии, как и вообще на Древнем Востоке «рабами» царя назывались все его подданные. Здесь это высокопоставленные лица, правители отдельных областей, что видно из огромного долга одного из таких «рабов». Этот «долг» был, вероятно, данью, которую должна была уплатить область. Ведь десять тысяч (10.000) талантов – гигантская сумма, равная ста двадцати миллионам динариев (120.000.000)! « Весь доход с провинции, включавшей Идумею, Иудею и Самарию, составлял всего 600 талантов, а весь доход даже более богатой провинции Галилеи равнялся всего 300 талантам»[226]. Так что в наши дни «долг царского раба» составил бы многие миллиарды долларов. Разумеется, Иисус оперирует не реальными, а сознательно преувеличенными числами. Таков уж жанр притчи. Но зато какой получается контраст! Что такое 100 динариев по сравнению со ста двадцатью миллионами?! Можно сказать, – ничто!

Идея, стоящая за этой огромной разницей, понятна. Мы перед Богом в таком неоплатном долгу, который не может идти ни в какое сравнение с долгами и обидами, которые причиняют нам люди.

В притче рабу-должнику грозит от царя суровое наказание: «Господин приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить». Здесь, конечно, заметно эллинистическое влияние на Палестину. По римскому праву возможна была продажа в рабство семьи преступника. Но по Закону Моисея это невозможно. Продать можно было только вора, но никак не его семью: «Укравший должен заплатить; а если нечем, то пусть продадут его для уплаты за украденное им» (Исх 22:3). Но что такое «продать жену и детей»? рабы стоили ничтожно мало по сравнению с долгом в 10.000 талантов. Так что речь идет не о компенсации долга, а о наказании местью.

В отчаянии «раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: господин! потерпи на мне, и всё тебе заплачу». Разумеется, это невозможно. Никто не мог бы собрать столько денег ни за какой срок. Должник просто хочет, как и каждый живой человек, протянуть время. Но царь делает неизмеримо больше того, о чем просит его раб. Он прощает ему долг и отпускает его не наказанным. Так поступает Бог.

А далее следует контрастная сцена. Что после оказанной ему милости делает прощенный раб? Он, исполненный мстительной злобы и бессердечия, набрасывается на своего товарища, который должен ему небольшую сумму. Он схватил его, душил его, не внял просьбе, выраженной точно теми же словами, какими только что перед этим раб-должник просил царя: «потерпи на мне, и всё отдам тебе». Нет, он не стал ждать и терпеть,но бросил своего должника в темницу, «пока не отдаст долга». Вообще-то юридически, по закону, он имел полное право посадить своего должника в «долговую яму». Но в свете того, что произошло между ним и царем, его поведение представлялось настолько отвратительным, что его товарищи очень огорчились и рассказали царю обо всем случившемся. В результате на немилосердного раба обрушивается гнев его господина. Он отменил свое прежнее решение и «отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга». Иначе говоря, царь велел подвергнуть негодного раба пыткам. По иудейскому закону пытки были недопустимы. Однако по римскому законодательству, которое применял в своих владениях и царь Ирод Великий, пытки в тюрьмах применялись. В частности, их применяли к правителям областей с целью выбить из них показания, где они скрывают утаенные от сборов налоги, или заставить их родственников собрать нужную сумму. То, что в притче упоминаются пытки, у иудейских слушателей должно было вызвать особенный ужас. Поскольку долг в сто двадцать миллионов динариев все равно собрать было невозможно, наказание, да еще и с пытками, становилось пожизненным.

Немилосердный раб не пожелал поступать по любви, которую проявил по отношению к нему царь, он будет судим уже не по любви, а по справедливости, по закону. «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». Как ты относишься к братьям, так и Бог отнесётся к тебе. Об этом говорилось уже в Нагорной проповеди: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (6:12); «каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (7:2).

Если христианин не прощает своему брату, – говорит Господь, – то и Бог будет судить его не по милости, а по справедливости. Под «братом» здесь понимается собрат-христианин, так как эта притча завершает 18-ю главу Евангелия от Матфея, посвященную правилам жизни в Церкви Иисуса Христа.

Беседа № 61.

Начало 19-й главы завершает большой раздел Евангелия от Матфея, который содержит речи Иисуса Христа, большая часть которых повествует о правилах жизни и поведения Его последователей, то есть правила жизни в Его церкви. Последняя из этих речей говорит о жизни в браке, о разводе и безбрачии.

Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 181 ;

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector