4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Блаженный Василий — московский юродивый: краткая биография, пророчества

Блаженный Василий — московский юродивый: краткая биография, пророчества. Чудеса Василия Блаженного

Юродивые. Люди, которые вступали на эту нелегкую стезю, намеренно представлялись безумными, пренебрегали всеми мирскими благами, смиренно сносили град бесконечных насмешек, презрительное отношение, разные наказания со стороны окружающих. Используя иносказательную форму, они старались найти путь к людским сердцам и душам, проповедовали идеи добра и милосердия, изобличали обман и несправедливость. Не у всех получалось подавить в себе зачатки гордыни, не принимать во внимание потребности тела, духовно стать выше окружающих. Один из тех, кому это удалось сделать, — Блаженный Василий — самый известный и почитаемый юродивый. О нем наш материал.

5 мифов о Василии Блаженном

1 августа 2013 10:38

Миф первый: Василий Блаженный был дурачком

Наиболее распространенное заблуждение, касающееся многих юродивых на Руси. Родилось оно из-за непонимания самого смысла юродства. Разумеется, были так называемые блаженные от рождения, но большинство принимали юродство, странничество осознанно, как подвиг во имя Христа. Насколько можно судить по сохранившимся преданиям, именно таков был Василий Блаженный. В юности он учился сапожному ремеслу, но уже в 16 лет встал на путь подвижничества. И до самой смерти не изменял ему. Все его поступки, казавшиеся, поначалу глупыми выходками городского сумасшедшего, имели свое объяснение и глубокий смысл. Вот ходит юродивый по торговым рядам, и вдруг скидывает с лотка пироги. Шум, гам! Торговцы нещадно бьют Василия, а тот только благодарит их. А потом выясняется, что в пироги да калачи подмешивали ушлые купцы всякую гадость. Часто они сами и признавались в этом, испытывая стыд перед обличившим их юродивым.

Прозорливость, мудрость, умение сопоставлять факты, — вот черты, отличавшие Василя Блаженного, но никак не слабоумие, которое порой приписывают юродивому. Его предсказания, облеченные в форму притч не всегда были понятны, но все чаще люди убеждались в его чудесном провидческом даре, и слава о нем пошла далеко за пределы Москвы. Ценил и побаивался подвижника сам Иван Грозный, а тот не боялся сказать ему правду. Вот приглашает царь на свое тезоименитство Блаженного в палаты, потчует вином. А юродивый один за другим выливает три бокала в окно. На гнев же царя отвечает, что таким образом потушил пожар в Новгороде. Позже гонцы, посланные проверить эти слова, подтвердили: в то самое время, когда Василий Блаженный находился в платах, человек, схожий с ним обликом, появился в пылающем городе, и помог залить огонь. Великий пожар действительно был в 1547 году.

Юродивый мог только прикидываться дурачком, удивляя и эпатируя своими иносказаниями публику. Это осознанная роль, игра, маска, за которой скрывается обличитель пороков человеческих, раскрывающий людям правду о самих себе, которую они боятся признать.

Миф второй: Василий Блаженный ходил нагим и зимой, и летом

Василий Нагой – второе прозвище юродивого. В житии его описывается, что ходил он без всякой одежды в любое время года, и даже приводится предание, как женщины посмеялись над его видом, и тут же ослепли. А вернул святой зрение только одной торговке, которая перед ним покаялась. Однако с этой легендой пересекается другая. В ней Блаженный принимает в дар лисью шубу и ходит в ней в мороз. Когда же лихие люди захотели его обмануть и попросили укрыть шубой якобы умершего товарища, юродивый так и сделал. Но как только разбойники завладели желанной добычей, они увидели, что мнимый мертвец, и вправду умер.

Нагота Блаженного, скорее, символ презрения ко всему земному, бренному на пути к Царствию Небесному. Он был наг и бос, так как не имел никакого имущества, но как видим, не отказывался от подаяния. Этот образ жизни принимало большинство русских юродивых, но, конечно, абсолютно голыми они не ходили. Просторная холщовая рубаха прикрывала тело, часто проглядывающее в прорехи, отсюда – понятие о наготе.

Разумеется, прижизненных изображений Василя Блаженного не сохранилось, а на всех иконах мы видим его нагим. Этот иконописный образ и создал еще одну легенду о великом подвижнике.

Миф третий: Василий Блаженный не имел угла, и жил на улице

Был наг, бос, не имел имущества и жил на улице. Бездомность юродивого дополняет его образ святого странника. Однако и этот факт нельзя ни опровергнуть, ни подтвердить доподлинно. И все же есть свидетельства, что юродивый все-таки имел крышу над головой. В Пискаревской летописи читаем: «в животе блаженного Василия житие его было на Кулишках у боярыни вдовы именем у Стефаниды Юрловы». Последняя – личность отнюдь не легендарная, богатый боярский род владел многими землями. В одном из списков жития святого так же упоминается, что он преставился в доме у некой вдовицы. Вполне возможно, речь идет о Юрловой. То, что юродивый жил в богатом доме, однако не является фактом удивительным и нисколько не противоречит нравам и обычаям того времени. Состоятельные вдовы имели обыкновение призревать у себя сирых и убогих, творили щедрую милостыню и давали кров божьим людям.

Миф четвертый: храм назвали в честь Василия Блаженного, потому что он юродствовал у его строящихся стен

Чем дальше отодвигаются исторические события, тем большими небылицами и домыслами они обрастают. Некоторые считают, будто Василий Блаженный и Иван Грозный – один человек (да-да! находятся и такие), а уж про собор на Красной площади даже экскурсоводы рассказывают несообразности. Говорят, будто он был построен Иваном Грозным в честь Василия Блаженного. Другой вариант – собор возводился Иваном Грозным, а Василий Блаженный юродствовал рядом с его стенами, вот народ и прозвал храм в его честь. Оба факты исторически неверны. А возникли, скорее всего, потому что хоронили этого святого, умершего в 1552 году (есть сведения, что в 1551) так, как ни одного другого юродивого на Руси. Гроб его нес сам царь с боярами, а отпевал юродивого митрополит Макарий.

Читать еще:  Матушка Ольга Юревич: Сейчас нам лучше, чем в 18 лет

Храм же начали строить только в 1555 году в честь взятия Иваном Грозным Казани. Полное название его — собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву или Покровский собор. Связь же с Василием Блаженным такова – юродивый был похоронен на кладбище Троицкой церкви во Рву. И после смерти Блаженный творил чудеса, свидетельств мало, но говорят об исцелениях, которые происходили на его могиле. Поэтому в 1588 году он был канонизирован. В этом же году по велению государя Федора Иоанновича один из приделов Покровского собора посвятили св. Василию Блаженному. Но популярность и почитание святого были так велики, что вскоре об истинном названии забыли, и по сей день храм на Васильевском спуске (тоже прямая связь с именем святого) во всем мире известен как храм Василия Блаженного.

Миф пятый: Суриков изобразил Василия Блаженного среди персонажей картины «Боярыня Морозова»

Еще одно историческое несоответствие, о котором частенько забывают посетители Третьяковской галереи, рассматривающие грандиозное полотно Василия Сурикова, посвященное расколу русской церкви в 17 веке. А ведь надо просто сопоставить даты. Юродивый, изображенный художником, никак не может быть Василием Блаженным. Святой жил при двух царях Василии Третьем и Иване Четвертом (Грозном), и умер задолго до событий, начавшихся в царствование Алексея Михайловича. Но то, что художник, создавая своего юродивого, вдохновлялся мощным образом Василия Блаженного, несомненно.

Можно также утверждать, что черты великого подвижника и обличителя неправедной власти, воплотил в своем блаженном Николке по прозвищу Железный Колпак и Пушкин (драма «Борис Годунов»). Так уж повелось, что переломные моменты российской истории не могут обходиться без святых юродивых, которые «не боятся могучих владык. А княжеский дар им не нужен. Правдив и свободен их вещий язык. И с волей небесною дружен» (А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»).

ПОДПИШИСЬ НА САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ НОВОСТИ ВОЛГОГРАДА!

Василий Блаженный — юродивый Грозного царя

15 августа 1557 года Православная церковь чтит память Василия Блаженного, скончавшегося в этот день по церковному календарю. «Мне бы у Василия Блаженного на паперти сидеть. » В одной из ранних редакций романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» эти слова произносит Иванушка Бездомный — весьма забавный в религиозном смысле персонаж, в душе которого рудименты православной веры предков борятся с идейно-шаблонным советским атеизмом. В итоге даже сложно сказать, что побеждает. Но одно очевидно — если уж в памяти антирелигиозного маргинала непроизвольно всплывает образ именно этого святого, то почитание его, по мнению писателя, сохранилось в религиозных генах русского народа. За что же настолько был и есть любим славянскими ортодоксами блаженный нагоходец Василий?

У Бога есть множество подвигов, которыми Он прославляет человеков, — люди индивидуальны, разные и пути. И каждое подвижничество чем-то уникально и неповторимо. Подвиг юродства, прославивший Василия Блаженного, христианские богословы не раз называли самым тяжким и самым полезным для общества. Почему? Потому, что это единственный способ напомнить о Божием тем, кто слишком увлекся «мудростью» мирского и не видит ей альтернативы. Как ни страшно в этом признаваться, но бывает такое не только в языческих общинах, обличаемых апостолами, но и в обществах христианских. И тогда Господь посылает людей, своим якобы лишенным житейской логики и разума поведением обличающих этот мир. Апостол Павел пишет об участи таких избранников: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1Кор. 3:18). Не менее пророчески прозвучали и слова преподобного Антония Великого, христианского подвижника ІІІ-IV веков: «Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: «Ты безумствуешь», — потому что он не подобен им». Уподобляясь Христу, опрокидывавшему столы торговцев на внешнем дворе Храма, юродивые резко и безкомпромиссно показывали лживость показной веры, и этим спасали сотни людей вокруг себя.

Само рождение блаженного Василия, чья память празднуется Церковью 15 августа по новому стилю, свидетельствовало о его необычном предназначении на Земле. Про преданию, он родился на паперти Богоявленского собора в Елохове, куда пришла на молитву его мать Анна. Будучи сыном простой семьи, мальчик подрос и был отдан в обучение сапожных дел мастеру. Именно в это время произошло первое чудо, которое описано в житие провидца и чудотворца. Один из купцов, заказывая себе обувь, пожелал такие сапоги, чтобы не сносились за год. На что странный мальчишка со слезами на глазах ответил: «Сошьем тебе такие, что и не износишь их». Разумеется, мастер потребовал объяснений этому высказыванию, и подмастерье объяснил, что купец вскоре умрет, поэтому сапоги надолго не понадобятся. Так впоследствии и вышло…

Доподлинно неизвестно, как отнеслись родители Василия ко внезапно проявившемуся у их сына дару прорицания. Но возможно, что он их напугал или встревожил, и такая реакция вынудила молодого подвижника оставить отчий дом и бежать в стольный град Москву, чтобы там выполнить Волю Божию о себе. Возможно, все было наоборот, и Василий поступил как преподобный Алексий, человек Божий, то есть оставил даже благочестивую семью для отдания себя одному Богу. Его выбор подвижнического поприща — Москва — может показаться странным тем, кто привык представлять себе образ странника в пустыне. И, тем не менее, многолюдный город тоже может превратиться в духовную пустынь вследствие царящих в нем беззаконий. Подвигом Василия как раз и стало безумное на вид, а по сути очень мудрое обличение этих пороков.

Зимой и летом он ходил обнаженным, как праотец Адам, напоминая людям о потерянной ими внутренней чистоте. Страдая от мороза, блаженный Василий утешал себя словами сорока мучеников Севастийских: «Люта зима, да сладок рай». Его нагота не была чем-то сродни современного эпатажа — она просто служила живым доказательством того, что Благодать Божия, согревающая угодника Христова, сильнее любой стужи. Проявлялась она в, казалось бы, бессмысленных поступках юродивого: например, он мог идя по базару, перекинуть кувшин с квасом или рассыпать калачи, а потом оказывалось, что товар был несвежим и кому-то отравившемуся мог стоить здоровья. Когда Василий терпел за свои богоугодные дела насмешки и даже побои, он только радовался и славил Всевышнего…

Читать еще:  Президент Греции Прокопис Павлопулос: Я призываю всех к единству

Жители столицы не сразу признали его святым человеком, несущим подвиг юродства. Но однажды подвижник изгнал беса, притворившегося нищим у Пречистенских ворот. Он Божией Милостью мог видеть и мысли людей. Известна история его беседы с самим царем, Иоанном Грозным. Когда тот в честь своих именин позвал святого в чертог, блаженный Василий трижды вылил заздравную чашу в окно. На негодование монарха (впрочем, не могущее перерасти в нечто большее, так как самые деспотичные православные правители не прикасались к юродивым Христа ради) Василий ответил: «Престань от гнева твоего, о царь, и ведай, что излиянием сего пития угасил я пламя, которым объят был весь Новгород, и престало запаление». После чего подвижник выбежал из дворца, и, как не искала его царская стража, найти не смогла.

Засомневавшись, царь послал гонцов в Великий Новгород и получил от горожан потрясающее известие. Оказывается, пожар вправду был, и во время бедствия некоторые видели нагого человека с водоносом, заливавшего огонь. Пожар был погашен. Стоит ли говорить, каким благоговейным страхом перед святым исполнился великий князь всея Руси?

Божий угодник не боялся иной раз и обличить царя. Однажды, на слова Иоанна о том, что тот был на литургии, где якобы отсутствовал нагоходец, Василий возразил: «Нет, я видел тебя мысленно ходящим по Воробьевым горам и строящим дворец свой. И так ты не был во храме Господнем, а Василий там был, ибо после пения «Всякое ныне житейское отложим попечение» со святыми Херувимами поклонялся он Богу, ни о чем земном не помышляя. Стоять же в храме и помышлять житейское значит не быть в нем». После этого случилось неожиданное: жестокий тиран, именуемый в каноне священномученику Филиппу Московскому «новым Иродом и новым фараоном», признал свою немощь перед этим человеком — ничтожным для мира и возвеличенным у Бога…

Творились Василием Блаженным и чудеса, подобные наказанию Богом Анании и Сапфиры, свершившемуся через святого апостола Петра. В его агиографии рассказывается о довольно интересном случае: «Один из вельмож московских любил блаженного Василия, и сам Василий нередко посещал его. Однажды, когда юродивый пришел к нему в лютый мороз, боярин стал умолять его, чтобы по крайней мере в такое суровое время прикрыл наготу свою. «Истинно ли желаешь сего?». «Истинно желаю, — отвечал боярин, — чтобы ты облекся в мои одежды, ибо люблю тебя от всего сердца». Улыбнулся блаженный и сказал: «Добро, господин мой, делай как хочешь, ибо и я тебя люблю». Обрадовался боярин и вынес ему собственную лисью шубу, покрытую красным сукном, и Василий, облекшись ею, пошел по улицам и площадям города. Лукавые люди, увидев издали святого в столь необычайной одежде, умыслили коварно испросить у него шубу. Один из них лег на дороге и представился как бы мертвым, другие же, когда приблизился к ним юродивый, пали пред ним на землю и просили подать им что-либо для погребения лжеумершего. Вздохнул блаженный Василий из глубины сердца о их окаянстве и спросил: «Истинно ли мертв их товарищ и давно ли скончался?». Они отвечали, что в сию только минуту, и блаженный, сняв с себя шубу, покрыл мнимо усопшего, говоря: «Писано во псалмах: лукавнующие потребятся». Когда праведник отошел, обманщики обнаружили, что их товарищ действительно мертв».

Наверное, многие книги не вместили бы всех чудес, совершенных Богом через блаженного, если бы писать о них подробно. И мало кто из современных православных, читающих его житие, рискнул бы хоть в малом повторить путь Василия, Христа ради юродивого. Но одно стоит запомнить — больше всего он не любил милостыни, подаваемой не от сердца, а из желания легким образом заполучить Божие Благословение, и в первую очередь помогал тем, кто нуждался, но по смирению стыдился просить помощи. Хотя, казалось бы, сам терпел нужду большую, чем облагодетельствованные им люди.

Достойный пример для подражания, не так ли?

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Какие чудеса совершил Василий Блаженный?

До наших дней дошли предания о многих чудесах, совершённых Василием Блаженным.

После смерти Василия Блаженного почти весь город собрался на его похороны. Сам Иван Грозный и знатные князья несли гроб в церковь, а митрополит Московский Макарий совершил погребение Блаженного. Тело его было положено на погосте у Троицкого храма, где в 1554 году был построен Покровский собор в память покорения Казани. Там был устроен придел в честь Василия Блаженного.

В 1588 году, при митрополит е святом Иове , Василий Блаженный был канонизирован. В этот день 120 больных получили исцеление у мощей святого.

*В католической церкви «блаженный» — это человек, которого Церковь считает спасённым и пребывающим на небесах, но в отношении которого не устанавливается общецерковное почитание, разрешено только местное. Часто беатификация является предварительной ступенью перед канонизацией праведника.

**Вериги Василия Блаженного хранятся в Московской духовной академии.

*** Между улицей Варварка, Старой площадью, Китайгородским проездом и Славянской (Варваринской) площадью в 1534 – 1538 годах была сооружена стена Китай-города и башня с воротами, которые были названы Варварскими (Варваринскими).

**** Вознесенский монастырь — разрушенный в 1929 году женский монастырь в Московском Кремле. Находился около Спасской башни слева и почти вплотную примыкал к кремлёвской стене.

Читать еще:  Кротость Божией Матери и грубость как закон современной лжекультуры

Блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский чудотворец

Василий Блаженный, самый известный из юродивых, которыми изобиловала Русь, родился в 1468 году в селе Елохово, что недалеко от Москвы, в семье благочестивых крестьян Иакова и Анны.

С детства он вел подвижническую жизнь, постоянно молился, и уже тогда в нем стали заметны первые ростки Божественной благодати. Мальчиком он был отдан в учение к сапожнику. Однажды в лавку зашел купец и заказал много новых сапог. Шестнадцатилетний Василий посмеялся над ним. Когда заказчик ушел, хозяин стал допытываться у юноши о причинах его поведения. Василий ответил, что странно заказывать столько сапог, сколько хватило бы на много лет, ведь этот человек на следующий день должен умереть. Его предсказание сбылось. После этого Василий не захотел больше ни оставаться у хозяина, ни возвращаться к родителям и направился в Москву.

Затерявшись в шумной городской толпе, он избрал подвижнический путь притворного безумия, чтобы как можно полнее приобщиться страданиям Господа нашего Иисуса Христа, полностью отказавшись от уважения со стороны людей. Не имея постоянного жилья ни даже пристанища, чтобы преклонить главу, он жил почти нагим на улицах и в общественных местах, ночи проводил в молитве на церковной паперти. Среди толпы он хранил молчание так же строго, как отшельники в пустыне; вынужденный говорить, он притворялся косноязычным. Не имея близких людей, отказавшись от мира и его привязанностей, он проявлял при этом великое сочувствие к несчастным, больным и угнетенным. Он часто посещал в тюрьме узников, посаженных за пьянство, чтобы обратить их к исправлению.

В эпоху, когда в обществе царили страх и угнетение, жизнь святого Василия служила живым укором неправедным боярам и утешением для обездоленных. Почти все его поступки имели пророческий смысл. Например, блаженный много раз бросал камни в углы домов, где жили благочестивые люди, а когда проходил мимо жилищ, хозяева которых коснели в грехах, целовал углы стен. Когда его спрашивали о причинах такого странного поведения, Василий отвечал, что в домах, где царит святость, нет места для бесов, и поэтому, видя их снаружи, он отгонял их камнями. Напротив, целуя углы нечестивых домов, он приветствовал ангелов, которые оставались снаружи, не имея возможности войти внутрь. На рынке он опрокидывал прилавки нечестных торговцев. Однажды, получив от царя деньги, он, вопреки обыкновению, не раздал их нищим, а отдал хорошо одетому купцу, который, потеряв состояние, не осмеливался просить милостыню и умирал от голода.

В 1521 году, когда татарское войско Мехмет Гирея угрожало Москве, святой Василий, проливая обильные слезы, молился за родину перед вратами Успенского собора в Кремле. Внезапно в церкви раздался ужасный шум, вспыхнуло пламя, и голос от Владимирской иконы Божией Матери возвестил, что Она оставляет Москву из-за грехов ее жителей. Святой усилил молитвы – и страшное явление исчезло. Мехмет Гирей, уже предавший огню городские предместья, был отброшен от города подоспевшим войском и бежал за пределы Руси.

Царь Иван IV Грозный любил блаженного Василия и относился к нему с большим почтением, так же как и святой митрополит Макарий. Однажды святой, приглашенный во дворец на царский пир, трижды вылил вино за окно. Когда царь с раздражением спросил его, что он делает, тот ответил, что гасит пожар в Новгороде. Немного погодя гонцы принесли известие о большом пожаре, действительно случившемся в Новгороде. Пожар, однако, не разгорелся, потому что некий человек странного вида ходил нагим по улицам и кропил горящие дома. Увидев Василия, гонцы узнали в нем человека Божия, погасившего пламя.

В другой раз, в 1547 году, святой стал горько плакать перед храмом Воздвиженского монастыря, в том месте, где спустя некоторое время начался большой пожар, опустошивший Москву. Вскоре после этого бедствия, когда царь присутствовал на Божественной литургии, блаженный, стоя в углу, внимательно смотрел на него. После литургии он сказал царю: «Ты был не в храме, а в другом месте». Царь стал протестовать, но Василий повторил: «Ты говоришь неправду. Я видел, как в мыслях ты ходил на Воробьевы горы, чтобы построить там себе новый дворец». С того момента царь стал опасаться святого и еще больше уважать. Но это уважение не мешало ему проявлять жестокость, ставшую притчей во языцех.

Святой Василий явился также людям на корабле, терпящем бедствие, и спас их от гибели. Он совершил еще множество чудес за 62 года своего подвига юродства.

В 88 лет святой заболел. Узнав об этом, царь вместе с семьей сразу же поспешил к нему, чтобы испросить его молитв. На смертном одре Василий изрек пророчества о будущем царства, затем его лицо осветилось, потому что он увидел сонм ангелов, явившихся принять его душу. Придя в восхищение, он почил в радости 2 августа 1557 года.

Весь город тогда наполнился благоуханием, и множество людей собрались на его похороны. Царь с сыновьями несли его на своих плечах до церкви, где их ждал митрополит с епископами. На могиле блаженного, которая стала источником исцелений для верных не только из Москвы, но и из других краев, построили храм в честь Покрова Божией Матери, в память взятия Казани. Позднее храм получил в народе прозвание собора Василия Блаженного.

Чудеса, связанные со святым, не прекращались. И в 1588 году, при митрополите святом Иове, Василий Блаженный был канонизирован. В этот день 120 больных получили исцеление у мощей святого.

Василий Блаженный почитается как покровитель Москвы.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Василий Блаженный в искусстве

По мотивам жития святого Василия российские художники создают картины.

Василий Блаженный. (Моление). Третья часть трилогии «Святая Русь». Сергей Кириллов. 1994 год «Василий Блаженный и Иван Грозный». Игорь Токарев. 2017 год «Василий Блаженный». Юрий Попков. 2012 год «Московский чудотворец Блаженный Василий». Виталий Графов. 2005 год

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector