0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нужно ли каяться, если нет покаянного чувства?

Содержание

Нужно ли каяться, если нет покаянного чувства?

В книгах и статьях можно объяснить, в чем надо каяться, но не научить покаянию. Наверное, многим прихожанам знакомо чувство, что исповедуешься, как положено, а покаяния, сердечного сокрушения о своих поступках, решимости не повторять их, нет. И повторяем, а потом вновь перечисляем все на исповеди. Накинул батюшка епитрахиль, причащаемся и грешим по новой. Что же делать? Отвечает протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа.

— Сердечное сокрушение о своих грехах, решимость не повторять их – это великие плоды, а вовсе не первые шаги покаяния. В идеале же вся наша жизнь должна быть покаянием. Все помнят апостольскую заповедь: «Непрестанно молитесь» (Фес., 5, 17). Имеется в виду покаяние. Иисусова молитва – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» — молитва покаянная.

Согрешаем мы, по немощи своей, непрерывно, если не делом, то помышлением. И каяться должны непрерывно. Поэтому я не считаю, что надо прихожан заставлять постоянно перечислять на исповеди повседневные грехи. Чувствует человек, что нуждается в молитвенной поддержке священника – может и перечислить, исповедь в нашем храме совершается каждый день утром и вечером.

Но если говорить строго, исповедь – таинство, воссоединяющее человека с Церковью. Совершая тяжкий грех, человек от Церкви отпадает, и на исповеди он через таинство возвращается в Церковь, принимается обратно в евхаристическое общение. Поэтому я и не настаиваю, чтобы люди, которые регулярно причащаются, перед каждым причастием подходили к исповеди и перечисляли там свои повседневные грехи.

Задача христианина – не правила соблюсти, а непрестанно находиться в молитвенном единении с Богом. Для нашей немощи это значит – в самоукорении. Не в отчаянии и самоугрызении, а в самоукорении, то есть осознании и признании своей греховности и одновременно вере в милость Божию. То есть в том состоянии, которое выражено и в Иисусовой молитве, и в молитве мытаря.

— А во многих молитвах написано, что «я грешнее всех людей», есть и более жесткие оценки. Вероятно, святые, составлявшие эти молитвы, так и чувствовали, потому что оценивали себя в свете Божьей благодати. Но простой мирянин, который без году неделя в Церкви, вряд ли искренне считает себя грешнее всех.

— И святые не сразу так чувствовали. Авва Дорофей признавался своим учителям Варсонофию Великому и Иоанну Пророку: смотрю на свою жизнь и понимаю, что достоин вечной муки, знаю, что хуже всех людей, но сердцем это не чувствую. И старцы ответили ему, что он на верном пути. До сердечного понимания, каковы мы на самом деле, дорастаем всю жизнь – это и есть духовный путь.

Я считаю, что неправильно говорить «я грешнее всех людей», если ты этого не чувствуешь. Я сам, к сожалению, так не чувствую, хотя понимаю, что надо. Но все-таки мы, верующие, осознаем свои грехи. Ждать, пока произойдет чудо, и мы почувствуем их так, как чувствовали святые? Можно и не дождаться. Поэтому будем уже сейчас молиться, как можем.

Произношу я: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», а в сердце нет сокрушения. Ну, что ж… буду укорять себя с верой, что если буду трудиться над своей душой, держаться церковного общения, Господь не оставит меня. Буду молиться со вниманием, по совету преподобного Иоанна Лествичника, держа ум в словах молитвы. Если и это не даётся, буду молиться глазами и устами, пусть с холодным сердцем, рассеянно, но в надежде, что и такой малый труд поможет мне приблизиться к Богу. Как говорили святые отцы, лучше есть хлеб с золой, чем не есть ничего.

Читать еще:  Стрельба в колледже в Благовещенске. Что известно на данный момент

5 главных вопросов о покаянии

11 марта у православных христиан начался Великий пост. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Каждый день на сайте foma.ru вас ждет один день из нашего великопостного онлайн-календаря: события православного календаря, библейское чтение дня и вдохновляющий материал.

Календарь питания:

Особенности богослужения:

Утром: Литургия Иоанна Златоуста, Панихида; вечером: Всенощное бдение.

Аудиокалендарь:

Библейские чтения:

Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 35-44

Время Великого поста — это, в первую очередь, время сугубого покаяния, время особенно пристального внимания к своей внутренней жизни. У людей, которые только начинают этот путь, часто возникает множество вопросов. Мы собрали наиболее важные из них и постарались на них ответить:

Почему мы должны открывать на исповеди свою жизнь и свои падения незнакомым людям (священникам) ? Нельзя ли сказать это напрямую Богу?

На исповеди мы как раз и каемся в своих грехах напрямую перед Богом. Священник же при этом является не каким-то «посредником» между Богом и кающимся, а всего лишь свидетелем нашего покаяния. Об этом и сам священник каждый раз говорит в молитвенном наставлении перед исповедью: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое. … Вот, и икона Его пред нами, я же только свидетель, да свидетельствую пред Ним все, что ты мне скажешь».

Почему в Церкви призывают человека к покаянию, и в то же время предостерегают от уныния? Ведь когда человек кается в грехах, ему всегда грустно.

Потому что покаяние заключается вовсе не в том, чтобы загонять себя в депрессию мыслями о собственной греховности. Покаяние — перемена собственной жизни, осознание того, что какие-то факты из этой жизни были греховными и стремление избавиться от этого греха. А пытаться вызвать в себе покаянное чувство, эмоционально «накручивая» свою психику, может быть даже опасно. Так действительно можно довести себя до депрессии или истерики и нервного расстройства. Ничего общего с настоящим покаянием такие упражнения не имеют. Степень покаяния определяется совсем другим: как ты себя ведешь после осознания своей греховности? Изменил ты что-то в своей жизни или не изменил?

Почему в Церкви нужно исповедовать грехи «помышлением», ведь мысли невозможно контролировать так же, как поступки?

Грех мыслью наносит рану душе и нуждается в уврачевании. Но как поступить, если замечаешь, что в мыслях кого-то осудил, на кого-то рассердился, кому-то позавидовал? Немедленно бежать в храм исповедоваться? Вряд ли так получится. Записывать мысленные согрешения в блокнот — до исповеди? Но при внимательном отношении к своему внутреннему миру такой блокнот за одну неделю может превратиться в толстенную книгу. Поэтому самое действенное средство против того бесчисленного множества грехов, которое каждый из нас постоянно совершает в своем внутреннем мире, — немедленная покаянная молитва. Святитель Феофан Затворник говорил: «Относительно мелких греховных движений сердца, помыслов и т. п. следующее правило: как только замечено что-либо нечистое, тотчас следует очищать это внутренним покаянием. Можно этим и ограничиться, но если неспокойна совесть, то потом еще на вечерней молитве помянуть о том с сокрушением и — конец. Все такие грехи этим актом внутреннего покаяния и очищаются». Конечно, если эти греховные мысли завладевают человеком надолго, становятся серьезной внутренней проблемой, ведут к каким-то последствиям в духовной или внешней жизни, то их нужно обязательно исповедовать духовнику.

Часто спрашивают: почему после исповеди человек снова и снова впадает в тот грех, в котором он исповедовался?

Эту ситуацию удивительно точно описал когда-то блаженный Августин: «…Я просил у Тебя целомудрия и говорил: “Дай мне целомудрие и воздержание, только не сейчас”. Я боялся, как бы Ты сразу же не услышал меня и сразу же не исцелил от злой страсти: я предпочитал утолить ее, а не угасить». Если душа наша привязана ко греху, грех остается привлекательным и желанным. А ведь Господь смотрит не на слова, а на сердце. И если мы пришли на исповедь для того, чтобы Бог избавил нас от греха, а сердце наше в это время кричит: «Только не сейчас, Господи!» — то, конечно, Господь не станет избавлять нас от этого греха насильно. Он попустит нам впасть в этот грех еще раз, и еще, и еще… Но каяться в таком грехе все равно необходимо. Ведь для того чтобы покаяться на исповеди, человеку нужно преодолеть барьер собственного стыда перед священником. Этот стыд часто оказывается целебным, потому что подразумевает внутренне усилие кающегося. Видя этот труд, Господь дает нам возможность увидеть грех во всем безобразии и возненавидеть его. Только тогда становится возможным подлинное покаяние и избавление от греха.

Читать еще:  Космонавты берут с собой в полёт мощи святых

Православные стараются не грешить, потому что боятся Бога и Страшного Суда?

Конечно, предстоящая встреча с Господом вызывает в сердце верующего человека волнение и трепет. Он лучше, чем кто-либо, знает, как часто его стремление жить праведно разбивалось о его же собственную лень, жадность, тщеславие, насколько неудачной была почти каждая его попытка сделать что-то ради Бога, а не ради собственных страстей и капризов. Но он знает также и другое. Пытаясь жить по заповедям Божьим, он с удивлением и радостью увидел, что Бог любит его даже таким слабым и несовершенным, не способным, по сути, ни на что доброе. Это реальное переживание Божьей любви — главная, самая дорогая ценность в жизни каждого верующего человека. Он научился видеть, с какой трогательной заботой и вниманием участвовал Господь в его земной жизни. И ему кажется нелепым даже предположить, что после смерти Бог отвернется от него и сменит эту любовь на бездушную и холодную справедливость. Его волнует совсем другой вопрос: «А не отвернусь ли я сам от Бога при встрече? Не окажется ли вдруг, что для меня есть на свете что-то более дорогое, чем Бог?» Вот этого верующий человек боится по-настоящему.

Исповедь — если нет чувства покаяния

Исповедь. Что делать если нет чувства покаяния?

Сердечное сокрушение о своих грехах, решимость не повторять их – это великие плоды, а вовсе не первые шаги покаяния. В идеале же вся наша жизнь должна быть покаянием. Все помнят апостольскую заповедь: «Непрестанно молитесь» (Фес., 5, 17). Имеется в виду покаяние. Иисусова молитва – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» — молитва покаянная. Согрешаем мы, по немощи своей, непрерывно, если не делом, то помышлением. И каяться должны непрерывно. Поэтому я не считаю, что надо прихожан заставлять постоянно перечислять на исповеди повседневные грехи. Чувствует человек, что нуждается в молитвенной поддержке священника – может и перечислить, исповедь в нашем храме совершается каждый день утром и вечером.

Но если говорить строго, исповедь – таинство, воссоединяющее человека с Церковью. Совершая тяжкий грех, человек от Церкви отпадает, и на исповеди он через таинство возвращается в Церковь, принимается обратно в евхаристическое общение. Поэтому я и не настаиваю, чтобы люди, которые регулярно причащаются, перед каждым причастием подходили к исповеди и перечисляли там свои повседневные грехи.

Задача христианина – не правила соблюсти, а непрестанно находиться в молитвенном единении с Богом. Для нашей немощи это значит – в самоукорении. Не в отчаянии и самоугрызении, а в самоукорении, то есть осознании и признании своей греховности и одновременно вере в милость Божию. То есть в том состоянии, которое выражено и в Иисусовой молитве, и в молитве мытаря.

И святые не сразу так чувствовали. Авва Дорофей признавался своим учителям Варсонофию Великому и Иоанну Пророку: смотрю на свою жизнь и понимаю, что достоин вечной муки, знаю, что хуже всех людей, но сердцем это не чувствую. И старцы ответили ему, что он на верном пути. До сердечного понимания, каковы мы на самом деле, дорастаем всю жизнь – это и есть духовный путь.

Я считаю, что неправильно говорить «я грешнее всех людей», если ты этого не чувствуешь. Я сам, к сожалению, так не чувствую, хотя понимаю, что надо. Но все-таки мы, верующие, осознаем свои грехи. Ждать, пока произойдет чудо, и мы почувствуем их так, как чувствовали святые? Можно и не дождаться. Поэтому будем уже сейчас молиться, как можем.

Произношу я: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», а в сердце нет сокрушения. Ну, что ж… буду укорять себя с верой, что если буду трудиться над своей душой, держаться церковного общения, Господь не оставит меня. Буду молиться со вниманием, по совету преподобного Иоанна Лествичника, держа ум в словах молитвы. Если и это не даётся, буду молиться глазами и устами, пусть с холодным сердцем, рассеянно, но в надежде, что и такой малый труд поможет мне приблизиться к Богу. Как говорили святые отцы, лучше есть хлеб с золой, чем не есть ничего.

Читать еще:  «Ничего не сказала родителям» – как защитить ребенка от педофила

КАК БЫТЬ, ЕСЛИ ИСПОВЕДИ ПЕРЕД ПРИЧАСТИЕМ НЕ СОПУТСТВУЕТ ИСКРЕННЕЕ ПОКАЯНИЕ?

Каждому более-менее регулярно, пусть даже и не очень часто исповедующемуся православному христианину прекрасно знакома следующая картина. У аналоя желающий причаститься Святых Христовых Тайн механически, по пунктам, наименовывает грехи (а то даже и зачитывает их по бумажке). Получает, накрытый епитрахилью, отпущение, подходит к Чаше, а какой-то подленький коготок скребет на душе: ведь при новоначальных исповедях места схематическому формализму не оставалось! Или вот еще. Раз за разом называешь одни и те же прегрешения – и идешь к Причастию.

Это разве подлинное таинство покаяния?


Игумен Сергий (Куксов),
настоятель Вознесенской Давидовой пустыни:
В ПОКАЯНИИ ВАЖНА РЕШИМОСТЬ
Сказать словами – не значит сказать сердцем, как бы ни казалось человеку обратное. Исповедь – таинство, и Господь Сам знает, когда, как и через кого воздействовать на человека. Наша жизнь – борьба до гробовой доски, это наша обязанность. А Господь знает, когда подать нам чувство покаяния, чтобы мы его не потеряли. Торопить Бога не надо. Нужна решительность, о которой говорил преподобный Серафим Саровский. Главное – наше стремление, а остальное посылается в нужное время Богом.


Игумения Алексия (Петрова),
настоятельница Введенского Владычного монастыря (г. Серпухов, Московская область):
ПОДЛИННОЕ РАСКАЯНИЕ ПРИХОДИТ С ДУХОВНЫМ РОСТОМ
Такая ситуация часто возникала у всех, кто исповедуется регулярно. Если умом понимаешь, что совершенный поступок или помысел греховен, но в душе нет раскаяния, надо присовокупить к названному еще и грех, что нет чувства покаяния. Ум понимает, а сердце молчит. Человек в этом честно признается, он это осознает. А дальше уже по молитвам и за раскаяние Господь даст это чувство покаяния.

Игумен Киприан (Ященко),
доцент, декан факультета педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:
ПРОВЕРЬТЕ, ВЫ НЕ УМЕРЛИ?
Если у вас нет чувства покаяния, значит, вы умерли. Я могу вас поздравить с духовной смертью! Если вы труп, вас надо похоронить с почестями или попробовать реанимировать, воскресить. Например, пособоровать. Но сначала я все же предложил бы уединиться, отключить телефон, прекратить суету, почитать Евангелие, поговорить со своим духовником, если он есть, или с опытным священником. Попить крещенской воды, в конце концов.

Игумения Иоанна,
настоятельница монастыря Хахульской Божией Матери, Новая Шуамта (Грузия):
ДУМАТЬ, ЧТО ЖИВЕШЬ ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ
Ведь мы не знаем, будем ли завтра живы. И если приходим на исповедь, и все еще нет покаяния, гнев царствует в нашей душе, необходимо вспомнить, что стоим перед лицом Господа. Как же мы можем говорить о другом человеке: «Тот согрешил, не я»?! Тогда мы фарисеи! А чтобы выйти из состояния фарисейства, надо трудиться каждую минуту.


Екатерина Васильева,
народная артистка РСФСР:
ГРЕХ НАДО «РАСКАЧИВАТЬ»
Даже если вы не чувствуете раскаяния, на исповеди в любом случае нужно называть грех. «Ничего, ничего, – возразил мне однажды священник у аналоя, когда я стала сокрушаться, что талдычу раз за разом на исповеди одно и то же. – Грех-то, он раскачивается». Это показалось мне очень точным и поразило, попало в самое сердце. В жизни я этим руководствуюсь.

Священник Филипп Ильяшенко,
заместитель декана исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, клирик xрама святителя Николая
в Кузнецкой слободе
ПОКАЯНИЕ – НЕ МИГ, А ПРОЦЕСС
Покаяние включает в себя несколько ступеней: подготовительную, когда человек осознает грех грехом, принимает решение от него избавляться и несет это решение к Богу; саму просьбу Богу о прощении в присутствии свидетеля-священника; изменение дальнейшей жизни, чтобы то, в чем человек кается, не имело в его жизни больше никакого повторения, никакого места в сердце.

Сам по себе рассказ священнику может сопровождаться духовными эмоциями или переживаниями, а может и не сопровождаться. Слезы – дар Божий. Благодать Божия немощствующее исцеляет, и недостающее восполняет, как говорится в чине хиротонии. И вот это недостающее звено при искреннем осознании своей греховности и решимости от греха избавиться будет, конечно, Богом восполнено. Не благодаря, а где-то даже вопреки человеческой теплохладности, вопреки окаменению сердца кающегося и в ответ на желание человека преодолеть грех, Господь ему поможет.

Интервью: Владимир Ходаков

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector