1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новомученики и исповедники Российские — что мы знаем о них? ВИКТОРИНА

Новомученики и исповедники Российские — что мы знаем о них? ВИКТОРИНА

«Кровь мучеников — семя Церкви», — сказал древний церковный писатель. XX век стал особенно урожайным. Что мы знаем о новомучениках — людях, пострадавших в нашей стране за Христа совсем недавно?

Мой результат: 5 из 12. Ниже, чем в двух предыдущих викторинах. На многие вопросы отвечала или интуитивно, или просто наугад.

Первыми из собора Новомучеников и исповедников Российских в Русской Православной Церкви были прославлены.
Ответила — Елизавета Федоровна. Правильно — Патриарх Тихон.

Когда празднуется память Собора святых Новомучеников и исповедников?
Ответила — второе воскресенье по Пятидесятнице. Надо было — первое воскресенье, начиная с 7-го февраля.
Не слежу за календарем, совсем.

Первым по времени Новомучеником считается.
Ответила — митр.Владимир (Богоявленский). Правильно — свящ.Иоанн Кочуров.
Почему то была уверена в своем варианте. Вроде как и читала об этом.

Монастырь Русской Православной Церкви в честь Новомучеников и исповедников Российских находится.
Ответила — возле Ганиной ямы. Там же и останки царя с убиенными нашли. Если честно, я вообще о таком монастыре не слышала.
Правильно — в Новосибирской епархии.

Вместе с Царской семьей Русская Православная Церковь заграницей прославила в лике святых еще нескольких человек. Русская Православная Церковь Московского Патриархата канонизировала только Царскую чету и детей. Одно из объяснений этого разночтения.
Выбрала — объяснений нет. Поскольку, на мой взгляд, ни один из предложенных вариантов не был точным.
Правильно — канонизированные с Царской семьей не были православными.
Честно говоря, я думала, что они не канонизированы просто потому, что они — слуги.

Кто из этих священнослужителей, пострадавших от безбожной власти, не находился в заключении в Соловках?
Выбрала — иерей Павел Флоренский
Правильно — свщмч. Фаддей (Успенский)
Точно читала, что и о.Фаддей был в тюрьме. Вот только в какой — забыла.

Про епископа Варнаву (Беляева) недавно читала на Правмире, поэтому ответила правильно. Но так тоже, конечно, трудный вопрос.

До своего разрушения в течение нескольких лет храм Христа Спасителя подвергался осквернению.
Ответила, что храм был закрыт.
Правильно — в храме служили обновленцы.
По-моему, это не такое уж страшное осквернение, по сравнению с первыми тремя вариантами. А потом, читала, что в храме до самого его закрытия шли службы.
В общем, неправильно ответила.

А про Псково-Печерский монастырь тоже довелось читать, да и этот монастырь описан в популярной книге о.Тихона Шевкунова.

Большое спасибо авторам этой викторины! Было очень интересно.

Новомученик

Новому́ченик – христианин, принявший мученическую кончину за исповедание веры во Христа в сравнительно недавнее время. Так Церковь именует всех пострадавших за веру в период послереволюционных гонений.

Общецерковное празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Российских совершается 7 февраля нового стиля, если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет – то в ближайшее воскресенье после 7 февраля.

Причисление к лику новомучеников не означает канонизации литературного, эпистолярного или другого их наследия. Канонизация новомученика не значит, что все, что человек написал в своей жизни, – это творение святого отца. Это канонизация не за жизненный подвиг, а за подвиг в смерти, подвиг, который венчал жизнь человека.

Конечно же, и к преподобным Сергию и Серафиму и другим угодникам Божиим мы будем всегда прибегать и получать от них просимое. Но ведь никто из нас совершить такие подвиги, как преподобный Серафим, не может. И как бы мы с вами ни молились и ни пытались тысячу ночей простоять на камне, в лучшем случае мы попадаем в сумасшедший дом – если нас вовремя кто-нибудь не остановит. Потому что у нас нет тех дарований.
Но вот новомученики были такими же людьми, как и мы!
Мне иногда говорят: «Ну, чего такого, ну, служил батя у себя на приходе, ну, совершал там какие-то требы, кадилом, понимаете, махал себе, ну, дети у него какие-то были, воспитывал их, еще неизвестно, как – хорошо он воспитывал их или нет! Что он такого совершил-то?! Почему он вдруг святой, и мы ему должны молиться и поклоняться?! Всех расстреливает – и его расстреляли! Где тут святость-то?» Да в том-то все и дело, что он был, как все. Но многие-то взяли и побежали, или, наоборот, участвовали во всем этом беззаконии. А этот священник из захудалого села понимал, что его долг – ходить в храм и молиться, хотя и знал, что ему за это будет. И он служил, понимая, что в любую минуту за ним придут.

cвященник Кирилл Каледа

О новомучениках

Церковь, по слову святителей, стоит на крови мучеников, и это не только в переносном смысле, а и в прямом, буквальном смысле. Божественная Литургия совершается на антиминсе, в который по установившейся древней традиции зашивают мощи именно мучеников. Русская Православная Церковь, несмотря на то, что она по занимаемому пространству и количеству членов больше всех остальных Поместных Церквей вместе взятых, хотя и сравнительно молодая, на протяжении своей истории заимствовала мощи для антиминсов.

Но после канонизации 2000 года у нас появилось столько мощей мучеников для совершения Литургии, что хватит на все престолы вплоть до Второго Пришествия Христова. В 20-м веке в России просияло в несколько раз больше святых, чем за предыдущие 900 лет существования Русской Церкви.

Читать еще:  Традиция — это передача огня, а не поклонение пеплу

Однако, ожидаемого почитания Новомучеников в нашей Церкви не произошло. Мы живем в другую эпоху, которая, хотя и недалека от той по времени, но бесконечно далека по содержанию окружающей нас жизни. И потому почитание Новомучеников может состояться, как и вообще почитание святых, только через нарочитое изучение их подвига. Мы плохо осознаем значение подвига мучеников и тем самым не являем в себе такой христианской добродетели, как благодарность. Мы слепы в том смысле, что не видим опасности своего существования в настоящем времени.

По слову Симеона Нового Богослова, «не желающий с любовью через смиренномудрие достичь единения с последними из святых, никогда не соединится с прежними и предшествующими святыми». Ведь если человек не узнает и не принимает святость столь близкую к нему, как он может постичь святость далеко от него отстоящую. Наши Новомученики, может быть, есть единственное безоговорочное наше созидающее достояние, может быть, и единственные последнего времени наши молитвенники и попечители. Предавая забвению их подвиг, мы произвольно лишаемся их помощи и поддержки.

Мученик в понятии Церкви и в переводе значит «свидетель», то есть это человек, который жизнью своей, пролитой кровью свидетельствует об истине христианской веры. К концу не арифметических, а протяженных, конечно, времен, в Русской Православной Церкви, в России наступил период такой же кровавый, такой же жестокий, такой же откровенно демонический, как и в начале христианства и проповеди апостолов, и который продолжался несколько десятилетий и явил – Церкви небесной сначала – может быть тысячи мучеников, которые предстоят Престолу Божию и явил и в земной Церкви, воинствующей, после того, как Новомученики были прославлены Собором 2000 года. Новомученики — не в том смысле, что их подвиг качественно или как-то по-другому отличается от подвига мучеников первых времен христианства, а новые в том смысле, что для нас они новые, они – наши современники, они наши, в каком-то смысле, даже сродники – потому что у многих это были дедушки – если у кого были священники или миряне, которые пострадали.

Время суда, которое наступило в 20 веке – для России во всяком случае – в каком-то виде – это время предварительного суда для тех конкретных людей, которые тогда жили, — Верховного суда. Господь попустил случившемуся – злу вторгнуться – с тем, чтоб вот эти крайние обстоятельства подтолкнули людей к окончательному выбору, который, может быть, был бы иным при более благоприятных условиях. Но тогда – во время гонений – пришлось выбирать уже точно между Христом и неверием во всяком случае, между добром абсолютным и злом также абсолютным.

Глядя на историю России, особенно этого последнего времени гонений, и сравнивая её с современной слабостью и каким-то современным малодушием и расслабленностью нашего времени, можно сказать, что история России 20 века – это результат тысячелетнего бытия её. И на Соборе – если пользоваться словами пушкинской сказки, эти святые – как тридцать три богатыря – вышли, для многих неожиданно было, что они вышли, что они вообще существуют, что в России такое огромное количество святых.

Здесь подвиг мученика вдохновлен только вечностью, только самыми совершенными идеалами. Его ведь, собственно говоря, ничто не поддерживает. Мученики в 20-м веке, — то-то и поразительно, что их смерть была не «на миру» и не в какой-то торжествующей обстановке, как это были смерти в начале христианской эпохи – в цирке где-нибудь, когда были десятки христиан и огромная толпа зрителей. Здесь не было зрителей, здесь были возможности огромные для лукавства, обмана, для сокрытия, для кривизны души, малодушия. И вот то, что это не состоялось, что у нас так мало было в Русской Православной Церкви отступников, что у нас так мало было предателей, было так мало людей малодушных, которые могли просто покривить душой – ведь никто бы не прочёл, что там человек покривил душой, желая как-то облегчить свою участь – таких людей было мало. И надо сказать, что вот за этот 20-й век у нас получилось действительно, то – что называется Русь Святая.

Исторический опыт Новомучеников намного больше, чем опыт частного человека. Ни один человек не может выдумать превосходящих реальность исторических ситуаций и переживаний. В этом смысле судьбы Новомучеников – это само по себе совершенное художественное произведение. Более глубокого духовного опыта трудно представить. Это самый большой опыт за всё тысячелетие: здесь и переживания человека, и его падение, и в то же время самые возвышенные и героические примеры. Это, можно сказать, самое совершенное и идеальное, к чему пришел русский человек.

Теперь каждый из нас может видеть нетленную славу святых мучеников, приобщиться к их духовному опыту, воспользоваться им, обращаться к мученикам с молитвой, а в случае скорбных обстоятельств – утешиться их подвигом. Если мы, конечно, сами хотим увидеть славу мучеников, хотим учиться из опыта святых, почти современников наших. Теперь дело прославления святых мучеников не за Церковью, она прославила их, а за церковными людьми, которые напоминают скорее детей, которым пелись плачевные песни и они не плакали, им играли на свирели и они не плясали. Теперь мученики прославлены, и жизнеописания этих мучеников в значительной степени опубликованы, но церковные люди так же не знают их, как и раньше, как часто не знают жития святого, имя которого носят.

Воспользуется русский народ, мы с вами, возможностью жить национальной и религиозной жизнью, тогда мученики станут фундаментом ее возрождения, и кровь пролитая станет для русской нивы животворящим дождем. Не захочет русский народ этим воспользоваться и стать из советского, из российского – православным русским народом, мученики останутся всего лишь как последний памятник ХХ столетия нашей русской цивилизации, которому разве что подивится чужестранец, идя мимо, что сколь велики были ставшие неведомыми миру россы, и сколь плачевна может быть судьба сошедших в ад и не познавших смысла дарованного им от Бога бытия.

Читать еще:  После трансплантации Катя просыпалась и кричала: «Я сейчас умру!»

По материалам статей, интервью, выступлений игумена Дамаскина (Орловского), Секретаря Синодальной Комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.

Конспект классного часа «Новомученики и исповедники русской православной церкви»

Разработка классного часа для 8- 9 класса на тему: «Новомученики и исповедники русской православной церкви».

Цели: Осмысление подвига новомучеников Российских, принявших смерть за веру.

познакомить учащихся с нравственными и духовными ценностями, идеалами Православия;

сформировать у учащихся представление о Российских новомучениках;

воспитывать чувство любви к ближнему и Отечеству, прививать интерес к изучению прошлого нашей страны;

развивать внимание, память, речь, творческие способности учащихся, расширить их кругозор.

формировать исследовательские способности путём развития навыков работы с текстом, умение находить информацию, обобщать, делать выводы, оформить проект, составить компьютерную презентацию.

Оборудование: используется компьютер, мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение.

Основные понятия: Христианская вера, мученик, новомученик, священномученик.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте ребята!

— Жить в Росии и не любить этот удивительный, благословенный край и людей, которые приняли смерть за истинную Веру невозможно. Православная Церковь пережила все этапы репрессий, обрушившиеся на нее в ХХ веке.

В 1917 году в России произошла революция. Вскоре после этого начались гонения на Православную Церковь, потому что новое советское общество не принимало веру.

В самом начале революционных перемен в Русской Церкви произошло важнейшее событие: впервые после нескольких веков был избран Патриарх. Духовенство и простой народ надеялись, что в наступившее смутное время Патриарх сможет укрепить церковь, укрепить веру в людях.

Советской власти, наоборот, совершенно не было нужно укрепление веры и Церкви. Поэтому первым, против кого она ополчилась, был Патриарх Тихон.

В самом начале гонений на верующих в Киеве был убит митрополит Киевский Владимир. Сейчас он прославлен как мученик.

После этого события и было решено установить День поминовения новомучеников и исповедников. Новый праздник назначили совершать 25 января или следующее за ним воскресенье.

Архиереев, священников, простых верующих арестовывали, ссылали в исправительные лагеря, приговаривали к расстрелу. В 1921 году арестован был и сам Патриарх.

Сбрасывали колокола с храмов; потом начали грабить и разрушать сами церкви. Их взрывали либо размещали в них овощные склады, заводы, конюшни, сельские клубы, кинотеатры, школы…

Учитель. А знаете ли вы, как называют в Церкви святых, которые были убиты за веру, и тех, которые не боялись исповедать ее перед мучителями, претерпев до конца мучение, умерли?

СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ

Святителями называют святых, которые были архиереями. Архиереи – это епископы, архиепископы, митрополиты и патриархи. Например, святитель Николай Чудотворец был архиепископом города Миры Ликийские.

Святитель Тихон родился 19 января 1865 года; до принятия монашества, в миру, его звали Василий Беллавин. Стремясь своей чистой душой к Богу, он вел строгую, целомудренную жизнь и на 26-м году жизни принял монашество. Ему было дано имя Тихон в честь святителя Тихона Задонского.

В 1917 году в Москве собралось духовенство Русской Православной Церкви для решения важных церковных вопросов. В России уже несколько столетий, со времен Петра Первого, не было Патриарха. И вот теперь, когда настало смутное время перемены властей, было решено восстановить Патриаршество. Нового Патриарха избрали жребием; жребий пал на Тихона, который к этому времени был уже митрополитом.

Став во главе русских архиереев, Патриарх Тихон не изменился, он остался таким же доступным, простым, ласковым человеком. Все соприкасавшиеся с ним поражались его удиви тельной простоте и скромности.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВЛАДИМИР, МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ

Митрополит Владимир свое служение начал не в монашеском сане, а как священник. Но после гибели жены и ребенка он принял монашество.

Став архиереем, он проявлял ответственность, твердость и прямолинейность в управлении своей паствой. В 1915 году он, уже пожилым человеком, стал митрополитом в Киеве. Когда настал грозный 1917 год, владыка Владимир стремился оградить, насколько возможно, народ от увлечения революционными идеями.

Через год в Киеве большевики обстреляли древнюю Киево-Печерскую лавру, а затем надругались над ее святынями и многое разграбили. Но оставался еще 70-летний митрополит. Вечером пятеро вооруженных людей вошли в покои владыки, арестовали его и увезли на автомобиле. Недалеко от Лавры его расстреляли. Перед смертью он попросил немного времени для последней молитвы, а потом благословил своих убийц.

В 1981 г. Николай II и его семья были прославлены Русской Зарубежной Церковью.
В соответствии с решением Архиерейского собора Русской Православной Церкви от
20 августа 2000 г. Николай II , царица Александра Федоровна, цесаревич Алексей, царевны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия причислены к лику святых.

СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ, ОСОБО ПОЧИТАЕМЫЕ В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ

Святитель Тихон (Белавин), Патриарх Московский и всея России, исповедник

· Страстотерпец император Николай II и его семья

· Преподобномученицы великая княгиня Елизавета Феодоровна и инокиня Варвара

· Священномученик Владимир (Богоявленский)

· Священномученик Гермоген (Долганов)

· Священномученик Иларион (Троицкий)

· Священномученик Фаддей (Успенский)

· Священномученик Кирилл (Смирнов)

· Священномученик Петр (Полянский)

· Священномученик Вениамин (Казанский)

· Священномученик Серафим (Чичагов)

· Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий)

· Священноисповедник Афанасий (Сахаров)

· Священномученик Иоанн Кочуров

· Страстотерпец праведный Евгений Боткин

· Преподобномученик Кронид (Любимов)

· Преподобномученик Игнатий (Лебедев)

Читать еще:  «Мы всего боимся» – российские учителя о своей работе в школе

· Мученица Татиана Гримблит

Слово « новомученики » означает «новые мученики», то есть те, кто пострадал за веру совсем недавно: с тех пор не прошло ещё и ста лет.

Священно мученики – это мученики, которые были священнослужителями: архиереи, священники, диаконы.

Преподобно мученики – мученики, которые были монахами (то есть преподобными и мучениками вместе).

Исповедники – святые, которые пострадали за веру, но не были убиты.

Учитель . Русская Православная Церковь чтит память новомучеников и исповедников Российских — всех тех, кто погиб в годы большевистского переворота, гражданской войны и репрессий от воинствующих атеистов за веру Христову.

Учащийся читает стихотворение

Есть имена, чья слава так крепка,

Что не сотрут ее бесчисленные годы.

Она останется на долгие века

Святынею страны, святынею народа.

Помню серый пустырь кричащих ворон,
Помню бабушкин взгляд, помню дрогнувший голос:
«Здесь когда-то был храм, но разрушен был он
В двадцать первом году на Крещенье Христово.
Здесь священник стоял, а товарищи жгли
На его голове поминальные свечи,
По худому лицу струйки воска текли
Падал легкий снежок на открытие плечи»
Мне б в теперь отыскать тот далекий пустырь,
И к земле бы припасть, и прижаться душою,
И цветы положить на холодную пыль,
И молитву прочесть над могилкой святою.
Правду ложью смогли без труда подменить
И привычную жизнь, надругавшись, разрушить,
Только веру в Христа не сумели убить,
Не сумели сломить христианскую душу.
Православная Русь никогда не умрет,
Колокольный призыв звонко Господа славит,
Терпеливый народ все невзгоды снесет,
Нам поможет Господь, нас Господь не оставит.
Э.Свирина

Новомученики и исповедники Российские — что мы знаем о них? ВИКТОРИНА

Для церкви очень важно, чтобы память о новомучениках и исповедниках XX века оживала в сердцах нынешнего поколения верующих.

«Мученики, исповедники Российские являются славой русской земли перед лицом Божиим, свидетелями того, что в самые страшные годины нашей истории, издревле и до сих пор, были сонмы людей, мужчины, женщины, дети, которые так Ему поверили, так отдали себя в Его руку на служение, что до смерти остались Ему верными.

Новомученики – это люди, которые пострадали и погибли от рук безбожной власти за свою преданность вере в 20 веке. Среди них великое множество архиереев, священников и рядовых мирян, которые в годы Великой Российской смуты, начавшейся в 1917 году, пытались остановить кровопролитную гражданскую войну. Которые стремились спасти от разрушения и поругания храмы и монастыри, православные святыни.

Новая власть, особенно в первые годы своего существования, с небывалой жестокостью расправлялись с духовенством и с теми из верующих, кто имел мужество поднять свой голос в защиту Церкви. Многие из них были убиты, посажены в тюрьмы, отправлены в лагеря и ссылки.

На сегодня в лике Новомучеников и Исповедников Российских прославлено более двух тысяч человек. Это очень пёстрая по составу группа людей: мужчины и женщины, взрослые и дети, архиереи, священники, монахи, царская семья, дворяне, крестьяне, рабочие, писатели, учёные.

Объединяет этих людей то, что они остались верны своей совести и Христу до конца.

По благословению настоятеля храма святого праведного Иоанна Кронштадтского иерея Олега Иващенко 26 апреля 2017 года в лицее № 2 состоялась открытая историко-краеведческая игра «Новомученики и исповедники земли Русской». В игре приняли участие обучающиеся 10 классов из 9 муниципальных образовательных учреждений Волгограда.

Целью проведения стало патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников через знакомство с подвигом новомучеников, исповедников земли Русской и ознакомление с историей России ХХ века. Организаторами данной игры стали Краснооктябрьское территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда, приход храма святого праведного Иоанна Кронштадтского, муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №2 Краснооктябрьского района Волгограда».

Игра началась со вступительных слов ведущего, небольшого пролога, приветствия директора МОУ Лицея № 2 Финагина Александра Александровича и настоятеля прихода храма святого праведного Иоанна Кронштадтского священника Олега Иващенко, представления жюри и объяснений правил игры. В своей речи директор школы поприветствовал всех участников игры и сказал об актуальности выбранной темы на сегодняшний день и значимости проведения данных мероприятий. В своем приветственном слове батюшка отметил: «…Мученики, исповедники Российские, отдавали свои жизни за-тех, в кого верили, за тех-кому служили всю свою жизнь. А верили они в Бога, служили и помогали ближнему. На этих заповедях строятся и наши отношения. Сегодняшняя игра посвящена этому. Желаю всем удачи!»

Игра состояла из 5 блоков вопросов:

  • Патриарх Тихон (Белавин) (знать биографию Святителя);
  • Царственные страстотерпцы (личность последнего русского императора и знать историю царской семьи Николая II);
  • Бутовский полигон (история полигона, знать биографии наиболее известных новомучеников Бутовских);
  • Икона с клеймами Новомучеников и исповедников Российских (рассмотреть в деталях Икону, знать о подвигах изображенных святых);
  • Новомучениики и исповедники нашего края (зная страницы биографии Свмч. Николая Попова, Иакова Горохова, Фиолетова Н.Н. и др.)

В конце после подведения итогов победители и призеры были награждены грамотами и памятными сувенирами, подготовленные приходом храма святого праведного Иоанна Кронштадтского. Открытая краеведческая игра «Новомученники и исповедники земли Русской» показала интерес к изучению жизни и подвигов подвижников православной церкви, в том числе и нашего края. Участники при подготовке опирались на архивные и опубликованные краеведческие материалы. Жюри отметило целесообразность проведения данных мероприятий как формы патриотического и духовно-нравственного воспитания.

Станичник Николай Назаров, педагог дополнительного образования МОУ Гимназии №16, катехизатор прихода Храма Иоанна Кронштадтского, был ведущим данного мероприятия. В команде победителей была станичница Скупова Кристина, воспитанница воскресной школы. Ее и всю команду школы «Вдохновение» мы поздравляем с победой.

Директор воскресной школы «Вдохновение»
прихода храма святого праведного
Иоанна Кронштадтского Наталия Андрейшина

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector