0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нельзя смотреть на семью как на чадородную машину

Содержание

Точка зрения

О многодетности и кризисе семьи

Протоиерей Павел Великанов, настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде, доцент Московской духовной академии, главный редактор портала Богослов.Ру, отец четырех детей, дал интервью порталу «Милосердие.ру», которое поместило его под названием «Мы искусственно создаем и романтизируем культ многодетности». Интервью наделало шуму (и не только в православной среде), его убрали с «Милосердия» и еще с нескольких православных ресурсов, сперва поспешивших его перепечатать, «так как оно в своих выводах принципиально расходится с позицией редакции», но кое-где в сети оно сохранилось.

Приводим некоторые выдержки из интервью о. Павла:

«Мы создаем и романтизируем культ многодетности, думая, что тем самым можем перевернуть и существенно изменить отношение к многодетности в обществе. Но многодетность – вовсе не панацея от социальных, психологических, личностных, да и духовных проблем.

Когда мы однобоко продвигаем культ многодетности без всякого рассуждения, словно это неотъемлемая часть православного «Символа веры», то на выходе получаем не сознательно и свободно ставших многодетными, а вынужденно. … Все это плохая услуга молодоженам. Не всякому быть монахом, не всякому – женатым, и не всякому – многодетным.

Да, это единственно правильно, что в семье должно быть много детей. Но нужно понимать и то, что это серьезный подвиг. И к этому подвигу люди должны быть готовы. Готовы – но не вынуждены. Они чётко должны понимать, на что идут.

Если раньше человек вырастал в многодетной семье и имел опыт такого уклада жизни – то сегодня большинство родителей – из семей с одним, максимум двумя детьми, а то и вообще из неполной семьи. И если они не готовы, то делать заложниками многодетности как самих родителей, так и детей, – неправильно. Любая добродетель, которая стала вынужденной, рискует превратиться из добродетели в настоящую беду.

Любой народ всегда четко разделен на определённые слои, которые и формируют общество как таковое. Так вот все эти слои в нашей новейшей истории засунули в мясорубку и превратили в фарш. Из русского народа сделали фарш. Из которого можно было уже лепить что угодно… Кризис современной российской семьи связан с глубинным кризисом идентичности.

Вы задали вопрос: как общество относится к многодетным? А знаете, я не вижу этого общества, о котором можно было бы сказать, что оно к чему-то и как-то относится. В нашем обществе нет целостности, гомогенности, сплоченности, того, что позволило бы заявить: российское общество относится к вопросу многодетности так-то. Общества как целостности – просто нет. Точки, вокруг которых концентрируются взгляды, внешние серьезные стимулы, вызовы – возможно, это то, что способно помочь обществу консолидироваться. Как было в ситуации с Украиной и Крымом, например, когда какие-то события стали притягивать людей друг к другу и стало появляться некое единство. Возможно, то же самое должно произойти и здесь. А пока я вижу, что российский исламский мир гораздо здоровее в плане семейных отношений, чем то, что мы именуем российским как-бы-православным миром.

…Знаете, я смотрю на наши многодетные семьи, с которыми мне приходится работать, сталкиваться на приходе, — а ведь среди них очень мало тех, на которых мне хотелось бы кого-то ориентировать. Они есть – но таких – единицы. Они исключения. Чаще приходится сталкиваться с тяжелыми во всех отношениях непростыми ситуациями, в которых объективный взгляд найдет очень много негатива и невнимательности друг к другу. Когда дети в таких семьях достигают относительно самостоятельного возраста, уверяю вас, они просто сбегают… Мы предлагаем людям многодетность как единственно эффективно работающую модель внутрисемейных отношений. И – ошибаемся. Многодетность прекрасна, но не для всех. Многодетность не сделает вас счастливыми механически.

Я знаю семьи, которые распадались, имея троих, четверых, пятерых детей. При этом все эти семьи были глубоко православными, а некоторые даже ультрацерковными. Однако дети в таких семьях получались духовными инвалидами, которые никакого отношения к Церкви сегодня уже не имеют… И то, что их еженедельно приносили к причастию, что годами они сидели в воскресных школах – все это не работает…

Большая проблема наших многодетных православных семей состоит в том, что они живут извне навязанными шаблонами и установками. Шаблонами, которые навязаны людьми и средой, которая вообще не знает, что такое дети, семья, межличностные отношения и каковы сложности и проблемы. Зачастую у нас экспертами по воспитанию детей являются вовсе не опытные и успешные многодетные родители, и даже не те, кто имеет одного ребенка, а бездетные, способные говорить высокие и правильные слова…

Читать еще:  Курская Коренная икона Божией Матери: история возникновения

Мне приходилось общаться с людьми, которые родились еще в десятых-двадцатых годах XX века в крестьянских семьях, и у меня было острое ощущение их хронической недолюбленности. Да, это были взрослые, которые составили свои семьи, имели детей, внуков, но они так и остались ощетинившимися волчками, которым всю жизнь нужно было выживать и бороться за свое место под солнцем. Для государства, для работы, для карьеры – это может быть и неплохо. Но то, что в своих семьях они не знали любви, не имели навыка любви – это факт. Поэтому я бы не стал идеализировать те семьи и то прошлое.

Я убежден и настаиваю на том, что в браке первичны отношения между мужем и женой, между супругами… Нельзя смотреть на семью как на чадородную машину… Главный смысл, миссия семьи, вложенная в неё Богом, состоит в том, что семья – это пространство предельной концентрации любви в мире. Если ребенок всеми клетками своего организма этой любви не ощущает, если видит, что родители загружены какими-то навязанными извне установками и делаются заложниками этих шаблонов, при этом у самих глаза потухшие, жизни нет, нет никакой радости, даже с утра, мне кажется, что-то неправильно в нашей консерватории: ноты-то безупречные, да только со слухом у исполнителей – проблемы…»

Regions.ru попросили священнослужителей прокомментировать интервью отца Павла.

Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»:

— В статье две неравные части. В первой отец Павел рассуждает о состоянии российского общества, о его единстве. И в значительной степени предметом статьи именно это и являлось, хотя в заголовок вынесено то, о чем он говорит в последних двух абзацах. Но это разные темы, которые надо развести, хотя для отца Павла они тесно связаны.

Да, наше общество весьма разобщено, и происходит это не в результате каких-то уникальных событий, а в связи с индустриализацией. И отец Павел тут совершает серьезную неточность, потому что при индустриализации любого типа обязательное условие — атомизация или разобщение. Карл Маркс неплохо это показал. И, безусловно, в ХХ веке произошла разобщенность. В более патриархально устроенных группах населения единство и общность гораздо выше. Даже в современной деревне общность выше, чем в городе. И современное православное общество серьезно разобщено – это правда.

Что касается многодетности, то рождение ребенка не может решить серьезных проблем, если они есть в отношениях мужчины и женщины. С другой стороны многодетная семья оказывается самоорганизующейся системой, если в ней нет серьезных внутренних проблем, муж с женой любят друг друга и нашли либо традиционную патриархальную, либо современную равноправную систему отношений, а Господь дал им любовь к детям, что тоже далеко не всегда случается. При наличии твердой веры и уповании на Господа, при минимальном решении бытовых проблем базового уровня многие вещи решать проще, чем в малодетной семье. Элементарный пример: когда в семье уже двое детей, мама может оставлять старшего присматривать за младшим, пока она что-то делает на кухне, а когда ребенок один, мама должна все время посвящать ему одному. Так что в многодетной семье многие вопросы решаются автоматически.

Другой вопрос, что многодетная семья более уязвима для внешних воздействий. Не всегда решены минимальные бытовые проблемы. И это непросто, если семья из семи человек живет в «хрущевке», у каждого человека нет личного пространства, а у родителей нет достаточных материальных средств, чтобы обуть, одеть, воспитать и вылечить… И если один из детей заболел, то силы мамы и папы направлены на заботу о больном ребенке, а остальные дети оказываются почти брошены. Есть и другие уязвимые точки.

Отец Павел не случайно увязал состояние общества и многодетность. В традиционном обществе многодетная семья вписана в контекст всего общества – есть родственники, дяди, незамужние сестры – все живут одной большой общиной, и всегда есть кому приглядеть и помочь. Сейчас в городе таких возможностей нет, и семья в случае кризиса оказывается уязвимой. Примерно об этом Господь говорил в пророчестве о конце света: «Горе же беременным и питающим сосцами в те дни». Так что есть много задач, которые семья должна решить, иначе жизнь превратится в ад.

Я не согласен с оценкой отца Павла, что дети в многодетных семьях вырастают неверующими, не ходят в храм. Да, такое бывает, но не чаще чем в малодетных семьях. И я даже думаю, что многодетные тут выигрывают. Хотя я знаю семьи, где жизнь пошла в разнос, мама после рождения нового ребенка оказывается в сумасшедшем доме из-за послеродовой депрессии. Знаю семьи, где дети начинают расти на улице как трава, потому что родители оказываются поглощенными проблемами больного ребенка, или семьи, где дети были разочарованы жизнью собственных родителей и дальше всю жизнь посвящали тому, чтобы не повторить родительский путь, в том числе в многодетности. Но примеров обратных больше.

Мы вообще живем в период кризиса семьи, где много плохо воспитанных детей, и многодетная семья не гарантия от таких проблем. Если проблемы базового уровня решены, то семья выступает островком спасения. Если что-то идет не так, начиная с внутреннего устроения самих родителей, и происходят внешние серьезные удары, то дети в многодетной семье могут оказаться в уязвимом отношении.

СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ «ПРАВОСЛАВНЫЙ РАЗГОВОР» (ПОРТАЛ ЭККЛЕЗИЯ)

Протоиерей Максим Первозванский

В разобщенности людей виновата не советизация, а индустриализация

Статья протоиерея Павла состоит из двух очень разных частей, неравных как по объёму, так и по содержанию.

Разобщенность общества всегда возникает в связи с индустриализацией, с разрушением сельской общины, и неважно, по какому типу происходит эта индустриализация – по социалистическому или по капиталистическому. Огораживание в Англии так же разрушало общество, как коллективизация и индустриализация в России в 30-х, а затем 40-х и 60-х годах. Потому что индустриальное общество требует человека-индивидуума, живущего самого по себе. Еще Карл Маркс сказал, что труд должен стать товаром, чего в традиционных обществах нет.

Поэтому при всей сложности и трагичности истории нашей родины в ХХ веке, ни в коем случае не нужно все проблемы списывать на советизацию. Везде, не важно в России ли, в США, в Индии или Китае, где возникает капитализм, города индустриального типа, а потом мегаполисы, степень разобщенности резко возрастает. Даже современной деревне она высокая, но гораздо ниже, чем в современном маленьком городе, а в мегаполисе она совсем большая. И неважно, что это за мегаполис – Москва или Нью-Йорк. Даже на православном приходе, достаточно стабильном и дружном, люди, стоящие на службе, часто не знают друг друга. А соседи, живущие в одном подъезде, хорошо, если здороваются в лифте – это значит, в этом подъезде очень здоровая атмосфера. Общество действительно серьезно разобщено.

Читать еще:  Фильм «Первые»: романтика Севера, подвиг и любовь, льды и верная смерть

Многодетность – не панацея

Теперь о многодетности. Безусловно, многодетность не является панацеей в том случае, если у людей в семье, в отношениях, во внутренней жизни есть какие-то серьезные проблемы.

Если люди в повседневной жизни не живут друг ради друга, а живут ради собственного эгоизма; если у них нет стремления, желания или возможности решить свои материальные проблемы базового уровня – где жить, что есть, во что одеться; – если Господь не дает родителям любви к детям, если психика родителей неустойчива, если у мужа и жены (неважно, как они строят свою семью – патриархально, равноправно или матриархально) нет сбалансированных отношений, то многодетность не только не поможет, а наоборот усугубит и приблизит гибель семьи.

Конечно, многодетная семья по отношению к целому ряду внешних воздействий гораздо более уязвима, чем семья малодетная – мама, папа и один или двое несовершеннолетних детей (модель, распространенная в индустриальном обществе). Потому что в случае, например, серьезной болезни одного из детей, внимание родителей полностью переключается на решение этой проблемы, и остальные дети оказываются лишены какого бы то ни было родительского внимания. Поэтому при каких-то серьезных воздействиях многодетная семья оказывается неустойчивой.

Но если проблемы базового уровня решены – семье есть, где жить, есть, что есть, – если в семье родители любят друг друга, если у них хоть сколько-то сбалансированы отношения, то тогда многодетная семья оказывается саморегулирующейся системой. И очень многие проблемы, которые в малодетной семье приходится решать специально, в многодетной семье решаются автоматически. Это закон о сложности – в сложноорганизованной системе проблемы простого уровня решаются автоматически.

Поэтому, если эту сложность удастся поддерживать гармонично и сбалансированно, то в многодетной семье жить просто замечательно, и дети там счастливы, нет проблем с воспитанием, образованием, мотивацией жизни, с любовью, взаимопомощью и так далее.

Целью брака, с христианской точки зрения, является любовь, а не количество детей. Дети – это плоды этой любви. Конечно, если не любящие друг друга муж и жена живут с тремя детьми на вокзале, я бы не советовал им рожать четвертого. Только если любви хватает, особенно, если Господь подкрепляет эту любовь материальными возможностями, многодетная семья – это замечательно и православно.

Подготовила Мария Строганова

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Нельзя смотреть на семью как на чадородную машину

Любовь Куксова

Информация

7 203 записи

Вознесение Господне празднуется сорок дней спустя после Пасхи, в четверг шестой недели после праздника Воскресения Христова.

Накануне, в среду, совершается, согласно церковному уставу, так называемое отдание Пасхи, как бы прощание с нею. Показать полностью… В этот день начало и конец службы совершается так же, как и в самый праздник Пасхи. Поются радостные стихи: «Да воскреснет Бог и расточатся враги Его. «, «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. «

Возглашая эти стихи, священник кадит весь храм с пасхальным трисвечником в руках, и в ответ на каждый стих несется радостное «Христос воскресе».

Прощаемся с Пасхой, «отдаем» ее до следующего года. И как будто должно было быть грустно на душе. Однако вместо грусти ниспосылается нам новая радость. Радость созерцания, празднования Вознесения Господня.

О самом этом событии в Евангелии рассказано так. Дав ученикам последние наставления, Господь «вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с радостью великой. «

«С радостью великой. » О чём эта великая радость, которая продолжается и до наших дней и таким удивительным светом вспыхивает в празднике Вознесения? Ведь как будто ушел, оставил их Христос, это был день разлуки. Впереди — длинный-длинный путь проповеди, гонений, мучений, соблазнов; до самых краев полна ими история христианства и Церкви. Кончилась, как будто, радость земного, ежедневного общения со Христом, покров Его силы, Его Божества.

Но как хорошо один проповедник озаглавил свою проповедь на праздник Вознесения, назвав его «радостью разлуки»! Ибо, конечно, не уход Христа празднует Церковь. Христос сказал: «Я с вами до скончания века», и вся радость христианской веры — от сознания Его присутствия, от Его слов: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Не уход Христа, а Его вознесение на небо.

Праздник Вознесения — это праздник неба, открытого человеку, неба как нового и вечного дома, обители, неба как нашей подлинной родины.

Мама всегда виновата: в беби-бокс ребенка отнес отец, а оштрафуют опять женщину

В беби-бокс ребенка отнес отец, а виновата опять мать? Громкая история из Перми натолкнула нашего колумниста на рассуждения, о том, что во всех детских бедах у нас в России всегда винят только женщин.

Может это отголоски войны (когда все мужчины ушли на фронт), А может эта несчастная статистика, что «на 10 девчонок 9 ребят», которых на всех не хватает и надо беречь. Но у нас что не случись, виновата всегда мать. Как не история, всегда во всех детских бедах винят только женщин. Сама «нарожала», сама и разбирайся. А с отцов, как-будто, взятки гладки? И это не просто мнение общества, но и позиция государства. Примеров хоть отбавляй.

Вот свежий — пока жена ушла в гости, муж в отместку или просто от нежелания возиться с собственным годовалым отпрыском, отнес и сдал его в «беби-бокс». Кто не в курсе, это такие окошки при роддомах, куда анонимно можно положить младенца-отказника. В три часа ночи отнес. Узнав об этом молодая мать и ее родители (бабушка с дедушкой) тут же спохватились и примчались за ребенком. Целую неделю были разбирательства, работали органы опеки, выясняли, можно ли передать ребенка в семью. Ничего ему там не будет ли? Ведь положить младенца в «окно жизни» просто, а вот забрать…

И что в итоге? В возбуждении уголовного дела против отца отказано. А против матери комиссия по делам несовершеннолетних намеревается возбудить административное делопроизводство, обвинив ее в «Ненадлежащем исполнении родительских обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов» своего ребенка. Ей грозит штраф. Хорошенькие дела, ничего не скажешь. Если перевести с юридического на человеческий, не того папашу ты выбрала, дорогая. Не может он ни воспитывать, ни содержать… Вот и отвечай. И слава богу хоть рублем, а не ребенком. То есть «отец-года» (как его уже окрестили в соцсетях) со всем справился на «отлично» (действительно, в госучреждении малышу ничего не грозит), а мама, ишь ты, в гости пошла.

Читать еще:  Шаламов ночью. Варлам шаламов - ночью

А я вообще не считаю, что эта конкретная мама в чем-то виновата. Даже если она ушла на день рождения и засиделась там до утра. Что такое 24/7 находиться с младенцем я прекрасно знаю, проходила эту стадию жизни. Это очень сложно и физически и психологически. Все сейчас выли на самоизоляции, а женщина в декрете фактически на нее и уходит на долгие три года. Мамы любят своих детей, очень. Но каждая может время от времени психануть и просто уйти в ночь. Просто почувствовать себя свободной личностью. И оставила она своего ребенка не с кем-нибудь, не одного, а родным отцом. И не младенца, а подрощенного годовалого карапуза. Папаша этот что, за 365 дней жизни бок о бок не научился памперсы менять и спать укладывать? И потом, в Конституции, и Семейном кодексе у нас ответственность отца и матери равны. За что ее тогда штрафовать-то? За то, что с мужем поругалась и ушла, чтобы он почувствовал, какого это с ребенком один на один? Чтобы оценил ее труд?

Я много пишу про семейные драмы. И всегда-всегда чтобы ни случилось ответственность на женщинах. Девочка-маугли, которую нашли в захламленной квартире на Ленинградке — мать в тюрьму. Отец? Он просто мелькнул где-то в эфирах ток-шоу и все, заявив, что про дочь знал, а заниматься ею не считал нужным. Гуляет дальше, делает детей. Избитый отчимом до полусмерти 8-летний Макарий из Мончегорска . Опять та же картина — мать наказывают по всей строгости закона (и правильно делают), а отец законный, родной, как жил, так и живет. А где ты был то все эти годы? Не знал что ли, что твоя кровиночка в опасности? Оставил его и дело с концом, с зарплаты отчисляют алименты и привет. Он даже его ни разу в жизни не видел. 6-летний мальчик, которого мама с пакетом на голове отправила гулять ночью в парк Лосиный остров. Ее в наручники, в тюрьму. Отец — московский бизнесмен — живет, как жил. С него ничего, никакой ответственности. Сестры Хачатурян опять же. Отец-изверг творил, что хотел. Бил, унижал, издевался над всеми. Ни полиция, никто не помогал. В итоге мать ушла из дома и видела детей украдкой. Ее обвинили в том, что «оставила», «кукушка».

Да что там, у нас прекрасно закрепилось в быту и в документах, в статистике, везде такое понятие, как «мать одиночка», «разведенка с ребенком» и т.д. Это обыденность. А «отцы — одиночки» — это редкость, ценное ископаемое про которое в газету надо писать на первую полосу. Ибо герой! Но в природе все одинаково. Ровно столько сколько матерей-одиночек, у нас «отцов года», «свободных мужчин, без обязательства и вредных привычек». Кроме одной, забывчивости.

Читайте также

В городе Саянске, отказавшемся вводить карантин, коронавирусом не заболел никто! В чем секрет?

Месяц назад мэра, решившего не закрывать парикмахерские и детсады, сочли рисковым «ковидодиссидентом». Обозреватель «КП» Владимир Ворсобин приехал в этот город — посмотреть, не случилась ли тут эпидемия [фото]

«Не плачь, девочка»: сибирячка, которую выбросили младенцем в мусоропровод, сделала тест ДНК

Она была уверена, что наконец-то нашла свою семью. Но правда оказалась неожиданной и породила еще больше загадок в этой истории

«От него разом забеременели две девушки. Одна из них — моя мама»: сибиряк ищет отца, которого видел лишь однажды

Мужчина верит, что папа жив, и хочет сам спросить, почему тот выбрал другую семью

Дети нашли награду в сугробе: Орден Красной Звезды спустя четверть века вернулся к семье героя

Каким образом награда ветерана Великой Отечественной войны оказалась в снегу на другом конце Самары – до сих пор неизвестно

Лучшие каркасные бассейны 2020

Узнали про лучшие каркасные бассейны в 2020 году, с помощью которых можно будет хорошо отдохнуть на даче

Писатель-фантаст Сергей Лукьяненко: Мы уйдем в цифровое Средневековье. На каждого заведут электронную папку с компроматом

Автор «Ночного Дозора» поразмышлял, как изменится мир после пандемии

Не простила отцу, что сдал ее в секту: За что дочь Успенского назвала отца домашним тираном

В открытом письме Татьяна раскрыла нелицеприятные подробности семейных отношений «папы Чебурашки»

Доктор Мясников – Собчак: «За оскорбления можно убить. У меня друг отсидел за двойное убийство»

Известный врач рассказал о дружбе с Соловьевым и скандале с Навальным

Лучшие аэраторы 2020

Выбираем лучшие аэраторы 2020 года: популярные модели и советы от эксперта в материале «Комсомольской правды»

«Затягивать нельзя!» В Совфеде требуют принять закон о такси

По мнению сенатора, это облегчит жизнь извозчиков

В Сочи переименовали реку Хероту

Неблагозвучное название заменили исторически верным

Сохранить стратегическую перспективу

Исторически Россия являлась и до сих пор является одним из мировых научно-технологических центров. Образование, фундаментальная наука и промышленная система составляют совокупность производительных сил

Окончен школьный роман: учительница из Астрахани, соблазнившая ученика, потеряла работу и смысл жизни

Учительнице биологии Екатерине Савиновой дали условный срок за роман с 15-летним Самвелом и запретили заниматься любимым делом

Открытие магазинов в Москве после самоизоляции с 1 июня 2020: какие заработают

Мэр города рассказал, какие магазины откроют в столице

В Москве разрешат прогулки: пока по графику

С 1 июня в столице заработают непродовольственные магазины, химчистки, мастерские

Карантин срывает крышу: Пригожин обещает избить Шнура, Михалков разносит Познера, а Уткин зовет Соловьева на баттл

Как развивались главные скандалы последних недель

День мотоциклиста 2020: история и традиции всемирного праздника

Ежегодно он отмечается в июне

Как поссорились Иван Иванович и Иван Никифорович

Наш колумнист — о последних скандалах между звездами

На конкурс Института развития интернета поступило более 400 проектов

Заявки по двум волнам конкурса в 10 раз превышают объем субсидий на 2020 год

В десяти городах Юга России пройдут Парады Победы

В них примут участие свыше 43 тысяч военнослужащих

В Москве с исторической достоверностью воссозданы Холмские ворота Бресткой крепости

Ко Дню пограничника в Музее Победы подготовили уникальную экспозицию, которая рассказывает о первых днях Великой Отечественной войны

Возрастная категория сайта 18+

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector