0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нельзя говорить ребенку: «Бог забрал маму»!

Содержание

hackyou.ru

Геронда, одна мать девять лет назад потеряла ребёнка. Сейчас она просит Вас помолиться, чтобы она увидела его хотя бы во сне и утешилась.

А сколько лет было ребёнку? Он был маленьким? Это имеет значение. Если ребёнок был маленький и если мать находится в состоянии таком, что когда он явится, она не потеряет — душевного покоя, то он ей явится. Причина того, что ребёнок не является, находится — в ней самой.

Геронда, а может ли ребёнок явиться не своей матери, которая об этом просит, а кому-то ещё?
— Как же не может! Ведь Бог устраивает всё для нашей пользой. Ведь, мы видим, что, чем взрослее становится человек, тем БОЛЬШЕ у него — копится грехов. Особенно люди мира сего: чем дольше они живут, тем больше — своими грехами они УХУДШАЮТ — свое состояние, вместо того, чтобы его улучшить. Поэтому, человек, которого Бог забирает из этой жизни в детстве или в юности, больше — приобретает, чем теряет.

— Геронда, почему Бог попускает, чтобы умирало — так много молодых?
— Никто еще не подписывал с Богом контракт о том, когда ему умереть.

Бог забирает каждого человека — в наиболее подходящий момент его жизни, забирает особым, только для него пригодным образом — так, чтобы СПАСТИ — его душу.

Если Бог видит, что человек СТАНЕТ – лучше и ИСПРАВИТСЯ, Он оставляет его — жить. Однако, видя, что человек СТАНЕТ — хуже, Он забирает его, чтобы его — спасти.

А других — тех, что ВЕДУТ — греховную жизнь, но имеют расположение — сделать добро, Он забирает к Себе до того, как они успевают это добро сделать. Бог поступает так, потому что знает, что эти люди сделали бы добро, если бы им представилась для этого благоприятная возможность. То есть, Бог всё равно что говорит им: «Не трудитесь: хватит и того доброго расположения, которое у вас есть».

Конечно, родителям и родственникам умершего ребёнка всё это понять нелегко. Посмотри: когда умирает малыш, Христос берёт его к Себе — словно маленького Ангела, а его родители рыдают, хотя им следовало бы радоваться. Ведь, откуда они знают, кем бы он стал, когда вырос? Смог бы он спастись?

Когда в 1924 году мы уезжали из Малой Азии на корабле, я был младенцем. На корабле было полно беженцев. Я лежал на палубе, закутанный матерью в пелёнки. Один матрос случайно на меня наступил. Мать подумала, что я умер, и начала плакать. Одна женщина из нашей деревни размотала пелёнки и убедилась, что со мной ничего не произошло. Но, если бы я умер тогда, то точно был бы в Раю. А сейчас мне уже столько лет, я столько подвизался, но в том, окажусь я там или нет, всё равно ещё не уверен.

Но, кроме того, смерть детей — ПОМОГАЕТ и их родителям. Родители должны знать, что с того момента, как у них умирает ребёнок — у них ПОЯВЛЯЕТСЯ молитвенник в Раю. Когда родители умрут, их дети придут — к двери Рая, чтобы ВСТРЕТИТЬ — души отца и матери.

Кроме того, маленьким детям, которые были измучены болезнями или увечьем, Христос скажет: «Придите в Рай и выберите в нём самое лучшее место».

А дети ответят Христу так: «Здесь прекрасно, Христе, но мы хотим, чтобы вместе с нами была и наша мамочка», и Христос, услышав прошение детей, найдет — способ, чтобы спасти их мать.

Мне 40 лет, сыну моему 18 лет, многие годы пыталась родить второго ребёнка, но так и не получилось. Были и выкидыши, но я так поняла, что вас интересует именно ЗБ. на приеме врача кровь пошла. и слава богу спасли детородные органы после двух чисток (операций) в.

Почему я ничего не почувствовала? Значит ли это, что и следующая моя беременность может оказаться под угрозой? Замершая беременность не означает, что в будущем вы не сможете родить здорового ребенка 2 мая родилась дочка, все Ок. В конце августа 2005г была ЗБ.

Были и выкидыши, но я так поняла, что вас интересует именно ЗБ. После этого было многое, но в итоге успешно выносила и родила двоих детей. Почему происходит замершая беременность? Строго говоря, причины » замирания » беременности до конца не изучены.

Дай Вам Бог! P.S. у меня было 2 ЗБ, правда, в 1 триместрах. но я очень понимаю Вашу боль. И что лучше так чем потом другой(даже писать страшно) ребенок. Держитесь, сил вам и пусть Ну почему это так часто происходит?! Держитесь. Тоже в марте пережила все это.

Огромная масса примеров обратных — здоровый образ жизни — и больной ребенок или ЗБ. Также как и залеты по пьяни — половина населения так рождается и ничего. Почему происходит замершая беременность?

у меня в день выскабливания ЗБ у мужа внучка родилась,ему тоже не до меня было. и знайте и верьте, что у вас все обязательно получится снова. лучше пусть будет выкидыш на таком маленьком сроке, чем родить больного ребенка, думайте о том, что Бог вас уберег от чего-то.

Наверное, они забрали это домой, а дома раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям. ты должна отохнуть и потом с новыми силами. а Бог да он троицу любит. у меня было 2 ЗБ от горя не знала куда себя деть 15. Пшено и не в тыкве родится, а с тыквой естся.

слуш, а почему в » боге » некоторые букву пропускают? это от пиетета и уважения? а как Если речь идет о генетике ребенка, то у первой все ок, у второго (первая ЗБ) хромосомный набор Подумайте о том, что эти дети — ангелы, чистые и безгрешные души. Господь забирает их к себе. дети не только могут не рождаться, дети могут и родившись погибнуть. дети могут.

Девочки, я никак не могу понять, почему когда случается ЗБ не начинается выкидыш? Раньше. раньше рождались просто мёрворождённые дети на любом сроке (16 и даже 25 недель).

Всем интересно, когда же мы родим второго. Так вот хозяйка и говорит: «Ни в коем случае не делай аборт, если Бог дает детей, то он И вот 27 января ночью родился наш долгожданный малыш, а через неделю мы купили машину, о которой год назад даже и не мечтали.

Пожалуйста, прочитайте эту статью из журнала «Awake»:

Точка зрения Библии
Смерть ребенка. Почему же Бог допускает это?
Хотя так учат некоторые религии, на самом деле, Бог не забирает детей, заставляя их умирать — осознание этого приносит облегчение многим родителям, потерявшим ребенка. И Бог действительно имеет силу предотвратить смерть. Однако Он все же допускает, чтобы люди умирали.
Поэтому у родителей, сокрушенных смертью ребенка, может возникнуть недоумение: «Почему же Бог допускает такое?» Любая смерть, вызвана ли она несчастным случаем, болезнью или насилием, почти всегда кажется жестокой несправедливостью. Особенно смерть ребенка. На одном кладбище на памятнике у детской могилки был написан отчаянный протест: «Такой маленький, такой милый, так скоро ушел».
Как же может Бог допускать такие муки? Если у тебя недавно умер ребенок, никакое объяснение, каким бы разумным оно ни было, не сможет сразу удалить твою боль. В библейские времена даже мужи, обладавшие сильной верой, тяжело переносили несправедливые трагедии жизни и спрашивали Бога о том, почему же Он допускает это. (Сравни Аввакум 1:1-3.) Но в Библии находятся ответы, которые со временем смогут утешить нас.
Прежде всего, пойми, что твой ребенок умер не по желанию Бога. Богу даже уничтожение нечестивого не приносить удовольствие, а смерть ребенка тем более. (Сравни 2 Петра 3:9.) Бог, несомненно, глубоко огорчается смертью ребенка. Ведь мы понимаем трагичность смерти и сочувствуем ее жертвам лишь только потому, что мы способны любить. И мы способны любить лишь потому, что мы сотворены по образу Божьему. Мы в какой то степени отражаем Божью совершенную способность любить (Бытие 1:26; 1 Иоанна 4:8). Библия уверяет нас, что Бог читает глубочайшие чувства в наших сердцах, знает число волос на нашей голове и даже знает, когда падает воробей с дерева. Поэтому Он называется «Отцом милосердия» (2 Коринфянам 1:3; Матфея 10:29-31).
Бог, очевидно, не желает, чтобы кто-либо из Его разумных созданий умирал. Он намерен удалить смерть, поглотить ее навеки (Исаия 25:8). Имея такие взгляды, почему же Он все еще позволяет продолжаться смерти, особенно детской?
Бог позволяет детям умирать по той же причине, что и взрослым. Не Бог, а Адам избрал смерть. Еще в Едеме, до своего восстания против Бога, Адам и Ева были предупреждены Богом, что согрешив, они непременно умрут. Если бы они остались преданными Богу, они и сегодня были бы живыми. Но они безрассудно отказались от драгоценнейшего наследства, которое они могли бы передать своим детям — от права на совершенную, вечную жизнь на земле. Согрешив, они не были больше совершенными. Все, что они могли передать своему потомству, были лишь грех да смерть (Бытие 3:1-7; Римлянам 5:12).
Ты, возможно, задумываешься над вопросом: «Если цена была такой высокой, то почему же Бог допустил, чтобы Адам и Ева согрешили? Или почему Он не подавил их возмущение, прежде чем они могли передать смерть и несчастье своим детям, да и нашим?»
Бог допустил непослушание наших первых родителей, потому что Он не намеревался создать мир автоматов, в котором Его создания служили бы Ему лишь потому, что они были запрограммированы поступать так. Бог, как любые родители, желал, чтобы люди повиновались Ему не по принуждению, а из чувства доверия и любви. Он дал Адаму и Еве вполне достаточное основание доверять Ему и любить Его, однако они все же не послушались и отвергли Его руководство (Бытие 1:28, 29; 2:15-17).
Почему же Бог не умертвил мятежников сразу и на месте? Бог уже сообщил о Своем намерении, что земля будет однажды полностью заселена потомством Адама и Евы. Он всегда исполняет Свои намерения (Исаия 55:10, 11). Но что еще важнее: в Едеме был выдвинут решающий вопрос. Имеет ли Бог право властвовать над человеком и является ли путь Бога наилучшим, или может человек править собой лучше?
Единственный справедливый способ для разрешения этого вопроса раз и навсегда — позволить человеку самому господствовать над собой. История ответила на этот вопрос весьма жестоко. Нас окружают печальные результаты правления человека — мир, в котором смерть безвинных детей является таким обычным событием, что чуть ли не меркнет в море иных бед. Шесть тысяч лет правления человека показали следующее: идея, что человек способен без Бога управлять собой, является не просто печальной иллюзией, а грубой ложью. Все время, пока человек будет управлять без Бога, он и будет жить и умирать в страданиях.
У Иеговы, любящего и справедливого Бога, имеется более мудрый выбор. Подобно родителям, которые, заботясь о будущем здоровье и счастье ребенка, разрешают подвергнуть любимого ребенка боли операции, Бог допустил ради вечного будущего, чтобы человек почувствовал боль, причиненную самоуправлением. И точно так, как операционная боль не продолжается вечно, так и правление человека и его несправедливости придут вскоре к своему концу. В книге пророка Даниила записано: «И во дни тех царей Бог небесный установит царство, которое никогда не будет разрушено. Это царство не будет передано другому народу. Оно сокрушит все эти царства и положит им конец, а само будет стоять вечно» (Дан 2:44) Когда Царство Бога будет господствовать над землей, миллионы детей воскреснут из мертвых и будут радушно приняты. Тогда многие „придут в великое изумление“, какое испытывали родители первого века н. э., детей которых Иисус возвращал из смерти к жизни воскресением (Марка 5:42; Луки 8:56; Иоанна 5:28, 29). И когда все человечество будет в конце концов возвращено к состоянию совершенства, потерянному Адамом и Евой, тогда, включая детей, никто не будет больше умирать (Откровение 21:3, 4).

Читать еще:  «Если вам дети на службе мешают, значит, вы плохо молитесь!»

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ «Пожалуйста, прочитайте эту статью из журнала «Awake»:Точка зрения Библии Смерть ребенка. . » на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

Как говорил Сент-Экзюпери:

«Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить — значит вместе смотреть в одном направлении»

Т.е. учится вместе любить другого человека – своего малыша. В. Гюго писал:

Я соглашаюсь: «Да, Ванечка, ты умрешь»

В час икс маленький ребенок спросит о смерти

Семья пышет здоровьем, крепость семейных уз распространяется на многие колена, каждое утро начинается с зарядки. Но в час икс маленький ребенок спросит о смерти. Вам страшно? А уж как страшно ему. Что лучше – отложить сложный разговор или принять детскую боль в свои объятия, каждый решает сам. А вы уже решили?

«Мама, я умру!» – встретил меня сын после командировки, перекрикивая визг сестер-двойняшек. Самое время уронить чемодан на ногу, состряпать уместное выражение лица и фальшиво запричитать: «Милый, ты еще совсем маленький, тебе еще жить долго-предолго, счастливо-пресчастливо». Или мужественно переключить тему: «Смотри, какие я подарки привезла!» Или выдать строгое: «Ты как мать встречаешь?» Вариантов неисчислимое множество. Вместо этого я соглашаюсь: «Да, Ванечка, ты умрешь».

Каждый родитель сталкивается с темой смерти не один раз. Дети отчаянно интересуются смертью. Все лучшие сказки (после великой «Репки») – про ЭТО.

Трехлетняя Маша рыдала, играя Колобка: «Неть, низзя! Я зивая!» – и стучала кулачком в растерянного папу, сделавшего финальный «Ам!». Противоречие заложено в природе человека: полное осознание себя, своей личности, отягощается пониманием конечности бытия этой личности.

Мысленно «обставить комнатку» в грядущем посмертии

Христиане знают, что человек не умирает. Но до конца понять и осознать, мысленно «обставить комнатку» в грядущем посмертии не может никто (или почти никто). Мы знаем, что пути Господни неисповедимы. Для этого и храним память смертную. Это в идеале. В реальности большинство людей темы смерти боятся и избегают. Смерть – это вор, тать в ночи. Хотя есть и те, кто испытывает определенное удовольствие, погружаясь в мечтания о смерти и посмертии. Человек – слаб, смерть – сильна, жизнь – коротка, дети – слишком малы. Достаточно ли малы? На мой взгляд, нет.

Дети тоже умирают. Умирают в утробе, в родах, в младенчестве, в детстве, отрочестве, юности. Умирают от болезней, травм, случайностей, войн, голода и так далее. Дети такие же люди. И они имеют право знать о смерти все, что их интересует. Родители не так уж многому могут научить детей, но научить честности – могут. Вносить в дом ложь на торжественном блюде, а потом гневаться на маленьких хитрецов за обман – сомнительный путь для любой семьи.

«Мама, ты умрешь!» – раздается у моей постели в три часа ночи. Ульяна, обнимая двух медведей, сверлит меня взглядом. «Да, Ульяна, я умру», – соглашаюсь я.

Ульяна взрывается воплем: «Не хоцю!» Соседи с ней явно не согласны. Обнимаю медведей, Ульяну и прибежавших на шум Дуню с Ваней. Нарыдавшись, дети с подозрением присматриваются к накрывшемуся подушками папе. Ему вставать в шесть, поэтому он даже не дышит и моргает через раз. Гроза проходит стороной, смертность папы пока не столь очевидна.

Фото: Нина Архипова

Смерть слишком важна, чтобы городить вокруг нее херувимчиков

Следующую неделю Ульяна с медведями ходит за мной хвостом и плачет. «Как я буду жить без тебя?» – вопрошает она. «Ты будешь грустить, вспоминать меня, рассматривать фотографии и радоваться, что мы были вместе. Будешь молиться за меня, ставить свечи в храме». Свечи – по-настоящему радостная вещь для любого ребенка.

Ульяна осознала, что в жизни есть перспективы. После этого мы долго говорили, что человек не умирает до конца, он продолжает жить. В своих потомках, в делах. В ином мире.

Мир продолжается, в нем есть частичка любого, кто жил когда-то. В конце концов, мы пьем ту же воду, что и динозавры. Динозавры почти так же утешительны, как медведи.

«Мама, а почему бабуля не отвечает?» – спрашивает Дуня. «Потому что она умерла», – отвечаю я. Дуня смотрит на летние облака и пытается увидеть там бабулю. Ей сказали, что умершие живут на облаках. Мертвецы, засевшие где-то наверху, как фашист в окопе, вызывают у Дуни гнев. Не самая приятная обязанность родителя – развенчивать мифы. Особенно мифы о смерти. Смерть слишком важна, чтобы городить вокруг нее облачка и херувимчиков. Смерть – это серьезно. Дети это понимают лучше нас. Им страшно, но они смотрят на нее в упор. Если мы не научим их отворачиваться и лепетать глупости.

«Мама, я умру!» – повторил Ванечка через час. «Пока тебя не было, мы с бабушкой заболели, и она сказала, что мы умираем». И я понимаю, что нужно просто обнять своего сына и сказать: «Ванечка, ты будешь жить еще долго-предолго, счастливо-пресчастливо. Но когда-нибудь все же умрешь. Через много лет».

«А кем ты станешь, когда умрёшь?»: как говорить с детьми о смерти и учиться вместе горевать

Есть темы, на которые с детьми говорить очень сложно: жестокость, войны, предательство, смерть. Сложно подобрать слова, правильно отреагировать на реакцию, помочь и поддержать. Но это не значит, что этих тем надо избегать. Наш блогер, психолог Марина Войтюк, написала подробный текст о том, как по-разному дети реагируют на потерю близкого человека и как взрослым правильно выстраивать диалог с ребёнком в этот момент.

«А кем ты станешь, когда умрёшь?», — подслушала я однажды вопрос ребёнка. Дать ответ детям на вопросы о смерти та еще задача. Сказать, что жить на небе — значит сказать неправду. На небе живут облака, а облаком стать невозможно. Сказать что ангелом, значит тоже соврать, а врать нехорошо. Как говорить с ребёнком о смерти? Как дети реагируют на это явление? На что родителям стоит обратить внимание, а чего точно лучше не говорить? Давайте разбираться вместе.

Уход близкого изменяет человека, независимо от того, взрослый он или ребёнок. Но если взрослому в полной мере доступно понятие «смерть», то дети воспринимают это явление по-разному, в зависимости от возраста. И горюют тоже по-своему, по-детски. И это иногда совсем непонятно родителям. А ещё если переживание утраты пошло не так, это может отразиться на дальнейшем развитие ребёнка и повлияет на его будущее.

Реакция на смерть всегда разная. Она зависит от возраста ребёнка, его врожденной психической устойчивости, надёжности домашних, типа смерти и способности взрослых дать ребёнку утешение и восполнить пустоту, появившуюся после смерти близкого.

Читать еще:  Врач Николай Митраков: В России нет системы реабилитации

Что значит «умирать»

Понимание понятия смерти меняется в зависимости от того, сколько лет ребёнку. С момента рождения до двух лет дети, конечно, не осознают, что такое смерть. Но они эмоционально её переживают. Мало кто знает, но в раннем возрасте после утраты мамы у ребёнка может возникнуть даже младенческая депрессия.

В возрасте трёх лет дети уже способны кое-что понять о смерти. С помощью взрослого они учатся в повседневной жизни видеть неживое: высохший цветок или дерево без листьев, мёртвого жука на асфальте, голубя или домашнее животное, умершее от старости или болезни.

Если в этом возрасте произошла утрата важной для него фигуры — мамы, папы или другого значимого близкого, — то ребёнок, конечно, чувствует и переживает утрату. Он знает, что теперь нет близкого, и чувствует эмоциональную, а часто и физическую боль. Но его горе не похоже на горе взрослого.

Для родителей трёхлетки горевание их ребенка порой совсем незаметно и кажется, что он никак не реагирует на случившееся

Но это не так: в игре, в вопросах, в изменении сна, пищевого поведения можно рассмотреть признаки переживания утраты. А еще реакция может быть отсроченная, когда через полгода после события у ребёнка появятся поведенческие реакции.

«Ты сказала, что папа умер, но почему он не пришёл ко мне на День рождения?», — так могут спросить у близкого об умершем четырёхлетка, потому что именно так выражается неспособность понимания смерти в 4 года. В этом возрасте дети хотят позвонить усопшей маме по телефону, «зная» что она умерла, или обидеться на умершего дедушку, потому что тот обещал съездить с ним на рыбалку, и ждать это событие.

Младшие дошкольники понимают всё буквально. И если мама сказала, что папа ушёл на небеса, то для ребёнка эти небеса вполне реальное место. А если это реально, то папа вполне может оттуда вернуться. Поэтому крайне важно в разговоре о смерти с детьми говорить что это — навсегда. Что, как бы не хотелось снова увидеться, этого сделать больше не получится. Важно донести до ребёнка необратимость утраты.

По мере взросления дети, пережившие утрату в этом возрасте, создадут фантазийный образ умершего и будут пытаться сохранить его. Но могут и вытеснить воспоминания о нём, если только второй значимый взрослый не зафиксировался в какой-либо стадии горевания, и не вышло так, что ребёнок в своем развитии рос с подавленным горем вторым родителем.

Дети от 5-ти до 9-ти знают, что смерть есть, но они не задумываются, что она может произойти с ними. Смерть всё еще видится как обратимая, временная: они втайне от всех могут представлять и верить, что близкий не умер, что это такое «секретное задание», на которое кто-то позвал его родителя, и он все ещё его выполняет.

В подростковом возрасте, нижняя граница которого начинается с 10-ти лет, происходит более реалистичное представление о смерти и ее необратимости. Дети 10-12 лет знают, что смерть есть и в полной мере понимают её причины. В этом возрасте (и даже раньше) детям важны детали: они могут задавать вопросы: как именно умер, где лежал, были ли закрыты глаза, когда умер, куда увезли и так далее. Ребенку важно получить ответы и он может спрашивать об этом несколько раз. Это такой способ пережить случившееся, но близкие часто думают, что они что-то не так объяснили или что они уже всё объяснили и спрашивать больше не за чем, и злятся на детей из-за вопросов.

Старшие подростки, от 13-ти и выше, осознают смерть, как и взрослые. Но их реакция на горе часто выглядит для взрослых странной. Столкновение со смертью близкого может быть слишком угрожающим, поэтому бессознательно подросток отрицает её и не проявляет видимых признаков печали. Он не будет убит горем, как ожидает от него взрослый. Он будет «отрицать» потерю, пойдёт тусоваться с друзьями, а если и будет искать поддержки, то точно не у второго родителя.

Потеря потере рознь

Рассматривая смерть как потерю, стоит сказать и о других видах утрат. Ребёнок будет страдать и из-за потери любимой игрушки, расставания с другом, с любимым учителем, смены места жительства, развода родителей, физической травмы, потери домашнего питомца — все эти события оставляют непростые следы в жизнях детей. Смерть родителей, братьев или сестёр, близкого друга, бабушки или дедушки наносят ребенку глубокую травму.

По мере взросления потери накапливаются, и если эмоции, связанные с её переживанием не отработаны, не выразились в полной мере, это мешает дальнейшему нормальному развитию. Конечно, ребёнку не свойственно страдать месяцами. У него есть силы естественным путем преодолевать и пропажу любимой игрушки, и побег любимого кота Котофея. И даже потерю родителя. Но за время своего роста и развития ребенок часто получает от своих близких много вредных установок, касающихся выражения своих чувств, так необходимого в ситуациях переживания потери, и это блокирует выход эмоции, когда это действительно необходимо.

«Ты не должен плакать», «Злиться — плохо», «Ты должен быть взрослым». Ребёнок чувствует себя ответственным за благополучие окружающих его значимых близких

Он навсегда может сохранить тайный страх, что сам виноват в своей потере. И очень важно дать выплакаться, высказаться, поддержать, помочь ребёнку во время переживания потери, пусть даже самой маленькой. А ещё взрослому не стоит сдерживать собственные слёзы при ребенке. Детям важно видеть проявление эмоций у родителей. Именно так они учатся проявлять свои собственные эмоции, будь то слёзы радости или горя.

Как дети переживают утрату

Есть некоторые маркеры, говорящие о том, что дети переживают утрату. И переживают ее тяжело.

Так, в раннем возрасте безутешный плач, отказ от еды, нарушение дневного и ночного сна говорят о проявлении горевания. Дети могут перестать играть, младенцы могут длительно лежать в одной позе. У всех детей, оставшихся без матери в этом возрасте, отмечается снижение невосприимчивости к речи другого, они могут перестать смотреть в глаза, следить за взглядом взрослого, прослеживать движение игрушки. Они как будто эмоционально замирают.

Младшие дошкольники становятся менее активными, могут проявлять беспомощность, все время находится рядом, боятся оставаться одни в своей комнате, посреди ночи приходят к родителю, потому что приснилось страшное. Также может появиться агрессивность, регресс в более ранний возраст, вплоть до сосания пальца.

Младшие школьники тоже могут немного регрессировать, испытывать навязчивый страх, что умрет второй родитель. Могут быть проявления психосоматического характера, к примеру боли в животе, или головные боли без какой-то определенной причины.

Старшие школьники не проявляют своих эмоций «на людях», могут заняться чем-то, что связано с риском, тем самым бросая вызов смерти. Не ищут поддержки у взрослых, так как считают, что их не понимают. Могут быть «качели» в настроении — от ярких вспышек агрессивности и бури эмоций до полной отрешенности.

Горевание решает важные задачи

Горевание — болезненный процесс. Но у него есть свои этапы и свои задачи. В переживании утраты у детей принято выделять четыре фазы:

  1. отрицание,
  2. протест,
  3. отчаяние,
  4. разрешение проблемы.

И дети в процессе переживания утраты могут застревать на одной из фаз в течение долгого времени. Это нужно просто пережить. Если одна фаза не перешла в другую, для завершения горевания может потребоваться помощь специалиста.

Первая задача — признать факт потери: осознать, что близкий человек умер и никогда не вернётся. И здесь важно быть однозначным, не вводить при разговорах ребенка в заблуждение словами «покинул», «ушёл». Необратимость — это умер навсегда.

Прощание с умершим — это способ убедиться, что смерть случилась навсегда. Но быть или не быть на похоронах — вопрос очень индивидуальный и зависит, в том числе, от эмоциональной устойчивости ребенка. Если родные решили, что ребёнок должен быть на церемонии прощания и погребения, важно в деталях рассказать ему как это будет. И главное — спросить у самого ребёнка, хочет ли он присутствовать на похоронах. И даже если он согласится, скажите ему, что можно передумать и отказаться. Главное слово — за ребёнком.

Вторая задача — пережить саму боль потери. И здесь важно выслушать, дать выплакаться. И еще раз пять объяснить что произошло. Во время горевания, в зависимости от возраста, дети чувствуют далеко не радужную эмоциональную палитру — это и непонимание, и покинутость, иногда отрешенность, укор, предательство. А ещё вину и страх, гнев, стыд, скрытую печаль, ощущение утраты контроля, желание позаботиться о родителях. И чего точно нельзя делать, так это запрещать выражать эмоции — от тихого плача до истеричного смеха у детей, от отстранения до агрессии у подростков.

Третья задача — наладить уклад жизни. Ребёнок теряет не только объект, к которому испытывал чувства, он лишается определённого уклада жизни. К примеру, папа забирал из сада или встречал после школы, готовил ужин, то есть умерший в семье брал на себя часть обязанностей, исполнял какие-то роли. И после его смерти образуется пустота, которую придётся заполнить.

Выстраивание нового отношения к умершему — последняя, четвёртая задача горевания. Она выполняется постепенно, с течением времени. В итоге печаль становится светла и все продолжают жить. Только теперь по-другому.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

«А кем ты станешь, когда умрёшь?»: как говорить с детьми о смерти и учиться вместе горевать

Есть темы, на которые с детьми говорить очень сложно: жестокость, войны, предательство, смерть. Сложно подобрать слова, правильно отреагировать на реакцию, помочь и поддержать. Но это не значит, что этих тем надо избегать. Наш блогер, психолог Марина Войтюк, написала подробный текст о том, как по-разному дети реагируют на потерю близкого человека и как взрослым правильно выстраивать диалог с ребёнком в этот момент.

«А кем ты станешь, когда умрёшь?», — подслушала я однажды вопрос ребёнка. Дать ответ детям на вопросы о смерти та еще задача. Сказать, что жить на небе — значит сказать неправду. На небе живут облака, а облаком стать невозможно. Сказать что ангелом, значит тоже соврать, а врать нехорошо. Как говорить с ребёнком о смерти? Как дети реагируют на это явление? На что родителям стоит обратить внимание, а чего точно лучше не говорить? Давайте разбираться вместе.

Читать еще:  По страницам Великого канона Андрея Критского. Великий пост

Уход близкого изменяет человека, независимо от того, взрослый он или ребёнок. Но если взрослому в полной мере доступно понятие «смерть», то дети воспринимают это явление по-разному, в зависимости от возраста. И горюют тоже по-своему, по-детски. И это иногда совсем непонятно родителям. А ещё если переживание утраты пошло не так, это может отразиться на дальнейшем развитие ребёнка и повлияет на его будущее.

Реакция на смерть всегда разная. Она зависит от возраста ребёнка, его врожденной психической устойчивости, надёжности домашних, типа смерти и способности взрослых дать ребёнку утешение и восполнить пустоту, появившуюся после смерти близкого.

Что значит «умирать»

Понимание понятия смерти меняется в зависимости от того, сколько лет ребёнку. С момента рождения до двух лет дети, конечно, не осознают, что такое смерть. Но они эмоционально её переживают. Мало кто знает, но в раннем возрасте после утраты мамы у ребёнка может возникнуть даже младенческая депрессия.

В возрасте трёх лет дети уже способны кое-что понять о смерти. С помощью взрослого они учатся в повседневной жизни видеть неживое: высохший цветок или дерево без листьев, мёртвого жука на асфальте, голубя или домашнее животное, умершее от старости или болезни.

Если в этом возрасте произошла утрата важной для него фигуры — мамы, папы или другого значимого близкого, — то ребёнок, конечно, чувствует и переживает утрату. Он знает, что теперь нет близкого, и чувствует эмоциональную, а часто и физическую боль. Но его горе не похоже на горе взрослого.

Для родителей трёхлетки горевание их ребенка порой совсем незаметно и кажется, что он никак не реагирует на случившееся

Но это не так: в игре, в вопросах, в изменении сна, пищевого поведения можно рассмотреть признаки переживания утраты. А еще реакция может быть отсроченная, когда через полгода после события у ребёнка появятся поведенческие реакции.

«Ты сказала, что папа умер, но почему он не пришёл ко мне на День рождения?», — так могут спросить у близкого об умершем четырёхлетка, потому что именно так выражается неспособность понимания смерти в 4 года. В этом возрасте дети хотят позвонить усопшей маме по телефону, «зная» что она умерла, или обидеться на умершего дедушку, потому что тот обещал съездить с ним на рыбалку, и ждать это событие.

Младшие дошкольники понимают всё буквально. И если мама сказала, что папа ушёл на небеса, то для ребёнка эти небеса вполне реальное место. А если это реально, то папа вполне может оттуда вернуться. Поэтому крайне важно в разговоре о смерти с детьми говорить что это — навсегда. Что, как бы не хотелось снова увидеться, этого сделать больше не получится. Важно донести до ребёнка необратимость утраты.

По мере взросления дети, пережившие утрату в этом возрасте, создадут фантазийный образ умершего и будут пытаться сохранить его. Но могут и вытеснить воспоминания о нём, если только второй значимый взрослый не зафиксировался в какой-либо стадии горевания, и не вышло так, что ребёнок в своем развитии рос с подавленным горем вторым родителем.

Дети от 5-ти до 9-ти знают, что смерть есть, но они не задумываются, что она может произойти с ними. Смерть всё еще видится как обратимая, временная: они втайне от всех могут представлять и верить, что близкий не умер, что это такое «секретное задание», на которое кто-то позвал его родителя, и он все ещё его выполняет.

В подростковом возрасте, нижняя граница которого начинается с 10-ти лет, происходит более реалистичное представление о смерти и ее необратимости. Дети 10-12 лет знают, что смерть есть и в полной мере понимают её причины. В этом возрасте (и даже раньше) детям важны детали: они могут задавать вопросы: как именно умер, где лежал, были ли закрыты глаза, когда умер, куда увезли и так далее. Ребенку важно получить ответы и он может спрашивать об этом несколько раз. Это такой способ пережить случившееся, но близкие часто думают, что они что-то не так объяснили или что они уже всё объяснили и спрашивать больше не за чем, и злятся на детей из-за вопросов.

Старшие подростки, от 13-ти и выше, осознают смерть, как и взрослые. Но их реакция на горе часто выглядит для взрослых странной. Столкновение со смертью близкого может быть слишком угрожающим, поэтому бессознательно подросток отрицает её и не проявляет видимых признаков печали. Он не будет убит горем, как ожидает от него взрослый. Он будет «отрицать» потерю, пойдёт тусоваться с друзьями, а если и будет искать поддержки, то точно не у второго родителя.

Потеря потере рознь

Рассматривая смерть как потерю, стоит сказать и о других видах утрат. Ребёнок будет страдать и из-за потери любимой игрушки, расставания с другом, с любимым учителем, смены места жительства, развода родителей, физической травмы, потери домашнего питомца — все эти события оставляют непростые следы в жизнях детей. Смерть родителей, братьев или сестёр, близкого друга, бабушки или дедушки наносят ребенку глубокую травму.

По мере взросления потери накапливаются, и если эмоции, связанные с её переживанием не отработаны, не выразились в полной мере, это мешает дальнейшему нормальному развитию. Конечно, ребёнку не свойственно страдать месяцами. У него есть силы естественным путем преодолевать и пропажу любимой игрушки, и побег любимого кота Котофея. И даже потерю родителя. Но за время своего роста и развития ребенок часто получает от своих близких много вредных установок, касающихся выражения своих чувств, так необходимого в ситуациях переживания потери, и это блокирует выход эмоции, когда это действительно необходимо.

«Ты не должен плакать», «Злиться — плохо», «Ты должен быть взрослым». Ребёнок чувствует себя ответственным за благополучие окружающих его значимых близких

Он навсегда может сохранить тайный страх, что сам виноват в своей потере. И очень важно дать выплакаться, высказаться, поддержать, помочь ребёнку во время переживания потери, пусть даже самой маленькой. А ещё взрослому не стоит сдерживать собственные слёзы при ребенке. Детям важно видеть проявление эмоций у родителей. Именно так они учатся проявлять свои собственные эмоции, будь то слёзы радости или горя.

Как дети переживают утрату

Есть некоторые маркеры, говорящие о том, что дети переживают утрату. И переживают ее тяжело.

Так, в раннем возрасте безутешный плач, отказ от еды, нарушение дневного и ночного сна говорят о проявлении горевания. Дети могут перестать играть, младенцы могут длительно лежать в одной позе. У всех детей, оставшихся без матери в этом возрасте, отмечается снижение невосприимчивости к речи другого, они могут перестать смотреть в глаза, следить за взглядом взрослого, прослеживать движение игрушки. Они как будто эмоционально замирают.

Младшие дошкольники становятся менее активными, могут проявлять беспомощность, все время находится рядом, боятся оставаться одни в своей комнате, посреди ночи приходят к родителю, потому что приснилось страшное. Также может появиться агрессивность, регресс в более ранний возраст, вплоть до сосания пальца.

Младшие школьники тоже могут немного регрессировать, испытывать навязчивый страх, что умрет второй родитель. Могут быть проявления психосоматического характера, к примеру боли в животе, или головные боли без какой-то определенной причины.

Старшие школьники не проявляют своих эмоций «на людях», могут заняться чем-то, что связано с риском, тем самым бросая вызов смерти. Не ищут поддержки у взрослых, так как считают, что их не понимают. Могут быть «качели» в настроении — от ярких вспышек агрессивности и бури эмоций до полной отрешенности.

Горевание решает важные задачи

Горевание — болезненный процесс. Но у него есть свои этапы и свои задачи. В переживании утраты у детей принято выделять четыре фазы:

  1. отрицание,
  2. протест,
  3. отчаяние,
  4. разрешение проблемы.

И дети в процессе переживания утраты могут застревать на одной из фаз в течение долгого времени. Это нужно просто пережить. Если одна фаза не перешла в другую, для завершения горевания может потребоваться помощь специалиста.

Первая задача — признать факт потери: осознать, что близкий человек умер и никогда не вернётся. И здесь важно быть однозначным, не вводить при разговорах ребенка в заблуждение словами «покинул», «ушёл». Необратимость — это умер навсегда.

Прощание с умершим — это способ убедиться, что смерть случилась навсегда. Но быть или не быть на похоронах — вопрос очень индивидуальный и зависит, в том числе, от эмоциональной устойчивости ребенка. Если родные решили, что ребёнок должен быть на церемонии прощания и погребения, важно в деталях рассказать ему как это будет. И главное — спросить у самого ребёнка, хочет ли он присутствовать на похоронах. И даже если он согласится, скажите ему, что можно передумать и отказаться. Главное слово — за ребёнком.

Вторая задача — пережить саму боль потери. И здесь важно выслушать, дать выплакаться. И еще раз пять объяснить что произошло. Во время горевания, в зависимости от возраста, дети чувствуют далеко не радужную эмоциональную палитру — это и непонимание, и покинутость, иногда отрешенность, укор, предательство. А ещё вину и страх, гнев, стыд, скрытую печаль, ощущение утраты контроля, желание позаботиться о родителях. И чего точно нельзя делать, так это запрещать выражать эмоции — от тихого плача до истеричного смеха у детей, от отстранения до агрессии у подростков.

Третья задача — наладить уклад жизни. Ребёнок теряет не только объект, к которому испытывал чувства, он лишается определённого уклада жизни. К примеру, папа забирал из сада или встречал после школы, готовил ужин, то есть умерший в семье брал на себя часть обязанностей, исполнял какие-то роли. И после его смерти образуется пустота, которую придётся заполнить.

Выстраивание нового отношения к умершему — последняя, четвёртая задача горевания. Она выполняется постепенно, с течением времени. В итоге печаль становится светла и все продолжают жить. Только теперь по-другому.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector