0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Неизвестная война. Как мир узнал о фотографе Валерии Фаминском

Война в объективе Валерия Фоминского. Неизвестный фотоархив. Ч.-1

Война в объективе Валерия Фоминского. Неизвестный фотоархив. Ч.-1

Эти снимки долго нигде не публиковались. В августе 2016 года фотограф Артур Бондарь увидел в Интернете объявление о том, что продается фотоархив Второй мировой войны. Для Бондаря память о той войне — одна из важных тем.
В 2015 году он создал проект «Подписи войны» со снимками и подписями ветеранов.Показать полностью… Мимо объявления он пройти не мог и выкупил архив Фаминского. Только начав сканирование негативов, Бондарь понял, что перед ним уникальное явление — неподцензурная советская военная фотография.

— Все мы бесполезно тратим огромное количество времени в социальных сетях. Но иногда именно социальные сети могут помочь найти нечто особенное и очень важное. В августе 2016 года кто-то из моих друзей в фейсбуке сделал пост о том, что кто-то продает негативы советского фотографа времен Второй мировой войны. Меня с детства интересовала история. Возможно, поэтому я и стал фотографом. Период Второй мировой мне особенно близок — в то время две мои бабушки были вывезены из Украины на принудительную работу в Германию. С детства я помню их рассказы про события, которые происходили с ними во время войны. Одна из бабушек работала на торфяной фабрике, а вторая была гувернанткой в австрийской семье. Намного позже мой интерес вылился в большой проект о ветеранах «Подписи войны», который был опубликован в виде книги в 2015 году.

Валерий Фаминский — советский фотохудожник. Родился в 1914 году в Москве. Фотографией занялся в 1928 году. С 1932 года работал фотолаборантом, после — заведующим фотолабораторией. С 1943 года служил фронтовым фоторепортером Красной армии, побывал на семи фронтах Второй мировой войны. Участвовал в освобождении Севастополя и вхождении советских войск в Берлин. После войны устроился фотохудожником в московское отделение Художественного фонда РСФСР. К 1943 году он успел поработать фоторепортером в составе Памирской экспедиции РККА, на Всесоюзной Сельско-хозяйственной выставке (нынешней ВДНХ), в Кемеровском НКВД, куда он был мобилизован в начале войны. Оттуда в июне 1943 года он демобилизовался и упорно пытался попасть на фронт. И попал — в качестве фотокорреспондента Военно-медицинского музея Красной Армии. В апреле 1944 года вместе с Красной Армией, освобождавшей полуостров, Фаминский оказался в Крыму. Репортера интересовало не только оказание медицинской помощи раненым бойцам

и их лечение, но и само пространство, где побывала война. Его крымский цикл — это покореженный металл взорванных в 1942-м при отступлении советских укреплений и выжженные вместе с немецкими солдатами бетонные бункеры, татарские мечети на фоне одичавших крымских пейзажей и человеческие страдания.

Когда я увидел эту публикацию в фейсбуке, я сразу зашел на сайт бесплатных объявлений «Авито», где было размещено объявление. В объявлении было написано, что семья советского фотографа продает его фронтовые негативы. Я написал продавцу, и на следующий день мы встретились, чтобы посмотреть негативы. Цена архива была очень высокой, особенно для фотографа-фрилансера, и я начал безуспешно торговаться. Благодаря тому, что у меня были деньги от продажи моей книги «Тени звезды Полынь», я смог приобрести этот уникальный архив. Также я узнал имя фотографа — его звали Валерий Фаминский.

Когда фотограф Валерий Фаминский умер, его жена бережно присматривала за архивом. А когда умерла супруга, наследники нашли этот архив в старой квартире, где жили родители. Никого из них не интересовала фотография, и они решили продать этот архив. Когда я спросил, не интересовался ли кто-либо из музеев такими уникальными кадрами, мне ответили, что много музеев хотели бы получить этот архив, но бесплатно, так как у государства нет бюджета на приобретение архива. Меня это просто шокировало, это звучало для меня просто возмутительно. С первого взгляда на негативы я понял, что смотрю на уникальный материал, который не видел нигде до сих пор. Это в большинстве своем неизвестный кусок истории для обычных людей, даже для граждан бывшего СССР. По снимкам видно, что Фаминский искренне интересовался судьбами людей по обе стороны баррикад.

“НЕИЗВЕСТНАЯ ВОЙНА”

Помните многосерийный документальный фильм «Великая Отечественная»? Так вот, этому фильму нынче — 20 лет! Снят он был группой Романа Кармена по заказу. американцев! И вышел в двух версиях: для наших и для американцев. На американских телеканалах и по всему миру этот фильм прошел под названием «Неизвестная война». Почему же американцам взбрела в голову идея создания этого фильма? И как удалось этот фильм выпустить на экраны в разгар «холодной войны»?! На этот и другие вопросы «МК» отвечает один из режиссеров этого сериала Тенгиз СЕМЕНОВ. — Как возник этот фильм? Фред Винер, один из руководителей американской телефирмы «Эйр Тайм интернешнл», провел в годы «холодной войны» небольшой опрос — расспрашивал у своих соотечественников, что они знают о роли русских в победе над фашистской Германией. И ответы просто поразили его. Многие рядовые американцы были уверены, что фашизм победили благодаря американцам. А некоторые вообще считали, что русские воевали на стороне фашистов! Вот тогда и появилась у Винера идея снять документальный фильм о роли русских во Второй мировой войне. — Наверное, работать было сложно. Все-таки в то время существовала страшенная цензура. — Не было ни одной серии без споров. Я вот помню такой момент: когда я сдавал на утверждение текст «Блокады Ленинграда», собрались военные историки из разных ведомств и заспорили. Говорят: нет, там не столько погибло. И каждый называет свою цифру. А потом заявляют: «Я не подпишу текст, если там не будет стоять моя цифра!» Тогда я обращаюсь к ним и говорю: «Что же мне делать, ведь главный консультант уже все подписал?!» — «Ну и что!» — говорят они. После этого я разворачиваю бумагу с подписью Андрея Александрова, помощника Брежнева. Они сразу вскакивают: «Все! Это для нас закон!» — Как же вам удалось заполучить в консультанты помощника самого Брежнева?! — Это все Кармен. Он снимал Леонида Ильича для одной из серий. И во время съемок сказал ему: «Я прошел всю войну. Неужели нельзя доверить этот фильм мне и Андрею Александрову?». То есть помощнику Брежнева. Леонид Ильич согласился. После этого сразу стало легче работать. Но все равно вскоре стали поступать доносы, письма, где утверждали, что Кармен идет на поводу у Пентагона. Если бы не Кармен и Александров (который был очень эрудированным человеком и который буквально заболел этим фильмом), то, безусловно, наша киноэпопея не смогла бы выйти на экраны в том виде, в каком она вышла. Кстати, во время съемки Брежнев неожиданно спросил Кармена: «Ты меня узнаешь?». Кармен даже растерялся: «Да. Генеральный секретарь. Леонид Ильич. » — «Помнишь, во время войны машина застряла в грязи? К тебе подошел один полковник и попросил помочь. Ты помог. Так вот, тем полковником был я. Мы распили с тобой бутылку водки, и я спросил, как тебя зовут. Ты сказал: «Роман Кармен». Я даже переспросил: «Так ты и есть Роман Кармен? Испания?! Мне ж никто в полку не поверит, что я с Романом Карменом встречался!» Вот такая была история. Кармен тогда уже был знаменит: его фильм о войне в Испании и испанские репортажи прогремели на весь Советский Союз. — Как сильно отличается американская версия киноэпопеи от российской? — Отличия есть. К примеру, Бабий Яр. В американской версии мы рассказали, что там погибло много русских, и еще больше — евреев. А у нас про евреев не дали сказать. Или еще — Катынь. Немцы утверждали, что польских офицеров расстреляли русские, а наши историки утверждали обратное. Поэтому мы попали в довольно-таки сложную ситуацию. Не знали, как об этом рассказать. Из-за этого даже фильм чуть не рухнул. — И как же выкрутились? — Для американского варианта нашли компромиссное решение: «Немцы утверждают, что польских офицеров расстреляли русские, а русские — наоборот. Время покажет». И время показало: сейчас уже стало известно, что это — дело рук НКВД. В российском варианте такую формулировку, естественно, не пропустили. — Но наши «всеслышащие и всевидящие», наверное, смотрели и американскую версию. — Смотрели. Но волновало их не это. Главное было для них — чтоб у нас американский вариант никто не слышал и не видел. Жаль, конечно, что в «Великой Отечественной» не разрешили о многом рассказать. Но тем не менее не стоит умалять достоинства русского варианта: фильм выполнил замысел Кармена — рассказал правду о Великой Отечественной войне. Но больше всего Кармен сожалел о другом: во время войны строжайше было запрещено снимать гибель наших солдат. Поэтому мы использовали в фильме немецкие архивы. Когда «Великая Отечественная» вышла на телеэкраны, на улицах сразу стало безлюдно, почти из каждого окна доносилась музыка из фильма. Кроме того, киноэпопею показывали во всех кинотеатрах Москвы, и везде стояла очередь за билетами. Никогда ни один документальный фильм, к тому же 20-серийный, до этого не имел такого успеха. Не так давно Тенгиз Семенов вместе с Константином Славиным приступили к съемке документального фильма «Неизвестная война. 20 лет спустя», в котором расскажут, как снималась эта киноэпопея. Часть этого фильма будет показана 9 мая по НТВ. Телеканал впервые в России покажет «Неизвестную войну» целиком — то есть в том виде, в каком она вышла на американские телеэкраны. P.S. Всем режиссерам, сценаристам и консультантам за работу над фильмом дали различные премии. В том числе и Ленинскую. Кроме Кармена, который, к сожалению, так и не дожил до презентации «Неизвестной войны».

Читать еще:  Дитер Хаттруп: Учение Дарвина и христианство

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №18095 от 8 мая 1999

  • Самое интересное

Популярно в соцсетях

© ЗАО «Редакция газеты «Московский Комсомолец» Электронное периодическое издание «MK.ru»

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77-45245 Редакция — ЗАО «Редакция газеты «Московский Комсомолец». Адрес редакции: 125993, г. Москва, ул. 1905 года, д. 7, стр. 1. Телефон: +7(495)609-44-44, +7(495)609-44-33 , e-mail info@mk.ru. Главный редактор и учредитель — П.Н. Гусев. Реклама третьих сторон

Все права на материалы, опубликованные на сайте www.mk.ru, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте www.mk.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал mk.ru, до или после цитируемого блока.

Для читателей: в России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля».
Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».

Документальные фильмы

Его называют фотограф-режиссер, художник, эстет, человек вне времени. Плотников создает атмосферу, подбирает реквизит, придумывает костюм. А сама съемка, по словам Валерия, всего лишь последняя деталь, и не самая главная.

Плотникову удавалось сделать фотографии людей, которые отказывались сниматься принципиально. Знаменитый Антониони не выносил фотографов. Единственный в СССР человек, кому он позволил себя снимать — Валерий. Остался уникальный кадр со свадьбы Тонино Гуэрра и Лоры Яблочкиной, где Антониони был свидетелем. На ней он улыбается!

Читать еще:  А что государство предлагает вместо беби-боксов?

Легендарная Лиля Брик — муза Маяковского и хозяйка известного литературно-художественного салона поначалу была уверена: молодой фотограф просто не справляется. Действительно, это единственная съемка, на которой Валерий Плотников растерялся. Редакция попросила его снять Брик на фоне жостовских подносов в ее квартире. Он так и сделал. Но образ не получался. Валерий сказал, что аппаратура должна остыть, а сам бродил по квартире. И в итоге нашел идеальное место для съемки — продавленный диван в кабинете. Он уговорил Лилю Брик продолжить фотосессию. С тех пор они были друзьями.

Он снимал Владимира Высоцкого на протяжении долгих лет, до самой его смерти. Последняя съемка — день прощания с Владимиром Семеновичем. А началось все в 1967 году, когда молодой фотограф Валера Плотников попал на концерт Высоцкого. Он сделал множество снимков, которые понравились артисту. Владимир Семенович не любил фотографироваться, но тут согласился на фотосессию. Именно так появились знаменитые сейчас серии фотографий: Высоцкий в образе Гамлета, с бородой, на даче. И знаменитая, «серенадная» серия — Владимир Высоцкий и Марина Влади на кубах. Когда Владимира Семеновича не стало, Плотников ехал к нему — была договоренность о фотосессии. Фотограф остался ночевать в театре и запечатлел весь этот скорбный день.

О его дотошности и принципиальности ходят легенды. Он год ждал «правильного» солнца, чтобы снять Ирину Купченко в усадьбе «Архангельское». Но в день, когда должна была состояться съемка, пошел дождь. Плотников больше не мог откладывать съемку, поэтому и он, и актриса, и все, кто приехал помочь с организацией фотосессии часами ждали, когда дождь немного утихнет. В итоге этот портрет Ирины Купченко стал одним из самых известных снимков актрисы.

Ради хорошего кадра Плотников был готов на все: он выпросил дога у прохожей ради снимка Анатолия Солоницына, уговорил Александра Ширвиндта пить в кадре водку и, буквально, ввел в транс Наталью Аринбасарову, добиваясь от нее нужного ему взгляда во время съемки на сене.

Будучи мальчиком, Валерий жил в центре Ленинграда, где располагалось сразу несколько театров, и каждый день наблюдал, как люди проходят мимо всенародно любимых писателей, поэтов, драматургов, не зная их в лицо. Именно тогда у него впервые появилась мысль: надо запечатлеть свое поколение, людей искусства должны узнавать. И у него получилось.

Читать еще:  Искривленная любовь — как искренние чувства сочетаются с насилием

За свою карьеру Плотников снял миллионы кадров: актеры, режиссеры, поэты и писатели. Эти фотографии теперь знает весь мир: Александр Абдулов и Татьяна Пельтцер перед «Поминальной молитвой», Аркадий и Константин Райкины перед спектаклем, Андрей Миронов с граммофоном, Юрий Богатырев, Владимир Войнович, Сергей Аксенов, Иннокентий Смоктуновский, Сергей Довлатов, Михаил Барышников, Алла Пугачева, Сергей Параджанов, Михаил Ульянов, Алла Демидова, Николай Караченцов, Вячеслав Тихонов, Ксения Раппопорт, Анастасия Вертинская, Олег Меньшиков и Сергей Бодров, Владимир Познер, Любовь Полищук, Людмила Гурченко…

Наша съемочная группа побывала в квартире, где были сделаны многие снимки, ставшие знаменитыми, и куда посторонним вход закрыт. Степан — сын Валерия, рассказал о своем «фотодетстве» и открыл секрет преображения снимка Натальи Гундаревой в окне деревенского дома.

Валерий Плотников — «человек за кадром». О его личной жизни известно крайне мало. Он не любит фотографироваться, а в интервью обычно говорит только о работе. Но для нашей съемочной группы Валерий сделал исключение. Как случилось, что он не растил ни одного из своих четверых детей? Почему Абдулов полез на фотографа с кулаками? Зачем Валерий возил Михаила Боярского в багажнике? И почему никто не решается с ним спорить? Друзья и близкие Валерия Плотникова, люди, которые были героями его съемок, и сам фотограф рассказывают о его жизни по ту сторону объектива.

Вандал, осквернивший обелиск Воинской славы в Ногинске: «У меня было дурное настроение»

На улице крик. Дворник в оранжевой спецовке колотит ногами опрокинувшийся бак с мусором. Из него на проезжую часть летят пакеты. Прохожие бегут. Но дворник уже не представляет угрозы. Он берет веник с совком и начинает подметать. От наблюдений отвлекла новость от Подмосковной полиции: в Ногинске по «горячим следам» взяли неизвестного, который осквернил обелиск Воинской славы.

— Участковые уполномоченные полиции МВД России по Московской области вычислили и поймали 37-летнего жителя Ногинска, который сломал венок в форме пятиконечной звезды и раскидал ногами цветы у обелиска Воинской славы, расположенного на бульваре Золотого г.о. Черноголовка , — сообщила начальник пресс-службы ГУ МВД России по Московской области Татьяна Петрова .

В МВД прокомментировали осквернение воинского монумента в Ногинске

Полицейские даже опубликовали видео кадры, где мужчина топчет памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны.

— Зачем вы это сделали, — интересуется полицейский дознаватель у задержанного.

— Просто так, было дурное настроение у меня, — отвечает вандал.

В полиции обещают проверить его слова.

— По данному факту проводится проверка, по результатам которой будет принято решение в соответствии с законодательством, –комментирует Петрова.

— Выглядел он каким-то помятым, как будто с похмелья, — ответил полковник полиции.

Хотя, что тут спрашивать? Ясно ведь, что причиной такому поведению не внедрение технологий пятого поколения мобильной связи 5-G.

— Длительная алкогольная интоксикация приводит к формированию психопатии, — говорят медики, которые выступают за то, чтобы ограничить продажу спиртного во время самоизоляции граждан, — она проявляется в бессердечном отношении к окружающим, немотивированной агрессии.

А ведь действительно в последнее время на улицах столицы стало больше подобных индивидов. Чего только стоит влюбленный в Ольгу Бузову 34-летний фанат Алексей Барышников, который заставил понервничать спецназ?

Ну и что, что бомба была не настоящей, зато заложники в банке — реальные.

А тут еще один житель столицы отличился пробежкой по улицам Москвы нагишом. Чего он только не вытворял: и под поездами метро на Кунцевской ползал, и дворников краской обливал, и даже к таксистам приставал. Понятно, что сумасшедший, но ведь крупный, агрессивный, даже полицейские не решились с ним связываться и вызвали в подкрепление Росгвардию. Последние скрутили голое тело уже после того, как оно искупалось в цистерне с водой, которой обрабатывают от вируса тротуары. И уже чистым повезли в больницу.

Но после этого бойцы рванули на Кастанаевскую брать притон, где обнаружили жителя Кабардино — Балкарии с путаной. Выяснилось, что пара находилась под наркотиками и во время ночной оргии задушила, а потом расчленила известную в Москве 22-летнюю кубинскую проститутку Лоурен Моралес (фрагменты ее тела нашли во дворе в мусорном баке).

Возможно, о всех подробностях оргии полиция узнала бы не так скоро, но извращенцы успели сфотографировать на свои мобильные телефоны связанный скотчем труп Моралес и отправить снимки кубинки ее иностранным подругам-проституткам. С них уроженец Кавказа требовал выкуп — 20 тысяч рублей.

В противном случае, он обещал отвезти Моралес на Кавказ и отдать на перевоспитание местным пастухам. Подружки Моралес вовремя поняли, что имеют дело с ненормальным, а их подруга уже мертва. После этого они и обратились в полицию.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector