0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Не в земле чуждей. Чем нам близки испанские святые

На Святой Земле. Часть 1

История и вечность

Благо ли, что сейчас путь к Святой Земле является столь быстрым и легким? Очевидно, что умножилось число путешественников. Человек нашего столетия вполне доволен, но я уверен, что благочестивый христианин прошлых веков был бы сильно разочарован. Он бы не согласился лишиться подвига. Не только моление у великих святынь, но само путешествие, трудное и опасное, рассматривались в древности как дело спасительное. Было немало людей, которые преодолевали это расстояние пешком. Некоторые не возвращались на родину, погибая от рук разбойников, о которых немало говорится в Библии. Другие умирали от болезней.

Самолет наш приземлился, когда уже день клонился к вечеру. Сев в автобусы, мы поехали в Иерусалим. По пути остановились у источника в Эммаусе, где воскресший Господь явился апостолам Луке и Клеопе. Умывшись там, направились на St. George Street (ул. святого Георгия). Прежде чем приблизиться к дорогим нам святыням, мы поднялись на гору Скопус (евр. Гар а’Цофим – гора Наблюдателей), которая расположена на высоте 826 метров над уровнем моря. Название это греческое, от глагола скопео – «смотреть». В древности здесь был наблюдательный пункт римских легионов. Именно здесь, в семи стадиях (одна стадия – 200 м) от Иерусалима, Тит устроил первый лагерь, готовясь к осаде города: «На следующий день Тит, после того как ночью присоединился к нему легион из Эммауса, снялся с лагеря и двинулся вперед до места, называемого Скопом. Отсюда открывается вид на город и исполинское здание храма, вследствие чего это примыкающее к северу от города плоскогорье весьма кстати названо Скопом» (Иосиф Флавий. Иудейская война. 5. 2: 3).

Но не только поражает разительное отличие плодородных земель и каменистой пустыни. География Палестины уникальна и в другом отношении. Иерусалим, стоящий на высоком горном плато, является одной из самых высоких столиц мира. Удалившись от Иерусалима на несколько километров на восток, путник оказывается в самом низком месте земного шара: Иорданская долина на 798 м ниже уровня моря.

С горы Скопус хорошо виден современный город, в котором сейчас проживает более 600 тысяч человек. В этой обширной панораме взор легко находит Старый город, которому около 4000 лет. Древняя часть ясно просматривается благодаря 12-метровой зубчатой каменной стене, возведенной турецким султаном Сулейманом (1520–1566) по контуру прежних стен, которые неоднократно разрушались. Лишь самая старая часть Иерусалима – град Давидов, с которого и началась его слава, был оставлен строителями стены за границами Старого города. Есть что-то символическое и знаменательное, что Сион, который является прообразом новозаветной Церкви, не отделен от современного города никакой границей. Вечное и временное…

Ворота Сиона – у горы Сион. Поскольку здесь находится гробница царя Давида, арабы называют их Баб Наби Дауд (ворота пророка Давида).

В северо-восточной стене находятся Стефановы ворота.Они напоминают о подвиге первомученика апостола Стефана. Он мужественно исповедал Иисуса как провозвещенного пророками Христа перед членами синедриона. «Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями» (Деян. 7: 57–58). На месте мученичества архидиакона Стефана в его честь стоит греческий православный храм. Ворота Стефана называются также Львиными. Название произошло от находящихся на каждой стороне ворот геральдических эмблем султана мамелюков, правившего в XIII веке.

Через Мусорные ворота вывозили отходы на загородную свалку. Они упоминаются в книге Неемии как Навозные: «И проехал я ночью через ворота Долины перед источником Драконовым к воротам Навозным, и осмотрел я стены Иерусалима разрушенные и его ворота, сожженные огнем» (Неем. 2: 13). У арабов название другое: Баб-эль-Магарбех (ворота мавров). Связано это с появлением в городе переселенцев, прибывших из Северной Африки в XVI веке.

Через Дамасские ворота шла дорога в древний город Дамаск, который упоминается уже в первой библейской книге (см.: Быт. 14: 15). В результате раскопок под нынешними воротами были найдены ворота II века по Р.Х. Сооружение представляет собой наилучший пример оттоманской архитектуры в Израиле. Вокруг были произведены раскопки для того, чтобы изучить ранее существовавшие на этом месте ворота. Мы часто проходили этими воротами, посещая Старый город.

Имеются еще Новые ворота, которые были сделаны в 1887 году, чтобы сократить путь между христианским кварталом и учреждениями Церкви за пределами города.

Ворота устраивались достаточно широкими и высокими в расчете на колесницу или на верблюда с погонщиком. Они были не единственной возможностью для жителя Иерусалима войти в город. В древности были еще так называемые «иглиные уши» – небольшие отверстия в стене, через которые запоздалый пастух мог войти со своей заблудившейся овечкой или козочкой. Нашим паломникам довелось проходить через такое отверстие. В нижней части русского храма святого Александра Невского находится часть древней стены римской эпохи, в которой было такое «иглиное ухо». Обнаружено оно было при раскопках, проводившихся под руководством архимандрита Антонина (Капустина). Спаситель наш использовал эту реалию для духовного назидания (см.: Мк. 10: 25; Лк. 18: 25). Верблюду невозможно пройти через такое отверстие.

С глубоких патриархальных времен здесь жил иевусеи – народ, начало которому дал правнук патриарха Ноя Иевусей, сын Ханаана (см.: Быт. 10: 15–16). Их главный город Иевус впервые упоминается в книге Иисуса Навина (см.: Нав. 15: 8). При разделе земель он достался колену Вениамина, но находился на самой границе с коленом Иуды. Почти пять веков после вступления евреев в Землю Обетованную они жили совместно с иевусеями. После семи лет и шести месяцев царствования Давид завоевал гору Сион, и город стал принадлежать иудеям. Давид перенес сюда столицу из Хеврона (см.: 2 Цар. 5: 5).

Господь вразумлял нечестивых царей и жителей Иерусалима через Своих пророков и предупреждал об ожидающих город наказаниях: «Смой злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе: доколе будут гнездиться в тебе злочестивые мысли? Ибо уже несется голос от Дана и гибельная весть с горы Ефремовой: объявите народам, известите Иерусалим, что идут из дальней страны осаждающие и криками своими оглашают города Иудеи» (Иер. 4: 14–16). Слепота последних четырех царей, правивших после праведного Иосии, привели город и страну к катастрофе. В начале 588 года Навуходоносор осадил столицу иудейского царства. Халдейский царь не сразу решился на этот шаг. В это время было несколько восстаний среди покоренных народов. Навуходоносор готов был идти на столицу аммонитян Равву. Находясь в затруднении, царь прибег к жребию. И жребий пал на Иерусалим. Обреченные жители сопротивлялись 1 год 5 месяцев и 27 дней, ожидая помощи от египетского фараона. Первый пролом был сделан в северной стене у «средних ворот» (Иер. 39: 3), которые исследователи отождествляют с Ефремовыми воротами. Произошло это 9 таммуза (соответствует нашему июлю) 586 года. Узнав об этом, царь Седекия с войском бежал по восточной дороге через «ворота между двумя стенами, что подле царского сада» (4 Цар. 25: 4). Поскольку царские сады находились на юго-восточной стороне за стенами города у Силоамского источника, то исследователи отождествляют ворота, через которые вышел царь и сопровождавшие его, с воротами источника, о которых пишет Неемия (см.: Неем. 2: 14). Седекия был схвачен на Иерихонской дороге и доставлен в ставку Навуходоносора – Ривлу. Город был взят 17 таммуза, разрушен и опустошен, а 9 ава сгорел великолепный Храм. О размерах бедствия свидетельствует пророк Иеремия: «Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! он стал, как вдова; великий между народами, князь над областями сделался данником. Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его; все друзья его изменили ему, сделались врагами ему» (Плач. 1: 1–2).

Разрушение Иерусалима в 70 году не было последним потрясением в его истории. Едва восстановленный, он через 65 лет вновь пережил потрясение. Восстание евреев против римлян 132–135 годов получило название Второй иудейской войны. Вождь его Шимон (Симон), взявший прозвище Бар-Кохбы (евр. сын звезды), смог овладеть Иерусалимом. Он был провозглашен царем. Повстанцы начали даже чеканить монету. Положение было настолько серьезным, что из Британии был вызван полководец Юлий Север. После того как Иерусалим был взят, император Адриан приказал символически распахать город. Он стал называться Элия Капитолина – в честь императора, полное имя которого было Публий Элий Траян Адриан. Евреям в Палестине было запрещено отправление культа. Заслуживает внимания факт: третье разрушение Иерусалима произошло, как и два первых, 9 ава.

Победа святого Константина Великого и установление христианской государственности положили начало новой эпохе древнего города. Благодаря усилиям равноапостольной Елены устраняются языческие мерзости на месте христианских святынь. В самых памятных местах священной новозаветной истории возводятся храмы. Быстро идет христианизация Палестины. Самое великое событие – обретение Креста Господня и построение храма Воскресения Христова.

Читать еще:  ЕГЭ навылет: в первый же день все кончилось

Гонитель христиан император Юлиан Отступник (361–363) решил содействовать иудеям в восстановлении Храма. Он не только разрешил им строительство, но даже выделил средства. Во время работ на храмовой горе из земли вышел огонь и попалил строителей. Об этом свидетельствует современник – святитель Григорий Богослов. Он говорит, что в это время на небе стоял блистающий крест, и одежды зрителей запечатлены были крестами. Подтверждает факт и языческий историк Аммиан Марцеллин: «Страшные клубы пламени, часто исторгавшиеся из основания, делали это место неприступным, сожигая неоднократно работавших; таким образом, сие предприятие остановлено стихиею, отгонявшею упорно рабочих» (Деяния. Кн. 23. Гл. 1).

В VII веке Иерусалим, населенный преимущественно христианами, подвергся еще одному завоеванию: полководец халифа Омара осадил его в 636 году. Жители защищали город два года. Когда силы истощились, святитель Софроний пришел в стан завоевателей. Иерусалимский патриарх сказал, что Иерусалим сдается. Но при одном условии: самому Омару. Халифу он сказал: «Се, мерзость запустения на месте святе!».

Город после этого неоднократно завоевывался. Казалось бы, при таких потрясениях и исторических невзгодах ничего не могло уцелеть от древности. Но паломник, впервые приехавший на Святую Землю, с радостью и изумлением находит множество святынь. Часть еще находится под землей. Слой порой достигает 10–12 метров. Чтобы увидеть, например, воды знаменитой Вифезды, где Спаситель исцелил расслабленного, надо спуститься глубоко под землю.

У паломника вызывает самые благоговейные переживания все то, что напоминает в Иерусалиме об искупительном подвиге нашего Спасителя и Божией Матери

Что в Библии написано про коронавирус

Услышав слово «пророчества» первое что приходит на ум – это Ванга и Нострадамус. Кто-то вспоминает и Библию, ведь там очень много пророчеств, которые уже сбылись, сбываются на наших глазах и ещё не сбылись. А что в Библии говорится о коронавирусе? Предсказывалось ли в этой книге о наших днях? Вот что я накопал на эту тему.

Пророчества, которые сбылись

В Библии очень много пророчеств, которые полностью исполнились. Например, об Иисусе Христе в еврейско-арамейских писаниях (или Ветхом Завете) можно найти более 100 пророчеств, которые точно исполнились на нём. Тем, кто хочет в этом убедиться достаточно прочитать 53 главу книги Исаии. Её библеисты называют пятым Евангелием или жизнеописанием земного служения Христа. Почему эта книга? Потому что среди свитков Мёртвого моря найдена полная книга Исаии, которую датируют 2 веком до нашей эры. Значит, эти пророчества никак не могли написать после их исполнения.

Теперь пророчества о захвате Вавилона. Здесь многие спорят о времени их написания. Не буду спорные пророчества брать во внимание, хотя сам ни грамма не сомневаюсь в их достоверности, а возьму вот это пророчество, которое точно было предсказано за долго до своего исполнения и это научно доказано, по вышеуказанной причине.

Прочтите Исаия 13:19-22. Вот как это пророчество звучит в Синодальном переводе, одобренном РПЦ: «И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни, и дома наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены — в увеселительных домах. Близко время его, и не замедлят дни его».

Во втором веке до нашей эры эти слова звучали примерно так, как звучали бы вот такие слова в наши дни: «И Москва, краса городов, гордость россиян, будет ниспровержена Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в ней». Только сумашедший мог такое предсказать в то время. Однако через 500 лет они исполнились и сейчас мы можем увидеть, что осталось от Вавилона, если съездить в Ирак или погуглить в интернете. Зрелище похожее на то что написал Исаия задолго до того, как это стало явью.

Кому интересно могут ещё поискать, что было предсказано о Тире, Эдоме, Моаве, Иерусалиме и мн.др..

Пророчества, которые сбываются

Теперь для самых отъявленных скептиков хочу привести пророчества, исполнение которых не видят только те, кто этого сильно хочет. И никто не может им отказать в этом праве. Тем же, кто привык доверять фактам, не забывая их тщательно проверять, предлагаю подборку пророчеств из Нового и Ветхого Завета, которые на мой взгляд описывают наше время:

«Знай же, что в ПОСЛЕДНИЕ ДНИ наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тимофею 3:1-5)

«Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить, что это Я, и многих прельстят. Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть; но ЭТО ЕЩЕ НЕ КОНЕЦ. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. ЭТО НАЧАЛО БОЛЕЗНЕЙ» (Марка 13:6-8)

«Будут большие землетрясения по местам, и глады и МОРЫ, и ужасные явления и великие знамения с неба» (Луки 21:11) Для сравнения разные переводы этого отрывка:
NRT Будут сильные землетрясения, голод и ЭПИДЕМИИ в разных местах, будут происходить ужасные события и явятся великие знамения на небе.
BTI будут сильные землетрясения, МОР и голод то в одном месте, то в другом, ужасные явления и великие знамения с неба.
ERV И будут великие землетрясения, голод, БОЛЕЗНИ и разные другие напасти во многих местах, и ужасные явления, и будут великие знамения с неба.
RBO будут великие землетрясения, будет МОР и голод во многих местах, а в небесах страшные явления и великие знамения.

«А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то БУДЕТ ЦАРСТВО РАЗДЕЛЕННОЕ, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною. И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и ЦАРСТВО БУДЕТ ЧАСТЬЮ КРЕПКОЕ, ЧАСТЬЮ ХРУПКОЕ. А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною» (Даниила 2:41-43)

«И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и ТОГДА ПРИДЕТ КОНЕЦ» (Матфея 24:14)

Не буду утомлять вас листанием Библии, но уверяю, что мы живём во время исполнения многих библейских пророчеств, потому что во 2Тимофею 3:1 очень точно сказано о том, в какой отрезке человеческой истории мы находимся. Заметьте, Иисус сказал об этом времени: “Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет: Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут” (Луки 21:32,33)

Пророчества, которые скоро исполнятся

Зачитав «последние дни» кто-то не разобравшись побежал за валидолом, а тех кто остался заверяю, что не всё так плохо, как малюют некоторые. Начну с хорошего, что будет после смены власти, да, да, вы не ослышались нам предстоит увидеть собственными глазами как вот эта власть: «И сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Луки 4:6) поменяется на эту: «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Даниил 2:44).

Да будет больно при такой коренной перемене, но нам в России не привыкать. Зато потом будет это:

«Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» (Псалтырь 36:10,11)

«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны» (Откровение 21:4,5)

«Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь» (Исаия 65:25)

«И ни один из жителей не скажет: «я болен»; народу, живущему там, будут отпущены согрешения» (Исаия 33:24)

Читать еще:  Д. Лихачев: В лагере тех, кто не матерился, расстреливали первыми

«Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей» (Иов 33:25)

«Имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают» (Деяния 24:15)

«И будет Он судить многие народы, и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это» (Михей 4:3,4)

Как вам такая жизнь? Не знаю как вам, а мне нравится, поэтому с нетерпением жду исполнения всех этих пророчеств. А они исполнятся, потому что пока всё идёт без сбоев и потому что я верю этому: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Мое, которое исходит из уст Моих,— оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Исаия 55:8-11)

архидиакон Роман Тамберг. Русь называют Святою.

Русь называют Святою…
Поле, да лес, да вода,
Церковь над тихой рекою
И в два оконца изба.

Разрезал небо пополам
Закат багряной полосой,
И над Российскою землею
Свет тихой славы просиял.

Взметнулись к небу стаи птиц,
Все громче голос колокольный,
Проснулся в поле ветер вольный
И тихо травы пали ниц.

Тихо о чем-то тоскует
Возле колодца ветла.
Родиной землю другую
Я б не назвал никогда.

Там где-то озеро в лесу
Меж трав торжественно застыло.
И чудом всю себя вместило
Небес закатную красу.

А над протоками – туман,
Как дым, курится над водою,
И между небом и землею
В знак примиренья – белый храм.

Вьется к погосту дорога,
Звон колокольный затих.
Молят усопшие Бога
О заплутавших живых.

Там, в недоступных небесах
За Русь свершается молитва.
И светлым облаком покрыта
Россия все-таки жива.

Взыграй же, Русская земля
Взыграйте, рощи и долины,
И в поле каждая былина –
Святая Родина моя.

Русь называют Святою.

На снежные равнины пал туман

На снежные равнины пал туман,
И словно мягкими, пушистыми крылами,
Окутал речку, поле, старый Храм,
Их кратковременный покой оберегая.

Измученная спит во тьме земля,
Под снегом от страданий отдыхая,
В закрытом Храме пусто, тишина,
Там Ангелы вечерню совершают.

О, Господи, душа моя больна,
И плачет исцеленья ожидая,
Своею милостью, прошу, укрой меня,
Как снег больную землю покрывает.

Мы с Родиной сроднились навсегда,
Друг-друга в горе лучше понимая,
Истерзана молчит моя страна,
Изъязвлена душа моя рыдает.

Когда же снег и лед с полей сойдет,
На пир Твой брачный Боже, Русь Святая,
Как плачущая грешница взойдет,
Чтобы омыть стопы Твоя слезами.

Грядут после страстной Святые дни,
И сердце бьется Пасхи ожидая,
Во Царстве твоем Боже помяни,
Всех кто в России на кресте изнемогает.

* * * Братьям * * *
Помолимся братия Богу,
Мирскую отринем печаль,
Пора собираться в дорогу,
Покинуть сей горестный край,
Мы взяли тяжкое бремя,
Пошли мы широкой стезей,
Покинули сродников племя,
Отчизны взыскали иной.

В дорогу же братья, в дорогу,
не легкий мы выбрали путь,
Пусть верст впереди еще много,
И хочется сесть отдохнуть,
Пусть тело смертельно устало,
О камни разбиты стопы,
Пусть пройдено мизерно мало,
И много сверхсил впереди.

И все же, прошу вас, в дорогу,
Так видно уж нам суждено,
Мы посланы в путь этот Богом,
Иного пути не дано,
Мы взяты от грешного мира,
Мы призваны к доле иной,
Гостить мы здесь больше не в силах,
Пора торопиться домой.

Мы всюду для всех чужестранцы,
Мы путники в вечном пути,
И вечно должны мы стараться,
Идти лишь идти и идти,
Не скоро быть может забрезжит,
Над скорбной стезей нашей свет,
Но силы вселяет надежда,
Хоть сил уже, кажется, нет.

И все же родные в дорогу,
На месте топтаться нельзя,
Помолимся братия Богу,
Понудим немножко себя,
И будет за труд нам награда,
Достигнем мы цели пути,
Там братья такая отрада,
Которую здесь не найти.

Там синие реки и горы,
Там чистые льются ключи,
Там братья такие просторы,
там рай для уставшей души,
Навстречу Хозяин нам выйдет,
И в Дом Свой лаская введет,
Как брат нас за плечи обнимет,
Слезы как мать оботрет.
Как добрый Владыка накормит,
И взяв, как слуга водонос,
Смиренно нам ноги омоет,
От пыли дорожной, Христос.

Когда смолкает шум житейских битв,
И волн кипенье страстных затихает,
Приходит время покаянья и молитв,
И сердце от ударов отдыхает.

припев:
Неспешно струйкой белой вьется дым кадильный,
Закрыта дверь на ключ и в келье тишина,
А пред иконами так трепетно, так сильно,
Прочь разгоняя сумрак теплится свеча.
Гори ясней свеча, пусть мрак сомнений сгинет,
Пусть ярким пламенем зардеется душа,
Во тьме отчаянья, в непроглядной мгле унынья,
Гори ясней, гори моя свеча.

Как вожделен, как светел Твой покой,
Как сладостно молитвы вдохновенье,
О, дай мне Господи житейских смут забвенье,
Когда душа беседует с Тобой.

припев:
Неспешно струйкой белой вьется дым кадильный,
Закрыта дверь на ключ и в келье тишина,
А пред иконами так трепетно, так сильно,
Прочь разгоняя сумрак теплится свеча.
Гори ясней свеча, пусть мрак сомнений сгинет,
Пусть ярким пламенем зардеется душа,
Во тьме отчаянья, в непроглядной мгле унынья,
Гори ясней, гори моя свеча.

Кто не был скорбен, тот не испытал,
Блаженный миг скорбей земных забвенье,
И радость обретенного спасенья,
Доступна лишь тому, кто погибал.

припев:
Неспешно струйкой белой вьется дым кадильный,
Закрыта дверь на ключ и в келье тишина,
А пред иконами так трепетно, так сильно,
Прочь разгоняя сумрак теплится свеча.

Тяжелый путь по жизни нас ведет,
Закон суровый этим миром правит,
Лишь сильный до конца свой путь пройдет,
А слабые в дороге погибают.

Сменяет лето осень каждый год,
Холодным ветром в стаи птиц сбивая,
В далекий птицы собираются поход,
Лишь слабых и беспомощных бросают.
В далекий птицы собираются поход,
Лишь слабых и беспомощных бросают.

Когда душа устанет от невзгод,
И сердце как стальной пружиной стянет,
Смотрю с тоскою я на синий небосвод,
И птиц покинутых в чужбине вспоминаю.

На юг по небу клин вожак ведет,
К отчизне птиц косяк усталый правит,
В далекий птицы улетают перелет,
бессильных на чужбине покидая.
В далекий птицы улетают перелет,
бессильных на чужбине покидая.

Когда в ночи от горьких слез не спиться,
Я часто с грустью и тревогой размышляю,
Что люди тоже, как большие птицы,
От жизни к вечности полет свой совершают.

И в небо дух наш птицею стремиться,
К родным краям летит людская стая,
Пора и мне с землею распроститься,
Но крылья к небесам не поднимают.
Пора и мне с землею распроститься,
Но крылья к небесам не поднимают.

На Святой Земле. Часть 1

История и вечность

Благо ли, что сейчас путь к Святой Земле является столь быстрым и легким? Очевидно, что умножилось число путешественников. Человек нашего столетия вполне доволен, но я уверен, что благочестивый христианин прошлых веков был бы сильно разочарован. Он бы не согласился лишиться подвига. Не только моление у великих святынь, но само путешествие, трудное и опасное, рассматривались в древности как дело спасительное. Было немало людей, которые преодолевали это расстояние пешком. Некоторые не возвращались на родину, погибая от рук разбойников, о которых немало говорится в Библии. Другие умирали от болезней.

Самолет наш приземлился, когда уже день клонился к вечеру. Сев в автобусы, мы поехали в Иерусалим. По пути остановились у источника в Эммаусе, где воскресший Господь явился апостолам Луке и Клеопе. Умывшись там, направились на St. George Street (ул. святого Георгия). Прежде чем приблизиться к дорогим нам святыням, мы поднялись на гору Скопус (евр. Гар а’Цофим – гора Наблюдателей), которая расположена на высоте 826 метров над уровнем моря. Название это греческое, от глагола скопео – «смотреть». В древности здесь был наблюдательный пункт римских легионов. Именно здесь, в семи стадиях (одна стадия – 200 м) от Иерусалима, Тит устроил первый лагерь, готовясь к осаде города: «На следующий день Тит, после того как ночью присоединился к нему легион из Эммауса, снялся с лагеря и двинулся вперед до места, называемого Скопом. Отсюда открывается вид на город и исполинское здание храма, вследствие чего это примыкающее к северу от города плоскогорье весьма кстати названо Скопом» (Иосиф Флавий. Иудейская война. 5. 2: 3).

Читать еще:  Вертепы, концерты, скульптуры, поделки – Россия готовится к Рождеству

Но не только поражает разительное отличие плодородных земель и каменистой пустыни. География Палестины уникальна и в другом отношении. Иерусалим, стоящий на высоком горном плато, является одной из самых высоких столиц мира. Удалившись от Иерусалима на несколько километров на восток, путник оказывается в самом низком месте земного шара: Иорданская долина на 798 м ниже уровня моря.

С горы Скопус хорошо виден современный город, в котором сейчас проживает более 600 тысяч человек. В этой обширной панораме взор легко находит Старый город, которому около 4000 лет. Древняя часть ясно просматривается благодаря 12-метровой зубчатой каменной стене, возведенной турецким султаном Сулейманом (1520–1566) по контуру прежних стен, которые неоднократно разрушались. Лишь самая старая часть Иерусалима – град Давидов, с которого и началась его слава, был оставлен строителями стены за границами Старого города. Есть что-то символическое и знаменательное, что Сион, который является прообразом новозаветной Церкви, не отделен от современного города никакой границей. Вечное и временное…

Ворота Сиона – у горы Сион. Поскольку здесь находится гробница царя Давида, арабы называют их Баб Наби Дауд (ворота пророка Давида).

В северо-восточной стене находятся Стефановы ворота.Они напоминают о подвиге первомученика апостола Стефана. Он мужественно исповедал Иисуса как провозвещенного пророками Христа перед членами синедриона. «Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями» (Деян. 7: 57–58). На месте мученичества архидиакона Стефана в его честь стоит греческий православный храм. Ворота Стефана называются также Львиными. Название произошло от находящихся на каждой стороне ворот геральдических эмблем султана мамелюков, правившего в XIII веке.

Через Мусорные ворота вывозили отходы на загородную свалку. Они упоминаются в книге Неемии как Навозные: «И проехал я ночью через ворота Долины перед источником Драконовым к воротам Навозным, и осмотрел я стены Иерусалима разрушенные и его ворота, сожженные огнем» (Неем. 2: 13). У арабов название другое: Баб-эль-Магарбех (ворота мавров). Связано это с появлением в городе переселенцев, прибывших из Северной Африки в XVI веке.

Через Дамасские ворота шла дорога в древний город Дамаск, который упоминается уже в первой библейской книге (см.: Быт. 14: 15). В результате раскопок под нынешними воротами были найдены ворота II века по Р.Х. Сооружение представляет собой наилучший пример оттоманской архитектуры в Израиле. Вокруг были произведены раскопки для того, чтобы изучить ранее существовавшие на этом месте ворота. Мы часто проходили этими воротами, посещая Старый город.

Имеются еще Новые ворота, которые были сделаны в 1887 году, чтобы сократить путь между христианским кварталом и учреждениями Церкви за пределами города.

Ворота устраивались достаточно широкими и высокими в расчете на колесницу или на верблюда с погонщиком. Они были не единственной возможностью для жителя Иерусалима войти в город. В древности были еще так называемые «иглиные уши» – небольшие отверстия в стене, через которые запоздалый пастух мог войти со своей заблудившейся овечкой или козочкой. Нашим паломникам довелось проходить через такое отверстие. В нижней части русского храма святого Александра Невского находится часть древней стены римской эпохи, в которой было такое «иглиное ухо». Обнаружено оно было при раскопках, проводившихся под руководством архимандрита Антонина (Капустина). Спаситель наш использовал эту реалию для духовного назидания (см.: Мк. 10: 25; Лк. 18: 25). Верблюду невозможно пройти через такое отверстие.

С глубоких патриархальных времен здесь жил иевусеи – народ, начало которому дал правнук патриарха Ноя Иевусей, сын Ханаана (см.: Быт. 10: 15–16). Их главный город Иевус впервые упоминается в книге Иисуса Навина (см.: Нав. 15: 8). При разделе земель он достался колену Вениамина, но находился на самой границе с коленом Иуды. Почти пять веков после вступления евреев в Землю Обетованную они жили совместно с иевусеями. После семи лет и шести месяцев царствования Давид завоевал гору Сион, и город стал принадлежать иудеям. Давид перенес сюда столицу из Хеврона (см.: 2 Цар. 5: 5).

Господь вразумлял нечестивых царей и жителей Иерусалима через Своих пророков и предупреждал об ожидающих город наказаниях: «Смой злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе: доколе будут гнездиться в тебе злочестивые мысли? Ибо уже несется голос от Дана и гибельная весть с горы Ефремовой: объявите народам, известите Иерусалим, что идут из дальней страны осаждающие и криками своими оглашают города Иудеи» (Иер. 4: 14–16). Слепота последних четырех царей, правивших после праведного Иосии, привели город и страну к катастрофе. В начале 588 года Навуходоносор осадил столицу иудейского царства. Халдейский царь не сразу решился на этот шаг. В это время было несколько восстаний среди покоренных народов. Навуходоносор готов был идти на столицу аммонитян Равву. Находясь в затруднении, царь прибег к жребию. И жребий пал на Иерусалим. Обреченные жители сопротивлялись 1 год 5 месяцев и 27 дней, ожидая помощи от египетского фараона. Первый пролом был сделан в северной стене у «средних ворот» (Иер. 39: 3), которые исследователи отождествляют с Ефремовыми воротами. Произошло это 9 таммуза (соответствует нашему июлю) 586 года. Узнав об этом, царь Седекия с войском бежал по восточной дороге через «ворота между двумя стенами, что подле царского сада» (4 Цар. 25: 4). Поскольку царские сады находились на юго-восточной стороне за стенами города у Силоамского источника, то исследователи отождествляют ворота, через которые вышел царь и сопровождавшие его, с воротами источника, о которых пишет Неемия (см.: Неем. 2: 14). Седекия был схвачен на Иерихонской дороге и доставлен в ставку Навуходоносора – Ривлу. Город был взят 17 таммуза, разрушен и опустошен, а 9 ава сгорел великолепный Храм. О размерах бедствия свидетельствует пророк Иеремия: «Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! он стал, как вдова; великий между народами, князь над областями сделался данником. Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его; все друзья его изменили ему, сделались врагами ему» (Плач. 1: 1–2).

Разрушение Иерусалима в 70 году не было последним потрясением в его истории. Едва восстановленный, он через 65 лет вновь пережил потрясение. Восстание евреев против римлян 132–135 годов получило название Второй иудейской войны. Вождь его Шимон (Симон), взявший прозвище Бар-Кохбы (евр. сын звезды), смог овладеть Иерусалимом. Он был провозглашен царем. Повстанцы начали даже чеканить монету. Положение было настолько серьезным, что из Британии был вызван полководец Юлий Север. После того как Иерусалим был взят, император Адриан приказал символически распахать город. Он стал называться Элия Капитолина – в честь императора, полное имя которого было Публий Элий Траян Адриан. Евреям в Палестине было запрещено отправление культа. Заслуживает внимания факт: третье разрушение Иерусалима произошло, как и два первых, 9 ава.

Победа святого Константина Великого и установление христианской государственности положили начало новой эпохе древнего города. Благодаря усилиям равноапостольной Елены устраняются языческие мерзости на месте христианских святынь. В самых памятных местах священной новозаветной истории возводятся храмы. Быстро идет христианизация Палестины. Самое великое событие – обретение Креста Господня и построение храма Воскресения Христова.

Гонитель христиан император Юлиан Отступник (361–363) решил содействовать иудеям в восстановлении Храма. Он не только разрешил им строительство, но даже выделил средства. Во время работ на храмовой горе из земли вышел огонь и попалил строителей. Об этом свидетельствует современник – святитель Григорий Богослов. Он говорит, что в это время на небе стоял блистающий крест, и одежды зрителей запечатлены были крестами. Подтверждает факт и языческий историк Аммиан Марцеллин: «Страшные клубы пламени, часто исторгавшиеся из основания, делали это место неприступным, сожигая неоднократно работавших; таким образом, сие предприятие остановлено стихиею, отгонявшею упорно рабочих» (Деяния. Кн. 23. Гл. 1).

В VII веке Иерусалим, населенный преимущественно христианами, подвергся еще одному завоеванию: полководец халифа Омара осадил его в 636 году. Жители защищали город два года. Когда силы истощились, святитель Софроний пришел в стан завоевателей. Иерусалимский патриарх сказал, что Иерусалим сдается. Но при одном условии: самому Омару. Халифу он сказал: «Се, мерзость запустения на месте святе!».

Город после этого неоднократно завоевывался. Казалось бы, при таких потрясениях и исторических невзгодах ничего не могло уцелеть от древности. Но паломник, впервые приехавший на Святую Землю, с радостью и изумлением находит множество святынь. Часть еще находится под землей. Слой порой достигает 10–12 метров. Чтобы увидеть, например, воды знаменитой Вифезды, где Спаситель исцелил расслабленного, надо спуститься глубоко под землю.

У паломника вызывает самые благоговейные переживания все то, что напоминает в Иерусалиме об искупительном подвиге нашего Спасителя и Божией Матери

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector