0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Не только обретение Креста, но и его потеря

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Как царица Елена нашла Крест Христов

Исповедание царицы – в акте обнаружения главнейшего артефакта ее души — она нашла Крест.

Иконография Креста очень многообразна. Формы и наполненность их усложнялась веками. И Крестов стало очень много. Каждый может выбрать по вкусу. Но Крест Христов был один. Только один!

И традиция изображения Распятия показывает ясно, как был распят на Своем Кресте Господь. Руки простерты вдоль верхней перекладины и пригвождены к ней, ноги прибиты гвоздями к вертикальному столбу, что врыт в каменистую почву. Над головой Распятого — табличка с надписанием.

Традиция распинания на кресте

Вообще-то, распинали римляне по-разному. Мы имеем массу свидетельств, что не всегда этот вид казни был классическим. Например, когда распинать приходилось огромное количество людей, то для этого могли использовать что угодно: столбы, деревья, стены домов, двери.

При исследовании Туринской плащаницы было обнаружено, что пригвождение рук происходило в районе запястья. А найденный в Палестине в захоронении распятого юноши фрагмент пяточной кости, говорит нам, что прибивать ноги могли и одним большим гвоздем в пяточную кость через деревянные досточки. Пожалуй, на этом заканчиваются артефакты, свидетельствующие о древней казни римлян, которую они переняли от карфагенцев.

Но главным в этой казни было само умерщвление посредством удушения. Это и был принцип изуверства на столь ужасной виселице!
Распятие во все времена было самой позорной казнью.

Обычно распинали людей обнаженными, часто обливали тела испражнениями или помоями, чтобы рой мух одолевал несчастных. В распятых нередко кидали камни, умножая кровоточащие раны. Под мучениками на крестах устраивали гнусные представления, которыми унижали достоинство человека.

Казнь на кресте свидетельствовала о полной беспомощности казнимого. В древние времена беспомощных не любили, они становились объектом нападок и унижения.

Почему царица Елена искала орудие казни?

И вот теперь представим женщину, прожившую 80 лет в таком вот восприятии этой казни, которая вдруг полюбила орудие смерти другого человека. Крест!

Для меня всегда стоял вопрос: почему царица Елена, престарелая мать императора Константина, вдруг организовала экспедицию в Элию Капитолину (нынешний Иерусалим) ради одного: найти Крест Христов?! Что именно эту женщину привлекало в такой задаче? Найти орудие казни? Да. Казни Иисуса Христа. Но почему именно орудие казни? Почему не другие артефакты она спешила найти?

Предание и описание Евсевия Кессарийского приоткрывают нам особенности первых письменно зафиксированных раскопок царицы. Она сама не отходила от места раскопок, не только надзирая, но и деятельно участвуя. Престарелая матрона восседала на курульном месте под большим зонтом весь день, невзирая на палящее солнце. Она с интересом наблюдала за работой нанятых копателей, ободряя их мелкими и легкими, как лепестки, золотыми монетами, которые бросала в мусор, что им надлежало выгрести из брошенной цистерны. И это заставляло их быстрее выкидывать мусор, чтобы добраться до желаемого золота.

Свидетельства того, что обретенный Крест — Христов

Огромная цистерна, где проводились археологические раскопки, была вырублена при Ироде Великом, когда возводились стены вокруг Иерусалима. Но после строительства вода оказалась не востребована, и цистерна стала засоряться мусором. Ее местонахождение у Голгофы (традиционного для Иерусалима места казни) определило участь братской могилы для невостребованных казненных тел, которые сбрасывались в цистерну римлянами вместе с патибулумом (перекладиной, к которой пригвождались руки распятых). Т.е. римляне обычно не вынимали гвозди из рук казненных и хоронили их пригвожденными к перекладине.

Гвозди вынимали только родственники убитых, если им удавалось получить тела мертвецов.

Дело в том, что гвозди были бронзовыми и загибались с обратной стороны дерева. Разогнуть их, чтобы вынуть из деревянной перекладины и из тела, было трудно.
В общем, в цистерне за века собралось много костей и патибулумов. Столбы же (статикулум), на которые воздвигали перекладины (патибулум) для распятия, обычно на месте казни стояли постоянно.

Когда Спаситель нес, согласно евангелистам, Свой Крест по Иерусалиму, то речь шла только о верхней перекладине (патибулум), которую по римской традиции тоже называли крукс, т.е. крест.

Его и нашли для царицы Елены в заброшенной цистерне в 326 году от Воплощения Бога Слова. Дело в том, что не только найденная рядом табличка на трех языках “Иисус Назарянин Царь Иудейский” свидетельствовала о настоящем Кресте Господнем, а и то, что из патибулума были вынуты гвозди! Такие перекладины встречались редко, и единственная была возле найденной титулус (таблицы с надписанием). Прочие патибулумы были с гвоздями и останками распятых.

Итак, Крест найден. Принесен царице вместе с титулусом и гвоздями. Дальше епископ Макарий испытывает его вместе с другими крукс на теле покойницы. Та воскресает от прикосновения истинного Древа Животворящего. И это становится поводом для ликования царицы и всей христианской общины. Но вопрос остался открытым: почему для Елены было необходимо найти именно Крест?

Почему именно Его Креста так важно было коснуться?

Боюсь дать исчерпывающий ответ. Но мне видится, что святая Елена, как и древние христиане, видели утверждение веры в жертвенном исповедании. И пламенная проповедь апостола Павла о Кресте была квинтессенцией Христианства того времени.

Для царицы, как и для прочих христиан, было важно коснуться орудия казни их Учителя, как лобзали они орудия казни тех, кто последовал за Учителем. Это был первоисточник их веры. Ведь Господь пострадал для того, чтобы христиане верили и обрели спасение. Орудие казни стало терять значение позора. Раз Он, Христос, был реально распят и Тело Его было снято с Креста и положено в гробницу, значит дальше события развивались в Евангельском ключе обетования. И царственной старухе важно было незадолго перед смертью коснуться символа ее веры, чтобы не бояться. Ее исповедание случилось в этом акте обнаружения главнейшего артефакта ее души — она нашла Крест!

Все остальные находки: Гроб, Голгофа, Вертеп Рождества, Темница Христова, — были обнаружены, раскопаны позже. Но прежде епископ Иерусалима воздвигал перед народом Крест, на котором ранее были пригвожденные руки Христовы — Воскресшего затем Спасителя. И народ восклицал великую молитву: “Господи, помилуй!”.

Обнаружение Креста было важно не только для матери императора. С извлечением этой реликвии из грязи веков стало многое меняться. И уже император Константин запрещает в Империи крестную казнь. А Распятие Христово постепенно приобретает смысл прямо противоположный прежнему — позорному. Со временем над Распятием на иконах на титулусе стали писать краткую надпись: “Царь Славы”. Эта надпись обновила сознание людей в отношении не просто Креста Господня, а самой миссии Принесшего на землю Евангелие. Теперь это не нищий проповедник возвещает невиданные вещи, а Сам Владыка твари царственно зовет с Собой в вечные обители радости Своего Царства. И Крест — лествица в Небо. Он становится сокровищем каждого христианского сердца, которое не прячут в темных сокровищницах, но жаждут воспользоваться им, чтобы Христова победа была реализована в каждом верном.

Потому праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня в древности праздновался на уровне Пасхи. И царица Елена стала именоваться равноапостольной. Она не многое проповедовала словесно. Но ее проповедью стало многотрудное обретение стержня всякой христианской проповеди — Креста.

Потеря нательного креста — что это значит и как быть

Крест — значение для верующего

Нательный крест это святыня для каждого православного христианина. Он изображает Господа нашего Иисуса Христа распятого и символизирует смерть и воскресение Христово. Крестик дается человеку при совершении Крещения. Его не принято снимать и потеря нательного креста станет весьма неприятным событием. Он остается с человеком на всю жизнь как знак его веры в Бога, верности Ему, принадлежности к Православной Церкви.

Читать еще:  Христос словом воскресил Лазаря, и тем же словом воскреснут все

Также это напоминание каждому человеку, что Крест является оружием против лукавого и падших духов. Он имеет силу исцелять и даровать жизнь, отчего его также называют Животворящим. Также это название связано и с символикой Воскресения Христа. Однако стоит понимать, что Божественная сила, которая проистекает через крест, не является свойством материала распятия. Благодать исходит от Господа через Крест. И крест — орудие мучительной и позорной казни, — стал символом нашего спасения, ведь на нем был распят Иисус Христос.

Нательный крест — средство благодатной защиты каждого христианина. Не в смысле оберега или магического артефакта, а в смысле духовной защиты каждого, кто верует во Христа и исповедует Его. Отношение к кресту как к средству механической защиты от бед и напастей не является христианским. Крест – орудие нашего спасения только при условии благоговения к святыне и вере в Христа.

Святитель Димитрий Ростовский: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, Пресвятою Кровью Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием Пресвятого Имени Его».

Что означает потеря нательного креста

Среди людей, слабо знакомых с христианством, бытует мнение, что если человек потерял крестик, это верный знак болезни или смерти. Также существует примета, что нельзя поднимать потерянный кем-то крестик или нельзя носить подаренный крестик. Но это всего лишь суеверия, не имеющие ничего общего с учением Церкви. Носить подаренный или найденный крестик можно. Никаких запретов на это не существует, нужно лишь освятить его в храме. Что означает потерять нательный крестик? С православной точки зрения потеря нательного креста это досадная случайность и невнимательность. Но никак не «знак свыше».

Такого мнения придерживаются все священники, но все равно вопросы о последствиях потери креста постоянно задают. Вот как на них отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

«Это ничего не значит, просто Вы потеряли крестик, и все. Нужно сходить в храм и купить новый, надеть его на себя и не переживать».

Вместе с тем потеря нательного крестика является неприятным событием в жизни человека. Такой повод для расстройства может послужить призывом к участию в таинствах Покаяния и Причастия. Это будет искренний порыв души человека, проявление его веры и стремления к Богу и Церкви. Крест – символ свободы от греха, орудие нашего спасения и никак не может служить источником бед для человека.

Что делать, если потерял крестик

Если потерялся крестик, всегда можно приобрести другой в любой церковной лавке. Можно купить его в другом месте (например, в ювелирном магазине). Но в таком случае его необходимо освятить. В Церкви существует особый чин освящения, совершаемый священником.

Существуют различные формы канонического нательного креста: четырехконечный, шестиконечный или восьмиконечный. Исторически сложилось, что в Русской Православной Церкви более распространены восьмиконечные нательные кресты, с надписью с обратной стороны «Спаси и сохрани». Нательные крестики миряне носят под одеждой, не выставляя крест напоказ. Материал крестика может быть различным — металл, дерево, кость.

Берегите свой крест

С древних времен снять с себя крест или не носить его считалось для христиан равным богоотступничеству. Многие христиане пострадали за Христа из-за отказа снять с себя крест и отречься от Него. И это не только свидетельства о мучениках древности, существуют и примеры принятия мученичества среди наших современников. Например, подвиг Александра Воронцова, который пробыл в плену у боевиков в Чечне в течение 5 лет (с 1995 по 2000 гг.). Его пытались заставить снять крест — мучили, морили голодом, пытались расстрелять. Но так и не смогли сломать его веру. Это наглядный пример истинно православного отношения к нательному кресту – как к величайшей святыне, которая связывает нас со Христом.

Святитель Иоанн Златоуст: «Крест – символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно отнять, основание святости»(“На поклонение Честному и Животворящему Кресту, в среднюю неделю Великого поста”).

Каждому православному христианину необходимо относиться к своему нательному кресту с благоговением и бережностью. Если потерял крестик – можно помолиться Богу о том, чтобы найти его. Можно молиться своими словами или молитвами, составленными Церковью к святым угодникам Божиим (например, мученику Иоанну Воину или любому другому святому). Главное в этой молитве, как и в любой другой, это вера и смирение.

Не только обретение Креста, но и его потеря

Согласно иудейской традиции, камень, которым кто-нибудь был убит, дерево, на котором кто-либо был повешен, меч, которым кто-нибудь был обезглавлен, и веревка, которой кто-нибудь был задушен, должны быть по­гребены вместе с казненными. Это означает, что и Крест Господень нужно было бы искать в гробе Спасителя, недалеко от места Его Воскресения. Однако в отношении Господа упомянутое предписание не было исполнено. Вероятно, по двум причинам: потому что Он был предан смерти не по иудейскому, а по римскому законодательству, и потому что преисполненные великого благоговения Его ученики не решились положить рядом с пречистым телом Учителя орудие казни.

Вероятнее всего, все три креста, на которых были распяты Господь и два разбойника, были зарыты вблизи места казни Спасителя. Не подлежит сомнению, что первые христиане с благоговением хранили память о месте, где находилась эта величайшая святыня, однако историческая катастрофа — разрушение Иерусалима Титом в 70 году — до неузнаваемости изменила ландшафт города и окрестностей: Иерусалимский храм был разрушен до основания, а священное место распятия засыпано мусором. Нужно отметить, что уничтожение христианских святынь не было стихийным. По свидетельству историка Евсевия Кесарийского, враги христиан совершенно сознательно осквернили Голгофу: засыпали пещеру Гроба Господня, насыпь замостили камнем, а сверху водрузили идол богини сладострастия Венеры. Это капище было построено по приказу императора Адриана в 130-х годах, что привело к мятежу среди местного населения.

Таким образом, Крест Господень был сокрыт от христиан на протяжении всего периода гонений.

«. Сим побеждай!»

До IV века крест не был общепризнанным символом христиан. Это и не удивительно. В период гонений делать изображения креста было опасно, и не только потому, что ношение этого знака могло стать причиной тюремного заключения и смерти, но и потому, что сам крест могли подвергнуть осквернению. Первые христиане использовали вместо него другой символ — изображение рыбы. Это была своеобразная филологическая загадка, которую вряд ли могли расшифровать непосвященные. Дело в том, что слово «рыба» (по-гречески — Ίχθύς) состояло из первых букв выражения фразы «Ίησοvς Χριστoς Θεov Υιoς Σωτήρ» — «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Тайным символом-пропуском для христиан на место их встреч стало изображение двух рыб по обе стороны от вертикального якоря с верхушкой в виде креста. Кроме того, крест можно было «угадать» в некоторых других аллегорических изображениях, найденных в римских катакомбах II-IIIвеков.

Утверждение креста как общепринятого символа христиан связано с именем святого равноапостольного царя Константина и его матери — святой равноапостольной царицы Елены.

Согласно историку Евсевию Кесарийскому, Константин перед решающей битвой с жестоким римским диктатором Максенцием удостоился видения чудесного знамения. Евсевий так передает нам его слова: «Однажды в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, — говорил василевс, — я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью: “Сим побеждай!”». Не удивительно, что император, одержавший самую решительную победу в своей жизни под водительством Креста Господня, во время своего правления стремился воздать этой святыне особые почести.

В истории Церкви император Константин сыграл исключительную роль. Хотя он и не был христианином с рождения и в юности жил при дворе императора Диоклетиана — злейшего гонителя христиан, он всегда питал глубочайшее уважение к единоверцам своей матери. Именно император Константин изданием Миланского эдикта в 313 году положил конец кровавой эпохе гонений на христиан и провозгласил свободу совести как краеугольный камень внутренней и внешней политики Римской империи. Именно он стал инициатором проведения Первого Вселенского Собора в Никее в 325 году. И именно по его просьбе мать, святая Елена, отправилась в 326 году в Палестину, чтобы вернуть Честный Животворящий Крест Господень христианам.

Читать еще:  Четверг Страстной седмицы: Великий, а не «чистый»

Путешествие святой Елены

Мать будущего правителя величайшей христианской империи родилась в небольшом городке Дрепан в Вифинии (теперь на этом месте находится маленкая турецкая деревня Херсак).

В юности святая Елена помогала своему отцу — держателю небольшой придорожной гостиницы — разливать вино, пока посетители меняли лошадей. Именно здесь, за трактирной стойкой, ее и увидел будущий отец Константина Великого — Констанций Хлор. В начале 270 года она стала его женой — или, по другой версии, конкубиной, то есть официальной сожительницей. В языческом обществе, которое было весьма далеко от норм христианской морали, такое сожительство не считалось постыдным. Наиболее распространенная версия гласит, что Елена и Констанций поженились вскоре после рождения их сына.

Констанций Хлор сделал блестящую карьеру, что было совсем не удивительно в те времена, когда простой солдат мог стать императором, как, например, император Диоклетиан, проложивший себе дорогу к трону силой оружия. Однако управлять огромной империей солдату было непросто. Поэтому вскоре после начала своего правления Диоклетиан разделил империю на четыре части и выбрал себе соправителей, которые контролировали бы эти территории. Одним из них и стал Констанций. Увы, пурпурная мантия цезаря «стоила» недешево: Констанцию было приказано развестись с Еленой, чтобы породниться с еще одним соправителем империи — августом Максимианом Геркулой, женившись на его падчерице Феодоре.

У нас нет никаких сведений о том, как пережила этот горький разрыв святая Елена. Вероятнее всего, она жила тихо и уединенно, даже не предполагая, что Господь уготовал для нее великое будущее.

В 324 году святой Константин провозгласил свою мать августой. А спустя два года она, будучи уже в весьма преклонном возрасте (ей было тогда около восьмидесяти лет!), отправилась в паломническую поездку в Иерусалим — с целью найти тот самый утерянный Крест, который, просияв над Римской империей, помог ее сыну одержать блестящую победу над врагами христианства.

Святая Елена повелела разрушить мерзкое капище, воздвигнутое над местом казни Господа, и там обнаружила три креста, а также табличку и гвозди, которыми Спаситель был пригвожден к орудию казни.

Чтобы узнать, на каком именно из трех крестов был распят Господь, их поочередно прикладывали к тяжелобольной женщине. При прикосновении к одному из них женщина выздоровела, и все собравшиеся прославили Бога, вернувшего христианам символ их спасения.

Ученые не могут с научной достоверностью установить, какой формы был Крест, на котором распяли Спасителя. Дело в том, что святая Елена нашла лишь две отдельные перекладины, пазов на них не было, и невозможно определить, как именно они крепились друг к другу. Он мог иметь форму буквы «Т», мог быть четырехконечным или восьмиконечным.

Разделение святыни

После обретения Честного Животворящего Креста Господня император Константин начал обширное строительство храмов в Иерусалиме, чтобы воздать христианским святыням должное поклонение. Три храма на Святой Земле были основаны святой Еленой: это Храм Гроба Господня на Голгофе, базилика Рождества Христова в Вифлееме, церковь над местом Вознесения Христа на Елеонской горе.

Место обретения Креста Господня, согласно преданию, находится в приделе Обретения Креста храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Оно отмечено красной мраморной плитой с изображением православного креста. Чтобы попасть в этот придел, нужно спуститься вниз по металлическим ступенькам на два этажа ниже основного уровня.

Где же сейчас находится великая христианская святыня? Святая Елена разделила Крест Господень на две части. Одну она направила своему сыну в Константинополь, а вторую оставила для поклонения в Святом городе. К сожалению, обе части святыни были утеряны вновь. Иерусалимская часть Креста исчезла в битве при Хаттине в 1187 году, когда Иерусалимское королевство крестоносцев было разгромлено мусульманскими армиями под началом Саладина. Константинопольская часть Креста была похищена в 1204 году после разграбления столицы Византии крестоносцами. Однако до утраты Честного и Животворящего Креста Господня от него много раз отделяли частички разного размера, которые и сейчас можно встретить в некоторых храмах и монастырях.

Газета «Православная вера» № 05 (553)

Сим победиши. Обретение Честнаго Креста св. Еленою

РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ ЦАРЬ КОНСТАНТИН И МАТЕРЬ ЕГО ЦАРИЦА ЕЛЕНА

Дни памяти: Март 6 (19) ОБРЕТЕНИЕ ЧЕСТНОГО КРЕСТА И ГВОЗДЕЙ
СВ. РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ ЦАРИЦЕЮ ЕЛЕНОЮ ВО ИЕРУСАЛИМЕ; Май 21

(Дея. З, 19-26; Ин. 2, 1-11). «Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа». Так говорил св. апостол Петр распявшим Господа иудеям, утешая их, что сделали это по неведению. Мы же не по неведению распинаем в себе вторично Господа грехами своими; но многомилостивый и нас принимает, когда каемся и обращаемся к Нему от всего сердца своего. Это и сделали мы в великий пост. Всякий прибегал ко Господу в слезах покаяния о грехах своих, и чем искреннее кто это делал, тем сильнее ощущал прохладу помилования, исходящего от лица Господа, через руки и разрешительное слово иерея Божия. Теперь что нам остается делать? Беречься от новых падений, чтобы опять не впасть в вину распинания Господа. Апостол говорит, что Господа Иисуса небо прияло только до лет устроения всех. Потом Он опять приидет и сотворит суд.
Какими глазами воззрят на Него те, которые пронзили Ему ребра!
А ведь и нам придется стоять в ряду их, если перестанем приносить плоды покаяния
и возвратимся на старое.

Святитель Феофан Затворник.

«Когда вере угрожает опасность, заповедь Божия нам — не хранить молчание. Если речь идет о вере, никто не имеет права говорить: “А кто я такой? Разве я священник? Это не мое дело”».

Преподобный Феодор Студит.

«Православная Церковь считает, что любые попытки разделить единство Церкви, предпринимаемые отдельными лицами и группами под предлогом якобы охранения или защиты истинного Православия, подлежат осуждению. Как свидетельствует вся жизнь Православной Церкви, сохранение истинной православной веры возможно только благодаря соборному строю, который издревле представлял компетентный и высший критерий Церкви в вопросах веры».

Проект документа Всеправославного собора, принятый V Всеправославным
предсоборным совещанием в Шамбези, под названием «Отношения
Православной Церкви с остальным христианским миром.

«Сим побеждай»! На небе с ликом
Небес самих, глазами он
Своими видит: «Туто Ника»!

А солнце к Западу уж шло
В тот час полуденный, как в выси
Возник светящийся вдруг Крест:
В лучах весь, с надписью…. Явился
И Сам Господь ему во сне,
Сказав, что знамением этим –
Крестом святым! – он победит.

Бой – с тьмою тьмы! А войско света –
Мало… Мало. И – Константин
Сей император Римский славный
Молился долго, горячо
Пред битвой с силою неравной,
В надежде, что Господь Сам Бог
Пошлет им знамение, войска б
Пред сечей веру укрепить,
Поднять бы дух солдат пред боем
Да прям с антихристом самим
В лице Максентия – тирана,
Что ненавидел христиан,
Как все язычники, и гнал их.

Не постыжает никогда
Надежда: Бог его услышал!
И уж на следующий день
На всех знаменах крест был вышит,
И на щитах был крест на всех.
И – враг повержен! Победитель,
В Рим с торжеством вернувшись как
Сам полновластный уж правитель,
Хоть части Западной пока,
Но государства; повелел и
Поставить статую с крестом
В деснице, с надписью: «Спас этим –
От ига город я…»! Потом
И манифест издал он первый,
Бы без боязни все могли
Теперь желающие веру
Там во Христа принять. Вторым,
Вслед, манифестом христианам
И вся недвижимось была
Возвращена.

Но только дьявол
Тот не дремал, и – вновь борьба:
Во всей империи уж Римской
Решалась Веры той судьба.
За Константина все молились
Тогда приверженцы Христа.
Ну, а Ликинию победу
Оракул сам пророчил… И –
Адрианополь. Битва. …Небо
Само вмешалось…. Константин
Верх одержал, а зять Ликиний,
Что прежде другом ему был,
Тот и престола там, и жизни
Своей лишился. …Так одним
Стал императором он властным
Уж всей Империи в те дни,
Распространив эдикт Миланский
На всю Восточную часть и.

Читать еще:  Право на Новый год, или Как поститься в праздники

Сим победиши! Туто Ника!
Господень Крест…. О Крест Святой!
С ним Константину стать Великим,
Свою и веру в Самого
На нём Распятого открыто
Все христиане уж могли
Там проповедовать впервые
За триста лет гонений.
Сим…

«Симъ победиши!» — надпись эта
Венчала герб Российский и
При Колчаке, к лазури ленты
Прильнув андреевской. Русь – ты ль?
Нет! Государственный тот символ,
Хоть и с двуглавым был орлом,
Да без короны царской, скипетр
Исчез с державой….
Герб – с мечом.

И – «In hoc signo vinces»! – Видьте:
«Под этим знаком победишь»,
«IHS»! …Орден и иезуитов
Се на эмблеме разместил
С девизом: «К вящей славе Божьей».

Ну, а в том Риме древнем, что
Хранит язычества дух кожей,
И кожей в снятое руно;
Где видел ужасы гонений
И исповедников Христа
Несокрушимость, твердость веры;
Где «дикость нравов» наблюдал
С лет детских, матерью взрощенный
Он христианкой, Константин,
Презрев язычество, не смог и
Не захотел остаться с ним.
И перенес столицу в город
Он Византию, на восток,
Сам Новым Римом Град нарек и.

Он глубоко был убежден,
Что христианству лишь под силу
Объединить – Любовь бо в нём! –
Его Империю велику,
Что разнородна….Церкви он
Жизнь посвятив, так много сделал,
Аки для Матери, добра!
Равноапостольным – Мать-Церковь
И почитает се дитя.

А был и цезаря он сыном.
Тогда Империя была
Разделена на половины
Две. Императора же два
Те соправителей имели.
Одним из них и был отец
Того, чья мать звалась Еленой,
Приявшей царственный венец
При императоре-то сыне
Всей уж Империи одном –
Святом Великом Константине.
На христиан тогда кругом
Гоненья шли. Его отец же,
Нет, не преследовал их там,
Где управлял, бо видел верность
В них слуг и честность граждан, сам
Хоть был язычником, имея
Из христианок и жену.
Равноапостольной – Елену,
Как её сына, назовут!

Сын, почитая Крест Господень,
На коем был распят Иисус,
Животворящий Крест душою
Желал найти всей! Мать свою
Он отправляет с этой целью
В Иерусалим град, давши все
Ей полномочия и средства.
И – Божьим Промыслом! – Крест ей
Чудесным образом был явлен,
Хоть долго поиски те шли.
Был обретен Крест! Богу слава!
Всю Палестину исходив,
Столь совершила в пользу Церкви
Мать императора! Она
Всем материнским чутким сердцем
На той Земли Святой местах
И Страсти Господа земные,
И боль Родившей, передать
Словами кою никакими
Здесь невозможно, сама ж – мать,
Пережила…. Сам свод небесный
Был рядом с ней уже тогда:
И «умерла» там, и «воскресла».

А до того как вознеслась
Все те места, что помнят Сына
И Мать Пречистую Его,
Что на Афон ступив лишь, идол
Всяк сокрушился, бесы – вон,
Мать Константина приказала
От всех язычества следов
Очистить, там воздвигнув храмы:
Храм Воскресения Его –
Господня Гроба, где и сходит
Пред Православной Пасхой всё,
На Православного и только
Лишь Патриарха в свет- Огонь;
Храм на горе и Елеонской,
Вознесся в Небо где Господь;
Храм в Вифлееме, «стало плотью»
Само где Слово; и – Хеврон:
«Во время зноя» где «дневного»
Увидел Бога Авраам.
Дуб Мамврикийский как усохнет,
Концу быть света…
Жив же – Храм.

Когда искала Крест Елена
Святая, ей сказали, что
Зарыт он там, где храм Венеры….
Снеся то зданье, под землей
Нашли креста три и дощечку.
И – «Назарянин Иисус, —
На титле том, — Царь Иудейский».
Те три креста по одному
Все на умершего и стали
Тут возлагать. Нет чуда…. Нет….
И – третий Крест… Не долго ждали:
Умерший ожил…. Он воскрес!

Так Крест Спасителя узнали.
Елена, с нею Патриарх
Иерусалимский был Макарий,
Найдя повыше место, там
Крест и воздвигли. Со словами:
«Помилуй Господи!» — народ
Взмолился весь. Тогда взяла же
Креста Елена часть с собой,
Бы императору и сыну
Святынь Святыню се вручить.
Раздав толпе в Иерусалиме
И щедру милостыню, и
Устроив трапезы для бедных,
Им и прислуживая там,
Царица, жизни своей дело
Всей завершивши, вновь в Царьград
Вернулась к сыну, где и вскоре
Она почила мирным сном,
Предавши душу свою Богу.

О Крест спасительный Святой!
Сим победиши!

Когда язычники кругом,
И Крест вновь гонят вместе с Тем и,
Кто был Распят на нём, войной
Идя на Отче, Его Сына,
На Дух – во Троице! – Святой,
Все очи – к небу, Константину
Где было знаменье….

Темно….
На мутном небе туч армада,
А скоро молнии и гром,
И – «тьма по всей….».

«Вратам же ада»
Не одолеть ввек Церкви, бо
Глава её Святой, Соборной,
Единой – Сам Господь, Христос!

Равноапостольные! Молим
Вас, Константин, Елена, что
Воздвигла Крест своей рукою,
Там, где весь Сонм, где вы теперь,
О нас молитесь…. Неспокойно
Не от предчувствия потерь,
Что неизбежны, ибо – море…
Корабль спасения ж – плывет
Не в одну сторону с Собором…

За тело Матери Святой,
Всё раздираемой на части,
Все встанут чада, как один;
За Рулевого! Кормчий….
Страсти…

Прости их всех, Господь…

*»Туто Ника» — по-гречески «Этим побеждай».
«Сим победиши» — Латинский вариант этой фразы — In hoc signo vinces (рус. Под этим знаком ты победишь) — стал крылатым выражением и девизом, широко используемым в западной культуре.
«In Hoc Signo (vinces)» («Сим Победиши», под этим знаменем победишь), Впоследствии получила распространение христограмма (анаграмма) «IHS», которая одновременно является сокращением латинизированно-греческой формы имени Иисус — IHSOVS (из ;;;;;;) и аббревиатурой первых трёх слов латинского перевода фразы «IN HOC SIGNO». Позднее буквы IHS были помещены на эмблеме ордена иезуитов, представителем которого и является папа Римский Франциск.

* «Церковь из гонимой (ecclesia pressa) становится, при Константине Великом, не только терпимой (с 311 г.), дозволенной и равноправной с другими религиями (со времени Миланского эдикта — 313 г.), но и покровительственной и привилегированной при том же Константине, а при сыновьях его, например, при Констанции, и при последующих императорах, например, при Феодосии I и II, — даже господствующею. Главнейшим виновником существенной перемены в жизни Церкви является император Константин, издавший Миланский эдикт.

В 2013 году исполнилось 1700 лет со дня подписания святым равноапостольным царем
Константином Великим Миланского эдикта 313 г., или Эдикта веротерпимости.
Это был важный шаг превращения христианства в официальную религию Римской империи – эдикт дал свободу христианам, которые до того времени преследовались.«Отныне всякий, свободно и просто выбравший христианскую веру, может соблюдать ее без какой бы то ни было помехи…»,— говорилось в Миланском эдикте».

*»Стремясь к тому, чтобы новая столица поражала всех своим великолепием, Константин предпринял следующее:
1. Всемерно способствовал приросту населения за счет мигрантов из Азии и Европы. Для привлечения притока мигрантов он распорядился обеспечивать вновь прибывших бесплатным вином, хлебом, маслом и топливом. Переселенцы пользовались рядом льгот.
2. В Константинополь были приглашены искусные архитекторы, каменщики, резчики, скульпторы, живописцы, плотники: все, кто своим искусством мог способствовать приумножению его великолепия. Все ремесленники этой категории были освобождены от выполнения всех государственных повинностей.
3. В Константинополь, в соответствии с распоряжением императора, ввозились религиозные святыни: драгоценные принадлежности культа, мощи святых великомучеников, бесценные фолианты, искусные скульптуры. Все это собиралось в городах Римской империи: Риме, Афинах, Эфесе, Коринфе. Ни один город не должен был превзойти столицу.
4. В Константинополе процветали искусство и науки. Это был город ученых и мыслителей. Библиотеки того времени поражали богатством своих фондов, насчитывавших сотни древних рукописей.
После смерти Константина его преемники также не жалели средств для поддержания великолепия столицы. Через 50 лет территория города охватывала семь холмов (как и в Риме) и была обнесена высокими крепостными стенами. Ходили слухи, что во время постройки города было истрачено более шестидесяти тонн золота: это были колоссальные по тем временам затраты.
Результат превзошел все ожидания: Константинополь поражал красотой своих храмов, дворцов, шириной улиц с крытыми галереями, огромными площадями, украшенными триумфальными арками, скульптурами, мраморными и медными колоннами, вывезенными из самого Рима».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector