0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Не прячусь ли я за немощью, когда нет мужества и веры в жизнь?

Не осознавая, что ты слаб, сильным быть невозможно

«Страдная пора. Косцы». Художник Григорий Мясоедов 1887г.

Человеку, впервые читающему Новый Завет, бывает трудно понять, как сила Божия может совершаться в слабости человеческой. Это кажется парадоксом и даже абсурдом, но на самом деле в этом утверждении заключен глубочайший смысл. Мы знаем, что слова об этом – довольно тебе благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12: 9) – были сказаны Господом апостолу Павлу. Святитель Иоанн Златоуст писал, что святой Павел был около полутора метров ростом; мы также знаем, что у него был причинявший ему неудобства и страдания недуг – по мнению некоторых толкователей, гнойный конъюктивит, настолько сильный, что собратья по вере готовы были исторгнуть свои очи и отдать ему (см.: Гал. 4: 15). И когда представляешь себе человека ростом метр пятьдесят, с постоянно слезящимися глазами, которого бьют палками, который борется с какими-то зверями, который попадает в кораблекрушение, которого сажают в тюрьму, но ничто не может остановить его в том деле благовестия, которое он совершает, становится понятно, как в немощи может являться Божественная сила.

Мы все очень хорошо знаем, что такое немощь. Но при этом у большинства из нас всё-таки нет достаточного понимания того, что такое человеческая слабость, и правильного к ней отношения, потому что если бы оно было, то в нашей немощи сила Божия тоже постоянно совершалась бы, причем вполне ощутимым образом. Мы знаем и подчас явственно чувствуем, что благодать поддерживает каждого из нас в состоянии бытия – подобно тому, как ток питает электрическую лампочку и она светит. Тем не менее никаких удивительных подвигов, подобных подвигам апостола Павла, мы не совершаем. Что же мешает в нас тому, чтобы слабость претворялась в силу?

Слабость – друг или враг?

Прежде всего, нужно сказать о том, что большинство наших слабостей – не просто немощи, а греховные привычки, которым мы потакаем.

Большинство наших слабостей – не немощи, а греховные привычки, которым мы потакаем

После грехопадения и ум, и чувства, и воля человека оказались повреждены, а значит, слабы. Мы можем вспомнить множество ситуаций, когда нам трудно было себя превозмочь, волевым усилием подвигнуть к должному, когда нам нелегко было удержаться от лишних эмоций, когда нам тяжело было сосредоточиться умом на молитве, а не скитаться во время молитвенного правила в своем воображении по всей вселенной. Но суть всё же не в этих трудностях, а в том, как мы к ним относимся: чаще всего мы бываем склонны оправдывать себя этим несовершенством и слабостью нашей природы: «Кто без греха? Вот и я так греховно поступаю, я немощный человек». И вместе с тем, если кто-то при этом такому человеку скажет, что он на самом деле безвольный и слабый, это вызовет бурю возмущения, поскольку в глубине души он себя таковым не считает, а только пользуется этим как инструментом. И понятно становится, почему в этой немощи человек себя не перерастает, почему он оказывается не способен ни на что доброе.

И здесь нужно сказать о том, что такое вообще сила человеческая. По большому счету, на свете нет абсолютно сильных людей: человек в любой момент может столкнуться с чем-то превосходящим его силу, и окажется, что в его жизни всё было на самом деле очень хрупко. Причем, как только человек начинает считать себя по-настоящему сильным, он очень часто с чем-то подобным сталкивается.

Я думаю, что подлинная сила человеческая основывается на том, что человек осознаёт за собой некий долг. Для христианина это, конечно, долг христианский – необходимость поступать так, как заповедал Христос. Если человек считает, что умение справляться с трудными обстоятельствами просто некое его качество, его достоинство, то, будучи поверженным, он останется с пустотой, ему не на что будет опереться, и такое крушение идола собственной силы, после которого человек никак не может восстановиться, мы наблюдаем в жизни очень часто. Но если у человека есть чувство долга, которое для него больше, чем его немощь, и даже больше, чем его жизнь, в момент тяжелого испытания он оказывается способным выдержать то, что, казалось, выдержать ему невозможно. Это универсальный закон, действие которого мы видим и в жизни людей неверующих: в истории человечества есть масса примеров, когда люди умирали за идею, за свои убеждения, никак не связанные с религией, и в частности с христианством. Но сама эта способность восходит к тому, что было заложено в человеческую природу Творцом: когда ты стоишь до конца за что-то, что для тебя важнее всех земных благ, ты превозмогаешь свою человеческую слабость.

Об этом можно сказать еще и так: насколько человек готов превозмогать свою слабость, настолько он будет сильным. А следовательно, не осознавая, что ты слаб, сильным быть невозможно. И не только осознавать нужно, но и видеть свои слабости, не отгораживаться от них иллюзиями.

Нужно не только осознавать, но и видеть свои слабости, не отгораживаться от них иллюзиями

С недостатками, как и с реальными врагами, мы можем справиться только в том случае, если будем знать их в лицо. И это, кстати, еще один важный момент: для того чтобы с помощью Божией ту или иную слабость перерасти, научиться действовать вопреки ей, нужно считать ее своим реальным врагом. Для нас же собственная немощь – это зачастую привычный сосед, друг, а подчас и вовсе будто бы кто-то самый родной и близкий. Когда человек со своей немощью носится как с писаной торбой, у него возникает странное чувство: будто бы он от этого имеет какую-то отдачу, будто бы именно так ему жить наиболее выгодно. Но на самом деле он, сам того не замечая, теряет и без того невеликие свои силы. Нужно отрывать от себя свои страхи, свои «не могу, не хочу, не буду», с которыми мы срослись, но которые отнюдь не безобидны для окружающих и для нас самих, – потому что всё это паразитирует на лучшем в нас, мешает раскрыться заложенному в нас Богом.

Читать еще:  Молитва умершему сыну до 40 дней. Поминальные молитвы об усопших

Только Бог знает, какое расстояние мы прошли

Вместе с тем, борясь со своими несовершенствами, прилагая к этому все силы, христианин должен всегда помнить о том, что сам он – лишь череда нулей, а единицу к ним, по слову преподобного Паисия Святогорца, может приписать только Господь. Приписать в любом месте этой череды и тем самым возвести нас в ту величину, в которую захочет: Не вы Меня избрали, но Я вас избрал (Ин. 15: 16). Только тогда, когда человек понимает, что он действительно без Бога не может ничего, начинается в нем то познание своей немощи, которое становится для него источником силы.

К сожалению, иногда верующие люди представляют себе врага нашего спасения слишком мягким. Им кажется, что, если при встрече с чем-то, в духовном плане угрожающим, принять подчиненное, бездеятельное положение, подобно тому как маленькая собачка переворачивается на спину при нападении большой собаки, врага эта картина умилит и он ослабит свои нападки. Но умиляться никто не будет – напротив, страсти начнут действовать в нас с удесятеренной силой, потому что противник наш может удовлетвориться только одним – нашей окончательной погибелью.

Как человеку достичь того, чтобы, с одной стороны, быть деятельным, а с другой – быть всегда готовым, подобно апостолу Павлу, сказать: собою же не похвалюсь, разве только немощами моими (2 Кор. 12: 5)? На самом деле здесь нет никакого противоречия: как только человек встает на путь делания и исполнения в своей жизни заповедей евангельских, он понимает, насколько мало он может сделать. Это такой жизненный путь, который подобен беговой дорожке: ты куда-то идешь, идешь, привыкаешь к нагрузкам и даже вроде бы восходишь от силы в силу, но под твоими ногами словно полотно, которое движется в обратном направлении. Ты ускоряешься – и оно тоже ускоряется, и только Господь может оценить твой труд, только Бог знает, какое расстояние мы на самом деле прошли. Потому и об окружающих не можем мы судить, насколько они продвинулись к Богу, сколько они сделали в своей духовной жизни. Единственный критерий, который нам доступен и который мы должны применять прежде всего к самим себе, заключается в том, что правильная христианская жизнь всегда совершается с напряжением внутренних сил. И это мы можем увидеть: живет ли человек на пределе своих способностей или как-то прохладно.

Правильная христианская жизнь всегда совершается с напряжением сил

Жить на пределе своих способностей не значит, подобно древним подвижникам, всю ночь обходиться без сна, питаться черствым хлебом, а в горячую пищу, если случается ее вкушать, примешивать золу. Речь идет об отношении к обычным, повседневным обстоятельствам жизни: насколько мы оказываемся в них неравнодушными, сердечными, мужественными. Господь знает, из какой точки начинался путь каждого из нас, и для Него важно не то, чего мы добились, а то, как нам было больно и трудно и насколько мы, несмотря на это, старались. И если мы об этом будем помнить, то не будем от своих слабостей ни унывать, ни приходить в отчаяние – но будем делать всё необходимое с упованием на то, что Господь даст нам ту силу, которая недостаток нашей собственной силы компенсирует.

проблема мужества в повседневной жизни. по тексту Ф. А. Вигдоровой (ЕГЭ по русскому)

Считается, что некоторые качества, такие как смелость, мужество, отвага нужны только в экстремальных ситуациях, но это не так. И в обыденной жизни могут сложиться такие обстоятельства, когда нужно проявить именно эти черты. В предложенном тексте Ф. А. Вигдорова поднимает именно проблему мужества в повседневной жизни.

Говоря о мужестве, автор цитирует слова поэта-декабриста Рылеева о том, что, несмотря на мужество в бою, мы боимся и слово сказать в пользу справедливости.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

В доказательства этого тезиса приводится случай, когда человек, ставший героем войны, не вступился за друга, которого несправедливо увольняли, потому что не нашёл в себе сил для этого.

Также автор приводит в пример случай с мальчиком, разбившим окно. Мальчик не был трусов: не боялся кататься с крутой горки или переплывать быструю реку, но признаться в содеянном испугался. Он боялся, что его накажут, и не смог признать свою вину.

Позиция автора относительно поставленной проблемы предельно понятна. Мужество нужно в повседневной жизни так же, как и во время чрезвычайных ситуаций. Возможно, в обыденной жизни быть мужественный даже сложнее, чем, например, во время войны.

Я согласна с мнением автора.

В повседневной жизни быть мужественным гораздо сложнее, чем во время экстремальных ситуаций, когда нет времени просчитать последствия и нужно действовать быстро.

О человеке, который смог быть мужественный и во время военных действий, и на мирной стоянке, пишет Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Капитан Денисов, проявивший себя в бою как отважный и смелый человек, и во время привала не перестал быть таким. Не побоявшись наказания от начальства и сторожей, он добыл для умирающего от голода полка необходимые припасы. Возможно этот случай трудно назвать подвигом, но определённого мужества он явно требовал.

Об истинно мужественным человеке писал и В.

Гюго в романе «Отверженные». Жан Вальжан, узнав, что вместо него на каторгу хотят достать невиновного, не покоятся признаться в своих поступках. Он потерял работу и больше не мог жить мирной жизнью, но справедливость восторжествовала. Он смог проявить мужество и ответить за свои поступки.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что не так много людей могут быть мужественным в обыденной жизни, автор абсолютно права. Но тем не менее, я думаю, каждый из нас должен к этому стремиться.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
чат-боте Сочинения24

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id32951

Мужество

Му́жество — 1) черта характера, обеспечивающая способность встречать опасности, беды, жизненные трудности без (чрезмерного) страха и утраты самообладания; отвага, бесстрашие, храбрость; 2) присутствие духа во время опасности или беды; 3) христианская добродетель, обнаруживаемая в способности, готовности и решимости верующего встречать скорби, беды, опасности, трудности, не теряя стойкости духа, с упованием на Божественный Промысл.

Читать еще:  Иностранный язык в зрелом возрасте – миссия выполнима

Мужество есть устойчивость в правде. Мужество – действие Духа Божия в человеке, дающего человеку силы противостоять искушениям, творить правду и отстаивать её. Мужество – это любовь к Богу и ближнему, любовь настолько сильная, что затмевает страх перед опасностью и даже смертью.

Христианское мужество основано на надежде и уповании на Бога, любви к Богу и ближним, на всецелом послушании и непоколебимой верности Господу Богу.

Христианское мужество принципиально отлично от фанатизма, безрассудства, упрямства, бесчувственности и напускного равнодушия. Критерием этого отличия является источник мужества (благодать Божия и любовь) и цель – правда.

Перед жестокими ордами Сеннахирима Езекия спокойно проводил свои военные приготовления и поддерживал морально своих людей. «И сказал: будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним… с ним мышца плотская, а с нами Господь, Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших. И подкрепился народ словами Езекии» ( 2Пар. 32:7-8 ).

Сравним: «Когда двери дома… были заперты из опасения от Иудеев» ( Иоан. 20:19 ) и «Видя смелость Петра и Иоанна…» ( Деян. 4:13 ). Те же ученики в течение короткого времени встретились с теми же иудеями. Откуда же взялось это новое мужество? Ответ гласит: «Они были все преисполнены Духа Святого».

Всякое ли мужество согласуется с добродетелью?

Мужество, как свойство характера, издревле воспевалось писателями, поэтами, летописцам. Искреннего восхищения нередко удостаивались мужественные воины, путешественники, мореплаватели, первооткрыватели, борцы за правду и справедливость. В этом понимании мужество, как правило, ассоциировалось с храбростью, отвагой, дерзновением, и даже с готовностью к самопожертвованию ради высокой цели.

Однако далеко не всегда, то, что определяется, как мужество, действительно достойно восхищения. Можно сказать, что мужество мужеству — рознь.

Достаточно часто за мужество принимается бравада, бесшабашный кураж. Положим, история знает примеры бравады военачальников, результатом которой становилась бессмысленная гибель бойцов. В современном мире среди примеров проявления напускного «мужества» можно выделить, скажем, катание на крышах лифтов и электропоездов, лихое вождение с мыслимыми и немыслимыми нарушениями правил дорожного движения, фотографирование на кромках крыш небоскребов, на стрелах высотных кранов и пр. Помимо того, что люди, демонстрирующие таким образом своё «мужество», подвергают неоправданному риску свою собственную жизнь, они подталкивают к этому других.

В христианском сознании мужество, как добродетель, всегда сопоставимо с благими мотивами, намерениями и целями, с желанием угодить Богу, с упованием на Божественный Промысл. Примеры христианского мужества являли многочисленные христианские исповедники, мученики, защитники веры, гонимые праведники и вообще все святые.

У Троицы окрылённые
архимандрит Тихон (Агриков)

Апостол Павел среди других узников плыл в Италию. Неожиданно поднялась сильная буря и обрушилась на корабль… Небо потемнело, ветер обратился в ураган, волны бешено били в борт судна, бросая его, как щепку. В корабле открылась течь… Четырнадцать суток, не видя ни солнца, ни звезд, носились, отдавшись волнам. Каждую минуту все ожидали смерти, не ели, не пили. На корабле было 276 душ.

Один только человек – святой апостол Павел – был вполне спокоен: он твердо верил Богу, Который обещал спасти его и плывших с ним. Мужественно возвысив голос, Апостол сказал: «Мужи и братия, я убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет… Так сказал мне Ангел в эту ночь….» Действительно, с наступлением дня все увидели залив с отлогим берегом. То был остров Мелит. Никто не погиб – все спаслись.

Друзья мои, нужно быть мужественными, решительными. Ничего славного нельзя сделать без мужества. Легко делать только худое. А разве не мужество увенчало святых мучеников вечной славой? А пустынники, подвижники, столпники.

Все великие ученые достигали открытий настойчивостью, мужеством. «Каким образом Вы открыли закон всемирного тяготения?» – спросили однажды Ньютона. «Неотступностью, постоянно думая о нем»,— отвечал он. А Архимед и другие ученые.

Мужество нужно, чтобы усиленно работать, учиться, подвизаться, встать пораньше на молитву (на братский молебен), потерпеть с любовью посты, длинные богослужения, найти пути примирения с обиженным другом… Особенно когда спасение так трудно дается, какое надо мужество, чтобы до конца все перенести.

Мужество нужно и чтобы безропотно терпеть страдания. Мало мы пожили, но уже и нас страдания коснулись своим огненным крылом. Ведь страдания, под разными видами (например, болезни, горе, нужды, тревоги, унижения), занимают огромное место в нашей жизни. «В мире скорбни будете» ( Ин. 16:33 ), — сказал Господь. «Претерпевый же до конца, той спасен будет» ( Мф. 10:22 ). И как мужественно простые люди умеют переносить страдания!

В 1871 г. шла война. У сестры милосердия Агриппины были ранены обе ноги. Ей было всего 20 лет. «Сестра, вам необходимо ампутировать ногу»,— сказал ей профессор. «Исполняйте»,— тихо ответила она. «Сестра моя, вам нужно ампутировать и другую ногу». – «Если есть на то воля Божия, доктор, исполняйте». После операции, придя в чувство, она тихо молилась: «Господи, не допусти меня возгордиться моими страданиями». Вскоре она тихо угасла навсегда.

…Госпиталь полон раненых. Предстояло много еще операций. Наркоз на исходе. У маленького ростом и слабого на вид солдата раздроблена рука. «Доктор, вы дадите что-нибудь, чтобы меня усыпить, не правда ли?».. – «О Боже, да у нас наркоз на исходе, есть совсем слабые братья…» – «Доктор, делайте мне так, я вынесу, а им сделайте полегче». И он выдержал страшную операцию, не испустив ни одного стона…

Мужество требуется и для того, чтобы говорить правду. Говорить правду – это основа всех добродетелей. Это достоинство каждого человека, христианина. Честность, правдивость – украшение верующего человека. «Блажени алчущие и жаждущие правды: яко тии насытятся» ( Мф. 5:6 ). Посмотрите на человека, любящего правду: он открыт, ясен, благороден; добрые, чистые глаза. Он внушает доверие… А на другого посмотрите: он хитрит, лицемерит, в поведении отпечаток низкого человекоугодия… Он не может прямо смотреть вам в глаза…

А какое мужество нужно для того, чтобы устоять против искушений! Чтобы в самой трудной обстановке вести себя и говорить так, как подобает христианину, любящему своего Господа!

Дело было холодной зимой. Воспитанник 3-го класса семинарии оказался среди неверующих товарищей. Они потащили его в ресторан на берегу Волги. Усадили… «Пей с нами, дружок, в попы записался… Ты не хочешь – пережиток ты, такой отсталый, эгоист….» В эту минуту с улицы послышался вдруг душераздирающий крик… Семинарист вскочил и мигом исчез за дверью… Вскоре, еле переводя дыхание, он вылезал из ледяной воды… Кровь текла по лицу: острая льдина ударила его по голове… На руках он держал мокрую полузамерзшую трехлетнюю девочку… Мужество!

Читать еще:  Толя до сих пор в шоке — на свадьбу в хоспис пришел Собянин

Что нужно для того, чтобы иметь мужество? Корень мужества – искреннее желание делать людям добро. И в этом надо закалить волю.

Если вы наметили себе высокую цель – быть верными Господу,— стремитесь быть мужественными. Для этого надо возлюбить Бога, людей, укрепить в добре свою волю и просить помощи у Бога – и вы будете мужественны.

Царство Небесное дается людям мужественным, энергичным, стойким, преданным до конца Господу. Спаситель говорит: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф. 11:12 ).

Пастырь добрый душу свою полагает за овцы. Только с этим прекрасным качеством – мужеством – вы сумеете выполнить свой христианский долг. Сумеете хорошо трудиться, нетрепетно говорить правду, найдете силы перенести жгучие страдания – окажетесь победителем в любых огненных искушениях и своим мужеством, самоотвержением дадите прекрасный пример своим собратьям верующим и даже в инакомыслящих вызовете законный восторг и уважение.

Православная Жизнь

Main menu

You are here

Путь мученичества можно измерить только собственными слезами

Вся история Церкви строилась на подвигах. Узнавая жизнь новомучеников и исповедников, мы соприкасаемся с опытом стояния в вере, стояния за Христа. Митрополит Антоний (Паканич) о подвигах, укрепляющих Церковь, закаляющих сердца, побеждающих смерть.

Фото: Сергей Рыжков

– Владыко, сегодня, к сожалению, среди «популярных святых» новомучеников встретишь не часто. Почему так происходит?

– Не могу согласиться с Вашим утверждением. Мои наблюдения свидетельствуют об обратном. Наши соотечественники глубоко почитают святых новомучеников и исповедников, которые близки нам по времени и даже в некой мере по условиям жизни. В то же время нужно признать, что очень часто люди привыкли искать у святых помощи в своих житейских делах и проблемах. Наверное, не так просто просить благополучия у того, кто ради Христа отказался от счастливой и сытой жизни.

Я думаю, святые новомученики укоряют нашу совесть, ведь, несмотря на христианские убеждения, наше сердце все равно остается принадлежать этому миру. Сегодня мы видим, как современный человек, который живет в условиях потребительского общества, становится все менее способным к стойкому перенесению трудностей и скорбей. Но святитель Феофан Затворник учит, что «за Господом, пронесшим Крест на Голгофу, нельзя идти без креста, и все идущие за Ним непременно идут с крестом». Это значит, что компромисс евангельского идеала с ценностями мира попросту невозможен.

Стремление к Богу означает для нас преодоление ветхого человека, освобождение от оков мира, исправление в себе той колоссальной искаженности, которая возникла в результате грехопадения. Путь к Господу лежит через крест. И если мы чего-то другого в жизни ищем – значит, мы весьма далеки от Евангелия, «ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21).

– Сейчас Церковь переживает сложные времена – это и захваты храмов, и клевета, и угрозы. Насколько актуален для нас пример новомучеников сегодня?

– То, что мы наблюдаем в некоторых западных областях нашей Родины, где захватываются православные храмы, а наших верующих избивают, священников с семьями выгоняют на улицу, иначе как правовым беспределом не назовешь. В адрес нашей Церкви звучат клевета и угрозы, которые порой ничем не отличаются по своей логике и контексту от богоборческих идей, приведших в ХХ веке к массовым жертвам и репрессиям.

Вместе с тем, мы должны четко осознать, что, в первую очередь, от нас самих зависит будущее нашей Церкви. Если мы не научимся самой жизнью свидетельствовать миру правду Божию, если, называя себя христианами, продолжим искать тленных и преходящих житейских благ, то участь наша будет плачевна. Новомученики открыли свое сердце для Христа, и все соблазны этого мира превратились для них в пыль. С таким мужеством они переносили все скорби и гонения, ведь кто живет со Христом, тому ничего не страшно.

В книге Сергия Фуделя «Воспоминания» в качестве эпиграфа приводится замечательный отрывок из его частного письма: «В Церкви с каждым годом все страшнее стоять, но не говорит ли это только о том, что постепенно окончательно снимаются, казалось бы, несокрушимые стены какого-то церковно-византийского благополучия и христианство возвращается к своей первоначальной Голгофе, в Гефсиманский сад. Страшно? Да! Но в этом саду Христос сказал ученикам: “Побудьте здесь и бодрствуйте». И это должно обязать наше сердце, оно должно прислушаться к этому голосу». Думаю, сегодня эти слова звучат особо актуально.

Нам нужно вспомнить, что спасение человечества совершилось на Голгофе, и только через Голгофу лежит путь ко спасению каждого из нас. Поэтому так ценен пример новомучеников, опыт их исповедничества и жертвенного следования за Христом, обращаясь к которому каждый христианин получает возможность и в своей жизни приблизиться к евангельскому идеалу.

– Времена гонений – это возможность для каждого окончательно определиться в своей позиции: следовать за Христом или предать Его. Много наших соотечественников показали пример стойкости в вере во времена безбожного режима. Они со смирением приняли все скорби, выпавшие на их долю: лагеря, издевательства надзирателей, пытки и избиения, глумления. Почитание новомучеников – это смысловое следование их подвигу. И в первую очередь – необходимость дать оценку богоборческой власти. Прокомментируйте, пожалуйста.

– Страшные события безбожных гонений – это не повод декламировать пафосные идеологические сентенции. Путь мученичества можно измерить только собственными слезами. Если мы не отдали ни капли собственной крови за свою веру, то нам лучше помолчать в благоговейном страхе и уважении перед тишиной и одиночеством чужой Голгофы. Эта Голгофа нам не принадлежит. По крайней мере, на данный момент. Этот крест можно узнать только тогда, когда на него всходишь. И только после этого он становится твоим. Все остальное – фетиш и пустословие.

Оценку историческим деятелям и событиям, равно как и каждому из нас, даст Сам Господь Бог. Святые мученики и исповедники собственными костьми легли под жернова тоталитарной машины и тем самым хоть немного, но все же сдержали губительное движение зла в этом мире. Глядя на свою жизнь, мы понимаем, насколько далеко стоим сегодня от этого подвига. И все, что нам остается, – молиться с сокрушением и каяться в своих грехах и немощах. Попросим в молитве у сонма святых новомучеников и исповедников крепости сил и дерзновения, чтобы вера наша была живой и действенной, а крест – радостотворным и спасительным.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector