0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Не каждый ли миг мы ступаем на берег зла?

ЗА ВЕРУ, СЕМЬЮ И ОТЕЧЕСТВО

Медицинские беседы св. митр. Серафима (Чичагова) Том I, Том II

Святитель Григорий (Лебедев)

Возлюбленные братия! Вникните умом и вложите в свое сердце только что выслушанное Евангелие. “И когда Он (Господь) прибыл на другой берег…” – так начинается сегодняшний рассказ (Мф. 8,28).

Человеческая жизнь – как река, и у нее два берега. Мы были с Господом на одном берегу. Господь указал нам этот правый берег жизни, берег правды жизни. Эта зеленеющая вера – сила. Вера-сила как живительный исток жизни, отдающейся Промыслу и питающейся от Божией стихии вечности.

Вам должно быть понятно пребывание на зеленеющем берегу жизни. О нем Господь говорил два прошлых воскресения в Своих возвышенных словах о Промысле и о вере-силе. Теперь Он переправился “на другой берег” и взял нас с Собой для наученья. Как только Господь прибыл на другой берег, “Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов” (Мф. 8,28); или, как говорит евангелист Марк, “тотчас встретил Его вышедший из гробов человек” (Мк. 5,2).

Господь показывает нам другой берег реки. Тот, оставленный, был берег жизни, а этот, видимо, берег смерти. Его обитатели живут среди гробов. Тут вся земля, не часть ее, – одно кладбище. Потому евангелист и говорит: “И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек”. “Тотчас” – как будто здесь живут одни гробные обитатели, а других и не встретишь. Очевидно, это – сплошная земля смерти.

Ее обитатели, как оказалось, были рабы смерти, рабы зла: они были бесноватыми; хозяином и распорядителем их жизни был бес, было зло. Значит, другой берег жизни – это царство зла, а его насельники – люди, продавшие себя в рабство злу или греху. Грех и зло – это же одно и то же. Сегодня Господь показывает нам это царство.

Очевидно, Христос непосредственным сопоставлением обоих берегов жизни, сопоставлением царства Бога и царства зла хотел запечатлеть в наших душах образы обоих царств, чтобы побудить нас, непробудных, оставаться всегда на зеленеющем берегу жизни.

Чтобы склонить нас навсегда остаться на зеленеющем берегу жизни, Господь показывает нам ужасающую и отталкивающую картину зла. Он изображает царство смерти в ярком образе его обитателя – бесноватого. Это царство отсутствия жизни. Бесноватый – человек зла, живет среди мертвецов: он вышел из пещеры с гробами покойников. Он живет среди скалистых гор, “в горах и гробах, кричал он”, как пишет о нем евангелист Марк (Мк. 5,5).

Мир смерти… Какая жизнь на скалистых вершинах? Ни деревца, ни травки, ни цветочка! Туда не ступает нога зверя, и порханье птиц не смягчает картину безжизненности. Безлюдие пустыни… Тишина могил… Угрюмье мертвости… Царство смерти!

Это царство смерти на кручах гор олицетворяет вздыбленную человеческую самость, которая, как гора, заслоняет небо. Сам человек – единственный хозяин своей жизни, и сам пробивает свой путь. Он сам громоздит свою жизнь; вавилонской башней самости он хочет опереться на землю, подмять ее под себя и подчинить себе самое небо. Кручи гор – это вздыбленная человеческая самость. А вокруг голые скалы всеразрушающего кругом себя себялюбия, утесы эгоистической замкнутости, ложбины греха, ущелья одной лжи и неправды, пропасти смертных падений.

Таков берег зла – земля безжизненности, уничтожения, где человек теряет человеческое и в эгоистически-животном цеплянии за жизнь обращается в животное, борющееся за себя и уничтожающее соперника. Господь в таком виде и показывает людей другого берега, людей зла. Они вышли “весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем” (Мф. 8,28).

Разве не правда, что жизнь вне Бога есть беспощадная борьба эгоизма? На безжизненной дороге зла – одно разрушение: гибнет сам человек, разрушается все человеческое. Евангелист Марк обозначает это разрушение жизни: “И никто не мог его (гадаринского бесноватого) связать даже цепями; потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы” (Мк. 5,3-4).

Человек-себялюбец не выносит ничего, что противно его пути. Отбрасывает и уничтожает все, что не подходит к миру зла. Все, чуждое этому миру, вызывает в нем бешеную ненависть, и человек, как одержимый, рвет все связи жизни добра. Он разбивает законы чести, совести, долга. Он рвет семейные связи, уничтожает общественные связи и, наконец, добравшись до Бога, рвет Его святые веления, твердые, как оковы, веления Божиего закона. Таков разрушительный путь зла. Но, быть может, на нем хорошо человеку, предавшемуся злу? Ничуть. Об этом свидетельствует тот же евангелист Марк: “Всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни” (Мк. 5,5).

Постоянная тревога за прочность своих эгоистических построек, постоянное недовольство достигнутым и имеющимся, постоянная погоня за неуловимым, “нужным” для жизни. Бесконечный круг неудовлетворенности, ненаполненности жизни и какая-то неистребимая пустота кругом при всех усилиях загрузить жизнь беспрерывной возней. И, конечно, крик пустоты, крик без устали, днем и ночью, как печать отверженности и свидетельство безрадостности и отсутствия покоя.

Братия! Поразмыслите, сколь ярки эти короткие евангельские слова, обрисовывающие жизнь зла, жизнь другого берега. По Евангелию, это жизнь разрушения, истребления самого человека, бесконечная борьба эгоизмов, разрушение законных связей человеческого общества и жизнь гнетущей пустоты при всей неугомонной хлопотливости что-то создать и чем-то отгородиться в жизни.

Если эта яркая характеристика недостаточно волнует вас, или вы, приведенные Богом на другой берег реки жизни, не разобрались в смысле этого Божия дела и не разобрались в значимости открывшегося на этом берегу, и если вас недостаточно волнует его мрачная картина, то я придвину ее поближе.

Как вам думается, далеко ли от вас лежит царство зла? Как вам думается, на каком неведомом материке стелется ужасающая тропа разложения и смерти? Ваш глаз покоен? Ему не видны скалы мертвости? Ваше ухо не беспокоят животные крики борьбы, и оно не слышит стонов людей, бьющихся об острые камни? О, вы были бы счастливы, если бы все это было далеко, далеко от вас!

Братия! А ведь оно близко, совсем, совсем рядом. Не каждый ли миг мы, как слепые, безотчетно ступаем на берег зла? Всякий грех, как бы он ни считался нами ничтожным, перебрасывает нас в землю зла, потому что грех и есть зло, и с каждым грехом мы становимся подданными царства зла. Даже малым грехом мы ставим себя под удар гибели и смерти.

Если вы вспомните, что в нас силен элемент разложения (“семя тли”) и что грех, как злокачественная опухоль, имеет тенденцию быстрого ускорения и распространения, а с другой стороны, если вы не забудете, что в царстве зла, хотя бы при малейшем сопротивлении ему, на вас навалится десятками своих агентов повелитель этого царства, чтобы вы отравились его ядовитыми туманами и заблудились, окутанные их пеленою, то вы поймете, что не напрасно предупреждает апостол: “Смотрите, как вы опасно ходите”.

Вы поймете, что мир зла – рядом с вами, что вам ежеминутно грозит опасность стать данником этого мира, а потом и пленником его. Вы поймете, что царство зла со всеми его безжизненными тропами гибели, гниения, со всеми его пропастями падений, со своим леденящим дыханием смерти – бок о бок с вами, и что вы ходите на острие ножа, можете при своей духовной неустойчивости каждый миг свалиться в его объятия.

Вы тогда ощутите, что вы сами кружитесь у могилы жизни, что мертвые скалы и угрюмые камни в конце концов стеснят и задавят и вашу жизнь. Тогда вы ощутите, что такое “одержимость”, когда почва ускользает из-под человеческих ног и люди влекутся чьей-то чужой и злой волей как ее орудия и жалкие рабы. Тогда вы почувствуете, что “одержимость” (бесноватость) вовсе не такое редкое явление жизни. И тогда-то стоны пленников зла откроют ваши нечуткие уши, и кошмарные вздохи зла не дадут вам самим покоя ни днем, ни ночью. Над ними повиснет давящее злорадство властителя зла о том, что на его берегу смерти завязла еще одна человеческая душа. Так что берег смерти совсем не далек и никак невозможно равнодушно пройти мимо него.

Поймите же, что Господь повел вас на другую сторону реки жизни затем, чтобы вы увидели истинное лицо того пути, около которого постоянно вы вьетесь, как будто и не замечая его смертельной опасности. Господь хочет, чтобы вы, увидавши истинное лицо пути смерти и ощутивши близость его смертельного дыхания, с содроганием оттолкнулись от мертвящих камней, бросились бы ухватиться за Божию руку, чтобы она вновь поставила вас и укрепила на зеленеющем берегу жизни.

И Господь в сегодняшнем Евангелии внушает, что Он силен утвердить человека на правом пути жизни, потому что, как ни страшно зло, Господь остается единственным Властителем и Распорядителем жизни. Эта мысль о Господе как Распорядителе жизни открывается из одной подробности рассказа о бесноватом, который, “увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему” (Мк. 5,6). Здесь очевидное признание, что сила зла подчинена Богу. Она видит Его, признает за верховного Властелина жизни и трепещет, повергаясь пред Ним поклоном.

Читать еще:  Монастыри и монашество. Традиции и современность

Евангелист Матфей выражает ту же мысль о подчинении зла Христу, когда приводит слова бесноватых, обращенные к Господу: “И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас” (Мф. 8,29). И тут исповедание Христа Божьим Сыном и признание, что Он властен потребовать от агентов зла отчета и подвергнуть их мучению, как расплате за зло. Сила Бога очевидна: Христос дает приказание злу оставить его пленников и совершает исцеление бесноватых (Мф. 8,31-33).

Таков сегодняшний евангельский рассказ. Снова и снова подивитесь, как глубоко и проникновенно Божие слово! Два берега реки жизни… Берег Бога и берег зла…

Братия, вы видели эти скалистые утесы мертвящего пути зла. Пусть не напрасно они показаны вам. Содрогнитесь пленяющего и истребляющего зла. Содрогнитесь “одержимости”, когда человек раб и влечется чужою волей. Содрогнитесь! Земля зла рядом с вами!

Остерегитесь! Не ходите слепыми, не ходите равнодушными, не ходите наивными. Земля зла покрыта пленяющими сетями, и на ней никому нет пощады. Пожалейте себя, поберегите себя! Не только не перебросьтесь с берега жизни на берег смерти, но даже не оступитесь на него.

Братия, даже не оступитесь! Земля зла покрыта сетями. А если по слабости своих сил, по искусительному влиянию зла, вы оступитесь, то берегитесь задержаться на берегу смерти. Ищите Божией поддержки! Хватайтесь за руку Бога, хватайтесь за любящую промыслительную руку! Отдайтесь ей всей верою-силой, и она вырвет вас с леденящей тропы смерти и опять поставит на цветущем берегу жизни.

Не отпускайте этой крепкой всесильной руки! И, если Господь по Своему предведению и по вашей слабости не укажет вам навсегда остаться при Нем, как Он не позволил остаться с Ним исцеленному бесноватому (Мк. 5,18-19), то вы, пребывая в миру, в своей земной обстановке, никогда все-таки не забывайте повеления, указанного Господом тому же исцеленному. Храните в душах, чтобы вновь не соскользнуть на берег зла, безграничную преданность Христу за то, “что Он сотворил с вами и как помиловал вас”.

Возненавидьте самый предлог к новым падениям! Возненавидьте, и полюбите душою всегда милующего и всегда спасающего вас Христа! Аминь.

Жемчужины Омара Хайяма

Благородство — страданием в Мир рождено!
Жемчугом стать — не всякой песчинке дано.
Можешь все потерять, сбереги только Душу,
Если Чаша жива, — в ней искрится вино!

Мгновеньями он виден. Чаще скрыт.
За нашей жизнью пристально следит!
Бог нашей драмой коротает вечность.
Сам сочиняет, ставит и глядит!

От безбожья до Бога — мгновенье одно.
От нуля до итога — мгновенье одно.
Береги драгоценное это мгновенье:
Жизнь — ни мало, ни много — мгновенье одно!

Удивленья достойны поступки Творца!
Переполнены горечью наши сердца,
Мы уходим из этого мира, не зная
Ни начала, ни смысла его, ни конца.

Мне говорят, что Бог создал меня,
И Солнце, чтоб я грелся у огня,
Одежду, пищу, кров и тварей всех-…,
Добро и Зло…- все Он, а где же Я!

Если б мне Всемогущество было дано,
Я бы небо такое низвергнул давно!
И воздвиг бы другое разумное небо,
Чтобы только достойных любило оно!

Не страшны мне, — ни смерть и не Ад!
Буду и миру иному я рад.
Жизнь – мгновенье одно, мыльный пузырь…,
Тот, кто дал, забирает назад!

Напиток вечности — в чаше Вино!
Богом Вино нам на радость дано.
Тебя, даже если умер вчера,
Завтра Вино воскресит все равно.

Мы живы! В чашах есть вино пока!
И солнцу не мешают облака…
Ты говоришь:- вино горчит? Так что ж?!
В нем Истина! Она всегда горька!

Жизнь пронесется, как одно мгновенье.
Ее цени и черпай наслажденье.
Как проведешь ее – так и пройдет…
Не забывай – она твое творенье!

Коль можешь, не тужи о времени бегущем,
Не отягчай души ни прошлым, ни грядущим…
Сокровища свои потрать, покуда жив…,
Ведь все равно в тот мир предстанешь неимущим.

Египет, Рим и Китай держишь ты под пятой!
Будь Владыкою Мира — равны мы с тобой!
Смертный Час уравняет тебя и меня.
Мерой савана и пядью землицы сырой.

Жизнь уходит из рук, надвигается мгла…
Смерть терзает сердца и кромсает тела…
Возвратившихся нет из загробного мира….
У кого бы мне справиться, как там дела?!

Рыбка утку спросила вернется ль вода,
Что вчера утекла? Если да — то когда?
Утка ей отвечала: «Когда нас поджарят-
Разрешит все вопросы сковорода»!

Эй, Злодеи, которым не видно конца!
В судный день не надейтесь на милость Творца!
Бог, простивший, не сделавших доброго дела,
Не простит, сотворившего зло подлеца!

Дух рабства кроется в кумирне и в Каабе!
Язык колоколов – язык смиренья рабий!
И рабства черная печать равно лежит
На четках, на кресте, на церкви и михрабе!

Те, что веруют слепо, — Пути не найдут!
Тех, что мыслят, — сомнения вечно гнетут…
Эй невежды! — голос раздастся однажды…,
Вместо дороги вы выбрали блуд!

Много сект насчитал я в исламе. Из всех
Я избрал себе секту любовных утех.
Ты – мой Бог! Подари же мне радости рая…
Слиться с Богом, любовью пылая,- ей богу, не грех!

Я в мечеть не за праведным словом пришёл,
Не стремясь приобщиться к основам пришёл,
В прошлый раз утащил я молитвенный коврик,
Он истёрся до дыр – я за новым пришёл.

Не моли о любви, безнадежно любя.
Не броди под окном у неверной, скорбя.
Словно нищие дервиши, будь независим.
Вот тогда может статься полюбят тебя!

Сад цветущий, подруга да чаша с вином,-
Вот мой рай, не хочу оказаться в ином.
Да никто и не видел небесного рая….
Так что будем пока утешаться в земном!

«Вино пить – грех?! Подумай, не спеши!
Сам против жизни явно не греши.
В ад посылать из-за вина и женщин?
Тогда в раю, наверно, ни души.

Запрет вина – закон , считающийся с тем,
Что пьётся, и когда, и много ли, и с кем.
Когда соблюдены все эти оговорки,
Пить – признак мудрости, а не порок совсем.

Растить в душе побег унынья – преступленье,
Пока не прочтена вся книга наслажденья
Лови же радости и жадно пей вино:
Жизнь коротка, увы! Летят её мгновенья.

Не трать себя, о друг, на огорченья,
На камни тягот, на долготерпенье.
Не зная завтра, каждое мгновенье
Отдай вину, любви и наслажденью!

* * *
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Уж лучше будь голодным, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Для прозренья истока лишь жажда нужна!
Если хочешь напиться, налей сам вина.
У природы от нас нет и не было тайн!
Загляни лишь в себя и все тайны узнай.

Ты обойден, награды нет тебе…?! Забудь!
Жизнь пролетает мимо и тернист твой Путь…?!
Случай твой не единственный в мире, если
Все перепутано и не познана суть!

Трясу надежды ветвь, но где желанный плод?
Как смертный нить судьбы в кромешной тьме найдёт?
Тесна мне бытия печальная темница, —
О, если б дверь найти, что к вечности ведёт!

О мудрец! Дать советы глупцам не спеши!
Всезнаньем своим дураков не смеши.
В мире, торгующим и верой,и знаньем
Общение с Богом плодотворней в тиши.

Смешно нам пользы ждать от мудрости своей!
Удоя от козла дождемся мы скорей.
Слыть дураком — во много раз полезней будет,
А мудрость в мире нам дешевле, чем порей!

Будешь в обществе гордых ученых ослов,
Постарайся ослом притвориться без слов!
Ибо каждого, кто не осел, эти дурни,
Обвиняют немедля в подрыве основ!

Я знаю этот вид напыщенных ослов:
Пусты, как барабан, а сколько громких слов!
Они рабы имён. Составь себе лишь имя,
И ползать пред тобой любой из них готов.

Общаясь с дураком, не оберёшься срама,
Поэтому совет ты выслушай Хайяма:
Яд, мудрецом тебе предложенный, прими,
Из рук же дурака не принимай бальзама.

О, мудрец! Если тот или этот дурак,
Называет рассветом полуночный мрак,-
Притворись дураком и не спорь с дураками,
Им же, кто не дурак, — вольнодумец и враг!

Нам жизнь навязана; её водоворот
Ошеломляет нас, но миг один – и вот
Уже пора уйти, не зная цели жизни…
Приход бессмысленный, бессмысленный уход!

Некий круг заключил наш приход и уход.
В нем конца и начала никто не найдет.
И никто еще верно сказать не сумел нам:
Мы откуда пришли? Что за гробом нас ждет?

В колыбели — младенец, покойник — в гробу:
Вот и всё, что известно про нашу судьбу.
Выпей чашу до дна и не спрашивай много:
Господин не откроет секрета рабу.

Мир-мгновенье, и я в нём мгновенье одно.
Сколько вздохов мне сделать за миг суждено?
Будь же весел, живой! Это бренное зданье
Никому во владенье навек не дано.

В сей мир едва ли снова попадём,
Своих друзей вторично не найдём.
Лови же миг! Ведь он не повторится,
Как ты и сам не повторишься в нём.

Читать еще:  О Троицкой родительской субботе и самоубийцах

Смысла нет постоянно себя утруждать,
Чтобы здесь, на Земле, заслужить благодать.
Что тебе предназначено, то и получишь,
И ни больше, ни меньше. И нечего ждать.

Увы, немного дней нам здесь пробыть дано,
Прожить их без любви и без вина — грешно.
Не стоит размышлять, мир этот стар иль молод.
Коль суждено уйти, не всё ли нам равно?

Всё пройдёт — и надежды зерно не взойдёт.
Всё что ты накопил — ни за грош пропадёт.
Если ты не поделишься вовремя с другом —
Всё твоё достоянье врагу отойдёт.

* * *
Шёл я трезвый – веселья искал и вина,
Вижу: мёртвая роза – суха и черна.
«О несчастная! В чём ты была виновата?»
«Я была чересчур весела и пьяна…».

* * *
От страха смерти, мне поверьте, — я далёк:
Страшнее жизни Что мне приготовил рок?!
Я душу получил на подержанье только
И возвращу её, когда наступит срок.
* * *

Все, что мы видим, — обман и подобие сна…,
Далеко от поверхности Мира до дна.
Полагай не существенным явленность мира,
Ибо тайная сущность вещей не видна!

У жемчужин Хайяма подумай пока
О жизненной цели своей на века…
Наша смерть лишь одно превращенье,
Хоть и она не легка и горька!

Хлесткая поэзия Игоря Губермана

Смотрясь весьма солидно и серьезно
под сенью философского фасада,
мы вертим полушариями мозга,
а мыслим — полушариями зада.

Бывает — проснешься, как птица,
крылатой пружиной на взводе,
и хочется жить и трудиться;
но к завтраку это проходит.

Учусь терпеть, учусь терять
и при любой житейской стуже
учусь, присвистнув, повторять:
плевать, не сделалось бы хуже.

Вовлекаясь во множество дел,
Не мечись, как по джунглям ботаник,
Не горюй, что не всюду успел,
Может, ты опоздал на «Титаник»

Пришел я к горестному мнению,
От наблюдений долгих лет:
Вся сволочь склонна к единению,
А все порядочные — нет.

Обманчив женский внешний вид,
поскольку в нежной плоти хрупкой
натура женская таит
единство арфы с мясорубкой.

Я живу, постоянно краснея
за упадок ума и морали:
раньше врали гораздо честнее
и намного изящнее крали.

Я женских слов люблю родник
И женских мыслей хороводы,
Поскольку мы умны от книг,
А бабы — прямо от природы.

Когда нас учит жизни кто-то,
я весь немею;
житейский опыт идиота
я сам имею.

Крайне просто природа сама
разбирается в нашей типичности:
чем у личности больше ума,
тем печальней судьба этой личности.

Во мне то булькает кипение,
то прямо в порох брызжет искра;
пошли мне, Господи, терпение,
но только очень, очень быстро.

Бывают лампы в сотни ватт,
но свет их резок и увечен,
а кто слегка мудаковат,
порой на редкость человечен.

Не в силах жить я коллективно:
по воле тягостного рока
мне с идиотами — противно,
а среди умных — одиноко.

Когда мы раздражаемся и злы,
обижены, по сути, мы на то,
что внутренние личные узлы
снаружи не развяжет нам никто.

Умей дождаться. Жалобой и плачем
не сетуй на задержку непогоды:
когда судьба беременна удачей,
опасны преждевременные роды.

Будущее — вкус не портит мне,
Мне дрожать за будущее лень;
Думать каждый день о черном дне —
Значит делать черным каждый день.

Россияне живут и ждут,
уловляя малейший знак,
понимая, что нае*ут,
но не зная, когда и как.

Я никак не пойму, отчего
так я к женщинам пагубно слаб;
может быть, из ребра моего
было сделано несколько баб?

Любую можно кашу мировую
затеять с молодежью горлопанской,
которая Вторую Мировую
уже немного путает с Троянской.

Ум полон гибкости и хамства,
когда он с совестью в борьбе,
мы никому не лжем так часто
и так удачно, как себе.

Есть в каждой нравственной системе
Идея, общая для всех:
Нельзя и с теми быть, и с теми,
Не предавая тех и тех.

Чтоб выжить и прожить на этом свете,
Пока земля не свихнута с оси,
Держи себя на тройственном запрете:
Не бойся, не надейся, не проси.

Душа порой бывает так задета,
что можно только выть или орать;
я плюнул бы в ранимого эстета,
но зеркало придется вытирать.

Когда устал и жить не хочешь,
полезно вспомнить в гневе белом,
что есть такие дни и ночи,
что жизнь оправдывают в целом.

Не каждый ли миг мы ступаем на берег зла?

Взвесьте свое обращение к Богу (+аудио)
ЕПИСКОП ШЛИССЕЛЬБУРГСКИЙ ГРИГОРИЙ (ЛЕБЕДЕВ) | 13 АВГУСТА 2017 Г.

Когда мы загнаны в тупик и мечемся в поисках помощи, мы вспоминаем о Боге, властно хотим подойти к Нему. Слово в 10-ю Неделю по Пятидесятнице священномученика Григория (Лебедева), епископа Шлиссельбургского.

Не каждый ли миг мы ступаем на берег зла? (+аудио)Не мешайте Богу творить благое дело жизниЗабудьте о темных закоулках, войдите в дверь жизниНе сидите у воды, как мертвые
Итог оказывается очень печальным
Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский, священномученикБратия, сегодня у нас будет слово о вере, и строгое слово. Строгое потому, что в нем Господь как бы подводит итог всем Своим призывам к человеку. Итог оказывается очень печальным.Господь правдиво и жестоко говорит о том, как род людской откликнулся на Его зов: “О, род неверный и развращенный. доколе буду терпеть вас?” (Мф. 17,17). Несмотря на это, Господь не уменьшает Своих требований в отношении веры, а вводит еще новое требование, которое завершает характеристику веры как силы души.Сегодняшнее Божие слово состоит из двух частей. В первой части, в рассказе об исцелении бесноватого глухонемого, содержится наименование рода людского – “неверный и развращенный” за его глухоту к вере. Во второй части, в беседе с учениками, мы находим углубленное требование Христа к людям в отношении веры. Поэтому и наше слово назидания будет посвящено двум темам.Божие учение без устали зовет к вере и к Небесному Царству, и для подтверждения истинности Своего учения Господь творит бесчисленные чудеса. Обращение к вере сейчас же венчается дарованием благодатной силы. Но и после всех бесчисленных по вере чудотворений картина тупой, ограниченной человеческой жизни не меняется.У человека тяжко болен единственный сын. Этот человек слышал о Христе и Его чудотворениях и, испытав бесплодно все земные средства для спасения сына, он приводит сына ко Христу. Приводит, конечно, не потому, что верит во Христа, а по безвыходной нужде – он все испытал, идти больше некуда… а, может быть, поможешь… Ради “пробы”, поскольку Христа среди учеников не оказалось (Он был на горе Преображения), показывает сына ученикам: вы учите чему-то новому и исцеляете, попробуйте исцелить. Это земное обращение нужды, в котором нет никакой веры.Когда к собравшейся около учеников толпе народа подходит Христос, и этот человек падает перед Ним на колени, умоляя исцелить сына, даже тогда у него нет веры. Об этом говорит сама форма обращения к Христу: “Если что можешь… помоги нам” (Мк. 9,22). Кто глубоко верит, тот не скажет словами неверного бессилия: “Если что можешь, помоги”.Господь справедливо вознегодовал – пришел человек, загнанный жизнью в тупик, знающий, что перед ним – Небо, что он призывает силу Бога, что путь к Богу – беспредельная вера – и лепечет: я показывал сына Твоим ученикам, они не помогли. Если Ты что можешь, помоги…В лице этого человека Господь обличает весь род человеческий: “О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?” (Мф. 17,17). “О, род неверный! Вот Я с вами, а вы бесчувственны. Вы по-прежнему копошитесь в земле; в ней ищете утешения для себя. Вы так развращены своими земными обманами. О, род развращенный!” – вот какие жестокие слова были обращены к косному в своей слепоте отцу.Только потом, когда приоткрылись глаза ослепшей души, когда человек увидел свою обнаженность и отвернулся от нее, он с ужасом воскликнул: “Господи! Верую, верую, помоги моей нищете”. Теперь он просит не о сыне, а о себе, слепом и обнаженном. Лишь тогда снисходит Бог к человеку и свершает исцеление больного (Мф. 17,18).Братия, эти суровые слова Христа обращены и к нам. Не правда ли? Насторожитесь! Проверьте себя: есть ли в вас настроение отца, вызвавшее гнев Господа?Когда мы загнаны в тупик, то вспоминаем о Боге Призывы Бога стучатся в душу нашу от самого нашего рождения. Призывы к вере, к спасению… И нас, и детей наших мучит дух зла, бросающий их и нас во все стихии земли (больной кидается “в огонь и в воду” (Мк. 9,22). Дух зла парализует слух души и делает ее неспособной являть добро и правду (“дух немой” – Мк. 9,17).Когда мы загнаны в тупик и мечемся в поисках помощи, мы вспоминаем о Боге, властно хотим подойти к Нему.Это обращение, братия, еще не есть вера. Это обращение нужды, некуда деться. И повторяются нами слова евангельского отца: “Ведь Ты же Бог, помоги нам!”Это жалкое обращение рабской души, которая в своем ничтожестве еще посылает упрек Богу: “Что же Ты молчишь и не помогаешь? Я верую, оправдай мою веру, помоги!”Братия, признайте, что сказанное есть жуткая правда каждого дня. И как жизненно звучит до сих пор негодование Бога: “О, род неверный и развращенный. доколе буду терпеть вас?” Пусть это справедливое негодование Бога коснется каждого уха. Усвойте, что эти жесткие слова обращены именно к вам. Вы только без лукавства подойдите к себе и взвесьте свою веру и свое обращение к Богу. Окажется ли оно выше неверия евангельского человека?Вам известно, что вера есть прежде всего осуждение греха в себе, отрыв от греха и устремленность в стихию Бога. Из истории расслабленного вам известно, что лишь при наличии этих условий приходит Бог, освобождает от греха и ведет к царству возрождения.Наконец, незабываемое чудо спасения апостола Петра наглядно показывает, что вы сами, в своих руках, держите ключ к спасению, и если вы не выполните сами указанных условий прихода Бога, то вера ваша – пуста и ничего вам не даст. Если вы не проявите своей устремленности к Богу, Бог не может спасти хотя бы и стоял рядом, как с апостолом Петром.Взвесьте все – есть ли у вас все условия для прихода Бога?Нет, нет, нет! О, род неверный и развращенный, запутавшийся в своих обманных путях!Это надо осознать, братия! Надо осознать, чтобы увидеть свою обнаженность, свои лохмотья души и умолять о себе: “Господи! Спаси, укрой от моей нищеты, помоги, подними как расслабленного. Дай прозреть, как слепому! Поддержи, как Петра, дай руку! Зажги веру как огонь жизни. Помоги моему неверию…”Господь милосерд. Как только отец осознал свое нищенство и ринулся в мир Бога, Бог тотчас откликнулся. Так будет и с нами. Только соблюдайте условия – осудить себя, оторваться от греха и броситься с постоянством в мир Бога так, чтобы вас не держали никакие цепи, вы бы поднялись и легко парили над стихией земли.Конечно, мы бессильны. Но Господь милостив и сегодня указывает нам средства воспитания веры-силы.Эти средства указаны во второй половине евангельского чтения – в беседе с учениками после чуда исцеления глухонемого. Когда по исцелении глухонемого ученики оказались наедине с Господом, они спросили Его, почему же они не могли исцелить больного: ведь наделил же Христос их силой исцеления? Господь отвечает, что они не могли исцелить по недостатку веры.Изумительный ответ! Как ярко он вскрывает действие веры-силы. Этим ответом Господь подтверждает, что вера как сила есть уход в мир Бога, погружение в поток Божия действа. Тогда только может исполниться то, о чем Христос сказал ученикам: “Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас” (Мф. 17,20).Поскольку ученики в случае с глухонемым оставались скованными законами земли, то чуда не свершилось. Они не смогли уйти в мир Бога и вызвать действие Его законов. Так как нужно было не только уйти в Божий мир, но и убрать с пути силу зла, связавшую больного, то требовалось особое напряжение веры. Господь разъясняет: для получения этого состояния требовалось упражнение, содействующее вере. Это упражнение – подвиг молитвы и поста.Вот какое назидание дает Христос! Вера-сила питается подвигом, подвигом молитвы и поста.Братия, это для нас! Требование веры как бегства от себя и погружения в мир Бога кажется нам столь необычным, что мы не знаем, как к нему и приступить. Теперь на этом пути нам указана опора, опора для освобождения из плена зла. Это – подвиг молитвы и поста.Почему так?Господь открыл нам полноту веры и путь к ней – молитваПодвиг нужен для бодрствования души, ибо к спящим человекам приходит враг (Мф. 13,25). Когда душа беспечна, она погружена во внешнее и свое внутреннее зло, и как она может тогда проявить осуждение зла и оторваться от него? Душа может сделать это при полном бодрствовании сознания, а последнее дается только подвигом.Кроме того, как видно из описания чуда с апостолом Петром, дело спасения требует нашей личной активности. Из истории слепых мы знаем, что вера требует не единичного порыва, а постоянной устремленности в мир Бога. Постоянство устремленности приобретается только подвигом. Почему же из всех подвигов Господь указывает именно на подвиг молитвы и поста?Вера есть перевод души в мир Бога, а что лучше всего этому способствует как не молитва, которая является беседой души с Богом, т.е. реализацией ее устремленности к Богу. Возьмем одно, но главнейшее, требование к молитве как к подвигу воспитания веры: молитва должна быть уходом от земли к Богу, включением души в надземную сферу, в простор Духа.Какая высь, братия! Чего же стоит наша обычная молитва, цепляющаяся за острия земных страстей и земных предметов? О, если б нам избегнуть греха молитвы! Если бы не нанести себе большого осуждения и не приглушить в себе веру. Убойтесь такого состояния и сделайте молитву тем, чем она должна быть – уходом к Богу.Братия, Господь открыл нам полноту веры и путь к ней – молитва. Теперь перед вами не только цель, но и намечен путь к ней.Начните с обнажения своего нищенства. Растрясите лохмотья души, прикрывающие ее наготу. Тогда молите о вере, как умолял о ней евангельский человек: “Господи! Укрой меня от моей нищеты; она, как невыносимое бремя, давит меня. Помоги, влей в меня веру, как огонь, истребляющий зло. Веру, как силу, открывающую Небо. Дай молитву как крылья, поднимающие туда…Господи, дай мне прозреть, как слепым! Дарами благодати и милосердия восставь от расслабления, как ты поднял расслабленного. Могучей Рукой Своей удержи меня от новых погружений в бездну, как ты удержал апостола Петра.И да не услышу я, Спаситель мой, слова негодования: “О, род неверный и развращенный. доколе буду терпеть вас?” Пусть мне зазвучит голос любви Твоей: “Маловерный! Зачем сомневаешься и колеблешься? Вера – все спасение твое”. Аминь

Читать еще:  Лекарство от вины. Заметки православного психотерапевта

Теги:
воскресное чтение, евангельское чтение, исцеление немого

КОД ДЛЯ САЙТА ИЛИ БЛОГА

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Помогите нам работать дальше!
Помочь
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

Не каждый ли миг мы ступаем на берег зла? (+аудио)
ЕПИСКОП ШЛИССЕЛЬБУРГСКИЙ ГРИГОРИЙ (ЛЕБЕДЕВ)Остерегитесь! Не ходите слепыми, не ходите равнодушными, не ходите наивными.

Не мешайте Богу творить благое дело жизни
ЕПИСКОП ШЛИССЕЛЬБУРГСКИЙ ГРИГОРИЙ (ЛЕБЕДЕВ)Есть лишь один выход – бросить суету и отдаться Промыслу

Забудьте о темных закоулках, войдите в дверь жизни
ЕПИСКОП ШЛИССЕЛЬБУРГСКИЙ ГРИГОРИЙ (ЛЕБЕДЕВ)Слово священномученика Григория (Лебедева)

Камилов Масрур: 9 миллиметров больного сердца

90% собрано / 32639.51 руб. осталось

Антонова Наталья: остеосаркома поражает молодых.

72% собрано / 95236 руб. осталось
Помочь ещё

ДРУГИЕ СТАТЬИ АВТОРА

Не каждый ли миг мы ступаем на берег зла? (+аудио)
ЕПИСКОП ШЛИССЕЛЬБУРГСКИЙ ГРИГОРИЙ (ЛЕБЕДЕВ)Остерегитесь! Не ходите слепыми, не ходите равнодушными, не ходите наивными.

Не мешайте Богу творить благое дело жизни
ЕПИСКОП ШЛИССЕЛЬБУРГСКИЙ ГРИГОРИЙ (ЛЕБЕДЕВ)Есть лишь один выход – бросить суету и отдаться Промыслу

Забудьте о темных закоулках, войдите в дверь жизни
ЕПИСКОП ШЛИССЕЛЬБУРГСКИЙ ГРИГОРИЙ (ЛЕБЕДЕВ)Слово священномученика Григория (Лебедева)Все статьи автора

Протодиакон Николай Попович об атеистах в окопах, несвятом Сталине и красоте христианства (+Видео)
ЛЕОНИД ВИНОГРАДОВРаненый, чуть не умер от жажды. Уже когда стал верующим и прочитал,…

В истинном паломничестве нет ни капли развлечения
ПРОТОДИАКОН СЕРГИЙ ШАЛБЕРОВА туризм — глубочайшее погружение в мир, до захлебывания

Проповедь о том, как провести Успенский пост
АРХИМАНДРИТ КИРИЛЛ (ПАВЛОВ)Слово архимандрита Кирилла о том, как важно хранить свои уста от скверны…

самое читаемое
Ребенку нужно говорить, что в раю будет много мороженого9,016«К своему ужасу мы видим – от источника идут наши пьяные дети»8,105Проповедь о том, как провести Успенский пост6,729Участники монашеского форума предложили, как спасти монастыри от “духовного туризма”6,235Моя дочь – игроман6,147Медовый Спас – праздник освящения меда?4,627Образование, каким оно должно быть4,435Вещий сон: а цепочка с крестом моим как будто ожила4,310Городской монастырь – как низко летящий самолет, рискующий разбиться3,883Взвесьте свое обращение к Богу (+аудио)3,460

лучшие авторы
Новостная служба11,979Оксана Головко9,581Архимандрит Андрей (Конанос)9,015Эльвира Китнис8,106Архимандрит Кирилл (Павлов)6,729Протоиерей Александр Агейкин4,627Альфи Кон4,435Ксения Кривошеина4,310Архимандрит Максим (Карицис)3,883Епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев)3,460

ПЕРВЫЕ ШАГИ В ХРАМЕХристосТроицаКрещениеКрещение ребенкаКак выбрать крестныхИмениныКак выбрать имя ребенкуИсповедьПричастиеВенчаниеСоборованиеОтпеваниеПанихидаСвятая водаБиблияЕвангелиеТолкование ЕвангелияМолитвыОтче наш. Молитва ГосподняМолитвословВопросы священнику
СВЯТЫЕ И ЧТИМЫЕ ИКОНЫСвятитель НиколайСвятой апостол ПетрАлександр НевскийСерафим СаровскийМатрона МосковскаяСпиридон ТримифунтскийКсения ПетербуржскаяГеоргий ПобедоносецИоанн КронштадтскийСергий РадонежскийАндрей РублевПетр и Феврония МуромскиеСвятая ОльгаИоанн КрестительИоанн ЗлатоустНовомученикиВладимирская иконаКазанская икона
ПРАВОСЛАВНЫЕ ПОСТЫ И ПРАЗДНИКИРождество БогородицыВоздвижение КрестаПокровВведение во храмРождествоКрещениеСретениеБлаговещениеВербное Воскресенье. Вход Господень в ИерусалимПасхаТроицаВознесениеТатьянин деньВеликий постРождественский постУспенский постПетров постРецепты постных блюдМасленицаПрощеное воскресенье
ТЕМЫСмысл жизниСмерть и жизнь после смертиКонец светаРайАнгелыДьяволПравославный взгляд на абортыЗаговорыСамоубийствоДепрессииОбидыРевностьАтеизмКрещение РусиДень ПобедыПесни ПобедыДень святого ВалентинаНовый год
ПЕРСОНАЛИИПатриарх КириллПатриарх АлексийПатриарх Павелпротодиакон Андрей КураевНиколай ВторойЛев ТолстойГалилейВысоцкий
СЕМЬЯСемьяСоздать семьюМужу, женеВоспитание детейМногодетные семьиБесплодие, усыновлениеРождение ребенкаРазвитие ребенкаПережить развод, измену
ПроектыМАТРОНЫ.РУНЕ ИНВАЛИД.РУPRAVMIR.COMФОРУМБИБЛИОТЕКАКАЛЕНДАРЬЛЕКТОРИЙ

Facebook
Vkontakte
Twitter
RSS
YouTube
Instagram
Помочь Правмиру
Подписка на рассылку
О портале
Реклама
Друзья и партнёры

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
© 2003-2017 АНО «Православие и Мир»Лицензия Минпечати Эл № ФС77-44847

Мнение авторов статей портала
может не совпадать с позицией редакции.
Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного
разрешения Редакции.

Сайт создан компанией Hamburg Church Studio
Дизайн сайта —
Памяти основателя

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector