1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Настоящие фильмы о войне: 10 фильмов, снятых фронтовиками

Десять лучших фильмов о Великой Отечественной войне

Мало кто в нашей стране не знает, что 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Память о том страшном времени жива до сих пор, несмотря на то, что прошло уже 70 лет и с каждым годом ветеранов становится все меньше. Но у нас остаются стихи, песни, фильмы о войне, которые люди создали для того, чтобы переосмыслить военный опыт. В преддверии печального юбилея мы решили вспомнить о военных фильмах и выбрали десять лучших.

«А зори здесь тихие…» (1972, режиссер – С. Ростоцкий)

События фильма, кстати говоря, снятого очень близко к тексту повести, происходят в 1942 году в Карелии. Пять девушек-зенитчиц, которых с большой натяжкой можно называть бойцами, и их старшина, Федот Васков, пытаются остановить немцев-диверсантов. Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галина Четвертак и Соня Гурвич гибнут одна за другой, хотя с виду суровый, но добрый Васков старается беречь девушек. В живых после неравного боя остается только он один.

До конца «А зори здесь тихие…» без слез досмотреть невозможно. Зрителя поражают девичья красота и чистота, искреннее стремление к счастью, любви и мирной жизни и тут же – смерть, нелепость и безумие войны. Подчеркивается диссонанс добра и зла в фильме переменой цветных и черно-белых кадров: в цвете Ростоцкий снимал мирное время, на контрасте черного и белого – войну.

Баллада о солдате (1959, режиссер – Г. Чухрай)

Кинолента повествует об Алеше Скворцове, радисте, который умудрился «с перепугу» подбить два немецких танка. За это его награждают отпуском – Алеша очень хочет увидеть маму и стремится домой изо всех сил. Но путь его долог и непрост, к тому же у Скворцова – доброе сердце, он помогает всем, кто нуждается в его помощи. В конце концов, у него остается времени только на то, чтобы обнять мать и сказать: «Я вернусь!». Но домой Алеша так и не вернется – он гибнет в деревне «с нерусским названием».

В фильме «Баллада о солдате» нет войны в привычном понимании – нет взрывов, погонь, перестрелок. Есть действительно солдат – простой человек, который ушел на войну и сложил там голову. В образе Алеши Скворцова создатели фильма попытались воплотить все хорошее, что есть, было и будет в русском человеке: доброе и большое сердце, память о доме, о семье, способность любить, — то, что помогло победить в Великой Отечественной войне.

Блокада (1973-77, режиссер – М. Ершов)

Блокада Ленинграда – одна из трагических страниц (да что там – страниц! это несколько томов!) Великой Отечественной войны. Фильм Михаила Ершова посвящён мужеству и стойкости, проявленными людьми в тяжёлые дни обороны и блокады Ленинграда в 1941-1942 годах. Сюжет фильма повествует историю того, как простые ленинградцы пережили блокаду и как Ставкой Верховного Главнокомандования была организована оборона города. Один из немногих фильмов советского периода, где подробно отражены неудачи первых месяцев войны и неспособность Климента Ворошилова организовать оборону города.

Месяц за месяцем на экране проходят блокадные годы. И даже если помнить о том, что показанное в «Блокаде» приглажено и снято так, чтобы цензура не придиралась, ощущения у зрителя после просмотра – соответствующие происходившему в блокадном Ленинграде.

В бой идут одни «старики» (1973, режиссер – Л. Быков)

Фильм «В бой идут одни «старики»» повествует о буднях истребительного полка, в основном – второй, «поющей», эскадрильи. Командир летчиков, Маэстро, набирает пополнение «желторотиков», на личном примере учит их всему, что умеет, растит из них «стариков», мстит за товарищей, любит хорошую шутку и добрую песню. «В бой идут один «старики»» — одновременно веселая и грустная лента, в которой есть все: и любовь, и мечта, и подвиг, и борьба с врагом, и смерть. Фильм снят от души и с душой и посвящается «всем летчикам, не вернувшимся из боевых вылетов».

Рассказывают, что когда фильм показали маршалу авиации Александру Покрышкину, он, с трудом справляясь с чувствами, произнёс: «Всё так, как было…». Может, именно в этом секрет успешности киноленты, то есть – неизменной зрительской любви и внимания к героям-летчикам, к Кузнечику, Ромео, Смуглянке, Маэстро, к добродушному технику Макарычу, к летчицам Маше и Зое.

Два бойца (1943, режиссер – Л. Луков)

«Два бойца» — это история настоящей мужской дружбы веселого одессита Аркадия Дзюбина и простоватого, но добродушного парня Саши с Уралмаша, Саши Свинцова. Они живут в условиях фронта, разговаривают, смеются, любят и думают о прошлом и будущем. А еще поют. Песни «Темная ночь» и «Шаланды, полные кефали», которые исполнил Марк Бернес, сыгравший лихого одессита, полюбились многим – их слушают и поют до сих пор.

Женя, Женечка и «Катюша» (1967, режиссер – В. Мотыль)

Лента «Женя, Женечка и «Катюша»» рассказывает о молодом солдате Жене Колышкине, у которого все вечно идет наперекосяк. Он попадает в настолько комичные ситуации и настолько смешно в них живет, что так и хочется назвать его «ежиком» — вслед за связисткой Женечкой Земляникиной, в которую Колышкин влюбляется, сначала безответно. «Ежик» случайно заходит на Новый год к немцам, в бою его придавливает ящиком, он оказывается на «губе» за хмельной «дебош». Женя Колышкин – нестандартный человек, интеллигент, у него есть свое мнение, и он не вписывается – ни в общий строй, ни в лад, ни… в войну. Его детскость и наивность, веселые глаза – не для войны, с ее ужасами и смертью.

Когда гибнет Женечка, это становится очевидным – взгляд Жени тухнет, становится серым и безжизненным…

На войне может быть любовь и лирика, но сама война ни любви, не лирики не рождает.

Завтра была война (1987, режиссер – Ю. Кара)

Строго говоря, фильм «Завтра была войны» — не о войне. О том, как жили накануне. О тех, кто пошел воевать за родную страну.

Действие картины происходит в провинциальном городке. Юным героям, школьникам, открытым для дружбы и любви, приходится столкнуться с политическим фанатизмом, предательством и ложью периода сталинизма, пережить страшные потери. Но они сохраняют душевную чистоту и верность своим идеалам. И именно они и будут защищать Родину в боях Великой Отечественной войны — комсомолка Искра Полякова, дочь арестованного Вера Люберецкая, кокетка Зиночка, хороший товарищ Жора Ландыс.

Честный и жесткий фильм, который к финалу становится еще жестче – ведь зритель знает, что за «трудным» високосным 1940-м годом придет 1941-й…

Читать еще:  Как прогнать тревогу и начать жить без страха?

Летят журавли (1957, режиссер – М. Калатозов)

Рабочее название этого фильма было «За твою жизнь». За жизнь Вероники и своих родных уходит воевать на фронт Борис. За жизнь любимых людей гибнет. А дома его никак не могут дождаться – сначала Вероника под давлением обстоятельств выходит замуж, потом, разочаровавшись в муже-подлеце, не верит в гибель Бориса…

Вообще, кинолента насыщена множеством сюжетных поворотов и событий – их хватило бы не на одну серию, если бы фильм снимался где-нибудь в мексиканской телестудии. Удивительная эмоциональная сила сквозит в каждом кадре картины, заставляет сопереживать героям даже тогда, когда они совершают, казалось бы, непростительные ошибки. Но в том-то и дело, что «Летят журавли» — фильм о любви, которая прощает все и всегда. И ошибка, проступок могут быть исправлены, если только человек – не окончательный негодяй.

Они сражались за Родину (1975, режиссер – С. Бондарчук)

Действие картины происходит в 1942 году под Сталинградом. Измученные бесконечными непобедными боями, отступлением и потерями, солдаты Советской армии пытаются жить, философствовать, любить – даже на войне.

«Они сражались за Родину» — последний фильм Василия Шукшина. Во время съемок он скончался. Образ Петра Лопахина, созданный Василием Макаровичем в этой ленте, — один из самых ярких и запоминающихся.

Семнадцать мгновений весны (с 1973, режиссер – Т. Лиознова)

Он уже давно разошелся на цитаты, а его герои стали героями анекдотов, что само по себе является признаком всеобщей народной любви. Штандартенфюрер Макс Штирлиц, пастор Шлаг, радистка Кэт, Борман и Мюллер – все они словно старые добрые знакомые хотя бы раз в год входят в каждый российский дом, где смотрят телевизор.

Сюжет картины пересказывать и даже напоминать нет смысла, останавливаться на логических неувязках и неточностях в кадре – тоже. Скажем только одно – если у вас есть выбор, смотрите черно-белый вариант «Мгновений» — с приходом цвета в фильме не осталось места правде момента, за которую ленту так любят. Ведь лирический и серьезный вместе с тем герой Вячеслава Тихонова, размышляющий то о красотах природы, то скучающий по супруге, должен существовать в черно-белом мире – тем заметнее и явственнее трагедия и его жизни, и беды на земле…

Война по-настоящему. 10 достоверных фильмов о Великой Отечественной

Фильмы о войне часто критикуют за различные несоответствия с тем, что на самом деле происходило во время Великой Отечественной. На солдатах и командирах может быть другая форма, которую они носить уже — и ещё — не могли, военная техника обычно подбирается из того, что есть, да и в сюжетах могут быть сглажены излишние шерховатости, а подробности опущены. По просьбе АиФ.ru главный редактор издательства «Пятый Рим» Григорий Пернавский назвал десять картин, которые достоверно рассказывают о том, что такое война на самом деле.

«Фронт», 1943

Почему в списке: «Экранизация пьесы, которая фактически устами Сталина объясняет причины поражений в начале войны».

Украинский писатель и драматург, многолетний председатель Верховного Совета Украины (при Сталине, при Хрущеве и при Брежневе) Александр Корнейчук получал Сталинскую премию 5 раз. В третий — за пьесу «Фронт», написанную в 1942 году по просьбе Сталина. Эту премию он передал в Фонд обороны. Пьеса получилась очень критическая, в ней были показаны два подхода к командованию во время войны: один (комфронта Горлов) олицетворял героев Гражданской, которые так и не смогли понять, что воевать нужно иначе, а другой (командующий армией Огнёв) показывал, что «старикам» есть достойная смена, которая умеет воевать в новых условиях. Пьесу критиковали многие военачальники (а Сталин, кстати, защищал), фильм по ней в условиях эвакуации сняли режиссеры братья Васильевы (то есть однофамильцы Георгий и Сергей Васильевы, взявшие себе такой псевдоним), а в ролях были заняты ведущие актеры того времени: Борис Жуковский, Борис Бабочкин, Борис Чирков, Николай Крючков.

«Великий перелом», 1945

Почему в списке: «Эпичная картина о работах высших советских штабов. Невольное продолжение „Фронта“».

Еще один фильм о войне, снятый практически по следам прошедших событий. Режиссер Фридрих Эрмлер (он начинал еще в немом кино и работал вплоть до смерти в 1967-м) поставил эту картину на основе обороны Сталинграда. Правда, это название не упоминалось, но речь шла об обороне города на Волге, который нельзя сдавать врагу по стратегическим соображениям. Здесь, как и во «Фронте», тоже показаны два подхода: главный герой, командующий фронтом Муравьев (его играет Михаил Державин-старший), считает, что нужно обороняться имеющимися силами, чтобы сохранить резервы для решительного контрнаступления, а его оппоненты рвутся в бой. Фильм, помимо Сталинской премии, получил еще и Гран-при Каннского кинофестиваля, правда, в числе еще одиннадцати картин, награжденных в 1946 году.

«У твоего порога», 1962

Почему в списке: «Спокойный фильм о том, как разные люди дерутся с немцами в последние дни обороны Москвы».

Режиссер Василий Ордынский был на фронте с августа 1941 года, получил тяжелое ранение, но дошел до Германии. После демобилизации учился на курсе Сергея Герасимова и Тамары Макаровой во ВГИКе, в его фильмографии — картина «Человек родился», телесериал 1977 года «Хождение по мукам», военная драма «Через Гоби и Хинган». «У твоего порога» — это рассказ об одном из эпизодов битвы под Москвой. Расчет зенитки занимает позицию в районе Лобни, рядом с домом, в котором живет семья. Ожидается прорыв немецких танков. Фильм основан на реальных событиях: в октябре-ноябре 1941 года расчет 85-миллиметрового зенитного орудия, которым командовал сержант Гайк Шадунц, не пропустил немцев к Дмитровскому шоссе. Сейчас на этом месте установлен памятник. В картине снимались реальные немецкие танки и бронетранспортеры (PzKpfw IV, PzKpfw 38(t) и SdKfz 250). Ленту наградили на кинофестивале в Сан-Франциско, а сама она стала одним из лидеров проката 1963 года: ее посмотрели почти 14 млн зрителей.

«Живые и мертвые», 1964; «Возмездие», 1967

Почему в списке: «Главный фильм о человеке на войне».

Дилогия Александра Столпера — очень тщательная экранизация романа Константина Симонова «Живые и мертвые». В первом фильме («Живые и мертвые») речь идет о самом начале войны, с нападения немецких войск на СССР и до контрнаступления под Москвой, во втором («Возмездие») — про оборону Сталинграда. Играли в дилогии Кирилл Лавров, Анатолий Папанов, Олег Ефремов, Людмила Крылова, Сергей Шакуров. Столпер уже работал с Симоновым в кино: во время войны он снял по его сценариям картины «Парень из нашего города» и «Жди меня».

«Горячий снег», 1972

Почему в списке: «Фильм о том, как важно было выбивать танки».

Экранизация одноименного романа Юрия Бондарева об одном из эпизодов Сталинградской битвы, снял фильм режиссер Гавриил Егиазаров. После окружения армии фельдмаршала Паулюса немецкие войска пытались пробить коридор. Артиллерийская батарея помогает пехотинцам отражать атаку танков. После тяжелого боя в живых остается лишь несколько артиллеристов. В фильме снялись Георгий Жжёнов, Анатолий Кузнецов, Борис Токарев, Николай Ерёменко, Юрий Назаров.

«Дважды рожденный», 1983

Почему в списке: «Фильм о дуэли простого молоденького красноармейца и немецкого самолета».

Фильм Аркадия Сиренко рассказывает о необычном случае, в который почти невозможно поверить. Весной 1942 года в Белом море немецкий самолет потопил пароход с ранеными красноармейцами. В живых остался лишь один совсем молодой солдат, 18-летний Андрей Булыгин (его играет Вячеслав Баранов), он вынужден пробираться к своим через снежную пустыню. Этот поход длится много дней, и каждый день за ним прилетает тот самый немецкий летчик, который хочет добить последнего выжившего. Но победа останется за советским солдатом: последним патроном он подобьет самолет, который убил его товарищей.

Читать еще:  Чего не заметили соревнующиеся в праведности

«Порох», 1985

Почему в списке: «Очень хорошо показана атмосфера блокадного Ленинграда осенью 1941 года».

В начале сентября 1941 года уполномоченный Народного комиссариата государственного контроля Никонов (его играет Юрий Беляев) получает ответственное задание: вывезти из Кронштадта образцы современного пороха, чтобы в городе могли начать его производство. Обычная поездка превращается в ад: непрерывные бомбежки и диверсионные группы ставят миссию под угрозу. Фильм Виктора Аристова основан на реальных событиях, которые произошли в самом начале блокады Ленинграда.

«Иди и смотри», 1985

Почему в списке: «Фильм о столкновении людей с насекомыми».

«Сто солдат и две девушки», 1989

Почему в списке: «Режиссер — фронтовик, участник Ржевской битвы, которой и посвящен фильм. Без прикрас показан солдатский быт, что особенно важно, учитывая, что почти все роли играют непрофессионалы»

Сергей Микаэлян родился в 1923 году, участвовал в Великой Отечественной, был ранен — как раз подо Ржевом. Он поставил фильмы «Иду на грозу» по роману Даниила Гранина, «Премия», «Вдовы», «Влюблен по собственному желанию». Фильм «Сто солдат и две девушки» снят в конце 1980-х, он рассказывает о роте, которая занимала один из участков фронта на Ржевском выступе. В картине играли солдаты Ленинградского военного округа. По словам режиссера, он специально искал «вылитые копии тех, кто окружал меня тогда, в далеком сорок втором». Появление этого фильма Микаэлян объяснял так: «Мне, чудом уцелевшему в мясорубке под Ржевом, давно хотелось рассказать о войне, увиденной глазами солдата. Из окопа. Рассказать когда-то заклейменную „окопную правду“. Прежде всего — о неоправданных страшных потерях, о неумелом командовании, о бесплодных атаках, о пехоте, о „пушечном мясе“».

«Дорога на Берлин», 2015

Почему в списке: «Экранизация повести Эммануила Казакевича о дружбе, возникшей между людьми, которые не понимают друг друга»

Единственный российский фильм в этом списке. Повесть Эммануила Казакевича «Двое в степи» уже экранизировалась, одноименный фильм вышел в 1964 году. В новой экранизации несколько изменены обстоятельства и главные герои, добавлены некоторые линии из военных дневников Константина Симонова, но фабула осталась прежней: главного героя, лейтенанта Огаркова, за трусость приговаривают к расстрелу, но из-за наступления немцев не успевают привести приговор в исполнение. Вместе со своим конвоиром, казахом Джурабаевым, Огарков выбирается из окружения, одновременно и желая попасть к своим, и боясь этого. Главную роль впервые в своей карьере сыграл малоизвестный тогда актер Юрий Борисов (сейчас в его фильмографии — фильмы «Т-34», «Бык», «Союз спасения»).

Настоящие фильмы о войне: 10 фильмов, снятых фронтовиками

Предлагаем вам вспомнить фильмы, в которых рассказывается о подвиге советских солдат и офицеров на фронтах Великой Отечественной войны.

«Драматическая история любви на фоне грандиозной битвы», как называет ленту автор «Сталинграда» Федор Бондарчук, стала самой кассовой лентой в 2013 году.

Брестская крепость (2010)

Самый первый и неожиданный удар приняла на себя Брестская крепость. Многих война застала врасплох, но они мужественно сражаются с врагом. Александр Котт создал, по сути, максимально достоверный фильм о стойкости защитников крепости.

…А зори здесь тихие (1972)

Фильм так и не получил «Оскара», хотя и был номинирован. Не одно поколение советских людей смотрело эту жестокую, но правдивую историю об участии в войне вчерашних школьниц.

Эксперты считают, что в данном случае «ремейк» фильма стал лучше оригинала – «Звезды», снятой в 1949 году. Режиссер Николай Лебедев смог показать в фильме стойкость и героизм простых людей в борьбе с фашизмом.

Судьба человека (1959)

Снятый по рассказу Михаила Шолохова фильм показывает нам реальную историю жизни простого солдата, как он прошел войну, что испытал.

Враг у ворот (2000)

О Сталинградской битве рассказано много, но фильм, снятый французским режиссером Жан-Жаком Анно, показал нам это историческое сражение через призму подвига одного снайпера.

В бой идут одни «старики» (1973)

Фильм Леонида Быкова до сих пор остается одной из самых любимых лент жителей нашей страны.

Они сражались за родину (1975)

Подвиг простых солдат, трагедия мирного хутора – все это есть в фильме, снятом по роману Михаила Шолохова.

В августе 44-го (2001)

Потрясающая игра актеров в фильме, снятом по роману Владимира Богомолова, произвела настоящий фурор.

Летят журавли (1957)

Это, пожалуй, один из самых эмоциональных, наряду с «…А зори здесь тихие», фильм о любви молодых людей, которых навсегда разлучила война.

Женя, Женечка и «Катюша» (1967)

Любовь героев Олега Даля и Галины Фигловской демонстрирует, что даже такая война не способна убить в человеке душу, любовь, нежность.

Батальоны просят огня (1985)

Этот фильм один из немногих, рассказывающих о ценности человеческой жизни, о колоссальных потерях, понесенных советским народом в войне, которые, по мнению, героя Александра Збруева, можно было избежать.

Очень романтичный, поучительный фильм о защитниках Отечества, рассказывающий о дружбе двух офицеров, начиная с Гражданской войны вплоть до конца 60-х годов.

Иди и смотри (1985)

Война сделала 16-летнего партизана Флориана (Алексей Кравченко) стариком. Война без прикрас – так можно охарактеризовать фильм Элема Климова.

Десять лучших фильмов о Великой Отечественной войне

Мало кто в нашей стране не знает, что 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Память о том страшном времени жива до сих пор, несмотря на то, что прошло уже 70 лет и с каждым годом ветеранов становится все меньше. Но у нас остаются стихи, песни, фильмы о войне, которые люди создали для того, чтобы переосмыслить военный опыт. В преддверии печального юбилея мы решили вспомнить о военных фильмах и выбрали десять лучших.

«А зори здесь тихие…» (1972, режиссер – С. Ростоцкий)

События фильма, кстати говоря, снятого очень близко к тексту повести, происходят в 1942 году в Карелии. Пять девушек-зенитчиц, которых с большой натяжкой можно называть бойцами, и их старшина, Федот Васков, пытаются остановить немцев-диверсантов. Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галина Четвертак и Соня Гурвич гибнут одна за другой, хотя с виду суровый, но добрый Васков старается беречь девушек. В живых после неравного боя остается только он один.

До конца «А зори здесь тихие…» без слез досмотреть невозможно. Зрителя поражают девичья красота и чистота, искреннее стремление к счастью, любви и мирной жизни и тут же – смерть, нелепость и безумие войны. Подчеркивается диссонанс добра и зла в фильме переменой цветных и черно-белых кадров: в цвете Ростоцкий снимал мирное время, на контрасте черного и белого – войну.

Баллада о солдате (1959, режиссер – Г. Чухрай)

Кинолента повествует об Алеше Скворцове, радисте, который умудрился «с перепугу» подбить два немецких танка. За это его награждают отпуском – Алеша очень хочет увидеть маму и стремится домой изо всех сил. Но путь его долог и непрост, к тому же у Скворцова – доброе сердце, он помогает всем, кто нуждается в его помощи. В конце концов, у него остается времени только на то, чтобы обнять мать и сказать: «Я вернусь!». Но домой Алеша так и не вернется – он гибнет в деревне «с нерусским названием».

Читать еще:  Я родила после изнасилования, или Все возможно, если есть любовь

В фильме «Баллада о солдате» нет войны в привычном понимании – нет взрывов, погонь, перестрелок. Есть действительно солдат – простой человек, который ушел на войну и сложил там голову. В образе Алеши Скворцова создатели фильма попытались воплотить все хорошее, что есть, было и будет в русском человеке: доброе и большое сердце, память о доме, о семье, способность любить, — то, что помогло победить в Великой Отечественной войне.

Блокада (1973-77, режиссер – М. Ершов)

Блокада Ленинграда – одна из трагических страниц (да что там – страниц! это несколько томов!) Великой Отечественной войны. Фильм Михаила Ершова посвящён мужеству и стойкости, проявленными людьми в тяжёлые дни обороны и блокады Ленинграда в 1941-1942 годах. Сюжет фильма повествует историю того, как простые ленинградцы пережили блокаду и как Ставкой Верховного Главнокомандования была организована оборона города. Один из немногих фильмов советского периода, где подробно отражены неудачи первых месяцев войны и неспособность Климента Ворошилова организовать оборону города.

Месяц за месяцем на экране проходят блокадные годы. И даже если помнить о том, что показанное в «Блокаде» приглажено и снято так, чтобы цензура не придиралась, ощущения у зрителя после просмотра – соответствующие происходившему в блокадном Ленинграде.

В бой идут одни «старики» (1973, режиссер – Л. Быков)

Фильм «В бой идут одни «старики»» повествует о буднях истребительного полка, в основном – второй, «поющей», эскадрильи. Командир летчиков, Маэстро, набирает пополнение «желторотиков», на личном примере учит их всему, что умеет, растит из них «стариков», мстит за товарищей, любит хорошую шутку и добрую песню. «В бой идут один «старики»» — одновременно веселая и грустная лента, в которой есть все: и любовь, и мечта, и подвиг, и борьба с врагом, и смерть. Фильм снят от души и с душой и посвящается «всем летчикам, не вернувшимся из боевых вылетов».

Рассказывают, что когда фильм показали маршалу авиации Александру Покрышкину, он, с трудом справляясь с чувствами, произнёс: «Всё так, как было…». Может, именно в этом секрет успешности киноленты, то есть – неизменной зрительской любви и внимания к героям-летчикам, к Кузнечику, Ромео, Смуглянке, Маэстро, к добродушному технику Макарычу, к летчицам Маше и Зое.

Два бойца (1943, режиссер – Л. Луков)

«Два бойца» — это история настоящей мужской дружбы веселого одессита Аркадия Дзюбина и простоватого, но добродушного парня Саши с Уралмаша, Саши Свинцова. Они живут в условиях фронта, разговаривают, смеются, любят и думают о прошлом и будущем. А еще поют. Песни «Темная ночь» и «Шаланды, полные кефали», которые исполнил Марк Бернес, сыгравший лихого одессита, полюбились многим – их слушают и поют до сих пор.

Женя, Женечка и «Катюша» (1967, режиссер – В. Мотыль)

Лента «Женя, Женечка и «Катюша»» рассказывает о молодом солдате Жене Колышкине, у которого все вечно идет наперекосяк. Он попадает в настолько комичные ситуации и настолько смешно в них живет, что так и хочется назвать его «ежиком» — вслед за связисткой Женечкой Земляникиной, в которую Колышкин влюбляется, сначала безответно. «Ежик» случайно заходит на Новый год к немцам, в бою его придавливает ящиком, он оказывается на «губе» за хмельной «дебош». Женя Колышкин – нестандартный человек, интеллигент, у него есть свое мнение, и он не вписывается – ни в общий строй, ни в лад, ни… в войну. Его детскость и наивность, веселые глаза – не для войны, с ее ужасами и смертью.

Когда гибнет Женечка, это становится очевидным – взгляд Жени тухнет, становится серым и безжизненным…

На войне может быть любовь и лирика, но сама война ни любви, не лирики не рождает.

Завтра была война (1987, режиссер – Ю. Кара)

Строго говоря, фильм «Завтра была войны» — не о войне. О том, как жили накануне. О тех, кто пошел воевать за родную страну.

Действие картины происходит в провинциальном городке. Юным героям, школьникам, открытым для дружбы и любви, приходится столкнуться с политическим фанатизмом, предательством и ложью периода сталинизма, пережить страшные потери. Но они сохраняют душевную чистоту и верность своим идеалам. И именно они и будут защищать Родину в боях Великой Отечественной войны — комсомолка Искра Полякова, дочь арестованного Вера Люберецкая, кокетка Зиночка, хороший товарищ Жора Ландыс.

Честный и жесткий фильм, который к финалу становится еще жестче – ведь зритель знает, что за «трудным» високосным 1940-м годом придет 1941-й…

Летят журавли (1957, режиссер – М. Калатозов)

Рабочее название этого фильма было «За твою жизнь». За жизнь Вероники и своих родных уходит воевать на фронт Борис. За жизнь любимых людей гибнет. А дома его никак не могут дождаться – сначала Вероника под давлением обстоятельств выходит замуж, потом, разочаровавшись в муже-подлеце, не верит в гибель Бориса…

Вообще, кинолента насыщена множеством сюжетных поворотов и событий – их хватило бы не на одну серию, если бы фильм снимался где-нибудь в мексиканской телестудии. Удивительная эмоциональная сила сквозит в каждом кадре картины, заставляет сопереживать героям даже тогда, когда они совершают, казалось бы, непростительные ошибки. Но в том-то и дело, что «Летят журавли» — фильм о любви, которая прощает все и всегда. И ошибка, проступок могут быть исправлены, если только человек – не окончательный негодяй.

Они сражались за Родину (1975, режиссер – С. Бондарчук)

Действие картины происходит в 1942 году под Сталинградом. Измученные бесконечными непобедными боями, отступлением и потерями, солдаты Советской армии пытаются жить, философствовать, любить – даже на войне.

«Они сражались за Родину» — последний фильм Василия Шукшина. Во время съемок он скончался. Образ Петра Лопахина, созданный Василием Макаровичем в этой ленте, — один из самых ярких и запоминающихся.

Семнадцать мгновений весны (с 1973, режиссер – Т. Лиознова)

Он уже давно разошелся на цитаты, а его герои стали героями анекдотов, что само по себе является признаком всеобщей народной любви. Штандартенфюрер Макс Штирлиц, пастор Шлаг, радистка Кэт, Борман и Мюллер – все они словно старые добрые знакомые хотя бы раз в год входят в каждый российский дом, где смотрят телевизор.

Сюжет картины пересказывать и даже напоминать нет смысла, останавливаться на логических неувязках и неточностях в кадре – тоже. Скажем только одно – если у вас есть выбор, смотрите черно-белый вариант «Мгновений» — с приходом цвета в фильме не осталось места правде момента, за которую ленту так любят. Ведь лирический и серьезный вместе с тем герой Вячеслава Тихонова, размышляющий то о красотах природы, то скучающий по супруге, должен существовать в черно-белом мире – тем заметнее и явственнее трагедия и его жизни, и беды на земле…

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector