0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Надо ли говорить школьникам, что между религиями нет разницы

Нужно ли преподавать в школе религию и говорить о вере

Когда я перешла в четвёртый класс, в сентябре 2012-го вышло постановление министерства образования о введении в программу обучения детей моего возраста нового предмета — ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики). Слава природе, что не МУДОД!

Родителям предложили две вариации дисциплины на выбор: либо светская этика, либо основы православной культуры. В моём случае мама и папа решительно отмели православие и записали меня на этику. «Светских» товарищей в классе из 27 человек оказалось шестеро, включая меня. В обеих группах уроки проводились одной и той же глубоко религиозной женщиной. Да и содержание подаваемого материала в модулях не очень отличалось друг от друга.

Первое занятие. Я нашла на форзаце свеженького учебника занимательные картинки на тему представления мира в разных религиях. Нарисовали и иудаизм, и христианство, и ислам. Вообще вся моя семья придерживалась в основном атеистической позиции (отец очень долго возмущался насчёт ОРКСЭ), и я шла примерно в том же направлении. Но мне была свойственна, как и всем моим сверстникам, лёгкая внушаемость, из-за которой окружающее меня далеко не конституционно светское общество понемногу перетягивало «канат» моего мировоззрения. Происходящее далее на уроке и рисунки ада словно пнуло меня, стоящую у окончательно вырытой ямы, со спины и пустило в знатный полёт вниз.

Оказалось, что меня ожидает «гиена огненная» за всё то, что я делаю каждый день

Нельзя создавать в голове миры, где ты занимаешься магией и спасаешь мир. Аморально кушать мамин плов после Масленицы и до Пасхи. Запрещено играть в подвижные «мужские» игры после школы. Нет у меня права перечить кому-либо и не соглашаться на что-либо. Я представляла себе, как горят мои руки, ноги и волосы, как лопаются глазные яблоки за столь отвратный образ жизни. А в голове крутилась мысль о собственном бесстыдстве. Помню, как, добравшись до дома, я просто заплакала.

Спустя годы я с удовольствием почитываю «Бог как иллюзия», смеюсь над атеистическими хохмами и искренне недоумеваю, как можно вообще вообразить над своей головой некую сущность, купающуюся в абсолютной вседозволенности. А до класса пятого-шестого я всерьёз была напугана, вжимала голову в плечи при родительской критике корысти РПЦ и опасалась слушать музыку вообще: «богоугодная» попса никак меня не трогала, а понравившийся альтернативный рок был строжайше запрещён.

А религию, выражаясь её языком, «предаю анафеме» хотя бы за мои личные счёты, связанные с годом самобичевания и страха. Собственно, то время дало мне толику житейского опыта и несколько тезисов, объясняющих почему недопустима сама идея внедрения религиозности в средних школах.

1. Дети не способны сделать настоящий выбор в силу возраста

Да-да, сюда входит и несостоятельность крещения сразу после рождения. Кто из десятилетних детей в состоянии решить сложную философскую дилемму и вынести действительно собственное, не навязанное извне решение? Прибавьте к этому полное отсутствие прививания критического мышления в начальной школе (да и сомневаюсь, что это есть в наших заведениях вообще).

2. Отказ от развития морали и доброты в пользу банальной системы разрешений и запретов

Верующий человек делает всё ради вечной жизни после смерти. Он не убивает, не ворует, ведёт себя в наивысшей степени благопристойно и соблюдает всё обряды. Хорошо.

Рассмотрим неверующего человека. Есть ли на свете атеисты, творящие добро? Разумеется, да. Он отрицает рай и ад, но это не мешает ему быть благодетельной личностью. Как и какие блага ему за это обещаны?

Что это за чувство, которое позволяет вам ощущать саму жизнь при прикосновении, например, к растениям или животным? Вы понимаете, что оборвать или навредить этой жизни — значит предать весь мир. Откуда берётся радость при доставлении кому-то удовольствия или помощи? Добро — это некое новшество на вид эгоистичной эволюции. Неясно, изменила ли она себе при создании доброты или это очередной бунт Homo Sapienсe. Может быть, при создании религии в задумку вкладывалась именно доброта (хотя по мне, ключевой аспект — «богоизбранность» царя/короля/императора). Все частицы блага растеряны верой лет пятьсот тому назад — освежите свою память о Крестовых походах, геноцидах по религиозному признаку и тому подобное.

Федеральное тюремное бюро США в 1997 году выявило занимательный факт: около 75% заключенных — христиане.

3. Появление препятствий к самостоятельности и вере в свои силы

Дети начнут молиться о «пятёрках» за контрольную, не прилагая никаких усилий к учёбе. Напротив же любое дело требует «знака свыше» при любом качестве подготовки — не одобрено, не получишь.

4. Сомнительность безопасности для психического и физического здоровья

Выше я уже расписывала влияние уроков ОРКСЭ на меня. Возможно, я чересчур впечатлительна, но не считаю себя особенной — такое может случиться с каждым. Причём не факт, что родители заметят что-то неладное со своими детьми.

Иногда, если дело зашло слишком далеко, ребёнок начинает интересоваться постами. Сегодня как раз проходит Великий пост, посмотрим на календарь питания.

«Продолжается 48 дней (в этом году — с 15 февраля по 3 апреля). В это время нельзя есть мясо, рыбу, яйца, молочные продукты (в том числе майонез, йогурты, мороженое), употреблять алкоголь, в том числе и пить пиво. Запрещены также сдобная выпечка (белый хлеб, булочки, пирожные, печения) и любые сладости. Послабления разрешаются в Благовещение и в Вербное воскресенье, когда можно есть рыбные блюда», — гласит компетентный источник.

  • Белковая недостаточность — это остановка роста, кахексия (истощение) и прогрессирующая дистрофия.
  • Недостаток жиров — выпадение волос, нарушение работы сердца, сухость кожи, агрессивность и общие сбои метаболизма.
  • Запрещены молочные продукты с высоким содержанием кальция в них. Зубы пошатываются, кости поламываются.

Пятым пунктом я планировала расписывать меркантильность высших духовных чинов и подобные явления, но осознала, что политика на протяжении всего своего существования была вещью «острой».

Говорите с детьми о нашей единственной настоящей Родине — планете Земля. Учите милосердию ради милосердия, а не выгод после смерти. Позволяйте им верить в себя. Оставьте религиозное распутье на более зрелый возраст и не хороните их заживо в непрекращающейся панике.

Что нельзя говорить школьнику

За длинные каникулы от школы отдохнули не только дети, но и родители. И теперь мамы и папы полны энергии и решимости вместе с любимым чадом начать новую школьную жизнь. Правда, при этом они нередко впадают в крайности, которые, как известно, ни к чему хорошему не приведут. По мнению педагогов и психологов, даже из самых лучших побуждений не стоит говорить школьнику некоторые фразы:

«Ты ведь можешь учиться по всем предметам на одни пятерки».

КОНЕЧНО, приятно похвалиться перед родственниками и знакомыми дочкой — круглой отличницей. Но задумайтесь: так ли важны вашему ребенку успехи абсолютно по всем предметам или ему приходится осуществлять ваши мечты. Часто, требуя хороших оценок, родители не замечают реальных успехов ребенка, его умений и способностей.

Читать еще:  Чернобыль: общая боль, общая забота, общая надежда

Кстати, круглые отличники часто не могут разобраться, какая область знаний для них действительно интересна и ценна. Ведь им приходится быть «на уровне» и по физике, и по литературе, и по биологии.

На самом деле такая категоричная родительская требовательность мешает развить в ребенке умение грамотно распределять свои силы и время, ориентируясь на важность работы.

Для взрослых ведь не равнозначны мытье полов и подготовка доклада к совещанию на работе, хотя и то, и другое нужные дела! Так дайте возможность своему умному и замечательному отличнику самому решать, что для него нужнее: «5» и по истории, и по физике или «5» по истории, «4» по физике и баскетбольная секция по субботам.

«Все дети жалуются, что им скучно учиться, не стоит на это обращать внимания».

В САМОМ деле, энтузиазм первоклассника угасает уже на второй-третий год обучения. Что уж говорить о подростках. Причем нудить, что ему скучно, может и отличник, и троечник. Но закрывать на это глаза не стоит, а надо попытаться понять: почему скучно.

Может быть, слишком легкие задания и вашему гению пора переходить к высшей математике? Тогда прикупите различные «занимательные» математики, биологии, истории и прочую вспомогательную литературу, которая может простимулировать интерес к учебе.

Детское «мне скучно» может также означать и то, что не складываются отношения с учителями. И тогда вам придется выяснить, в чем состоит конфликт, и попытаться его решить.

«Быстро и хорошо сделать уроки просто невозможно».

ТАК думают многие родители и требуют от школьника сидеть за домашним заданием день и ночь. На самом деле чем дольше ребенок сидит за уроками, тем больше устает и тем меньше у него остается в голове.

Медики считают, что первоклассники должны тратить на домашние задания 1 час, второклашки — 1-1,5 часа. В третьем-четвертом классах на это должно уходить около 2-х часов, в пятом-шестом — 2-2,5, в седьмом — около 3-х, а в старших классах — около 4-х часов. Ученикам начальной школы надо делать перерыв каждые полчаса на 30 минут, старшеклассникам каждые 45 минут — на 15 мин.

Когда школьник занимается по ночам, это говорит не только о том, что он не умеет правильно распределять свое время. Но и о том, что вы его этому не научили. Кроме того, вечерний сон полезнее утреннего. Да-да, лучше встать на час раньше и почитать на свежую голову: этот час «покрывает» три вечерних, и утром информация усваивается лучше.

«Легкие задания делать необязательно, рутина ничему не научит».

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, если ребенок справляется без труда с заданиями, начинает казаться, что их выполнение — напрасная трата времени. И все же они должны быть сделаны. Как правило, это задания на закрепление материала, что немаловажно. Кроме того, решение «занудных примерчиков и простеньких упражнений» воспитывают усидчивость, вырабатывают настойчивость и терпение.

Поэтому не ограждайте дите от рутинных заданий, а учите справляться с ними. Объясните, что и вы, к примеру, моете посуду вовсе не потому, что это самое увлекательное на свете занятие. И помогите увидеть в скучном маленьком задании часть интересного большого.

«Пусть пропустит денек и не пойдет в школу, в жизни ему еще достанется».
КОГДА мамы и папы нынешних школьников сами были учениками, они и помыслить не могли, чтобы пропустить даже один урок без уважительной причины. Сейчас же не только медики и психологи, но и учителя более гибко относятся к этому понятию. И уважительной причиной может быть не только плохое самочувствие, но и переутомленность, и даже отпуск родителей.

Хотя и здесь нужна мера. Ведь чаще всего ребенок устает потому, что не соблюдает элементарный режим дня. Кладите его спать вовремя, следите, чтобы он не только чах над уроками, но и гулял на улице. Осторожно надо подходить и к вопросу с отпуском или выходным после праздника. Вы уверены, что ваш ребенок достаточно взрослый? И он поймет, что внеурочные выходные — это приятное исключение и не может стать правилом?

Если же подобными исключениями злоупотреблять, то ни к чему, кроме необязательности и безответственности, это не приведет.

«А ты, двоечник, не заставляй меня больше краснеть перед учителем».

МЫ чувствуем себя виноватыми, когда слышим жалобы учителя на поведение, нестарание или плохие оценки детей. Мамы и папы идентифицируют себя со своим ребенком. И когда критикуют их чадо, злятся вместе с ним на «тупую училку» или на «бестолкового лодыря» вместе с учителем.

Под мишень тут же попадает «бестолковый лодырь», но не потому, что ленится, а потому, что заставил маму краснеть. Учитель распекал своего подопечного, а не маму, которой следует не кричать на родного сыночка, а помочь ему. То, как вы поведете себя в данной ситуации, будет моделью разрешения конфликтов для ребенка в будущем. Выбирайте для себя и для него: скандал или анализ проблемы без лишних эмоций.

«Зачем ходить на школьные собрания, все равно ничего нового я на них не услышу».

А МЕЖДУ тем посещение таких собраний для самого ребенка не менее важно, чем для учителя. Это внимание и забота, «величину» которых он может сравнить с «размером», достающимся его одноклассникам. Дети, чьи семьи игнорируют просьбы учителя собраться в школе, чувствуют себя словно обделенными в любви.

Вторая причина, по которой стоит «осчастливить» своим появлением классного руководителя, — избавить ребенка от участия в денежных разборках. Не секрет, что сегодня школьные сборища — это в том числе и поборы. Гораздо хуже, если деньги станут спрашивать с ребенка. Каждый раз, приходя в школу, он будет чувствовать себя виноватым, поскольку опять забыл передать родителям, что собирают деньги на охрану драгоценной школы, подарки для учителей и прочие классные нужды

Надо ли преподавать основы религии в школах: мнения

Результаты сразу двух опросов, проведённых в августе, показали, что более половины россиян приветствуют введение в школах преподавания основ религии. Мало того, наблюдается устойчивая тенденция к росту сторонников изучения школьниками предметов религиозной тематики.

Эксперты прокомментировали корреспонденту ИА REX результаты опросов по преподаванию религии в школах.

ИА REX: Как вы относитесь к преподаванию в школах основ религии?

Журналист Игорь Богатырёв:

Категорически против. Причём, даже всех сразу, в сводном курсе. Думаю, что объективного упоминания религий и их роли в курсе истории — вполне достаточно. Выделение же их в отдельный предмет вольно или невольно (подозреваю, что как раз «вольно») выделяет роль религий в жизни общества. Что, на мой взгляд, недопустимо.

Политолог Станислав Стремидловский:

К преподаванию в России основ религии отношусь отрицательно. Наша страна — это светское государство, российское общество также не религиозно, что бы по этому поводу не фантазировали представители религий. Поэтому в данном случае знание основ религиозных представлений школьникам не требуется ни с точки зрения овладения знаниями, нужными для будущей работы (если только, конечно, данный школьник не собирается стать богословом), ни с точки зрения социализации в обществе. Основы религии могут быть составляющей программы гуманитарных специальностей в высшей школе, наряду с античной мифологией или литературой.

Читать еще:  Благотворительные организации могут стать иностранными агентами?

Политолог Леонид Савин:

Поддерживаю преподавание основ религии в форме сравнительного религиоведения. Это способствует развитию, как критического мышления, так и интеллекта в целом. Было бы неплохо, если бы ввели изучение различных древних языков, например, арабского, как языка Корана, но, как и в случае с религией возникает — вопрос — а где квалифицированный штат преподавателей? Количество ВУЗов в РФ, которые готовят специалистов-педагогов по сравнительному религиоведению можно пересчитать по пальцам. Другое дело, если вопрос стоит об основах различных религий — захотели родители определенного поселка, чтобы там изучали такую-то религию — приглашают духовное лицо. Это еще основатель эпистемологического анархизма Пол Фейерабенд предложил — если где-то не хотят изучать историю мира по Дарвину, почему же запрещать ее изучать на основе Библии?

БУДЬТЕ В КУРСЕ

  • 07.03.13 Религиозный учебник биологии для 10-11 классов — это торжество мракобесия: мнения блогеров
  • 04.10.11 Преподавание религии в школах ведёт к расколу России: мнение

Консультант и изобретатель Алексей Дубинский:

Религия может быть полезна для большинства людей. Ликбез по основам традиционных вероучений не помешает. Хорошо бы предостеречь от деструктивных тоталитарных сект и культов. Рассказать, как и зачем они заманивают, чем расплачиваются заблудшие. Сможет ли средний учитель-гуманитарий объяснить и убедить в опасности религиозной нетерпимости и экстремизма, но при этом не впадая в экуменизм и пропаганду «толерантности любой ценой»? А приглашенный служитель традиционной религии верит, что лишь одна религия истинна и ведёт к спасению.

Детям инокультурных мигрантов было бы полезно узнать основы атеизма и православия, чтобы успешнее интегрироваться в современное общество. Однако их родители скорее выберут изучение другой «традиционной религии». И тогда межрелигиозные конфликты начнутся уже между школьниками.

Так чему учить? Кто будет учить? И какие предметы придётся сократить? Трудно предугадать последствия. Вряд ли школьные уроки приучат выполнять десять заповедей или приведут в церковь. А кого-то только оттолкнут.

Переводчик и журналист (Израиль) Даниэль Штайсслингер:

Поддерживаю чисто культурологический подход к вопросу. Рассказать о религии, как элементе человеческой культуры и истории. Без нападок атеистического характера, но и без апологии. А катехизация в любую веру — только во внешкольных учреждениях, например, по воскресеньям при храме, для желающих. При этом за мусульманской катехизацией необходим надзор спецслужб, чтобы мулла не воспользовался возможностью для пропаганды экстремизма.

Журналист Александр Щепин:

Как человек верующий, я весьма положительно отношусь к введению в школах предмета «Основы православной культуры». Как минимум это расширение кругозора учащихся, как максимум — приобщение к Вере и формирование высоконравственного духовного стержня, будущих полноправных членов нашего общества. Главное, со всей серьёзностью подойти к вопросу подбора педагогов, чтобы предмет «Основы православной культуры» не превратился для учеников в очередную нудную «обязаловку», тем самым предопределив их отношение ко всему, что они услышат на этих уроках. Этот предмет нельзя просто формально отчитать положенное количество часов. В каждый урок обязательно нужно вкладывать всю свою душу, так как этот предмет, без преувеличения, накладывает на педагога особую ответственность за нравственное состояние нашего общества в ближайшем будущем.

Переводчик и IT-предприниматель (Бостон, США) Фёдор Толстой:

Я — всецело «за». Основная беда России — отсутствие морального стержня у населения, особенно у молодежи. Коммунистическая идеология с позором отвергнута, но на смену ей ничто не пришло, моральные тормоза не работают. Давать понятия детям с раннего возраста о том, что «это хорошо, а это — плохо, как сказано в священных книгах наших предков» принесёт им огромную пользу в будущем, вне зависимости от того, уверуют они или нет.

Журналист (Львов) Александр Хохулин:

Самые юные члены моей семьи воспитываются в достаточно религиозном духе. Мамой. Никогда не возражал, не возражаю, и вряд ли буду возражать. Всё, что от семьи, от мамы — свято. Решительный противник преподавания религии в школе. Как бы предмет ни назывался, всё сводится к Закону Божьему. У нас на Украине серьёзные проблемы с общей культурой священников, что уж говорить о культуре школьных учителей. Не хватает знаний, умения подать материал, такта, интеллигентности.

Специалист в сфере PR, преподаватель Ирина Мороз:

Преподавание религии в школе — банальное нарушение конституционных прав граждан на жизнь в светском государстве, где религия существует отдельно от государственных институтов, в т.ч. института образования. Введение религиозных предметов — фактически санкционированное продвижение определённого мировоззрения, церковная «монополия на детские души». На мой взгляд, в школе должно преподаваться только религиоведение — предмет, который будет изучать различные религиозные и философские течения, возможно в порядке их возникновения — начиная от древних верований. Однако без навязывания постулатов, особенно, доминирования какой-либо одной религии. Современным религиям, сосуществующим на территории РФ, можно уделить немного больше времени. В этом случае такой урок может быть полезен не только, как культурологическая дисциплина, но и как социальная, — дети будут лучше понимать своих сверстников, выросших в другой религиозной среде, научатся избегать тоталитарных сект и узнают, что большинство религий основаны на добре. При этом такой предмет должны вести исключительно светские учителя. Допускать в школы священников любых религий и культов, среди которых немало религиозных фанатиков, нельзя, иначе такое образование может дать обратный эффект.

Координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков:

Я не сторонник преподавания какой-то одной религии в школах. Но считаю, что в курсе истории мировой культуры, вполне можно было бы излагать ученикам историю мировых религий. При этом необходимо чётко придерживаться методологии эволюции человеческого сознания от простого к сложному.

Мы в советское время почти ничего не знали о религии. Моя бабушка была сибирской чалдонкой из староверов и тайком от родителей меня крестила. Смутно помню из раннего дошкольного детства её скандалы по поводу крестика, который она мне одевала на шею, а я снимал, чтобы дети в песочнице не смеялись.

Подробнее о разных религиях я узнал, когда учился на физтехе в Новосибирском электротехническом институте от своего преподавателя философии. Там в те годы преподавал марксистско-ленинскую философию Владимир Львович Глебов. Личность весьма незаурядная и колоритная. Младший сын соратника Ленина Льва Каменева, единственный выживший из 3-х его сыновей. После ареста отца и матери маленький Лёва Глебов некоторое время жил на даче у Максима Горького, который был его крестным отцом, а после его смерти находился в ссылке в разных детских домах «врагов народа». В 1945 окончился срок ссылки, и Глебов поступил на исторический факультет Ленинградского университета, учился на кафедре международных отношений. Арестован снова в 1950 году. Получил срок: 10 лет лагерей. Но в результате прихода к власти Хрущёва был в июне 1956 досрочно освобожден и реабилитирован. Всего Глебов провёл в лагерях и ссылках почти 18 лет. У Владимира Львовича и внешний вид был экзотический: пенсне, седая бородка клинышком, трость, отделанная накладным серебром, и наколка в виде бабочки на кисти руки. Мы с ним общались на семинарах по философии, вечерами на занятиях общественного гуманитарного факультета по истории мировой культуры и даже когда он прогуливал маленькую дочку недалеко от студенческого общежития, рядом с его квартирой в преподавательском доме на проспекте Карла Маркса. На его семинарах по марксистко-ленинской философии мы постигали азы диамата на примерах из произведений братьев Стругацких, с которыми он переписывался. Кроме того профессор Глебов курировал факультетскую стенгазету от партбюро и приходил к нам часто просто поговорить о жизни. Его подход к истории разных религий и их роли в формировании человеческого сознания был вполне марксистским. Религии — это определённый этап в истории человечества. Как раньше была греческая мифология, отражающая языческое сознание и детство человечества. И такой подход вполне можно взять за основу нескольких тем по истории религии в школах.

Читать еще:  Протоиерей Владислав Свешников: Этика заводил митинга

Однако этот подход не объясняет, почему религии не уменьшают своё влияние с развитием науки. В начале 80-х годов в Москве посчастливилось встретиться с великим русским философом Василием Налимовым, и он подарил мне отпечатанный на машинке 6-й экземпляр своего до сих пор неизданного труда «Прошлое в настоящем».

Я часто с удовольствием перечитываю этот раритет. Василий Налимов рассматривает религии как одну из технологий вхождения в измененное состояние сознания. Это многое объясняет. Даже фразу большевистского плаката «Религия-опиум для народа». Ведь опиум и все наркотические вещества также вводят человека в измененное состояние сознания. В последнее время я склоняюсь к мнению, что виртуальная реальность тоже является измененным состоянием сознания и более подробно изложил это мнение в прошлом году в докладе на международном семинаре по архетипике.

Напомним, что по результатам опроса, проведённого ВЦИОМ 22-23 августа в 140 населенных пунктах 42 регионов РФ, 53% жителей России выступают за введение в школах преподавания основ религии, против — 27%. В 2001 году мнения в пользу ОПК высказывали 48% участников опроса, о своем несогласии с преподаванием религии заявляли 36% опрошенных. Чаще всего одобряют изучение религии в школах жители крупных городов (58%) и женщины (58%), реже всего — москвичи и жители Петербурга (43%), мужчины (48%) и люди со средним образованием (49%). Охотнее всего россияне выбрали бы для своих детей изучение истории и основ всех мировых религий — 27%. 21% опрошенных предпочли бы изучение истории и основ одной из четырех традиционных религий России, ещё 19% — изучение основ светской этики, 13% не выбрали бы ни один из перечисленных вариантов.

Другой опрос на тему преподавания религии в российской школе проводился 14-17 августа социологами «Левада—Центра». Были опрошены 1600 россиян в 128 населенных пунктах 46 регионов страны. Согласно результатам этого исследования, около 70% россиян положительно относятся к введению в школах предмета «Основы православной культуры». Четверть опрошенных россиян заявили, что «целиком положительно» относятся к изучению детьми основ православия, ещё 44% респондентов — «скорее положительно».

Нужна ли религия школе

Андрей САХАРОВ, академик, директор Института российской истории РАН:

— Основные этапы нашей истории неотделимы от истории церкви. Мы должны быть объективны и, значит, противостоять мифам о себе и о времени. Мне кажется, что свою роль в этом должно сыграть включение в сегодняшние учебники глав по истории церкви — с ее героями и антигероями.

Владимир ФИЛИППОВ, министр образования РФ:

— Я никогда не говорил, что предмет «Основы православной культуры» должен быть включен в обязательном порядке в школьную программу. Министерство образования и Патриарх всея Руси тоже поддерживают такую позицию: надо предоставить право школам самим решать, вводить или не вводить такой факультатив. Это происходит только на добровольной основе: при желании детей и их родителей, с согласия администрации школы и органов управления образования и при наличии кадров преподавателей.

Создан совместный координационный комитет министерства и Московской Патриархии, который курирует эту работу. Но, еще раз подчеркну, никто насильно вводить этот предмет в школы не собирается.

Франсуа ДЮБЕ, профессор социологии, научный руководитель Высшей школы социальных исследований (Франция):

— Во Франции есть государственные и частные школы. Последние могут принадлежать и Церкви. Частные католические школы посещают около 17 процентов учащихся. Но образовательные программы, по которым обучаются во всех школах, одинаковы. Существует государственный стандарт. Религиозное воспитание — лишь незначительная часть обучения в частных школах, которая не входит в программу. Если родители хотят, чтобы их дети посещали эти предметы, они доплачивают разницу между общим и дополнительным образованием, так как государство финансирует частное католическое образование. Опросы показывают, что родители чаще выбирают школу не из-за религиозных предметов, а просто потому что преподавание в ней сильнее.

Мое мнение: школа должна оставаться светской и преподавать религиозную историю и культуру именно со светских позиций. В обществе есть сторонники ввести предмет религии в программы школ. Но даже не все верующие с этим согласны. Они боятся, что религию будут преподавать формально, без веры, тем самым отвращая детей от Бога.

МЕФОДИЙ, митрополит Воронежский и Липецкий:

— Считаю так: не стоит вводить в школу богословские дисциплины. Для этого есть духовные школы, семинарии, академии, училища. Мы же не ставим вопрос о том, чтобы катехизис преподавался в школах! Но, с другой стороны, историю Отечества, историю нашей религии мы должны знать. При этом совсем не обязательно после уроков строем идти в храм.

Владимир НИКИТИН, доцент кафедры религиоведения Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена:

— Одно из положений Закона «О свободе вероисповеданий» гласит: «Государственная система образования и воспитания носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии». В современной социальной ситуации богословие может преподаваться только на условиях полного факультатива, то есть на условиях добровольного согласия родителей и не за государственные деньги. В пособиях по этому предмету также необходима пометка, что они рекомендованы к изучению «вне рамок образовательной программы». А если этих слов в пособии нет, то мы вправе спросить: куда смотрит прокурор?

Владимир ВОРОБЬЕВ, протоиерей, ректор Свято-Тихоновского богословного института:

— Светское образование может быть и религиозным, и атеистическим. Оно может окрашиваться любой идеологией. Министерство образования уже согласилось с тем, что толкование термина «светский» как «атеистический» совершенно неточное. И не случайно в государственный классификатор специальностей введена теология, то есть богословие, подобно тому, как это имеет место в европейских странах и Америке. Богословие как учебный курс получает распространение в нескольких государственных вузах, где появляются факультеты теологии. Разработан и утвержден поликонфессиональный государственный образовательный стандарт по специальности «теология».

Никакого конфликта между государственным и религиозным образованием быть не должно. Государство обязано предлагать свои образовательные услуги в зависимости от запросов своего народа. Если значительная часть народа выбирает православие среди других мировоззрений или просто признает себя преемниками православной культуры и хочет дать своим детям православное образование, то государство должно предоставить им такую возможность.

Но не может быть и речи о том, чтобы православное образование стало обязательным для всех. А вот доступным — другое дело.

Александр ШИШЛОВ, глава Комитета Госдумы прошлого созыва по образованию и науке:

— Надо уважать российскую Конституцию, в которой написано, что Российская Федерация — светское государство, все религии имеют равные права, а кроме того, есть еще право людей не верить в Бога. Я против огосударствления религии.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector