0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ной и Ноев ковчег: Библейская история

После грехопадения первых людей и братоубийства (Каин убивает Авеля) прошло некоторое время. Люди продолжали населять Землю, но, увы, они вели совсем неправедную жизнь, не чтили Господа, творили злые дела. И все же среди них был один праведник по имени Ной. У Ноя была семья и три сына: Сим, Хам и Иафет. Ной — это библейский персонаж, благодаря которому человеческий род сохранил свое существования, несмотря на все злодеяния в прошлом.

Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.

Правда или легенда?

До сих пор до конца не ясно, был ли на самом деле Ноев ковчег. Ответ на этот вопрос официальная наука дать точно не может. Реально лишь проанализировать данные археологических раскопок, которые могут иметь непосредственное отношение к библейской легенде. Исследователями со всего мира долгое время (если быть точнее, с начала IV века) предпринимались попытки отыскать плавательное средство, но ни одна из них до сих пор не увенчалась успехом с научной точки зрения. Да, было найдено много древних артефактов, обломков, текстов и т.д., однако однозначных доказательств принадлежности находок к теме исследования до сих пор нет.

Библейский Арарат. К какой горе пристал ковчег Ноя?

По библейской книге Бытия ковчег Ноя после потопа пристал к Араратским горам. Само слово «Арарат» происходит от термина «Урарту», которым ассирийцы называли древнее гос-во I тыс. до н.э. лежавшее к северу от Месопотами. Урарту погибло еще в начале VI века до н.э., но его имя продолжало существовать в библейских текстах как «Араратское царство», «Араратские горы» и т.д. Под Араратом в Библии понимались почти все северные высокогорные территории, поэтому выяснить более точное место пристанища Ноева ковчега затруднительно. Но мы попытаемся это сделать.

Ветхий Завет. Бытие
И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.

Только в сирийских и арамейских переводах Библии горы Ноева ковчега конкретизировалось более детально. Вместо слова «Арарат» там употреблялось название «Карду», «горы Карду». Речь шла о горном районе Кордуены (Гордиены) — древней территории на севере Месопотамии, которая находилась восточнее реки Тигра и южнее реки Бохтан. В этих краях обитали воинственные племена кардухов, возможно родственных современным курдам.

О том, что остатки ковчега Ноя находились в горах Кордуены писали многие античные авторы. Одним из первых был вавилонский историк Беросс, живший в III веке до н.э. На его упоминание о ковчеге впоследствии ссылались другие авторы, например Иосиф Флавий в I веке н.э. Интересно, что жителей Кордуены Иосиф Флафий называл армянами, видимо это было связано со значительным расширением территории Армении во II-I веках до н.э., когда в состав Великой Армении входила не только Кордуена, но и более южные области Месопотамии. Поэтому Кордуену часто называли Арменией и Армянской страной. Соответственно, и Кордуйские горы тоже часто называли армянскими.

Иосиф Флавий
Это место армяне называют «местом высадки», и до сих пор еще туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега.
Говорят, что еще до сих пор сохранился в Армении на горе Кордуйской остаток от этого ковчега и что некоторые берут от него смолу, пользуясь ею в большинстве случаев как средством против заболеваний. Об этом упоминает также египтянин Иероним, написавший древнейшую историю Финикии, Мнасей и некоторые другие.

Текст Беросса у византийского историка рубежа VIII—IX вв Георгия Синкелла
В наше время только маленькая часть корабля, остановившегося в Армении, остаётся лежать в Кордуйских горах в Армении, и некоторые ходят туда, соскабливают асфальт и держат его как талисман для удачи.

Наверно, одним из первых сблизил термины Арарат и Карду армянский хронист Фавстос Бузанд, живший в V веке. В его «Истории Армении» находится достаточно путанный рассказ о св. Иакове, епископе из Нисибина (ныне город на границе Сирии и Турции), который пытался подняться на гору Ноева ковчега в Кордуене (в тексте гавар Кордук). Фавстос Бузанд смешивал название Арарат (в тексте «гора Сарарад») и близкий по чтению термин Айрарат (Айраратская страна), и оба эти топонима он поместил в гавар Кордук (т.е. Кордуену). Видимо, подобное изложение терминологии должно было означать, что гора Арарат и сам регион Арарат, т.е. Араратские горы, известные из Библии, находились именно в Кордуене. Здесь еще следует добавить, что нынешнюю гору Арарат армяне раньше так никогда не называли, эта гора в Армении (а теперь в Турции) носила название — Масис. И все ранние армянские авторы не связывали гору Масис с ковчегом Ноя.

Фавстос Бузанд
Иаков (Иаков Нисибийский), называвшийся Мудрым Персом, избранный Богом человек, оставил свой город для того, чтобы приехать и поселиться в армянских горах, на горе Сарарад, находящейся в пределах Айраратской страны в гаваре Кордук. Он был преисполнен христовой благодати, так что совершал знамения и чудеса. Он прибыл со страстным желанием сподобиться увидеть спасительный ноев ковчег, который после потопа остановился на этой горе.

В сирийском тексте «Пещера сокровищ», который приписывается св. Ефрему Сирину (IV век) появляется название населенного пункта рядом с горой Ноя — Теманон (Themânôn, «восемь»). Впоследствии, этот город рядом с горой Кардо будет часто упоминаться.

Пещера сокровищ (Книга преемственности поколений).
И Ковчег летал сто пятьдесят дней, и он пристал на горах Кардо (Kardô), в седьмом месяце, то есть в первом Тешри, в семнадцатый день его.
И когда они вышли, Ноах начал возделывать землю, и они построили город и дали ему имя Теманон (Themânôn) («Восемь»), по имени восьми душ, которые вышли из Ковчега.

В тексте Корана впервые упоминается название, которое стали приписывать к конкретной горной гряде в Кордуене — ал-Джуди. Происхождение этого термина неизвестно, возможно Джуди — это видоизмененное Куди или Курди, т.е. все та же гора Карду.

Коран, 11:44
«И было сказано: «О земля, поглоти свою воду! О небо, перестань (литься дождём)!» Вода спала, и свершилось повеление (Аллаха). Ковчег пристал к аль-Джуди, и было сказано: «Да сгинут люди несправедливые!»»

В ранней византийской традиции также не сомневались, что горы Арарат находились где-то на границе Адиобены (ныне северный Ирак) и Великой Армении, которая включала в себя и Кордуэну (гавар Кардук).

Иоанн Малала (VIв.)
Иосиф и Евсевий Памфил, и другие летописцы утверждали, что горы Арарат находятся рядом с Арменией, между парфянами, армянами и адиабенцами, и ковчег остановился там.

Сирийский автор Агапий Манбиджский писал, что византийский император Ираклий во время своего похода на Персию (602—628 гг.) специально поднимался на гору ал-Джуди, видимо в знак уважения к пристанищу ковчега. Он же упоминал населенный пункт Саманин — Теманон (Themânôn -«Восемь»).

Агапий Манбиджиский (X век)
Потом Ираклий отправился в возвратный путь и остановился у деревни, именуемой Саманин. Это та самая, где остановился ковчег во время потопа в дни Ноя. И взошел на гору, именуемую ал-Джуди, и посмотрел на нее, на место ковчега, и взглянул на все четыре стороны. Потом он пошел в сторону Амида (ныне Диярбакыр) и пробыл там всю зиму эту.

Евтихий патриарх Александрийский (X век)
Ковчег остановился на горах Араратских — это горы Джабал Джуди около города Мосул.

В арабской традиции однозначно считалось, что ковчег пристал именно к горе ал-Джуди в горах Кордуены, что рядом с северным иракским городом Мосулом.

Читать еще:  Дедушка вернулся из плена баптистом, а внук пошел ему наперекор

ал-Масуди (X век)
Ковчег пристал к горе ал-Джуди. Ал-Джуди гора в стране Масур, и распространяется до Джазират ибн-Омар, который принадлежит к территории ал-Маусил. Эта гора расположена в восьми фарсангах от Тигра. До сих пор видно место остановки ковчега, которое находится на вершине горы.

Иудейский путешественник Вениамин Тудельский (12 век) оставил интересное описание горы Ноева ковчега у реки Тигра, он не называл ее ал-Джуди, хотя по местоположению несомненно это была именно она. Видимо, он считал, что местоположение Арарата и так хорошо известно, чтобы специально конкретизировать. По Тудельскому второй арабский халиф Умар (634—644 гг.) якобы снял ковчег с горы и приказал сделать из него мечеть.

Вениамин Тудельский (12 век)
Далее два дня пути до города Гезир-бен-Омар, построенного на острове посреди реки Тигра, у подножия горы Арарата, на расстоянии в четыре мили от того места, где остановился ковчег Ноев. Омар ибн аль-Хаттаб снял ковчег с вершин двух гор и выстроил из него мечеть для измаильтян. Вблизи ковчега существует по сие время синагога Ездры Софера, куда в девятый день месяца ава приходят евреи из города молиться.

Представление о том, что именно в горах Курдистана (Кордуене) пришвартовался ковчег Ноя оставалось и позднее. Хотя европейская христианская традиция стала об этом постепенно забывать, так как уже много столетий Курдистан был исламским регионом, и факт того, что он когда-то входил в состав Армении тоже позабылся. Поэтому Арарат все чаще и чаще стали располагать на месте нынешнего, рядом с армянским католикосатом в Эчмиадзине и городом Ереван.

В 16 веке польский историк Матвей Стрыйковский писал, что корабль Ноя остановился опять же в Кордуене (Гордия, Кардия). Он даже упоминал термин «Лубар» применительно к Арарату, который появился только в одном апокрифе — «Книге Юбелеев». Это говорит о том, что Стрыйковский весьма серьезно изучал исторические источники.

Хроника польская, литовская, жмойтская и всея Руси»
Где остановился корабль Ноя. А когда вода спала и показались вершины гор, ковчег остановился в Армении, на очень высокой горе, называемой Тавр (Taurus), а по Бероэсу Гордия (Gordieus), а по святому доктору Епифанию в стране Кардия (Kardienskiej) на горах, называемых Арарат и Лубар, где еще [сохранились] знаки, указывающие на [пребывание] этого корабля.

Существовал ли в действительности Ноев ковчег?

Находки и предположения

По поводу существования Ноева ковчега мнения разнятся. Одни люди считают, что такой факт действительно имел место 4400 лет назад. Другие же категорически отрицают библейскую информацию, называя её красивой сказкой. Но любой ребёнок знает, что в сказке всегда есть доля истины.

Этого мнения придерживалось и придерживается множество исследователей. Точка зрения тут однозначная, чтобы доказать подлинность изложенных в «Ветхом завете» фактов, необходимо найти останки огромного деревянного судна. Но дело осложняется тем, что площадь горной системы Арарат достигает 1300 кв. км. Это огромный район, расположенный в восточной части Турции. С учётом прошедших 44 веков, а также вулканических извержений, обнаружить какие-то предметы, оставшиеся от ковчега, представляется чрезвычайно трудной задачей.

Следует также учитывать тот факт, что в Библии прямо сказано, что Ноев ковчег оказался на Араратских горах. Но имелась ли в виду именно гористая местность на востоке современной Турции. Может быть, древние летописцы говорили о совсем других горах.

То, что Ной строил огромное судно именно в Месопотамии, сомнений не вызывает. Информация о всемирном потопе связана напрямую с шумерами. А те, как известно, жили в восточных районах Междуречья.

Те, кто писал Библию, черпали знания из вавилонских летописей, созданных на основе шумерских легенд. Но знали ли жрецы древней страны о горе Арарат. Скорее, они могли иметь в виду Кордиенские горы. Расположены те на границе Турции и Сирии, то есть в более южном районе. А, следовательно, площадь поиска значительно увеличивается.

Но исследователи склоняются к мнению, что именно на неприступной вулканической вершине огромное судно нашло своё пристанище, так как она самая высокая. Именно гора Арарат стала той землёй, на которую и ступили измождённые странники после года мытарств по бушующим водам.

С середины XIX века этот район посетило несколько экспедиций. Все исследователи утверждали, что видели нечто похожее на останки ковчега. Ситуация обострилась, когда люди придумали авиацию, а за ней и разведывательные самолёты. В период Холодной войны те постоянно летали над данным районам и фотографировали местность, так как она представляла собой стратегически важный объект.

Благодаря этим снимкам, и удалось увидеть странный объект, напоминающий по своей форме лодку. Располагается он в северо-западной части горы на высоте 2700 метров над уровнем моря. Аналогичное образование есть и южнее горы Арарат. Это район вулкана Тендюрек. Там тоже находится своеобразный объект, который можно охарактеризовать как остов большого судна.

Именно к нему совершил несколько экспедиций американский археолог-любитель Рональд Уайетт. Его находки не вызвали ажиотажа в научных кругах, но исследователь по сей день убеждён, что нашёл Ноев ковчег.

Что же представляет собой образование, находящееся недалеко от Тендерюка. Это окаменелость, которая по своему внешнему виду и габаритам соответствует размерам ковчега, указанным в «Ветхом завете». Можно допустить, что когда-то в этом месте лежало огромное рукотворное творение из дерева.

Под воздействием вулканических извержений древесина окаменела. Лигнин и целлюлоза распались, и произошло замещение органических веществ минералами. Получились халцедоном, опал, кварц. Но форма огромного судна сохранилась. Только по прошествию веков ковчег из деревянного превратился в каменный.

Образцы этого камня были исследованы учёными. Но даже без химического анализа стало ясно, что это не окаменевшая древесина, а вулканическая лава. Дело же в том, что если взять тот же кварц и провести им по стеклу, то на гладкой поверхности останется хорошо различимая царапина. Кусок же камня, который якобы являлся частью огромного судна, не оставил на стекле ничего. Он оказался гораздо мягче минерала, то есть не мог быть окаменевшим деревом.

Но под силу ли было Ною, используя технологии того далёкого времени, построить судно с такими размерами, которые даны в Библии? По этому поводу существует устойчивая научная точка зрения, с которой мы сейчас и ознакомимся.

Мог ли Ной построить огромный ковчег и доплыть на нём до горы Арарат?

Начнём с размеров корабля. Его длина составляла 138 метров. Величина очень приличная. Ничего подобного человечество в последствии из дерева не строило. Причём не просто из дерева, а из цельных стволов, расщеплённых на доски.

Самое длинное цельнодеревянное судно из канадской сосны построили в 1909 году на северо-восточном побережье США в штате Мэн. Это двухпалубная шхуна «Вайоминг». Её длина составляла 100,4 метра. Если же брать длину с учётом бушприта (рангоутное дерево, выступающее вперёд на носу судна для улучшения маневренности), то тогда получается величина 124,8 метра.

Шхуна всю свою жизнь проплавала в прибрежных водах и никогда не выходила в открытый океан. Но в 1924 году «Вайоминг» оказался в открытых водах, попал в сильный шторм и очень быстро затонул. В чём причина гибели?

Доски, из которых состояла обшивка шхуны, разошлись. В образовавшиеся отверстия хлынула вода, и судно ушло на дно. Дело же в том, что длинная доска под действием водной стихии начинает выгибаться. Её края то поднимаются вверх, то опускаются вниз. Это полностью разрушает герметичность швов, что и ведёт к гибели длинного деревянного корабля. Теперь, вооружившись нужными знаниями, посмотрим на Ноев ковчег.

Он был длиннее «Вайоминга» на 38 метров. И где же Ной взял такие длинные стволы, да ещё сумел расщепить их на доски? В то время он мог пользоваться лишь инструментом из мягкой меди. Такого понятия как лесопилка, естественно, не было. Видимо мужчина забивал клинья и таким образом раскалывал стволы, которые значительно превосходили по длине современные деревья.

Читать еще:  Если в гневе проклял человека. Как проклинать человека словами? Что будет с человеком, который проклинает другого? Домашние животные или местные животные ведут себя странно

На счёт размеров леса существует версия, что до потопа природа на Земле была совсем другой. Растительность имела гораздо большие размеры, чем в наши дни, а деревья по высоте превышали современные в 2-3 раза.

Пусть будет так. Наш герой срубил огромные деревья, расщепил их на доски. Из кручёных тиковых ветвей сделал верёвки, которые по прочности не уступают стальным канатам. Ими он и связал доски, а пазы между ними заделал мхом и пчелиным воском. Получилась огромная, деревянная, абсолютно герметичная конструкция. После этого в ковчег зашли люди и твари земные. Они встретили потоп в надёжном убежище.

Воды подняли судно и закружили его в бесконечных водоворотах. Ковчег оказался на самых настоящих океанских просторах. Ветер, огромные волны. Всё это нещадно трепало корабль. А дальше началась трагедия. Доски начали расходиться по той же причине, что и у «Вайоминга». Герметичность нарушилась. Вода стала заполнять деревянную конструкцию. С учётом того, что потоп полностью охватил Землю, погибли все пассажиры огромного плавательного средства.

Но допустим, что герметичность оказалась на высшем уровне. Вода не попала внутрь судна. Однако здесь нужно учитывать то, что ковчег не имел никакого управления. Когда неуправляемый корабль поворачивается боком к огромной волне, что происходит? Правильно, он переворачивается. То есть творение ноевых рук должно было задраться килем вверх и затонуть.

Но тут есть теория, которая полностью опровергает подобную печальную интерпретацию событий. Дело в том, что рядом с так называемым ковчегом исследователи нашли базальтовые пластины. В некоторых из них оказались отверстия. Можно допустить, что их сделала либо природа, либо руки человеческие. Но для чего человеку нужно было долбить камень?

Исследователи объясняют это следующим образом: пластины, если их разместить под водой вдоль бортов судна, будут служить стабилизаторами, и плавучее средство не перевернётся при воздействии больших океанских волн. Такие базальтовые изделия висят в воде на верёвках, которые намертво прикреплены к бортам. Они равномерно распределяют вес плавучего средства и придают ему дополнительную устойчивость.

Эта теория хороша всем. Но есть один нюанс. Если исходить из того, что Ноев ковчег построили в Месопотамии, то подобные утверждения теряют всякий смысл. Суть же заключается в том, что в Междуречье нет базальта. Наш герой нигде его не мог взять при всём желании.

Навигация и ковчег Ноя

Ноев ковчег (в Библии ивр. ‏ תֵּבַת נֹח‏ ‎, тева́т Hóax; от ивр. ‏ תֵּבָה‏‎ , тева́ коробка, сундук, ковчег) — согласно Библии, судно, построенное Ноем по повелению Бога, для спасения от Потопа своей семьи, а также всех животных (по паре особей каждого вида) (Быт. 6:13 — Быт. 8:19).

Историческая справка

Поскольку 70% земной поверхности покрыто водой, вполне естественно, что среди древнейших цивилизаций получили развитие такие науки, как кораблестроение и навигация.

Крупнейшие города древности почти всегда возникали либо на морском побережье, либо на судоходной реке, и с самого момента появления письменности мы встречаем в документах информацию о том, как различные товары доставлялись торговыми кораблями из одного города в другой или из одной страны в другую.

Наиболее выдающимися мореплавателями древности по праву считаются финикийцы, которым принадлежали два крупных морских порта на восточном побережье Средиземного моря — Тир и Сидон, а также обитатели их многочисленных колоний, таких, например, как Карфаген в Северной Африке, Кадис в Испании и многие другие.

Однако задолго до них флот существовал на Крите, и все больше и больше свидетельств указывает, что древние египтяне и халдеи также путешествовали по морям на довольно большие расстояния.

Древние Индия и Малайзия торговали с Вавилонией по морю. Среди греческих мифов хорошо известны легенды об Одиссее и аргонавтах, и в последнее время все больше и больше ученых склоняется к тому, что и американский континент тоже посещался финикийцами, египтянами» а может быть, даже израильтянами и прочими древними мореплавателями за тысячи лет до Колумба.

В Библии Иаков примерно в 1700 году до Р. Х. пророчествовал, что будущий дом его сына Завулона должен находиться «у пристани корабельной» (Быт. 49:13), а Иов, возможно, даже еще раньше говорил про «легкие ладьи» (Иов 9:26).

Древнейшие исторические анналы свидетельствуют о существовании огромных кораблей и могучих флотов, приводимых в движение парусами или веслами. Примерно в 1000 году до Р. Х. уже существовал могущественный флот и у царя Соломона (3 Цар. 9:26), и у Тирского царя Хирама (3 Цар. 10:22).

Навигация и ковчег Ноя

Однако самым первым и самым крупным из всех кораблей древности — фактически, их прототипом — был Ноев ковчег.

Неудивительно, что древние люди вскоре после потопа научились создавать корабли, способные противостоять морской стихии, — ведь они были прямыми потомками тех, кто строил и направлял огромный плавучий дом, в котором древние обитатели погибшего допотопного мира были благополучно доставлены в новый мир, поднявшийся из вод потопа.

Размеры

Ковчег является единственным упоминающимся в Библии кораблем, размеры которого указаны точно, и размеры эти представляют огромный интерес, поскольку до появления современных технологий ковчег продолжал оставаться самым крупным в истории плавучим средством!

Его постройкой управлял Сам Господь:

14 Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.
15 И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.
16 И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье].
(Быт.6:14-16)

Приведенные ниже цифры основаны на предположении, что один локоть равнялся минимальному из возможных расстоянию 44,5 сантиметра (17,5 дюйма).

Размеры ковчега

Даже при этом допущении ковчег должен был иметь объем, равный суммарному объему 522 стандартных товарных вагонов. Этого объема было бы достаточно, чтобы вместить 125.000 животных размером с овцу, и более чем достаточно, чтобы вместить по паре животных каждого вида, как ныне существующих на Земле, так и вымерших.

Объем 39.655 м 3. Водоизмещение 13.960 т..

Таким образом, ковчег по существу представлял собой огромный ящик (его древнееврейское название также подтверждает это), предназначенный в первую очередь для того, чтобы сохранять устойчивость в водах потопа, а вовсе не для передвижения по ним.

Если допустить, что один локоть равнялся 44,5 см (это наименьшее из диапазона предполагаемых значений), то размеры ковчега должны были соответствовать приведенным на рисунке выше.

Высота ковчега превышала высоту среднего трехэтажного здания, а длина в полтора раза превышала длину футбольного поля. Его полный объем был равен 39655 кубометрам.

Поскольку полезный объем обычного товарного вагона составляет около 76 кубометров, то можно считать, что полный объем ковчега был эквивалентен суммарному объему 522 вагонов.

Безусловно, такое сооружение было вполне способно вместить в себя огромное количество животных и явно подходило для того, чтобы служить домом для представителей всего животного мира Земли.

С учетом того, что в обычный товарный вагон входят 240 овец, ясно, что ковчег был бы способен вместить более 125 тысяч овец. Средний размер земных животных меньше, чем размер овцы, а на сегодняшний день известно менее 18 тысяч видов животных, обитающих на Земле (сюда относятся птицы, млекопитающие, пресмыкающиеся и земноводные).

Что же касается числа видов ископаемых животных, то оно еще меньше, так что ясно, что размеры ковчега были вполне достаточны.

В условиях многообразия гидродинамических и аэродинамических процессов, протекавших во время потопа, необходимо было, чтобы ковчег оставался на плаву в течение целого года.

Читать еще:  Кто занимается алхимией. Алхимия - это донаучное направление в развитии химии

Дерево гофер, из которого делали ковчег, несомненно, отличалось чрезвычайной прочностью и долговечностью. Бревна, послужившие материалом для дна, бортов и палуб ковчега, по-видимому, были изготовлены из огромных деревьев, росших на земле с момента ее основания, то есть в течение более 1600 лет.

«Смола» (евр. kaphar , что значило «оболочка»), безусловно, являлась идеальным водоотталкивающим материалом, хотя точный ее состав нам неизвестен.

Устойчивость

Помимо плавучести, ковчег еще должен был обладать устойчивостью, то есть не опрокидываться под воздействием волн и ветра.

В Писании сказано, что воды потопа поднялись на пятнадцать локтей выше самых высоких гор:

20 на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы.
(Быт.7:20)

По-видимому, это сделано для того, чтобы подчеркнуть, что ковчег мог свободно плавать везде, куда его несли воды. Высота ковчега равнялась 30 локтям, поэтому величина осадки нагруженного ковчега в 15 локтей выглядит весьма правдоподобной.

Когда ковчег плавал, погрузившись на эту глубину, то, согласно закону Архимеда, его вес должен был уравновешиваться выталкивающей силой, величина которой равняется весу вытесненной воды.

Плотность пресной воды 1.000 кг/м 3, а морской — 1025 кг/м 3. Из-за присутствия в воде потопа большого количества растворенных солей и взвешенных осадков ее плотность должна была быть не меньше, чем нынешняя плотность морской воды.

Устойчивость ковчега.

Размеры ковчега были таковы, что он практически не мог перевернуться. При наклоне на любой угол, меньший 90, линия действия выталкивающей силы не будет совпадать с линией действия силы тяжести, что будет приводить к возвращению ковчега в нормальное положение.

В этом случае плотность воды должна была примерно в два раза превосходить среднюю распределенную плотность ковчега (примерно 513 кг/м 3). Центр тяжести ковчега при условии симметричности его конструкции и равномерности распределения внутри него животных и прочего груза, видимо, должен был примерно совпадать с его геометрическим центром.

Имея такие характеристики, ковчег должен был обладать весьма высокой остойчивостью. При размерах поперечного сечения 30 локтей в высоту и 50 локтей в ширину и осадке в 15 локтей вероятность опрокидывания была практически исключена даже при самом сильном волнении и ураганном ветре.

В качестве примера рассмотрим, что произойдет, если ковчег накренится настолько, что его верхняя палуба будет практически касаться поверхности воды, как изображено на рисунке 21.

Это соответствует углу наклона, равному 31°, то есть углу, тангенс которого равен 30/50. Поскольку вес ковчега при этом не изменяется, он будет по-прежнему вытеснять объем воды, равный половине своего объема.

Однако теперь линии действия этих двух сил будут отличаться. Вес ковчега W приложен к центру поперечного сечения ковчега и направлен вертикально вниз.

Сила же В направлена вертикально вверх и приложена к центру треугольника LQN, поскольку именно эта точка соответствует центру тяжести объема воды, вытесненного ковчегом.

Поэтому линия поверхности воды будет совпадать с диагональю поперечного сечения ковчега. Величина выталкивающей силы В будет при этом по-прежнему равняться весу ковчега W.

Силы В и W, равные по величине, но противоположные по направлению, образуют пару сил, момент которой равен произведению любой из этих сил на расстояние между линиями их действия.

Поскольку линия действия силы В сдвинута относительно линии действия веса W в сторону погруженной части ковчега, то данная пара сил будет оказывать «выравнивающее действие», то есть возвращать судно в горизонтальное положение.

При этом наибольшее значение имеет не величина момента, а положение точки М, так называемого метацентра. Пока точка М на оси симметрии судна находится выше точки G (геометрического центра поперечного сечения всего судна в целом), судна будет сохранять остойчивость.

Для случая, приведенного на рисунке, расчеты показывают, что расстояние между точками М и G на оси симметрии равняется примерно 8,9 локтя:

Таким образом, метацентр оказывается расположенным почти на 4 метра выше центра тяжести, что говорит об очень высокой остойчивости ковчега даже при таком угле крена.

Расстояние GM, или метацентрическая высота, будет оставаться положительным даже для гораздо больших углов наклона.

Допустим, что судно накренилось на 60°, как показано на нижнем рисунке. Из геометрических построений видно, что центр поперечного сечения погруженной части по-прежнему будет находиться справа от линии действия силы тяжести, то есть момент сил будет оказывать «выравнивающее» действие, а метацентрическая высота GM будет положительна.

По существу, для того чтобы линии действия М и G совпали, ковчег должен был встать точно вертикально. При любом же крене меньше 90° ковчег автоматически возвращался в нормальное положение.

Кроме того, относительно большая длина ковчега (в шесть раз превышавшая его ширину) приводила к тому, что ковчег не подвергался воздействию волн равной амплитуды по продольной оси, поскольку морское волнение, как правило, нерегулярно и хаотично, а особенно в таком бессистемном в своей сущности волновом процессе, каковым являлся потоп.

Воздействия любых вихревых явлений, которые могли возникать среди вод потопа, также ослаблялись или полностью компенсировались благодаря большому отношению длины ковчега к его ширине.

Под воздействием гидродинамических сил ковчег должен был располагаться в воде так, чтобы его продольная ось была параллельна преобладающему направлению волн или течений. Таким образом, его можно рассматривать как полуобтекаемое тело, для которого суммарная сила лобового сопротивления обычно минимальна.

Итак, во всех отношениях ковчег был весьма устойчив и превосходно отвечал своему предназначению — в течение года противостоять бушующим водам великого потопа.

Подтверждение

При съемках известной голливудской картины «В поисках Ноева ковчега», осуществлявшихся компанией «Сан Классике», изложенные выше выводы нашли подтверждение в ходе испытаний на масштабной модели ковчега, которые были проведены Скриппсовским океанографическим институтом в Ла-Хойе, Калифорния.

В специальном бассейне при помощи механического генератора создавались гигантские искусственные волны, размер которых по отношению к макету в соответствующем масштабе превышал максимальные размеры волн, когда-либо существовавших на Земле.

В полном соответствии с вышеприведенными рассуждениями, ковчег действительно оказался чрезвычайно устойчивым. Разумеется, он создавался не для того, чтобы развивать высокую скорость, а лишь для сохранения остойчивости, и в этом смысле названные Богом размеры были оптимальны.

Навигация

Что же касается навигации, то ковчег явно направлял Сам Господь так, чтобы его обитатели были в безопасности все то время, пока снаружи бушевали волны и ветер, и в конце концов Он направил его (как уже указывалось в главе 9) почти точно в пункт, являющийся геометрическим центром тех очертаний суши, которым предстояло сформироваться после потопа, — к только что образовавшейся вершине вулканического происхождения, возвышавшейся над окрестными равнинами.

Эта вершина, известная с тех пор как гора Арарат, имеет высоту 5165 метров над уровнем моря и является одной из высоких и величественных вершин мира.

Вскоре после того, как воды потопа отступили, обитатели ковчега, оставив его возле вершины, спустились по склону горы в долину, чтобы начать жизнь в новом мире. Через некоторое время климат на Земле изменился и начались снегопады.

В результате вершина горы оказалась навечно скрыта под шапкой из льда и снега. Не исключено, что и сам ковчег в течение тысячелетий оставался закованным в лед, словно безмолвное свидетельство Божьего суда над грешным миром.

Во время не раз случавшихся на протяжении последующих веков таяний льдов от многих путешественников стали поступать сообщения о том, что сквозь толщу льда им удалось разглядеть корпус ковчега.

Подобные сообщения были настолько частыми и правдоподобными, что в конце концов был организован целый ряд экспедиций, ставивших цель обнаружить ковчег и документально засвидетельствовать факт его существования.

Все эти экспедиции оказались трудными и опасными, некоторые даже закончились трагически, и на сегодняшний день успеха они пока не принесли.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector