0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мы подошли к Страстной седмице, выжженные изнутри

Страстная седмица

Великая Пятница. Распятие, VIII в, Синай О страстях Спасителя и Страстной седмице

Дни Страстной седмицы

Богослужение

Богослужебные особенности Страстной

Иконография

Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, – говорится в Синаксаре, – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется эта седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…»

Великая Пятница. Распятие. Фреска церкви св.Николая в Прилепе, Македония. XII-XIII в.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни всякие тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.

Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, – все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужениях Страстной седмицы. Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговением следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных страданий на кресте, и далее – до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.

Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым. В соответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. Беседы Иисуса Христа после входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фарисеям, развиваются и раскрываются во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы. Так как в первые три дня Страстной седмицы совершились различные многознаменательные события, которые имеют самое близкое отношение к страстям Христовым, то и эти события благоговейно воспоминаются Святой Церковью в те самые дни, в которые они совершились. Таким образом, Святая Церковь в эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям и всюду просвещает нас теми именно словами, которые предлагал Сам Он слушателям Своим в эти дни.

Подготовляя верующих к крестным страданиям Спасителя, Святая Церковь Богослужению первых трех дней Страстной седмицы придает характер печали и сокрушения о нашей греховности. Вечером среды оканчивается великопостное Богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все Богослужение, – плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства – неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю – переполняют душу верующего христианина. Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих.

Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания.

Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах, полагается прочитать все четыре Евангелия. Но кто может, тот непременно должен сам читать эти места из Евангелия дома и для себя, и для других. Указание, что надо читать, можно найти в церковном календаре. При слушании в церкви, из-за большого количества читаемого, многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами. При внимательном чтении Евангелий страдания Христовы, оживая, наполняют душу неизъяснимым умилением… Поэтому, читая Евангелие, невольно переносишься в уме на место событий, принимаешь участие в происходящем, идешь за Спасителем и страждешь с Ним. Необходимо также благоговейное размышление о Его страданиях. Без этого размышления мало плодов принесет и присутсвие в храме, и слышание, и чтение Евангелия. Но что значит – размышлять о страданиях Христа, и как размышлять? Прежде всего представьте в своем уме страдания Спасителя как можно живее, по крайней мере, в главных чертах, например: как Он был предан, судим и осужден; как Он нес крест и был вознесен на крест; как вопиял к Отцу в Гефсимании и на Голгофе и предал Ему дух Свой: как был снят с креста и погребен… Потом спросите самого себя, за что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха, и Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве. И еще спросите себя: что требуется от меня для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась для меня бесплодной; что я должен делать, чтобы действительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира? Церковь учит, что для этого требуется усвоение умом и сердцем всего учения Христова, исполнение заповедей Господних, покаяние и подражание Христу в благой жизни. После этого совесть сама уже даст ответ, делаете ли вы это… Такое размышление (а кто не способен на него?) удивительно скоро приближает грешника к его Спасителю, тесно и навсегда союзом любви связует с крестом Его, сильно и живо вводит в участие того, что происходит на Голгофе.

Читать еще:  Андрей Зубов: Время, чтобы стать стабильным гражданским обществом

Путь Страстной седмицы – путь поста, исповеди и причащения, иначе говоря – говения, для достойного причащения святых Таин в эти великие дни. И как же не говеть в эти дни, когда отъемлется жених душ (Мф. 9, 15), когда Он Сам алчет у бесплодной смоковницы, жаждет на кресте? Где еще слагать тяжести грехов посредством исповеди, как не у подножия креста? В какое время лучше причащаться из Чаши жизни как не в наступающие дни, когда она подается нам, можно сказать, из рук Самого Господа? Поистине, кто, имея возможность приступать в эти дни к Святой Трапезе, уклоняется от нее, тот уклоняется от Господа, бежит от своего Спасителя. Путь Страстной седмицы – оказывать, во имя Его, помощь бедным, больным и страждущим. Путь этот может казаться отдаленным и непрямым, но на самом деле он чрезвычайно близок, удобен и прям. Спаситель наш столь любвеобилен, что все, делаемое нами во имя Его для бедных, больных, бездомных и страждущих Он усвояет лично Себе Самому. На Страшном Суде Своем Он потребует у нас особенно дел милосердия к ближним и на них утвердит наше оправдание или осуждение. Помня это, никогда не пренебрегайте драгоценной возможностью облегчать страдания Господа в Его меньшей братии, а особенно воспользуйтесь ей в дни Страстной седмицы – одев, например, нуждающегося, вы поступите как Иосиф, давший плащаницу. Вот главное и доступное каждому, с чем православный христианин в Страстную седмицу может следовать за грядущим на страдания Господом.

Найдите в тексте и обозначьте. ГДЗ. Упр. 122, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Спишите один из отрывков. Найдите в тексте и обозначьте сложносо­чинённые, сложноподчинённые и бессоюзные сложные предложения.
Если предложение осложнено, укажите чем. Обособленные члены пред­ложения подчеркните соответствующей линией.

I. Солнце скл..нялось к западу и к..сыми жарк..ми лучами (не)выносимо жгло мне шею и щёки (не)возможно было дотронуться до раск..лённых краёв брички густая пыль подн..малась по дорог.. и наполняла воздух. Не было ни малейш..го ветерка который бы относил её. Впереди нас на одинаковом расст..янии мерно покачивался высокий запылённый кузов к..реты из(за) которой виднелся (из)редка кнут которым помах..вал куч..р его шляпа и фура..ка Якова.
До ближайш..й 5 деревн.. ост..валось ещё вёрст десять а большая (тёмно)л..ловая туча взявш..яся бог знает откуда без малейшего ветра но быстро подв..галась к нам. Солнце ещё (не)скрытое обл..ками ярко освещает её мрачную фи­гуру и серые полосы которые от неё идут до самого г..р..- зонта. Изредка2 (в)дал..ке вспых..вает молн..я и слыш..тся слабый гул постепенно усиливающ..йся и перех..дящий в пр..рывистые раскаты обн..мающие весь небосклон. Васи­лий приподн..мается с козел и подн..мает верх брички ку­чера надевают арм..ки и при кажд..м ударе грома снимают шапки и крест..тся; лошади наст..раживают уши раздувают ноздри как будто пр..нюхиваясь к свеж..му воздуху кото­рым пахн..т от приближающ..йся тучи и бричка скорее катит по пыльной дорог.. .
II. Мне становит(?)ся жутко и я чу(?)ствую как кровь быстрее обращает(?)ся в моих жилах. Но вот передовые облака уже нач..нают закрывать со(?)нце вот оно выгл..нуло в последний раз осв..тило (страшно)мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрес(?)ность вдруг изменяет(?)ся и прин..- мает мрачный характер. Вот задр..жала осиновая роща листья становятся какого(то) (бело)мутного цвета ярко выдающ..гося на лиловом фон.. тучи шумят и вертят(?)ся макушки больших берёз нач..нают раскач..ват(?)ся и пучки сухой травы летят через дорогу. Стриж.. и бел..грудые ласточки (как)будто с намерени..м ост..новить нас реют вокруг брички и пролетают под самой грудью лошадей галки с растрёпан(?)ыми крылья-ми (как)то боком летают по ветру края кожан(?)ого фартука которым мы застегнулись начинают подн..мат!?)ся пропускать к нам порывы влажного ветра и размах..ваясь бит(?)ся о ку­зов брички. Молния вспыхива..т как(будто) в самой бричк.. ослепля..т зрение и на одно мгновение осв..щает серое сукно и пр..жавшуюся в углу фигуру Волод.. . В ту же секунду над самой головой раздаёт(?)ся велич..ствен(?)ый гул который (как)будто подн..маясь всё выше и выше шире и шире по огром­ной сп..ральной лини.. постепенно усиливает(?)ся и переход..т в оглушит..льный треск невольно заст..вляющ..й тр..петать и сдерж..вать дыхание. Гнев Божий! Как много поэзии в этой простой народной мысл.
(Л. Толстой)

Хлесткая поэзия Игоря Губермана

Смотрясь весьма солидно и серьезно
под сенью философского фасада,
мы вертим полушариями мозга,
а мыслим — полушариями зада.

Бывает — проснешься, как птица,
крылатой пружиной на взводе,
и хочется жить и трудиться;
но к завтраку это проходит.

Учусь терпеть, учусь терять
и при любой житейской стуже
учусь, присвистнув, повторять:
плевать, не сделалось бы хуже.

Вовлекаясь во множество дел,
Не мечись, как по джунглям ботаник,
Не горюй, что не всюду успел,
Может, ты опоздал на «Титаник»

Пришел я к горестному мнению,
От наблюдений долгих лет:
Вся сволочь склонна к единению,
А все порядочные — нет.

Обманчив женский внешний вид,
поскольку в нежной плоти хрупкой
натура женская таит
единство арфы с мясорубкой.

Я живу, постоянно краснея
за упадок ума и морали:
раньше врали гораздо честнее
и намного изящнее крали.

Я женских слов люблю родник
И женских мыслей хороводы,
Поскольку мы умны от книг,
А бабы — прямо от природы.

Когда нас учит жизни кто-то,
я весь немею;
житейский опыт идиота
я сам имею.

Крайне просто природа сама
разбирается в нашей типичности:
чем у личности больше ума,
тем печальней судьба этой личности.

Во мне то булькает кипение,
то прямо в порох брызжет искра;
пошли мне, Господи, терпение,
но только очень, очень быстро.

Бывают лампы в сотни ватт,
но свет их резок и увечен,
а кто слегка мудаковат,
порой на редкость человечен.

Не в силах жить я коллективно:
по воле тягостного рока
мне с идиотами — противно,
а среди умных — одиноко.

Когда мы раздражаемся и злы,
обижены, по сути, мы на то,
что внутренние личные узлы
снаружи не развяжет нам никто.

Умей дождаться. Жалобой и плачем
не сетуй на задержку непогоды:
когда судьба беременна удачей,
опасны преждевременные роды.

Читать еще:  Лагерь смерти Дахау: литургия начнется в 10 утра

Будущее — вкус не портит мне,
Мне дрожать за будущее лень;
Думать каждый день о черном дне —
Значит делать черным каждый день.

Россияне живут и ждут,
уловляя малейший знак,
понимая, что нае*ут,
но не зная, когда и как.

Я никак не пойму, отчего
так я к женщинам пагубно слаб;
может быть, из ребра моего
было сделано несколько баб?

Любую можно кашу мировую
затеять с молодежью горлопанской,
которая Вторую Мировую
уже немного путает с Троянской.

Ум полон гибкости и хамства,
когда он с совестью в борьбе,
мы никому не лжем так часто
и так удачно, как себе.

Есть в каждой нравственной системе
Идея, общая для всех:
Нельзя и с теми быть, и с теми,
Не предавая тех и тех.

Чтоб выжить и прожить на этом свете,
Пока земля не свихнута с оси,
Держи себя на тройственном запрете:
Не бойся, не надейся, не проси.

Душа порой бывает так задета,
что можно только выть или орать;
я плюнул бы в ранимого эстета,
но зеркало придется вытирать.

Когда устал и жить не хочешь,
полезно вспомнить в гневе белом,
что есть такие дни и ночи,
что жизнь оправдывают в целом.

Страстная седмица

Великий пост длится в течение сорока дней. Это – время покаяния, исправления жизни. По окончании поста следуют два праздника: Лазарева суббота и Вербное воскресенье. В эти дни бывает послабление поста, можно вкушать рыбную икру (на Лазареву субботу) и рыбу (в Вербное воскресенье). Эти два праздника не относятся к Великому посту.

По прошествии этих двух праздников наступает седмица особой строгости в воспоминание Страшных Страданий Христа. Эта торжественная и скорбная седмица посвящена страданиям Христа. Она не входит в число дней Великого поста и стоит особо. Все дни этой седмицы называются «Великими» (Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д.).

Святой Пасхе предшествует Страстная, или Великая седмица. Так называются 6 дней перед Пасхой, в которые Церковь вспоминает последние дни жизни Иисуса Христа на земле. Страстной эту неделю называют потому, что мир переживает Страсти Христовы — Его предательство, суд над Ним, обвинение в богохульстве, истязания, издевательства и позорную смерть.

К событиям Страстной седмицы православные готовятся все предыдущие дни поста, чтобы укрепиться духом перед последними испытаниями. Пощение и состоит в том, чтобы должным образом подготовить душу к Крестному подвигу Христа. Переживание Страстей Христовых открывает душу навстречу Господу, приводит к покаянному чувству. Плач о грехах соединяется с внутренним озарением, что Господь страдает и умирает и за меня, грешного, но совсем скоро грядет Его Воскресение. Это чувство дарит уверенность в том, что каждый христианин может обрести спасение в Господе.

Смысл Страстной седмицы

Христос принял по Своей воле страшные муки, которые неподвластны даже человеческому воображению. И претерпел эти страдания, венчала которые Крестная смерть, ради грешных людей. Он принял на Себя грехи наши, грехи людей всего мира. Поэтому страдания эти настолько сильными и невообразимыми. Предреченные события многими ветхозаветными пророками сбылись в один день.

Этот самый важный в жизни человечества день называется Великая (или Страстная) пятница. В этот день совершилось великое событие – искупление рода человеческого от древней клятвы. Многие помнят события Ветхого Завета, когда Адам и Ева – первые люди – нарушили запрет Бога Отца от сотворения мира. Они съели запретный плод с дерева познания добра и зла. Поэтому Бог вынужден был изгнать их из рая и лишить их вечной жизни.

Но Милостивый Бог не мог взирать спокойно на нарушение Его Божественного замысла о вечном блаженстве людей. Он послал на землю Сына Своего Единородного, Которого любил больше всего, для того, чтобы Он искупил людей от этой клятвы и снова смог унаследовать жизнь вечную.

Люди, благодарные за такую невиданную и незаслуженную милость Божию, вспоминают события Великой Пятницы и посвящают этому событию самый строгий пост. Многие не принимают пищи вообще в этот день. В то же время верующие усиливают и душевный пост. Они скорбят и плачут, вспоминая Страдания Христовы и Страшную Крестную смерть, и спешат в храмы на службы.

Богослужения Страстной седмицы

На Страстную седмицу бывают самые красивые и торжественные церковные службы в году. Они неторопливы, полны скорби и величия. В Великий понедельник, Великий вторник и Великую среду служатся утром Литургии Преждеосвященных Даров. На этих службах поются: «Се Жених» и «Чертог Твой».

Страдая вместе с Христом, Церковь ведет верных Его Крестным путем. Все богослужебные тексты вспоминают каждое событие, каждое слово Господа, сказанное на этом скорбном пути. Особое внимание на богослужениях уделяется Евангельским словам.

В первые три дня Страстной недели совершаются одинаковые богослужения, более долгие и торжественные, чем в предыдущие постные дни. Богослужения в эти дни состоят из великого повечерия, утрени и литургии Преждеосвященных даров. В эти дни на службах прочитывается весь Псалтирь, кроме 118 псалма, который относится к Великой субботе. Песнословия Псалтири исполнены плачем о падшей, греховной природе человека и ожиданием Спасителя мира.

Богослужения в первые дни Страстной недели сопровождаются Евангельскими благовествованиями об Иисусе Христе — Его жизни, учении, вольных страданиях, начиная от рождения, заканчивая Крестной смертью и погребением. Евангельские чтения в этот период напоминают верующим о том, что Иисус Христос — совершеннейший человек и Бог, по доброй воле пришел в мир и умер ради нашего спасения.

На вечерне в первые четыре дня читаются паремии из книги Исхода и книги Иова. События из книги Исхода рассказывают о тяжелой жизни евреев в египетском рабстве и избавлении от него, и являются образом духовного рабства греху и искуплением христиан из этого рабства через смерть Господа. Страдания невинного Иова это прообраз невинных страданий Иисуса Христа ради нашего спасения.

Страстная седмица: день за днем

Каждый день Страстной недели называется Страстным, или Великим, и посвящен особому воспоминанию.

Великий Понедельник

В этот день Церковь вспоминает невинного Иосифа, который прообразует собой Христа. Как Иосифа продали в рабство братья, так был продан и Господь. Как Иосифа сажают в заключение в Египте, так Иисус нисходит в темницу гроба. Как промысел Божий освобождает Иосифа из узницы, так воскресает Иисус Христос. Иосиф питал всех приходящих к нему хлебом во время голода, а Иисус Христос стал для всех притекающих к Нему Хлебом жизни. Воспоминание целомудренного Иосифа в Великий понедельник побуждает христиан провести Страстную седмицу как можно чище.

Евангельское чтение в этот день напоминает о иссохшей смоковнице, которая прообразует фарисеев и законников, не дающих духовного плода. Господь призывает своих учеников молиться, так как человек без веры и молитвы мертв.

В Великий понедельник служится литургия Преждеосвященных даров. На литургии Евангелие провозглашает слово Господне о признаках разрушения Иерусалима и о конце мира.

Великий Вторник

Во второй день страстной седмицы Церковь приводит в назидание верующим притчу о десяти девах. Елей в притче символизирует дела милосердия. Девы юродивые, у которых не достало елея, это суть благочестивые люди, которым не хватило дел милосердия. Через Евангельское благовестие о десяти девах Церковь призывает верных всегда бодрствовать, молиться и совершать милостыню и другие дела благочестия, чтобы пришествие Господа не застало нас врасплох.

Читать еще:  Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

На утрени читается Евангелие о том, как фарисеи и саддукеи, прикидываясь благочестивыми ревнителями о Боге, задавали Господу вопросы, стараясь подловить Его, чтобы предать на суд. Премудрый Господь, видя их помыслы, обличил лукавство и притворство книжников, обратившись к народу с проповедью о беззакониях священноначалия.

На Литургии Церковь благовествует о втором пришествии Христа и кончине века, продолжая тему, начатую в Великий понедельник.

Великая Среда

Ночь на среду Господь провел в Вифании, в доме Симона прокаженного, где Ему и ученикам была приготовлена вечеря. Женщина-блудница принесла миро, и возлила на голову Христа. Толкователи Евангелия объясняют ее поступок надеждой на очищение от духовной нечистоты, подобно тому как очистил Христос от телесной нечистоты Симона. Когда ученики стали упрекать женщину в напрасной трате мира, Спаситель запретил им, сказав, что она из любви ко мне сделала это.

Так и Церковь в среду Страстной седмицы учит верующих, что добрые дела это не только милостыня, но и посильное выражение любви к Богу. Сейчас принято оправдывать свое нерадение к Церкви тем, что Богу деньги не нужны. Однако приношение невидимому Богу, который незримо присутствует в храме, есть проявление любви к Нему. В благодарность о содеянном, Господь прославил эту женщину во всем мире, где было проповедано Евангелие.

В это же время иудейские законники ищут причины убить Иисуса. Один из учеников, злочестивый Иуда Искариотский, предложил предать Господа, оценив Неоценимого в 30 сребренников. Святая Церковь предупреждает нас об опасности сребролюбия, способного ввергнуть душу в ад.

В среду на Преждеосвященной литургии в последний раз читается молитва святого Ефрема Сирина с великими поклонами. После этого отменяются земные поклоны. Также оставляется Псалтирь до окончания Светлой седмицы.

Великий (чистый) Четверг

В Великий четверг Церковь вспоминает Тайную вечерю Господа Иисуса Христа, на которой было установлено таинство Евхаристии, или Причастия, и совершено омовение ног апостолов.

В день опресноков по ветхозаветному закону настала пора заклать пасхального агнца, а для Иисуса Христа настало время отходить к Отцу Небесному. Господь с учениками пошел в Иерусалим, чтобы заменить ветхозаветную Пасху новой — своими Кровью и Телом. Перед вечерей Иисус Христос препоясался и омыл ноги ученикам, показывая тем самым, что Царство Небесное не от мира сего, и отличает его не слава и власть, а любовь, смирение и чистота духа.

В Великий Четверг служится Литургия св. Василия Великого. А вечером служится утреня Великой пятницы с чтением двенадцати отрывков из евангелия, описывающих страдания Христа. Служба эта так и называется «12 евангелий». Это – очень красивая и трогательная служба, во время которой народ стоит в храме с зажженными свечами, а на каждое начало чтения евангелия бывает колокольный звон.

На вечере Спаситель открыл ученикам, что будет предан, и указал, что предателем станет тот, кому Он передаст хлеб. Затем Иисус передал кусок хлеба Иуде, обмакнув его в солиле. С куском хлеба вошел в Иуду сатана, и Господь сказал: “Что делаешь, делай скорее”. После этих слов Иуда ушел с тем, чтобы вернуться с книжниками и законниками.

После этого Господь разрешил спор учеников, кто из них больше, предрек апостолам общее искушение, а Петру — троекратное отречение от Него.

После вечери Спаситель с учениками пошли в Гефсиманский сад, и Христос поднялся на гору Елеонскую. В евангельских чтениях описаны душевные муки Иисуса и моление о чаше. Гефсиманская молитва Иисуса Христа учит христиан не отчаиваться, ведь молитва поможет преодолеть все скорби и искушения, а также утешит и ободрит. Кроме того, Господь внушает апостолам и нам: бдите и молитесь!

Страстная Пятница

В Великую Пятницу литургии не положено, служатся Царские часы. Вечером служится вечерня с выносом Плащаницы. Позже бывает утреня, во время которой совершается Погребение Христа – крестный ход с Плащаницей.

В пятницу Страстной седмицы Церковь вспоминает страшные и спасительные страдания Иисуса Христа и Его смерть. В Великую пятницу каждое священное событие ознаменовано богослужениями:

  • утреня — взятие Господа в Гефсиманском саду и осуждение на смерть;
  • первый час — ведение Иисуса Христа на суд к Пилату;
  • третий час — осуждение на крестную смерть;
  • шестой час — крестные страдания Господа;
  • девятый час — смерть Иисуса Христа;
  • вечерня — снятие святого тела с Креста.

В этот день на утрени (на практике это богослужение происходит в четверг вечером) читаются 12 страстных Евангелий, повествующих о крестном пути, смерти и погребении Богочеловека.

Во второй половине дня в церквах выносят плащаницу, образуя этим снятие Пречистого Тела с креста Иосифом из Аримафеи.

Великая Суббота

В Великую Субботу служится литургия, на которой священнослужители переоблачаются в белые одежды, и читается воскресное Евангелие. Вспоминается сошествие Христа во ад и изведение грешников оттуда. В тот же день бывает освящение предметов Пасхальной трапезы (куличей, крашеных яиц и творожных пасх).

Утреня символизирует положение Господа во гроб, Его погребение. Посреди храма читают непорочны — стихиры, которым предшествуют стихи из 118 псалма. По окончанию канона под колокольный погребальный звон верующие совершают крестное шествие вокруг храма со святою плащаницей. Евангельское чтение повествует о запечатствовании гроба и выставлении стражи из римских воинов.

На вечерней, соединенной с Литургией Василия Великого, в церквах читают 15 паремий — пророчества об унижении и оскорблении Господа и последовавшим за ними славным Воскресением.

Уже сама смерть Иисуса Христа — это предпразднство Пасхи, преддверие Его Светлого Воскресения. Как у тела дорогого покойника бдят родственники, так и христиане проводят ночь перед Пасхой в благоговейной страже у гроба Господа Иисуса Христа. При равноапостольном царе Константине бдение перед Пасхой проводили с особенной пышностью. Известно, что по повелению царя город был настолько ярко освещен, что затмевал своим блеском солнце!

Таким торжеством и всенощным бдением Церковь предупреждает верующих о необходимости всегда бодрствовать, чтобы не впасть в искушение и избежать нападений духовных врагов.

К торжеству пасхальной ночи готовит христиан чтение Апостольских Деяний, после чего храмы ярко освещаются и начинается торжественный благовест.

При пении канона плащаница переносится на престол, как истинный Хлеб и Питие, которым стал для нас Воскресший Господь.

Заканчивается Страстная седмица Светлым Христовым воскресением – Пасхой. Вечером служится полунощница, на которой Плащаница заносится в алтарь, а ближе к полуночи совершается пасхальный крестный ход. В полночь перед дверьми храма раздается пасхальный возглас священника и начинается Пасхальное Богослужение.

Заключение

В период Страстной седмицы православные люди стараются послужить Богу особым постом, во время которого плоть отвергается и возвышается дух человека. Каждый по мере сил показывает Богу свою любовь к Нему и верность, сочувствует страшным страданиям Христа, проливает праведные слезы от любви. Это – время тишины и бесстрастия, победы духа над плотью. И, как итог седмицы, следует радость о воскресшем Господе Иисусе Христе, безмерная и торжествующая над смертью.

10 фактов от митрополита Илариона о Страстной Седмице

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector