1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Можно ли присутствовать на литургии и не причащаться?

Можно ли присутствовать на литургии и не причащаться?

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как понимать Правило 9 Святых Апостол: «Всех верных входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного». Это что, значит, что стоять на литургии и не причащаться — преступление, караемое церковными законами, грех? Или есть еще какие-то примеры толкования этого правила?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Этим правилом выражено понимание Литургии как общего дела (греч. leiturgia – общественный, ergon – дело, труд). Общим может быть оно только тогда, когда все присутствующие в храме приобщаются Тела и Крови Христовой. Ради Святых Тайн и совершается Евхаристия. Если люди молятся во время Литургии, но не причащаются, то не достигается молитвенная соборность. Нет молитвенно-духовного единства общины. В первенствующей Церкви было немыслимо, чтобы кто-то, молясь за Литургией, не принимал Святые Тайны. Это сохранялось и в последующее время. Поэтому при формировании чина Литургии появились прошения об оглашенных. С началом Литургии верных оглашенные должны были покинуть храм, потому что они, как не крещенные, не могли причащаться. С возникновением христианского государства в Церковь вошло много номинальных членов, которые не понимали и не переживали таинства евхаристии. Они редко причащались. Таких прихожан и имел ввиду Антиохийский собор (341 г.), который, опираясь на 9-е Апостольское правило, постановил: «Все входящие в церковь, и слушающие священныя писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святыя евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получить оное» (2-е правило). Постепенно среди церковного народа все больше становилось, людей, которые не переживали литургию как главное событие их духовной жизни. Неизбежным следствием этого стала наблюдаемая ныне практика: большинство людей приходит на литургию только помолиться. Молитва, конечно, нужна, но плодом ее должно единение верующих у единой Чаши Жизни. Все должны быть в общей любви, соединяясь с Христом. Охватывающая всех единая духовная радость предполагает евхаристическую соборность.

«Вот дароносица, как солнце золотое,

Повисла в воздухе – великолепный миг,

Здесь должен прозвучать лишь греческий язык:

Взят в руки целый мир, как яблоко простое.

Богослужения торжественный зенит,

Свет в круглой храмине под куполом в июле,

Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули

О луговине той, где время не бежит.

Евхаристия, как вечный полдень, длится –

Все причащаются, играют и поют,

И на виду у всех Божественный сосуд

Неисчерпаемым веселием струится».

(О.Э.Мандельштам. 1915 г.).

Отступая от принятого словоупотребления, поэт называет Чашу дароносицей, потому что в ней находятся Святые Дары, вынесенные из алтаря для причащения верующих. В руках священника под ярким июльским светом, струящимся из-под купола, она похожа на солнце – образ, усвоенный Церковью, Христу Спасителю: лице Его, как солнце, сияющее в силе своей (Откр.1:16). Евхаристия при общем причащении переживается как приобщение к вечности (вечный полдень) и нескончаемой радости. В слова играют и поют метафорически передано состояние внутреннего ликования (ср. выражение взыграла душа моя), которое соединяет всех у св. Чаши. «Божественная Литургия – это служба, цель которой – священнодействие Самого Пресвятого Тела Христова и Крови и чтобы даны они были в Причащение всем верным. И, как таковая, цель ее состоит только в Причащении» (Св. Симеон Солунский).

Можно ли присутствовать на литургии и не причащаться?

Дарья Дмитриевна, Вы писали:
> Правило 9 Святых Апостол:
> «Всех верных входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковнаго.»
>
> Получается, что стоять на литургии и не причащаться — преступление, караемое церковными законами.
> Или есть еще какие-то примеры толкования этого правила?

Прочел краткую дискуссию на затронутую тему. Захотелось словами апостола Павла из послания к Галатам воскликнуть: «Поражаюсь!»

Братья, ну откуда у вас столь ветхозаветные, хотя и со ссылками на святые каноны выражения: «преступление», «кара» и т.д.? Мы же ведь не в приемной у обер-прокурора Синода!

Дело вовсе не в том, «можно» или «нельзя» присутствовать на Господней Трапезе и не причащаться, а в том, что такое «присутствие» без причащения попросту абсолютно бессмысленно с христианской точки зрения!

После Своего вознесения Иисус по-прежнему остается с нами. Зачем? Затем, что без Богочеловека Иисуса нам невозможно становление Богом (обожение) и вечная жизнь. Где мы можем «встретить» Иисуса? Да где же еще, как не на Трапезе, на «Ужине» (т.е. Вечери, если угодно), где мы «возлежим» вместе с Ним, Богородицей, Апостолами и ВСЕМИ православными христианами, живыми и почившими! Вы можете себе представить братский пир, на котором ВСЕ братья и сестры с радостью вкушают от Хлеба и Вина, но кто-то при этом бессмысленно толчется где-то в сторонке? («Ах, я акафист не прочел!») Я лично такое даже в обычном «гражданском» обществе представляю с большим трудом, не говоря уже о Церкви. Ты либо присоединяйся к свои братьям, либо ты вообще чужой человек. Все речи о том, что «я не достоин» — являются языческими, а не христианскими. Они свидетельствуют о том, что вопреки Евангелию Вы не верите, что именно смерть Иисуса очищает Вас, а не Ваше «вычитывание» молитвенных правил! (То есть не Вы сами себя спасаете-то, а Вас, Вам нужно лишь сказать Богу свое свободное «да»).

Заметьте, Вы приходите на Литургию не для того, чтобы Вам ее отслужили какие-нибудь священники, а для того, чтобы самим служить ее вместе с пресвитером (т.е. со «старшим» в общине) и со всей Церковью! И эту «словесную службу» мы приносим в том числе и за Богородицу, и за всех святых. Стоит лишь удивляться, что когда люди вместе с «батюшкой» возглашают на Евхаристии «Изрядно о Пресвятей, Пречистей. «, они обычно не понимают, что это именно МЫ молимся, что, как сам же народ на служебе и поет, что это «мы невидимо служим», то есть МЫ, а не кто-то другой!

Читать еще:  Святитель Николай Японский: Сначала любовь

Итак, вместе с Богородицей, Апостолами, Царями, Патриархами, живыми и усопшими, вместе с нашим священником мы ВСЕ находимся за ОДНИМ столом. И это никакая не награда за какие-то там наши вымышленные заслуги, типа «я постился», а я «канон вычитал». Это исключительно подарок нам со стороны Иисуса, «умершего из-за наших грехов, но восскресшего из-за нашего оправдания» (Рим.), потому что без единства с Ним нам все равно не воскреснуть и не получить новой жизни, хоть мы все зачитаемся всевозможными акафистами. Ведь мы не только «духовно» или «незримо», но даже и физически соприкасаемся с Ним в Евхаристии, в Причащении Тела и Крови. А никакого другого единства с Ним — нет.

Следовательно, цитированные выше святые каноны об отлучении от Церкви тех, кто, присутствуя на Литургии, не причащается, надо рассматривать вовсе не как «наказание», а как простую констатацию элементарной абсурдности той ситуации, когда мы возлежим на пиру с нашим Другом и Господином, но почему-то тупо отказываемся принимать из Его рук Хлеб и Вино!

Священники рассказали, можно ли причащаться в конце Великого Поста

Времени до окончания Великого поста остается все меньше. Обычно это означает, что людей в храмах с каждым днем все прибавляется. Это особенно заметно начиная со службы Стояние Марии Египетской, приходящейся на среду пятой недели поста. Соответственно увеличивается и число причастников.

Обычно увеличивается. Но только не в этом году. «В прошлом году на Субботу Акафиста причащалось 250 человек, вчера 20, в прошлом году на 5 неделе Поста на трех Литургиях было около 700 причастников, сегодня было 30 и 40 на каждой из двух», — написал в минувшее воскресенье на своей странице в facebook настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцеве священник Александр Волков.

20, 30, 40 — ничтожно мало для церкви на окраине Москвы. Но они все же есть. Или, скорее, были. Потому что с этой недели условия ужесточились и возможностей причаститься или помолиться в храме стало еще меньше.

Так, в храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке, настоятелем которого является митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), с Благовещения причащать мирян не будут. Зайти в храм, написать записочку, помолиться на службе никто не запретит, не выгонит, но — без исповеди и причащения.

В воскресенье, обращаясь в конце литургии к прихожанам, митрополит Иларон напомнил о подвиге преподобной Марии Египетской. Она ушла в пустыню на 47 лет, которые провела без исповеди и причащения и «при этом достигла таких вершин святости, что ни один человек в ее времена не мог уподобиться этому по подвигу». Владыка сказал, что «Господь призывает нас к особому подвигу» напомнил и призыв Патриарха: «Не приходите в храмы. Сидите дома! Воздержитесь и от исповеди и от Христовых Таин, кроме особых случаев».

Особые случаи на деле означают, что человеку, осознающему необходимость срочной исповеди и причастия, надо позвонить в храм и попросить его связать с дежурным священником. И они вместе обсудят разные возможности. Вплоть до on-line исповеди и выезда священника на дом.

В результате большинство священников перешло в режим практически круглосуточной миссии. Они служат в своих храмах (трансляции служб организованы даже в небольших деревенских приходах). Затем начинается служение в Сети: каждого «приходящего» надо выслушать, утешить, образумить, напутствовать.

А тем временем их уже ждут по домам. Не у себя дома, хотя и там, конечно, тоже ждут. Но есть тяжело больные, беременные, пожилые — огромное количество людей на самом деле нуждается в приезде священника, который соборует, причастит, отпустит грехи. Некоторым — в последний раз.

На сайтах многих храмов, как и в социальных сетях, появилась информация об условиях выезда священника на дом.

«Дорогие, в эти непростые дни, когда мы лишены возможности посещать храм, исполняя послушание нашего Святейшего патриарха Кирилла и режим самоизоляции, в течение двух недель перед Пасхой, священники нашего храма готовы посетить Вас на дому и причастить Святых Христовых Тайн. Для этого вы должны оставить свои просьбы на почте нашего храма или позвонить по телефону дежурному и оставить свои контакты». Это объявление разместил на странице своего храма настоятель храма Святой Троицы в Хохлах протоиерей Алексей Уминский.

«У нас в вайбере есть группа всех священников нашего храма и прихожан нашего храма. Это около 200 чел. Там мы создаем группы по 10 человек, волонтеры помогают следить, служится ранняя Литургия — на ней внутри храма 10, на улице 10, и в малом храме рядом 10, они причащаются, а после каждые полчаса служим Обедницы и группами по 10 человек причащаем, кто подготовился к причастию. Не знаю как будет дальше, потому что Кабмин запретил «массовые» мероприятия. Причащать наши священники по домам будут, пока никто не отказывался», — рассказал протоиерей Александр Овчаренко, служащий в храме Петра и Февронии Украинской православной церкви Московского патриархата на Малом рынке.

В Москве ситуация и проще и сложнее одновременно. С одной стороны, здесь больше священников и храмов, но и людей, стремящихся во что бы то ни стало причаститься перед Пасхой, больше, чем в любом другом городе.

В связи с появившейся необходимостью выездов на дом, по благословению Патриарха создана группа священников, прошедших специальную подготовку «как совершать требы находящимся на карантине или зараженных коронавирусом». Для них, как и для священников, выезжающих к пожилым людям, разработаны подробные инструкции, где подчеркивается, что «священник, не прошедший специальной подготовки и не обладающий средствами индивидуальной защиты, после посещения человека, находящегося на карантине сам подпадает под законное требование находиться на двухнедельном карантине».

В этом же документе оговаривается, как поступать, если человек, которого посетил священник, нуждался не только в причастии.

Читать еще:  Протоиерей Всеволод Чаплин: Слово Божие и культ маммоны

Надо отметить, что многие приходы разместили на сайтах своих храмов объявления с предложением поддержки и помощи (пища в эти дни требуется не только духовная, но и самая обычная)

В трудное время пандемии коронавируса готов оказать помощь Богоявленский Кафедральный собор. Очень подробное объявление о помощи пожилым, службах, выезде священников на дом и даже приему в волонтеры есть на сайте храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке.

Невозможность физического присутствия на службе многими переживается с трудом. Но умение организма приспосабливаться к ситуации, умноженное на трансляции служб и чувство юмора, дает свои плоды.

— Я сегодня иду на службу в Яффо.

— А я в Александра Невского «собралась».

«У нас нынче много вариантов», шутят, готовясь пойти на праздник, сетевые прихожанки.

Перед каждой литургией храмы, монастыри, монахи и священники не устают напоминать о возможности «подавать записочки» с именами тех, кого необходимо помянуть на литургии. Совсем недавно зародившаяся традиция в условиях пандемии оказалась чрезвычайно актуальной. «Друзья! Как и во всех епархиях Русской Православной Церкви, в Якутии налажены онлайн-трансляции богослужений. Большинство мирян сейчас находятся в карантине и не могут помолиться в храмах. Будет очень правильно, если мы начнем молиться друг за друга. Наши священники с радостью помянут вас и ваших близких на богослужениях. Присылайте имена на адрес: yakutia.diocese@yandex.ru» — подобных этому объявлению пресс-секретаря Якутской епархии монахини Елизаветы (Сеньчуковой) десятки.

Большинство, действительно почти все «проблемы» с причащением и посещением храмов можно решить. в России. В европейских и американских приходах ситуация намного сложнее. В Италии, Англии, Голландии службы невозможны даже для священника, если только у него нет возможности совершать ее у себя дома. Случаи, когда священник оказался вдали от храма тоже, к сожалению, известны. Это значит он не только не имеет возможности причастить других, но и причащаться сам. Надо сказать, им, неспособным совершать Евхаристию, в эти дни требуется гораздо большее мужества и молитв о них, чем остальным.

В Германии, по словам наместника Гетшендорфского Георгиевского монастыря, игумена Даниила (Ирбитса), «до 19 апреля объявлен карантин. 14-15 апреля будет собираться правительство и, вероятно, карантин будет продлен». Это означает, что все храмы, начиная с собора в Берлине, закрыты для верующих. Конечно, есть трансляции. Например на сайте храма святого праведного Иоанна Кронштадского в Гамбурге.

Единственное место, где можно присутствовать на службе физически и причаститься — в Свято-Георгиевском монастыре. По предварительной договоренности к игумену Даниилу на литургию приезжает 3-5 человек. Все молящиеся стоят на большом расстоянии друг от друга в средствах защиты (как и сам игумен). Причастие совершается одноразовыми деревянными ложками, которые потом сжигаются в печке.

От совершения выездных треб, например, от отпевания, решили отказаться. В эпоху СССР в Православной Церкви появились заочные отпевания. То есть без физического присутствия людей и усопшего. Сегодня в Гетшендорфском монастыре вспомнили эту традицию и возобновили ее.

Испанский вариант несколько отличается от немецкого. Дело в том, что ЧС, которую объявили в этой стране, по закону действительна 15 дней. Если правительство не вводит ЧС на следующий срок, она автоматически аннулируется. Сейчас близится к завершению ее вторая очередь, но, вероятнее всего, следует ожидать продления строгих ограничений. В частности, запрета на перемещение без необходимости. Присутствие на службе испанским государством необходимостью не признается.

И вот здесь кроется коллизия. Потому что службы в храмах в Испании не запрещены, но присутствовать на них невозможно. Никому. Дело осложняется тем, что то ли в связи с отсутствием прихожан, то ли из страха заболеть, Епископская конференция Католической Церкви Испании решила закрыть храмы (при том, что государство такого решения не предлагало).

Это означает, что весь Великий пост (а он для католиков не менее важен, чем для православных), верующие не имели ни права, ни возможности прийти на службу и причаститься.

Удивительно, но это решение не вызвало никаких возражений у Орденов и Движений, члены которых обычно присутствуют на мессе каждый день и, соответственно ежедневно причащаются. Правда у католиков этой страны не вызвал возражение и недавний вынос тела Франко из базилики в «Долине павших», что было проведено нарушением законов страны и Церкви.

Единственными, кто решил продолжить служение в Испании, оказались православные. Причем для многих прихожан поездка в храм действительно сопряжена с огромными трудностями: большинству приходится тратить на дорогу в одну сторону около полутора часов. Но дело, безусловно, не столько в количестве часов, а в том, что их в любой момент может остановить полиция и оштрафовать.

Еще одно непременное условие, добраться надо до начала службы. «Как только начинается литургия, мы закрываем двери изнутри», — рассказал настоятель храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде, протоиерей Андрей Кордочкин. Это разумная мера предосторожности. В один из испанских православных приходов во время литургии приехала полиция. Выгнали всех, кроме священника, которому было позволено закончить службу. В другом храме священнику не дали дослужить.

Что касается возможности перемещения и причастия на дому, у отца Андрея есть документ, удостоверяющий это право как священника, «но было бы хорошо при этом ехать не причащать, а оказывать какую-то помощь, например, везти продукты недееспособным».

Что будет на Пасху ни игумен Даниил, ни протоиерей Андрей сказать не могут. Как, конечно же, и в российских приходах.

Что очень важно, духовенство в условиях пандемии максимально заботится о прихожанах и работниках храмах. «Мы всех своих сотрудников отвозим домой и привозим на работу на машине. Чтобы не ездили на общественном транспорте», — сказал храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке, клирик священник Димитрий Агеев.

Хорошо бы прихожане ответили вниманием и заботой.

Практический форум о настоящей любви

Быть на Литургии и не Причаститься

Быть на Литургии и не Причаститься

Сообщение Задумалась » 23 июн 2010, 00:39

(т.к. крестилась 3 месяца назад — каша в голове, уж помучаю вас еще, если не против). У меня на данный момент 3 вопроса:

1. уже не первый раз натыкаюсь на мнение, что быть на Литургии и не Причаститься — неправильно и неприемлемо. Или просто зря потраченное время.
А что, просто отстоять Литургию как службу — не принесет никакой пользы? Цитата: «. но вот настал самый главный момент, когда все верные должны приобщиться Тела и Крови, а кто-то говорит: «Нет, а этого мне не надо». И тогда всё общение с Богом тщетно.»

Читать еще:  «Апостол интеллигенции» и его младшие братья

2. пишут, что для начинающих достаточно ходить в Церковь 1 раз в неделю по воскресеньям.
Если честно — не хочется мне ходить по воскресеньям, так много народу. Я бы заменила на любой будний день, можно на утреннюю или вечернюю службу. На сколько они равноценны? По утрам все-таки Литургия, а по вечерам просто служба. А если ходить только по воскресеньям — причащаться же не будешь каждое воскресенье. Значит по воскресеньям Литургия без Причастия — это получается нормально? Что-то я совсем запуталась.

3. вот эта фраза «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы»
если честно — совсем меня эта фраза сбила с толку. Это как? Живи одним днем, а там хоть трава не расти. Или меня не правильно воспитывали: надо думать о будущем, нельзя жить только сегодняшним днем и пр. Или я неправильно понимаю смысл сказанного?

Наверно, было бы лучше разговаривать со священником. но пока не представляю себе этого( Если каждый будет доставать их своими вопросами — где ж им столько времени на нас взять? Задавать им вопросы «набегу» — такие беглые ответы и получу. Вот можно было бы типа . «записаться на прием» к священнику). Если бы за эти 4 месяца как муж ушел, я бегала со своими проблемами и вопросами к священнику (а так хотелось поговорить) — меня бы давно церковь в игнор определила))) Вот сама с собой и с интернетом общаюсь, пытаюсь разобраться)
А вообще. какой-то у меня неправильный подход ко всему(
Ведь всё это для души и для потом, так сказать. А мне хочется сейчас всё ощутить. Кажется..вот буду чаще в церковь ходить и правильно это делать — перестану маяться. Господи! Умири мятущуюся душу мою.

Re: Быть на Литургии и не Причаститься

Сообщение Сестра Лю » 23 июн 2010, 02:10

Задумалась писал(а): (т.к. крестилась 3 месяца назад — каша в голове, уж помучаю вас еще, если не против). У меня на данный момент 3 вопроса:

1. уже не первый раз натыкаюсь на мнение, что быть на Литургии и не Причаститься — неправильно и неприемлемо. Или просто зря потраченное время.
А что, просто отстоять Литургию как службу — не принесет никакой пользы? Цитата: «. но вот настал самый главный момент, когда все верные должны приобщиться Тела и Крови, а кто-то говорит: «Нет, а этого мне не надо». И тогда всё общение с Богом тщетно.»

Вопрос действительно очень сложный, потому что мы сейчас находимся на стыке 2-х традиций. Одна традиция построена на тщательной подготовке к причастию с 2-3 дневным говением и частотой причастия 1-2 раза в месяц. При этом не допускается более 2-х воскресений подряд не бывать на службе, кроме случаев, когда это почему-либо невозможно. Другая традиция новая, быстро внедряющяяся в нашу церковную практику, но восходящая к традициям первых (древних) христиан — причащаться на каждой литургии. Но в этом случае говение выпадает, пост перед причастием минимальный, правила к причастию сокращаются, исповедь умаляется до испрашивания благословения на причастие.

Вопрос о том, какой из двух путей вам избрать, лучше всего решать со священником, который более или менее знает вашу жизнь и ваше устроение души и к чему сами вы более тяготеете.

Ни одна служба по своему значению не идет в сравнение с воскресной. Воскресение — это день Господень и христианину должно в этот день отложить любое свое житейское попечение и придти в храм Божий. А вот, причащаться ли вам именно в этот день или причащаться в будничный, вы можете решить сами или посоветовшись с духовником.

Здесь речь о нашем суетном, житейском, о так называемой рутине, т.е. о делах, которые человеку надлежит делать сегодня (текущие дела). Делай спокойно то, что надлежит тебе делать сегодня, а что будет завтра, завтра и будем делать, а пока оно находится в руке Божией, мы не знаем конкретно, что ждет нас завтра, представления о дне завтрашнем весьма гипотетичны. Может быть мы завтра заболеем или умрем (не дай, Бог, конечно), или война начнется, или мы неожиданно влюбимся и нужно будет корректировать всю свою жизнь заново. А может быть нашу проблему, о которой мы так печалимся, решит сам Бог.
[* Так, например, моя добрая приятельница из Норвегии ужасно переживала о сдаче экзаменов в этом году, ее всю трясло от одной мысли об этом. Готовится она, нервничает — завтра сдавать и вдруг приходит на мыло письмо от препода, что всвязи с забастовкой учителей, экзамены отменяются, а всем студентам выставляется зачет автоматом. Она поверить не могла своим глазам. Так Бог услышал ее молитвы и решил ее проблемы. *]
Поэтому не следует ни слишком суетиться о дне завтрашнем, ни слишком переживать о нем, ни слишком обольщаться.
Неужели и вовсе ничего не надо планировать в своей жизни, а только ждать, как Бог все устроит? Конечно же, дела которые не делаются за один день, требуют не только планирования, но и трезвенной оценки своих сил, об этом есть слово Христа в Евангелие:

28 Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее,
29 дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним,
30 говоря: этот человек начал строить и не мог окончить (Лук.14:28-30)

Да, и в Ветхом Завете в Притчах сказано: «Что человек посеет, то и пожнет». Так что сеять в своей жизни надо с умом, чтобы не взрастить горький плод глупости, нерадения и прочее.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector