1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Православная Жизнь

Православная Жизнь

Просто и доступно о распространенной церковной практике рассказывает архимандрит Досифей (Михайлюк)

– Кого по канонам поминают о здравии, кого о упокоении?

– Согласно церковным канонам, Православная Церковь поминает только своих членов, которые составляют единое Тело Христово (1 Кор. 12:12–14, 27). Конечно, что о здравии поминаются живые православные христиане, крещенные в Церкви. О упокоении поминаются православные христиане, почившие в мире с Церковью и похороненные по православному чину. Естественно, что Святая Церковь не поминает людей, которые самовольно ушли из жизни, поскольку самоубийство является очень тяжким грехом.

– Когда можно подавать записки?

– В течение всего года. Но следует обратить внимание, что подавать их нужно заранее, то есть не во время Литургии или перед ее самим началом, а раньше или еще лучше – с вечера на вечерне, чтобы священник мог спокойно помянуть и помолиться о людях, указанных в записке.

– Какие существуют виды записок, кроме «о здравии» и «о упокоении»?

– Других записок нет. Записки «о здравии» и «о упокоении» бывают однодневные и многодневные: 40 дней, полгода, год, три года и больше. Также следует упомянуть, что записки могут подаваться как на Литургию, так и на частные богослужения – молебны, которые христиане заказывают по своим потребностям. Например: молебен о недужных, о путешествующих, благодарственный.

– Сколько имен можно упоминать в одной записке?

– Каких-то канонических ограничений нет, но обычно в каждом приходе или в монастыре используются бланки с размеченными строками для записи имен. Как правило, их количество в пределах 10-15.

– Важно ли, в каком падеже писать имена?

– По сложившейся церковной традиции имена пишут в родительном падеже. Это важно для священника, поскольку в молитве имена поминаются в родительном падеже и ему не приходится их склонять. Также следует отметить, что очень важно писать имена разборчиво и грамотно.

– Если пишешь имя священника или архиерея, нужно ли указывать сан?

– Обязательно надо написать: диакон, священник или архиерей.

– Как правильно записывать детей?

– По сложившейся церковной традиции детей до 7 лет именуют младенцами, а с 7 до 14 – отроками (отроковицами).

– Допускается ли написание таких слов перед именем, как: болящий, путешествующий, заключенный?

– Надо отметить, что Богу и так известны нужды, прошения и состояние каждого человека, хотя таким ведением не обладает священник. Поэтому следует указывать, поскольку в Церкви есть особенные прошения (за болящих, путешествующих и т. п.) и священник, возглашая их, усугубляет свою молитву за тех или иных людей.

– А «учащегося», «скорбящего», «вдовы», «беременной», «страждующей». нужно указывать? Чего не следует писать в записках?

– Конечно, можно, но не следует вдаваться в подробности. По принятой традиции обычно указывают: «за болящих, путешествующих, учащихся, находящихся на поле брани». Также особо отмечают беременных женщин (пишут: непраздная).

– А в заупокойных записках когда пишется «новопреставленный» и когда «приснопамятный»?

– Усопший до 40 дней после кончины поминается как новопреставленный, а далее поминается как приснопамятный. Слово «приснопамятный» обычно не пишут, поскольку это само собой разумеется.

– Когда подают сорокоуст?

– Сорокоуст – это сорокадневное поминание за Божественной литургией, которое может подаваться в течение всего года по потребности каждого верующего христианина.

Когда вы заходите в храм, то видите людей, пишущих записки. Что же такое «записка в церкви» и зачем она нужна?! Перечень и пояснение видов записок в церкви. Что такое простая записка, заказная записка, сорокоуст, поминовение. Как правильно писать записку в церкви?! Какую записку в церкви лучше подать.

Вы знаете и понимание, что в храме молятся. Так вот, подавая записку, за людей, указанных в записке, будет молиться в храме священнослужитель. Записки или, говоря по-церковному, поминовения, подаются верующими в свечной ящик (там где свечки продают). На записках обязательно изображают святой крест. Записка обычно должна содержать не более десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких, то подайте несколько записок.

Когда лучше подавать (написать) записку в церковь?!

Вообще, записку лучше писать при каждом посещении храма. Но можно писать и по случаям…:
— Обязательно надо подавать записку в дни рождения и крещения вашего ребенка.
— При болезни, госпитализации, операции, подготовке к родам
— При случае, если люди впали в грех: пьянство, воровство, блуд и т.д.

За кого можно подавать записки в церкви, а за кого нельзя?!

— нельзя подавать записки о здравии за некрещенных. Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка? Нет, так как ребенок ещё не крещен, лучше подать записку о здравии крещеной будущей мамы.
— нельзя подавать записки за упокой за некрещенных, самоубийц (если нет специального разрешения)
— нельзя подавать записки за тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться не нужно, они сами уже молятся о нас.

Как правильно оформить и написать имена в записке в храме?!

— Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»): Александра, Петра, Екатерину… Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия) и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли). Опытные прихожане указывают имена людей, данные им при крещении.
— в записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы (кроме церковных), степени родства.
— можно использовать следующие слова перед именами за здравие: воина (военный) болящего (болящ.), путешествующего (путеш.); заключенного (закл.), беременной (непраздной) (непразд.). До 7 лет ребенок – младенец, с 7 до 14 лет – отрок (напр «мл. Сергия» или «отр. Евгения»).
— если подаём записку о здравии священника, всегда пишем сан: диакона, иеродиакона, иерея, протоиерея, иеромонаха, игумена, архимандрита, инока или монаха.
— можно использовать перед именами за упокой: «убиенный», «новопрествленный» (не прошло 40 дней со дня смерти)

Сначала пишут записки о здравии. Записки в церкви за здравие бывают:
+ простая записка о здравии. Священник упоминает имена из записок при молитве во время Богослужения.
+ заказная записка о здравии. (Сверху записки надо написать «заказная») Священнослужитель повторно упоминает людей в молитве перед престолом.
+ записка на Проскомидию. За людей будут молиться во время самой главной (сильной с молитвенной точки зрения) службы – Литургии.
+ молебен. (Сверху записки пишем «молебен Луке Крымскому о здравии») Священнослужитель в храме совершит молитву за людей из записки определенному святому, которого вы укажете. Например совершит молебен Николаю Чудотворцу за путешествующих или Пантелеймону либо Луке Крымскому за болящих.

+ Что такое сорокоуст и как его заказать? Сорокоуст – это сорокадневное поминовение о здравии (или об упокоении) во время Литургии с выниманием частицы из просфоры за того человека, о котором просят молитв, т.е. священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Совершением этого священнодействия душам поминаемых по запискам людей подается благодать Святого Духа. Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.

+ Что такое годовое, полугодовое поминовение? Поминовение (молитва) за людей в течении полугода либо года. Оно бывает «с частицей» (когда каждый день в течение всего срока на проскомидии вынимается частица из просфоры) или «без частицы» (в этом случае имена записываются в поминальный синодик и священнослужители храма или монастыря в течение указанного срока за каждым богослужением молятся об этих людях).

Читать еще:  Шафиитский мазхаб. Краткие сведения

Записки об упокоении.

Физическая смерть человека еще не означает полного покоя для усопшего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение.
+ простая записка об упокоении. Священник упоминает имена из записок при молитве во время Богослужения.
+ Сорокоуст – это сорокадневное поминовение об упокоении души во время Литургии (кто не читал сначала напоминаю, что сорокоуст бывает и о здравии).

+ Что такое Постовая записка. Записка в Дни Великого Поста (на Великий пост) — это время особой молитвы и время особого поминовения усопших. Особой формой молитвы за усопших является Постовая записка. Такие записки священники читают на протяжении всего поста до Среды Страстной Седмицы.

+ что такое записка панихида? Панихиды принято совершать на третий, девятый и сороковой день после смерти, в дни рождения усопшего, дни именин, смерти и т.д. Если вы заказали панихиду, вам желательно самим присутствовать во время их служения и усердно молиться вместе со священником.

Все прочтенные записки сжигаются в специальном месте.

За кого нельзя подавать записки в Церкви

На свечной лавке каждого храма от приходящих людей принимают записки. А что в них правильно писать, за кого их подавать?

Что такое церковная записка

Церковная запискасписок имен, живых или усопши х людей для разового поминовения в церкви. Записки подают на литургию (проскомидию или ектенью) молебен и панихиду. Можно дома келейно по ним молиться. В записках пишут только полные имена, как в святцах, в родительном падеже.

Кого писать в «заздравной» записке

Господь учит: «молитесь друг за друга» (Иак.5:16). На этой общей молитве и строится Церковь. Записки пишут «о здравии» и об «упокоении». В понятие «здравие» входит физическое здоровье, духовное состояние, материальное благополучие.

Молитва о здравии – просьба к Богу, чтобы Он даровал тому, кого поминаем недостающее для христианской жизни. Когда болезни человека мешают его спасению, Господь может дать здравие. Если бедная многодетная семья влачит жалкое существование, возможно, одарит материально.

На молитве о здравии злого человека, просим, чтобы тот духовно переменился. А не приобрел физического здоровья для еще больших непотребных дел. Молимся о здравии недоброжелателей, чтобы приобрели гармонию с Богом и перестали быть нашими врагами.

Кого не пишут в поминовении о здравии

Преподобный Лев Оптинский советует: «Не должно поминать явно грешников, пребывающих в нераскаянии, в заблуждении и расколах. Подавайте на проскомидию о ближних ваших, известных вам. О прочих молиться вообще, в мыслях стараясь считать всех святыми»

В храме за общественным богослужением по запискам не поминаются люди, которые не являются членами Православной Церкви:

  • некрещеные, кто осознанно отрекается веры в Бога;
  • представители других религий: ислам или иудаизм;
  • не православные христиане, кто принадлежит к иным христианским исповеданиям: католики, протестанты.

Как говорит Архимандрит Иоанн Крестьянкин: «Подавать на Литургию нельзя только за сектантов, еретиков и сознательных богохульников, которые явно засвидетельствовали свою вражду к Богу»

Церковь не запрещает о таких людях молиться в личной молитве только потому, что они входят в ее состав. Эти люди отторгли себя от благодатного общения со Христом и, таким образом, утратили связь с Церковью. Пока они живы, существует шанс вернуться.

Кого писать в записке «об упокоении»

Христиане могут молить Господа о тех, кто уже ушел из этого мира. «Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим.14:9).

Как поминаем живых, так будем поминать весь свой род, всех умерших кто одарил нас добром, научил, помог.

Кого не пишут в « заупокойной» записке

При заполнении записки «за упокой» в неё не включают:

  • людей, не соединившихся с Церковью в таинстве Крещения, при жизни не пожелавших стать православными христианами;
  • самоубийц, осознанно лишивших себя жизни, и как результат, надежды на милость и прощение Бога.

12 правил церковной записки

Существует 12 правил церковной записки подаваемой за упокой или за здравие. Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние. В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.

В записке «За упокой» мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог. Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших – и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.

Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, запомните 12 правил Церковной записки :

  1. Пишите четким, понятным почерком, лучше — печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.
  2. Озаглавьте ее — «о здравии» или «о упокоении». С изображением креста.
  3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).
  4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).
  5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Аполлинарии; не Артема, а Артемия; не Егора, а Георгия).
  6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).
  7. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет — отроком (отроковицей).
  8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.
  9. Допускается включение в записку слов»воина», «монаха», «монахини», «болящего», «путешествующего», «заключенного».
  10. Наоборот, не надо писать «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы». Если упоминаемая вами женщина беременна, то в православной традиции перед именем можно указать — «непраздная».
  11. В заупокойных записках отметьте «новопреставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных».
  12. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.

ВОПРОС: Можно ли подавать записки за некрещеных?

ОТВЕТ: Записки за некрещеных и живых можно подавать на молебен. Святой праведный Иоанн Кронштадский молился и за мусульман, и за католиков, и за лютеран во время совершения молебнов. Его молитвы имели удивительную силу. Люди исцелялись. Но подавать такие записки на Литургию нельзя.

На литургии можно подать записки:

  • На проскомидию — первую часть Литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;
  • На обедню — так в народе называют Литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;
  • На ектению — поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании Литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Также можно подать записку на молебен пли панихиду.

Аналогично пишет и преподобный Паисий Величковский — Так же следует помнить, что записки на Литургию не подаются за людей, которые хоть и крещены, но не живут христианской жизнью.

Об этом строго пишет святой Семион Солунский — «Но сколько полезно тому, за кого приносится жертва сия, когда он живет достойно званию Христианскому, столько бедственно и вредно тому, кто, предав себя греховной жизни, нерадит о достойном исправлении звания Христианскаго. Ибо частица, будучи принесена от имени какого либо Христианина, и близ Божественнаго хлеба возлежащая, когда он священнодействуется и пременяется в Тело Господне, делается причастною освящению, и внесенная в растворение Святаго Потира напояется тогда животворящею Кровию: почему и душе той, за которую принесена бывает, ниспосылает благодать; тогда совершается духовное соединение человека с Богом.»

Читать еще:  Что в Церкви ответят, если подросток спросит «вы все это всерьез?»

Если душа благочестива, или хотя по слабости и в грех падает, но потом покаянием очищается: такое невидимо приемлет общение Духа Святаго, часто же и телесной сподобляется пользы, это свидетельствует многократно опыт. Ежели же кто будучи предан греху, и от него отступить не хочет, такой, как недостойный общения с Богом, горшее осуждение себе приимет от принесенной за него жертвы. Поэтому Священник внимательно должен наблюдать, чтобы не принимать приношений и не возносит жертв за таких людей, которые, изгнав из сердца своего стыд и совесть, предаются всякому беззаконию; за это и сам Священник подвергается вместе с ними осуждению. От сего-то приключаются человеку и многоразличныя искушения и скорби. Сего ради, вопиет Павел, мнози в вас немощни и недужливы, и спят довольни (1 Кор. 11, 30). » Семион Солунский (Фессалоникийский) (Книга о храме 63 слово)

«Если о православном явном грешнике не кающемся Церковь не разрешает приносить бескровную жертву, то может ли она допустить приносить таковую за умершего без всякого покаяния в противлении святой Церкви? Никак не может. О явном грешнике, что не подобает ему причащаться святых Таин и невозможно приносить за него бескровную жертву, свидетельствует святой Симеон, архиепископ Солунский, следующими словами: «нет места неверным или иномудрствующему.

Поэтому никак не следует какому бы то ни было священнику приносить жертву или творить поминовение о явно согрешающем и не кающемся, так как это приношение бывает им во осуждение, равно как и принятие страшных Таин недостойно и без покаяния причащающимся, как об этом говорит божественный Павел» (Кор.11:29). Того же Симеона, о каковых следует приносить частицы: «Явно согрешающих верных приношения священники не должны принимать, как случится, но сначала требовать покаяния. Ибо приобщение бывает приносимою частицею, и не подобает, будучи недостойными, причащаться этой жертвы».

Того же Симеона о том, что священнику следует внимательно наблюдать, о ком он приносит частицу: «насколько полезно бывает приношение о достойно приносящих, настолько бедственно и вредно о недостойных, в какой мере это возможно для людей, ибо частица, принесенная о ком-либо, будучи положена вблизи божественного хлеба, после того как этот хлеб будет освященнодействован и станет телом Христовым, тотчас же и та частица причащается святыне; вложенная же в потир, соединяется и с Кровию, и этим сообщает благодать и той душе, за которую она принесена.

Ибо бывает мысленное причащение, и если человек оказывается прилежащим благоговению, или хотя и из согрешивших, но покаявшийся, то невидимо, как мы сказали, он принимает душою причащение Духа. Во многих случаях, как мы убедились, он получает и телесную пользу. Поэтому и следует священнику внимательно наблюдать, чтобы не от всякого желающего принимать приношение, и не приносить о таких, которые грешат без всякого стыда, чтобы не быть осужденными вместе с ними». Доселе слова святого Симеона, лучше же сказать, слова всей святой соборной Церкви, ибо он говорит согласно с соборным мудрованием. Из этих слов вытекает, что об умерших без покаяния и в противлении святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение.

Дерзающий совершать о таковых поминовение воздаст за это страшный ответ, пред Христом Богом в день страшного суда Его.» Такого же мнения держались и оптинские старцы — «Не должно поминать явно грешников, пребывающих в нераскаянии, в заблуждении и расколах; по толкованию учителей церковных – через соединение частиц, вынутых за их имена, с Божественною Кровию, – не очищение, но осуждение для них бывает… Подавайте на проскомидию о ближних ваших, известных вам; а о прочих молися вообще, и в мыслях стараясь считать всех святыми (впрочем, не подражая делам их худым)…». (Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Письмо 207 к Фоме Никитичу и др. от 31 января 1836 г. – Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2000).

4. Денежный вопрос

Как и свеча, записка — это форма нашей жертвы Богу и нашего вклада в содержание храма. В древние времена люди приносили с собой всё нужное для богослужения — хлеб, ладан, воск, масло, вино, сами строили церковь в своём селе и отдавали на её содержание десятую часть доходов.

Нынешнему менеджеру довольно трудно изготовить вино, а заводскому рабочему — насобирать воска из ульев… Поэтому мы приносим в храм деньги и поэтому в церковных лавках существует такая, на первый взгляд иезуитская формулировка, как «рекомендуемая форма пожертвования».

Если вам не будет не хватать денег на крещение, или записку всё решается довольно просто — нужно всего лишь подойти к настоятелю храма, объяснить ситуацию и в абсолютном большинстве случаев он благословит вам подать столько, сколько можете и молитвенно помянет ваших родных так же, как и родных любого другого человека.

Наконец, по поводу записок и имён. Таким методом, как правило, пытаются регулировать количество записок в храмах, в которых очень мало священников и очень много прихожан. В храмах где всё сбалансировано сумму пожертвования обычно считают по количеству записок. Там же, где священник перегружен, устанавливают норму в именах. Тогда человек решает, кто для него действительно важен, а за кого он может помолиться и дома, а священник получает некоторое облегчение при поминовении тысяч и тысяч имён. О нём нам, верующим, тоже неплохо заботиться!

Андрей Сегеда: Церковная записка — такая простая и… непонятная?

Сегодняшняя статья родилась из многочисленных вопросов знакомых новоначальных христиан, которым непонятно, зачем подаются церковные записки, как их правильно писать и в чём разница между заказной запиской, молебном и панихидой. Если вашу голову посещают схожие вопросы, эта статья для вас.

Порой, самыми сложными и непонятными в храме для нас оказываются самые простые вещи… Например, церковные записки. Для меня, как для человека проведшего в алтаре более 11 лет вопрос: «Чем отличается молебен от сорокоуста?» выглядел смешным. До тех пор, пока я не понял, что мои друзья и знакомые задают мне его слишком часто.

Тогда я решил провести небольшой опрос, чтобы понять, что именно в отношении церковных записок непонятно моим приятелям и коллегам и оказалось, что им непонятно буквально всё!

Одни недоумевали зачем пишутся записки, куда их потом уносят и что происходит далее с ними и с теми людьми, за кого они подавались.

Другие сталкивались с проблемой заполнения записки: Можно ли вносить имена всех или только крещёных? Что делать, если не помнишь крещального имени человека? Как правильно распределять вписываемых по категориям: «беременная», «воин», «учащийся», «иеромонах», да и надо ли?

Третьи пытались понять, в чём смысл разделения записок на заказные и простые, сорокоусты, молебны и панихиды?

Наконец, четвёртых волновал денежный вопрос. Что будет, если записка стоит 10 рублей, а в кармане нашлось только 8? Откажутся принимать и молиться? Или почему в одном храме деньги берут за записку, а в другом за каждое имя? Если у меня много родственников я должен экономить на их поминовении и подавать записки не за всех? Постараюсь рассказать обо всём.

1. Зачем пишутся записки и что с ними происходит потом?

Сам Спаситель Христос сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18:19-20 ).

Эти слова Господа говорят о том, что хотя домашняя молитва имеет огромную важность, но соборная молитва в храме всё же ценнее и сильнее, так что весьма правильно как можно чаще посещать его самим и молитвенно поминать своих близких именно там.

Когда записки написаны и отданы в церковную лавку, они ждут там прихода пономаря, который унесёт их в алтарь. Там они, если это так называемые «простые записки», будут поминаться дважды.

Читать еще:  Скрепляющие связи. Христианские проповеди, семинары, учебные материалы

Вначале священник молитвенно помянет каждого из ваших близких во время проскомидии — особого священнодействия, когда просфоры и вино специальным образом подготавливаются к принесению за всех верующих Бескровной жертвы, во время которой Святой Дух таинственным образом прелагает их в Тело и Кровь Христовы.

На проскомидии священник особым ножом — «копием» вынет из малых просфор ровно такое количество частичек, сколько имён содержится в собранных к этой литургии записках, при этом помолившись за каждого из указанных людей. В больших соборах записок бывает очень много, поэтому поминовение на проскомидии может одновременно совершать несколько священников — каждый свою часть записок.

Второй раз ваши близкие будут помянуты по завершении Таинства Причащения, когда священник внесёт в алтарь Святую Чашу. Тогда он прочтёт молитву: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною, молитвами святых» и ссыпет в Чашу все частицы, вынутые за помянутых в этот день людей. Через соприкосновение с Телом и Кровью Христовыми все поминаемые получат особую божественную помощь к своему телесному и духовному выздоровлению и исправлению жизни.

Если же записки, которые вы будете подавать, будут «заказными», то за поминаемых вами дополнительно помолятся ещё три раза: диакон помянет их во время чтения им сугубой ектении, потом священник прочтёт молитву перед престолом, а потом, в зависимости от того «о здравии» эта записка или «об упокоении», её ещё раз с молитвой прочтут, соответственно, на молебне или на панихиде.

2. Кого можно и кого нельзя вносить в записки, когда их лучше подавать и как правильно оформить?

Подавать записки лучше всего на вечернем богослужении или в самом начале литургии, по крайней мере до чтения Евангелия, так как священник должен ещё успеть помянуть ваших близких, затем подготовить Святые Дары к переносу с жертвенника на престол и во время Великого входа переместить их туда, после чего частицы уже не вынимаются.

Церковь во время богослужения поминает всех людей в общих молитвословиях («…О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся…» и т.д.), но поминовение священником в алтаре оставляет для верных чад Церкви — то есть людей крещёных. Также, если говорить об усопших, не поминаются люди, сознательно лишившие себя жизни. Обо всех остальных Церковь молится.

Рекомендуется писать имена поминаемых в родительном падеже (о здравии/упокоении кого? — Николая, Елены, Павла. ) и полностью (Николая, а не «Коли», Петра, а не «Пети»). Также стоит стараться писать имена, принятые в церковной традиции (Елены, а не Алёны, Сергия, а не Сергея, Георгия, а не Жоры, Геры, Егора или Юрия). При этом указывается крещальное имя человека (у Владлена, Артура или Октябрины совершенно точно есть второе имя, данное при Крещении).

Теперь о титулах. Если говорить о наиболее давней традиции, то никакие титулы, кроме священного сана в записках не указывались. Все имена писались друг под другом, в столбик, и только у духовных особ перед именем стоял какой-либо префикс: «митр.» — митрополита, «еп.» — епископа, «иером.» — иеромонаха, «диак.» — диакона, «мон.» — монаха.

Несколько позже стали добавлять префиксы к именам людей, требующих особого молитвенного поминовения — «в.» перед именем воина в силу тяжести его служения, «мл.» — перед именем младенца из-за его нежного возраста и «бол.» — перед именем болящего, потому что в данный момент он борется с недугом.

Сейчас же многие верующие пытаются как-то выделить практически каждого и священник вынужден тратить много времени на разбор разнообразных фантазий вроде «уч.», «плодон.», «бер.», «отр.» и прочих. Это не является особенно доброй традицией и подобным образом оформлять записки не стоит.

Если вы всё же не помните или не знаете имени человека в крещении, но точно знаете, что крещён он был, пишите как есть — священник помянет его, а Господь итак точно знает, какое имя ему было дано. Но попытаться выяснить церковное имя близкого всё же постарайтесь!

3. В чём смысл разделения записок и какие виды записок бывают?

Записки прежде всего делятся на два вида — о живых и об усопших. На простые и заказные они делятся потому, что в храмах, особенно в больших соборах, записок может быть очень и очень много и поминать все их как заказные бывает очень долго, что затягивает богослужение и бывает физически тяжело для молящихся в храме верующих, которые всю службу проводят на ногах.

Поминовения также делятся на богослужебные и внебогослужебные, одноразовые и многоразовые.

На богослужении читаются только записки о здравии и об упокоении (простые и заказные) и храмовые помянники, куда вписаны родственники священников, церковнослужители, благотворители и т.п.

После богослужения может дополнительно служиться молебен (с водосвятием или без оного, Господу, Богородице или святому, на ту или иную потребность) либо панихида. Молебен служится о живых, панихида — об усопших. На молебне читаются заказные записки о здравии и записки на молебен (с надписью «молебен»), на панихиде — заказные записки об упокоении и записки на панихиду (с надписью «панихида»).

Также существуют и многоразовые поминовения, так называемые «сорокоусты». Они также бывают за живых или за усопших и поминаются в те же моменты богослужения и внебогослужебных молитв, что и заказные записки. Различаются сорокоусты только сроком поминовения — их можно подать на 40 дней (отсюда и название «сорокоуст»), на полгода или сразу на год.

В некоторых храмах и, особенно, в монастырях можно заказать «вечное поминовение» или чтение «Неусыпаемой Псалтири». Как за живых, так и за усопших. Но поскольку такое встречается не везде, эти поминовения мы рассматривать не будем.

4. Денежный вопрос

Как и свеча, записка — это форма нашей жертвы Богу и нашего вклада в содержание храма. В древние времена люди приносили с собой всё нужное для богослужения — хлеб, ладан, воск, масло, вино, сами строили церковь в своём селе и отдавали на её содержание десятую часть доходов.

Нынешнему менеджеру довольно трудно изготовить вино, а заводскому рабочему — насобирать воска из ульев… Поэтому мы приносим в храм деньги и поэтому в церковных лавках существует такая, на первый взгляд иезуитская формулировка, как «рекомендуемая форма пожертвования».

Если вам не будет не хватать денег на крещение, или записку всё решается довольно просто — нужно всего лишь подойти к настоятелю храма, объяснить ситуацию и в абсолютном большинстве случаев он благословит вам подать столько, сколько можете и молитвенно помянет ваших родных так же, как и родных любого другого человека.

Наконец, по поводу записок и имён. Таким методом, как правило, пытаются регулировать количество записок в храмах, в которых очень мало священников и очень много прихожан. В храмах где всё сбалансировано сумму пожертвования обычно считают по количеству записок. Там же, где священник перегружен, устанавливают норму в именах. Тогда человек решает, кто для него действительно важен, а за кого он может помолиться и дома, а священник получает некоторое облегчение при поминовении тысяч и тысяч имён. О нём нам, верующим, тоже неплохо заботиться!

Послесловие

На этом ликбез, посвящённый церковным запискам считаю законченным. В случае, если вы считаете, что какой-либо важный вопрос обойдён вниманием и вы хотели бы разобрать и его, прошу писать в комментариях. В этом случае статья будет дополнена.

Дорогие братья и сёстры, надеюсь с ответом на часть ваших вопросов храм стал для вас чуточку понятнее и дружелюбнее! Приходите почаще в храм, чтобы молиться Господу в обществе единодушных вам православных христиан. Помните, что не только вы сами нуждаетесь в диалоге со Христом, но вашей молитвы также ждут ваши живые и усопшие близкие.

Дорогие друзья! Я открыл свой собственный блог! Если вам интересно читать мои статьи, поддержите подпиской и репостом, пожалуйста!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector