0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Московские «квартирники» митрополита Антония

Антоний Сурожский

Теолог. Философ. Митрополит.

(«Су́рожский» указывает на титул, говорящий о том, что митрополит Антоний возглавлял православные приходы Русской церкви в Англии и Западной Европе)

6 июня 1914 года в Лозанне, в семье сотрудника российской дипломатической службы родился Андрей Борисович Блум. Предки отца, Бориса Эдуардовича Блум, будучи шотландцами, в петровские времена обосновались в России. Мать — Ксения Николаевна Скрябина — родная сестра композитора Александра Скрябина, но об этом владыка предпочитал не говорить с окружающими.

Эмиграция

Детство Андрея прошло в Иране, где отец работал консулом, и в России. Но после революции 1917 года семье пришлось уехать в Европу, разделив эмигрантскую судьбу сотен тысяч русских семей, выброшенных из России новой властью.

После нескольких лет скитаний в 1923 году они осели во Франции, где он закончил рабочую школу на окраине Парижа. «Почему? Она была самая дешевая, во-первых, затем, единственная по тому времени вокруг Парижа и в самом Париже, где мне можно было быть живущим.».

Чтобы дети не утратили связи с Россией, не забыли язык и культуру страны, для мальчиков и девочек Парижа и других городов Франции создавались различные организации. Так, например, в 9 лет Андрей попал в скаутский лагерь организации, которая называлась «Молодая Россия».

Там мальчиков учили мужеству, выдержке и готовности к подвигам и правилам русского языка, грамматике. После распада «Молодой России» была организация «витязей», которая тогда начинала формироваться внутри Русского Студенческого Христианского Движения (РСХД). Отличиями РСХД от предыдущей организации были высокий культурный уровень и религиозность, – при организации был священник и церковь в лагере.

Андрей Блум (справа) и отец Георгий Шумкин в летнем лагере «Витязей» при РСХД. Из архива Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского»

В 14 лет Андрей Блум, будучи атеистом, вдруг невольно услышал проповедь русского православного священника (отца Сергия Булгакова), приехавшего в летний лагерь РСХД, чтобы встретиться с молодежью. То, что услышал юноша, претило собственным убеждениям: кротость, смирение, покорность – рабские чувства.

Чтобы раз и навсегда удостовериться в своей правоте, он решил прочесть Евангелие, выбрав самое короткое из всех, что были дома. Вот как вспоминает тот момент сам митрополит Антоний Блум:

«И вот я сел читать; и тут вы, может быть, поверите мне на слово, потому что этого не докажешь. … Я сидел, читал, и между началом первой и началом третьей главы Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, я вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос.».

«Как только я 14-летним мальчиком прочел Евангелие, я почувствовал, что никакой иной задачи не может быть в жизни, кроме как поделиться с другими той преображающей жизнь радостью, которая открылась мне в познании Бога и Христа.».

Путь церковного служения

Первое приобщение к церковной деятельности произошло в 1931 году, когда будущий епископ Антоний для служения в храме Трехсвятительского подворья был посвящен в стихарь, и с этих ранних лет он неизменно хранил верность Русской Церкви.

После окончания школы было поступление в Сорбонну и окончание двух факультетов – биологического и медицинского.

10 сентября 1939 года тайно приняв монашеские обеты, ушел на фронт армейским хирургом. Потом – оккупация и три года работы врачом во французском Сопротивлении. И хотя в апреле 1943 года Андрей Блум был пострижен в мантию с именем Антоний (в честь преподобного Антония Киево-Печерского), он продолжал работать врачом вплоть до октября 1948 года, когда митрополит Серафим рукоположил его во иеродиакона.

С 1 сентября 1950 года – настоятель патриаршего храма святого апостола Филиппа и преподобного Сергия в Лондоне.

7 января 1954 года – возведение в сан игумена. 9 мая — возведение в сан архимандрита. Декабрь этого же года – назначение настоятелем патриаршего храма Успения Божией Матери и Всех святых в Лондоне. И на должности настоятеля этого храма, впоследствии кафедрального собора, он уже оставался до самой кончины.

Владыка Антоний. Париж, 1956

29 ноября 1957 года — наречён, а 30 ноября 1957 года в Лондоне хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Западно-Европейского экзархата Московского патриархата с местопребыванием в Лондоне.

1962 год – возведение в сан архиепископа с поручением окормления русских православных приходов в Великобритании и Ирландии во главе учреждённой 10 октября 1962 года Сурожской епархии Русской православной церкви (РПЦ) в Великобритании.

3 декабря 1965 года — возведение в сан митрополита и назначение Патриаршим экзархом Западной Европы.

Россия

У Антония Сурожского с ранних лет (даже после отъезда из страны в 1917 году) оставалось нежное, трепетное отношение к России, как к своей Родине: «Я сам русский, русской культуры, русских убеждений, я чувствую, что Россия – моя Родина».

Он никогда не переставал молиться о ней, её благополучии. Даже паства Сурожской Епархии, которую Митрополит основал в 1962 году, состояла в основном из тех русских эмигрантов, кто не хотел терять российские корни, связь с Россией, где в церковь находилась в изоляции.

С 1960 года у Митрополита появилась возможность приезжать в Советский Союз, проводить службы, читать проповеди, выступать перед студентами Духовной академии. Но самыми примечательными и памятными были неофициальные встречи на квартирах (т.н. «квартирники»), битком набитых людьми, жаждущими услышать слово Божие, выраженное простым, доступным и понятным языком.

Вот что говорит о таких беседах один из устроителей «квартирников» протоиерей Николай Ведерников:

«Это был единственный человек такой одаренности, посланный промыслом Божиим в наш мир, в нашу страну… Он приобщал нас всех к своему высочайшем духовному опыту. Это приобщение осуществлялось через самые простые слова.».

Митрополит Сурожский Антоний (слева) в московском метро в первый приезд в Россию. Окт. 1960. Из архива Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского»

Чем запомнился Антоний Сурожский

Индивидуальность трудов Владыки в том, что он ничего не писал: проповеди Антония Сурожского появлялись как устное обращение к слушателю, – не к безликой массе, а к каждому человеку, нуждающемуся в живом слове о Боге, к каждому сердцу.

В следствие этого издания печатались по магнитофонным записям (это и беседы на радио в русских передачах Би-би-си, и внебогослужебные беседы в московских квартирах и в лондонском приходе) и передает звучание живого текста. Впервые его книги о молитве, о духовной жизни вышли на британском языке ещё в 1960-е годы и переведены почти на все языки мира.

А первым еще при жизни Владыки Антония в печать вышел труд «Молитва и жизнь», в котором затрагиваются темы о том, может ли еще человек в наше время молиться и чем отличается молитва от медитации.

В своих книгах и проповедях Антоний Сурожский затрагивает не только проблемы духовности, общественной нравственности, но и темы верности, семьи и брака, открывал в них таинство любви. Каждое его слово, любая буква, написанная им, глубоко продуманы, выстраданы, идут от чистого сердца. Вот лишь малая толика этих высказываний:

О любви

«Любить всегда стоит дорого; потому что любить по-настоящему — это значит так отнестись к другому, что твоя жизнь тебе уже не дорога — его жизнь дорога, его душа дорога, его судьба дорога».»

Читать еще:  Экзистенция и опыт в православном мышлении накануне XXIвека

Фото Антония Сурожского на встрече в одной из квартир

«Мы все думаем, будто знаем, что такое любовь, и умеем любить. На самом деле очень часто мы умеем только лакомиться человеческими отношениями. Мы думаем, что любим человека, потому что у нас к нему ласковое чувство, потому что нам с ним хорошо; но любовь — нечто гораздо большее, более требовательное и, порой, трагичное.».

«Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью – только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась.».

О браке и семье

«Брак – чудо на земле. В мире, где все и всё идет вразброд, брак – место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью…».

«Многие рассматривают брак с чисто общественно-государственной точки зрения. В таком случае семья делается не чем иным, как частичкой, очень малой частичкой общегосударственного аппарата, который налагает на нее большую тяжесть, и эта тяжесть иногда оказывается непосильной.».

О разном

«Каждый человек — это икона, которую нужно отреставрировать, чтобы увидеть Лик Божий.».

«Мы не всегда доверяем тому, что Бог в нас верит; и поэтому мы не всегда способны верить в себя.».

«Когда тебя хвалят, ты делай две вещи. Первое: запомни, за что тебя хвалят, и старайся стать таковым. А во-вторых, никогда не старайся людей разубедить, потому что чем больше будешь разубеждать, тем больше люди будут видеть в тебе смирение, которого в тебе вовсе нет…».

Биография митрополита Антония Сурожского уникальна, он один из самых ярких личностей XX века. Его слово обращено к самой глубине человеческой души, и в то же время живое, понятное для всех и каждого, открытое, неизменно находит отклик у читателей, независимо от их убеждений, верований, образования и культурных корней.

45 лет служения Богу в епископском сане

Скончался Митрополит Антоний 4 августа 2003 года в Лондоне, а отпевание прошло 13 августа в Лондонском кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы и Всех Святых. Такая большая разница между датой смерти и похорон обычна для британцев.

Погребение

Московские «квартирники» митрополита Антония

700 квартирников Дмитрия Гороховского

За последние 9 лет в гостях у петербуржца Дмитрия Гороховского побывало 15 тысяч человек. Среди них – участник первого состава группы «Кино» Алексей Рыбин, лидер «Аукциона» Олег Гаркуша, экс-гитарист ДДТ Андрей Васильев. Организовывать квартирники – таково призвание Гороховского, который на днях провел 700-й, юбилейный концерт. «Фонтанка» понаблюдала за событием и узнала главные цифры, раскрывающие «кухню» современного квартирника.

«Квартирники всегда актуальны. На них большой спрос. Тут особая атмосфера сопричастности происходящему. Зрители не отгорожены от музыканта ни занавесом, ни кулисами. Они попадают не в обезличнный клуб, а к кому-то в гости. Исполнитель, в свою очередь, может общаться с поклонниками и увидеть непосредственную реакцию публики», – Дмитрий Гороховский идет под черным зонтом к станции метро Елизаровская: встречать гостей. Этот маршрут антрепренер повторяет 3-4 раза в неделю: именно с такой периодичностью в доме у Гороховского проводятся музыкальные посиделки.

23 августа – случай особый. На 700-м, юбилейном квартирнике выступают давние друзья – пианист Андрей Зимовец и «Jazz classic trio». Пока слушатели рассаживаются по скамейкам, закрывают глаза под мелодии Хэнга Джонса и римтично покачивают головами под Джэймса Хэнли, «Фонтанка» выясняет, что такое современный квартирник и с чем его едят.

1-й квартирник Дмитрий Гороховский провел в 2003 году. К этому моменту у него имелись: работа по ремонту кондиционеров, большая любовь к русскому року и полное отсутствие опыта в организации концертов. «Я с удовольствием слушал группу «Зимовье зверей», и мы с другими поклонниками решили устроить ее концерт на квартире, – вспоминает Гороховский. – В качестве площадки решили использовать мою комнату в коммуналке на Невском проспекте».

Перед концертом из абсолютно неприспособленного помещения вынесли мебель, соорудили сиденья для слушателей из ящиков с книгами. «Я насколько волновался, что ни одной песни толком не расслышал», – признается Дмитрий. С тех пор он успел переехать в отдельную квартиру на улице Бабушкина и специально оборудовать ее под проведение роковых, джазовых, блюзовых и этно-сейшнов. Тут есть и просторный зал, и звуковое оборудование, и микрофоны. «Хотя я предпочитаю акустику», – говорит Гороховский.

6 поколений семьи Дмитрия Гороховского жили в Петербурге. При этом прабабка «человека-квартирника» Ольга Малаховская блестяще играла на пианино и устраивала музыкальные салоны, прадед Николай Егоров сочинял музыку: «Есть даже семейная легенда, согласно которой моему прадедушке однажды пришлось спускать с лестницы настойчиво ухаживающего за прабабушкой композитора Соловьева-Седова».

30 пар тапочек встречают гостей в прихожей квартиры Гороховского на улице Бабушкина. «Тапочки – расходный материал, который быстро изнашивается. Зная это, друзья однажды подарили мне на день рождения целый мешок с домашней обувью, – поясняет хозяин жилья. – Потом и ее стало не хватать. Тогда я вывесил на собственном сайте объявление: “Принимаю в дар тапочки”. В результате коллекция месяц от месяца прирастает».

Помимо обязательного правила переобуваться на концертах у Гороховского существует еще два закона: не пить, курить – только в антракте на лестничной площадке. «Я сам не абсолютный трезвенник, но на концертах, как показала практика, лучше без алкоголя, – разводит руками антрепренер. – Такая у нас ментальность: стоит разрешить человеку принести с собой бутылочку пива, как за ней последует еще одна и еще одна. Лучше совсем без спиртного».

30 сантиметров составляет ширина шумоизоляционного покрытия в зале квартиры Гороховского. Оно позволяет избежать проблем с соседями: «В коммуналке на Невском, где прошел мой первый квартирник, соседи были на удивление либеральными. Здесь же некоторое время относились ко мне настороженно. Даже стучали в стены, хотя концерты всегда заканчивались до 22.00. После того, как построили звукоизоляцию, все успокоились».

Среди жителей дома по Бабушкина, 29, есть и союзники Гороховского – меломаны. Двумя этажами выше живет пожилая женщина – фанатка Элвиса Пресли. «У нее есть все диски Элвиса, огромное количество литературы о нем и сувениров. Я ее часто приглашаю на квартирники, но она отказывается. Говорит: «Я своему не изменяю».

50 старинных утюгов можно увидеть в Гороховского в коридоре. Коллекция началась с двух дореволюционных гладильных приборов, принадлежавших семье антрепренера. Один чугунный агрегат начала XX века подарили соседи. Теперь утюги Гороховскому дружно несут посетители квартирников: есть даже экземпляры, приехавшие из Каталонии и Стокгольма.

80 зрителей. Таков рекорд посещаемости квартирника на Бабушкина, 29. Он был установлен во время выступления московского барда Павла Фахртдинова. В среднем же на концерт собирается по 15 человек. «Иногда на выступления очень хороших исполнителей никто не приходит. Это, наверное, самое обидное, что может произойти в организации квартирника», – признается Гороховский.

100 пирожков готовила к каждому концерту мама Дмитрия Алина Эдуардовна, умершая в 2010 году. «Наверное, без ее гостеприимства и участия “квартирных концертов у Гороховского” такими, какие они есть сейчас, не было бы, – считает он. – Мама, не смотря на 76-летний возраст, с удовольствием слушала рок и дружила с некоторыми музыкантами — Михаилом Башаковым, Сергеем Калугиным, Сашей Ветровым».

Читать еще:  Успение Богородицы на Святой Земле – от Сионской горы к Гефсимании

Теперь главный член семьи Гороховского – рыжий кот Микки. Он предпочитает слушать флейту, скрипку и кельтскую арфу. «А еще затащился от балалайки. Когда выступал Алексей Архиповский, Микки вышел на сцену и стал кататься по полу», – говорит координатор концертов.

200 рублей составляет минимальная плата за вход на квартирник. Столько стоит послушать не очень известных и «раскрученных» музыкантов. А вот расценки на выступления звезд гораздо выше. «Самый дорогой концерт, который я организовывал – выступление российско-американского блюзмэна Юрия Наумова. Вход стоил 1 тысячу рублей», – вспоминает Дмитрий. Он и не скрывает, что давно бросил постоянную работу и живет за счет организации квартирников, да еще сдает комнату.

700-й квартирник у Гороховского будет, конечно, не последним. На 4 сентября запланирован концерт исполнительницы древних армянских мелодий Марлены Мош, 5 сентября выступать будет вновь «Jazz classic trio», 6 сентября – Дмитрий Максимачев и «Большой Стереофонический Оркестр». «Хотелось бы сделать 1000-й квартирник, потом отпраздновать 10-летие концертной деятельности, — перечисляет Дмитрий. — А потом, как минимум, и двадцатилетие. Квартирники — дело, в котором я нашел себя».

Что такое квартирник и почему растёт популярность домашних концертов

В современной российской творческой среде всё более популярными становятся небольшие камерные концерты — квартирники. Зародившись как одна из форм протестного движения в СССР, такие мероприятия сегодня имеют уже совершенно другой смысл и подчас превосходят по востребованности выступления на большой сцене. Что собой представляет квартирник сегодня?

В современной российской творческой среде всё более популярными становятся небольшие камерные концерты — квартирники. Зародившись как одна из форм протестного движения в СССР, такие мероприятия сегодня имеют уже совершенно другой смысл и подчас превосходят по востребованности выступления на большой сцене. Что собой представляет квартирник сегодня?

В привычном понимании концерт — это зрительный зал, сцена, закулисье и большое количество аппаратуры. В то же время в России уже очень давно существует такое явление творческой жизни как квартирник — камерный концерт, который проходит в обычных квартирах. И именно сегодня популярность таких мероприятий растёт.

Принято считать, что в нашей стране концерты в квартирах стали проводить в советское время, так как для многих музыкантов, ставших впоследствии большими звёздами, они были единственной площадкой для выступлений. Квартирники в своё время давали Владимир Высоцкий, Виктор Цой, Юрий Шевчук, Борис Гребенщиков. Сама по себе сцена советского времени была очень неоднородна, однако большинство ярких музыкантов того времени объединяло одно — невозможность выступить на какой-либо большой площадке из-за запрета властей.

В более широком смысле можно сказать, что камерные концерты появились значительно раньше. Например, в Европе XVI-XVII веков среди высшего сословия были популярны домашние выступления. Об этом свидетельствуют специальные столы для музицирования, на которых было удобно расположить ноты для четырёх музыкантов, каждый из которых, соответственно, сидел со своей стороны.

Принято считать, что в нашей стране концерты в квартирах появились в советское время, так как для многих музыкантов, ставших впоследствии большими звёздами, они были единственной площадкой для выступлений. Фото: Genrietta Peryan / Globallookpress

Поэтические вечера в русском дворянском обществе, на которые приходили только избранные, — тоже своего рода квартирники. Всё это позволяет сказать, что формат домашнего камерного концерта — это старейшая и вовсе не преданная забвению форма общения музыкантов, поэтов и актёров со своей аудиторией. Сегодня квартирники переживают своё второе рождение. Многие из них, несмотря на формат, считаются не менее статусными, чем большие выступления, а в непринуждённой обстановке нередко выступают и звёзды по-настоящему большой величины.

К истории вопроса

И всё-таки современные российские квартирники — это преемники квартирников советских. Считается, что выступления в обычных квартирах проходили из-за оппозиционности творчества того или иного музыканта советской власти. Однако это лишь одна сторона вопроса. В СССР организацией концертов в больших залах и даже рядовых Домах культуры ведал Госконцерт, обладавший монополией в этой сфере. Нередко у музыкантов просто не было другой возможности выступить даже в ситуации, когда их творчество не было протестным.

Квартирники по причине монополии Госконцерта СССР находились под запретом. Нередко такие концерты разгоняла милиция, которую вызывали соседи. Сообщество музыкантов, играющих квартирники, как и их аудитория, официально считалось либо маргинальным, либо диссидентским.

Несмотря на трудности, именно из квартирников на большую сцену пришли лидеры групп «Кино» и «Аквариум» Виктор Цой и Борис Гребенщиков. Ранние записи Высоцкого были сделаны на квартирниках в 1960-х годах.

Несмотря на трудности, именно из квартирников на большую сцену пришли лидеры групп «Кино» и «Аквариум» Виктор Цой и Борис Гребенщиков. Фото: Чумичев Александр, Шогин Александр / ТАСС

В Москве известные квартирники проходили на квартире у физика Александра Кривомазова в период с 1975 по 1983 годы. Вечера были как музыкальными, так и литературными. В квартире Кривомазова на юге Москвы Венедикт Ерофеев читал «Москва — Петушки», туда приходил и Аркадий Стругацкий, рассказывавший о съёмках «Сталкера».

Квартирники сегодня

Квартирники сегодня по-прежнему остаются отдельной субкультурой, но именно на таких концертах происходит свидание зрителей с музыкой, непосредственный контакт и прямое живое общение выступающего со слушателем. Для аудитории это серьёзный «магнит», ведь можно лично поговорить с музыкантом, задать вопросы и узнать его как человека. Это определённый вызов и для артиста, ведь в квартире нет закулисья, а концерты довольно часто дают в акустике.

Не секрет, что современная музыкальная индустрия устроена таким образом, что пробиться на вершину могут единицы, хотя не обязательно быть большой звездой, чтобы выступить в каком-либо небольшом московском клубе. Сегодняшние квартирники уникальны тем, что это площадка не только для совсем неизвестных музыкантов, но и для вполне «раскрученных». И нередко на таких концертах бывают полные аншлаги.

В Санкт-Петербурге крайне популярными являются квартирники «У Гороховского», которые уже стали важной частью творческой жизни Северной столицы. Одна из московских площадок — квартирники «Труплейс», проходящие на юге столицы. Организатор таких концертов Ольга Трущина рассказала Царьграду, что квартирник — это прежде всего живое общение.

«Это возможность увидеть и потрогать музыканта, записи которого я слушаю каждый день. Но это общение не только с музыкантом, но и с такими же людьми, как и ты, причём в уютном домашнем формате. Потому что когда ты приходишь на большой концерт в клубе, ты вряд ли просто так начнёшь общаться с кем-то незнакомым. А в квартире, где ты ходишь в тапочках, это происходит само собой», — поделилась она.

Для музыканта, по её словам, квартирник — менее строгий формат, чем большой концерт. Он может больше рассказать о своих песнях, ответить на вопросы поклонников. Кроме этого, артист может исполнить на квартирнике произведения, которые он не будет играть на широкой публике.

Мне кажется, музыканты меньше напрягаются на квартирнике. От этого получаются более живые, приятные выступления,

Фото: Margarita Vin / Shutterstock.com

При этом на квартирники ходят очень разные люди, хотя чаще всего аудитория зависит от музыканта. «Иногда это вообще очень молодые люди, а иногда — люди старшего поколения. Я помню один квартирник, на котором я себя ощущала, как будто я на юбилее своего деда. Аудитория сильно разнится, но в основном это очень интеллигентные люди», — добавила она.

Читать еще:  Дитер Хаттруп: Учение Дарвина и христианство

«Для известных музыкантов квартирник — это ностальгия, возвращение к истокам, потому что многие помнят, как они начинали свою творческую карьеру. А для новых музыкантов, молодых, это повод заявить о себе, найти своего слушателя. Квартирник противопоставлен большому концерту в клубе, куда приходят сотни человек, ты стоишь в большой очереди и так далее. На квартирнике всё гораздо проще, тебе уютно, комфортно, плюс ты ещё и с музыкантом можешь пообщаться напрямую», — рассказала организатор.

По словам Трущиной, нередко люди приходят на квартирники специально, чтобы послушать никому не известного, но очень хорошего музыканта. «Есть музыканты, которых никто особенно не раскручивал, да они и сами не слишком к этому стремились. В то же время это профессионалы. Качество музыки исполнителя и его известность — это не всегда коррелирующие вещи», — заметила она.

Сегодня, когда многие ищут эти новые, особенные форматы, хотят слушать эксклюзивную музыку или погрузиться в поэтическую атмосферу, квартирники дают такую возможность. Это уже не те мероприятия, из-за посещения которых могли быть проблемы с законом, как в советское время. В наше время квартирник — это уникальная камерная домашняя атмосфера, в которой исполнитель и слушатель сидят друг от друга на расстоянии вытянутой руки.

Московские «квартирники» митрополита Антония

700 квартирников Дмитрия Гороховского

За последние 9 лет в гостях у петербуржца Дмитрия Гороховского побывало 15 тысяч человек. Среди них – участник первого состава группы «Кино» Алексей Рыбин, лидер «Аукциона» Олег Гаркуша, экс-гитарист ДДТ Андрей Васильев. Организовывать квартирники – таково призвание Гороховского, который на днях провел 700-й, юбилейный концерт. «Фонтанка» понаблюдала за событием и узнала главные цифры, раскрывающие «кухню» современного квартирника.

«Квартирники всегда актуальны. На них большой спрос. Тут особая атмосфера сопричастности происходящему. Зрители не отгорожены от музыканта ни занавесом, ни кулисами. Они попадают не в обезличнный клуб, а к кому-то в гости. Исполнитель, в свою очередь, может общаться с поклонниками и увидеть непосредственную реакцию публики», – Дмитрий Гороховский идет под черным зонтом к станции метро Елизаровская: встречать гостей. Этот маршрут антрепренер повторяет 3-4 раза в неделю: именно с такой периодичностью в доме у Гороховского проводятся музыкальные посиделки.

23 августа – случай особый. На 700-м, юбилейном квартирнике выступают давние друзья – пианист Андрей Зимовец и «Jazz classic trio». Пока слушатели рассаживаются по скамейкам, закрывают глаза под мелодии Хэнга Джонса и римтично покачивают головами под Джэймса Хэнли, «Фонтанка» выясняет, что такое современный квартирник и с чем его едят.

1-й квартирник Дмитрий Гороховский провел в 2003 году. К этому моменту у него имелись: работа по ремонту кондиционеров, большая любовь к русскому року и полное отсутствие опыта в организации концертов. «Я с удовольствием слушал группу «Зимовье зверей», и мы с другими поклонниками решили устроить ее концерт на квартире, – вспоминает Гороховский. – В качестве площадки решили использовать мою комнату в коммуналке на Невском проспекте».

Перед концертом из абсолютно неприспособленного помещения вынесли мебель, соорудили сиденья для слушателей из ящиков с книгами. «Я насколько волновался, что ни одной песни толком не расслышал», – признается Дмитрий. С тех пор он успел переехать в отдельную квартиру на улице Бабушкина и специально оборудовать ее под проведение роковых, джазовых, блюзовых и этно-сейшнов. Тут есть и просторный зал, и звуковое оборудование, и микрофоны. «Хотя я предпочитаю акустику», – говорит Гороховский.

6 поколений семьи Дмитрия Гороховского жили в Петербурге. При этом прабабка «человека-квартирника» Ольга Малаховская блестяще играла на пианино и устраивала музыкальные салоны, прадед Николай Егоров сочинял музыку: «Есть даже семейная легенда, согласно которой моему прадедушке однажды пришлось спускать с лестницы настойчиво ухаживающего за прабабушкой композитора Соловьева-Седова».

30 пар тапочек встречают гостей в прихожей квартиры Гороховского на улице Бабушкина. «Тапочки – расходный материал, который быстро изнашивается. Зная это, друзья однажды подарили мне на день рождения целый мешок с домашней обувью, – поясняет хозяин жилья. – Потом и ее стало не хватать. Тогда я вывесил на собственном сайте объявление: “Принимаю в дар тапочки”. В результате коллекция месяц от месяца прирастает».

Помимо обязательного правила переобуваться на концертах у Гороховского существует еще два закона: не пить, курить – только в антракте на лестничной площадке. «Я сам не абсолютный трезвенник, но на концертах, как показала практика, лучше без алкоголя, – разводит руками антрепренер. – Такая у нас ментальность: стоит разрешить человеку принести с собой бутылочку пива, как за ней последует еще одна и еще одна. Лучше совсем без спиртного».

30 сантиметров составляет ширина шумоизоляционного покрытия в зале квартиры Гороховского. Оно позволяет избежать проблем с соседями: «В коммуналке на Невском, где прошел мой первый квартирник, соседи были на удивление либеральными. Здесь же некоторое время относились ко мне настороженно. Даже стучали в стены, хотя концерты всегда заканчивались до 22.00. После того, как построили звукоизоляцию, все успокоились».

Среди жителей дома по Бабушкина, 29, есть и союзники Гороховского – меломаны. Двумя этажами выше живет пожилая женщина – фанатка Элвиса Пресли. «У нее есть все диски Элвиса, огромное количество литературы о нем и сувениров. Я ее часто приглашаю на квартирники, но она отказывается. Говорит: «Я своему не изменяю».

50 старинных утюгов можно увидеть в Гороховского в коридоре. Коллекция началась с двух дореволюционных гладильных приборов, принадлежавших семье антрепренера. Один чугунный агрегат начала XX века подарили соседи. Теперь утюги Гороховскому дружно несут посетители квартирников: есть даже экземпляры, приехавшие из Каталонии и Стокгольма.

80 зрителей. Таков рекорд посещаемости квартирника на Бабушкина, 29. Он был установлен во время выступления московского барда Павла Фахртдинова. В среднем же на концерт собирается по 15 человек. «Иногда на выступления очень хороших исполнителей никто не приходит. Это, наверное, самое обидное, что может произойти в организации квартирника», – признается Гороховский.

100 пирожков готовила к каждому концерту мама Дмитрия Алина Эдуардовна, умершая в 2010 году. «Наверное, без ее гостеприимства и участия “квартирных концертов у Гороховского” такими, какие они есть сейчас, не было бы, – считает он. – Мама, не смотря на 76-летний возраст, с удовольствием слушала рок и дружила с некоторыми музыкантами — Михаилом Башаковым, Сергеем Калугиным, Сашей Ветровым».

Теперь главный член семьи Гороховского – рыжий кот Микки. Он предпочитает слушать флейту, скрипку и кельтскую арфу. «А еще затащился от балалайки. Когда выступал Алексей Архиповский, Микки вышел на сцену и стал кататься по полу», – говорит координатор концертов.

200 рублей составляет минимальная плата за вход на квартирник. Столько стоит послушать не очень известных и «раскрученных» музыкантов. А вот расценки на выступления звезд гораздо выше. «Самый дорогой концерт, который я организовывал – выступление российско-американского блюзмэна Юрия Наумова. Вход стоил 1 тысячу рублей», – вспоминает Дмитрий. Он и не скрывает, что давно бросил постоянную работу и живет за счет организации квартирников, да еще сдает комнату.

700-й квартирник у Гороховского будет, конечно, не последним. На 4 сентября запланирован концерт исполнительницы древних армянских мелодий Марлены Мош, 5 сентября выступать будет вновь «Jazz classic trio», 6 сентября – Дмитрий Максимачев и «Большой Стереофонический Оркестр». «Хотелось бы сделать 1000-й квартирник, потом отпраздновать 10-летие концертной деятельности, — перечисляет Дмитрий. — А потом, как минимум, и двадцатилетие. Квартирники — дело, в котором я нашел себя».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector