0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Слово утешения

Слово утешения

Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших,
дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.
(1 Фес. 4: 13)

Мы можем сомневаться в чем угодно: будет завтра пасмурно или ясно, будем мы здоровы или заболеем, будем богаты или убоги, но в одном нет никакого сомнения – мы все рано или поздно предстанем пред Богом. Умирание есть «путь всея земли». Но, зная это, при потере близких людей мы все равно испытываем скорбь. И это по человеческому естеству понятно и объяснимо. Ведь даже когда мы просто расстаемся с любимыми на время, мы грустим, печалимся, проливаем слезы, и уж тем более, когда предстоит последнее расставание в земной жизни. Сам Господь Иисус Христос, когда пришел в дом Своего умершего друга Лазаря, воскорбел духом и прослезился, так Он любил его. Но люди верующие имеют великое утешение, которое помогает им пережить кончину близких, – молитву за своих усопших. И эта молитва, как нить, соединяет нас и мир людей, уже ушедших.

Каждый, кто теряет близкого человека, задается вопросом: «Что я могу еще сделать для своего любимого?» И действительно, когда наши близкие заболевают, мы спешим на помощь, идем в больницу, покупаем продукты, лекарства; если они находятся в какой-нибудь другой беде, тоже помогаем, чем можем. И в этом сочувствии выражается наша любовь, соболезнование им.

Но человек усопший не менее, а может быть, даже более нуждается в нашей заботе.

Человек не исчезает как личность со смертью мозга и остановкой сердца. Кроме тела (временной оболочки) он имеет вечную, бессмертную душу. «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22: 32). И именно душа составляет сущность человека. И мы любим (если действительно любим) близкого не за красоту тела и физическую силу, а за качества души. Ум, доброта, характер, любовь – все это качества души нашего близкого, то, что составляет его образ. Тело есть одежда человека, оно стареет, болеет, изменяется, с ним происходят необратимые процессы. Иногда, глядя на останки, лежащие в гробу, мы не можем даже узнать в них знакомый облик, так изменяется покойник. А душа не имеет возраста, она бессмертна. Недаром говорят: «Он молод душой», – а человеку уже давно за 60.

Раз наш ближний бессмертен, он и там, за чертой земной жизни, нуждается в нашей помощи и поддержке. Итак, чего он от нас ждет, и чем мы можем помочь ему?

Ничто земное, конечно, уже не интересует усопших. Дорогие надгробия, пышные поминки и прочее не нужны им. Нужно им только одно – наша горячая молитва о упокоении их души и о прощении их вольных и невольных грехов. Сам умерший за себя помолиться уже не может. Святитель Феофан Затворник говорит, что усопшие нуждаются в молитвах, «как бедный в куске хлеба и чаше воды».

Молиться, каяться в грехах, приступать к таинствам Церкви мы должны в нашей земной жизни, и она дается нам как подготовка к вечной, а когда человек умирает, итог его жизни уже подведен, он не может никак изменить ее к лучшему. Усопший может только рассчитывать на молитвы Церкви и тех, кто знал и любил его при жизни. И по молитвам родственников, друзей Господь может переменить участь усопшего. Свидетельством этому – бесчисленные случаи из Предания церковного и житий святых. В древнем житии святителя Григория Двоеслова описан удивительный случай. Святитель возымел дерзновение молиться о упокоении жестокого гонителя христианства – императора Траяна. Но Траян ведь не только воздвиг гонения на христиан (ибо не ведал, что творил), он был справедливым и милосердным правителем, имел большую заботу о бедных своих подданных. Святитель Григорий узнал, что император защитил вдову в бедственном положении, и принял на себя подвиг молиться за него. От Бога ему было открыто, что молитва его принята. Пример этот (и многие другие) является большим утешением и окрыляет нас в наших молитвах за усопших. Даже если усопший был далек от Церкви, он может получить облегчение своей участи по усердной, слезной молитве близких.

Еще один очень важный момент: если человек, который ушел от нас, не жил церковной жизнью, или мы знаем, что жизнь его была далека от заповедей Божиих, любящие родные должны особенно внимательно отнестись к своей собственной душе. Мы все взаимосвязаны с родными, близкими, как части единого организма: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12: 26). Если какой-то орган бездействует, у человека обостряются другие чувства, другие органы берут на себя дополнительную нагрузку, его функции. И если наш близкий не успел что-то сделать в духовной жизни, мы должны восполнить это за него. Этим мы будем спасать и свою душу и принесем великую пользу его душе. Есть такая военная песня о погибшем летчике, товарищ которого говорит, что он живет на земле «за себя и за того парня». И наша жизнь за других, в память кого-то может выразиться в нашей усердной молитве, в стяжании христианских добродетелей, в щедрой милостыни о поминовении усопшего.

Очень часто бывает и такое, что люди, которые очень редко ходили в храм, жили жизнью беспечной, мирской, потеряв близкого человека, приходят в Церковь и становятся настоящими православными христианами. Жизнь их полностью меняется, через скорбь они приходят к Богу. И, конечно, всю жизнь потом молятся за своих усопших родственников. Пути Господни неисповедимы.

Люди верующие и люди далекие от Церкви совершенно по-разному воспринимают потерю близких. Иногда случается присутствовать на поминках нецерковных людей и наблюдать, какое это тягостное зрелище. Однажды я участвовал в отпевании известного врача-нейрохирурга и очень хорошего человека. Господь забрал его еще нестарым, после внезапной скоротечной болезни, на пике его врачебной деятельности. И вот, когда начались траурные речи его коллег, можно было наблюдать, в какую растерянность и онемение повергает таинство смерти людей нецерковных. Почти все считали своим долгом начать слово примерно так: «Какая ужасная несправедливость… Как рано и внезапно покинул нас покойный… Как много он мог еще сделать» и т. д. Понятное дело, что такие речи не могут принести утешения родным и близким усопшего, скорее наоборот, еще более усугубят их скорбь. Даже если ты ни во что не веришь, ведь можно просто сказать добрые теплые слова в адрес друга и сослуживца. Отчего это происходит? Почему люди находятся в таком смятении перед лицом смерти и избегают даже упоминания, даже мысли о ней в повседневной жизни? От страха и неизвестности. Смерть страшит их, они не знают, что их ждет. Есть ли жизнь там? Или мы живем только здесь, в материальном мире? Как готовиться к смерти и относиться к ней, для неверующих – тайна за семью печатями. Даже обычное для официальных речей пожелание: «Пусть земля ему будет пухом», – таит в себе подспудный вопрос: неужели это все: тело в землю – и далее ничего?

Читать еще:  Охлобыстин церковь. Почему ивана охлобыстина отстранили от служения в церкви

Со смертью близких люди, далекие от веры, часто впадают в отчаяние, уныние, черную тоску. Все, жизнь кончилась, если моего любимого человека более нет, он перестал существовать, жизнь больше не имеет смысла. Нельзя сказать, что верующие не скорбят о кончине близких, но они относятся к смерти совсем по-другому. Христианская грусть светла, мы знаем, что человек живет вечно, что смерть – это только разлука, что его жизнь продолжается, но в ином качестве. Знаем, что мы связаны с усопшим узами молитвы и любви. Мы не можем сказать: «Был человек – и нет человека». Если мы любили ближнего при жизни, то и по смерти продолжаем любить его. «Любовь никогда не перестает», – говорит апостол Павел (1 Кор. 13: 8). Когда мне приходилось терять близких людей, у меня всегда оставалось ощущение разлуки, а не конца. Как будто они уехали куда-то очень далеко, но не навечно, не навсегда.

Чрезмерная скорбь еще потому недопустима, что она не только губит нашу собственную душу (уныние – один из восьми смертных грехов), но и не дает нам молиться за усопших. В душе человека унывающего образуется пустота, вакуум, он вообще не может ничего делать, тем более молиться. А ведь наш близкий так нуждается в нашей помощи! И унынием, депрессией, тоской мы не только не поможем ему, но и, быть может, принесем страдания. Ради близких мы должны взять себя в руки, сколько можно успокоиться и все наши силы вложить в молитву. Особенно до 40-го дня человек усопший нуждается в усердных молитвах.

Душа человеческая, покидая тело, испытывает беспокойство, страх: она привыкла обитать в своем доме долгие годы, она не знает, что ее ждет, куда определит ее Господь. После смерти человек дает ответ за всю свою жизнь, и здесь определяется его дальнейшая участь. И очень важно поддержать душу близкого человека поминовением на Божественной литургии, чтением Псалтири, келейным правилом.

Очень часто родственники покойного думают, что, если они не покажут окружающим свою скорбь, все подумают, что они не любили усопшего, и можно наблюдать иногда просто душераздирающее зрелище с истерикой, причитанием и воем над покойником. Особенно это практикуется в деревнях, где еще сохранились традиции особых плакальщиц. Люди сами доводят себя до полного исступления. Какая уж тут молитва?! Истинное горе, скорбь, как правило, проходят тихо и почти незаметно для других. Бывает, что люди, слишком убивающиеся и рыдающие по усопшему, на самом деле больше жалеют самих себя: какие они теперь бедные, несчастные и одинокие.

Все эти традиции достались нам в наследство от языческих обрядов и, конечно, несовместимы с Православием.

А нам, православным христианам, нужно растворять свою скорбь с христианской надеждой, что если мы будем сами спасаться и спасать своей молитвой наших близких, то, смеем верить, нам предстоит встреча с ними там, в иной жизни. А если они достигнут Царства Небесного, то обязательно будут молиться там за нас.

«Поведай Господу печаль твою, и Он силен утешить тебя». Часть 3

Преодоление печали

Утешение в печали – пример святых и Господа

Господь знает, что делает: налагая тяготу, дает и силу, и утешение для несения ее. Твоя тягота еще не такова, какую несли святые Варвара, Екатерина и другие святые девы. Тебя не позорят, тебя не терзают, как их; Спаситель с тобой, как и с ними, и бдит над тобой, как и над ними.

Сам Господь совершал Свое дело с воплем великим и потом кровавым; и апостолы Его почти все шли путем Учителя своего – а нам, малейшим, тем более подобает орошать слезами ниву свою. Итак – прочь всякое уныние! Всё с Божией помощью устроится, но всё должно пройти чрез огнь очищения, дабы виднее была рука Божия, всё созидающая, и смирилось всякое самомнение человеческое.

Авраам, Иосиф, Давид хотя и получили от Бога великие обетования, однако же, посмотри, сколько от них требовалось терпения, ожидания, скорбей, неудач, быть в отчаянных обстоятельствах, прежде чем они получили обещанное. Обитающая в душе благодать Господня направляет жизнь человека, ведет его стропотным путем, но действует в нем скрытно, и настолько скрытно, что он иногда предается унынию, сомнению, печали, опасению, не сбился ли он с Божиего пути, не оставил ли его Бог, что он никуда не годен, что он только портит дело, мешает другим и проч., проч. Но в то же время он чувствует в себе какую-то внутреннюю силу, поддерживающую его, утешающую его среди скорбных, недоуменных обстоятельств, устрояющую его внутреннюю жизнь, в то время как его жалят, колют шипами; ходящие около его якобы не любят его, другие, вдали стоящие, ласкают, поддерживают, утешают его, выражают разными знаками самую нежную любовь.

Итак, не только не унывай, но и радуйся и веселись. Вот и Христос воскресе! И ты воскреснешь. Посмотри, как все изменяется; посмотри, как украсились горы и скалы, в какую прекрасную одежду облек их роскошнейший моральник. Потерпи, всё изменится.

С нами Бог! Тот, Кто за нас, сильнее тех, кто против нас. «Увижу вас, – говорит Господь, – и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отымет».

Упование на Бога

За всё слава Богу. За бывшую скорбь вознаграждены утешением с преизбытком; благословен Господь, утешая нас во всякой скорби. Опять урок: никогда не предавайся отчаянию в самых даже отчаянных обстоятельствах.

Читать еще:  Что-то случилось с совестью. И это не лечится даже в Швейцарии

Сравнивая твое прежнее состояние с настоящим, нахожу, что ныне, кажется, враг нападал сильнее, чем прежде. Мрак помыслов ныне сильнее сгущался, чем прежде. Но, слава Богу, все прошло, за сугубую скорбь дано и сугубое утешение. Прежде было у тебя много «почему», а теперь редко бывает: вижу в этом преуспеяние.

Буди во всём воля Божия. Мы не знаем, что для нас полезнее, а Он всё знает, заботится и устраивает, как лучше. Любящим Бога всё поспешествует во благое. Не унывайте, если будет приходить горе за горем. Покажи веру твою не днем, а ночью – когда тьма помышлений сумнительных будет облегать твою душу и повергать в уныние. Твердо верь, что Господь определил не на погибель, а на спасение.

Ты плачешь, но не радуешься, унываешь!

Что-то будет дальше? Но ты научилась предаваться в волю Божию, бывала и на Фаворе. Научилась при помощи Божией уразумевать козни диавола, познавать стала и Иисуса Сладчайшего, но уже не холодного и праведного, а доброго, милостивого, снисходительного, тихо сдувающего пыль с грешной, но ищущей Его души.

Говоришь: «Как же всегда радоваться, когда видишь кругом неудачи?» Говорят, можно и в скорбях, и даже среди мученья радоваться – чрез упование, что эти скорби соделывают терпение, терпение же искусство, искусство – упование; упование не посрамит, потому что сердцу дано разуметь волю Божию, которая всё устраивает (и скорби, и мученья) для нашего спасения, и уверенность, что мы идем скорбным путем за Христом.

Можно и в скорбях, и даже среди мученья радоваться – чрез упование, что эти скорби соделывают терпение

Во время бурного плавания по морю капитану непременно нужно иметь бодрый, спокойный вид, равно как и командиру военного отряда, чтобы поддержать бодрость на корабле в пловцах и матросах и в воинах в походе. Это пример для тебя. Берегись возбуждать своим унынием в других уныние. Крепко держись за якорь упования на милость Божию и Покров Пречистой Богоматери.

Иногда у причащающихся на душе чувствуется особенно легко; они со всеми в душе примирятся, а потом опять и опять жалоба на свои немощи, чуть не до отчаяния.

Совет отцов для таких переживаний следующий. Если враг подымает тебя в рай, как Богу угодившего, то ты устремляй взоры на свои немощи и ко аду; а когда тебе представляется множество грехов и тянет в ад, то ты помышляй о рае и крепко держись за милосердие Божие.

И радость, и горе будем отдавать Господу. Буди благословен Господь огорчающий, но сугубо обвеселяющий работающих Ему.

Ты пишешь, что всё тебе нравится: и лишения, и скорбь сердца, и ожидание утешения, одним словом – всё славно.

Слава Богу! Милые слова! Молю Господа и Радость всех скорбящих, да дарует тебе утешение. Да, чуется, что это утешение от Господа, чтобы ты могла понести крест свой. Итак, не скорби, не унывай, отгоняй всякую мрачную мысль о приюте. Я уже писал, кажется, и еще пишу и прошу: потерпи, присмотрись и сама, быть может, увидишь, что тут нельзя было завести того, что не скоро завелось и в Т. приюте; здесь были совсем другие условия. N была одна, а один в поле не воин. Она начало полагала, а вы продолжайте, усовершенствуйте. Помните цель приюта: приготовить будущих учительниц, благовоспитанных жен для учителей, дьяконов и священников. Конечно, это не теперь, не сразу, а постепенно. Скачков и природа не допускает.

Молитва. Говорить с Господом

Поведай Господу печаль твою, и Он силен утешить тебя. Старайся всем сердцем прилепляться к Господу, все Ему говори – и то, что скучно тебе. Он знает сердце человеческое; взглянет на него ласково, и оно растает от радости. Спаситель наш да утешит тебя. То, что ты называешь пустяками, я не считаю таковыми.

Господь знает сердце человеческое; взглянет на него ласково – и оно растает от радости

Помни, что скорбь чрезмерная опасна, убийственна. Скорбь же небольшая бывает спасительна. Помни только в дни печали твоей, что Господь определил тебя не на погибель, а на спасение. Скорби бывают пред радостию. Да пошлет Господь эту радость.

Молись чаще, хотя понемногу. Ставь сердце твое пред Богом, говори Ему, жалуйся Ему на бессилие твое, и Он поможет тебе ради твоей веры, за то, что ты прибегаешь к Нему.

Не смею звать тебя на труднейший подвиг, где первый крест состоит в лишениях, скуке от одиночества – там многие скучали, а иные и плакали; может быть, и тебе приведется то же испытать. Напомню слова народной мудрости: красны бубны за горами. Но когда будет воля Божия, то все преграды рухнут; избранная душа говорит: «Тебе, Женише мой, люблю и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся и умираю за Тя, да и живу с Тобою».

Господь да управит путь твой, как Ему угодно.

Не отчаиваюсь за тебя, потому что и ты не приходишь в отчаяние при всем твоем бессилии. Не отчаивайся, борись крепко: сколько раз уронит тебя враг, столько раз и встань, прибегай ко Господу с покаянием.

Только не охай, молись и делай, делай и молись. Пишешь: если уж здесь начато мирскими, так и надо было продолжать, а то получилась кутерьма. Это писал кто-то, но не богопреданная дочь послушания. Разве можно так говорить? Но ничего: свои люди – сосчитаемся. Бог простит.

Только не охай, молись и делай, делай и молись

Исповедь, совет с духовником

Говоришь: «Нет здесь ни одного, с кем бы можно поговорить с полным доверием». А Писание говорит: да будут мирствующии с тобою мнози, советницы же от тысячи един.

Хорошо сделала, что не изорвала страницу, исписанную печалями.

Не бумагу нужно рвать, а помышления уничтожать самопреданием в волю Божию, о чем писано мною тебе много раз.

Приятно мне читать ваши письма; пишите в свободные минуты, хотя понемногу, но почаще.

Как понимать совет: «Писать всё с плеча и не писать сгоряча». Писать всё с плеча – значит не заботясь о грамматической складности, но только со смыслом, конечно, и в порядке нарождения мыслей; так ты и писала большею частью. А не писать сгоряча – значит то же, что не говорить и не делать сгоряча, например: сердце кипит от обиды, от несправедливости, от неисправности подчиненных; в это время не говори и не делай распоряжений, а дай сердцу успокоиться; когда наступит такое успокоение, тогда говори, делай. То же самое в отношении письма: когда почему-либо волнуется, дрожит, кипит сердце, тогда не пиши, а когда волнение уляжется, тогда пиши.

Читать еще:  Понятие и определение диалектики. Понятие диалектики

«Душа должна бороться, должна преодолевать препятствия,
чтобы сделаться сильной»

Возможно, что она [окружающая среда] действительно наносит нашему сердцу удары, обиды, унижения, что вызывает в нас гнев, слезы, возмущение, уязвляет наше самолюбие, нашу гордость. Но может быть, всё это недаром и не без причины? Душа должна бороться, должна преодолевать препятствия, чтобы сделаться сильной! Лежа на пуховой перине, не укрепить своих мускулов.

Если мы вместо внимания к среде, чтобы найти в ней все доброе, вместо борьбы с находящим на нас, борьбы чрез терпение, будем разливаться в жалобах на своих близких, на свое село, своих родных, свою семью, свое положение, это будет бесполезной и бесцельной тратой жизненных сил. Лучше скажем себе: Бог поставил меня именно в эту обстановку, среди этих лиц и этих обязанностей. Стало быть, это и есть именно то место, в котором Он желает меня видеть делающей то дело, которое я способна выполнить.

Что касается приятных и неприятных обстоятельств, то всегда можно вести борьбу упорную совершенно независимо от того, что делается подле нас.

«Возлюбленный брат! Вера в Бога состоит в том, что если кто предает себя Богу, то уже не имеет своей воли над собой, но подчиняет себя Его владычеству до последнего издыхания, а потому, что бывает с ним, принимает от Бога с благодарением. Это и значит: О всем благодарите (1 Сол. 5: 18). Ибо когда человек уклонится от того, что посылается ему от Бога (всякая скорбь, клевета, поношение, лишение и проч.), то преслушает Бога, желая исполнить волю свою. Итак, отвергни ту печаль, которая соделывает смерть». До зде старец.

Сколько возможно, при помощи Божией, сохраняй хладнокровие при встрече с разными нестроениями, заботами, ошибками. Помни, что Господом дано тебе послушание это для твоей же пользы, чтобы дать тебе арену для гимнастических духовных упражнений, борьбы с препятствиями для обучения сохранять хладнокровие во время битвы или мореплавания.

Не давай места смущениям, разным сомнениям: будь проста душой, храни мир, не будь сумрачна. Вполне предайся Божию водительству. Пора бы уже научиться доверяться Пекущемуся о сем Промыслу и Помогающей вам Небесной Попечительнице.

Выписываю из биографии отца Амвросия Оптинского. Он убеждал искавших его советов: ни при каких жизненных затруднениях и неприятностях не надо унывать, а надо надеяться на Промысл Божий. В другом письме отец Амвросий пишет: «Получил от вас два письмеца отчаянных. Пишете мне: я погибла, потому что лошадей украли на хуторе. Опомнитесь, что вы говорите… Знаю, что у вас много скорбей и домашних неприятностей; но говорите себе и вразумляйте себя тем, что в аде хуже и томительнее и безотраднее. А если человек терпит скорби с покорностию воле Божией, исповедаясь в грехах своих, то чрез это избавляется от тягот вечных мучений». До зде старец.

Очевидно, враг навеял страх там, где нет ничего страшного для души, предавшей себя Господу и верующей, что без Его воли и влас главы нашей не погибнет. Ты слишком много воли даешь своей фантазии.

Прочитал твое письмо унылое, пожалел тебя, но в глубине души лежит другое чувство, противоположное: там как бы радость. О чем? О том, что это уныние есть плод диавольской зависти, а завидует диавол добру, а не злу; значит, он видит что-то доброе. Как же этому не порадоваться.

Пишешь между прочим: «Что же я поделаю, если Господь мне не дал таланта миссионерского».

Отвечаю: стяжи его послушанием и терпением. Трудись и получишь. Если не сделаешься образцовой миссионеркой, то во всяком случае получишь по мере труда твоего. Если же вознерадишь, то бояться нужно, чтобы не было отнято и то, что имеешь от Господа.

Напрасно и говоришь ты, что тебе не дано таланта; он дан тебе – и ты помаленьку умножаешь его, только маловерие твое или излишнее недоверие к себе говорит, отрицая данное тебе.

Игнатий Брянчанинов

«Грех – причина всех скорбей человека и во времени, и в вечности. Скорби составляют как бы естественное последствие, естественную принадлежность греха…»

Знаменитый богослов XIX века мог сделать блестящую карьеру офицера, но Бог распорядился иначе. Тяжелая болезнь вынудила святителя уволиться в запас, а позже стать монахом. Но Игнатий принял выпавшие на его долю скорби со смирением. И стал святым.

В минуты скорби необходимо молиться. Молитва помогает преодолеть разрыв с Богом, призвать в жизнь в благодать и преодолеть все временные невзгоды.

Важно предаваться в руки Божии. То есть внутренне обращаться к Господу со словами «да совершится надо мною, Господь мой, воля Твоя». Это, кстати, верный способ перестать волноваться.

К сожалению, природа человека такова, что в сытом достатке он забывает о Боге, источнике вечной жизни. Скорби выступают отрезвляющим средством, обращающим нас к Господу.

Для радости в Небесном Царстве необходимы скорби в земной жизни. Аксиома, к которой пришел в своем опыте и святитель Игнатий.

Не принимать скорби означает отвергать шанс на спасение души. Бог дает всем испытания по силам, и если бы это было необходимо, обязательно бы провел беду мимо человека.

Можно выделить главное, в чем схожи точки зрения святых отцов о скорбях. Скорби нас исцеляют, они посылаются нам не в наказание за грехи, потому что Господь желает нам только добра. Это, скорее, путь к спасению через борьбу со страстями, через смирение и осознание своей греховности. Это своего рода «хирургическая операция», которая необходима для нашего спасения, когда не помогают «простые лекарства» (заповеди). Есть мнение святых отцов, что раньше спасались мученичеством за Христа, умирали на поле брани за «други своя» и за Отечество. Сейчас мы спасаемся болезнями и скорбями, иначе наше сердце очерствело бы совсем.

Одним из самых сильных молитвенных щитов христианина считается Псалтырь. Пророк Давид написал многие псалмы книги в состоянии глубокой скорби. Верующие из поколения в поколение находят помощь и утешение, а также таинственное вмешательство Бога в неразрешимые ситуации в Псалтыри.

Вы можете подать записку на чтение Неуспымыаемой Псалтыри в пять русских монастырей. И дай Бог, чтобы Ваша скорбь отошла, а трудности отступили, послужив на пользу духовной жизни:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector