0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Могли бы вы стать одноклассником Пушкина?

8 фактов об Александре Пушкине, которые наши учителя обходили стороной (Одни словесные баттлы чего стоят!)

6 июня исполняется 220 лет со дня рождения «солнца русской поэзии» Александра Сергеевича Пушкина. Этот день имеет статус официального государственного и международного праздника. Символы пушкинистики — загадочный кот ученый, бакенбарды, дуэли — знакомы абсолютно всем, даже иностранцам и тем немногим соотечественникам, кто произведений писателя не читал. Похоже, личный вклад Пушкина в культуру России настолько велик, что образует с ней единое целое.

В день рождения главного реформатора отечественного слова AdMe.ru вспоминает о малоизвестных и подчас курьезных эпизодах его жизни.

Подарил Гоголю идею «Мертвых душ»

Николай Гоголь, не менее выдающийся писатель, был хорошим другом Пушкина. Однажды Александр Сергеевич рассказал ему историю, которую узнал, в свою очередь, во время южной ссылки от некоего полковника Липранди. Тот поведал ему, что в городе Бендеры с момента присоединения к России, кроме военных, никто не умирает.

Дело в том, что в начале XIX века в Бессарабию бежало много крестьян из Российской империи. Полиция не всегда выявляла беглецов: те брали себе имена умерших. Поэтому в Бендерах годами не было зарегистрировано ни одной смерти. Эта история и побудила Гоголя к написанию сюжета для «Мертвых душ» — одного из самых известных его произведений.

Носил очень длинные ногти

У Пушкина была странная фобия: он боялся сломать длинный ноготь на мизинце, а потому часто носил золотой наперсток. О легендарном маникюре поэта вспоминали многие его современники. Например, писательница-мемуаристка XIX века Авдотья Панаева в своих «Воспоминаниях» рассказывала, что во время сна поэт прятал мизинец левой руки в специальный чехольчик, чтобы не повредить ноготь.

Стоит заметить, что отращивал ногти Александр Сергеевич практически всю жизнь. Эту пикантную деталь можно заметить на портретах поэта (например, на знаменитом портрете Ореста Кипренского). Поэт любил ухаживать за своими ногтями, регулярно подпиливал их. Те были очень длинными, похожими скорее на когти.

И все-таки могла ли такая особенность внешности быть чем-то большим, чем просто эстетической причудой? Известный факт из биографии Пушкина: в 1821 году его приняли в масонскую ложу. Отличительным знаком ее участников был как раз длинный ноготь на одном из пальцев. Когда Пушкин погиб, его друг Петр Вяземский во время похорон по масонской традиции положил в гроб поэта перчатку в знак признания того своим братом по ложе.

Был едва не убит императором

После этого короткого эпизода Александр Пушкин запомнил своего тезку, государя Александра I, навсегда. Было это еще в далеком 1803 году, когда няня отправилась с 4-летним Сашей на прогулку. Малыш расшалился и вышел на дорогу как раз в то время, когда монарх совершал конную прогулку. Тот едва успел остановить коня. Тем самым император спас будущее «солнце русской поэзии» для всех нас от риска погибнуть под копытами в раннем возрасте.

Занял 26-е место из 29 на выпускных экзаменах
в Царскосельском лицее

В юности великий поэт, мягко говоря, не блистал в усвоении академических знаний. И неудивительно, ведь о чиновничьей карьере, к которой готовило это учебное заведение, Александр Сергеевич никогда не помышлял.

Он и попал туда лишь по стечению обстоятельств. Родной дядя поэта Василий Пушкин был в приятельских отношениях с министром Михаилом Сперанским, учредителем лицея, и замолвил перед тем словечко за племянника. В других обстоятельствах семье Пушкиных вряд ли удалось бы отправить юношу учиться в Царское Село. Учебное заведение готовило государственных чиновников высшего ранга, и набор в лицей тогда составлял всего 30 человек.

Огорчал жену бесконечными увлечениями

В семейной жизни Пушкин походил на большинство своих ветреных коллег по творческому цеху. Один из них вспоминает, как при первых родах супруги Натальи Николаевны поэт плакал и говорил, что «убежит от вторых».

Собственно, так он и сделал. Весной 1835-гo, когда жена вновь была на сносях, Пушкин без очевидной причины уехал в деревню и вернулся только после того, как Наталья Николаевна родила дочь. Всего же супруга подарила поэту 4 детей за 6 лет совместной жизни. В результате всех беременностей и родов Наталья Гончарова перестала походить на ту прежнюю 16-летнюю стройную красавицу, которой так добивался Пушкин.

Тем временем сам поэт, увидев симпатичную женщину, неизменно загорался, и брак ему в этом не был помехой. «Жена Пушкина часто и преискренно страдает мучениями ревности, — свидетельствовала Софья Карамзина, дочь историографа Николая Карамзина. — Потому что посредственная красота и посредственный ум других женщин не перестают кружить поэтическую голову ее мужа».

Впрочем, сам поэт к тому времени уже не считал других женщин посредственными. На одном из балов Пушкин энергично ухаживал при жене за красавицей Амалией Крюденер. Наталья, заметив это, уехала, а после влепила мужу пощечину. Поэт со смехом сообщал Вяземскому в письме, что «у [его] Мадонны рука тяжеленька». К слову, Гончарова была выше супруга на целых 10 cм, что часто заметно на их совместных портретах.

Вызвал родного дядю на дуэль

Общеизвестно, что поэт погиб в 1837 году от ранения, полученного в ходе дуэли с французским офицером Жоржем Дантесом, который активно ухаживал за женой Пушкина Натальей Николаевной. Однако мало кто знает, что дуэлей в жизни Александра Сергеевича было множество, не менее 27.

В 1816 году на первое свое противостояние поэт вызвал родного дядю Павла Ганнибала, внука того самого «арапа Петра Великого». Поводом стал увод из-под носа у молодого Александра барышни Лошаковой, далеко не красавицы. И тем не менее Пушкин вспылил, так как был по-юношески влюблен в нее. Племянник незамедлительно вызвал дядю на дуэль. Но в итоге ссору замяли.

Павел Исаакович за ужином сочинил экспромт:

«Хоть ты, Саша, среди бала
Вызвал Павла Ганнибала,
Но, ей-богу, Ганнибал
Ссорой не подгадит бал».

Продвигал эмансипацию в массы

Именно Александру Пушкину обязан петербургский бомонд того времени знакомством с удивительной Надеждой Дуровой. В 1806 году 23-летняя Дурова, переодетая в мужское платье, присоединилась к действующей армии и в ее составе сражалась с войсками Наполеона. В бою проявила исключительную храбрость, за что получила офицерское звание и прозвище «кавалерист-девица».

Оставив военную службу, Дурова начала писать мемуары. В своей автобиографии она говорила: «Я стала мужчиной не из прихоти или презрения к женскому полу. Русскому обществу нужна активная, деятельная женщина, а это во многом зависит от нее самой».

Собственно, мемуары Дуровой и послужили причиной ее знакомства с Пушкиным. В марте 1836 года поэт в переписке благодарил ее за то, что она решилась отправить ему свои рукописи. Письмо заканчивалось хвалебным отзывом: «Прелесть! Живо, оригинально, слог прекрасный».

«Записки» Дуровой о войне с Наполеоном, опубликованные Пушкиным, принесли ей славу и известность. Ободренная напутствием поэта — «будьте смелы, вступайте на поприще литературное столь же отважно, как и на то, которое вас прославило», — Дурова успешно печаталась в столичных журналах и отдельными изданиями. Ее романы, рассказы и повести о жизни малых народов до сих пор получают положительные отзывы критиков.

«Фристайлил» задолго до того, как это стало популярным

Эта история красноречиво свидетельствует о том, что Александр Сергеевич не зря снискал себе славу выдающегося русского поэта. Он обладал редким даром придумывать на ходу, метко и остроумно, — то, что наши современники назвали бы сегодня «фристайлом».

Однажды Пушкина пригласили в недружественный литературный кружок. Один из его участников заранее подготовил оскорбительный памфлет и собирался его зачитать, как только гость прибудет. Все остальные приглашенные были в курсе и предвкушали потеху. Кто-то из друзей даже предупредил поэта о готовящейся акции, но он не был из тех, кто отступает перед лицом публичного порицания. Пушкин смело вошел в салон, внутри царило выжидающее молчание. Автор памфлета вышел на середину зала и начал читать, поглядывая на Александра Сергеевича:

Читать еще:  Бог не виноват, если ты не освоил науку радости

— Дарю поэта я ослиной головою.

Внезапно Пушкин продолжил, обращаясь к залу:

— А сам останется с какою?

Явно не ожидавший такого поворота, насмешник с чуть меньшим апломбом ответил:

— А я останусь со своею.

— Да вы сейчас дарили ею!

В зале захохотали, незадачливый соперник бессильно умолк.

Другой примечательный случай произошел с Пушкиным на одном из балов. Когда он приехал на прием, все светские дамы сосредоточили свое внимание на знаменитом госте. Тут же находились два гвардейских офицера, которым очень не понравилась такая перемена настроения со стороны красавиц. И они не преминули воспользоваться удобным случаем, чтобы осадить наглеца, посмевшего отнять себе все внимание дам. Приятели подошли к Пушкину со словами:

— Лично вас не зная, мы думаем, что вы человек образованный. Извольте сказать, как правильно обратиться к вам: «Эй, человек, подай стакан воды!» или «Эй, человек, принеси стакан воды!»?

Но на то он и был Пушкин, чтобы не лезть за словом в карман. Мигом поэт ответил:

— Я думаю, вы можете выразиться прямо: «Эй, человек, гони нас на водопой!»

А что для вас значит литературный талант Пушкина? Наверняка у вас в памяти хранится какое-нибудь произведение поэта или яркий отрывок из него. Поделитесь с нами в комментариях.

Александр Сергеевич Пушкин — ещё одна историческая мистификация?

Прочитав множество разнообразных мнений по поводу того, кем на самом деле был Пушкин и был ли он вообще (есть и такие предположения) решил немного пофантазировать на эту тему в духе проекции на современность. Сразу оговорюсь, что всё нижеизложенное — лишь выдумки автора данного очерка. В то же время прекрасно отдаю себе отчёт в том, что пушкиноведы и пушкинисты соберутся все вместе и подвергнут меня остракизму (шутка). Итак, приступим-с.

Лично у меня сомнений в том, что Александр Сергеевич существовал в действительности не возникает. Слишком много прижизненных тому свидетельств, и оспаривать их просто глупо. Но был ли Пушкин самоотверженным творцом или же исполнял роль публичного Лица некой группы людей, которые объединились (сродни Козьме Пруткову или «Могучей кучке») под этим раскрученным, как бы сейчас сказали, «брендом»? И тот факт, что целый НИИ занимается изучением творчества одного лишь только Автора — тоже говорит о многом. Я постараюсь привести здесь некоторые измышления на этот счёт.

Начнём с биографии, а именно — с юных лет будущего Светоча русской поэзии. Уж слишком всё красиво и гладко — без сучка и задоринки: прямой потомок арапа Петра Великого; обучался в лучшем юношеском образовательном учреждении того времени; водил дружбу с будущими поэтами, писателями, декабристами… Имел необычную внешность, харизму, слыл отъявленным озорником.

Если взять к рассмотрению полное имя — Александр Сергеевич Пушкин: Александр — в переводе с греческого — защищающий людей. Сергеевич — Сергей в переводе с латинского — ясный, высокочтимый. Пушкин. Произведения из под его пера должны были стать громом среди ясного неба, сродни раскатистому эху от пушечного выстрела. К тому же push king в переводе с английского означает «придержи короля» — явный намёк на «королевские» тенденции в творчестве и покровительство власть предержащих. (Отчего не какой-нибудь Василий Перекатиполенко у нас незыблемый символ?!)

Отец Пушкина — Сергей Львович Пушкин — светский острослов и поэт-любитель (из материалов Википедии).

Уж слишком всё это смахивает на хорошо продуманную каким-то неведомым «продюсером» историю. Если вспомнить биографии большинства великих русских деятелей науки, культуры и искусств — все они либо плелись за рыбным обозом, либо приезжали в столицы из каких-то деревень, но мало кто был столь яркого происхождения.

Что касаемо зрелых лет ученика, превзошедшего учителя. Взгляните на объём его трудов. Разве мог один человек создать столько разноплановых произведений за такую короткую жизнь (37 полных лет)? Сравните полное собрание сочинений Александра Сергеевича с худенькими томиками некоторых других великих русских поэтов и иных литературных творцов. Пушкин же и прозаик, и критик, и сказочник, и публицист, и историк, и теоретик литературы, и даже, в некотором роде — художник. Знал четырнадцать языков, и сам является одним из основоположников современного русского литературного языка! Не много ли для одного человека? Там не только 37 лет не хватило бы — там все 370 лет ни о чём. Это нужно было безо сна и отдыха изводить чернила и ломать гусиные перья. Но Солнце русской поэзии всё успевал: сочинять стихи и прозу, работать над историческими очерками, писать детские сказки, учить языки, быть публичным человеком, непримиримым дуэлянтом, заядлым картёжником. При этом ещё и хватало времени на романы с юными (и не очень) прелестницами.

А путешествия и ссылки? Тогда «Сапсанов» не было. Только на то, чтобы добраться из Петербурга в Москву — необходимо было потратить четверо суток. Пушкин же посетил и Кавказ, и Молдавию, и Украину, и где он только не побывал, преодолев 40 000 (!) вёрст, обогнав по проделанному пути самогó Пржевальского. Единственный момент — его никогда не выпускали за пределы Российской Империи (интересно, почему?)

Теперь у нас дороги плохи,

Мосты забытые гниют,

На станциях клопы да блохи

Заснуть минуты не дают.

(Спрашивается, где писать? Когда писать?)

Но не будем отвлекаться от темы. Покровительство Николая I, женитьба на фрейлине — Наталье Гончаровой; придворный статус, пусть даже и такой, как считал сам Пушкин, не слишком значительный. Всё это опять же смахивает на придуманную красивую легенду. Одиннадцатикомнатная квартира на Мойке с видом на реку — ни больше ни меньше, как рядом с Зимним дворцом — царской резиденцией. Всё в жизни поэта было красиво, по высшему (если можно так выразиться) разряду, хотя и слыл он вольнодумцем и игроком.

Что касается дружбы Александра Сергеевича с декабристами. Он вроде и сочувствовал их идеям, и посещал кружки, но на Сенатскую площадь, почему-то, не явился, и, в то же время, наказан императором за связь с мятежниками не был. Какая-то странная история, не правда ли?

Даже уход из жизни напоминает грамотно выпестованный сценарий: Пушкина застрелил на дуэли знатный француз. История конфликта весьма запутанная. При этом Александр Сергеевич, уже раненый, попал в оппонента, но ранение оказалось не смертельным для Дантеса (ну не мог Пушкин не осуществить свой выстрел и тем более — не мог промахнуться).

Такое ощущение, что над созданием это красивой истории под названием «А.С.Пушкин» (уж простите меня за кавычки, понимаю, остракизмом теперь не отделаюсь) — трудилась целая рота «пиарщиков». И результат их работы оказался более чем успешным. Они прославились в веках, пусть даже под этим объединённым «брендом».

Кстати, есть мнение, что некоторые зарубежные светочи использовали литературных «негров» или были такими же творческими объединениями под «именными» брендами. «Лейблами» великих творцов, которых, в действительности, не существовало. Взять того же Шекспира. Споры о реальности существования великого английского поэта и драматурга ведутся до сих пор. А Конан Дойл? А Жорж Санд? Есть мнения, что это не отдельные творческие лица, взявшие псевдонимы, но, опять-таки, сообщества литераторов. Почему подобного не могло быть и в России?

А если представить дело таким образом: группа талантливейших людей того времени — персонажей, которые не желали публичности (или не могли её заполучить по каким-то причинам), но имели потребность в творческом самовыражении — объединяется в некий литературный кружок, сродни обществу «Арзамас». В это тайное собрание входят разнообразные авторы. Существует, конечно же, некая текучка. Кто-то уходит из жизни; кто-то (под распиской о неразглашении) покидает конспиративную группу, и в объединение принимаются новые участники из малоизвестной пишущей братии. Выбираются и оплачиваются наиболее удачные творения, которые после определённой редакции и выходят в свет под «брендом» А.С.Пушкин, когда как тот (как Собчак в эпоху своего местечкововлáстия) прыгает «то в колясках, то верхóм» по петербургской грязи, зимнякам и кочкообразным мостовым, посещая с выступлениями разную знать.

Придумывается красивая легенда, а Лицом этого «лейбла» — выбирают самого яркого и актёрски одарённого бывшего царскосельского лицеиста, со звучным именем и красивым происхождением (возможно, придуманным). Руководитель этого «кружка» — отдаёт себе отчёт в том, что подобный многожанровый классик не может появиться вот так вот вдруг, из ничего. Нужна история! Что такое несколько десятков лет по земным меркам?! Мгновение! Многолетняя работа по созданию подобного Творческого объединения — полностью окупит себя в творческом и финансовом плане не только в будущем, но и в век участников тайного литературного общества. О чём, кстати, свидетельствует тот факт, что на деньги, вырученные с продаж трудов коллектива — покупались яркие атрибуты для Актёра — Лица конспиративной группы: шикарная квартира, представительские экипажи, дорогостоящие наряды для его жены и т.д. То есть средствами они располагали, и немалыми. Возможно, на «проект» отпускалось определённое государственное финансирование, что неплохо, кстати. (К слову сказать, все самые популярные современные шведские музыкальные коллективы — имеют государственное обеспечение и поддержку. Именно поэтому мы видим такой результат.) Но вернёмся к нашим 33-м богатырям.

Читать еще:  Десятина, налог на Церковь или пожертвование? ОПРОС

Дабы оправдать столь значительные денежные вливания — государство, возможно, «выдало в эфир» легенду о невероятно крупном долге Пушкина. А именно — 138 000 николаевских рублей (176 916 000 ք / 3 000 000 $ на современные деньги).

Да и сам Артист не был чужд литераторства, и некоторые труды действительно написаны им самим, особенно в эпистолярном жанре, где он иногда просил многочисленных «любезных его, милых друзей» в конце письма выслать ему N-ную сумму.

Вся благодарная публика, придворная знать и образованная прослойка конечно же не догадывалась об этой немыслимой и невообразимой, но имеющей самые далеко идущие и благородные намерения mystification. Тем паче что Актёр довольно часто появлялся на публике и с успехом декламировал гениальнейшие произведения пишущего для него коллектива.

Кстати, Пушкин настолько часто имел честь присутствовать на разнообразных светских мероприятиях, что на такое глобальное и всеобъемлющее творчество, кое нам представлено, у Александра Сергеевича просто физически могло не оставаться времени.

Затем, видимо, Пушкин пресытился этой ролью и попросил вывести его из игры. Была придумана красивая дуэльная легенда. После «дуэли» Александр Сергеевич тайно покидает Россию и обосновывается где-нибудь в Париже под другим именем.

Почему именно в городе, который необходимо увидеть, но умирать при этом совсем необязательно? Существует мнение, что А.С.Пушкин и А.Дюма — один и тот же человек. Ссылку на данную статью прикрепляю ниже. Там приведены некоторые факты, а именно: в ней говорится, что похороны Пушкина происходили скрытно, под усиленной охраной; гроб с телом был вывезен из Петербурга, а на месте предполагаемого захоронения при раскопках — останков поэта не оказалось. Идёт повествование о внешнем сходстве обоих Александров; знании в совершенстве Александром Сергеевичем французского языка; небольшой разнице в возрасте Пушкина и Дюма (Гонимый вешними лучами и Наше всё был старше маркиза Дави де Ла Пайетри всего на три года).

(Alexandre Dumas — возможно, антропофонетически — «Александр Думающий»)

Как я понял из прикреплённой статьи — ничто не мешало Пушкину-Дюма (имея определённый опыт и некоторые средства) создать во Франции СВОЁ тайное творческое сообщество, наняв на работу множество, как бы сейчас сказали, литературных «негров». Там же автор задаётся вопросом: почему у Дюма в романе «Граф Монте-Кристо» — у главного отрицательного героя тоже фамилия — Дантес? Почитайте, интересно.

Теперь отвечу на главный вопрос, которым вы можете задаться при прочтении данного очерка. ДЛЯ ЧЕГО ВСЁ ЭТО БЫЛО НУЖНО?

Ответ весьма прост, и в то же время — сложен. Вероятно, рассудили таким образом: для того, чтобы создать истинного Светоча — трудов одного лишь отдельно взятого автора — явно недостаточно. Тут необходим комплексный, разновекторный подход (сродни современным успешным ПЦ), который бы сгенерировал настолько яркий и разноплановый «продукт», что он («продукт») остался бы в веках и прославлял наше государство.

Не исключено, что данная тайная творческая группа работала под патронажем и финансированием царской семьи, поскольку государь был более всех заинтересован в процветании, могуществе и литературной славе России.

А большевики не только не развенчали, но даже и активно культивировали великого поэта всех времён наверное потому, что он был известен в Мире до такой степени, что нивелировать эту легенду было бы сродни уничтожению Зимнего дворца. А может быть история с Пушкиным и декабристами была ими же и придумана?

Конечно, мы — цифровые поколения, которым нужны убедительные доказательства тех или иных исторических событий. На нас обрушился шквал информации о разнообразных фальсификациях, и уже не знаешь, чему верить. Да простит меня читатель за мою буйную фантазию и небольшое литературное озорничество! Понятно, что Александр Сергеевич — лицо неприкасаемое, а тут какой-то дикобраз замахнулся на святое.

В любом случае А.С. Пушкин так и останется человеком-загадкой. Очень советую посетить его музей-квартиру на Мойке (многое поменяется в вашем воображении и представлении о великом поэте), и конечно же побольше читать нашего Светоча. Ай да Пушкин.

На прикреплённой картинке — якобы единственное прижизненное фото Пушкина, обнародованное в 1837-м году, прижизненное фото Дюма-отца и коллаж с портретами обоих Александров

Судьбы лицеистов

В 1811 году первыми воспитанниками Царскосельского лицея, одноклассниками юного Александра Пушкина, стали 30 дворянских детей. После выпуска участники пушкинского кружка и остальные лицеисты ежегодно собирались 19 октября для празднования Дня Лицея, однако с каждым годом на торжество приходило все меньше людей. О том, как сложились судьбы лучших лицейских друзей Пушкина и кто из них встретил 19 октября последним, — в материале портала «Культура.РФ».

Николай Ржевский, Николай Корсаков, Сильверий Броглио

Через восемь лет после выпуска, в 1825 году, Александр Пушкин был в ссылке в Михайловском. Оттуда он отправил однокурсникам стихотворение «19 октября». Вспоминая тех, с кем шесть лет делил все радости и горести, поэт с сожалением отметил, что многих лицейских товарищей уже нет в живых.

К этому моменту не стало уже троих из первого выпуска Царскосельского лицея. Первым ушел Николай Ржевский в 1817 году. В лицее молодой человек имел прозвище «Кис», потому что был слабо развит физически. Николай Ржевский — офицер армии в Изюмском гусарском полку — через несколько месяцев после выпуска из Лицея скончался «от гнилой нервической горячки» — тифа. В 1820 году не стало Николая Корсакова — его унесла чахотка. А офицер армии и итальянец по происхождению Сильверий Броглио погиб в освободительной войне против турецкого ига между 1822 и 1825 годом.

Антон Дельвиг

На 33 году жизни от «гнилой горячки» скончался и Антон Дельвиг. Пушкина глубоко потрясла ранняя смерть близкого друга. «Грустно, тоска. Вот первая смерть мною оплаканная… никто на свете не был мне ближе Дельвига», — писал Пушкин поэту Петру Плетневу, получив в Москве печальное известие.

Дельвиг начал писать стихи очень рано и первым из лицеистов опубликовался. Ему же принадлежит и первый печатный отзыв о Пушкине, тогда еще неизвестном молодом поэте. Их дружба продолжалась и после Лицея: Пушкина и Дельвига можно было встретить на заседаниях «Зеленой лампы» — общества дворянской молодежи, на празднованиях Дня Лицея и в литературных салонах столицы. В годы ссылки Пушкина друзья постоянно переписывались, а в апреле 1825 года Антон Дельвиг даже приезжал в Михайловское с визитом.

Дельвиг не только писал стихи, но и выпускал альманах «Северные цветы», был редактором «Литературной газеты». Оба издания объединяли прогрессивных поэтов пушкинского круга. После его конфликта с шефом жандармов Александром Бенкендорфом «Литературную газету» закрыли. А поэт вскоре заболел и скоропостижно скончался.

Вильгельм Кюхельбекер

Вильгельма Кюхельбекера, или Кюхлю, как его называли, лицейские товарищи любили за добродушие, открытость и порядочность. При этом, по словам его однокашника Модеста Корфа, Кюхельбекер стал «предметом неистощимых наших насмешек в лицее за свои странности, неловкости и смешную оригинальность».

Стихи были страстью Кюхельбекера. На некоторые из них — неудачные с точки зрения лицеистов — Александр Пушкин писал эпиграммы. Обычно Вильгельм Кюхельбекер не обижался, но однажды шпилька Пушкина все-таки попала в цель.

Кюхля взбесился и тут же вызвал Пушкина на дуэль. «Кюхельбекер стрелял первым и дал промах. Пушкин кинул пистолет и хотел обнять своего товарища, но тот неистово кричал: стреляй, стреляй! Пушкин насилу его убедил, что невозможно стрелять, потому что снег набился в ствол. Поединок был отложен, потом они помирились», — вспоминал поединок товарищ дуэлистов Федор Матюшкин.

Читать еще:  Пост по-гречески – что приготовить к празднику

Спустя шесть лет, в 1825 году, Кюхельбекер примкнул к восстанию декабристов. Он стрелял в великого князя Михаила Павловича на Сенатской площади, но пистолет дважды дал осечку. После подавления восстания Кюхельбекер бежал в Польшу. Там его поймали и приговорили к смертной казни. По просьбе великого князя Михаила Павловича — того самого, которого он чуть не застрелил на Сенатской площади, Кюхельбекера помиловали и осудили на каторжные работы, замененные одиночным заключением в крепости.

14 октября 1827 года Пушкин ехал из села Михайловское в Петербург, и в этот же день, в это же время Кюхельбекера перевозили из Шлиссельбургской крепости в другую, расположенную в Латвии. На глухой почтовой станции Залазы их пути по счастливому стечению обстоятельств пересеклись. Пушкин записал в своем дневнике: «Мы кинулись друг другу в объятия, жандармы нас растащили». Это была последняя встреча двух товарищей.

В 1835 году Кюхельбекера отправили на поселение в город Баргузин Иркутской области. Годы, проведенные в крепости и ссылке, подорвали его здоровье. Он начал болеть, и в 1845 году ослеп. Умер Вильгельм Кюхельбекер в Тобольске 11 августа 1846 года от чахотки. Он пережил Александра Пушкина на девять лет.

Иван Пущин

Вторым лицейским товарищем Пушкина, который оказался на Сенатской площади в рядах восставших декабристов, был Иван Пущин. В годы учебы он был одним из лучших друзей поэта. Благоразумный, рассудительный Пущин положительно влиял на вспыльчивого Пушкина. Модест Корф писал о нем: «Со светлым умом, с чистой душой, с самыми благородными намерениями, он был в лицее любимцем всех товарищей», а Пушкин посвящал ему стихи — «К Пущину», «Воспоминание», «Вот здесь лежит больной студент», «В альбом Пущину».

Вскоре после окончания учебы в Лицее Пущин вступил в первое тайное общество «Священная артель», основанное гвардейскими офицерами в 1814 году. Позже был членом тайных политических обществ — Союза спасения и Союза благоденствия.

11 января 1825 года Пущин приехал в Михайловское к ссыльному Пушкину. «Он как дитя был рад нашему свиданию», — позже написал Пущин.

В том же году, незадолго до событий 14 декабря, Иван Пущин вернулся в Петербург, чтобы участвовать в восстании. После его подавления Верховный уголовный суд признал Пущина «виновным в участии в умысле на цареубийство одобрением выбора лица, к тому предназначенного, в участии управлением общества, в принятии членов и в отдаче поручений и, наконец, в том, что лично действовал в мятеже и возбуждал нижних чинов», и приговорил к смерти через повешение, которую заменили пожизненной каторгой.

Через год Пушкин, рискуя попасть в опалу, послал Пущину в сибирские рудники стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный…»:

Спустя 20 лет, в 1856 году, Пущин получил амнистию, а через год женился на Наталье Апухтиной, вдове декабриста Михаила Фонвизина. Последние годы жизни он провел в имении жены Марьино в Бронницах, где и умер 3 апреля 1859 года.

Иван Малиновский

Дольше всех из лицеистов, вхожих в пушкинский кружок, прожил Иван Малиновский — старший сын директора Лицея. В годы учебы Малиновский был способным учеником, а товарищи любили его за живой, веселый и добрый нрав. При этом он был вспыльчивым и задиристым, за что и получил прозвище Казак. «Приятель задушевный» — так Пушкин называл Малиновского.

Однажды воспитанники, среди которых были Пушкин, Дельвиг, Малиновский и Пущин, решили устроить вечер с алкоголем — приготовить гоголь-моголь. Для этого смешали ром, сахар и яйца, после чего стали очень веселы (ромом подростков снабдил дядька Фома, которого за это потом с треском выгнали из лицея). Все шло хорошо, но на одного из участников пирушки гоголь-моголь подействовал особенно сильно — он начал шуметь, веселье вскрылось. Студентов чуть не исключили из Лицея, но обошлось.

Спустя 23 года, уже после роковой дуэли Пушкина с Дантесом, по воспоминаниям секунданта Константина Данзаса, поэт с сожалением произнес: «Как жаль, что нет здесь ни Пущина, ни Малиновского, мне бы легче было умирать».

Малиновский дослужился до чина полковника и в этом звании вышел в отставку. Много лет избирался предводителем уездного дворянства. Скончался 10 февраля 1873 года от воспаления легких.

Могли бы вы стать одноклассником Пушкина?

С 16 октября Тамбовская областная научная библиотека. носящая имя великого русского поэта, начинает очередные, ставшие традиционными, Пушкинские сезоны.

Пушкинские сезоны — это комплексный проект, в котором прослеживается синтез поэзии, прозы, музыки и изобразительного искусства в единое целое, подчиненное общей концепции, связанное с именем и творчеством А. С. Пушкина.

Основная цель Сезонов — сделать классику близкой, интересной и актуальной для новых поколений. Это возможно, когда объединены усилия творческих людей, увлеченных литературой и художественным словом.

С 2017 года, 80-летия присвоения библиотеке имени Пушкина и статуса «областная», добавился самый динамичный и молодой — Лицейский Пушкинский сезон, который посвящается молодёжи, вступающей в активную жизнь, ведущей поиск себя, своих личных жизненных позиций и установок, осознанного определения моральных ценностей.

Лейтмотивом нового Лицейского сезона станет 220-летний «юбилей» лицейского товарища Пушкина – Антона Дельвига. Его жизни, творчеству и поэтической натуре будет посвящён Пушкинский урок в библиотеке «Сын лени вдохновенный…». Он состоится 19 октября в 14 часов. Ежедневно посетители библиотеки станут свидетелями и участниками исторического видео-урока «Царскосельский лицей». В эти дни они увидят экспозиции нотно-музыкальной литературы «Святое братство», полистают издания выставки-портрета Антон Дельвиг – «верный Слову и Отечеству». Прервать научные занятия на несколько минут и переключиться на Пушкина поможет Лицейская викторина «В начале жизни школу помню я…». Могли бы вы стать одноклассником Пушкина? Как вы представляете лицейский период в жизни А.С. Пушкина? Стали бы вы в этом классе “своим”?

О русской кавалеристке, офицере русской армии, участнице Отечественной войны 1812 года, Надежде Дуровой, которую благословил на активный писательский труд А. С. Пушкин, можно узнать на Вечер-портрете «Женщины 1812 года», приуроченному к 235-летию со дня рождения Н.А. Дуровой

19 октября в Пушкинской библиотеке – особый день. С самого утра в холле библиотеки у бюста А. С. Пушкину будет оборудована площадка, где любой желающий сможет продекламировать и послушать строки пушкинского стихотворения «19 октября». Это произведение — настоящее дружеское послание Пушкина друзьям-лицеистам. Марафон одного стихотворения пройдет канвой в этот день лицейского сезона… Окунуться в атмосферу Царскосельского — Александровского лицея, почувствовать себя Пушкиным, надев цилиндр, предсказать свою судьбу по стихотворным строкам великого поэта и, конечно, прочесть его знаменитые стихи можно будет на интерактивной площадке. Здесь же гостей ждут пушкинские селфи, лицейская проба пера и множество интересных открытий…

Перенестись в атмосферу лицейских лет можно будет в этот же вечер, и даже ночью в рамках акции «Ночь в Университете». «Ночь в ТГУ» пригласит на одну из своих интерактивных площадок «Лицейские годы чудесные. » любителей литературы на Марафон одного стихотворения «19 октября». Продолжит Лицейский сезон уже в библиотечных стенах встреча с с редакцией литературно-исторического журнала «Александр» — 26 октября. Своим названием журнал обязан величайшему русскому поэту. Его первое представление широкой публике состоялось в Тамбове, в период летнего Пушкинского сезона в 2017 году. В Лицейский сезон-2018 состоится новая встреча с редакцией журнала. Она посвящена уральской странице исследований творчества Пушкина.

А 25 октября мы приглашаем завсегдатаев и новых участников в Литературное кафе «Пушкинский чердак» на вечер, тема которого традиционно пушкинская: Осенняя поэзия.

Ежедневно, в течение всего Лицейского сезона, с 16 по 26 октября для наших посетителей и гостей мы представляем подборки новых публикаций из периодических изданий — «Собрание лицеистов». В них — Лицейский дух, лицеисты-друзья Пушкина, Царский лицей, лицейская среда и эти материалы из новых журналов можно использовать для лекций, уроков, сообщений и самообразования.

Также в эти дни можно «познакомиться» подробно с «Звёздами Пушкинской плеяды: бароном Антоном Дельвигом, князем Владимиром Одоевским» в книжной экспозиции.

И ещё много пушкинских литературных и исторических открытий можно совершить, побывав во дни Лицейского сезона в Пушкинской библиотеке. Мы приглашаем всех желающих с 16 по 26 октября на самый динамичный и молодой — Лицейский Пушкинский сезон. Для групповых посещений предварительная запись по телефону: 72-77-00, доб. 304, 305

Лицейский Пушкинский сезон — 2018

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector