0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Многодетность – высокое призвание, а не «печать православности»

СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ «ПРАВОСЛАВНЫЙ РАЗГОВОР» (ПОРТАЛ ЭККЛЕЗИЯ)

Протоиерей Максим Первозванский

В разобщенности людей виновата не советизация, а индустриализация

Статья протоиерея Павла состоит из двух очень разных частей, неравных как по объёму, так и по содержанию.

Разобщенность общества всегда возникает в связи с индустриализацией, с разрушением сельской общины, и неважно, по какому типу происходит эта индустриализация – по социалистическому или по капиталистическому. Огораживание в Англии так же разрушало общество, как коллективизация и индустриализация в России в 30-х, а затем 40-х и 60-х годах. Потому что индустриальное общество требует человека-индивидуума, живущего самого по себе. Еще Карл Маркс сказал, что труд должен стать товаром, чего в традиционных обществах нет.

Поэтому при всей сложности и трагичности истории нашей родины в ХХ веке, ни в коем случае не нужно все проблемы списывать на советизацию. Везде, не важно в России ли, в США, в Индии или Китае, где возникает капитализм, города индустриального типа, а потом мегаполисы, степень разобщенности резко возрастает. Даже современной деревне она высокая, но гораздо ниже, чем в современном маленьком городе, а в мегаполисе она совсем большая. И неважно, что это за мегаполис – Москва или Нью-Йорк. Даже на православном приходе, достаточно стабильном и дружном, люди, стоящие на службе, часто не знают друг друга. А соседи, живущие в одном подъезде, хорошо, если здороваются в лифте – это значит, в этом подъезде очень здоровая атмосфера. Общество действительно серьезно разобщено.

Многодетность – не панацея

Теперь о многодетности. Безусловно, многодетность не является панацеей в том случае, если у людей в семье, в отношениях, во внутренней жизни есть какие-то серьезные проблемы.

Если люди в повседневной жизни не живут друг ради друга, а живут ради собственного эгоизма; если у них нет стремления, желания или возможности решить свои материальные проблемы базового уровня – где жить, что есть, во что одеться; – если Господь не дает родителям любви к детям, если психика родителей неустойчива, если у мужа и жены (неважно, как они строят свою семью – патриархально, равноправно или матриархально) нет сбалансированных отношений, то многодетность не только не поможет, а наоборот усугубит и приблизит гибель семьи.

Конечно, многодетная семья по отношению к целому ряду внешних воздействий гораздо более уязвима, чем семья малодетная – мама, папа и один или двое несовершеннолетних детей (модель, распространенная в индустриальном обществе). Потому что в случае, например, серьезной болезни одного из детей, внимание родителей полностью переключается на решение этой проблемы, и остальные дети оказываются лишены какого бы то ни было родительского внимания. Поэтому при каких-то серьезных воздействиях многодетная семья оказывается неустойчивой.

Но если проблемы базового уровня решены – семье есть, где жить, есть, что есть, – если в семье родители любят друг друга, если у них хоть сколько-то сбалансированы отношения, то тогда многодетная семья оказывается саморегулирующейся системой. И очень многие проблемы, которые в малодетной семье приходится решать специально, в многодетной семье решаются автоматически. Это закон о сложности – в сложноорганизованной системе проблемы простого уровня решаются автоматически.

Поэтому, если эту сложность удастся поддерживать гармонично и сбалансированно, то в многодетной семье жить просто замечательно, и дети там счастливы, нет проблем с воспитанием, образованием, мотивацией жизни, с любовью, взаимопомощью и так далее.

Целью брака, с христианской точки зрения, является любовь, а не количество детей. Дети – это плоды этой любви. Конечно, если не любящие друг друга муж и жена живут с тремя детьми на вокзале, я бы не советовал им рожать четвертого. Только если любви хватает, особенно, если Господь подкрепляет эту любовь материальными возможностями, многодетная семья – это замечательно и православно.

Подготовила Мария Строганова

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Многодетность – высокое призвание или «печать православности»?

Многодетность – высокое призвание, а не «печать православности».

Что-то неправильно в нашей консерватории, или размышления протоиерея Павла Великанова о семье как пространстве предельной концентрации любви

Уже много лет я не слышала выражение «плодить нищету». Будто кто-то исключил его из списка привычных упреков. Чем не признак некоторого оздоровления общества и признания многодетности нормой?

Впрочем, недоумение и легкое негодование окружающих все же витает в воздухе. Не случайно, то и дело появляются статьи, в которых многодетных просят поделиться рассказами о семейном счастье и радости воспитания детей в большой семье, а вовсе не о трудностях. Чтобы развеять наши сомнения. И это не госзаказ, не политика пропаганды большой семьи. На фоне рекламных призывов новых столичных микрорайонов – «плодитесь!» – эти заметки на полях больше напоминают попытку почувствовать, нащупать, – а как самим-то многодетным? Нормально? Многодетность – это благо или зло, счастье или беспросветные трудности?

О том, есть ли проблемы у многодетных и каков их характер, мы решили побеседовать с настоятелем Пятницкого Подворья Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде, доцентом Московской духовной академии, главным редактором портала Богослов.Ру протоиереем Павлом Великановым, который, к слову, ещё и отец четырех детей. Разговор получился более чем неожиданным.

Когда добро может обернуться бедой

– Отец Павел, есть ли у вас ощущение, что отношение к многодетным в России пренебрежительное и раздражительное: мол, нарожали, а теперь требуют решать их проблемы? И насколько это отношение устойчиво?

– У меня нет однозначного ответа. Лично я не сталкивался с ярко выраженным негативным отношением к многодетным. Впрочем, я могу предположить, что здесь немалая вина нас самих. Мы создаем и романтизируем культ многодетности, думая, что тем самым можем перевернуть и существенно изменить отношение к многодетности в обществе. Но многодетность – вовсе не панацея от социальных, психологических, личностных, да и духовных проблем.

Читать еще:  Икона Утоли моя печали: история возникновения, чудеса

На самом деле, мне чаще приходится сталкиваться с другой серьезной проблемой – когда мы однобоко продвигаем культ многодетности без всякого рассуждения, словно это неотъемлемая часть православного «Символа веры», то на выходе получаем не сознательно и свободно ставших многодетными, а вынужденно. «Романтизация» многодетности без объяснения того, что это – реальный ежедневный труд и подвиг, к которому надо подходить ответственно, с рассуждением – и не каждому это по силам – всё это плохая услуга молодожёнам. Не всякому быть монахом, не всякому – женатым, и не всякому – многодетным.

– Что вы имеете в виду?

– Это ситуация, когда, став многодетными, люди не имеют ни внутренних сил, ни материальных ресурсов, чтобы хотя бы просто детей обеспечить. Вся та романтическая пена, которая активно взбивается определенными кругами – «чем больше детей, тем легче жить!» – на самом деле далеко не всегда соответствует действительности.

Понимаете, одно дело – это материальная сторона, а другое, что гораздо сложнее и важнее – это необходимость включенности родителей в жизнь детей, возможность и способность уделять достаточно внимания своим детям.

Дети ведь хотят от родителей гораздо больше, чем мы думаем.

Если ребенок воспитывается в семье (в нормальной, любящей, обеспеченной семье), где один-два ребенка, он получает гораздо больше внимания, чем ребенок, где в семье 5-6 и больше детей, и при этом нет ни нянек, ни гувернанток, ни домработниц – дефицит внимания неизбежен.

Я уверен, что сегодня разговор о многодетности из высокого пафоса стоит переводить в плоскость более открытого и откровенного разговора о реальных сложностях, с которыми сталкиваются родители в многодетной семье.

Да, это единственно правильно, что в семье должно быть много детей. Но нужно понимать и то, что это серьезный подвиг. И к этому подвигу люди должны быть готовы. Готовы – но не вынуждены. Они чётко должны понимать, на что идут. Если раньше человек вырастал в многодетной семье и имел опыт такого уклада жизни – то сегодня большинство родителей – из семей с одним, максимум двумя детьми, а то и вообще из неполной семьи.

И если они не готовы, то делать заложниками многодетности как самих родителей, так и детей, – неправильно и нечестно.

Любая добродетель, которая стала вынужденной, рискует превратиться из добродетели в настоящую беду.

Если человек начинает жить на пределе сил и возможностей, если перестает воспринимать свою многодетность как благословение Божие, если начинает тяготиться этим, то возникает большой вопрос: а появится ли у детей, которые воспитаны в такой семье, хотя бы минимальное желание пойти по стопам своих родителей?… При том, что обязательная многодетность воспринимается именно как церковная неизбежность?

В чем мы ошибаемся

– Но есть же чадолюбивые нации, где многодетность воспринимается как достоинство, честь, норма и готовность к ней – в крови. Это итальянцы, испанцы, грузины. Грузия при этом была одной из советских республик. Только ли дело здесь в воспитании?

– Наша страна прошла через страшное горнило испытаний. Любой народ всегда четко разделен на определённые слои, которые и формируют общество как таковое. Так вот все эти слои в нашей новейшей истории засунули в мясорубку и превратили в фарш. Из русского народа сделали фарш. Из которого можно было уже лепить что угодно.

Те же самые грузины и другие жители Кавказа и Закавказья – они не стали «фаршем» в советский период. Да, их модус существования в государстве изменился, но внутреннее расслоение, устои, как были, так и оставались в целом незыблемыми. А русский этнос по-настоящему пострадал. Поэтому, мне кажется, что кризис современной российской семьи связан с глубинным кризисом идентичности.

Вы задали вопрос: как общество относится к многодетным? А знаете, я не вижу этого общества, о котором можно было бы сказать, что оно к чему-то и как-то относится. В нашем обществе нет целостности, гомогенности, сплоченности, того, что позволило бы заявить: российское общество относится к вопросу многодетности так-то. Его – общества как целостности – просто нет.

Точки, вокруг которых концентрируются взгляды, внешние серьезные стимулы, вызовы – возможно, это то, что способно помочь обществу консолидироваться. Как было в ситуации с Украиной и Крымом, например, когда какие-то события стали притягивать людей друг к другу и стало появляться некое единство.

Возможно, то же самое должно произойти и здесь. А пока я вижу, что российский исламский мир гораздо здоровее в плане семейных отношений, чем то, что мы именуем российским как-бы-православным миром. Это не на уровне теоретизирования, а на уровне практики особенно хорошо видно. Однажды я летел с малолетним сыном в Минеральные Воды. Почему-то нам указали места в разных рядах. Так вот, единственный, кто без всяких разговоров и просьб вскочил и поменялся местом – был мусульманин из одной из закавказских республик. «Конечно, батюшка, о чём разговор?» Остальные – наши, родные, русские, с крестами на груди, молодые и взрослые, делали вид, что не слышат, а то и просто отшивали: «Не видите что ли, я уже сижу, и это – моё место!» Когда вы приходите в кафе, например, то видите, что мы, русские, всегда сидим обособленно, по-отдельности, а мусульмане стараются не только поприветствовать единоверцев, но и сесть рядом друг с другом. Даже если в помещение заходит какой-то новый мусульманин, он тут же органически вписывается в это сообщество, несмотря на то, что ни с кем не знаком.

Я уверен, что наша консолидация должна произойти на уровне физической боли, какого-то глубинного ощущения появившейся сродности. Если этого не будет, то дальнейший распад только продолжится. Какие бы красивые лозунги не развешивали по улицам.

Сейчас в обществе есть огромная проблема с пониманием своей идентичности. Я бы назвал это ощущением растерянности. Люди сейчас хотят не на словах, а в самой жизни почувствовать что-то другое. И когда мы говорим: вот, посмотрите на наши православные семьи, как у них всё хорошо, только потому, что они православные и многодетные… – это нечестно. Ведь на самом деле придут и посмотрят, и сделают свои выводы.

Читать еще:  Не успеешь оглянуться – Рождество. Что мы сделали, чему научились?

Знаете, я смотрю на наши многодетные семьи, с которыми мне приходится работать, сталкиваться на приходе, а ведь среди них очень мало тех, на которых мне хотелось бы кого-то ориентировать. Они есть – но таких – единицы.

Они исключения. Чаще приходится сталкиваться с тяжелыми во всех отношениях непростыми ситуациями, в которых объективный взгляд найдет очень много негатива и невнимательности друг к другу.

Когда дети в таких семьях достигают относительно самостоятельного возраста, уверяю вас, они просто сбегают. Одни – пускаются во все тяжкие. Другие – хоть и живут с верой в Бога, но со значительной дистанцией от Церкви как института. В храм они, конечно же, не ходят. Поэтому я убежден, что сегодня мы имеем очень серьезные проблемы именно в содержательном плане: мы предлагаем людям многодетность как единственно эффективно работающую модель внутрисемейных отношений. И – ошибаемся. Многодетность – прекрасна, но не для всех.

– Постойте, но эта агитация разве не от Церкви исходит?

– Не только. Многодетность не сделает вас счастливыми механически. Не существует никакой «волшебной магии» многодетности.

Понимаете, если вы не научились любить друг друга без детей, то оттого, что у вас появятся их шестеро, ваши отношения не перерастут в нечто большое по принципу перехода «количества в качество».

Если между людьми были серьезные проблемы изначально, если они не смогли полюбить друг друга, раскрыться друг в друге, держаться друг друга без детей или с малым количеством детей, то при появлении «магического» седьмого ребенка, как у нас некоторые говорят – «происходит полное омоложение организма женщины на клеточном уровне» … – так вот, ничего этого не произойдет и чуда не случится!

Я знаю семьи, которые распадались, имея троих, четверых, пятерых детей. При этом все эти семьи были глубокоправославными, а некоторые даже ультра церковными.

Однако дети в таких семьях получались настоящими духовными инвалидами, которые никакого отношения к Церкви сегодня уже не имеют. Они вырастают, уходят – и всё! И то, что их еженедельно приносили к причастию, что годами они сидели в воскресных школах – все это не работает. Или, в лучшем случае, эффективность минимальная.

Потому что механически в жизни личности ничего не работает. Работает только тогда, когда человека касается искренняя заинтересованность и любовь другого. Когда он приходит и отогревается, когда видит, что его любят не на словах, а на самом деле.

Новости smi2.ru

  • Спать на рабочем месте может быть полезно (5)
  • Дважды лишили родительских прав горе-мамашу из Бердска, безразличную к своим детям (3)
  • Шоколад может стать дефицитом (10)
  • Шокирующие подробности: 42-летний наркоман изнасиловал свою 2-летнюю дочь в Бердске (17)
  • Цены на бензин в Бердске исследует антимонопольная служба (4)

ОТЕЦ ТРОИХ ДЕТЕЙ — О МНОГОДЕТНОСТИ

У меня трое детей. И больше всего мне не нравятся две категории людей: те, которые говорят, что «вам, пожалуй, хватит, да» и те, кто говорит «вы молодцы, главное, не останавливайтесь, да». Хочется ответить словами Лаврова. Не, не теми! Другими его словами: who are you to fucking lecture me?

В общем, с чего все началось. Отец Павел Великанов написал статью про многодетность, в которой внезапно в частности, заявил, что многодетность вообще-то не для всех. Ну написал и написал, мало ли кто что написал. И все было бы хорошо и никто бы не умер, если бы портал «Милосердие.ру» на следующий день не удалил статью, написав невнятную заглушку. И пошла вода в хату.

Со всем разнообразием мнений можете ознакомиться по ссылкам:

  1. Многодетность – высокое призвание, а не «печать православности»
  2. О «печати многодетности». Несколько слов об интервью о. Павла Великанова
  3. Борьба за многодетность. Большой шум вокруг небольшого интервью
  4. «Сколько Бог дал детей, столько и нужно». Православные священнослужители о «культе многодетности» …
  5. Антимногодетная оппозиция: мутагены семейных ценностей
  6. Третий здесь – только Бог
  7. Православный многодетный гламур
  8. Ну еще много вот тут

Понятно, что высказались все, кому было не лень, потом те, кому было лень, а теперь вот даже я созрел (верните паспорт, я выполнил условия). Я тут немного со своей противоабортной колокольни гляну, поэтому претендую на некие свежие нотки в этом коктейле.

Итак, я сторонник версии о том, что такой ажиотаж статья вызвала именно тем, что разорвала шаблон аудитории. Потому что много лет православные и околоправославные спикеры кормили нас сказочками про то, что многодетность это вотпрям то, что надо любой семье, считающей себя семьей. И раньше-то было по 17 детей, и семья это на самом деле «Семь я», и надо рожать, чтобы переломать «русский крест» и прочая, и прочая. Знакомые мемы? Понятно, что в среде православных пролайферов это было усилено раз примерно в тысячу, так что я знаю, о чем говорю. Ну чтобы было понятнее, поясню на примере. На одной из встреч одна девица мне сказала: «а я своим слушателям говорю, что в каждой семье должно быть шестеро детей». Я две недели под впечатлением ходил. Потому что реализация этой темы в текущих условиях это еще один жанр постапокалипсиса, могу отдельно написать душещипательный триллер на тему. Именно от этих сказочек растут ноги разнообразных убеждений типа «любая контрацепция это грех», «сексом заниматься только ради продолжения рода» и прочие попытки ограничить даже здоровые проявления сексуальности.

Но есть, как говорится, один нюанс, который в разговоре о многодетности упускается, и указание на который и взбудоражило общественность. Автоматически ничего не получится. Для того, чтобы многодетные семьи не становились маргиналами, необходим некий комплекс мер, причем со стороны всех участников процесса. И Церковь, и общественность, и государство, и вот вы вот лично, раз так говорите, должны так или иначе над этим работать. Потому что внезапно выясняется, что в православной семье могут быть проблемы, которые не решаются прикладыванием молитв и замечательных советов из книжки «1001 совет батюшки прихожанам». Даже исповедь и Причастие не помогают. Сюрприз, правда? И выясняется, что православная семья с одиннадцатью детьми может развестись, давняя прихожанка может отправить дочку на аборт, а аутентичного вида православный папаша может вечерами гонять семейство по квартире с криками и рукоприкладством. Потому что (внимание, трюизм!) в Церковь люди не с другой планеты приходят, а вот с соседней улицы. С проблемами, глюками и тараканами.

Читать еще:  Не обязательно верить в Бога, чтобы быть хорошим человеком?

Здесь уже как-то говорилось, про ощущение, что наша Церковь пропустила последние сто лет, начиная с развала Империи. И часто пытается применить какие-то шаблоны стопятидесятилетней давности к современным реалиям. Так вот. Многодетность это неестественное состояние для современного общества. Конечно, раньше женщины рожали по семнадцать детей. Только а) начинали с 14 лет; б) типа у них был выбор. Конечно, раньше многодетная семья была нормой и естественным развитием событий. Только тогда ребенок включался в хозяйственно-экономическую жизнь семьи начиная лет с пяти. А сейчас, для того, чтобы включиться в социум, необходимо больше 20 лет, потраченных на образование и поиски работы, которая может удовлетворить определенный уровень потребностей. Тогда для женщины семья была фактически единственным развитием «карьеры», а сейчас для самореализации не то что семья – муж не очень-то нужен, а хроническая беременность на протяжении нескольких лет любую карьеру скорее всего прикончит. Тогда женщина не оставалась одна с детьми – всегда были какие-то мамки, няньки, кормилицы и внучатые бабушки троюродной сестры младшего брата, которые как-то к воспитанию все-таки имели отношение, а сейчас такого количества родственников нет просто физически. Отношение к детям было попроще: мою бабушку ее мама для того, чтобы не капризничала лишнего, поила маковицей – отваром мака на молоке. Сейчас такое не проканает явно. И самое главное, нет преемственной традиции многодетности – все приходится начинать заново, младенцев живых никто не видел в сознательном возрасте.

Вот и надо начинать с азов, букваря и прописей. Со школы молодой семьи, со школы растущей семьи, со школы многодетной семьи. С того, чтобы сказать честно, в чем предназначение женщины и есть ли оно вообще. С того, чтобы выработать консолидированную позицию по многодетности, а то один поп тебе скажет, чтобы спасалась чадородием, а другой скажет, что после трех уже разврат, избежать которого можно только жестким ограничением сексуальных контактов с мужем (реальный пример того, что сказали моей значительно более многодетной знакомой). С развития некой «кассы взаимопомощи». Многодетной мамаше значительно более сильно поможет помощь в мытье пола, чем экзистенциальные рассуждения о роли многодетности в деле стяжания вечной жизни.

Знаете чем обеспечена простая бумажка с надписью «тысяча рублей» и билет Банка России с надписью «тысяча рублей»? Знаете, конечно. Во втором случае бумажка обеспечена некими реальными ценностями. Золотом, нефтью, чем угодно, кроме бумаги. Так вот и с заявлениями о многодетности. Без обеспечения определенными действиями все разговоры это сотрясание воздуха. Если хотите многодетность – научите как с ней жить. Это ведь особый стиль отношений прежде всего между мужем и женой. А самое главное, перестаньте строить из себя придурков и носиться с этим как с писаной торбой. Тогда столкновение с реальностью будет не таким болезненным, и оскорбляться обо что попало не придется.

. заметки на полях. Брак МиЖ. Дети

. и получил «по щам»
Религиозные чувства все нежнеют
В пятницу 24 ноября на нашем сайте было опубликовано интервью о проблемах многодетности, смутившее многих наших читателей и задевшее многодетных родителей.
По моей ошибке, текст был опубликован с неуместной торопливостью. По размышлении, мы удалили текст с сайта, так как он в своих выводах принципиально расходится с позицией редакции.
Приношу всем нашим читателям извинения за публикацию, которая была воспринята как призыв уклоняться от рождения детей и сомневаться в необходимости соблюдения библейской заповеди «плодитесь и размножайтесь».
Наш портал всегда был (и есть) на стороне многодетных семей. Мы надеемся продолжить разговор о многодетности и вести его в таком ключе, чтобы помогать многодетным семьям, а не смущать их».

ну и пара его «оправданий» в связи с этим:
2. Как следует из объяснения, статья «была воспринята» – очень точно, спасибо Юлия! — как «призыв уклоняться от рождения детей». Но в самом интервью об этом нет ни слова! Интерпретация – вопрос интерпретирующего 🙂
3. Весь смысл публикации можно выразить одной фразой. В браке первичная ценность – отношения любви между мужем и женой. Дети – прекрасный естественный плод этой любви. В любом количестве. Без ограничений. Но если в отношениях есть трещина – её не заделать очередным ребёнком. Поэтому учитесь любить друг друга по-настоящему, не только в постели и не только ради беременности.

. Я его полностью поддерживаю в его словах и они касаются не только многодетных и не только православных.
О Любви в браке все забыли, а ведь Она ставится во главу угла совместной жизни МиЖ.

Последние записи в этом журнале

Проба пера

Здравствуйте, тем кто нечаянно зашёл сюда. В данном журнале в основном небольшие фотоистории и некоторые мысли по жизни. Пишу очень нечасто.…

Обработка оцифрованных книг. Видео-уроки.

Выкладываю ссылку на плейлист (17 файлов) с видео по обработке сканированных книг. Собраны все видео, в том числе и попытка сделать общий лекционный…

Всякие записи для воспоминаний

«О Христе стали говорить так же много, как о Сталине. Добром для Христа это не кончится.» © Леонид Шебаршин Христос приходит для того, чтобы…

Сериал «Страшные сказки: Город ангелов» (Penny Dreadful City of Angels )

Неплохой сериал. По крайней мере начало. Есть мистика, но совсем чуть-чуть, для придания колорита. 🙂

Технология Nvidia RTX Voice

Чортовы нейронные сети. Очень классно. Попробуем.

ADAU1452 для гитары. Самоделка.

Узнал, что можно подключить к ДСП отдельное ОЗУ для задержек. Как хорошо было бы изучить Англицкий. (адский смех)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector