2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Митрополит Лимассольский Афанасий о наставничестве

«Царский путь» семьи

— Ваше Высокопреосвященство, каков «царский путь» в православной семье? Как добиться истинной полноты христианского брака?

— Наша Церковь учит, что цель христианского брака не есть какая-то иная, чем цель христианской жизни. И задача христианского брака — помочь двум людям, мужчине и женщине, попытаться в условиях, которые предоставляет им супружество и воспитание детей, сочетаться браком со Христом, что является целью любого человека — как монаха, так и мирянина.

Говоря о «царском пути», мы подразумеваем путь рассуждения и равновесия, на котором человек не уклонялся бы ни в какую крайность. Каждый путь, который ведёт в Царство Божие, имеет свои отличительные черты. Одни черты имеет путь монашества, другие — путь брака.

Я полагаю, что для достижения этой цели христианского брака необходимо наличие у супружеской пары общего духовного отца. Он помогает им проходить путь их жизни вместе, чтобы они были соединены любовью, а впоследствии, если появятся дети, поможет и детям следовать путём Христовым. Если же по каким-то причинам у супругов не может быть одного духовника, или они не хотят его иметь, то и это принимается, достаточно чтобы оба супруга шли по пути Церкви и следовали заповедям Божиим, заповедям Церкви, всей литургической и духовной жизни нашей православной Церкви. Я думаю, что, если муж и жена будут так поступать, то у них не появится какой-то проблемы в достижении цели христианского брака.

Конечно, заранее предполагается, что они будут иметь и основные добродетели, которые необходимо иметь христианам в целом и женатым людям в частности: смирение, понимание друг друга, совершенную любовь одного к другому. И как венец — они должны иметь в своих сердцах любовь Христову. И вся жизнь их должна вращаться вокруг этого.

Самое важное для женщины

— Что самое важное в жизни женщины – для жены и для матери?

— Для Бога нет разницы между мужчиной и женщиной. Те духовные черты, которые должен иметь мужчина, необходимо иметь и женщине. Но при этом каждый человек должен раскрыть особенные черты как своего характера и своей личности, так и черты характера и особенности личности своего друга, мужа или жены. Подразумевается, что у мужчины одна психология, а у женщины другая, есть какие-то пункты, которые различны для мужчины и женщины. Каждый открывает в себе то, что ему помогает на духовном пути, а также то, что ему мешает, и сосредоточивает на этих аспектах своё внимание.

Самое важное для жены — возлюбить Бога и упокоить Его, а затем – возлюбить и упокоить своего мужа. То же самое относится и к мужьям, по слову апостола Павла.

А после этого наиболее важным для женщины является служить в таинстве брака, в таинстве чадородия (если она стяжает в супружестве детей), в таинстве воспитания чад. Женщина в браке благоугождает Богу, упокаивая своего супруга и хорошо воспитывая детей.

Если женщина является супругой священника, то у неё возникают дополнительные обязанности, потому что у матушки есть своя роль на приходе. Прежде всего – быть хорошим примером для других женщин и для всей полноты приходской общины. Помимо этого она должна помогать священнику, своему супругу, в его приходском служении: в катехизации, в социальной работе, в различных кружках, которые могут проводиться для девочек, в беседах, — во всём, чем она может послужить. Необходимо, чтобы она не стала плохим примером для чад Церкви.

Без старца

— Откуда монаху черпать знания, если у него нет наставника?

— Это большая проблема. Потому что если нет духовника, наставника, старца в мужском монастыре или старицы – в женском, то без них монастырь не сможет сохраниться. Это огромная проблема.

Конечно, существуют обстоятельства, что нет старца, духовного отца или духовной матери в монастыре. Да, Господь управит людей, сам Господь будет их наставником и поможет им, но наше предание таково, что существует старец и уже вокруг старца — братство. Или старица, герондисса, и вокруг старицы – сестричество. Не может существовать братство без старца.

— В России всё монашество молодое, не в плане возраста, а в плане опыта. И многие монахи мучаются, ищут ответы и не находят их…

— Я помню об этом. Это естественное явление, что после правления коммунистов нет такого количества духовных отцов, воспитанных в монашеском предании. Но я верю, что Бог поможет и не оставит никого, кто ищет Христа. Сам Христос станет его руководителем.

Но сегодня при помощи существующих ныне связей другие православные страны, которые имеют неразрывное монашеское предание, например, Греция, Афон, могли бы помочь православной России. Мы в монастыре Махерас принимали нескольких монахов из России на несколько лет, и затем они вернулись назад, в Россию. И здесь, в монастыре святого Ираклидия, в разное время мы принимали монахинь из других православных стран.

Мать монаха

— Как могут поддержать родители своих детей-монахов?

— Матери, имеющие детей в монастыре, будут охраняться их молитвами. И до того, как они станут монахами, будут охранять их всем тем, что они приносят Богу. После того как дети станут монахами, хорошо было бы для матерей, даже для благочестивых, если они отступят немного назад и оставят своих чад в послушании у их старца и будут охранять их только своей молитвой. Если это дитя имеет нужду в поддержке, то пускай мать поддерживает его так же, как поддерживала своё чадо мать святого Мелитона, одного из Севастийских мучеников*, чтобы их чада имели постоянство в монашеском исповедании.

Примечание:

* Во время мучительной казни мать самого юного из воинов убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Когда тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение, юноша еще дышал, и его оставили лежать на земле. Мать подняла сына и на своих пречах понесла его вслед за колесницей, а когда он испустил последний вздох, положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников.

Беседовали Анна Ольшанская и Ольга Гуманова

20 истин от митрополита Афанасия Лимассольского

В московском Сретенском монастыре состоялась презентация первой в России книги митрополита Афанасия Лимассольского «Открытое сердце Церкви».

Владыка Афанасий много лет подвизался на Святой Горе Афон, пребывая рядом со старцами Иосифом Ватопедским, Паисием Святогорцем и многими другими подвижниками. Первая часть книги посвящена рассказам о старцах. Вторая часть — беседы и проповеди владыки о главных темах христианина: вере,семье, отношениям, воспитанию детей, взаимодействию с окружающим миром.
Митрополит с улыбкой рассказал, что не благословлял издание своей книги: «Я не считал, что могу сказать что-то ценное и до сих пор не понимаю, как случилось, что ее все-таки издали в России… Я не написал ни одну из бесед, которые изданы в этой книге. Это были устные беседы, обращенные к молодежи моей паствы. Некоторые молодые люди были вдохновлены, решили сделать аудиозаписи, поместить эти записи в интернет и, таким образом, к радости или к сожалению, они стали известны. Теперь мы уже не можем ничего сделать, кроме как поблагодарить Бога, который терпит нас и пожелать, чтобы Господь благословил наш путь, игумена и братию этого монастыря». В ходе встречи поднимались разные вопросы: о монашестве, иноверцах, спасении души и умерщвлении гордыни, о жизни в семье, о старцах, святых, о вселенском православии.

20 истин от владыки Афанасия Лимассольского:

1. Христос является Смыслом жизни. Если у человека есть все, а Христа нет, у человека нет ничего.Но если у человека есть Христос, но нет ничего другого-у него есть все;

2. Старец Паисий часто говорил: ”Давайте подвизаться добросовестно.Не для того,чтобы избежать ада, а чтобы не расстроить Бога”. И это было центром его учения;

3.Каждый день у нас масса возможностей для того, чтобы избавляться от своего эгоизма. Мы можем это делать через терпение и любовь,которые нужно проявлять к нашим окружающим;

4. Нужно искать способ пустить Христа в сердце. Когда это произойдет-Христос исцелит его.Если мы приобретем здоровье, все микробы отпадут;

5. Христиане должны научиться делать все вокруг себя красивым, благодарить Бога за Его великую любовь, всю жизнь говорить: “Слава Богу!”;

6. Если человек не знает, что ему делать в жизни, он не должен отчаиваться. Кто из нас знает, что он хочет делать? Мы знаем одно:мы хотим быть рядом с Христом. Этого никто у нас отнять не может;

7. Христианину совершенно необходимо любить и уважать всех людей,а также религию любого человека, во что бы тот не верил;

8. Не надо смотреть на принятие в свое сердце Христа,как на что-то сложное. Нужно иметь доверие Богу. Старец Паисий говорил: «Господь-это воздух.Не делай из Него углекислого газа». Господь освобождает и дает нам радость жизни во Христе;

Читать еще:  Христианские Проповеди Онлайн. II

9. Когда я прожил со старцем 16 лет, я понял: все, что сказал Христос — это Истина.Святые являются доказательством Евангелия. Зачем мне сомневаться в чудесах? Я каждый день видел чудеса, творимые старцем Паисием во славу Божию;

10. Без святых Евангелие не имело бы доказательств. Церковь все время рождает святых;

11. Интернет опасен для всех нас. Но надо понимать, что в нашу эпоху невозможно жить без интернета. Выходом является не запрет. Мы должны учить ребенка правильно пользоваться интернетом, не становясь его рабом, насколько возможно сохранять дистанцию. Родитель должен следить за своим ребенком и делать все, что от него зависит;

12. Необходимо говорить со своими детьми,посвящать им время,чтобы они имели к нам доверие.Не стоит пугать детей своими угрозами;

13. Однажды мы со старцем Паисием ехали на корабле с Афона.К отцу Паисию подошел очень серьезный подвижник, который много лет подвизался на Святой горе Афон.Он все время сетовал и повторял: «Все, что мы приобрели духовного, все в миру растеряем». Затем он обратился к старцу и спросил, что он думает на этот счет. Старец ответил: «У меня ничего нет, я ничего не теряю.Может, у тебя что-то есть и ты это растеряешь». Тогда подвижник понял и ответил, что у него тоже ничего нет;

14. Наши оценки наше собственного духовного уровня немножко искусственны. Когда я был монахом первые 2 года, я подошел к старцу Паисию и сказал, что очень стараюсь молиться и не вижу никакого результата. Он спросил меня, какой я хочу результат.Я ответил, что то, о чем мы читаем в книгах. Тогда старец мне предложил воскресить его умершую кошку. «Ты хочешь чудеса творить?»-спросил меня старец. На этом мой вопрос был исчерпан;

15. Гордость-это болезнь.Когда кто-то одел искусственное украшение и думает, что стал царем-он болен.А достоинство и благородство-это носить золотое украшение и не придавать этому значения;

16. Какой-то человек пришел к старцу и пожаловался, что страдает гордостью. Старец ответил ему: «Конечно, очень хорошо, что ты гордый. Ведь именно ты создал небо и землю, и все вокруг».То есть старец ясно дал понять, что гордый человек-это больной человек;

17. Мирскому человеку необходимо заботиться о том, чем будет питаться его семья. Но нельзя порабощаться этим. В центре сердца непрестанно должна совершаться Божественная Литургия. Христос благословит все, что мы не успеваем из наших важных многочисленных дел;

18. Многие люди говорят, что верят в Бога, но не хотят идти в храм. Это происходит потому, что они боятся врача. Они предпочитают купить аспирин в киоске, но боятся идти к врачу. Церковь — это операционная, она является настоящей лечебницей, которая исцелит человека.Иногда этот процесс бывает очень болезненным. Невозможно исцелиться, не признавая своей болезни;

19. Мы должны молиться о тех, кто не ходит в храм и иметь открытые объятия, чтобы их принять.Апостол Павел стал апостолом тогда, когда был к этому готов.Господь с уважением относился к его свободе и проявлял терпение;

20. Господь ждет, чтобы мы пришли к нему. Это Его призыв ко всему миру.

Беседа о смирении. Митрополит Лимассольский Афанасий.

Мы приходим в мир сей, неся с собой тяжелый груз, – и этот факт научно доказан. Мы многое получаем в наследство, через ДНК, и каждый из нас призван бороться с тем, что есть негативного в этом наследстве. Если ты раздражителен, ты призван стать кротким, если жаден – призван стать милостивым, если разбалован – ты призван стать подвижником, закалиться. Как говорил старец Паисий, если ты говорун, тебе нужно стать святым говоруном. То есть говорить все время о Боге, стать сродни апостолу. Если ты силен – надо стать сильным святым.

Один подвижник сказал:
– Ты очень любопытен! Тебе надо сделать свое любопытство священным! Например, выучи все жития святых. Вместо того, чтобы исследовать подноготную жителей своего околотка, изучи «подноготную» святых, выясни все про их жизнь, чтобы знать, что каждый из них делал.

Каждый освящает себя тем, что ему дано. У одного есть одно, у другого другое. У одного одна немощь, у другого – другая, у одного одно дарование, у другого – другое. Всё это составляет наше собственное я. Мы призваны преобразить всё это в Иисуса Христа. Ты скажешь, что одно легче, а другое труднее? Но потому Бог и не судит по внешности, потому Христос перво-наперво и запретил нам судить. Он не позволяет нам судить людей именно потому, что мы не можем видеть сердце человека. Он говорит нам: Не судите других по наружности (Ин. 7: 24).

Тот человек, который по природе своей кроток, что бы ты с ним ни делал, не нервничает; однако ему не будет венца от Бога, потому что он кроток. А тот, кто и из-за малого пустяка вспыхивает, но целый день борется с собой и тогда, как мог бы разгневаться пятьдесят пять раз, разгневался только пять, – он человек, ведущий духовную брань.

На это указал Христос словами: на всякий день несите крест свой (ср.: Лк. 9: 23). Что это, то, что мы должны делать ежедневно? Бороться с собой. У меня такой характер: я завидую, обижаюсь, своенравен, строптив – значит, я должен бороться со всем этим. Что поделать? Я такой. Вижу это, сам себе ставлю диагноз, что я такой, и за этим диагнозом должно следовать лечение.

Начинать это лечение надо с малого и это будет подвигом и борьбой. В жизни ведь много такого, что кажется мелочью. Стоишь где-нибудь в очереди, а другой приходит и встает перед тобой, и ты проявляешь терпение. Отцы Церкви использовали такие мелочи превосходным образом. В «Патерике» имеется много прекрасных примеров этого.

Об авве Агафоне говорится, что он сказал Богу: «Боже, помоги мне сегодня исполнить волю Твою!» Ты решаешь, что сегодня сделаешь всё, чтобы исполнить волю Божию. Мы склонны думать, что это значит – взять Евангелие и читать его с утра до вечера.

Что же сделал авва Агафон, чтобы исполнить волю Божию в тот день? Ничего особенного. Он встал утром, как делал это каждый день, и отправился на мельницу, чтобы смолоть свое зерно, которым ему предстояло питаться весь следующий год. Пришел на мельницу, и тут какой-то человек сказал ему:
– Авва, ты не поможешь сначала мне смолоть зерно? Потом смелешь свое.
– С удовольствием, брат!

А вы знаете, что тогда мололи не как сейчас, машинами: насыпаешь в нее зерно, и оно мелется себе – тогда нужно было вращать каменные жернова. Сначала из тебя самого выжимался весь елей, а после этого уже шел тот?! Восемь маслин дают одну ложечку масла, и оно доставалось с таким трудом: нужно было тащить маслины на своем горбу, выжимать их и еще невесть что. Так было трудно…
Итак, авва пошел и помог тому человеку. Только он закончил и хотел уже засыпать свое зерно, как приходит другой и говорит:
– Авва, я тороплюсь, прошу тебя: пропусти меня!
– С удовольствием!
И ему помог.

С самого утра и до вечера он так и не смог смолоть свое зерно. Только собирался засыпать его, как приходил кто-нибудь, опережал его, и за целый день ему так и не удалось сделать это. Но в «Патерике» написано, что он не позволил себе при этом даже мало-мальски возроптать на брата своего, а под конец был извещен, что в этот день ему действительно удалось исполнить волю Божию.
Видите, как он в своей повседневной жизни не возмущался и не обвинял никого?

О другом авве говорится, как он отправился продавать свои корзины, а к нему привязался один парализованный человек. Авва продавал корзины, которые сам делал, и на эти деньги ему предстояло жить целый год, так как он подвизался в пустыне. Больной спросил его:
– За сколько ты продал корзину?
– За одну монету.
– Ты купишь мне пирог?
– Куплю!

Как только продал еще одну, парализованный тут же спросил:
– А эту за сколько продал?
– За две монеты!
– Купишь мне платок?
– Куплю!

И так продолжалось весь день – авва истратил на него все свои деньги. Ничего не оставил для себя. А напоследок тот сказал ему:
– Ты отведешь меня домой?
– А где твой дом?
– На другом конце Александрии.
– Хорошо, отведу. А как же тебя вести?
– Как? Посадишь меня на свою спину.

Взвалил он его себе на спину, хотя сам был изможден, а человек тот оказался очень тяжелым. Шел он, шел, и в какой-то момент ноша его стала легчать, обернулся он назад и что же видит? Ангела Господня, который сказал ему:
– За это имя твое будет великим пред Богом!
Именно за то, что он совершил такое в своей повседневной жизни.

Читать еще:  Пасха: распечатайте листовку для прихожан!

Не думайте, что совершенство христианина проявляется в специальных условиях. Мы не вырастаем в парниках. Мы живем в мире сем, каждый своей повседневной жизнью – там ты и станешь совершенным, когда будешь внимателен в этих обыденных вещах, происходящих с тобой каждый день.

А самая большая арена для смирения – это брак, если им пользуются смиренно. В браке нет места эгоизму. Если имеется эгоизм, брак распадется, он затрещит по швам. В браке ты призван упразднить себя, служить своим детям, своему семейству. Например, когда ты нянчишь своих малых детей: ночью хочешь спать, валишься с ног от недосыпания, ты уже не выдерживаешь, но идёшь посмотреть на них, приласкать их с любовью. Что это такое? Это повседневное преодоление себя – и для мужа, и для жены. Смирение не значит совершение нереальных вещей. Оно происходит не где-то там, а здесь, где находишься ты – на твоем рабочем месте. Например, у тебя суровый начальник, настырный коллега – посмотри на него с любовью, используй это, обрати это на пользу духовным способом.

Кто не обращает внимания на малые дела, тот никогда не дойдет до великих. Кто презирает малые дела, тот падет. Поэтому в духовной жизни важно, чтобы человек начал просто, спокойно, с того, что жизнь преподносит ему каждый день.

Начинаешь ты день свой – тут приходит другой и нарушает твои планы, приходит второй, поносит тебя на чем свет стоит и говорит: «Ты виноват!»

Это удобные возможности, возникающие каждый день в твоей жизни. Воспользуйся ими – и увидишь, что у тебя будет много случаев к тому, чтобы достичь совершенства.

Православная Жизнь

Main menu

Афанасий (Николау), митрополит Лимассольский: Никто с комфортом не вошел в Царствие Божие

Автор недавно изданного сборника бесед под названием «Открытое сердце Церкви», быстро приобретшего популярность среди верующих нашей страны, митрополит Лимассольский Афанасий (Николау) в публикуемом переводе поднимает тему смерти и затрагивает важный для каждого христианина вопрос: как жить так, чтобы наследовать Царствие Божие?

Афанасий (Николау), митрополит Лимассольский

«Вместо того чтобы вам говорить: “если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое”, – вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло»[1].

Эта надменность подобна безумству. Евангелие называет безумными двух людей. «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”»[2], – говорит Свящ. Писание. Тот, кто не верит в Бога, является безумцем. Второй безумец – это богатый человек, который сказал: «Сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа, много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»[3]

Оба человека болеют одной и той же болезнью – атеизмом. Вместо того чтобы верить в Бога, они верят в другое: в мамону, богатство, силу, здоровье и т. д. Бог назвал этого человека безумцем, потому что он не хотел быть рядом с Ним, и не надо быть христианином и читать труды св. отцов и Евангелие, чтобы это понять. Это вопрос здравого смысла. Спроси, кого хочешь, чей ум работает правильно: знаешь, что произойдет завтра? Каждый день происходит так много смертельных случаев. Я читал, сколько людей умирает каждую секунду, время нас растлевает, каждая минута, которая проходит, отбирает часть нашей жизни. Таким образом, вопрос здравого смысла, чтобы это понять и сделать больше духовных вещей, является вопросом благодати. Однако чтобы понять то, о чем мы сейчас говорим, необходима логика. Почему Бог называет безумным, сумасшедшим человека, который не понимает, что нельзя вести себя таким образом? Почему ты поступаешь таким образом, бессмертный ли ты? И исправишь ли весь мир, говоришь и думаешь, что покоришь мир? И куда ты пойдешь? С этой точки зрения смерть действительно является благодеянием, которое прерывает именно эту надменность, это самохвальство человека, чтобы зло не стало бессмертным. Смерть вошла в нашу жизнь, чтобы зло не стало бессмертным, и так прерывается это безумие человека.

Хотя мы и знаем, что умрем, но совершаем так много безумств. Представьте себе, если бы мы знали, что не умрем. Что бы тогда произошло? Кто бы нас вразумил? Никто не смог бы этого сделать. Конечно, если человек не подумает, что все это вне Христа, он может отчаяться, то есть мысль о смерти является настолько ценным и важным событием, что оно является основой духовной жизни. Но необходима выносливость, потому что смерть является нашей природой и врагом нашего существования, но только во Христе мы ее преодолеваем, потому что за ней мы видим Христа и не остаемся в ней. Я не останавливаюсь перед дверью, потому что смерть – это дверь, через которую я вхожу, потому что знаю, что за дверью находится Христос, и с радостью открываю дверь. В то же самое время, если я потеряю Христа, Который находится за дверью, тогда вход через эту дверь для меня будет очень болезненным. Человек должен всегда иметь Христа рядом с собой. Особенно когда он борется с отчаянием и видит, что его жизнь заканчивается, что он стареет, болеет или его охватывает мысль: «Что произойдет? Мы умрем в данный момент! Что происходит с нами?» Да, все это действительно нежелательно, но и это становится прекрасным, когда в него мы помещаем Христа. Тогда смерть становится для нас переходом от нынешних к вечным вещам. Из тленных к нетленным вещам, из этого мира к вечной жизни с Владыкой.

Представьте себе, если кто-то сейчас нам скажет:

— Через одну минуту ты умрешь!

Если я верю, что сейчас увижу Христа, Которого хотя и мало, насколько могу, я полюбил в своей жизни, искал Его и стремился к Нему, тогда действительно я почувствую себя спокойно, и это поможет мне преодолеть эту проблему. Но если мы желаем другого, то наше сердце почувствует скорбь, и мы будем иметь проблемы. Поэтому необходимо поддерживать постоянное присутствие Христа рядом с собой. Лишь таким образом мы можем игнорировать тленные человеческие вещи. Ты подходишь к зеркалу и видишь, что вырос, состарился, ты не такой, каким был раньше, рассматриваешь старые фотографии и говоришь себе: «Каким я был, и каким я теперь стал? Мне столько-то лет, моя жизнь заканчивается, как быстро про летели годы! Жизнь как пар».

Итак, мы противимся присутствию Христа. Христос – это наша жизнь, и мы ищем Его. Или человек сидит и думает обо всем человечестве: сколько людей я знаю, которые жили в этом мире и знали моих предков? Мою прабабушку, прапрабабушку? Ни одного. А они были люди, как мы, со своими мечтами, детьми, внуками, работой, грезами, они прожили свою жизнь, они жили в этом мире, их жизнь закончилась, наша жизнь тоже закончится, через 100 лет, если мир будет существовать, то никто не будет о нас помнить. Единственный, кто будет нас помнить, если мы соединены с Ним, это Бог. Поэтому в Церкви мы говорим: «Вечная память!» К сожалению, на похоронах говорят какие-то абсурдные слова, и начинаешь злиться. Какие слова мы только не слушаем! Иногда я заранее выключаю микрофон, потому что искушаюсь разгневаться, и поэтому бормочу про себя, чтобы не сказать в микрофон:

— Незабываемый друг, вечно будем тебя помнить!

Слушай, неужели ты будешь вечно жить, чтобы помнить его? Сколько лет ты еще проживешь? Несчастный человек, кто кого будет вечно помнить? Если и ты скоро умрешь, как он, и кто-то другой, и я? Кто тебя будет помнить, и кто будет помнить другого человека? Вечная память означает, что Бог вечно будет тебя помнить, и Бог помнит тех, кто возлюбил Его и искал Его в своей жизни. Так мы молимся об умершем брате. Да, и мы забудем тебя, после того, как и другие забудут нас, и мы уйдем из мира сего, но молитвенно тебе желаем, чтобы Бог всегда тебя помнил! Это означает «вечная память» – вечная память у Бога.

Это мы говорим в Церкви, вспоминаем усопших на Св. Литургии, помним их, разумеется, и Бог помнит их, Он никого не забывает, Он помнит всех, но когда мы говорим, что Бог помнит тебя, это означает, что Бог даст тебе Свою милость и благодать, если, естественно, ты полюбил Его и искал Его. Поэтому верующий человек не находится под угрозой забвения, а пребывает в Божьей памяти, и Бог помнит его. Таким образом, мы имеем спокойствие в своем сердце и со спокойствием проходим свой житейский путь. Да, это бренный путь, как не крути, и по скольким бы деревьям мы не стучали (как говорят, постучи по дереву)! Ну ладно, постучи по дереву, сколько хочешь стучи! Тебя не минует эта участь.

Читать еще:  Незрячие – зрячим: мы помогаем вам стать сильнее духом

Именно Божье присутствие дает нам надежду на жизнь. Все делаем, подвизаемся, живем сегодняшним днем, сегодня, хлеб наш насущный даждь нам днесь! Проживай богоугодно сегодняшний день, насколько можно красивее, лучше, радостнее, более благословенно с Божьей помощью. Оставь завтрашний, он не принадлежит нам, а принадлежит Богу, также и вчерашний день, он прошел и все. Смотри на сегодняшний день. «Если даст Господь и будем живы, то сделаем то и то».

Так говорите: «С божьей помощью, если Бог даст, я сделаю то и то». Вы знаете, какую надежду это дает нашему сердцу? Во-первых, снимает с нас стресс, который разъедает нас, что мы непременно должны сделать определенные вещи, и горе нам, если их не сделаем! Но делайте то, что можете, что-то человеческое, если получится, хорошо, если не получится, тоже хорошо. Мир не погибнет, ничего существенного не произошло. Не привязывайтесь к этим вещам, они проходящие, временные, и не тратьте свое время на суету. Если можешь сделать что-то определенное, сделай это. Ты это сделал? Благодари Бога, что ты это сделал, чтобы обрадоваться, что сделал что-то хорошее и полезное для тебя и для твоей семьи. Ты не сделал этого? Не смог сделать? Будь благословен! Оставь это в Божьих руках. Полное доверие к Богу снимает с нас стресс, который разъедает даже маленьких детей, и у них есть стресс. А Бог у будет это угодно? Поставь этот вопросительный знак. Но мы часто говорим: Нет! Необходимо это сделать любой ценой!Ну откуда мы знаем, что это должно произойти? Почему это должно произойти? И если бы все произошло, чего мы хотим? Вы знаете, наша жизнь настолько изменчива и не всегда все зависит от нас, потому что если человек будет добиваться, чтобы все происходило так, как он хочет, он может легко разрушить свою жизнь. Хорошо, что-то происходит так, как мы хотим, но другое-то нет. Тогда почему мы разрушаем свою жизнь с таким рвением? Примите настоящую реальность, примите вещи, как они есть.

Однажды, я читал какую-то газету, чтобы узнать, что происходит в мире. Там была статья о похоронах 70-летней женщины, матери бесследно исчезнувшего сына. Я сказал себе: «Смотри, закончилась жизнь матери, которая потеряла своего ребенка. Он пропал без вести». Ее жизнь прошла в страданиях. Подумайте, что значит потерять ребенка и не знать, жив он или нет, найдется он или нет. Если знаешь, что он умер, плачешь, хоронишь его, принимаешь реальность такой, какая она есть, но пропавший без вести – это самая большая боль. Конечно, это приносило огромные страдания этой женщине, ее жизнь была тяжелой – 30 лет не знать, что произошло с твоим ребенком. После 1974 года Северный Кипр находится под турецкой оккупацией. Во время вторжения турецких войск много людей бесследно исчезло. Но теперь ее жизнь закончилась, закончились все ее муки. Сейчас, после ухода из этого мира, вся ее боль в Вечном Царстве Божьем как сокровище, как будто она собрала драгоценное сокровище. Как говорит старец Паисий, «когда мы умрем, первое, что сделаем, как только мы откроем глаза в Царствии Божьем – мы увидим своими глазами реальность, суть вещей, а не так, как мы здесь их видим, – будем благодарить Бога за все скорби в нашей жизни». Мы не скажем Богу: «Боже мой, спасибо! Как хорошо, что я прожил жизнь! Имел детей, богатство, хорошую работу! Ах, я прекрасно прожил свою жизнь!» Нет! Человек этого не вспомнит, но скорби, искушения, трудности, – то, что помогло ему собрать небесное сокровище. Все хорошее, что тоже благословлено Богом, не приготовит нам венцов. Мы не будем иметь венец от Бога, потому что прожили хорошую жизнь.

Помните, что Бог сказал богатому человеку: «Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь– злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь»[4]. Не жалуйся. Он жил, был брошенный, истерзанный, а тебе было хорошо, ты не испытывал никаких проблем, не познал боли и скорби.

Поэтому св. отцы не восхваляют бесскорбную жизнь. Мы не мазохисты, чтобы мучить себя. Но они говорят не об этом, а о том, что в жизни – хотим, не хотим – вынуждены испить много горьких чаш. И если даже больше ничего тягостного не испытаю, наше тление – это уже горькая чаша, наше тленное и больное «я», идущее к смерти – это горькая чаша для нас. Итак, если человек правильно проживает свои скорби, они действительно претворяются в жизнь вечную. А затем в Царствии Божьем видно, как эти трудности превратились в сокровище. Как некто, кто живет очень бедно, вдруг оказывается с огромной суммой денег, – такой человек даже не обратит внимания на те маленькие лишения, которым он подвергался.

Важно сказать: «Если Богу будет угодно !», но не потому, что мы сваливаем ответственность за наше дело на Бога, и не потому, что Бог лишает нас нашей свободы, или отнимает ее у себя. Спокойно предоставляем нашу жизнь в Божьи руки и так постигаем спокойствие, уходим от своего напряжения и от слов: «Я это хочу! Я это не хочу! Я это сделаю! Я это не перенесу, если произойдет иначе! Я таксделаю!» Все эти громкие слова как мыльный пузырь, все человеческие вещи преходящи, только Бог пребывает вечно. Человек, который верит в Бога, имеет чувство вечности и мира в своем сердце, не смущается, не паникует, не расстраивается, из-за того, что что-то произошло не так, как он планировал, а принимает это и благодарит Бога.

Мы поем об усопших на отпевании: «прийдите, чтобы дать последнее целование усопшему, благодаря Бога», то есть возблагодарим Бога, не будем роптать. Почему? По что это наш путь: наш брат умер, сегодня он, завтра другой, один за другим, как самолеты в аэропорту, вылетающие каждые две минуты. Прилетает сследующий, затем следующий самолет, в конце концов прилетит и наш самолет! Словно диспетчер начинает говорить по мегафону в аэропорту:

— Пассажиры, улетающие в Ларнаку,пройдите к выходу № 5, пассажиры, улетающие на небо, пройдите к выходу № 0!

Вот так. Заходишь внутрь и улетаешь.

«Никто с комфортом не вошел в Царствие Божие», – говорит Исаак Сирин, то есть подпрыгивая и крича: «Тра-ля-ля!» На самом деле, эти слова говорят том, что святые с радостью мученически умирали. Да, они радовались, но до этого они достигли крайнего предела своей выносливости в испытании и именно там встречали Бога. Человек проходит через это состояние один раз в своей жизни, вряд ли второй раз этого можно достигнуть. Один раз достигает крайнего предела своих сил. Это может быть часом его смерти, это может быть в какой-то другой момент, –мы не знаем, но, достигая этого, человек действительно сломлен от боли. Однако в этом и заключается весь секрет: Бог укрепляет человека в тяжелое время, и это может быть одна минута, один день, один год, но Бог держит человека за одну нить, которая называется верой. Однажды папа Ефрем Катунакиотис рассказал нам, что пережил приближающуюся смерть, то есть предвкусил ее: погрузился в такое отчаяние, и в этом аду он находился в течение 6-7 минут, но эти минуты были для него вечностью. Однако Бог спас его, и он услышал в своей душе то, что Христос говорит в Евангелии: «Я иду к тебе». Мрак сразу же исчез, его сердце ожило, Бог прогнал тьму. Кто разрушает мрак смерти? Это Христос. Смерть приходит и говорит: «Сейчас я тебя проглочу! Разорву!» Но ты поставь Христа перед собой и сразу все изменится.

Поэтому святые с радостью шли на мучения – их съедали львы… Кто не боится льва, палача с мечом? Но даже маленькие дети шли на это – они не смотрели на льва или палача, но на Христа, Который находился за львом или палачом, и не боялись. Каждый человек, когда ему тяжело, должен поставить Христа в качестве противовеса. Тогда, как в Ветхом Завете Моисей сделал горькую воду сладкой, и горькая вода искушения подсластится, если в нее положишь Христа, если вспомнишь о Нем и поставишь Его перед собой.

Также ни один святой не верил в себя. Наоборот, чем большей святости они достигали, тем более отчаянными чувствовали себя. Вы знаете, что их спасло? Упование на Бога. Они говорили: «Да, я ничто, ничего не сделал, ничего не имею!»

Папа Ефрем говорил: «Хочу найти в себе что-то хорошее и ничего не нахожу!»

А столько лет он был в пустыне? Исихаст, с накопленным огромным опытом от Бога. Что же нас спасет? Упование на милость Божию, то есть на Бога и Его великую милость, а не на наши дела![5]

Перевод с болгарского – магистр богословия Виталий Чеботар.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector