0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Митрополит Антоний: Как быть христианином сегодня?

Как быть христианином каждый день

В Москве пройдет конференция по наследию митрополита Антония Сурожского

«Что значит быть христианином в повседневной жизни?» Такой вопрос вынесен в название VII Международной конференции, посвященной наследию митрополита Антония Сурожского, которая пройдет 13-15 сентября 2019 года в Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына (г. Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2).

«…От нас зависит, жить в аду или в раю уже здесь, на земле; от нас зависит сделать не только нашу жизнь, но всю жизнь вокруг местом, где действует Бог», – говорил митрополит Антоний.

А, если так, то перед всяким христианином стоит высокая и ответственная задача – научиться каждую минуту, каждое мгновение жить в полную силу, с полной самоотдачей, с полным доверием к Богу. Жить по-христиански.

Именно на этом мы обычно и спотыкаемся: нам всё время кажется, что повседневная жизнь – это одно, а христианский поступок – что-то другое, что он выбивается из обычного строя нашей жизни, требует от нас совершения какого-то сверхусилия.

Но если однажды человек честно ответит себе на вопрос, который митрополит Антоний считал самым главным: «Ради чего я живу и ради чего готов умереть?» – тогда обыденная действительность для него преобразится, и каждый шаг он будет совершать, ориентируясь на ту правду, которую перед судом собственной совести он признал более ценной, чем жизнь.

Развивая мысли владыки Антония в современном контексте, организаторы конференции предлагают поразмышлять вместе: как отражается на нашей жизни вера в то, что Бог пришел на землю, жил среди людей, был распят и воскрес? Что значит для современного христианина активно и творчески относиться к своей жизни? Как наши христианские убеждения влияют на наше отношение к семье, работе, образованию, выбору профессии, творчеству, воспитанию детей, ко времени и окружающему миру? Ради чего живет христианин во всех этих «сферах»? И, если ради Христа, то что это значит – прожить жизнь ради Христа?

Ответы на эти вопросы гости конференции будут искать вместе с приглашенными участниками, в числе которых протодиакон Петр Скорер (рукоположен митрополитом Антонием в 1973 г., служит в приходе святого пророка Илии в Девоне); сотрудник Первого московского хосписа рефлексотерапевт Фредерика де Грааф; настоятель храма во имя святых Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне протоиерей Кирилл Каледа; писатель Майя Кучерская; автор и ведущий программ на радио «Вера» и телеканале «Спас» Константин Мацан; медсестра детской реанимации, член совета Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» Татьяна Семчишина; клирик собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге протоиерей Димитрий Сизоненко; руководитель центра практической психологии при Православном институте святого Иоанна Богослова Наталья Инина; клирик Андреевского монастыря, настоятель часовни Святой Троицы при Первом московском хосписе протоиерей Христофор Хилл; профессор Центра изучения религий РГГУ, доктор культурологии Анна Шмаина-Великанова; настоятель храма святых Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов; профессор психологии, зав. кафедрой МГУ им. М.В. Ломоносова Борис Братусь; зав. сектором молекулярной эволюции Института проблем передачи информации РАН кандидат биологических наук Егор Базыкин.

В рамках трехдневной конференции запланированы четыре круглых стола: «Как наладить связь между мной и Богом в повседневной жизни» (модератор – журналист радиостанции «Град Петров» Людмила Зотова) и еще три на общую тему «Служение Богу, человеку, окружающему миру», посвященные разным аспектам христианского служения («Служение христианина и Церковь. Волонтерство», «Работа как служение, служение как работа» и «Человек – священник всей твари? Служение окружающему миру»).

Кроме того, запланированы традиционные для конференций по наследию митрополита Антония Сурожского дискуссионные группы. В этом году впервые пройдут дискуссионные группы для детей и подростков, без участия родителей.

На конференции прозвучат доклады и воспоминания о встречах с владыкой Антонием, покажут видеохронику из его архива, будет работать фотовыставка.

Каким был митрополит Сурожский Антоний

Тогда, неожиданно для себя, я написал несколько строк, обращаясь к владыке Антонию, будто он живой. Сейчас уже и не вспомню, что именно. Но получилось очень личное. Вот и ладно… Сам владыка был очень-очень «личным» во всех своих проявлениях. Передал я эти строки редактору. Помимо меня в журнал прислали слова памяти и другие авторы. Однако всё это осталось неопубликованным, причины какие-то возникли. Но я рад, что так получилось. Пусть всё, что я сказал, остается между нами. Не надо читателей, как не надо было мне оценивать вклад митрополита Антония в современную православную жизнь.

Владыка проповедовал повсюду, не отказывался от диалога даже там, где диалог вряд ли возможен

Сто лет назад человек вошел в мир. Радовались его родители. Он вырос. Его голос зазвучал на весь мир. Его молитва обо всем мире восходила к небу как благоуханный дым церковного фимиама. Его любовь согревала ожесточенные, потерявшие веру сердца людей. Его мысль о Христе и церковной жизни будила людей. Владыка проповедовал повсюду, не отказывался от диалога даже там, где диалог вряд ли возможен.

Читать еще:  «Бить или не бить жену?» – пугает сам вопрос

Однажды я увидел плакатик 50-летней давности с объявлением о встрече: на какое-то протестантское собрание прибудет митрополит Антоний. Меня как кипятком обожгло: направленность собрания не оставляла сомнений. В объявлении говорилось о Charismatic Christ. Да-да, это было собрание «харизматов», неопятидесятников. Детали позволяли установить, что собрание состояло из умеренных неопятидесятников, – от этого легче не становилось. Как владыка Антоний согласился туда поехать?

Много лет занимаясь сектоведением, я без труда представляю это собрание. Представляю, какие запросы в духовной жизни бывают у неопятидесятников. И не представляю, как православный проповедник пробивался к сердцам собравшихся. Неопятидесятники весьма любят слушать рассказы о духовности. Только вот интерес у них специфический: как из рассказа извлечь для себя конкретную пользу, как опробовать новые пути к получению харизмы. От проповедника требуется не просто найти общий язык с собравшимися, надо настроить их на «нехаризматический» лад. Значит, нужно плыть против течения, против сильного течения. Впрочем, насколько я понимаю, владыка Антоний был к этому готов. И править против сильного течения ему было не привыкать.

Я перечитываю его книгу «Молитва и жизнь». В ней есть места полемические – по отношению к неопятидесятничеству. Я уверен, он критически относился к легким путям увеличения «харизмы». Об этом не сказано в лоб, но тематика звучит уж точно неопятидесятническая: христианин воспринимает огонь Бога, молитва – это захватывающее путешествие.

Молитва – это путешествие, которое приносит не волнующие переживания, а новую ответственность.

Вот точные слова митрополита Антония: «Нередко можно услышать: “Учитесь молиться! Молиться так интересно, так увлекательно, это открытие нового мира, вы встретитесь с Богом, вы найдете путь к духовной жизни”… при этом забывается нечто гораздо более серьезное: что молитва – это путешествие опасное, и мы не можем пуститься в него без риска. Апостол Павел говорит, что страшно впасть в руки Бога Живого (Евр. 10: 31)… по слову Писания, Бог есть огонь. И если только мы не готовы без остатка предаться божественному пламени и стать горящей в пустыне купиной, которая горела, не сгорая, это пламя опалит нас, потому что опыт молитвы можно познать лишь изнутри и шутить с ним нельзя… перед тем как отправиться в так называемое “захватывающее путешествие молитвы”… мы должны сознавать, что в этом процессе потеряем жизнь: ветхий Адам в нас должен умереть… Молитва – это путешествие, которое приносит не волнующие переживания, а новую ответственность… как только мы что-то узнали, мы отвечаем за то, как употребляем свое знание. Пусть оно дано нам в дар, но мы ответственны за каждую частицу истины, нами узнанную… Недостаточно, устроясь удобно в кресле, сказать: “Вот, я приступаю к богопоклонению перед лицом Божиим”. Мы должны понять, что, если бы Христос стоял перед нами, мы держали бы себя иначе».

Достаточно цитировать, вернемся к вопросу о проповеди митрополита Антония. Как мог владыка перед собранием неопятидесятников рассказывать о духовной жизни?

Я намеренно привел развернутую цитату, чтобы показать – как он мог. Без открытой конфронтации и в то же время оставаясь на принципиальных позициях, завещанных нам святыми отцами. Митрополит Антоний умел оставаться самим собой. Большая привилегия, между прочим.

Митрополит Антоний Сурожский «Как быть христианином сегодня?»

Как быть христианином сегодня? Антоний Сурожский.

Здесь я разместила видео-лекции одного из лучших пастырей нашего времени, которого Бог дал мне знать, пока он еще был жив- преп. Антония Сурожкого. Я присутствовала в течение 2002 года в Лондоне на службах преп. Антония, на его беседах, лекциях. Перечитала огромное количество его книг. Он был одним из первых моих наставников в становлении на духовном Пути. Вся атмосфера его храма, его пастырского служения объединяла, а не разъединяла(как происходит сегодня массово) совершенно разные народы: англичан, африканцев из разных стран, украинцев, грузин, русских и многих других, кто притянулся к его церкви сердцем.

Он был митрополитом Англии, Ирландии и Шотландии. Открыл множество храмов, в которые впустил жизнь и настоящее служение людям.

На Литургии только проповеди любви. Улыбающиеся, радостные священники, которые не имели денег за службу, а все работали в миру по разным профессиям (он был уверен, что церковь должна быть нищей, чтобы не искуситься) Молитва и служба не по стандарту, а по сердцу. Причащение целой площади людей на Пасху. Множество общих дел для объединения паствы. Скромная жизнь самого преп. Антония при храме. Литургия на нескольких языках, чтобы быть понятной людям, и многое другое, что делал преп. Антоний для людей, (а не по жестким канонам) чтобы соединить их с Богом.

Я никогда не забуду его возглас на Пасхальной службе: «Христос воскрес!»

Никогда больше ( а я была во многих храмах) мне не приходилось слышать такую неподдельную радость, любовь к Богу и Свет в этой фразе!

Я каждую неделю бежала в храм на его службу (хотя, чтобы доехать мне приходилось тратить в одну сторону 1,5 часа — из одного конца многомиллионного города в другой), чтобы сделать вдох чистой Божественной энергии, и не задохнуться, не утонуть в нашем заземленном грязном мире.

Все его лекции отличаются от стандартных проповедей в храмах живой, прожитой на собственном духовном опыте энергией. Она прямо вливается, когда даже просто слушаешь его. Это и есть пример как быть проводником духовной энергии в мир, которая одухотворяет все вокруг. А для этого надо иметь чистую душу и крепкую веру, какая и была у этого замечательного Божьего Человека с большой буквы.

Читать еще:  Детский онколог Ольга Желудкова: Запомните! Все опухоли мозга лечатся

Сам он был по специальности врач-хирург. И его жизнь не была простой. Его гнали все, кто идет по жизни фарисейским путем. Но в свои 82 года он имел совершенно детские чистые глаза, острый проникновенный ум и неподдельную любовь к людям.

Он держал на себе, как стержень все, что происходило в его атмосфере пастырского служения на всей огромной территории страны. И его труд на Земле невозможно стереть, так как он пророс в сердцах и памяти людей, а поэтому будет помогать нам еще долго.Он оставил громадный след живого Божьего учения на Земле, воспитал много молодежи в вере, дал и будет давать силы еще многим и многим оставшимся жить и нести свой крест.

После его смерти у меня было острое чувство, что мы осиротели. Поэтому читайте его книги и слушайте лекции. Такого немного на нашей земле.

В этих видео вы узнаете:

  • Что такое быть учеником и другом Христа,
  • Как можно так прожить, чтобы верить в человека и в себя так, как верит в нас Бог.
  • Как быть христианином в наши времена.
  • В чем заключена вся христианская жизнь.
  • Как соединиться со Христом
  • Как научиться молиться и многое другое…

Прочувствуйте сердцем то, что он говорит и напишите в комментариях ниже свои впечатления и ваш опыт.

О лишних людях.

Как быть христианином сегодня?

Как научиться молиться.

Если вам была полезна эта статья, то пишите ниже комментарии и поделитесь с друзьями в соц. сетях! Заранее благодарна, Фатеева Елена.

«Как быть христианином в повседневной жизни?»

Митрополит Антоний говорит, что «наше призвание — быть тем местом, где Бог сво­бодно действует, и теми людьми, через которых Он действует свободно». Очень, казалось бы, простой путь к тому, чтобы выполнить свое христианское предназначение. Но как это осуществить на практике, в круговороте современной жизни?

На предстоящем семинаре мы хотим начать разговор о том, как строить свой день человеку, следующему за Христом, как относиться к вещам, к самой жизни, к профессии и работе, к браку и детям, к культуре и образованию, к творчеству, к окружающему нас миру. Какой самый для нас жгучий вопрос мы задали бы митрополиту Антонию о повседневной жизни, о том, как сочетать заповеди Христовы с требованиями окружающей нас действительности?

На семинаре выступят:

Лученко Ксения Валерьевна, журналист, кандидат филологических наук, доцент Института общественных наук РАНХиГС.

Садовникова Елена Юрьевна, кандидат биологических наук, президент фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского»;

Обсуждение пройдет в формате дискуссионных групп.

Текст для обсуждения: «Созерцание и деятельность». Труды. М.: Практика, 2002. Т. 1. С. 417–446.

Вопросы:

1) Входит ли наша повседневная жизнь в противоречие с заповедями, с Евангелием? Помогают ли тексты Владыки в попытках подступиться к этому противоречию?

2) Что Владыка считает самой сутью христианской жизни?

3) Какие темы и вопросы о христианской жизни хотелось бы обсудить на предстоящей конференции?

Ведущие: Н.В. Ликвинцева, Е.Ю. Садовникова.

29 октября 2018 года фонд “Духовное наследие митрополита Антония Сурожского” и Дом русского зарубежья им.Александра Солженицына провели семинар “Как быть христианином в повседневной жизни” в форме дискуссионных групп. Этот четвертый по счету в 2018 году семинар продолжил линию предыдущих: “О мужестве и страхе” (май), “О правде и лжи” (март), “Как быть христианином дома?” (январь). Все семинары 2018 и 2019 года являются подготовкой к 7-й международной конференции по наследию митрополита Антония Сурожского, которая пройдет в Москве 13-15 сентября 2019 года.

Организаторы семинара на этот раз поставили вопрос так: “Митрополит Антоний говорит, что «наше призвание — быть тем местом, где Бог сво­бодно действует, и теми людьми, через которых Он действует свободно». Очень, казалось бы, простой путь к тому, чтобы выполнить свое христианское предназначение. Но как это осуществить на практике, в круговороте современной жизни?”

Задолго до семинара всем участникам было предложено заранее прочитать текст митрополита Антония «Созерцание и деятельность». (На странице мероприятия в социальных сетях фонда этот текст также публиковался фрагментами, т.к. текст оказался глубоким и насыщенным, и его проще было осмыслить по частям). В этом тексте, точнее в этой речи, произнесенной в 1972 году в Великобритании, митрополит Антоний рассматривает два понятия — созерцание христианина и деятельность христианина. С одной стороны, вне созерцания Бога нет, “но если не воспринимать созерцание как удел монашеской жизни, то что это в гуще общественной жизни?’’, — спрашивает митрополит. Как созерцать и действовать? “Творческое разрешение, — пишет митрополит Антоний, — мы находим в Евангелии, если мы не разводим эти два понятия как несовместимые”. Деятельность Христа определяется не предметом, но внутренней интенцией. Он действует от милосердия и любви. Деятельность христианина может и должна быть целесообразна, планомерна и успешна, но не в этом суть. “Христос во всей своей деятельности, во всем бытии выражал, делал конкретной волю, любовь Божью. Христос — динаминка божественная во плоти”. Деятельность христианина — “это когда мы вместе участвуем в спасении мира, но не деятельность в плане моей личной жизни”. В плане личной жизни люди вполне деятельные натуры, но как наша человеческая природа отзывается на вызовы большого мира, напрямую не касающиеся меня? Что и как ответить на вызовы современности и быть той “божественной динамикой во плоти”, о которой сказал митрополит?

Читать еще:  Казанская икона Богоматери: «Росток из земли сухой»

Поразмышлять вслух над этими вопросами на семинар были приглашены Ксения Валерьевна Лученко (журналист, кандидат филологических наук, доцент Института общественных наук РАНХиГС) и Елена Юрьевна Садовникова (президент фонда “Духовное наследие митрополита Антония Сурожского”, кандидат биологических наук). А также все гости семинара: после общей части зал был разделен на 7 групп, в которых продолжилась дискуссия.

В ходе дискуссии между Ксенией Валерьевной Лученко и Еленой Юрьевной Садовниковой произошло интересное преображение понятия “повседневной жизни”, которое вышло далеко за пределы быта и дома и стало понятием “повседневная жизнь глобального контекста”. Они размышляли о том, что может ответить христианин на такие вызовы современности как толерантность, гендерные вопросы, цифровые технологии, глобальные перемены в образовании? Что христианин может ответить внутри себя? Что и как он может ответить на эти вопросы внешнему миру, светскому, христианскому? Как выстраивается коммуникация между христианами разных поколений? Между старшими поколениями и поколениями “Y” и “Z”, между молодыми поколениями и их детьми? Коммуникация, креативность, коллаборация, критическое мышление — основы современной педагогики. Как в эти четыре “К” вписывается христианство? Как слово Божье христианин поколения “Z” и “Y”передает своим детям? Есть ли Бог в боте в Telegram? Митрополит Антоний говорит, что “мы часто реагируем, но очень редко действуем”. Однако если действие — это неразрывная часть созерцания (это “таинственная связь между глубинами молчания и произнесенным словом”), и действие — это о спасении мира, то совершенно по новому видится действие православных микроинфлюенсеров, проповедующих через современные средства коммуникации. Совершенно по-новому можно увидеть себя, если созерцательно и деятельно отнестись к актуальным вопросам современности.

Открывали и завершали семинар видеофрагменты из архива фонда “Духовное наследие…”, в которых владыка Антоний размышляет об одухотворенной повседневности, о том, как “не скользить по поверхности вещей”, но видеть за всем, что всегда есть повод для благодарности.

Завершил годовой цикл семинаров 4 декабря 2018 семинар “Искусство быть любимым: о благодарности”. Гостем семинара был архимандрит Савва (Мажуко), насельник Свято-Никольского мужского монастыря, Гомель.

Организаторы заранее для подготовки к семинару предложили подумать над следующими вопросами: “Радость — это дар или задание?”, “Как научиться искренне “за все благодарить”, по слову апостола Павла?”, “Почему принимать бывает гораздо сложнее, чем дарить?”, “За что не стоит благодарить?”. Для прочтения к семинару организаторы предложили текст митрополита Антония “Об Евхаристии”. Приведем отрывок из размышлений митрополита: «Радость начинается с благодарности. Мы не умеем быть благодарными. Конечно, мы бываем благодарны, когда что-нибудь уж очень замечательное случится или когда человек для нас что-нибудь сделает, что нас глубоко тронет. Но мы не замечаем бесконечного количества дивных вещей, которые с нами бывают, и поэтому вместо того чтобы радоваться все время — о мелочах, может быть, но как бы животворным образом,- мы ждем каких-то больших событий, которые дали бы нам повод к радости: найти невесту, жениться, получить повышение, успех какой-нибудь…».

О том, как с благодарностью принимать жизнь, о ежедневной радости христианина, о состоянии благодарности у о. Саввы (Мажуко) есть несколько статей и книга. О.Савва пристально вглядывается в человека, он много размышляет о благодарности и радости христианина. «Господь с нами и в горе, и в радости. Каждый эпизод моей биографии неповторим и благословлен Его присутствием», — напоминает о. Савва. — Софиология страдания должна быть дополнена софиологией радости”.

Почему человеку трудно благодарить за хорошее? Трудно принимать подарки? Трудно принимать помощь, дать другому возможность позаботиться о себе. Как он сам признается “вопросов больше, чем ответов”. О.Савва говорит: “И здесь мы встречаемся с тем, что христианство, в общем-то, начинается с этого чувства благодарности, благодарного ликования. Но я бы не сводил его только к благодарности. Мне кажется, что если мы говорим только о благодарности, это все-таки вопрос этикета, вопрос эмоций. А человек призван не просто к благодарности, он — существо благословляющее. Мы знаем определения человека — хомо сапиенс, хомо фабер, хомо эректус, другие какие-то. Человек существо символическое, как говорит один из современных философов. А человек — это существо благословляющее, вот о чем говорит нам Евангелие. Он должен bene dicere — благословлять, хорошо говорить. Это человек, который вдруг видит красоту вокруг себя, и он должен говорить об этом ликующе, восхищенно. О том, что вы хорошо выглядите, вы очень красивы. в нашем церковном дискурсе есть определенный аскетический зажим, который не позволяет опускаться нам в это bene dicere, в этот ликующий, благословляющий восторг, порыв”.

Отец Савва дает три духовных упражнения, очень своевременных в рождественский пост, в преддверии праздника, в ожидании даров. Быть жертвенным — это очень верно, при этом жертвенность нужно уравновесить искусством быть любимым. Первое из этих упражнений — научиться замечать чужой труд и красоту. Видеть и замечать красоту вокруг себя и искренне выражать это восхищение. Восхищаться людьми, хотя бы каким-то малейшим вещам. Пусть сердце будет максимально щедрым! Второе — научиться просить о помощи. И третье – научиться принимать подарки с ликованием. (И искренне выбирать и дарить подарки, не ожидая взамен — тоже научиться!)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector