0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Миссионерское служение мирян. Проблемы готовности мирян к миссии

Миссионерское служение мирян. Проблемы готовности мирян к миссии

Доклад. Миссионерское служение мирян

Возрождение миссионерского служения мирян в православном благовестии сейчас является одной из самых насущных и актуальных задач Русской Православной Церкви.

Это было признано и Архиерейским Собором, проходившим в Москве в 2000 году. Этот вопрос обсуждается на съездах епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви, где ищутся различные способы и пути его решения. Каждый православный христианин призван осознавать христианское просвещение, благотворительность и ученичество как свою обязанность, право и дар Божий.

Современная действительность показывает, что сил одних только священнослужителей явно недостаточно для воцерковления людей. И поэтому в миссионерской деятельности приходов на первый план выдвигается задача миссионерского служения мирян. Звание христианина обязывает не только к тому, чтобы быть в храме на службе, но всей своей жизнью свидетельствовать о Христе. «Спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся», – говорил преподобный Серафим Саровский. Ведь без ежедневных трудов личного подвижничества невозможно иметь в душе ту искру жизни, которая без слов способна передаваться окружающим. «Для того, чтобы быть миссионером, для того чтобы передавать свою веру, надо, чтобы эта вера тебя так потрясла, так изменила, что люди, встречая тебя, могли сказать: «О, это не изваяние, это – живой человек! Я хочу стать таким, как он, не потому что он так или сяк верит, а потому что в этом человеке что-то, чего нигде я раньше не встречал. Я посмотреть хочу на его глаза, я хочу послушать его голос, я послушать хочу, воспринять то, что из него как бы светится…» (митр. Антоний Сурожский). Миссионер должен показать истину проповедуемых им слов своей жизнью, так как христианство не доказывается, а показывается. Участие мирян в церковной миссии требует от них необходимой подготовки. Сознательное отношение к своей вере и духовной традиции помогает христианину не только правильно строить свою церковную жизнь, но и делает приход более активным в миссионерском плане. Немаловажным аспектом миссионерского делания приходской общины является социальное служение. Связь миссии и социального служения проистекает из евангельского учения о соответствии слова и дела. Повседневная взаимопомощь и поддержка, если они будут иметь постоянное проявление в жизни общины, оказывают сильное миссионерское воздействие на окружающий мир. Именно готовность всегда прийти на помощь человеку, находящемуся в беде, является наилучшим подтверждением христианской проповеди.

В современных условиях человеку очень трудно правильно устроить свою жизнь. Семья, обще-ство, государство стали лишь внешними формами; они уже почти не существуют как общность. В значительной мере утрачена способность к взаимопониманию, практически утрачены общие цен-ности. Многие проблемы современного общества связаны с глубоким кризисом в жизни такого общественного института как семья. Возрождение христианских ценностей в жизни семьи также является задачей церковной миссии. В результате разрушения христианских основ семьи, ухуд-шилось религиозное и нравственное состояние современной молодёжи.

Итак, для православных мирян сейчас существует огромное невозделанное поле на поприще миссионерского служения, которое принесёт большую пользу не только для окружающих, но и для самих мирян-миссионеров. Ведь каждый христианин, независимо от его положения в обще-стве призван быть «соработником у Бога» (1 Кор.3, 9) в деле освящения мира. Господь в каждый «час» нашей жизни призывает всех трудиться ради приближения Его Царства, и мы не имеем права замыкаться только в деле личного спасения.

Первая тактическая цель миссии заключается в том, чтобы привести в церковь спасенное и искупленное Христом человечество, так как необходимо просветить людей светом Христовой веры, привести их в Церковь, объяснив, что спасение возможно только в Церкви.

Вторая тактическая цель – это качественный или духовный рост Церкви. Недостаточно только привести людей в Церковь, ведь само присоединение человека к Телу Церкви не делает человека святым и не гарантирует ему спасение. Поэтому необходимо еще и освящение приведенного в Церковь человечества. Итак, задачей второй тактической цели, является содействие воцерковлению тех, кто откликнулся на церковное свидетельство о Христе Спасителе.

Жизненно важным для нашей Церкви является как можно более полное участие мирян в бого-служении. Православное богослужение является одним из самых главных способов миссии, но очень часто оно остается малодейственным. Одной из важных проблем является непонятность бо-гослужения многим новым прихожанам. Поэтому сейчас поистине миссионерской задачей является научение людей понимать смысл богослужения. Ведь наши литургические тексты могут быть величайшим средством учительного, просветительного, миссионерского служения Церкви, так как в них заключается глубочайшая мудрость двадцати веков христианства.

В наши дни, когда таинства Церкви стали доступны каждому человеку, необходимо проведение полной катехизации (по святоотеческому образцу) перед крещением для некрещеных, а также для тех, кто был крещен, но не научен; проведение бесед перед венчанием. Всем этим вместе со священником могут заниматься и прихожане храма, получившие специальное образование. Цель православной проповеди, православного образования и катехизации – вложить в сердце человека, в его сознание, во все его существо веру, любящую Бога, веру благоговейную, светящую миру любовию и истиной.

Живая практика нашего прихода трудами священника, мирян-катехизаторов, родителей и самих обучаемых освоила следующие формы религиозного образования, катехизации и миссионерства:

a) деятельность ЦПШ;

б) лекторий при приходской библиотеке;

в) подготовка людей к таинству Крещения;

г) православный факультатив в Волоколамской гимназии № 1;

д) систематические беседы по определенным вопросам в храме;

е) публичные выступления в школах, библиотеках, военкомате, на общественных мероприя-тиях;

ж) лекции по отдельным предметам, темам и проблемам в вузе (МГУТУ);

з) организации паломничеств;

и) изготовление и бесплатная раздача листовок, брошюр и дисков.

Задачи ЦПШ – просвещение и научение Закону Божию детей прихожан. Помимо просвещения и воспитания на православной основе детей и подростков, такие школы являются важным звеном в возрождении приходов. Привлечение к деятельности этих школ родителей (родительский коми-тет, участие в преподавании и так далее) укрепляет братские духовные связи между прихожанами – родителями и их семьями, создает благоприятную среду для воспитания молодого поколения. Учащиеся нашей школы посещают богослужения, в меру своих возможностей деятельно участву-ют в них, а также несут те или иные временные или постоянные послушания в приходе с учетом своего возраста и возможностей.

В ЦПШ детям интересно, приятно, уютно. Это, прежде всего, зависит от преподавателей. Необходима постоянная работа не только по обучению детей и подростков, но и их религиозному и нравственному воспитанию. Для старших детей предлагается углубленное изучение Евангелия, обучение чтению на церковно-славянском языке, пению и т. п. Организуются беседы на различ-ные темы, особенно о нравственности, о богослужении. Важно, чтобы человек оставался при Церкви и в Церкви. При нашей церковной школе создаётся детский хор. Такой хор требует к себе не столько профессионального, музыкального внимания, сколько духовно-молитвенного. Дети должны чувствовать, что их пение – это молитва, помогающая молиться пришедшим в храм.
Общая храмовая молитва, активное участие в богослужении и любой общий труд на пользу Церкви сближают людей.

Для сближения членов прихода и учащихся церковно-приходских школ и их религиозного вос-питания очень полезны паломнические поездки.
Работа с молодёжью для Русской Православной Церкви сейчас стала одной из главнейших за-дач. Так как обучение молодёжи большей частью происходит в школе, а общение – вне школьных стен, то необходимо правильно организовать в свободное и внеурочное время (выходные дни, каникулы) досуг молодых людей.

Огромное число детей «заброшено» родителями, они никому не нужны, а в системе организо-ванной досуговой деятельности от общего числа детей и подростков занимаются менее 10% рос-сийских детей. А объединять и воспитывать детей можно в любом совместном деле.

В качестве миссионерской работы с молодежью можно предложить следующие мероприятия:

1) духовно-просветительские вечера (о Царской семье);

2) фестивали церковных хоров (в Пасхальные дни);

3) круглые столы с дискуссионным обсуждением различных вопросов, интересующих молодежь (в школах и техникумах);

4) организацию празднований Святой Пасхи, Рождества Христова, дней памяти Святых рав-ноапостольных Кирилла и Мефодия, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, вклю-чающих различные мероприятия для молодежи.

Сегодняшнее состояние нашего общества хорошо можно проследить по отношению к семье, так как многие проблемы современного общества связаны с кризисом в жизни этого общественного института. Современная семья потеряла православную традицию, перестала быть домашней церковью, несущей нравственные начала в жизнь человека. Даже внешне благополучные семьи тратят все свои силы и средства на приобретение излишних земных благ. Огромное количество незарегистрированных браков, разводов говорит о том, что современное состояние общества ненормально. Выход – в укреплении семьи, в возвращении к нравственным ценностям Евангелия. От того как человек в молодости решит проблему брака и семьи, во многом зависит его жизненный путь, духовное и душевное состояние и развитие. Церковь по своей природе есть миссия, а значит и создание малой, домашней церкви, есть миссия во всей полноте этого слова. Для успешной деятельности миссии православной семьи, необходимо проводить на приходах различные мероприятия, способствующих рождению все большего количества православных семей. В результате этого пополняется число православно верующих за счет рождения детей и воспитания их в православных семьях.

Мероприятия, проводимые нашими прихожанами для молодёжи в этом направлении:

а) беседы, круглые столы, вечера – для формирования у молодых семей понятий о семье как домашней церкви, о воспитании детей;

б) подготовка специальных брошюр по этой тематике – для бесплатного распространения их не только среди молодых семей, но и среди подростков.

Благодаря Бога за благодатную возможность осуществлять миссионерскую деятельность в со-временных условиях, православный миссионер должен всегда иметь в своем сердце апостольские слова: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1 Кор. 13,2).

МОСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
(МОСКОВКИЙ ПАТРИАРХАТ)

МРОПП Покровской церкви
г. Волоколамска Московской области
Московской епархии РПЦ

Доклад на тему:
Деятельность мирян на приходе
в миссионерско-катехизаторской работе

Патриарх призвал активнее привлекать мирян к миссионерскому служению

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Делом миссии, консультированием по вопросам веры и другими видами катехизаторского служения могли бы заниматься не только священники и миссионеры с образованием, но и подготовленные для этого миряне, с таким предложением выступил патриарх Кирилл.

Теме подготовки и задействования приходских катехизаторов и консультантов Святейший посвятил часть своего доклада на ежегодном Епархиальном собрании Москвы 21 декабря, сообщает сайт «Патриархия.ru».

Первосвятитель напомнил, что при столичном Новоспасском монастыре были организованы курсы для приходских катехизаторов-миссионеров, а также для тех, кто занимается в московских храмах приходским консультированием — отвечает на вопросы пришедших, помогает им сориентироваться в храме, знакомит со священнослужителями.

При этом Первосвятитель отметил, что такую подготовку должны проходить не только штатные приходские катехизаторы и консультанты, но и помогающие им добровольцы.

— Впрочем, и для катехизаторов, имеющих профильное образование, стоит продумать нетривиальные программы повышения квалификации. Можно, например, создать на общемосковском уровне сообщество катехизаторов-миссионеров, чтобы эти активные миряне не ограничивались своими приходами, а знакомились с практиками коллег, проводили межприходские мероприятия. Знаю, что такая работа частично ведется, и считаю, что она должна получить развитие, — отметил Предстоятель Церкви.

Также, по мнению патриарха, необходимо развивать миссионерское служение за пределами храма.

— В московских приходах есть воцерковленные миряне с хорошим образованием, желающие и могущие помочь в богоугодном деле проповеди Евангелия. Надо дать этим людям максимальную возможность реализовывать себя на этом поприще, — заявил Святейший.

— Способов тому множество, и немало уже делается. Например, получила широкое распространение практика подготовки листовок и раздача их прихожанам в Великую Субботу или на Христово Рождество. Надо развивать такую практику, распространяя ее на другие дни, как это уже делается на некоторых приходах. Праздники, по сути, являются сильнейшим миссионерским действием, каждый месяц напоминая о евангельских событиях и о том, что Бог сделал для нас, — добавил Первосвятитель.

— Почему бы накануне двунадесятых праздников не снабжать активных прихожан листовками и не направлять их за церковную ограду? В рамках миссионерского служения приходам можно организовывать совместные культурные и общественные мероприятия для прихожан в городском пространстве. Это могут быть и экскурсии по городу, и концерты в близлежащих домах культуры, и совместные походы в кино, на фестивали, — предложил Предстоятель.

В заключение патриарх Кирилл напомнил, что «миссия Церкви — это не только обращение в веру иноверцев или язычников, но и конкретные дела, направленные на тех, кто живет рядом с нами, но еще не увидел свет Христовой правды».

Православная Жизнь

Несколько десятилетий назад, когда я был студентом филологического факультета и только-только начинал ходить в храм, мне пришлось стать свидетелем весьма любопытного случая. Некий мой знакомый, такой же студент и такой же новоначальный в вере человек, узнал, что наша общая подруга, католичка, попала под машину и лежит в больнице со сломанной ногой.

– Нужно ей помочь! – воскликнул он, позвал с собой меня и тотчас отправился в больницу обращать её в православие. Его миссионерство было чрезвычайно оригинально, а именно: войдя в палату, он стал говорить пострадавшей, что все её несчастья целиком проистекают от заблуждения в вере, что ей нужно немедленно принять истину, иначе её снова собьет машина, но уже побольше, например, грузовик или асфальтовый каток.

Знакомая, впрочем, не отреагировала на его призывы. Но он считал, что выполнил свой долг, воззвал таким образом к заблудшей душе и уж, конечно, не его вина в том, что она была так упорна в своём заблуждении.

Хотя на самом деле бедняга просто не знал о том, что, кроме миссии слова, существует ещё и миссия отношения, как, например, святой Алексий Мечев, когда к нему приходили страдающие люди, спрашивал их не «Как веруешь?», а «Где болит?». И этим больше открывал суть православия, чем спорами о вере.

С самых древних времен случилось так, что, даже приходя в храм, мы далеко не всегда видим красоту христианства. Но уж если мы её видим и при этом имеем доброе расположение, то эта красота очарует нас.

Меня всегда особенно поражала красота человеческих отношений, когда я приезжал к известным афонским и греческим старцам.

В Петру, монастырь старца Дионисия Каламбокаса, я приехал вечером. Окончив все дела, с этим связанные, я вошел в трапезную и попросил разрешения остаться тут на несколько часов, объяснив, что я писатель и мне необходимо записать дорожные впечатления. Монахи были столь добры, что, хотя я и пробыл в трапезной до глубокой ночи, никто никак не тревожил меня. Только кто-то из братии предлагал покушать, чтобы я не слишком утомлялся. Не знаю, во сколько легли те, кто должен был смотреть за трапезной, но такое необыкновенное гостеприимство не могло не тронуть. Каждый монах был радостен и выражал свою радость по-своему. Один брат, широкоплечий и статный, увидев моего сопровождающего, тоже монаха, широко улыбнулся и приподнял его в воздух. Так он проявлял наполнявшие его добрые чувства. Монахи входили и выходили, со всех концов мира прибывали запоздалые гости – их немедленно садили за стол и кормили. И я заметил, что каждый инок тут прекрасен по-своему, никто не копирует друг друга, но все по-особому раскрываются в столь желанном людям Духе Святом. Если что у них и было общим, так это жажда сделать всё для всех вокруг, чтобы каждый знал ту же радость, что и они. Если в мире встретить хотя бы одного такого человека – захочешь жить дальше, любить, превозмогать и творить. А здесь, на небольшом клочке земли, было собрано несколько десятков настоящих людей, а потому, несмотря на дождливый ноябрь, казалось, что сама природа вокруг ликует и говорит каждому: «Нашла человека!».

Поразила меня и иконная лавка. Во-первых, она совершенно не запирается. Деньги и писаные иконы лежат там безо всякого присмотра, а на моё удивление старый монах отвечал:

– Мы здесь всем доверяем.

Попробуйте представить себе такой магазин в своей стране, и вы почувствуете разницу.

Во-вторых, никто здесь не знал цен на иконы. Никто не хотел даже торговать. Спустя неделю мы встретили молодого француза-паломника, который три года назад видел, как некий монах тут что-то продавал. Француз запомнил цены. Мой друг был в состоянии купить себе что-то в лавке, но торговля велась совсем не по магазинным правилам.

Приведу разговор друга с французом.
– Это сколько стоит?
– Пять евро.
– А можно взять несколько таких за три?
– Берите.
– А эти иконы сколько? (Указывает на ящик.)
– Это бесплатно. На раздачу для бедных.
– А можно взять для больницы все?
– Берите.
– А эти? (Указывает на другой ящик.)
– Эти тоже бесплатно.
– А все можно взять?
– Конечно!

В итоге мой друг и француз вышли из лавки нагруженные сумками. Француз озадаченно спрашивал:
– У вас что, иконы не пишут?
На это друг отвечал:
– Пишут, но мало.

Для всякого ищущего человека очень важно проложить эту дорожку от ложности человеческих отношений, которой много и в храмах, до той красоты, которой Церковь является на самом деле. Важно миссионерство среди знающих о Боге, но не имеющих о Нём ещё святоотеческого, светлого представления. И пускай этого светлого знания о Боге мало кто ищет, но среди людей всегда есть те, кто хотел бы открыть красоту и традицию Духа, предощущая особым образом, что Церковь это нечто иное, чем ссоры входящих в неё людей, иное, чем формализм и косность, иное, чем неприятие культуры и знания.

Первыми такими миссионерами в мире были пророки и Иоанн Креститель. В Иудее основным духовным течением был формализм фарисеев, и пророки обращались ко всем способным услышать, и говорили, что вера – это живое отношение к Богу, а не соблюдение тех или иных правил. По сути, пророки первыми провозгласили то, что Блаженный Августин сформулировал как «любить Бога и делать что хочешь». Лучшие из людей того времени собирались вокруг пророков, потому что слово их было живым и они говорили иначе, чем книжники и фарисеи.

Первые ученики Христа были учениками Иоанна Крестителя. Это не случайно. Чтобы человек пришел ко Христу, ему нужно сначала захотеть настоящести и в себе, и в мире, той настоящести, когда жизнь проникнута Духом Святым, когда человек имеет силу сказать всему неважному – не важно, когда человек желает умножать красоту и добро. Именно в эту настоящесть и приводили людей пророки, о ней говорили апостолы. И парадоксальным образом эту настоящесть бывает очень сложно расслышать именно в храмовом пространстве. Потому проповедь пророков и апостолов всегда вызывала скандал – формалистам и умникам любого века невыносимо слушать, что важны не их заслуги, а благодать, которая дается только за жизнь для других, а не за количество прочитанных книг, дипломов и не за умение составлять библиографию к диссертации.

Глубина и радость – вот апостольство современного христианина, убеждающее других, что всё, во что он верит, истинно. Я знаю одну замечательную девушку, которой старец Дионисий сказал, что её важнейшее миссионерство заключается в её улыбке и радости, глядя на которые и другие люди понимают, что христианство – счастье.

О миссионерской деятельности в регионах

Каждая епархия должна иметь епархиальный миссионерский отдел, который должен заниматься организацией миссионерской работы в конкретных условиях той или иной епархии, с учетом всех особенностей: культурных, экономических, социальных и пр. Отдел должен вырабатывать стратегию своей деятельности. Именно для реализации этой деятельности принимается широкомасштабная задача, о которой также говорил Патриарх Кирилл – это единая карта миссионерского поля.

Такая карта должна существовать в на каждом приходе, в каждой епархии, а также нужна общецерковная база данных всего того, что у нас происходит в этой сфере. Чтобы мы знали реальное положение вещей: какие существуют сектантские образования, раскольнические, псевдоправославные… Чтобы каждый приход знал то поле, на котором ему необходимо потрудиться: какие люди проживают, какие есть учебные заведения, к каким людям предстоит обратиться со словом о Христе. Такая карта, начиная с приходского уровня и заканчивая общецерковным должна скоро появиться. Когда мы будем видеть, что мы имеем, работа будет облегчена. С другой стороны, намного легче не станет, потому что станет очевидным, сколько работы еще предстоит.

Миссионерская ответственность мирян

Предлагаем вашему вниманию Слово председателя Синодального миссионерского отдела Московского Патриархата, архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, произнесенное на IV Всецерковном съезде епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви.

Святейший Патриарх Кирилл сказал, что необходимо выработать практические рекомендации для миссионеров, хотел бы остановиться на миссионерской ответственности мирян и посмотреть на это явление с практической точки зрения. Прежде всего, что такое ответственность? – Это ответ человека на призыв Божий. Призывом Божиим уже является сама человеческая жизнь, потому что каждый из нас носит подобие и образ Божий.

В «Концепцию миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» было введено понятие «миссионерская ответственность мирян», которое предполагает знание основ вероучения Православия и активное участие в жизни прихода, свидетельствование об истине Православия всей жизнью, по слову святого апостола Петра: «…будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3, 15). Миссионерская ответственность также предполагает внесение личного вклада в миссионерское служение, в соответствии с образованием, способностями и личными данными. Нужно помнить, что миссионерская ответственность мирян – это не простая передача накопленной информации. Это, прежде всего, – воцерковление людей, помощь людям, ищущим путь к Богу. И целью воцерковления должна быть наша повседневная жизнь, основанная на христианских началах. Каждый христианин должен дать ответ на вопрос: как изменилась моя жизнь после встречи со Христом? Является ли событие Воскресения Христа основой моей веры?

Принял ли я Христа и Его Церковь в своё сердце, чтобы вместе с апостолом Павлом сказать: «…уже не я живу, но живет во мне Христос, и если ныне живу во плоти, то живу верою в Иисуса Христа, Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2, 20). С апостольских времён миряне играли большую роль в литургической жизни общины. Они занимались апостольскими трудами, приводя к Церкви людей посредством обучения при тесном взаимодействии со священноначалием. Неограниченное поле миссионерской деятельности представляет собою социальное служение мирян. Особое значение имеет создание духовного информационного пространства с помощью мирян. Ведь порой средства массовой информации пытаются «вылепить» образ священника с «трагическим» лицом, и обязательно этот образ будет с потупленным взглядом.

Когда-то Ницше дал самое страшное определение христианства, назвав его «безрадостным». Конечно, он солгал, потому что христианство – это радость о воскресшем Христе. Но он специально об этом сказал. А многие христиане, которые не несут этой радости, считают, что себя «спасают» неким прискорбным видом и отказом от активной приходской деятельности. Но тем самым они не участвуют в Благовестии Спасителя и радости о воскресшем Христе. Мы с вами часто слышим некие негативные представления, можно сказать, «страшилки» о том, что завтра обязательно но будет «конец света» и тысячи «аргументов» приводят в доказательство того, что это – близко: и биометрические измерения, и ИНН, и зашифрованные «тайные знаки»… Изобрели даже термин такой – «предпечать Антихриста».

Ясно, что такое ложное благочестие проповедует не Христа – Победителя смерти, но рекламирует «духов злобы поднебесных». Мы с вами должны обратить внимание на эти явления. И здесь необходимо как можно быстрее развернуть, как сказал Святейший Патриарх, программы епархиального просвещения мирян для того, чтобы они стали активными миссионерами. В Евангелии христиане называются «солью земли». И понятие миссионерской ответственности очень схоже с этим понятием. «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5, 13). Соль сохраняет от повреждения, от тления. Это – её охранительные функции.

Поэтому христиане называются «солью земли», сохраняя учение Церкви, чтобы оно не было повреждено еретиками и раскольниками. Соль очищает, и очень важно, когда миряне могут противостоять деструктивным сектам, когда они могут помогать священнослужителям «вынимать» из этих сект людей, которые «заблудились». Наконец, соль придаёт всему вкус. А что значит придавать вкус? Это значит придавать христианское измерение всему происходящему. И вот в этом смысле миряне могут помогать людям распознавать события с точки зрения христианской нравственности, христианской морали. Мы сейчас теряем критерии оценки того или иного явления. Есть особенности миссионерского служения мирян. Очень часто миряне, ссылаясь на то, что они «грешны», боятся вести миссионерскую деятельность, считая себя недостойными проповедовать Слово Божие. Но нам необходимо объяснить им, что «сила Божия в немощи совершается» (см.: 2 Кор. 12, 9). И священники должны ориентировать мирян на активную миссионерскую деятельность.

Вторым препятствием на пути миссионерской деятельности является боязнь преследований со стороны мирских властей. Миряне соглашаются даже участвовать в какой-либо политической деятельности, но не проповедовать о Христе. Ещё одна боязнь – это боязнь того, что они недостаточно подготовлены. Говорят, что если священников не слушают, то как послушают нас, простых людей? – Нам для этого нужно создать систему подготовки мирян – то, что на нашем съезде названо «народной катехизацией». Мы с вами должны обсудить на съезде формы этой системы. И мне кажется, что сегодня мы могли бы возродить Всецерковное Миссионерское общество, как это было при святителе Иннокентии, митрополите Московском и Коломенском, и подумать о структуре такого общества для мирян и Синодальный миссионерский отдел разрабатывал бы стратегию, богословие миссии, а практические действия – идти через Миссионерское общество, ориентированное, в основном, на мирян.

Сейчас уже существуют братства православных врачей, православных педагогов, есть другие братства, объединяющие интеллигенцию. Есть даже сообщество православных журналистов. Так вот нужно уже существующие формы наполнить миссионерским императивом. И мы тогда смогли бы создать Миссионерское общество и без каких-либо дополнительных структур, как мне представляется, такое общество даст мощный импульс развитию миссионерской деятельности. Это общество решало бы и задачи материального обеспечения миссии.

Сейчас существует братство православных бизнесменов. И если направить их деятельность не только на строительство храмов, но на поддержку миссионерских станов в наших Дальневосточных, Северных епархиях, это было бы объединением миссионерских усилий. Но очень важно, чтобы мы не потеряли контроль над развитием таких миссионерских структур, чтобы не произошло подмены: миссия не должна подменяться какими-либо политическими устремлениями и обсуждениями, кто – лучше, кто – хуже… Часто это выливается в печальный опыт начала 1990-х годов, когда многие православные братства превратились, фактически, в какие-то политические организации с православной риторикой и начали «воевать» со священноначалием. На это нужно обратить особое внимание. Для нас очень важно, чтобы каждый мирянин имел своё миссионерское поручение. Это – часть общественного служения христианина. Когда это служение включается в миссионерскую деятельность прихода. Чтобы каждый чувствовал свою причастность к общему делу миссии.

У нас невостребованность прихожан сегодня вызывает усталость, утомлённость и просто обрядоверие, когда люди не участвуют в активной жизни прихода. Почему? Да потому, что их никто не зовёт. А если приход имеет действительно миссионерскую направленность и миссионерскую программу, тогда есть все условия для реализации того внутреннего потенциала, особенно молодых прихожан, для того, чтобы активно свидетельствовать о Христе в разных формах. Я думаю, что формы миссионерских поручений для мирян должны стать предметом обсуждения на нашем съезде. Тогда нам придётся прикладывать меньше усилий, чтобы «вынимать» людей из деструктивных сект.

Когда люди живут приходской жизнью, они уже начинают различать этих «духов злобы», по слову святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4, 1). И миряне должны сыграть особенно важную роль в «миссии примирения», когда христиане живут в быту, в социальной сфере, общаются с другими людьми и несут мир. Ведь если вспомнить, слово «мiрянин» имело отрицательное значение в «духовном регламенте» 1921 г.

В церковно-славянском словаре священника Григория Дьяченко «мiрянин» есть человек, который живет по похотям и страстям «мiра» (с «десятеричным» i). Но есть ещё одно слово «мир» (греческое «ирини») – то есть это мир, тишина, гармония, свет, благодать. То есть настоящий мирянин является истинным соработником Богу в приведении людей к вере и ко спасению. Потому что через него свет Христовой истины должен прийти ко всем, с кем он общается.

По материалам журнала Миссионерское обозрение / 2011 / № 1

2. Методология православной миссии
2.1. Цели и задачи современной миссии

Миссионерская ответственность епископа предполагает:

Организацию и поддержку на территории вверенной ему епархии миссионерской деятельности на основании общецерковных документов, определяющих направления, цели и задачи миссии.

Заботу о миссионерских кадрах, повышение миссионерской квалификации священно- и церковнослужителей.

Создание на базе епархиального управления координационного центра для разработки методических рекомендаций и пособий по миссионерской деятельности, для обобщения епархиального миссионерского опыта с учетом местных культурных и этноконфессиональных особенностей.

Обеспечение финансовой поддержки епархиальным миссионерам при проведении ими миссионерской деятельности (например, путем образования специализированного епархиального миссионерского фонда или иных епархиальных финансовых учреждений, имеющих миссионерские цели и задачи).

Миссионерская ответственность священников, на которых епархиальным архиереем возложены соответствующие обязанности в рамках прихода/благочиния, предполагает:

Организацию миссионерской деятельности с учетом социального статуса мирян, находящихся на территории пастырской ответственности данного прихода/благочиния.

Привлечение активных прихожан к миссионерскому служению.

Ориентирование воскресных школ на миссионерскую деятельность.

Воспитание в приходском активе миссионерского духа посредством личного примера.

Введение практики миссионерских поручений на приходе и обеспечение их ответственного исполнения.

Миссионерская ответственность мирян предполагает:

Знание основ православного вероучения и активное участие в жизни прихода.

Свидетельствование об истине Православия всей своей жизнью, по слову святого апостола Петра: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3, 15).

Внесение, при надлежащем попечении духовников, личного вклада в дело миссионерского свидетельства в соответствии с образованием, способностями и профессиональными навыками.

3. Практика миссионерского служения

3.5. Миссионерский приход

Образ жизнедеятельности и сам облик современного церковного прихода должен быть максимально приспособлен к миссионерским потребностям, исходя из интересов миссии Церкви.

Приход, подтвердивший свою способность (по уровню подготовленности и практическим результатам) заниматься миссионерской деятельностью постоянно и плодотворно, приобретает статус миссионерского прихода.

Существуют следующие отличительные особенности миссионерского прихода:

Главная его цель – осуществление миссионерской деятельности на территории его пастырской ответственности.

Желательно, чтобы его клир знал богословие миссии и приобретал практический опыт миссионерства.

Целесообразно, чтобы миссионеры имели или приобретали светское высшее образование.

Приходское собрание данного прихода должно состоять преимущественно из прихожан, активно участвующих в миссионерской деятельности, знающих проблемы и нужды современной миссии.

Приход обязан заниматься социальной диаконией.

В миссионерском приходе необходимо сформировать институт миссионерских катехизаторов. Миссионерское служение мирян необходимо скоординировать по разным аспектам работы в соответствии с образованием и профессиональными навыками конкретного миссионера.

В приходе богослужения должны иметь преимущественно миссионерскую направленность.

Миссионерскому приходу по благословению епархиального Преосвященного желательно постоянно поддерживать контакты в методической сфере с Миссионерским отделом Московского Патриархата.

3.6. Миссионерское служение мирян

В целях распространения миссии во всех сферах жизнедеятельности общества необходимо:

привлекать мирян к активной церковной работе посредством выполнения конкретных миссионерских поручений;

помогать в комплектовании школьных и публичных библиотек церковными книгами миссионерского содержания, использовать сеть библиотек для создания в них миссионерских просветительских центров и проведения тематических выставок, посвященных важным событиям церковной жизни;

ориентировать мирян на особый вид миссионерской деятельности, направленной на церковное присутствие в интернет-пространстве;

поощрять общение мирян во внебогослужебное время, в частности, через проведение собраний и совместных трапез прихожан после совершения богослужения в первую очередь с целью обсуждения вопросов духовной и церковной жизни;

находить точки соприкосновения с различными возрастными слоями населения посредством организации общедоступных мероприятий по интересам: клубов, летних лагерей, походов;

вести просветительскую работу с группами социального риска, (наркозависимыми, ВИЧ-инфицированными, беспризорными и др.);

осуществлять миссионерскую, катехизаторскую, богословскую подготовку светских преподавателей, врачей, психологов, юристов, экономистов, военнослужащих, деятелей культуры и науки для расширения поля миссионерского служения».

Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви

Читать еще:  “Мы болтали в интернете каждый день — а потом она умерла”
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector