0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Метеор: как техническое чудо родом из СССР стало настоящей гордость речфлота

В 60-80-е годы катера, получившие общее название «ракета», получили распространение в СССР и многих странах социалистического содружества.

Корабли новой конструкции использовали совершенно новый принцип движения: они могли летать над водной поверхностью с большой скоростью, благодаря специально разработанным подводным крыльям. Они двигались с небольшой скоростью, как обычные корабли. Их общее название – суда на воздушной подушке.

В аналогичную серию вошли теплоходы с романтическими названиями «Буревестник», «Комета», «Спутник» и «Метеор». Скорость движения этих кораблей была довольно высокой – до 150 км / ч. Одновременно они могли принять на борт до 300 пассажиров.

masterok

Хочу все знать

Буквально на днях катался на таком теплоходе из Казани в Булгары. Старенькая машинка, но круто летит. Вспомним его историю.

В Советском Союзе огромное внимание уделялось речному пассажирскому флоту. Специально для него с начала второй половины XX века в стране активно разрабатывались и создавались суда на подводных крыльях. Одним из лучших в своем классе стал СПК «Метеор», о котором сегодня и пойдет речь.

Первые работы над судами на подводных крыльях (СПК) в конструкторских бюро Советского Союза начались в 1933 году. У истоков проекта стояли такие инженеры ЦАГИ, как Владимиров А. Н и Фролов В. Г. В 1937 году была создана первая отечественная система управления подводными крыльями. Первых значительных успехов в разработке СПК советские конструкторы достигли в 1943 году, а уже в 1947 на свет появилось экспериментальное судно А-7, ставшее прообразом всех будущих советских СПК. Первое пассажирское судно данного класса называлось «Ракета-1». На рейс оно вышло 25 августа 1957 года по маршруту Горький – Казань.

Первое поколение советских СПК выпускалось с конца 1950-х по конец 1960-х годов. Именно в этом время появились такие знаменитые суда, как «Комета», «Беларусь» и наш сегодняшний герой – «Метеор». С 1970-х по конец 1980-х годов в Советском Союзе перешли к выпуску второго поколения СПК. Ярчайшими представителями здесь стали «Восход», «Колхида», «Полесье», «Циклон», «Ласточка». Повышенный интерес к судам на подводных крыльях был вызван спецификой характеристик таких плавательных средств. СПК обладали большей скоростью, гораздо лучшей мореходностью и почти полной устойчивостью к качке при сравнении с обычными судами. Правда, были и недостатки: требовательность к двигателям, низкая мореходность при существенном волнении, низкая экономичность.

Собственно «Метеор» является не одним судном на подводных крыльях, а целой серией речных судов, представленной моделями 342, 342Э, 342У. Разрабатывался он в качестве речного пассажирского судна в горьковском Центральным конструкторском бюро по СПК. Руководил проектом советский кораблестроитель Ростислав Евгеньевич Алексеев. На свет судно появилось в 1959 году. Серийный выпуск «Метеоров» наладили на территории Татарстана в Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького. Выпускались «Метеоры» с 1961 по 1999 год. Всего было собрано порядка 400 таких судов.

Водоизмещение «Метеора» составило 53.4 тонны. Длина борта – 53.4 метра. Ширина судна с учетом размаха подводных крыльев – 9.5 метров. Высота «Метеора» во время хода достигала 6.78 метров. Осадка судна во время хода – 1.2 метра, во время стоянки – 2.35 метра. Данная серия СПК комплектовалась несколькими двигателями: М400, М401, М-417, а уже после распада Советского Союза импортными MAN. В движение СПК всегда приводился двумя дизельными силовыми установками с мощностью от 1100 до 2200 л.с. Эксплуатационная скорость хода достигала 66 км/ч. Экипаж судна составлял 3 человека.

В зависимости от модели «Метеор» мог перевозить от 78 до 123 человек. У всех СПК данной серии было три пассажирских салона, которые находились в носовой, кормовой и средней части судна. Чаще всего мягкие кресла делились по салонам по 23, 44 и 44 соответственно. На борту каждого судна также имелась комната для экипажа, подсобное помещение и туалет.

Posts from This Journal by “Корабли” Tag

Украина приобрела старый ледокол, содержание которого обойдется дороже покупки

Украина купила у Великобритании за 5 млн долларов старый дизель-электрический ледокол James Clark Ross, списанный после 30-летней эксплуатации.…

«Сладкий» корабль

Когда я увидел эти фото я тоже вначале подумал, что это беженцы прибывают в Грецию из Ливии и или Сирии и т.п. Сейчас это как вы знаете острая…

Паруса в виде колонн: эффект Магнуса

Знаменитый документальный сериал «Подводная одиссея команды Кусто» великий французский океанограф снимал в 1960–1970-х годах.…

Информация об этом журнале

  • Цена размещения 200 жетонов
  • Социальный капитал35 158
  • В друзьях у 2 500+
  • Длительность 4 часа
  • Минимальная ставка 200 жетонов
  • Правила
  • Посмотреть все предложения по Промо
  • 1
  • Reply
  • Thread
  • Reply
  • Parent
  • Thread

Австралийцы (компания Инкат) уже 50 лет строят высокоскоростные катамараны

Они широкие и необычайно устойчивые. Такие лодки составляют речной флот Лондона, который быстрее наземного транспорта.

  • Reply
  • Thread
  • Reply
  • Parent
  • Thread

Путин-Мутин мутит-путит себе Ковид-Майдан — только Эволюционный Марш реально против

1. На «Прямой линии» 30.06.2021 Путин наконец-то чётко объяснил разницу между обязательной вакцинацией для всего населения и для отдельных категорий (согласно ФЗ 157). Но опять не уточнил, против какой он именно обязаловки! Более того — теперь ковид-майдауны могут обвинить его и в нарушении закона, поскольку он сказал, что остаётся противником обязаловки, что можно истолковать как его протест и против выборочной обязаловки (законной согласно ФЗ 157). Тем более, что он при этом как раз и заявил о законности выборочной обязаловки. Во всех новостях так и сказано — мол, обязательная вакцинация для некоторых категорий законна, но Путин против неё.

2. Эта позиция бьёт и по личному авторитету Путина, и по авторитету власти вообще в глазах широких масс — да, регионы действуют по закону, но ведь Путину-то противоречат. То есть, подливается масло в огонь слухов о Путине как «хромой утке», что ещё больше ослабляет его влияние, повышает риск Майдана и делает ситуацию с транзитом власти крайне рискованной в плане ельцинского реванша. Не говоря уже о том, что такие разногласия между центром и регионами объективно помогают сепаратистским настроениям. А если возобладает мнение о том, что Путин таким образом уходит от ответственности за непопулярные меры, то, во-первых, он окончательно потеряет репутацию как ответственного и честного руководителя, а во-вторых, регионы могут обидеться на него за то, что он их подставил под огонь критики со стороны масс. А деваться-то региональным лидерам некуда — ведь если не вакцинация, то локдаун, что ещё больше ударит по ним и обострит ситуацию, зреющую Ковид-Майданом:
https://evolution-march.livejournal.com/2062933.html

3. Обязательная вакцинация теперь рискует провалиться — ведь в России с её централизмом мнение главы государства зачастую важнее закона. Да, с одной стороны, регионы действуют по закону, но с другой стороны — то, что они врозь с Путиным, будет мешать полноценной обязаловке. Ковид-диссиденты теперь могут ссылаться на мнение Путина и ставить вопрос ребром — мол, вы что, против Путина? Да и сами региональные элиты могут подозревать, что Путин таким образом проверяет их на лояльность — мол, не слишком ли они рьяно применяют обязаловку, противореча Путину? Не будет ли это воспринято Путиным как их скрытая оппозиционность?
В сложных ситуациях власть должна быть единой, без каких-либо противоречий, недомолвок и лжи. А Путин всё запутал так, что теперь сам чёрт ногу сломит. Даже с пенсионной реформой и то лучше получилось — там хотя бы Путин взял на себя ответственность. А ведь коронавирус намного больше волнует население — пенсия когда-то ещё будет, а болезнь — вот она рядом, в любой момент может ударить.
Так что на выборах (послевыборном Майдане) осенью и в ходе возможного транзита власти это несомненно скажется. В своём стремлении спихнуть ответственность на регионы Путин перехитрил сам себя.

Отечественные корабли на подводных крыльях. СПК «Метеор»

После колоссального успеха «Ракеты», продемонстрированной во время проведения в Москве Всемирного фестиваля молодежи и студентов, Р.Е. Алексеев получил карт-бланш на работы по СПК гражданского назначения. А началось это с того, что Алексеев точно так же когда-то, «явочным порядком», показал катер Б-1 двум первым заместителям председателя Совета Министров СССР: Л.М. Кагановичу, ответственному за развитие транспорта, и А.И. Микояну, курировавшему внешнюю торговлю. Обоим СПК понравился. Особенно он понравился А.И. Микояну, увидевшему в Б-1 прообраз судов с хорошей экспортной перспективой. Надо отметить, что А.И. Микоян не ошибся.

Впоследствии СПК проекта 340 «Ракета» оказалось одним из самых успешных проектов советского судостроения на внешних рынках, что принесло немалый доход стране в твердой валюте. Тогда же Р.Е. Алексеев заручился поддержкой министра морского и речного флота СССР З.А. Шашкова. Ситуации благоприятствовало то обстоятельство, что в те годы Н.С. Хрущев разрушил ведомственный принцип организации промышленности, заменив его территориальным – совнархозами. Имея поддержку в Горьковском совнархозе, выговорив себе право личного доклада Н.С. Хрущеву два раза в год, Р.Е. Алексеев предпринял титанические усилия (что важно, увенчавшиеся успехом!) для создания принципиально нового пассажирского флота массовых скоростных перевозок – судов на подводных крыльях.

В эти годы на Волге строились гидроэлектростанции, образуя рукотворные «моря» – водохранилища, на которых условия плавания существенно отличались от речных условий. Понимая необходимость дальнейшего развития линейки пассажирских СПК, Алексеев сразу после начала серийного выпуска СПК «Ракета» переходит к проектированию судна в два раза большего, которое впоследствии получило название «Метеор». На нем уже было два двигателя М50 и пассажировместимость, как на двух СПК «Ракета», – 120 человек. На первоначальных прорисовках «Метеор» выглядел, как большая «Ракета». Но в процессе проектирования стало ясно, что необходимо уходить от первоначальной архитектурно-компоновочной схемы. Кормовое расположение ходовой рубки при всех выгодах давало по носу обширную мертвую зону, кормовую центровку судну и ряд других негативных моментов.

Поэтому при проектировании СПК «Метеор» была найдена архитектурно-компоновочная схема, идеально соответствующая гидродинамической модели и впоследствии повторяющаяся из проекта в проект: расположение поста управления в первой трети корпуса, расположение машинного отделения в последней трети корпуса, авиационное деление по длине пассажирских салонов и многое другое.

Первый «Метеор» был заложен в последний день 1958 года, спущен на воду в октябре 1959. После первых испытаний, показавших приличные характеристики нового судна, Алексеев принял решение совершить на «Метеоре» переход в ноябре 1959 года из Горького по рекам, Азовскому и Чёрному морям в Феодосию. Он задумал пройти на теплоходе до ледостава на Чёрное море, за зиму закончить в Феодосии достройку, провести испытания речного судна в море.

Можно по разному относиться к этому, но многие, как и аз, грешный, иначе как авантюрой это не называли, но….. А вот описание того перехода….

«Алексеев назначил выход из Горького на выходной день, 1 ноября. Главный конструктор лично рассматривал кандидатуру каждого, кто должен был идти в рейс. В состав участников перехода были включены инженеры-кораблестроители, инженеры-механики, мотористы, среди которых мастера яхтенного спорта, яхтсмены-разрядники, бывшие военные моряки. За время перехода выявились как просчеты конструкторов, так и дефекты производственников: выполнялись корпусные работы, устранялись отказы механизмов, электрооборудования. Но шли уверенно, на скорости 70 км/ч. Случались посадки на мель, встречи с топляками. Приходилось по ночам исправлять повреждения. К 12 ноября дошли до Азовского моря.

При выходе в море волнение усилилось до трёх метров, но Алексеев решил испытать мореходные качества СПК в натурных условиях. Главный конструктор сам взял управление. Волны беспощадно трепали и били крылатый корабль. Носовая оконечность окуталась ореолом брызг и морской пены. Широко расставив ноги, высоченный Адмирал твёрдо стоял на качающейся палубе ходовой рубки, внимательно вглядываясь в бушующий простор. «Метеор», чувствуя надёжную руку Алексеева, отчаянно боролся со штормом. По штурманским расчётам, они находились на середине пути – как до Керчи, так и до Жданова. Положение становилось критическим.

Адмирал приказал осматривать отсеки, поскольку началась сдвижка листов обшивки. Винтовочными выстрелами грохотали выбиваемые ударами волн заклёпки. Личному составу приходилось вбивать чопы в фонтанирующие отверстия. От сотрясения корпуса двигатели прыгали вместе с фундаментами, но не смотря ни на что обороты держали. Корабль на крыльях стремительно пробивался сквозь буйство стихии. Казалось, что это Алексеевское творение выходило на Свет Божий подобно Афродите, рождаясь в пенных валах Азовского моря.

Но вот на горизонте показалась полоска земли и проблески маяка! Значит, Керчь уже рядом. По расчётам, до берега не более 30 миль. Море несколько поуспокоилось, волна 1,5 – 2 метра. Наконец, показался керченский порт. Уставшее судно поставили в ковше рыбацкой судоверфи. Не покладая рук, весь экипаж устранял повреждения, готовя корабль к черноморскому переходу. Следующий пункт – Феодосия.

Чёрное море встретило приветливее, чем Азовское. Волна длинная и пологая. На волнении новые впечатления: когда судно скатывается по гребню такой волны, то захватывает дух, как на качелях. По оценкам специалистов, теплоход шёл прекрасно. Все обошлось благополучно, один лишь раз врезались в волну до половины окон носового салона.

И вот на траверзе феодосийский берег. Навстречу «Метеору» вышел катер, с которого просигналили: «Привет сормовичам!» Через 20 минут теплоход вошёл в заводскую гавань.»

9 мая 1960 года «Метеор» вышел из Феодосии в обратный путь, и уже 14 мая «Метеор» ошвартовался в заводской гавани «Красного Сормова».

«Второй переход первого «Метеора» состоялся летом 1960 года в Москву. Основная цель – демонстрация руководителям партии и правительства, принимавшим участие в июльском Пленуме ЦК КПСС. Этот рейс был менее драматичным, но не менее ответственным с точки зрения развития крылатых судов. Он начался 22 июня, в то время, когда Р.Е. Алексеев находился в Феодосии. Путь в 900 км обычные суда до Москвы идут трое суток. По расчетам, «Метеор» должен был преодолеть это расстояние за 13 ходовых часов. По пути в столицу, на дебаркадере пристани «Большая Волга», у входа в канал имени Москвы, приняли на борт главного конструктора: из Феодосии он прилетел в Москву, добрался на машине до «Большой Волги» и пересел на «Метеор».

Через 12 часов 45 минут ходового времени «Метеор» подошел к причальной стенке речного вокзала в Химках. Здесь его встречали министр речного флота З.А. Шашков, представители судостроительной промышленности. На следующий день члены правительства, работники Министерства речного флота, Государственного комитета по судостроению и ведущие сотрудники его конструкторского бюро, посетившие выставку новых речных судов, совершили на «Метеоре» прогулку по водохранилищу и дали высокую оценку его качествам.»

С одной стороны, достаточно хорошо зная, как у нас проходило внедрение разнообразных новшеств, могу прекрасно понять Ростислава Евгеньевича. С другой, почему-то крутится рядом слово «показушник»…. Что вовсе не отменяет его гениальности.

Технические характеристики судна на подводных крыльях «Метеор» проекта 342Э (Справочник по серийным транспортным судам):

Класс Речного Регистра
«О»

Район плавания
Внутренние водные пути разряда «О», а также Финский залив, Нева, Ладожское озеро (с ограничениями по погоде)

Пассажировместимость с двигателями М50: транзитные перевозки/пригородные перевозки
128/150 чел.

Пассажировместимость с двигателями М401: транзитные перевозки/пригородные перевозки
124/140 чел.

Пассажировместимость с двигателями МAN: транзитные перевозки/пригородные перевозки
128/150 чел

Мореходность на крыльях
1,3 м

Мореходность в водоизмещающем положении
2,0 м

Водоизмещение порожнем
36,4 т

Максимальное водоизмещение
53,4 т

Дедвейт (полезная нагрузка), включая топливо
17 т

Длина габаритная
34,6 м

Ширина габаритная
9,5 м

Высота корпуса
5,25 м

Осадка на плаву/на крыльях
2,35/1,2 м

Мощность главных двигателей М-50Ф/М401, кВт (л.с)
2×736/809 (2×1000/1100)

Удельный расход топлива двигателя М401, г/кВт×час
219

Полный расход топлива на полной мощности
177,1 кг/час (205,9 л/час)

Дальность плавания на крейсерском ходу
600 км

Мощность главных двигателей после модернизации MAN, кВт (л.с.)
2×809 (2×1100)

Удельный расход топлива двигателя МAN, г/кВт×час
214

Полный расход топлива на полной мощности
173,1 кг/час (201,3 л/час)

Запас топлива
3,2 т

Автономность по запасам топлива
18 часов

Дальность плавания на крейсерском ходу
600 км

Скорость хода в стоячей воде на подводных крыльях
65 км/ч

Максимальная скорость хода
70 км/ч

Материал корпуса
Легкие сплавы Д16, 1561

Всего было выпущено на Зеленодольском ССЗ им. Горького т/х типа «Метеор» 378 единиц.

На заводе «Красное Сормово» было выпущено 3 теплохода типа «Метеор».

К 2007 году линия по производству «Метеоров» на зеленодольском заводе демонтирована.

Помимо стран СЭВ, «Метеоры» поставлялись в Египет, Италию, Грецию, Германию, Китай, Нидерланды.

«Rheinblitz», Голландия. Работал на линии Rotterdam – Wal & Lek

«Метеор-43» уехал в Румынию и переименовался в «Amiral-1»»

Вьетнамский «Greenlines 9», бывший украинский «Метеор-27»»

Китайский «Chang Jiang 1» проекта Метеор-2000″

Словацкий «Мeteor V Bratislava»

«Chang Xiang 1», Китай»

Польский «Bosman Express», бывший немецкий «Flying Dutchman»»

На эти суда, помимо предусмотренных изначальным проектом, ставились также мановские дизеля.

А это — «Метеор» в ипостаси яхты господина Хлопонина в бытность оного губернатором Красноярского края

Также были созданы еще несколько проектов на основе 342-го, с другими двигателями и оборудованием салонов, но выпускались они фактических в штучных экземплярах, увы…..

На основе проекта 342 был создан проект 342М «Комета», построенный по требованиям Морского Регистра.

На воду спущен первый за 20 лет теплоход «Метеор» на подводных крыльях

Корабль XXI века, но с сохраненными традициями. Удобный, вместительный и очень нужный людям. Легендарный «Метеор» обретает вторую жизнь и снова в строю. Кроме технических характеристик — скорости, маневренности, конструкторы учли и все современные требования к комфорту. Поэтому «Метеор» тот, да не тот. А просто лучше.

Первый за 20 лет «Метеор» спускают на воду! Это самое большое судно речного класса на подводных крыльях, посмотрите, какое длинное, 35 метров! Современный теплоход едва вмещается между бетонными конструкциями причала. Опускать такой на кране — ювелирная работа.

«Метеоры» — легенда советского речного транспорта, с 1959 года их было выпущено около четырех сотен. Быстрые, дальнепроходимые. Они перевозили пассажиров и по Неве, и по Волге, и по сибирским рекам. Теперь, благодаря госпрограмме, их снова выпускают в нижегородском Центральном конструкторском бюро имени Алексеева.

Рубка управления находится на верхнем ярусе. Салоны для пассажиров достаточно вместительные. Можно путешествовать одному, парами, большими компаниями. Ну и, конечно, в отличие от советских «Метеоров» эти куда комфортнее: на борту есть кондиционер, телевидение и интернет.

«Новые силовые установки, новые интегрированные системы управления с элементами искусственного интеллекта. Надо было сделать корабль XXI века, но при этом сохранить общие традиции», — рассказывает председатель Совета директоров, генеральный конструктор АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» Георгий Анцев.

Крейсерская скорость — 75 километров в час, судно смогут использовать в туристических круизах. Маршрут, по которому обычный небольшой теплоход будет идти несколько дней, «Метеор» пролетит за 10-15 часов. Представьте, какая экономия времени. И сколько мест в Росси можно успеть посмотреть. И, кстати, для таких дальних путешествий на борту есть зона отдыха, где можно перекусить.

Станислав Григорьевич работал вместе с легендарным конструктором Алексеевым. На его глазах создавались первые суда на подводных крыльях, а позже он и сам руководил выпуском «Метеоров», вспоминает, как рождалась идея подводных крыльев.

«Работает динамика. Если крыло в воздухе у самолета работает, знаете, там есть подъемная сила, и он летит, то вода плотнее воздуха в 800 раз и, конечно, в 800 раз подъемная сила может быть. Тогда и крылышко нужно маленькое иметь, не такое большое, как у самолета», — поясняет Станислав Аладьин.

Теперь регионы смогут приобретать такие крылатые теплоходы в лизинг, на льготных условиях. Заказчики уже есть. В планах выпустить на рынок около 150 «Метеоров».

Технические характеристики теплохода «Метеор»

Эксплуатируется теплоход «Метеор» на скорости 60-65 км/ч, хотя может разогнаться на просторе до 77 км/ч. При длине судна 34,6 м и ширине при размахе крыльев 9,5 м пустой теплоход имеет водоизмещение 36,4 тонны, а при полной загрузке — 53,4 тонны. Во время стоянки высота судна составляет 5,63 м, а осадка 2,35 м. Во время движения на крыльях «вырастает» до 6,78 м и оседает на 1,2 м.

Интересные факты про «Метеор»

Судну «Метеор» посвящено немало увлекательных и полезных фактов, которые не только расширят ваш кругозор, но и сделают поездку на этом теплоходе еще более увлекательной.

Большинство из них собраны в книге под названием «Крылатые суда России», в которой объединено все самое интересное про этот необычный вид водного транспорта.

Например, одним из капитанов судна «Метеор», которое передвигалось на подводных крыльях, был знаменитый Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны Михаил Девятаев. Сражаясь против немецко-фашистских захватчиков, он попал в плен, но сумел освободиться и даже угнать вражеский бомбардировщик.

Успешный побег удалось осуществить в феврале 1945 года из концлагеря, расположенного на территории Германии.

А в 1960 году новое судно демонстрировали руководителю Советского Союза Никите Сергеевичу Хрущеву. Присутствовавший при этом знаменитый авиаконструктор Андрей Туполев был настолько впечатлен увиденным, что даже попросил у главного разработчика — Алексеева — разрешения на совместное управление судном.

Сегодня на смену «Метеору» пришло пассажирское судно «Лена», которое также производится на судостроительном заводе в Зеленодольске. В дальнейшем этот проект развивается на судостроительном заводе, расположенном в Хабаровске. Оно способно преодолевать расстояние в 650 километров. При этом развивает среднюю скорость до 70 километров в час. Способно вместить 100 пассажиров либо 50 при VIP-размещении. А экипаж всего 5 человек.

Читать еще:  Песнопения Страстной седмицы. Великий понедельник
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector