0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Любовь и забота к человеку — не повод оправдывать его грех

ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО


Игумен Петр (Мещеринов)

Многие просят меня высказаться по поводу письма Михаила Черняка.

1. Я не судья никому. “Каждый перед своим Господом стоит или падает” (Рим.14, 4).

2. Я не согласен с тезисом Миши Черняка, который лучше всего выразил один из его друзей:

“Отец наш небесный бесконечно любит нас и принимает такими, какие мы есть”.

— Если бы Бог принимал нас такими, какие мы есть в этом падшем и обречённом на смерть мире, и скорёженном извнутри и отвне, то Он бы не восходил на крест. Ибо Он восшёл на крест для того, чтобы принять нас не в падшем нашем состоянии, а свободными от этой падшести и изуродования, такими, какими Он нас задумал, какими Он хочет нас видеть.

О том, что это именно так, говорит всё Священное Писание Нового Завета и сам факт того, что Христос, для того, чтобы избавить нас от этой самой падшести, дал нам заповеди, — которые все сводятся к тому, что мы должны идти по стопам Его (1 Петр. 2, 21), отвергнув себя (Мф. 16, 24), погубив душу свою (Лк. 17, 33) (то есть разделив себя — христианина, и себя — падшего человека), и взяв, таким образом, на себя крест свой, следовать за Христом (Мф. 10, 38).

3. Я вынужден — исключительно для себя, ни для кого другого, а тем более не для полемики и холивара — констатировать, что в данном случае мы с Мишей Черняком, по-видимому, по-разному понимаем Бога и Церковь (Церковь в данном контексте — путь ко Христу).

Для меня христианство требует, говоря словами моих любимых раннепротестантских мистиков, чтобы ветхий Адам в человеке умер, а Христос в нём воскрес и жил; а отношение к гомосексуализму как к одному из проявлений падшести ясно выражено в 1 Петр. 4, 3

Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.

Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,
ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют.

(подчёркиваю: отношение к гомосексуализму как явлению, а не осуждение и не-любовь к живым людям, носителям этого явления).

Идеология, озвученная Мишей Черняком, совсем иная: ничего этого не надо, Христос принимает нас такими, какие мы есть.

4. Из вышесказанного совершенно не вытекает никакой гомофобии. Это лишь констатация разных точек зрения на христианство. Здесь просто нужно зафиксировать разное понимание Бога и пути спасения (Церкви), и не тратить сил на убеждение друг друга в том, что другой стороной не принимается.

5. И, в любом случае, я благодарен Мише Черняку за то, что он открыто поднял в церковном пространстве этот вопрос, который, несомненно, требует богословского (а не базарного фейсбучного) обсуждения.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

НЕДЕЛЯ 5-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ

С праздником, дорогие братья и сестры!

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Мы совершаем память преподобной Марии Египетской. Как мы знаем из ее жизнеописания, с 12 лет и до 29-летнего возраста она жила во грехах. 17 лет она шла по широкой дороге жизни, можно сказать, вытворяла что хотела, как сама потом исповедовалась монаху-подвижнику Зосиме, которого она по Божьему усмотрению встретила в пустыне. 48 лет понадобилось этой женщине для искупления греха и для перестройки души на Божественный лад.

Вот что и нам с вами надо перестраивать — душу, сердце и совесть, а не экономику, финансы или уклад государственной жизни. Вот кто был великий перестройщик — Мария Египетская! Из греховной падшей женщины она преобразилась так, что поднималась от земли: ее видел молящейся на воздухе преп. Зосима и испугался, думая, что видит привидение. Вот где истинная перестройка, а не та, о которой нам говорили с трибун разные реформаторы.

48 лет подвизалась преподобная в пустыне! Сколько она грешила, столько она и страдала, горько и тяжело. В житии описывается, что 17 лет она боролась со страстями, часто падала в обморочном состоянии, потому что на Ближнем Востоке (теперь это территория Иордании) жара летом достигает 50°С. Если у нас в России в умеренной зоне летом без одежды можно сгореть и умереть от солнечного удара, то каково людям без одежды в пустыне? А ночью резкие перепады температуры от + 50° до 0°С. Представьте себе. И есть нечего: трава — редкость в пустыне. Был бы это лес, тогда можно хоть какие-то ягодки пощипать: брусничку или черничку.

Эти 17 лет преп. Мария испытывала страшные муки, буквально проходила мытарства на земле, потом еще много лет билась со своей природой и уже в последние годы вышла как бы на финишную прямую — очистилась от страстей и тогда она стала ходить по воздуху: на глазах у старца Зосимы перекрестила и перешла реку Иордан, не касаясь воды. Вот как перестроиться надо!

Итак, сегодня мы совершаем память величайшей подвижницы, которая несла тяжелый мученический подвиг! Мы не чета этим подвижникам: у нас где-нибудь заболело, и все — поднимаем на ноги всех родственников, подключаем медицину. А как терпели мученики?! Представьте себе: их рубили мечами, терзали тело железными когтями, жгли на огне. Так они переносили страшные мучения день или два, от силы — неделю, а тут преп. Мария страдала 48 лет! Трудно сравнить, что легче, что тяжелее, не правда ли?

Когда мы малодушествуем, унываем, ропщем: «Я пропостилась, проболела, перетрудилась, не доспала», — то будем вспоминать себе в укор житие преп. Марии Египетской. Ведь никакой человеческий труд, никакие заточения в гулагах и концлагерях не сравнятся с ее подвигами, ибо она претерпела добровольные муки! Ее безпримерный подвиг, перемена ее жизни — это и есть истинное покаяние.

Великий пост нас призывает к такому, если выразиться на современном языке, генеральному покаянию, которое совершила преп. Мария Египетская, она показала нам образец, как надо каяться для того, чтобы встретиться с Богом, очиститься от греховной скверны, чтобы подготовиться к переходу в иной мир.

Великий пост — это время покаяния, преображения, изменения человека из греховного, бесоподобного, какими мы сегодня являемся, в ангелоподобного, как это сделала Мария Египетская. Вот пример для подражания. Она на себе показала, какой святости можно достичь с Божией помощью: Господь ей дал дар прозорливости, ибо она, не зная имени преп. Зосимы, сказала, как его зовут и что он священник; никогда не читая Священного Писания, она цитировала его по внушению Духа Святаго наизусть; стоя на молитве, поднималась в воздухе и творила другие чудеса.

Никому из нас не заказано покаяние, кто бы ты ни был — разбойник, убийца или блудник. Все спаслись, кто хотел и кто не ленился. Помните, сказано в Священном Писании: «Грядущего ко Мне не изжену вон» (Ин. 6; 37).

На фоне всего сказанного давайте посмотрим на наше сегодняшнее бытие. Мы настолько уже отупели, что не можем трезво оценить происходящее. Еще 20 лет назад никто и не подозревал, какая нам будет уготована западня в 90-е гг. Недавно по телевидению передавали, что в Ставрополе продают на экспорт детей из детского дома по цене 8 тыс. долларов. Интересно, какое будет возмездие тем, которые выступают с экранов телевидения и говорят: «Дети там попадут в хорошие семьи, будут всем обеспечены и не будут болеть». Дескать, будто бы в России дети находятся на мучении, а за границей они будут прекрасно жить и не будут болеть.

Да, они правы: дети, проданные за границу, болеть не будут. Почему? Потому, что их разрежут на запчасти, одному 80-летнему миллиардеру дадут почки, другому — печень, третьему — селезенку и т.д. Разберут по органам детский организм, как воры разбирают автомобиль на запчасти. Кто-то из вас, наверно, попадал в такую ситуацию: стукнулась машина, пока побежишь за гаишником, чтобы составить акт, возвращаешься, а там уже рожки да ножки от нее остались. Так и наших детей продают и воруют, чтобы разобрать на запчасти.

Сегодня весь мир, братья и сестры, ополчился на Россию, потому что мы с вами хоть с горем пополам, но православные, а все остальные, не исповедующие истинную веру, хотят того или нет, борются против нас! Но это явление не новое, это просто повторение старого, вы сами должны понимать. Сейчас в нашей стране ведется стерилизация малышей с помощью памперсов. Мы не открываем вам Америку, а только являемся проводниками тех открытий, которые сделали русские ученые-патриоты, православные по духу, разоблачающие козни наших врагов. В России раньше сами делали подгузники из марли или фланели, т.е. из мягкой ткани, а сегодня — в моде импортные одноразовые, неизвестно из какого материала.

У нас испокон веков и до революции боролись с космополитизмом, чтоб «не заглядывали за бугор», и Сталин боролся с этой мерзостью!

Читать еще:  Незрячие – зрячим: мы помогаем вам стать сильнее духом

Тут дурной пример подавала интеллигенция, которую все время тянуло ко всему западному, иностранному. Какое-то больное воображение: думают, что все заграничное — лучше, чем наше отечественное. Дети носят памперсы фирмы «Procter&Gamble», которая связана с сатанинской церковью, и подгузнички эти наколдованы, а может быть, и пропитаны какой-то жидкостью, поэтому они стерилизуют малышей, и те вырастают неспособными к деторождению, дальнейшему воспроизводству нации.

Вот так без ядерной бомбы нас истребляют. Нельзя покупать и есть заграничные продукты. Знайте, что это — отрава! Не ешьте шоколад фабрики «Покров», не покупайте водку московского завода «Кристалл» — это кошерные продукты, которые закодированы раввинами. Такая продукция вместе с импортной направлена на истребление нашей нации, т.к. несет в себе заряд отрицательной энергии. Не будем же падкими на броские обертки и красочную рекламу, позаботимся о своем здоровье и о будущем наших детей.

Многие предприятия пищевой промышленности в России скупили враждебные нам люди и добавляют различные канцерогенные, ракообразущие вещества в продукты, чтобы снизить затраты на производство и получить больший доход. Если были бы русские директор и администрация, они бы не допустили нарушения правил и норм технологии, приносящих вред здоровью человека, а иностранец — пожалуйста, он хозяин, что хочет, то и делает. И это все скрывают от нас! Бегайте от этой иностранной заразы. Ни продовольствия не берите заграничного, ни одежды, и кинофильмов не смотрите — ничего зарубежного, если вы хотите быть здоровыми и телесно, и душевно!

Вообще нужно питаться со своего огорода или дачи, сажайте картошку, овощи, делайте на зиму заготовки, еще лучше и скотинку свою иметь. Вот вам и будут экологически чистые продукты.

Мы попали в такое бедственное положение, потому что вскоре после войны, после того, как Господь надавал нам хорошенько по этому месту, мы забыли Бога, и в стадо залезли волки. Женщины стали заниматься чародейством, тем самым разрушали семьи и отбивали чужих мужей.

Во 2-й пол. XX века нами, родителями, было убито во чреве около миллиарда детей. Вот и расплата, мы убивали и нас убивают: кодированием через СМИ, насаждением пьянства и наркомании, отравляют продуктами, заражают неизлечимыми болезнями через прививки, делают безплодными при помощи пива, памперсов и др. И поделом нам, мы еще большего заслуживаем! Кричим на весь мир, что в Чечне за полгода погибло около 2 тыс. солдат и офицеров, а о том, сколько убито во чреве, никто не говорит!

И сейчас продолжается эта бойня русского народа. Идет беременная женщина рожать, а врачи насильно заставляют ее делать аборт, говорят, что у тебя урод родится, как будто они пророки и знают, что будет. Эти гинекологи сегодня — убийцы! Кроме того, через вакцину и уколы роженицам вводят такие импортные препараты, которые подавляют у них родительскую любовь к детям. Были случаи, когда женщина рожала, ей предлагали продать своего ребенка, и она соглашалась, а потом приходила в себя, но было поздно! Вот до чего оболванили наш народ!

Так сегодня мы пожинаем плоды нашего 60-летнего послевоенного бытия. Мы справедливо заслужили это за то, что потеряли веру! Потеряв веру, мы потеряли разум.

Исправить это бедственное положение можно только покаянием и молитвой. Нам всем сейчас нужно становиться на колени и просить, чтобы Господь помиловал и простил нас, наших родителей и предков, которые так грешили.

Даже Сталин в последние годы своей жизни многое осознал и раскаялся. Есть его завещание, которое прячется под сукном, где он сказал, что только Православная вера может спасти Русь и продлить жизнь всего человеческого рода, ибо мир существует благодаря Православной России.

Итак, дорогие братья и сестры, будем обращаться к Богу с молитвой, покаянием и добрыми делами! Мы уж как-то с пятого на десятое проходим свое земное поприще, но давайте подумаем о своих детях и об их будущем! Аминь.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Почему возникает неразделенная любовь?

О любви – иерей Андрей Чиженко.

Любовь – это главное чувство на свете. Она является фундаментом мироздания. Вспомним слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «…Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). В свою очередь святой первоверховный апостол Павел писал: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13:13).
Фактически сотворение Господом мира, Ангельского и материального, и человека в нем есть актом Божественной любви. Всевышний не нуждался ни в нас, людях, ни в мире, но Он пожелал поделиться с нами тою любовью, которую имел в Самом Себе, и сотворил мир.

До грехопадения первые люди в раю пребывали в общении любви с Господом. Они зримо и непосредственно общались со своим Создателем. И это была чистая и святая любовь.

После грехопадения святых праотцев Адама и Евы понятие любви приобрело искаженные формы. К нему примешались страсти и грех. Человеческое сердце, в котором щедро бил источник Божественной любви, замутился. Чистая родниковая вода превратилась в болотную грязную жижу.

Человечество почти утратило правильное понимание любви. Потребовались усилия десятков поколений ветхозаветных пророков, водимых благодатью Святого Духа, а также вочеловечение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и установление им Церкви для того, чтобы ослепшее человечество снова отыскало путь к Любви.

Фактически вся православная аскетика, все православное делание и священников, и монахов, и мирян направлены на то, чтобы с помощью молитвы, поста, приобщения к Таинствам Церкви, возделывания у себя добродетелей (смирения, покаяния, милосердия, терпения и т. д.), через творение Господу и ближним добрых дел прийти к вершине Православия – стать проводником Божественной любви. Нужно понять, что любовь – это вершина непростой крутой и опасной горы под названием «Жизнь». И на эту вершину не прыгнешь с разбегу. Но надо терпеливо и долго совершать трудный подъем, в котором будет все: и падения, и царапания об острые скалы да колючие кустарники, и радость достижения намеченных целей, и ледяные холодные ветра со снегом, но и ласковое солнышко с прекрасными и прозрачными горными видами. А в конце пути как награда нас ждет любовь.

Повторюсь: в нас же, находящихся в начале пути, понятие любви искажено грехом, или, выражаясь современным языком, эгоизмом. К этому нас также подталкивает и индустрия поп-культуры с ее развлечениями и культом секса.

Какие же признаки истинной любви?

Господь нам их открыл.

И первый из них – жертвенность. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», – сказал Спаситель в Евангелии от Иоанна (15:13). Это жертвование собой, своими силами, талантами, временем ради того, чтобы принести благо другому человеку.

Второй признак – бесстрастность. Отсутствие похоти или иного греховного корыстного мотива, когда к другому человеку относишься только как к объекту удовлетворения своих желаний.
Третий – всеобщность. Снова обратимся к Первому соборному Посланию святого апостола Иоанна Богослова: «Кто говорит: “я люблю Богаˮ, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (4:20). А кто такой «брат мой»? Это все люди, живущие на земле. Без исключения. Индикатором-показателем того, есть ли в нас истинная Божественная любовь, может служить наше отношение к врагам или к людям, к которым испытываем неприязнь. Любим ли мы их? Вот почему Господь наш Иисус Христос сказал: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:43–48).

По этому поводу священномученик XX столетия Григорий Шлиссельбургский писал о том, что, конечно же, легко любить с оттенком эгоизма и торгово-экономических отношений типа «ты мне, я тебе»: любить ребенка, который на тебя похож; друга, которого ты хвалишь и поддерживаешь, потому что он хвалит и поддерживает тебя; начальника, от которого зависишь, красивую женщину, которой хочешь обладать, и т. д. Но любить врага или неприятного тебе человека – вот высшее проявление любви, настоящий подвиг. Ведь недруг не гладит тебя по головке, скорее наоборот. Но в то же время он так же, как и ты, храм Божий, образ и подобие Божье.

Четвертый, пожалуй, самый главный признак истинной любви – «Богоцентричность». В прекрасном и очень полезном духовном труде «Добротолюбие» приводится следующий геометрический пример. Жизнь человека представляется в виде круга. Центр круга – это Бог. Это обязательное условие на все времена. Все радиусы (поступки, действия) человеческой жизни должны проходить через центр, т. е. служить Богу и освящаться им. Тогда жизнь человека будет полноценной, гармоничной, правильной. Вспомним две заповеди, на которых «утверждается весь закон и пророки»: «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. » (Мф. 22:37–40). То есть истинная любовь всегда берет свое начало в страхе Божием и в любви к Нему.

Нужно поговорить также о неразделенной любви. Мне кажется, что это духовная и эмоциональная болезнь, которую в своем возрасте и в своем роде переживало большинство людей. В сердцевине неразделенной любви – грех человекоугодия, идолопоклонства, когда Бог, мир, остальные люди отходят на второй план, а на пьедестал поставляется человек, страсть к которому испытываешь.

Читать еще:  Духовные упражнения. Выпуск 8. Как рождается взгляд?

Очень точно описал состояние неразделенной любви Иосиф Бродский в стихотворении «Ниоткуда с любовью надцатого мартобря»: «Я любил тебя больше ангелов и самого, и поэтому дальше теперь от тебя, чем от них обоих». Под «Самого» имеется в виду Бог. То есть в страсти под названием «неразделенная любовь» такой эмоциональный градус накала, который возносит объект обожания выше всего на свете. И именно потому Господь не дает этой страсти реализоваться в реальности. Вспомним роман великого психолога русской литературы Федора Михайловича Достоевского «Идиот». Рогожин испытывал к Настасье Филипповне чувство неразделенной любви. В конце романа она бросилась к нему в объятия. И чем все это закончилось? Он ее убил.

В Дании или Голландии в конце прошлого века было страшное убийство. Студент-японец настолько влюбился в свою подругу – белокурую датчанку, что убил ее и съел. Он мотивировал это тем, что должен был иметь внутри себя свою любимую целиком. Конечно, это патология. Но она показывает, насколько опасно и разрушительно чувство неразделенной любви. Это очень сильная страсть, подогреваемая эгоизмом и желанием обладать, толкающая человека часто на безумные поступки. Довольно большой процент самоубийств связан именно с чувством неразделенной любви. Вспомним классический ее пример из романа Иоганна Вольфганга Гете «Страдания молодого Вертера», где все заканчивается очень трагично: из-за неразделенной любви Вертер убивает себя.

Эгоизм синдрома неразделенной любви выражается в первую очередь в том, что человек любит выдуманный им образ, а не реально существующего человека из плоти и крови. Такой человек уподобляется мифическому Пигмалиону, изваявшему в своей фантазии скульптуру Галатеи, в воображении оживившему ее и поклоняющемуся ей, культивируя внутри себя опасную страсть, которая может взорваться с большой угрозой как для человека, так и для окружающих.

Причем такой человек уже одной ногой не живет в реальности, но бродит в лабиринте, созданном из его фантазий и вожделений, все более погружаясь в пучину химер да страстей, удаляясь от реальности и в первую очередь от Бога.

Что же можно посоветовать человеку, который хочет обрести с Божьей помощью свою вторую половинку и путешествует по жизни, как по храму из разбитых сердец, как пел в одной из своих песен Виктор Цой?

Мне кажется, очень полезной в этом смысле является 24-я глава ветхозаветной Книги Бытие. Она повествует о том, как святый праотец Авраам и верный слуга его Елеазар искали невесту для святого Исаака.

Все началось с молитвы и благословения. Потом Авраам призвал поклясться Елеазару, что он найдет невесту его сыну только из того народа, который соблюдает заповеди Божии. Далее верный раб отправился в путешествие. Его караван дошел до города Харран (ныне территория южной Турции), где возле колодезя, из которого поили верблюдов, Елеазар остановился и помолился Богу о том, чтобы Тот послал его господину хорошую невесту. Затем стал ждать и наблюдать за девушками. Пришла Ревекка и напоила не только Елеазара, но и его верблюдов. Представьте себе, сколько ей пришлось потратить на это труда! Ведь верблюд, прошедший долго по пустыне, пьет очень много. Во время одного эксперимента верблюд за десять минут выпил около 103 литров воды! Но трудолюбивая и милосердная девушка напоила и странников, и верблюдов. А потом после предложения замужества на следующий день безоговорочно пошла за Елеазаром к своему будущему мужу Исааку, которого до этого никогда не видела. И именно от этого брака через много десятков поколений родился Господь наш Иисус Христос.
Чему учит нас эта ветхозаветная история? Она открывает каждому ищущему свою вторую половинку сердцу путь к ее нахождению, который одновременно является и путем избавления от горечи неразделенной любви.

Молитва и упование на Бога. Просьба к Нему об обретении спутника (спутницы) жизни. Его поиск под благословением Божиим. Поиск не эмоционально-эротический, но вдумчивый и трезвомыслящий. Как святой Авраам и Елеазар искали невесту? Нужно, чтобы она старалась жить по заповедям Божиим, исповедовала их. Следует, чтобы она была кроткой и милосердной, способной откликнуться на беду или проблемы ближнего. Фигурально выражаясь, чтобы она желала напоить и тебя, и твоих верблюдов. Важно, чтобы она была готова к этому прекрасному, но и тяжкому труду по созданию семьи. И тогда происходит это удивительное и священное чудо брака. Ведь приглядимся к Ревекке. Она бросает дом, родителей и идет с почти незнакомым ей человеком за сотни километров для того, чтобы выйти замуж за другого вообще неизвестного ей юношу Исаака.

Но она это делает. Почему?

Надо, чтобы мы все свои земные дела, включая и поиск второй половинки, решали через обращение к Богу. И если радиус нашей жизни будет устремлен к Всевышнему как к центру, тогда Он обязательно, если это будет нам полезно, даст именно того спутника жизни, который станет не очередным объектом получения наслаждения, но сотрудником для стяжания Царствия Небесного.

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Почему возникает неразделенная любовь?

О любви – иерей Андрей Чиженко.

Любовь – это главное чувство на свете. Она является фундаментом мироздания. Вспомним слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «…Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). В свою очередь святой первоверховный апостол Павел писал: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13:13).
Фактически сотворение Господом мира, Ангельского и материального, и человека в нем есть актом Божественной любви. Всевышний не нуждался ни в нас, людях, ни в мире, но Он пожелал поделиться с нами тою любовью, которую имел в Самом Себе, и сотворил мир.

До грехопадения первые люди в раю пребывали в общении любви с Господом. Они зримо и непосредственно общались со своим Создателем. И это была чистая и святая любовь.

После грехопадения святых праотцев Адама и Евы понятие любви приобрело искаженные формы. К нему примешались страсти и грех. Человеческое сердце, в котором щедро бил источник Божественной любви, замутился. Чистая родниковая вода превратилась в болотную грязную жижу.

Человечество почти утратило правильное понимание любви. Потребовались усилия десятков поколений ветхозаветных пророков, водимых благодатью Святого Духа, а также вочеловечение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и установление им Церкви для того, чтобы ослепшее человечество снова отыскало путь к Любви.

Фактически вся православная аскетика, все православное делание и священников, и монахов, и мирян направлены на то, чтобы с помощью молитвы, поста, приобщения к Таинствам Церкви, возделывания у себя добродетелей (смирения, покаяния, милосердия, терпения и т. д.), через творение Господу и ближним добрых дел прийти к вершине Православия – стать проводником Божественной любви. Нужно понять, что любовь – это вершина непростой крутой и опасной горы под названием «Жизнь». И на эту вершину не прыгнешь с разбегу. Но надо терпеливо и долго совершать трудный подъем, в котором будет все: и падения, и царапания об острые скалы да колючие кустарники, и радость достижения намеченных целей, и ледяные холодные ветра со снегом, но и ласковое солнышко с прекрасными и прозрачными горными видами. А в конце пути как награда нас ждет любовь.

Повторюсь: в нас же, находящихся в начале пути, понятие любви искажено грехом, или, выражаясь современным языком, эгоизмом. К этому нас также подталкивает и индустрия поп-культуры с ее развлечениями и культом секса.

Какие же признаки истинной любви?

Господь нам их открыл.

И первый из них – жертвенность. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», – сказал Спаситель в Евангелии от Иоанна (15:13). Это жертвование собой, своими силами, талантами, временем ради того, чтобы принести благо другому человеку.

Второй признак – бесстрастность. Отсутствие похоти или иного греховного корыстного мотива, когда к другому человеку относишься только как к объекту удовлетворения своих желаний.
Третий – всеобщность. Снова обратимся к Первому соборному Посланию святого апостола Иоанна Богослова: «Кто говорит: “я люблю Богаˮ, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (4:20). А кто такой «брат мой»? Это все люди, живущие на земле. Без исключения. Индикатором-показателем того, есть ли в нас истинная Божественная любовь, может служить наше отношение к врагам или к людям, к которым испытываем неприязнь. Любим ли мы их? Вот почему Господь наш Иисус Христос сказал: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:43–48).

По этому поводу священномученик XX столетия Григорий Шлиссельбургский писал о том, что, конечно же, легко любить с оттенком эгоизма и торгово-экономических отношений типа «ты мне, я тебе»: любить ребенка, который на тебя похож; друга, которого ты хвалишь и поддерживаешь, потому что он хвалит и поддерживает тебя; начальника, от которого зависишь, красивую женщину, которой хочешь обладать, и т. д. Но любить врага или неприятного тебе человека – вот высшее проявление любви, настоящий подвиг. Ведь недруг не гладит тебя по головке, скорее наоборот. Но в то же время он так же, как и ты, храм Божий, образ и подобие Божье.

Четвертый, пожалуй, самый главный признак истинной любви – «Богоцентричность». В прекрасном и очень полезном духовном труде «Добротолюбие» приводится следующий геометрический пример. Жизнь человека представляется в виде круга. Центр круга – это Бог. Это обязательное условие на все времена. Все радиусы (поступки, действия) человеческой жизни должны проходить через центр, т. е. служить Богу и освящаться им. Тогда жизнь человека будет полноценной, гармоничной, правильной. Вспомним две заповеди, на которых «утверждается весь закон и пророки»: «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. » (Мф. 22:37–40). То есть истинная любовь всегда берет свое начало в страхе Божием и в любви к Нему.

Читать еще:  Блистать и купаться в славе — естественно для человека

Нужно поговорить также о неразделенной любви. Мне кажется, что это духовная и эмоциональная болезнь, которую в своем возрасте и в своем роде переживало большинство людей. В сердцевине неразделенной любви – грех человекоугодия, идолопоклонства, когда Бог, мир, остальные люди отходят на второй план, а на пьедестал поставляется человек, страсть к которому испытываешь.

Очень точно описал состояние неразделенной любви Иосиф Бродский в стихотворении «Ниоткуда с любовью надцатого мартобря»: «Я любил тебя больше ангелов и самого, и поэтому дальше теперь от тебя, чем от них обоих». Под «Самого» имеется в виду Бог. То есть в страсти под названием «неразделенная любовь» такой эмоциональный градус накала, который возносит объект обожания выше всего на свете. И именно потому Господь не дает этой страсти реализоваться в реальности. Вспомним роман великого психолога русской литературы Федора Михайловича Достоевского «Идиот». Рогожин испытывал к Настасье Филипповне чувство неразделенной любви. В конце романа она бросилась к нему в объятия. И чем все это закончилось? Он ее убил.

В Дании или Голландии в конце прошлого века было страшное убийство. Студент-японец настолько влюбился в свою подругу – белокурую датчанку, что убил ее и съел. Он мотивировал это тем, что должен был иметь внутри себя свою любимую целиком. Конечно, это патология. Но она показывает, насколько опасно и разрушительно чувство неразделенной любви. Это очень сильная страсть, подогреваемая эгоизмом и желанием обладать, толкающая человека часто на безумные поступки. Довольно большой процент самоубийств связан именно с чувством неразделенной любви. Вспомним классический ее пример из романа Иоганна Вольфганга Гете «Страдания молодого Вертера», где все заканчивается очень трагично: из-за неразделенной любви Вертер убивает себя.

Эгоизм синдрома неразделенной любви выражается в первую очередь в том, что человек любит выдуманный им образ, а не реально существующего человека из плоти и крови. Такой человек уподобляется мифическому Пигмалиону, изваявшему в своей фантазии скульптуру Галатеи, в воображении оживившему ее и поклоняющемуся ей, культивируя внутри себя опасную страсть, которая может взорваться с большой угрозой как для человека, так и для окружающих.

Причем такой человек уже одной ногой не живет в реальности, но бродит в лабиринте, созданном из его фантазий и вожделений, все более погружаясь в пучину химер да страстей, удаляясь от реальности и в первую очередь от Бога.

Что же можно посоветовать человеку, который хочет обрести с Божьей помощью свою вторую половинку и путешествует по жизни, как по храму из разбитых сердец, как пел в одной из своих песен Виктор Цой?

Мне кажется, очень полезной в этом смысле является 24-я глава ветхозаветной Книги Бытие. Она повествует о том, как святый праотец Авраам и верный слуга его Елеазар искали невесту для святого Исаака.

Все началось с молитвы и благословения. Потом Авраам призвал поклясться Елеазару, что он найдет невесту его сыну только из того народа, который соблюдает заповеди Божии. Далее верный раб отправился в путешествие. Его караван дошел до города Харран (ныне территория южной Турции), где возле колодезя, из которого поили верблюдов, Елеазар остановился и помолился Богу о том, чтобы Тот послал его господину хорошую невесту. Затем стал ждать и наблюдать за девушками. Пришла Ревекка и напоила не только Елеазара, но и его верблюдов. Представьте себе, сколько ей пришлось потратить на это труда! Ведь верблюд, прошедший долго по пустыне, пьет очень много. Во время одного эксперимента верблюд за десять минут выпил около 103 литров воды! Но трудолюбивая и милосердная девушка напоила и странников, и верблюдов. А потом после предложения замужества на следующий день безоговорочно пошла за Елеазаром к своему будущему мужу Исааку, которого до этого никогда не видела. И именно от этого брака через много десятков поколений родился Господь наш Иисус Христос.
Чему учит нас эта ветхозаветная история? Она открывает каждому ищущему свою вторую половинку сердцу путь к ее нахождению, который одновременно является и путем избавления от горечи неразделенной любви.

Молитва и упование на Бога. Просьба к Нему об обретении спутника (спутницы) жизни. Его поиск под благословением Божиим. Поиск не эмоционально-эротический, но вдумчивый и трезвомыслящий. Как святой Авраам и Елеазар искали невесту? Нужно, чтобы она старалась жить по заповедям Божиим, исповедовала их. Следует, чтобы она была кроткой и милосердной, способной откликнуться на беду или проблемы ближнего. Фигурально выражаясь, чтобы она желала напоить и тебя, и твоих верблюдов. Важно, чтобы она была готова к этому прекрасному, но и тяжкому труду по созданию семьи. И тогда происходит это удивительное и священное чудо брака. Ведь приглядимся к Ревекке. Она бросает дом, родителей и идет с почти незнакомым ей человеком за сотни километров для того, чтобы выйти замуж за другого вообще неизвестного ей юношу Исаака.

Но она это делает. Почему?

Надо, чтобы мы все свои земные дела, включая и поиск второй половинки, решали через обращение к Богу. И если радиус нашей жизни будет устремлен к Всевышнему как к центру, тогда Он обязательно, если это будет нам полезно, даст именно того спутника жизни, который станет не очередным объектом получения наслаждения, но сотрудником для стяжания Царствия Небесного.

Елицы

Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

«Ненавидь грех, но люби грешника. «

Любить следует без пристрастия — всех. Особенно возлюби искушающих тебя, окажи им любовь. Это святоотеческая мысль: ненавидь грех, но люби грешника. Отделяй грех от человека, желай ему Спасения, жалей его, не замечай совершенного им греха, людской злобы, испорченности. Человек этот может исправиться — тому есть много примеров; молись за него, ведь и для него грех не естествен, он — грязь прилипшая.

Архимандрит Серафим (Розенберг)

  • 2942
  • |
  • 25
  • |
  • 4
  • |
  • 6

Прекрасное духовное указание. Только его мало, кто исполняет. Не стыдятся ненавидеть иностранцев, иноверцев, инославцев, «цветных», геев и «просто других». Забывают всем им «оказывать любовь». Эта ненависть заполонила мир и веб-пространство. К сожалению, в том числе, и православное веб-пространст.

Прекрасное духовное указание. Только его мало, кто исполняет. Не стыдятся ненавидеть иностранцев, иноверцев, инославцев, «цветных», геев и «просто других». Забывают всем им «оказывать любовь». Эта ненависть заполонила мир и веб-пространство. К сожалению, в том числе, и православное веб-пространство. Печально.

» Прекрасное духовное указание. Только его мало, кто исполняет. Не стыдятся ненавидеть иностранцев, иноверцев, инославцев, «цветных», геев и «просто других». Забывают всем им «оказывать любовь». Эта ненависть заполонила мир и веб-пространство. К сожалению, в том числе, и православное веб-простран.

«Прекрасное духовное указание. Только его мало, кто исполняет. Не стыдятся ненавидеть иностранцев, иноверцев, инославцев, «цветных», геев и «просто других». Забывают всем им «оказывать любовь». Эта ненависть заполонила мир и веб-пространство. К сожалению, в том числе, и православное веб-пространство. Печально. «

Татиана, недавно читал статью священника, посвящённую массовому убийству геев в США. Так вот сострадания в ней, я не увидел ни капельки, только тезис: так им и надо, сами виноваты. Я считаю, что тот кто ненавидит грешника за его грехи, тот даже не фарисей, а сверхфарисей. Фарисей возвышался над.

Татиана, недавно читал статью священника, посвящённую массовому убийству геев в США. Так вот сострадания в ней, я не увидел ни капельки, только тезис: так им и надо, сами виноваты. Я считаю, что тот кто ненавидит грешника за его грехи, тот даже не фарисей, а сверхфарисей. Фарисей возвышался над грешником, а современные сверхфарисеи грешника ненавидят.

» Татиана, недавно читал статью священника, посвящённую массовому убийству геев в США. Так вот сострадания в ней, я не увидел ни капельки, только тезис: так им и надо, сами виноваты. Я считаю, что тот кто ненавидит грешника за его грехи, тот даже не фарисей, а сверхфарисей. Фарисей возвышался н.

«Татиана, недавно читал статью священника, посвящённую массовому убийству геев в США. Так вот сострадания в ней, я не увидел ни капельки, только тезис: так им и надо, сами виноваты. Я считаю, что тот кто ненавидит грешника за его грехи, тот даже не фарисей, а сверхфарисей. Фарисей возвышался над грешником, а современные сверхфарисеи грешника ненавидят.»

Эдвард, слава Богу, что у нас есть заповеди, главная из которых – любовь к Богу и к ближнему. Остается лишь сожалеть, что есть христиане (?), в том числе и священнослужители, кто попирает святость сей заповеди. Но не нам их судить. Есть на то — Высший Суд. Там и будут «разбираться». Просто очень.

Эдвард, слава Богу, что у нас есть заповеди, главная из которых – любовь к Богу и к ближнему. Остается лишь сожалеть, что есть христиане (?), в том числе и священнослужители, кто попирает святость сей заповеди. Но не нам их судить. Есть на то — Высший Суд. Там и будут «разбираться». Просто очень больно, что у подобных «пастырей» огромная «благодарная» «паства», где царит «проповедь» ненависти. Я догадалась о каком священнике Вы говорите. Да подаст Господь ему вразумление.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector