2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лев Толстой и Церковь – лекция протоиерея Георгия Ореханова

Лев Толстой и Церковь – лекция протоиерея Георгия Ореханова

Протоиерей Георгий Ореханов

Лев Толстой. «Пророк без чести»: хроника катастрофы

человека и ученого,

Елены Михайловны Румановой,

посвящаю эту книгу

И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.

«В Африке мы пришли в пустыню, вся она белая, покрыта песком, и никого нет. И вдруг мы увидели: ходит могучий Лев и рычит. И он один, а кругом пустота».

«Безмятежно восседать в лодке в тихую погоду – не таков образ веры. Но, путешествуя в восторге по водам, удерживая суденышко на плаву, откачивая воду насосами и все-таки не помышляя о возвращении в порт – вот образ веры… В то время, когда рассудок, подобно отчаявшемуся пассажиру, тщетно простирает руки к земле, вера изо всех сил утверждает себя: радостно и торжествующе она спасает душу».

«Религиозная неправда его оплетается вокруг его религиозной правды, как лиана вокруг дерева, и иссушает дерево. Правда христианская, как зеленый плющ, обвивается вокруг мертвого дерева толстовских идей и придает этому дереву цветущий вид».

«Может быть, для будущих времен интересно будет сообщение, что в 80-х гг. минувшего столетия Россия и общество русское пережило столь разительно – глубокий атеизм, что люди даже типа Достоевского, Рачинского и (извините) Розанова предполагали друг у друга атеизм, но скрываемый: до того казалось невозможным “верить”, “не статочным” – верить!!»

«Автор “Анны Карениной”, несмотря на свой огромный художественный талант, есть один из тех русских умов, которые видят ясно лишь то, что стоит прямо перед их глазами, а потому и прут в эту точку. Повернуть же шею направо иль налево, чтобы разглядеть и то, что стоит в стороне, они, очевидно, не имеют способности: им нужно для того повернуться всем телом, всем корпусом. Вот тогда они, пожалуй, заговорят совершенно противоположное, так как во всяком случае они всегда строго искренни. Этот переворот может и совсем не совершиться, но может совершиться и через месяц…»

«Всегда и глубоко буду сожалеть, что они решились на подобный шаг, но еще больше жалею, что Лев подал им на то повод»

Неужели нужна еще одна книга о Льве Толстом?

В 2010 г. была выпущена моя первая книга о графе Л. Н. Толстом[1] и его отношении к Церкви. Это была научная монография, написанная с целью защиты диссертации, именно поэтому большая часть материала этой книги была для широкого читателя слишком специальной. Попытавшись ее прочитать, мой старший сын, большой эстет, заявил, что такие книги бессмысленно писать и невозможно понимать. Он предложил мне написать новую книгу о том же, книгу, понятную людям, интересующимся жизнью Толстого и его религиозными взглядами, но не имеющим времени и большого желания обращать внимание на обильные сноски и пользоваться энциклопедическими словарями для прояснения специальных понятий. «Напиши просто, но научно. Научно, но популярно. Популярно, но убедительно».

Другими словами, возникла интересная задача: написать внятную и убедительную историю отношений Толстого и Церкви. И при этом не просто переделывать все мои предыдущие работы для более широкой публики. Целевой аудиторией становятся не только коллеги-исследователи, не только православные прихожане, даже не только те, кто почему-то интересуется этим вопросом. Мне очень бы хотелось, чтобы главной аудиторией этой книги стали те читатели, которые любят русскую литературу, русскую культуру, русский XIX век, которые влюблены в «волшебный мир русских религиозных исканий» (выражение протоиерея Василия Васильевича Зеньковского).

После разговора с сыном я имел еще одну очень примечательную беседу – со своим другом, священником нашего университетского прихода, который упрекнул меня в том, что моя книга, может быть, и интересна тем, кто занимается историческими реалиями второй половины XIX века, но для людей эпохи постмодерна это все не очень актуально.

Это была уже последняя капля. Что такое постмодерн, понять не очень легко. Мне сразу вспоминается известная только специалистам-историкам «проблема Шлезвиг-Гольштейна», т. е. история двух северо-германских княжеств, которые Дания и Пруссия долго не могли поделить между собой. По поводу этого действительно сложного сюжета английский премьер-министр лорд Пальмерстон как-то сказал: «В чем суть этой проблемы, понимали только три человека. Один уже умер, другой сошел с ума, а я все забыл». Эта фраза во всех отношениях часто очень точно передает настроение и содержание тех научных дискуссий, которые ведутся в наши дни.

Читать еще:  Жены-мироносицы: Они не искали земной победы Христа

Конечно, просто желание угодить поклонникам постмодерна никогда не подвигнуло бы меня на новую книгу. Разговоры с коллегами и их советы тоже не стали бы главной побудительной причиной. Но оставался актуальным и не давал покоя главный вопрос: в чем причина конфликта Л. Толстого с Русской Церковью и почему этот конфликт со временем приобрел такие агрессивные формы? Важно еще одно обстоятельство: по прошествии пяти лет я почувствовал острый общественный запрос на тему «Л. Толстой и Церковь». Природу этого запроса я объясняю несколькими причинами. Во-первых, это дискуссии о месте и роли Русской Православной Церкви в жизни России в последние 25 лет, дискуссии, про которые еще совсем недавно можно было сказать: «с каждым годом они становятся все острее». Теперь можно смело уточнить: «с каждым месяцем». Приблизительно 30 лет назад Церковь получила свободу и возможность участвовать в социальной и культурной жизни России. При этом оказалось, что события 1901 г. (отлучение Л. Толстого от Церкви) по-прежнему остаются для многих представителей интеллигенции большим искушением. Искушением придать этому акту статус совершенно неоправданного церковного деяния, в результате которого великий русский писатель, национальная гордость России, был несправедливо оскорблен. Деяния, неоправданного с политической, исторической и культурной точек зрения.

Во-вторых, я долго не мог понять, почему всякий раз, когда мне приходится говорить о Толстом, я слышу один и тот же вопрос: «А когда же Церковь простит Толстого?» И прояснилась для меня ситуация только на одной из встреч, в ходе которой Фекла Толстая, праправнучка писателя, известная журналистка, вдруг сказала: «Отец Георгий, скажите просто, Церковь хоть немного сочувствует Толстому и всем нам, его родственникам?» В этот момент я впервые почувствовал, что та ситуация, на которую я смотрю отстраненно-академически, для некоторых людей выглядит совершенно по-иному. В конечном итоге это совсем другой вопрос: «А вам, Церкви, вообще до нас, людей, есть дело?» И на этот вопрос действительно важно суметь ответить совсем просто.

То, что вопрос стоит именно так, подтверждается различными событиями и общественными дискуссиями последнего времени. Вдруг оказывается, что история, произошедшая с русским писателем больше ста лет назад, явилась во многих отношениях каким-то таинственным архетипом этих дискуссий. Действительно, мне также уже много раз приходилось говорить и писать о том, «нужно ли отлучать от Церкви членов известной группы, исполнивших песенку в храме Христа Спасителя, как в свое время отлучили великого русского писателя?», «а как бы Толстой отнесся к ИГИЛ?», «можно ли православным детям читать в школе Л. Толстого?», «а что бы Л. Толстой сделал, если бы жил в наше время и видел, что мир стремительно скатывается к глобальному военному конфликту?» – и многие, им подобные. Лев Толстой каким-то загадочным образом продолжает оставаться не только «матерым человечищем» (М. Горький), «зеркалом русской революции» (В. И. Ленин), «тайнозрителем плоти» (Д. С. Мережковский), но и безмолвным свидетелем и даже пассивным участником бесконечного диалога всех со всеми, который мы можем назвать человеческой историей.

«Умел неверующих привести ко Христу»: Умер автор книги «Лев Толстой. «Пророк без чести». Хроника катастрофы» протоиерей Георгий Ореханов

Профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, проректор ПСТГУ по международной работе, автор книги «Лев Толстой. «Пророк без чести». Хроника катастрофы» протоиерей Георгий Ореханов умер на 58-м году жизни. Руководитель религиозной редакции Царьграда Михаил Тюренков отметил, что священнослужитель «умел неверующих привести ко Христу».

Профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, проректор ПСТГУ по международной работе, автор книги «Лев Толстой. «Пророк без чести». Хроника катастрофы» протоиерей Георгий Ореханов умер на 58-м году жизни. Руководитель религиозной редакции Царьграда Михаил Тюренков отметил, что священнослужитель «умел неверующих привести ко Христу».

Сегодня стало известно о смерти профессора кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, доктора церковной истории, доктора исторических наук, проректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) по международной работе протоиерея Георгия Ореханова.

Как уточняется на сайте университета, автор книги «Лев Толстой. «Пророк без чести». Хроника катастрофы» скончался в ночь на 20 января 2020 года на 58-м году жизни. О причинах смерти не сообщается.

К слову, сам священнослужитель в своё время заканчивал этот же вуз, куда спустя годы пришёл преподавать на богословском факультете.

В 1998 году отец Георгий был рукоположен в сан диакона. С этого же года он являлся штатным клириком университетского храма святителя Николая в Кузнецкой слободе. В 1999 году он был рукоположен в сан священника.

Сегодня, 20 января в 16:00 состоится панихида в Николо-Кузнецком храме, а 22 января в Николо-Кузнецком храме — отпевание.

Читать еще:  Русские народные обереги

Руководитель религиозной редакции Царьграда Михаил Тюренков вспоминает, что «отец Георгий Ореханов был не только одним из самых известных московских пастырей и проповедников, человеком, умеющим своим пастырским словом глубоко коснуться сердец верующих, а неверующих привести ко Христу».

«Это был человек, способный интегрировать светскую и церковно-академическую науку: прекрасный историк русской мысли и литературовед, доктор церковной истории и доктор исторических наук, протоиерей Георгий Ореханов лучше многих других исследователей вскрыл духовный кризис русской интеллигенции XIX — начала XX столетий, приведший к революционной трагедии. Его многочисленные научные труды на эту тему, в том числе монографии и статьи, посвящённые конфликту Льва Толстого с Русской Церковью, сегодня чрезвычайно актуальны», — подчёркивает Михаил Тюренков.

Он же отметил, что «подзаголовок одной из последних работ батюшки — «Хроника катастрофы» — это предостережение и всем нам, порой готовым наступить на исторические грабли столетней давности».

«И в то же время протоиерей Георгий Ореханов прекрасно понимал, что с современным человеком нужно говорить на понятном ему языке. Научные труды и проповеди отца Георгия всегда были живыми и интересными, в них никогда не было схоластической скупости и схематичности, а потому ту же монографию «Лев Толстой. «Пророк без чести»», подлинно детективную по своему изложению, стоит порекомендовать к прочтению всем студентам-гуманитариям», — считает руководитель религиозной редакции Царьграда.

Конечно, уход отца Георгия — невосполнимая утрата для церковного и научного сообщества, но каждый православный христианин знает, что у Бога все живы. Мы не можем гадать, почему Господь призвал своего служителя так рано, на 58 году земной жизни, но искренне верим и надеемся, что, как говорится в словах заупокойной молитвы, Сам Воскресший Христос учинит новопреставленного протоиерея Георгия «в селениих праведных», «в недрех Авраама упокоит и с праведными сопричтет».

И конечно, для нас, авторов, сотрудников, зрителей и читателей «Царьграда» эта утрата особенно прискорбна, поскольку отец Георгий был нашим другом и единомышленником, а ровно три года назад, в январе 2017 года, участвовал в одной из наших информационно-аналитических программ, которой особенно хочется поделиться с вами сегодня.

Лев Толстой и Церковь. Урок 6

Аудио

Урок 6. Лекции протоиерея Георгия Ореханова. Выпуск от 3 декабря

Поделиться:
Нравится:

Персоны

  • Протоиерей Георгий Ореханов

Предыдущие выпуски

  • 27 июля 2017 г. Уроки православия. Уроки жизни свт. Игнатия со свящ. Валерием Духаниным. Урок 4
  • 26 июля 2017 г. Уроки православия. Уроки жизни свт. Игнатия со свящ. Валерием Духаниным. Урок 3
  • 20 июля 2017 г. Уроки православия. Уроки жизни свт. Игнатия со свящ. Валерием Духаниным. Урок 2
  • 19 июля 2017 г. Уроки православия. Уроки жизни свт. Игнатия со свящ. Валерием Духаниным. Урок 1

Время эфира программы

  • Четверг, 28 мая: 08:05
  • Четверг, 28 мая: 21:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 28 мая 2020 г. Лекции профессора А.И.Осипова (Москва)

А.И. Осипов. Без подвига нет совершенства. Часть 1

28 мая 2020 г. «Православная Брянщина» (Брянск)

Православная Брянщина. Возрождение Никольского храма в с. Елисеевичи Брянской обл.

28 мая 2020 г. «Сказки Добролесья» (Екатеринбург)

Сказки Добролесья. На обиженных воду возят

28 мая 2020 г. «Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко

«Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко. Выпуск от 28 мая

28 мая 2020 г. «Письма из провинции» (Нижний Новгород)

Письма из провинции (Нижний Новгород). Выпуск от 28 мая

Вопросы и ответы

Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .

Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .

Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .

Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .

Епархия
Телеканал
Радио
Газета
Журнал
Типография
Семинария

© 1999-2020 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Дорогие друзья

Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.

Читать еще:  Антипасха в 2020 году — 5 мая. Неделя о Фоме. Фомино воскресенье

Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!

Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!

Читать онлайн «Русская Православная Церковь и Л. Н. Толстой. Конфликт глазами современников» автора Ореханов Протоиерей Георгий — RuLit — Страница 54

Б. Это явление имеет проекцию на все сферы человеческой жизни, имеет тотальный характер. Рождается позитивистский тип мировоззрения, который завоевывает ведущие позиции в науке, рождается сугубо атеистическое и материалистическое миропонимание. Тот же процесс происходит и с государством, правом, экономикой, искусством, нравственностью.

Очень характерно, что анализ И. А. Ильина тесно связан с предметами и направлением критики Л. Н. Толстого, который обратил внимание фактически на те же проявления безрелигиозности современного человека. Конечно, выводы, которые делает писатель, для И. А. Ильина совершенно неприемлемы.

Прот. Г. Флоровский рассматривает данную проблему не столько с философской, сколько с историко-психологической точки зрения. В своих работах он показывает, что для русского интеллигента кризис всегда был ответом на поиск исхода из жизненного тупика, был стремлением заполнить духовный вакуум. Как правило, он носил своеобразный характер: часто его сопровождали глубокие срывы, разочарования, которые либо приводили к атеизму, либо рождали «религиозно-утопический энтузиазм», «взрыв религиозной энергии», «безумие религиозного голода, не утоленного целые века» (Г. Федотов)[196].

Русский интеллигент действительно не удовлетворялся «традиционными формами» религиозности, игнорировал «историческую Церковь»: вопреки известной формуле С. С. Уварова, интеллигенция отказывается быть православной, но претендует на «духовность», для которой нужна почва под ногами. Очень точно это состояние передается термином «человек поля», который возникает как осмысление известной дневниковой записи А. П. Чехова о громадном поле между «есть Бог» и «нет Бога»[197]. Русская интеллигенция была обречена на блуждание по этому полю, и в этом заключалась ее главная жизненная трагедия.

Какие же признаки религиозного кризиса можно выделить особо?

А. Общее падение авторитета Церкви и духовенства. В ряду общих признаков этот представляется главным. Русское образованное общество в значительной степени потеряло потребность искать ответы на свои духовные запросы в Церкви. Именно это обстоятельство в конечном счете определило реакцию «публики» на синодальное определение 20–22 февраля 1901 г.

Религиозный кризис часто переходил в своеобразный интерес, даже скорее сочувствие к маргинальным типам духовности, именно этим объясняется повышенное внимание к старообрядчеству, сектантству, мистическим поискам, чаянию «нового религиозного сознания». Очень характерно, что этот поиск маргинальной духовности имел место и в просвещенной среде (сначала издательско-масонские эксперименты Н. И. Новикова, затем собрания Татариновой в Александровскую эпоху, наконец, лорд Редсток и его последователь В. Пашков, о которых речь подробнее пойдет ниже), и в крестьянстве (сектантство); в последнем случае, как это ни парадоксально, этот интерес нашел отражение даже в жизни монашеской – имеются в виду здесь печально известные ранние хлыстовские процессы XVIII в.[198]

Иногда для характеристики духовного состояния русского общества не совсем точно используют термин «неверие». Представляется, что здесь было бы более правильно говорить о сознательном игнорировании церковной традиции, вопиющем ее незнании. Во второй половине XIX в. традиционные формы религиозности часто уже воспринимались как нечто необычайное. Вот несколько примеров такого рода.

В 1876 г. Н. Н. Страхов в письме от 4 ноября сообщает Л. Н. Толстому, что один из его знакомых, молодой юрист П. А. Матвеев, рекомендует ему побывать в Оптиной пустыни. Эта рекомендация действительно имела результатом поездку Н. Страхова и Л. Н. Толстого в Оптину летом 1877 г. Но вот что поразительно: говоря о Матвееве, Страхов упоминает, что он «сам верующий, к великому изумлению всех окружающих»[199].

Еще один пример такого рода, но уже более поздний: в марте 1890 г. К. Н. Леонтьев пишет Т. И. Филиппову из Оптиной пустыни, что здесь многие поражены поступлением в монастырь молодых братьев Шидловского и Черепанова, «обеспеченных, образованных и женатых на красивых женщинах (которые тоже обе пошли в монахини)»[200].

Однако «излишняя» религиозность могла иметь для человека и более весомые последствия: в 1872 г., когда в Салониках стало известно о новом религиозном увлечении самого К. Н. Леонтьева, к нему для негласного освидетельствования был послан доктор В. Каракановский, а в дипломатических кругах стали распространяться разговоры о душевном нездоровье русского консула, «задержавшегося» на Афоне. Интересно, что несколько позже один из корреспондентов К. Н. Леонтьева, A. В. Неклюдов, жаловался на невозможность «поехать в монастырь недель на 6, постом», так как это грозит освидетельствованием умственных способностей и даже подозрениями в политической неблагонадежности[201].

Федотов Г. Трагедия интеллигенции // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 430.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector