0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лев Толстой, девочка с персиками и еще 7 жертв пневмонии

Как сложилась судьба «девочки с персиками»: 7 удивительных фактов о самой известной картине Серова

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Эту картину знают даже далекие от искусства люди. Речь идет о знаменитой «Девочке с персиками» Валентина Серова. Те, кто интересуется творчеством этого художника, знают еще и то, что ему позировала 11-летняя Вера Мамонтова – дочь известного мецената и богатого промышленника. Но мало кому известно, что случилось с героиней, когда она выросла, и какая трагическая судьба ждала ее семью.

Свою самую знаменитую работу Валентин Серов создал в молодом возрасте – ему на тот момент было всего 22 года. Весной 1887 г. он вернулся из Италии и остановился погостить в подмосковном имении Саввы Мамонтова Абрамцево. Художник работал вдохновенно и словно на одном дыхании, но при этом позировать девочке пришлось достаточно долго. Серов позже писал о том периоде: «Все, чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти».

Усадьба в Абрамцево была настоящим домом творчества: здесь гостили Тургенев, Антокольский, Суриков, Коровин. Веру Мамонтову писали многие художники, гостившие в Абрамцево: Репин, Васнецов, Врубель также создали ее портреты. Врубель наделил ее чертами «Снегурочку», «Египтянку», Тамару на иллюстрациях к «Демону». В. Васнецов так объяснял желание художников писать ее: «Это был тип настоящей русской девушки по характеру, красоте лица, обаянию». Но самой известной стала картина Серова «Девочка с персиками».

Художник писал портрет Веры в столовой, за окном которой виднелся Абрамцевский парк с аллеей, названной Гоголевской в честь писателя, который когда-то любил здесь гулять. В соседней комнате – Красной гостиной – часто собирались писатели и художники.

Картину Серов подарил Елизавете Мамонтовой, матери Веры, и портрет долгое время висел в той комнате, в которой и был написан. Позже картина попала в Третьяковскую галерею, а в Абрамцево осталась копия. После «Девочки с персиками» о Серове заговорили, и вскоре он стал одним из самых модных портретистов. Но как же сложилась дальнейшая судьба самой Веры Мамонтовой?

Вера вышла замуж за Александра Самарина, предводителя московского дворянства, министра по делам церкви. Венчание состоялось в церкви Бориса и Глеба, разрушенной позже большевиками. Сейчас на ее месте, рядом с выходом из станции метро «Арбатская», стоит часовня.

Брак был очень счастливым, Вера родила троих детей, но в 32 года ее жизнь неожиданно оборвалась. За несколько дней она сгорела от сильного воспаления легких.

После ее смерти Александр Самарин так никогда и не женился, а в память о жене построил храм Живоначальной Троицы в Аверкиево, возле их усадьбы. В советское время храм был разорен и использовался как склад. Сейчас он вновь восстановлен. Муж Веры Мамонтовой был сослан в лагерь в 1920-х гг., с ним отправилась их дочь Лиза. А погиб он в 1932 г. в ГУЛАГе.

«За кадром» известных полотен до сих пор остается множество тайн: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия – яркий тому пример.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Картина Девочка с персиками Серова

Описание картины Валентина Серова «Девочка с персиками». Сочинение для школьников.

Кто написал картину Девочка с персиками

Автором является великий русский художник Валентин Александрович Серов (1865-1911). Серов стал особенно известен как мастер портрета. За свою жизнь создал немало шедевров, которые имеют как художественное, так и историческое значение. Работа, которую мы рассматриваем здесь, стала одной из самых известных в его творчестве и зачастую представляется как «визитная карточка» живописца.

Девочка с персиками год написания

Картина была написана в 1887 году. Холст, масло. Размеры: 91 × 85 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Имя и фамилия девочки с персиками

В первую очередь стоит сказать о главной героине картины. Перед нами портрет Веры Мамонтовой — дочери русского предпринимателя и мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Вера родилась 20 октября 1875 г. На момент написания картины ей было 11 лет. Она являлась представительницей известной русской купеческой династии. Впоследствии позировала для картин таким знаменитым русским художникам, как Виктор Васнецов «Девушка с кленовой веткой», «Боярышня», Николай Кузнецов, Михаил Врубель.

Вера Мамонтова. фото 1888 г.

Вышла замуж за А. Д. Самарина из дворянского рода. В браке родила троих детей. Вера Мамонтова скончалась от пневмонии 27 декабря 1907 года, когда ей было 32 года.

История создания картины «Девочка с персиками»

Художник Валентин Серов написал картину в усадьбе Саввы Мамонтова в Абрамцево. В оранжерее усадьбы здесь росли персиковые деревья. Летом 1887 года, когда Валентин Серов в очередной раз гостил у Мамонтовых, он увидел Веру, которая вбежала в дом с улицы, взяла в руки персик и села за стол. Радостное настроение, детская беззаботность девочки так впечатлили художника, что он предложил ей позировать для новой картины.

Читать еще:  Экзистенция и опыт в православном мышлении накануне XXIвека

Картина писалась более месяца. Всё это время девочке приходилось позировать художнику. Сам Серов вспоминал, что для неё это оказалось настоящим испытанием. Однако именно это полотно оставило память о ней в веках. В итоге картина была подарена маме Веры — Елизавете Мамонтовой, висела в той самой усадьбе в Абрамцево. В 1929 году была приобретена Третьяковской галереей.

Девочка с персиками описание

Картина выражает свежесть яркого летнего дня и беззаботность прекрасного детства.

В центре картины мы можем увидеть саму Веру, сидящую за столом. В её руках находится персик. Рядом, на столе, ещё три персика и листья. Рядом находится нож, чтобы разделывать сладкие фрукты.

На девочке розовая блуза с чёрным бантом и красным украшением. За её спиной можно увидеть статуэтку и декоративную тарелку на стене. Известно, что фигурка гренадёра была куплена Мамонтовыми в Троице-Сергиевой лавре, и была раскрашена самим Валентином Серовым.

Картина привлекает внимание образом девочки. Художнику удалось поймать необыкновенный момент, который является трогательным, весёлым, но при этом философски-глубоким. Девочка только что прибежала с улицы, она радостная и румяная, но в глазах её есть нечто такое, что притягивает внимание. Это уже не просто детская беззаботность, не взгляд ребёнка, которому хочется только смеяться и веселиться. В этом взгляде есть нечто удивительно мудрое.

Девочка умна не по годам и смотрит на художника далеко не взглядом 11-летнего ребёнка. Вполне возможно, такой взгляд художник запечатлел благодаря тому, что за то долгое время, пока девочке приходилось заниматься позированием, она расстроилась и мысленно просит художника побыстрее закончить своё дело.

Картина является лёгкой и понятной. Валентин Серов написал её буквально на одном дыхании. Именно по той причине, что он захотел сделать её такой воздушной, он и просил девочку позировать ему ещё и ещё, так как, отложи художник написание хотя бы на несколько дней или недель, то впечатление от увиденного могло бы просто испариться.

Сочинение по картине Девочка с персиками

Картина «Девочка с персиками» была написана русским художником Валентином Серовым в 1887 году. В настоящее время шедевр русской живописи находится в Государственной Третьяковской галерее. Героиней картины стала 11-летняя дочь Саввы Мамонтова, Вера Мамонтова.

Картина выглядит лёгкой и понятной, потому подкупает зрителя своей простотой. Между тем, казалось бы, обычный детский портрет, выражает нечто такое, из-за чего зритель буквально не может от неё оторваться. Это уже не просто портрет, а картина с глубокой эмоциональной атмосферой, что определило работу к числу шедевров русской живописи.

Картина была написана на усадьбе Мамонтовых в Абрамцево, где в оранжерее росли персиковые деревья. Перед нами сама Вера. На ней розовая блуза с бантом. В руках она держит персик. На столе, на белой скатерти, лежат ещё три спелых персика. Рядом лежит разделочный нож, чтобы разрезать фрукты и удалять косточки. За спиной девочки мы можем увидеть большое окно, рядом статуэтка, на стене — декоративное блюдо. Вся обстановка пропитана светом и лёгкостью, так что в центре внимания зрителя полностью отсутствуют какие-либо тяжёлые или сложные элементы. Таким образом художник подчеркнул не только летнюю свежесть, радость солнечного дня, но также детскую непосредственность, беззаботность.

Известно, что картина писалась более месяца. Всё это время Вере Мамонтовой приходилось позировать художнику, стараясь не шевелиться. Для 11-летней девочки это было непросто, ведь за окном разгар лета, и вместо того, чтобы гулять с другими детьми, ей приходилось сидеть на одном месте. Конечно, тогда никто даже не представлял, что именно эта картина станет настоящем достоянием русской живописи и прославит художника и Веру практически на весь мир.

Из-за того, что девочка так хотела гулять, взгляд у неё далеко не радостный и весёлый. В нём проявилась некая детская грусть и ожидание. Выражение лица и взгляда, при всей прелести детского очарования, пронизано загадочностью, что можно сравнить с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи.

Картина также замечательна и отлична от тысяч других портретов тем, что кажется не постановочной. Если на многих других портретах люди сидят в статичной позе и кажутся достаточно неестественными, а картина служит только для отображения характера внешности, то работа Серова — это полная им противоположность. Она свободная и живая, она дышит жизнью и движением. Создаётся ощущение, как будто художник просто выхватил момент из повседневной жизни, написал картину не за полтора месяца, а за долю секунды. Вера будто бы не позировала художнику изо дня в день, а вот в это самое мгновение ворвалась в комнату и на секунду повернула взгляд к художнику.

Девочка с персиками

Картина художника Валентина Серова «Девочка с персиками» знакома даже тем людям, которые весьма далеки от искусства. Те люди, которые увлечены творчеством художника, осведомлены о том, что картина написана с 11 летней Веры Мамонтовой, дочери знаменитого промышленника и мецената, который являлся большим другом Валентина Александровича.

Сам художник в силу врожденной скромности был не столь высокого мнения о собственном творении, и даже в приятельской беседе с И. Э. Грабарем упрекал его за то, что в одном из своих письменных трудов на тему развития русского изобразительного искусства, дал портрету слишком завышенную оценку.

Читать еще:  Разорвать цепь ненависти. О протесте без насилия

Значение картины «Девочка с персиками»

Серов нередко сетовал на то, что во время написания портрета юной Веры он часами заставлял ее сидеть неподвижно, тем самым утратив некую струю свежести, которую он так настойчиво хотел вдохнуть в свою картину. Процесс написания полотна затянулся на несколько месяцев, в течение которых мастеру пришлось изрядно измучить дочь богатого мецената. Однако результат, как оказалось, превзошел все ожидания самого художника.

За столом, который изображен на картине, зачастую собиралась шумная компания, состоящая из членов семьи и многочисленных гостей. Находился он в столовой Мамонтовых в комнате анфиладного типа.

«Девочку с персиками» Серов написал, когда ему еще не исполнилось 22 года, а четверть века спустя, после смерти гениального художника, Грабарь издал монографический труд о нем, заявив, что и сам мастер до конца не осознавал огромной значимости своей работы не только для современников, но и для всех последующих поколений. По мнению Грабаря, данному этюду удалось стать одним из наиболее значимых произведений искусства, которое отметило целый пласт великой культуры России.

Уже спустя пару лет после трагической кончины художника сложно было найти настолько оригинальную модель, как девочка-подросток Вера Мамонтова, обладающая невыразимыми, чудесными и поистине русскими чертами лица. Одного взгляда на знаменитую картину Серова для людей, более менее разбирающихся в искусстве, будет вполне достаточно для того, чтобы определить наверняка, что действие, описанное на картине, происходит в имении богатого помещика. То, что творится за окном, скрыто от глаз наблюдателя, однако можно интуитивно догадаться, что за ним находятся аккуратные дорожки, посыпанные песком, красивые парковые аллеи и прочие элементы, присущие старинной русской усадьбе.

Персики были не куплены, а выращены в зимнем саду усадьбы, принадлежащей Мамонтовым. Фруктовые деревья были приобретены в поместьях Жилкино и Артемово, а ухаживал за ними тот же специалист, у которого они и купили персиковые деревья.

История, предшествующая возникновению картины

Данное полотно появилось в результате дружеских отношений Валентина Александровича и четы Мамонтовых. Антоша, как называли Серова люди из числа ближайшего окружения, имел склонность к кропотливой и неспешной манере работы, поэтому юной Вере подолгу приходилось неподвижно сидеть за столом. Сам мастер, зная об особенностях затяжного процесса создания собственных полотен, как мог извинялся перед моделью и прикладывал все усилия, чтобы побыстрее завершить свой выдающийся труд.

Идея написать портрет юной Веры Мамонтовой возник у Серова тогда, когда она забежала в дом, запыхавшись от веселых уличных игр и схватила персик. Валентин Александрович был настолько впечатлен ее жизнерадостностью, открытостью и позитивным внешним видом, что предложил 11 девочке стать его моделью.

«Девочка с персиками» является одной из первых серьезных работ художника, которая стала его «счастливым билетом» в дальнейшую успешную творческую карьеру, которая сложилась у Серова, впоследствии ставшего лучшим портретистом своего времени. Веруша (или Мамонтова Вера Саввишна) была любимицей всех обитателей дома, и в ней присутствовал «незримый папин огонек», который и постарался максимально отчетливо передать молодой Серов. Васнецов, являвшийся почетным членом абрамцевского кружка, считал, что Валентину Александровичу удалось отыскать тот самый тип обаятельной русской красавицы, который не получалось найти у множества других авторов.

Описание картины

На картине изображена юная девушка со смуглой кожей в светлой кофте, украшенной нарядным бантом. Художник старался как бы запечатлеть мгновение, поэтому при взгляде на полотно с трудом верится в то, что Веруша просиживала в подобной позе на протяжении многих дней. Кажется, будто она буквально на секунду присела за большой стол, машинальным жестом схватила лежащий на нем персик, а в следующий миг она подобно бабочке упорхнет резвиться в пышный сад, лежащий сразу за окном.

Многие предметы, изображенные на картине, обладают особым символизмом. К примеру, тарелка нарисована как дань тем пристрастиям, которыми был охвачен Савва Мамонтов, увлекавшийся прикладными и гончарными видами искусства. Кленовые листья, в свою очередь, изображены потому, что художник начал работу над полотном в разгар лета, а закончил только в сентябре. Помимо этого, кленовые осенние листья создают особый контраст в сравнении со спелыми персиками, напоминающий о быстротечности всего сущего и о том, что необходимо радоваться солнцу, как впрочем и всему вокруг происходящему.

Девочка является обладательницей нежной кожи с темными выразительными глазами и таких же темных волос. Сидя за столом с едва уловимой улыбкой на лице, она смотрит на наблюдающего простым открытым взглядом. В руках у нее находится персик, рядом с ней на поверхности стола также расположились листья клена, нож и персики. Комната, в которой происходит действие, наполнена солнечными лучами, ласково ложащимися на предметы старинной мебели, на руки Веруши и на стол.

Полотно просто поражает тем, насколько гармонично художнику удалось раскрыть образ, наполнив его превосходной степенью жизненности, реалистичности и свежестью колорита. В работе над данной картиной молодой Серов использовал некоторые приемы, позаимствованные им у импрессионистов, такие, к примеру, как свободная вибрация мазка.

Вид из окна, изображенного на картине, открывается на террасу, примыкающую к Красной гостиной. В этой комнате, которую частично видно на полотне, постоянно собирались различные друзья и приятели семьи мецената Мамонтова, устраивали любительские театральные постановки, читали в ролях Тургенева, Гоголя, Пушкина, занимались музицированием и устраивали оживленные дебаты.

Читать еще:  Прежде обожения — вернуться в реальный мир?

С огромным профессионализмом мастеру удалось отобразить игру света и тени, однако наиболее существенным является то, что у него получилось посредством одного произведения поведать зрителю целую историю о чувствах и характере чистой и светлой девушки, дальнейшая судьба которой, впрочем, была весьма трагической. Однако на момент написания портрета никто не думал о грядущих событиях, и портрет так и остался в памяти современников настоящей одой юношеской непосредственности, обаянию, весне и всему тому, что не перестает радовать и восхищать людей в обычной жизни.

Судьба «Девочки с персиками»

В 1903 году Вера Мамонтова стала женой Александра Самарина, который был министром по церковным делам и по совместительству предводителем московских дворян. Обряд венчания состоялся на том месте, где сейчас находится выход из станции «Арбатская» столичного метрополитена. Во время революции 1917 года церковь была разрушена коммунистами, однако на сегодняшний день на том же самом постаменте возвышается небольшая часовня. Став матерью трех детей, она скончалась в возрасте 32 года от сильной пневмонии.

Александр Самарин после смерти Веры не стал жениться повторно и построил неподалеку от их поместья храм Троицы Живоначальной, который разграблен во время пролетарского переворота и использовался в качестве склада.

Позднее Александр вместе с дочерью Лизой был отправлен в ссылку и погиб на территории ГУЛАГа в 1932 году.

Эта работа стала самой известной за всю творческую деятельность Серова, а мастер считается одним из лучших портретистов своей эпохи. На сегодняшний день картину можно увидеть, посетив Государственную Третьяковскую галерею.

sadalskij

СТАНИСЛАВ САДАЛЬСКИЙ

Народный блогер России

Девочка с персиками


Верочка Мамонтова, конец 1880-х.

Персики были свои, выращенные в мамонтовской оранжерее садовником.
И девочка своя — самая живая, самая любимая.
«Абрамцевская богиня», как называли потом Верочку все — и художники, и родители.
Ее портрет Валентин Серов писал целых три летних месяца 1887 года, пока гостил у Саввы Мамонтова в Абрамцево.


Вера Мамонтова в домашнем спектакле в костюме Иосифа. 1880 год.
Писал с трудом: сначала еле уговорил попозировать дочь Саввы, 11-летнюю Верочку Мамонтову, а потом с трудом удерживал ее за столом — сидеть часами в жару, не шевелясь, у той получалось плохо.
Но портрет удался.


Он стал не только одной из лучших картин Серова, но и одним из самых известных портретов в русской живописи.
Никто не верил, что этому, никому не известному художнику, всего 22 года.
«Девочка с персиками» — начало славы Валентина Серова, его точка отсчета.
А как сложилась судьба девочки?


«Девушка с кленовой веткой». В.Васнецов, 1896 год
В этом же платье Вера венчалась с А.Д.Самариным

Через девять лет после «Девочки с персиками» еще один портрет Веры написал Виктор Васнецов, пообещав подарить ей его только в том случае, если она выйдет замуж за русского.


Вскоре подарок уже висел над письменным столом ее мужа: Вера вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, будущего обер-прокурора Святейшего Синода (министра по делам церкви) и предводителя дворянства города Москвы.
Популярность его среди православных москвичей была так велика, что когда летом 1917 года в Москве избирали митрополита, среди кандидатов были: архиепископ Тихон Ярославский (позже избранный Патриархом) и мирянин Александр Самарин.


Вера Саввишна и Александр Дмитриевич Самарины, 1903 год. Италия, Рим, свадебное путешествие.

Венчались они в Москве на Поварской в церкви Бориса и Глеба — это был приход Самариных, живших неподалеку. Позже церковь уничтожили большевики, сейчас на этом месте часовня – прямо рядом с выходом из метро «Арбатская».

Радовались за них все – молодые давно любили друг друга, но пожениться смогли только после смерти отца Александра Дмитриевича, который долгие годы не давал согласие на его брак с Верой.
Поселились молодожены в своем имении неподалеку от села Аверкиево Павло-Посадского района. А в апреле 1904 года у Самариных появился первенец, Юрочка.


Вера Саввишна Самарина (Мамонтова) с сыном Юрием, 1904 год.

В августе 1905 года родилась дочь Лиза, в мае 1907 года — второй сын, Сергей.
А 27 декабря 1907 года Вера Саввична внезапно умерла от скоротечного воспаления легких. Сгорела за три дня. Собирались на Рождество всей семьей в Абрамцево, остановились проездом в своем московском доме на Поварской и…

Панихида по Вере Саввишне, 1908 год.

Похоронили ее в любимом Абрамцеве, около церкви Спаса Нерукотворного.
Вере было всего 32 года.


Все заботы о детях взяла на себя ее сестра Александра Саввишна. Вот она на фото, первая слева. Рядом Савва Мамонтов с детьми Веры — Сережей, Лизой и Юрием. Италия, 1910 год.

Александр Дмитриевич пережил Веру на 25 лет. Больше он никогда не женился.
В память о любимой жене Самарин построил храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, недалеко от их усадьбы.


Храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, архитектор Башкиров .

В 30-е годы храм был закрыт и разграблен и все годы советской власти использовался как подсобное помещение, в том числе для хранения различных химических удобрений. Сейчас усилиями прихожан, спонсоров и меценатов храм почти восстановлен.


А.Д.Самарин с дочерью Лизой в якутской ссылке, 1926 год.

Сам Александр Дмитриевич погиб в ГУЛАГе в 1932 году.
Все годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Лиза.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector