0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лагерь смерти Дахау: литургия начнется в 10 утра

Бойня в концлагере Дахау. Как у солдат США сдали нервы

Фото: © AP Photo / Robert Clover

Жестокость нацистских концлагерей настолько потрясла американских солдат, что они расправились с охранниками Дахау прямо в лагере.

В конце апреля 1945 года американская армия освободила концентрационный лагерь Дахау. Увиденные солдатами картины массового истребления людей произвели на них столь сильное впечатление, что они расправились с частью эсэсовцев прямо в лагере и не стали мешать заключённым сводить счёты с их мучителями. Эти события стали известны как «бойня в Дахау». В мае 1945 года было проведено расследование этого инцидента, но на высшем уровне было принято решение не наказывать военных за этот срыв.

Освобождение

В 11 часов утра 29 апреля 3-й батальон 157-го пехотного полка 45-й американской дивизии, преодолев несколько снайперских засад, подошёл к западным воротам концентрационного лагеря Дахау.

К этому времени большая часть охраны уже покинула лагерь. Отборные нацисты из SS-Totenkopfverbände (специальные подразделения, занимавшиеся охраной концлагерей) бежали ещё 28 апреля. С ними бежал и последний комендант Дахау Мартин Вайс (бегство ему не помогло, после войны он был казнён за многочисленные преступления). В лагере остались эсэсовцы, которые были заключены в дисциплинарную тюрьму за различные проступки. Вместе с ними были венгры из 26-й ваффен-гренадерской дивизии СС и группа раненых солдат вермахта, размещённых в местном госпитале. Вероятно, им уже не хватило транспорта для эвакуации.

В начале двенадцатого часа американцы обнаружили у западных ворот «поезд смерти». Так называли железнодорожные составы, в которые сгружали тела погибших заключённых для отправки в крематорий. Это зрелище потрясло солдат. 40 вагонов, набитых обнажёнными телами людей. Погибшие были крайне истощены и выглядели как скелеты. Как вспоминал один из американцев, это было самое ужасное зрелище за всю его жизнь. Многих солдат тошнило, у некоторых началась неконтролируемая истерика.

В это время с противоположного конца состава к американцам двинулась группа из четырёх эсэсовцев, намеревавшихся сдаться. Они явно выбрали для этого не лучшее время, потрясённые увиденным солдаты даже не стали вступать с ними в переговоры. Им велели забраться в вагон, после чего лейтенант Уолш застрелил всех.

Капитуляция

В 11:20 первые американские солдаты вошли на территорию лагеря. Согласно воспоминаниям заключённого лагеря Нерена Гуна, события развивались следующим образом. Навстречу американцам вышел оберштурмфюрер СС Генрих Скодзенски в щегольской эсэсовской форме и до блеска начищенных сапогах и прокричал: «Хайль Гитлер!». Контраст между ним и американскими офицерами, небритыми и «помятыми» после нескольких дней боёв, был столь впечатляющим, что они просто рассвирепели. Американский офицер плюнул ему в лицо и с криком «Швайнхунд!» («свинопёс») выстрелил ему в голову из пистолета.

Эта история популярна в публицистике, однако оспаривается профессиональными исследователями. Кроме того, процесс капитуляции был заснят на плёнку многочисленными американскими корреспондентами и на фото запечатлён совершенно другой человек, чья личность достоверно установлена.

Это был унтерштурмфюрер СС Генрих Виккер, старший из оставшихся в лагере офицеров. Он прибыл в лагерь только в начале апреля 1945 года вместе с группой узников, которых пешком гнали из Неккарельца в Дахау. В середине апреля он же руководил «маршем смерти» 1700 заключённых из Гессенталя в один из комплексов Дахау.

Виккер присутствует на фотографиях в разных частях лагеря, а это означает, что он оставался в живых ещё как минимум несколько часов после прихода американцев. Однако в городской тюрьме Дахау, где разместили всех выживших пленных, его не оказалось. Официально он считался пропавшим без вести. Согласно показаниям двух выживших немецких охранников, Виккер был убит кем-то из американских солдат.

Час мстителя

Около полудня американские солдаты начали сортировку пленных. В одну колонну уводили эсэсовцев, в другую — солдат вермахта (в основном из числа оставшихся в госпитале раненых) и персонал госпиталя.

В это же время через другие ворота в лагерь вошла ещё одна группа солдат. Раздалась стрельба. Огонь вели несколько эсэсовцев, засевших в лагерной башне (примерно 5–6 человек). После недолгой перестрелки башня была захвачена. Выжившие были расстреляны рядом со зданием.

Отобранных эсэсовцев (порядка 70 человек) повели на угольный двор. По пути несколько человек были убиты, и даже специально проведённое расследование не позволило выяснить обстоятельства их гибели. Во дворе пленных оставили у стены под присмотром пулемётчика.

Как только командовавший батальоном подполковник Спаркс покинул двор, раздалась пулемётная очередь. Стрелял пулемётчик-индеец по прозвищу Птичий Глаз. Спаркс тут же побежал обратно и сделал несколько выстрелов в воздух из своего пистолета, чтобы остановить его. По воспоминаниям офицера, пулемётчик бился в истерике, рыдал и кричал, что пленные пытались бежать. Пулемётчика увели, и его место занял другой стрелок — с нервами покрепче. В результате этой стрельбы было убито 17 человек и ещё несколько получили ранения.

После очередного ухода Спаркса на угольный двор пришла группа заключённых, вооружённых лопатами и дубинками. Они принялись избивать некоторых эсэсовцев. Одни солдаты пытались их остановить, другие не препятствовали избиениям. Как сказано в материалах американского расследования, они отворачивались и делали вид, что не замечают происходящего.

Ночь крови

К вечеру 29 апреля освободители покинули Дахау. Их место заняла караульная рота, пришли инженеры. Заключённых отправили обратно в бараки. В лагере была эпидемия тифа, и американцы закрыли его на карантин.

В первую ночь после освобождения Дахау в лагере погибло около 300 заключённых. Часть из них были убиты за сотрудничество с немцами. Остальные умерли от болезней и истощения. По свидетельству Нерена Гуна, несколько ранее голодавших заключённых умерли от переедания.

На следующий день из окрестных населённых пунктов привели местных жителей, которых привлекли к выгрузке тел из «поезда смерти». Неподалёку от лагеря бульдозерами вырыли несколько больших траншей, в которых похоронили погибших узников лагеря. Часть тел похоронили на кладбище Лейтенберга, причём повозки с трупами специально везли через центр города, чтобы жители могли наглядно убедиться в жестокости немецких концлагерей.

Православная Пасха и окончательное освобождение

В 1945 году православная Пасха пришлась на 6 мая. Лагерь всё ещё был закрыт на карантин, но среди заключённых нашлось 18 священнослужителей: сербы, несколько русских и греков. Они получили разрешение провести праздничное богослужение, для которого им выделили отдельное помещение. Облачения, свечи и иконы для службы они попытались раздобыть через ехавших в Мюнхен американцев. Однако из-за царившей там неразберихи гонцам не удалось найти никого в местных православных приходах.

Соорудив из больничных полотенец импровизированное облачение, священнослужители провели богослужение с участием узников. Как вспоминал позднее один из свидетелей, в истории православной церкви, пожалуй, не было более необычной пасхальной службы.

Несмотря на карантин и усилия американских врачей, эпидемию тифа долгое время не удавалось взять под контроль. За май 1945 года от болезни скончалось свыше 2 тысяч узников. В июне тиф пошёл на спад, за этот месяц умерло 196 человек. Только в середине лета 1945 года, через два месяца после окончания войны, все узники Дахау наконец обрели свободу.

Сколько человек казнили

В 1986 году вышла книга Говарда Бюхнера, бывшего медика американской армии, участвовавшего в освобождении лагеря. В книге с говорящим названием «Час мстителя» он живописно рассказывает о том, как американские солдаты в тот день казнили всех до единого немцев и венгров (при этом 40 человек были убиты бывшими заключёнными).

В мае 1945 года американской армией было проведено расследование на предмет жестокого обращения с пленными. Комиссией было установлено, что в день освобождения Дахау было убито около 50 эсэсовцев и других работников лагеря. 10–12 из них были убиты бывшими заключёнными, остальных расстреляли американцы. Подполковник Спаркс на протяжении всей жизни утверждал, что его солдаты застрелили не более 30 человек. А остальные пленные были заключены в тюрьму города Дахау, находившегося по соседству с лагерем. Партию пленных по приказу Спаркса сопровождали лейтенант Уолш и капеллан Лоу.

По понятным причинам выжившие охранники концлагеря после войны не рассказывали о своей службе. Но известно по меньшей мере о двух выживших эсэсовцах и об одном медике. Ещё один выживший, Ханс Линбергер, оставил небольшие мемуары о событиях того дня, в которых подтвердил ранее данные Спарксом показания. Линбергер находился в группе эсэсовцев, по которым открыл огонь из пулемёта Птичий Глаз, но уцелел и даже не был ранен.

Читать еще:  Городской монастырь — как низко летящий самолет, рискующий разбиться

Хотя следствие пофамильно установило почти всех принимавших участие в расстрелах, генерал Паттон велел закрыть дело, сославшись на тяжёлое психологическое состояние солдат, увидевших ужасающие картины смерти при освобождении лагеря. Материалы расследования были засекречены почти 50 лет. Их опубликовали только после выхода сенсационной книги «Час мстителя».

Вечная Пасха Дахау

Освобождение Дахау, 1945 г.

Историю праздничной службы на Пасху в концлагере Дахау мне рассказал архиепископ Клинский Лонгин, построивший на месте лагеря смерти православную часовню Воскресения Христова и близко знавший Глеба Александровича Рара, узника Дахау и участника той невероятной пасхальной службы. Я познакомился с владыкой благодаря нашему общему духовнику, схиархимандриту Власию из Боровского монастыря, к которому он часто приезжал из Германии. Человек удивительной судьбы, он родился в семье русских эмигрантов в Финляндии, с раннего детства воспитывался в вере, часто ездил с родителями в Ново-Валаамский монастырь, основанный валаамскими старцами, бежавшими от безбожных властей из Советской России. Духовная атмосфера в доме верующих родителей и общение с валаамскими старцами, схимниками и делателями умной молитвы, которых он считал святыми наших дней, сильно повлияли на его мировоззрение. Юношей он учился у знаменитых профессоров-богословов – протоиерея Ливерия Воронова, Льва Парисского, Николая Успенского, – а его духовниками были митрополит Никодим (Ротов) и митрополит Антоний (Сурожский). Вместе с будущим Патриархом Кириллом он был иподиаконом у митрополита Никодима, после службы они часто разговаривали и размышляли о выборе жизненного пути. Выходцы из верующих семей, родители владыки Лонгина не мыслили себя без Церкви, отец Святейшего был священником, они жили в государстве воинствующего атеизма и мечтали посвятить свою жизнь служению Богу. Это связало их на всю жизнь: когда спустя много лет у владыки Лонгина умер отец, его отпевал архиепископ Выборгский Кирилл.

Первым местом служения владыки Лонгина был Покровский Патриарший храм в Хельсинки, куда он был поставлен настоятелем в 1978-м году. В то время это была единственная православная Церковь Московского Патриархата в Западной Европе, где совершались ежедневные службы и куда приходили записки и сорокоусты со всего мира. Как рассказывал мне владыка, им приходили записки не только из Европы, но и из США, и – неведомыми путями, через железный занавес – от верующих из Советского Союза.

Архиепископ Лонгин (Талыпин) В Германию он попал благодаря своему финскому паспорту, когда Дюссельдорфский владыка Алексий (ван дер Менсбрюгге) из-за тяжелой болезни вышел на покой. Власти ФРГ всеми силами противились приезду в страну священника из «страшного» СССР, где, по их мнению, все священники были агентами КГБ. Он прослужил в Германии всю жизнь и до самых последних дней был настоятелем ставропигиального Покровского храма в Дюссельдорфе.

В 1990-х он занимался сбором гуманитарной помощи для бывшего Советского Союза и объездил за рулем грузовика Германию вдоль и поперек. «Утром помолишься Богородице, – вспоминал владыка, – и вперед!» И Пресвятая Богородица не оставляла – они собрали около 1500 военных «КАМАЗов», груженных лекарствами, продуктами и одеждой, загрузили «гуманитаркой» несколько больших морских судов и транспортных самолетов.

Иногда помощь приходила из самых неожиданных мест. Отец его помощницы Ангелы Хойзен оказался ученым и верующим человеком, считавшим себя другом России. Во время Второй мировой войны он служил в войсках вермахта на Восточном фронте и в одном из боев тяжелораненым попал в плен. Но вместо ненависти к оккупанту русские люди вылечили его и выходили, как он сам говорил, буквально вернули с того света, и с тех пор он на всю жизнь чувствовал себя благодарным России. Его любовь ко всему русскому передалась дочери Ангеле, которая из протестантства перешла в Православие, а потом выучилась иконописи у афонского монаха-иконописца! У владыки Лонгина она была ближайшей помощницей и занималась социальным служением. Ее отец работал в Военной Академии Бундесвера и своими связями очень помог наладить доставку гуманитарной помощи в Россию.

Тогда же владыка Лонгин познакомился с известным международным журналистом и церковным историком, бывшим заключенным концлагеря Дахау Глебом Александровичем Раром. История о том, что происходило в лагере смерти и как заключенные встречали там Пасху, потрясла его до глубины души.

Жизнь этих людей была ежедневным мученичеством и исповедничеством

Один из самых страшных лагерей фашистской Германии, наверное, самое ужасное, проклятое место на земле, поначалу созданный для политических противников и врагов Гитлера. Во время Второй мировой войны сюда ссылали тех, кого нацисты не думали перевоспитывать – большинство заключенных были христиане: католики, протестанты и православные. Над ними проводили изощренные изуверские медицинские опыты и эксперименты под руководством нацистского доктора Зигмунда Раша, так «преуспевшего» в уничтожении людей, что его назначили руководить всеми концентрационными лагерями Третьего рейха. Эсесовские охранники убивали людей под любым предлогом, человека могли расстрелять и отправить в газовую камеру за любую оплошность, просто за неосторожный взгляд. Жизнь этих людей была ежедневным мученичеством и исповедничеством. Мы не можем представить, что они пережили, мы можем лишь помнить, благоговеть перед их несломленным духом и молиться.

Людей в лагере подвергали самым изощренным пыткам: подвешивали на крюках за ребра, оставляя висеть на солнце несколько часов, распинали, растягивали и ломали кости на специальных козлах, живьем снимали кожу. Человеческая кожа была ценным сырьем для немецкой промышленности, из нее изготавливали дамские сумочки и перчатки, на которых в немецком обществе была большая мода. Из трупов замученных людей варили мыло, а из костей делали удобрения – немецкая бережливость все обращала на благо Великой Германии. Жирный удушливый дым из труб крематория поднимался над лагерем днем и ночью.

Глеб Александрович Рар Глеба Александровича Рара привезли в лагерь Дахау на товарном поезде из другого лагеря смерти – Бухенвальда. Вагоны состава были забиты умирающими больными узниками, которым не давали ни еды, ни воды. Из 5000 заключенных до места добралось чуть больше тысячи. Многих расстреляли, некоторые умерли от голода и недостатка воздуха, другие – от тифа. Его поместили в барак № 27 для тифозных больных. Ночью они слышали гул бомбардировок союзниками Мюнхена, находившегося в 30 километрах от их лагеря. Фронт быстро приближался. Несмотря на отчаянное сопротивление гитлеровцев, дни фашистской Германии были сочтены.

Заключенным запретили выходить из бараков под угрозой немедленного расстрела на месте. Вскоре стали слышны автоматные очереди, разрывы гранат и крики рядом с лагерем. А потом заключенные через окна и щели бараков увидели, как на автоматных вышках появились белые флаги.

28 апреля 1945 года в 6 часов вечера в Дахау вошли союзники. Полковник Седьмой Армии США Вальтер Феленц вспоминал:

«Через несколько сотен ярдов от главных ворот с внутренней стороны мы наткнулись на лагерное ограждение. Перед нами за колючей проволокой, находящейся под электрическим напряжением, стояла толпа радостных, обезумевших от счастья мужчин, женщин и детей, машущих и кричащих от радости: ‟Пришли их освободители!” Это был непостижимый шум! Каждый из более 32 тысяч человек, кто мог выдавить хоть звук, кричал от радости. Наши сердца рыдали, когда мы видели слезы счастья, катящиеся по их щекам».

А в барак к Глебу Александровичу Рару пришел главный переводчик комитета заключенных – Борис Ф. Он рассказал, что, благодаря помощи и участию Греческого и Югославского комитета заключенных, все подготовлено, чтобы провести настоящую пасхальную службу! Пускай священнических облачений не было, но узники сшили епитрахили из полотенец, нашив на них красные больничные кресты. У них не было служебных книг, икон, свечей, просфор и церковного вина. Но была вера и милость Божия, явившаяся в это страшное место.

В День Пасхи 6 мая 1945 года в барак № 26, где у английских и американских заключенных в маленькой комнате находилась часовня, вошли 18 православных священников, один диакон и несколько верующих. Больного греческого архимандрита Мелетия принесли на носилках, и всю службу он лежал, не в силах подняться, молясь и крестясь вместе со всеми. В часовне не было ничего, кроме небольшого стола и висевшей на стене единственной иконы Пресвятой Богородицы «Ченстоховская». Первообраз святыни происходил из Константинополя, откуда был привезен в город Бельц в Галиции. Впоследствии икона была отнята у православных польским королем. Когда Русская Армия изгнала наполеоновские войска из Ченстоховы, аббат Ченстоховского монастыря вручил список иконы Императору Александру I Освободителю, который по возвращению в Россию поставил ее в Казанском соборе в Санкт-Петербурге.

Несмотря на то, что в русских в Дахау была почти половина из числа заключенных, только единицы смогли принять участие в праздничном богослужении. К тому времени в лагерь прибыли так называемые «репатриационные офицеры» специального отряда «СМЕРШ», которые начали быстро возводить новые загородки из колючей проволоки, чтобы изолировать советских заключенных от прочих узников, чтобы они не решили не возвращаться в Советский Союз и остаться на Западе.

Читать еще:  «Горе имеим сердца!» – кто сказал, что это метафора?

За всю историю Православной Церкви не было такого пасхального Богослужения, как 6 мая 1945 году в Дахау

За всю историю Православной Церкви не было такого пасхального Богослужения, как 6 мая 1945 году в Дахау – День памяти великого православного святого и воина Георгия Победоносца! Самодельные ризы священников из полотенец с нашитыми больничными крестами были надеты прямо на полосатые тюремные робы. Служили по памяти. Пасхальный канон, пасхальные стихиры – все пели наизусть. После возгласа священника хор пел песнопения на греческом, а потом на церковнославянском языке. Евангелие также читали по памяти. Молодой афонский монах вышел перед отцами, поклонился и дрожащим от волнения голосом стал наизусть читать Слово о Пасхе святителя Иоанна Златоуста. Он говорил Слово и плакал. И все вокруг тоже плакали. Из самого сердца смерти из глубин этого земного ада возносились слова: «Христос Воскресе!» И в ответ раздавалось: «Воистину Воскресе!»

Среди узников Дахау также был святитель Николай Сербский, которого вместе с Сербским Патриархом Гавриилом сослали сюда 14 сентября 1944 года и где они находились, пока их не освободили союзники. Об участии в той Пасхальной службе святителя Николая ничего не известно, Глеб Александрович об этом не упоминал. Но остался Дневник посланий к сербскому народу «Сквозь тюремное окно», написанный святителем Николаем в гитлеровских застенках. Приведу одну из них:

Многие не чувствуют существования воздуха, пока не подует ветер. Некоторые не задумываются о существовании света, пока не наступит мрак. Так и многие христиане не чувствовали присутствия Бога до тех пор, пока не взвился бурный порыв ветра войны; не задумывались о Боге, пока им светил мир и улыбалось счастье. Но когда поднялся вихрь войны, когда объединились все силы зла и покрыли все тьмою, люди уже ни о чем другом, кроме как о Боге, думать не могли.

День Господень! В Священном Писании то, что для людей ночь, страшная ночь, кровь и дым, страх и ужас, кровь и муки, пламя и гибель, вопль и крик, – все это названо днем Господним. Спросите ли, как это возможно? Почему? Потому, что именно в таких обстоятельствах пресыщенные и потерявшие образ Божий в полноте осознают, что Бог – все, а они – ничто. Самолюбивые покрываются стыдом, надменные опускают глаза, богатые ходят с пустыми карманами, князья желают, чтобы удостоил их разговором хотя бы полицейский оккупант, нерадивые священники рыдают перед разрушенными храмами, некогда капризные жены, в грязных лохмотьях, варят на обед собачатину. И все они об одном думают: о величине Божественного величия и о ничтожестве праха человеческого.

Вот почему та страшная ночь названа днем Господним. Ибо в день сей Господь Себя являет. Пока длился спокойный день человеческий, человек не вспоминал о Боге, даже превозносил себя над Ним и насмехался над верующими, смеялся над теми, кто звал их молиться, в храм. Когда же настает страшный день Господень, все люди возвращаются к Господу, признают власть Божию, расспрашивают о Церкви, почитают священство, начинают читать духовные книги, со стыдом вздыхают о своем прошлом, каются в грехах, творят милостыню, помогают больным, постятся, причащаются, ибо понимают, что близка их смерть и близок тот мир, где день Господень – благой, светлый, радостный и вечный.

Сделаю, говорит Господь устами пророка Исайи, сделаю, что ‟человек будет дороже чистого золота Офирского”, то есть самого чистого и дорогого. Вот, братья, в чем смысл всех несчастий, которые Господь попускает миру! Чтобы сделать человека ценнее и дороже золота. Знаете ли, братья, почему Господь небесный попустил миру в наши дни все эти военные ужасы, с которыми можно сравнить лишь ужасы ада? Потому что ценность человека упала и стала ниже ценности золота. А это противоречит замыслу Божьему о человеке, а все, что противоречит ему, должно лопнуть, исчезнуть, умереть.

А теперь блаженны мы, если научились ценить человека выше золота, выше богатства, выше славы, выше звезд, выше всей вселенной, которую Создатель даровал человеку, тогда не напрасны наши страдания, тогда мы будем сильными и счастливыми и станем жить в мире и покое, в любви и взаимном уважении, славя Бога Отца и Сына и Святого Духа, во веки веков. Аминь».

Как вспоминал владыка Лонгин, после рассказа про Пасху в Дахау Глеб Александрович сказал, что как верующему человеку ему обидно и больно, что за стольких людей, отдавших за Христа и мир на земле свои жизни, там нет места, где совершалась бы поминальная служба и где можно было бы вознести о них молитву. «Это был наш священный долг – поставить православный храм на месте мучений тысяч православных людей!» – вспоминал владыка Лонгин. Он приехал в Москву к Патриарху Алексию II и рассказал о необходимости построить часовню в Дахау. Святейший его горячо поддержал и благословил на строительство. В 1994-м году сруб часовни изготовили на предприятии во Владимирской области, затем по частям погрузили в вагоны и на железнодорожном составе перевезли в Германию, где российские военные инженеры Западной группы войск установили часовню в мемориальном комплексе на месте лагеря смерти в Дахау.

Часовня Воскресения Христова на территории бывшего концлагеря Дахау

29 апреля 1995 года, в День Пятидесятилетия освобождения узников Дахау, бывший офицер-фронтовик митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай освятил часовню в честь Воскресения Христова, а осенью того же года Святейший Патриарх Алексий II отслужил в ней заупокойную литию за всех православных узников, погибших на немецкой земле. Известную на весь мир икону «Воскресший Спаситель освобождает заключенных концентрационного лагеря Дахау», как и другие иконы, находящиеся в часовне, написала иконописица и помощница владыки Лонгина – Ангела Хойзен, с которой я потом имел честь познакомиться.

Все заключенные, бывшие на пасхальной службе 6 мая 1945 года, как и все православные христиане, «на месте сем и в иных местах мучения умученные и убиенные», теперь навечно поминаются в русской часовне-памятнике Воскресения Христова в Дахау. Вечная Пасха Христова.

Бойня в концлагере Дахау. Как у солдат США сдали нервы

Фото: © AP Photo / Robert Clover

Жестокость нацистских концлагерей настолько потрясла американских солдат, что они расправились с охранниками Дахау прямо в лагере.

В конце апреля 1945 года американская армия освободила концентрационный лагерь Дахау. Увиденные солдатами картины массового истребления людей произвели на них столь сильное впечатление, что они расправились с частью эсэсовцев прямо в лагере и не стали мешать заключённым сводить счёты с их мучителями. Эти события стали известны как «бойня в Дахау». В мае 1945 года было проведено расследование этого инцидента, но на высшем уровне было принято решение не наказывать военных за этот срыв.

Освобождение

В 11 часов утра 29 апреля 3-й батальон 157-го пехотного полка 45-й американской дивизии, преодолев несколько снайперских засад, подошёл к западным воротам концентрационного лагеря Дахау.

К этому времени большая часть охраны уже покинула лагерь. Отборные нацисты из SS-Totenkopfverbände (специальные подразделения, занимавшиеся охраной концлагерей) бежали ещё 28 апреля. С ними бежал и последний комендант Дахау Мартин Вайс (бегство ему не помогло, после войны он был казнён за многочисленные преступления). В лагере остались эсэсовцы, которые были заключены в дисциплинарную тюрьму за различные проступки. Вместе с ними были венгры из 26-й ваффен-гренадерской дивизии СС и группа раненых солдат вермахта, размещённых в местном госпитале. Вероятно, им уже не хватило транспорта для эвакуации.

В начале двенадцатого часа американцы обнаружили у западных ворот «поезд смерти». Так называли железнодорожные составы, в которые сгружали тела погибших заключённых для отправки в крематорий. Это зрелище потрясло солдат. 40 вагонов, набитых обнажёнными телами людей. Погибшие были крайне истощены и выглядели как скелеты. Как вспоминал один из американцев, это было самое ужасное зрелище за всю его жизнь. Многих солдат тошнило, у некоторых началась неконтролируемая истерика.

В это время с противоположного конца состава к американцам двинулась группа из четырёх эсэсовцев, намеревавшихся сдаться. Они явно выбрали для этого не лучшее время, потрясённые увиденным солдаты даже не стали вступать с ними в переговоры. Им велели забраться в вагон, после чего лейтенант Уолш застрелил всех.

Капитуляция

В 11:20 первые американские солдаты вошли на территорию лагеря. Согласно воспоминаниям заключённого лагеря Нерена Гуна, события развивались следующим образом. Навстречу американцам вышел оберштурмфюрер СС Генрих Скодзенски в щегольской эсэсовской форме и до блеска начищенных сапогах и прокричал: «Хайль Гитлер!». Контраст между ним и американскими офицерами, небритыми и «помятыми» после нескольких дней боёв, был столь впечатляющим, что они просто рассвирепели. Американский офицер плюнул ему в лицо и с криком «Швайнхунд!» («свинопёс») выстрелил ему в голову из пистолета.

Читать еще:  Генетические тесты: как не попасть на деньги

Эта история популярна в публицистике, однако оспаривается профессиональными исследователями. Кроме того, процесс капитуляции был заснят на плёнку многочисленными американскими корреспондентами и на фото запечатлён совершенно другой человек, чья личность достоверно установлена.

Это был унтерштурмфюрер СС Генрих Виккер, старший из оставшихся в лагере офицеров. Он прибыл в лагерь только в начале апреля 1945 года вместе с группой узников, которых пешком гнали из Неккарельца в Дахау. В середине апреля он же руководил «маршем смерти» 1700 заключённых из Гессенталя в один из комплексов Дахау.

Виккер присутствует на фотографиях в разных частях лагеря, а это означает, что он оставался в живых ещё как минимум несколько часов после прихода американцев. Однако в городской тюрьме Дахау, где разместили всех выживших пленных, его не оказалось. Официально он считался пропавшим без вести. Согласно показаниям двух выживших немецких охранников, Виккер был убит кем-то из американских солдат.

Час мстителя

Около полудня американские солдаты начали сортировку пленных. В одну колонну уводили эсэсовцев, в другую — солдат вермахта (в основном из числа оставшихся в госпитале раненых) и персонал госпиталя.

В это же время через другие ворота в лагерь вошла ещё одна группа солдат. Раздалась стрельба. Огонь вели несколько эсэсовцев, засевших в лагерной башне (примерно 5–6 человек). После недолгой перестрелки башня была захвачена. Выжившие были расстреляны рядом со зданием.

Отобранных эсэсовцев (порядка 70 человек) повели на угольный двор. По пути несколько человек были убиты, и даже специально проведённое расследование не позволило выяснить обстоятельства их гибели. Во дворе пленных оставили у стены под присмотром пулемётчика.

Как только командовавший батальоном подполковник Спаркс покинул двор, раздалась пулемётная очередь. Стрелял пулемётчик-индеец по прозвищу Птичий Глаз. Спаркс тут же побежал обратно и сделал несколько выстрелов в воздух из своего пистолета, чтобы остановить его. По воспоминаниям офицера, пулемётчик бился в истерике, рыдал и кричал, что пленные пытались бежать. Пулемётчика увели, и его место занял другой стрелок — с нервами покрепче. В результате этой стрельбы было убито 17 человек и ещё несколько получили ранения.

После очередного ухода Спаркса на угольный двор пришла группа заключённых, вооружённых лопатами и дубинками. Они принялись избивать некоторых эсэсовцев. Одни солдаты пытались их остановить, другие не препятствовали избиениям. Как сказано в материалах американского расследования, они отворачивались и делали вид, что не замечают происходящего.

Ночь крови

К вечеру 29 апреля освободители покинули Дахау. Их место заняла караульная рота, пришли инженеры. Заключённых отправили обратно в бараки. В лагере была эпидемия тифа, и американцы закрыли его на карантин.

В первую ночь после освобождения Дахау в лагере погибло около 300 заключённых. Часть из них были убиты за сотрудничество с немцами. Остальные умерли от болезней и истощения. По свидетельству Нерена Гуна, несколько ранее голодавших заключённых умерли от переедания.

На следующий день из окрестных населённых пунктов привели местных жителей, которых привлекли к выгрузке тел из «поезда смерти». Неподалёку от лагеря бульдозерами вырыли несколько больших траншей, в которых похоронили погибших узников лагеря. Часть тел похоронили на кладбище Лейтенберга, причём повозки с трупами специально везли через центр города, чтобы жители могли наглядно убедиться в жестокости немецких концлагерей.

Православная Пасха и окончательное освобождение

В 1945 году православная Пасха пришлась на 6 мая. Лагерь всё ещё был закрыт на карантин, но среди заключённых нашлось 18 священнослужителей: сербы, несколько русских и греков. Они получили разрешение провести праздничное богослужение, для которого им выделили отдельное помещение. Облачения, свечи и иконы для службы они попытались раздобыть через ехавших в Мюнхен американцев. Однако из-за царившей там неразберихи гонцам не удалось найти никого в местных православных приходах.

Соорудив из больничных полотенец импровизированное облачение, священнослужители провели богослужение с участием узников. Как вспоминал позднее один из свидетелей, в истории православной церкви, пожалуй, не было более необычной пасхальной службы.

Несмотря на карантин и усилия американских врачей, эпидемию тифа долгое время не удавалось взять под контроль. За май 1945 года от болезни скончалось свыше 2 тысяч узников. В июне тиф пошёл на спад, за этот месяц умерло 196 человек. Только в середине лета 1945 года, через два месяца после окончания войны, все узники Дахау наконец обрели свободу.

Сколько человек казнили

В 1986 году вышла книга Говарда Бюхнера, бывшего медика американской армии, участвовавшего в освобождении лагеря. В книге с говорящим названием «Час мстителя» он живописно рассказывает о том, как американские солдаты в тот день казнили всех до единого немцев и венгров (при этом 40 человек были убиты бывшими заключёнными).

В мае 1945 года американской армией было проведено расследование на предмет жестокого обращения с пленными. Комиссией было установлено, что в день освобождения Дахау было убито около 50 эсэсовцев и других работников лагеря. 10–12 из них были убиты бывшими заключёнными, остальных расстреляли американцы. Подполковник Спаркс на протяжении всей жизни утверждал, что его солдаты застрелили не более 30 человек. А остальные пленные были заключены в тюрьму города Дахау, находившегося по соседству с лагерем. Партию пленных по приказу Спаркса сопровождали лейтенант Уолш и капеллан Лоу.

По понятным причинам выжившие охранники концлагеря после войны не рассказывали о своей службе. Но известно по меньшей мере о двух выживших эсэсовцах и об одном медике. Ещё один выживший, Ханс Линбергер, оставил небольшие мемуары о событиях того дня, в которых подтвердил ранее данные Спарксом показания. Линбергер находился в группе эсэсовцев, по которым открыл огонь из пулемёта Птичий Глаз, но уцелел и даже не был ранен.

Хотя следствие пофамильно установило почти всех принимавших участие в расстрелах, генерал Паттон велел закрыть дело, сославшись на тяжёлое психологическое состояние солдат, увидевших ужасающие картины смерти при освобождении лагеря. Материалы расследования были засекречены почти 50 лет. Их опубликовали только после выхода сенсационной книги «Час мстителя».

Начало восстания в концлагере Дахау

Дахау — один из первых концентрационных лагерей на территории Германии.

Основан 22 марта 1933 года в Дахау, неподалеку от Мюнхена. 27 февраля был совершён поджог Рейхстага, чрезвычайное положение было введено в марте указом президента Гинденбурга сроком на 5 лет. Затем оно стало бессрочным, и действовало до 1945 г.

Действовавшая в Дахау подпольная организация заключённых во главе с интернациональным комитетом 28 апреля 1945 года, за день до прихода американских войск, подняла восстание, сорвав существовавший план уничтожения оставшихся в живых заключённых.

Последний полномочный комендант лагеря, оберштурмбаннфюрер СС Эдуарт Вайтер, бежал 26 апреля. Руководителем лагеря оставался оберштурмбаннфюрер СС Мартин Готтфрид Вайс, но и он покинул лагерь.

Хронология событий 29 Апреля 1945 года:

6:00 Новый комендант лагеря, оберштурмфюрер СС Хейнрих Скодзенски отдал своим подчинённым приказ сдаться. На тот момент под его командованием находилось около 560 человек, часть из них — раненые в госпитале.

10:55 Комендант Скодзенски вышел навстречу американцам, но был убит в завязавшейся перестрелке при попытке сдать лагерь.

11:00 Части третьего батальона 45-й американской дивизии вошли в лагерь.

11:30 Американские солдаты, находясь под впечатлением увиденного в лагере, убивают 122 пленных немецких солдат, в основном бойцов войск СС. Вырвавшиеся заключённые убивают ещё около 40 охранников, часть из них голыми руками.

12:00 Порядок в лагере временно восстановлен. 358 немецких солдат взяты в плен, многие из них — поднятые с коек раненые солдаты из госпиталя.

12:05 Пулемётчик по кличке «Птичий глаз» неожиданно закричал: «Они пытаются сбежать!» и открыл огонь из пулемёта 30-го калибра, убив 12 солдат, до того как подполковник Феликс Спаркс оттолкнул его от пулемёта со словами «Какого чёрта ты делаешь?!».

12:15 Порядок снова восстановлен.

12:30 Большая часть заключённых возвращена в камеры.

14:45 346 пленных немецких солдат расстреляны у стены блока C. Как минимум один немецкий солдат был забит заключёнными там же. Выживших добили одиночными выстрелами.

18:00 Прибывают дополнительные части для помощи в охране лагеря.

Никто из участников казни не понёс наказания, обвинения сняты генералом Паттоном. Результаты расследования подполковника Джозефа Витэйкера от 8 июня 1945 года были засекречены.

Судьба 560 охранников лагеря:

  • Расстреляно на месте — 122
  • Убито заключёнными — 40
  • Расстреляно из пулемётов — 346+12
  • Убито в перестрелке — 30
  • Бежало — 10
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector