1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Купидон: хулиган, пострадавший от собственных стрел

Знакомство с Купидоном следует начать с истории его появления и небольшого описания. Его мать, прекрасная Афродита, подарила своему сыну Амуру (это одно из имён божества) чудесную силу управлять чувством любви. Вот только характер у юного Купидона с ангелоподобной внешностью оказался далеко не ангельским.

Как рассказывают многие предания, Купидон отличается склонностью к хулиганским выходкам и своенравием. В общем, это же характеризует саму любовь, которая никогда не слушает разумных доводов, а действует по своему усмотрению и подчас даже наперекор.

Происхождение бога любви

Имя и образ Купидона известны едва ли не каждому. На многих полотнах эпохи Возрождения этот милый крылатый мальчик появляется в качестве ангела любви. Для древних римлян он действительно был благословляющей силой священного союза влюблённых.

Ранние предания рассказывают, что он и вовсе изначально являлся частью мироздания, выйдя из первородного Хаоса. По сути, Купидон был воплощением любви, а сама эта легенда крайне романтична. Она говорит о том, что именно Любовь первой появилась из мрака Вселенной, озарив собой мир.

Но со временем мифы и взгляды относительно происхождения Купидона начали меняться. Наибольшую известность в Риме приобрело предание о любви Венеры (покровительницы любви) и Марса (воинственного прародителя римлян). Одним из их сыновей и стал Купидон.

Франсуа Буше «Обучение Купидона», 1742 год
Местонахождение: Замок Шарлоттенбург, Берлин, Германия

Купидон в культуре

Помощник Афродиты в греческой культуре и сын Венеры в римской не считался ключевой фигурой мифологии. Но он часто воспевался в эпоху эллинизма и во времена Ренессанса. К его изображению прибегали, используя героя в качестве символа. Ему не нужно быть активным действующим лицом, чтобы присутствовать на холсте или в скульптурном ансамбле. Купидона изображали, чтобы намекнуть о наличии любовного лейтмотива в описываемом сюжете.

Афродита и Амур

Юнца часто изображают на картинах, описывающих соблазнение Юпитером прекрасных дев. Купидон также появляется перед публикой в сюжетах, где взаимодействуют Венера и Адонис. Посланец любви играет с орудиями Марса и дубиной Геракла, вызывая ассоциацию с обезоруживающими чувствами.

Разочаровавшиеся в мальчугане строго наказывали его. Так поступали Диана и Минерва, чьи образы олицетворяют целомудрие.

Эрот и Диана

Образ Купидона воспевался в эпоху Возрождения. Изваяния, посвященные ему, часто становились украшениями для надгробий и фамильных склепов. Купидон (или Амур в альтернативной интерпретации) – герой картины художника Лезюэра. На ней изображена Венера в окружении трех Граций, одна из которых протягивает богине малыша Купидона.

По легенде, Эрот не рос до тех пор, пока у него не было друга, способного любить его. Им стал Антэрот, в противовес Эроту отвечающий за взаимную любовь.

Эрот

Поэт Анакреон посвятил несколько стихотворений популярной легенде о том, что Юпитер приказал убить Купидона его матери. Венера спрятала дитя в лесу, где его воспитали дикие звери. Это предание описано в картинах Прюдона. Он же запечатлел на холсте любовные приключения Купидона.

Авторской идее следовали Корреджо и Тициан, на чьих картинах Венера надевала на глаза сыну повязку, делая меткий выстрел Купидона произвольным.

Мифы и Легенды * Амур (Эрос, Эрот, Купидон)

Мифы и Легенды * Амур (Эрос, Эрот, Купидон)

Амур (Эрос, Эрот, Купидон)

Купидон (Шоде Антуан Дени)

Материал из Википедии

Эрот (Эрос, др.-греч. Ἔρως , также Эрос, Амур, у римлян Купидон) — бог любви в древнегреческой мифологии, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле.

Лоренцо Лотто — Купидон

Существовало множество вариантов происхождения Эрота:

* Гесиод считает его самозародившимся после Хаоса, Геи и Тартара божеством, одним из древнейших богов.
* По Алкею, сын Зефира и Ириды.
* По Сапфо, сын Афродиты и Урана.
* По Симониду, сын Ареса и Афродиты.
* По Акусилаю, сын Эреба и Никты.
* По орфической космогонии, родился из яйца, снесенного Ночью или сотворенного Хроносом. Именуется великим даймоном.
* По Ферекиду, Зевс стал Эросом как демиург.
* По Пармениду, создание Афродиты.
* По Еврипиду, сын Зевса, или Зевса и Афродиты.
* По Павсанию, сын Илифии.
* У Платона — сын Пороса и Пении.
* Сын Хаоса.
* По некоей версии, сын Геи.
* Отцом его называли также Кроноса, Орфея и др.

Диана, разоружающая Купидона
(Помпео Батони, Metropolitan Museum)

Согласно речи Котты, их было три:

* Сын Гермеса и первой Артемиды.
* Сын Гермеса и второй Афродиты.
* Сын Ареса и третьей Афродиты, он же Антэрос.

Согласно Нонну, родился у города Берои.

Любви покоряется все (Амур)
Караваджо,1602 (Amor Vincit Omnia)

Эрот — мировое божество, соединяющее богов в брачные пары, считался порождением Хаоса (тёмной ночи) и светлого дня или Неба и Земли. Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время — с цветком и лирой, позднее со стрелами любви или пылающим факелом.
В Феспиях каждые четыре года устраивалось в честь Эроса празднество — Эротидии, сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями.

Читать еще:  Петушиная лошадь и другие «стыдные» книги: что происходит

Юная девушка, защищающая себя от Эроса
(Адольф Вильям Бугро, 1880)

Кроме того, Эрос, как бог любви и дружбы, соединявшей юношей и девушек, пользовался почитанием в гимназиях, где статуи Эроса ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла. Спартанцы и критяне обыкновенно перед битвой приносили Эросу жертву. Его жертвенник стоял у входа в Академию.

Эростазия. Афродита и Гермес взвешивают Любовь (Эрос и Антерос)
на золотых весах судьбы

Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антерота (иначе Антэрот, Антерос), находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображал Эрота и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга. У Овидия упоминаются «оба Эрота». Кормилицы Эрота хариты отправились в Дельфы к Фемиде с вопросом о его малом росте.

Амур в образе ребёнка
(раб. Этьена Мориса Фальконе, после 1757, Эрмитаж)

Эрот служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьёзной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей. Ему посвящен LVIII орфический гимн. Позднейшему времени принадлежит возникновение группы Эрота и Психеи (то есть, Любви и плененной ею Души) и развившейся из этого представления известной народной сказки.
Образ Амура в виде нагого ребенка используется при росписи потолков, и редко изображением Амура украшают мебель.

Эрот (Купидон, Амур)

Эрос (Musei Capitolini)

Этот бог любви («Эрос» — любовь) обычно изображается резвым, шаловливым мальчуганом, вооруженным луком и стрелами. Раны, причиняемые им, не смертельны, но могут быть болезненными, мучительными, хотя нередко вызывают сладостное чувство или блаженство утоленной страсти.

Венера, Купидон и Сатир (Bronzino)

Эрота древние греки считали богом не рожденным, а извечным в одном ряду с Хаосом, Геей и Тартаром. Он олицетворял могущественную силу, влекущую одно живое существо к другому, дарующую наслаждение, без которого не могут существовать и совокупляться, порождая все новые особи, ни боги, ни люди, ни животные. Эрот — это великая сила притяжения двух полов, сила всемирного тяготения любви.

Но существовал и другой вариант его происхождения, более поздний. Согласно этой версии, Эрот — сын Афродиты и Гермеса или Ареса, а то и самого Зевса. Были и другие предположения о родителях Эрота. Поэты при этом сходились в одном: бог любви всегда остается ребенком и посылает свои золотые разящие стрелы своевольно, не считаясь с доводами рассудка.

И, между всеми богами прекраснейший, — Эрос. Сладкоистомный — у всех он богов и людей земнородных Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.
Философы не ограничивали область владычества Эрота богами, людьми и животными. Древнегреческий мыслитель Эмпе-докл полагал, что в природе поочередно одерживает верх то Любовь, то Вражда, причем первая сводит все в единство, побеждая Вражду. Тем самым Эрот становится олицетворением космических сил единения, устремленности к слиянию. Благодаря ему не прерывается ткань жизни и сохраняется единство мироздания.
Однако в античных текстах Эрот нередко выступает как сила, пробуждающая примитивную «животную» страсть. По словам Платона, Эрот «всегда беден и вопреки распространенному мнению совсем не красив и не нежен, а груб, неопрятен, необут и бездомен; он валяется на голой земле под открытым небом, у дверей, на улице. » Впрочем, далее следует оговорка: оказывается, Эрот тянется к прекрасному и совершенному, храбр и силен; он мудрец и невежа, богач и бедняк.
По свидетельству Диогена Лаэртского, стоики утверждали: «Вожделение — это неразумное стремление. Любовь — это вожделение, не подобающее достойным людям, ведь это намерение сблизиться с кем-то из-за бросающейся в глаза красоты». А Эпикур отчетливо разделил: «Когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении. но мы разумеем свободу от телесных страданий и душевных тревог. Нет, не попойки и кутежи непрерывные, не наслаждения мальчиками и женщинами. рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора. и изгоняющее [лживые] мнения, которые производят в душе величайшее смятение».

. В Древнем Риме Эрот (Купидон) получил имя Амур («Любовь») и стал особенно популярен. Апулей создал легенду, в которой рассказано о стремлении человеческой души в образе Психеи («психе» — душа) обрести Любовь. «С помощью Зефира, — пишет А.Ф. Лосев, пересказывая легенду, — Амур получил в жены царскую дочь Психею. Однако Психея нарушила запрет никогда не видеть лица своего загадочного супруга. Ночью, сгорая от любопытства, она зажигает светильник и восхищенно смотрит на юного бога, не замечая горячей капли масла, упавшей на нежную кожу Амура. Амур исчезает, и Психея должна вернуть его себе, пройдя множество испытаний. Преодолев их и даже спустившись в аид за живой водой, Психея после мучительных страданий вновь обретает Амура, который просит у Зевса разрешения на брак с возлюбленной и примиряется с Афродитой, злобно преследовавшей Психею».

Какой потаенный смысл этой истории? Можно предположить, что она повествует о «слепоте» первоначального любовного влечения, вызванного неосознанными эмоциями. Попытка рассудка понять суть любви приводит к тому, что она исчезает. Возникают мучительные сомнения, переживания, конфликты: так чувства мстят рассудку за вторжение в их царство. Но истинная любовь преодолевает эти препятствия и торжествует — уже навсегда.

Читать еще:  Бумага и чернила станут отныне моим утешением, или Прощай, Абай!

Чуть более двух тысячелетий назад римский поэт Публий Овидий Назон так описал триумф Амура:

О, почему мне постель такою кажется жесткой,
И покрывало мое плохо лежит на софе?
И почему столь долгую ночь провел я бессонно,
И, беспокойно вертясь, тело устало, болит?
Я бы почувствовал, думаю, будь я терзаем Амуром,
Или подкрался хитрец, скрытым искусством вредит?
Да, это так. Уже в сердце сидят тонкоострые стрелы;
Душу мою покорив, лютый терзает Амур.
Да, признаю, Купидон, я твоей стал новой добычей,
Я побежден и себя власти твоей предаю.
Битва совсем не нужна. Милосердия, мира прошу я.
Нечем хвалиться тебе; я, безоружный, разбит.
Свежий улов твой — я, получивши недавнюю рану,
В пленной душе понесу груз непривычных оков
Ум здравый сзади с руками в цепях поведут за тобою,
Стыд, да и все, что вредить станет могучей Любви.
Спутники будут твои Безумие, Ласки и Страсти;
Будут упорно толпой все за тобою ходить.
Этим-то войском людей и богов постоянно смиряешь,
Этой поддержки лишась, станешь бессилен и наг.

Амура (Купидона, Эрота) воспевали поэты во все времена; о нем рассуждали философы. Оказалось, что у этого божества не одно и не два, а множество обличий, хотя высокий Эрос, как всякая вершина, доступен далеко не каждому: надо быть достойным его.

Серия сообщений «Амур и Психея»:
Часть 1 — Мифы и Легенды * Амур (Эрос, Эрот, Купидон)

Однажды бог любви Купидон сам пал жертвой любви. Вот, как это было.

Среди холмов и полей, на берегу моря, расположился прекрасный город – столица одного из греческих государств. В этом городе правил могущественный царь, у которого были три дочери невероятной красоты. В честь старшей и средней дочерей слагались стихи; об их красоте ходили легенды даже за пределами родных земель.

Однако истинным алмазом была их младшая сестра, Психея. При виде ее мужчины теряли дар речи, а боги сравнивали ее с Афродитой.

Царь скоро выдал старших дочерей за представителей знати. А вот с младшей начались проблемы. Она была столь прекрасна, что никто не мог набраться храбрости, и взять ее в жены. Воздыхатели боялись гнева богов, поскольку считали, что такая красота недостойна любви смертных.

Об этом узнала Афродита, и взревновала. Богине претила мысль о том, что смертная женщина может равняться с ней красотой. Вознамерившись испортить красавице жизнь, она призвала Эрота, и велела ему влюбить Психею в самого недостойного человека в Элладе.

  • Пусть она будет несчастна. — Добавила Афродита.

Эрот полетел исполнять поручение, но неожиданно сам влюбился в Психею. Он похитил девушку, и, поселив ее в роскошном дворце, являлся ей невидимым, ночью. Он просил об одном: их отношения должны оставаться тайной, и она не должна пытаться его увидеть.

Как это часто бывает, любовь часто становится жертвой зависти. Сгорая от любопытства, возбужденного сестрами (Ты не знаешь, кто он — говорили они. А вдруг это чудовище? — говорили они), Психея зажгла свечу, и увидела спящего на их ложе прекрасного юношу. Увы, капля воска упала на его тело, и Эрот проснулся. С сожалением и грустью он сказал, что теперь им придется расстаться. И исчез.

Психея долго искала возлюбленного, и много ей предстояло испытаний. Только вмешательство Зевса позволило влюбленным соединиться навеки.

Купидон — бог любви. Бог любви – Купидон

Эрот (Эрос, др.-греч. Ἔρως, также Эрос, Амур, у римлян Купидон) — бог любви в древнегреческой мифологии, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле.


Эрот и Психея

Существовало множество вариантов происхождения Эрота:
— Гесиод считает его самозародившимся после Хаоса, Геи и Тартара божеством, одним из древнейших богов.
— По Алкею, сын Зефира и Ириды.
— По Сапфо, сын Афродиты и Урана.
— По Симониду, сын Ареса и Афродиты.
— По Акусилаю, сын Эреба и Нюкты.
— По орфической космогонии, родился из яйца, снесенного Ночью или сотворенного Хроносом. Именуется великим даймоном.
— По Ферекиду, Зевс стал Эросом как демиург.
— По Пармениду, создание Афродиты.
— По Еврипиду, сын Зевса, или Зевса и Афродиты.
— По Павсанию, сын Илифии.
— У Платона — сын Пороса и Пении.
— Сын Хаоса.
— По некоей версии, сын Геи.
— Отцом его называли также Кроноса, Орфея и др.

Согласно речи Котты, их было три:
— Сын Гермеса и первой Артемиды.
— Сын Гермеса и второй Афродиты.
— Сын Ареса и третьей Афродиты, он же Антэрос.
— Согласно Нонну, родился у города Берои.

Эрот — мировое божество, соединяющее богов в брачные пары, считался порождением Хаоса (тёмной ночи) и светлого дня или Неба и Земли. Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время — с цветком и лирой, позднее сострелами любви или пылающим факелом. В Феспиях каждые четыре года устраивалось в честь Эроса празднество — Эротидии, сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями. Кроме того, Эрос, как бог любви и дружбы, соединявшей юношей и девушек, пользовался почитанием в гимназиях, где статуи Эроса ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла. Спартанцы и критянеобыкновенно перед битвой приносили Эросу жертву. Его жертвенник стоял у входа в Академию. Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антерота (иначе Антэрот, Антерос), находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображал Эрота и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга. У Овидия упоминаются «оба Эрота». Кормилицы Эрота хариты отправились в Дельфы к Фемиде с вопросом о его малом росте.

Читать еще:  Великий понедельник. Мост над пропастью греха

В искусстве

Эрот служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьёзной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей. Ему посвящен LVIII орфический гимн. Позднейшему времени принадлежит возникновение группы Эрота и Психеи (то есть, Любви и плененной ею Души) и развившейся из этого представления известной народной сказки.

В астрономии

В честь Эрота назван астероид (433) Эрос, открытый в 1898 году, а также астероид (763) Купидон (англ.) русск., открытый в 1913 году.

Купидон (франц. Cupidon, от лат. Cupido; Cupiditas — «страсть, влечение, томление») — в древнеримской мифологии — божество любовной страсти, безудержного желания. Этим он отличается от более сдержанного Амура. Купидон — воплощение эротики, его спутник — Йокус, олицетворениенизменной страсти. Амур стремится соединить влюбленных, он не терпит одиночества и отсутствия любви. В средневековом искусстве изображение Купидона, спящего на потухшем факеле любви, символизировало сладострастие, приводящее к пресыщенности. Позднее значение этих персонажей — Амура, Купидона, Эрота и Антэрота — нивелировалось, что искажало и запутывало содержание мифологических сюжетов.
В честь бога любви назван спутник Урана Купидон, открытый в 2003 году.


Амур в образе ребёнка (раб. Этьена Мориса Фальконе, после 1757, Эрмитаж)

Амур (франц. Amour от лат. Amor — «любовь») — в древнеримской мифологии — бог любви. Символизировал не платоническую, а чувственную любовь между мужчиной и женщиной.
Амур был сыном Венеры и Марса.
Изображался в образе крылатого мальчика с луком и стрелами, поражающими сердца.

«Амурчиками» часто называют изображения множества маленьких эротов, с самыми разными атрибутами, музыкальными инструментами, развлекающих себя шалостями. Подобные изображения характерны для искусства эллинистического времени, в частностиалександрийской школы. В эпоху Итальянского Возрождения этот мотив появился снова, но в нем античные эроты (чтобы отличить их от Ангелов) стали изображаться без крыльев и получили новое название: путти, или путто (итал. putto — «младенец»).
Позднейшее французское название амура — купидон.

С эротической культурой связано также слово «амуре́тт» (франц. Amourette — «легкая, мимолетная любовь»). Но термином «амуретт» именуют и черное дерево (паслен) и древесину акации, которые применяют для инкрустации (маркетри) мебели. «Аморетто» (итал. Amoretto) — «маленький купидон».
В изобразительном искусстве часто использовался сюжет, сочиненный Апулеем: «Амур (Купидон) и Психея» (ок. 150 г. н. э.; см. Психея).


Амур и Психея. Антонио Канова, 1786-93 г. Париж

Еще одна, итальянская, персонификация этого божества — Амор (от итал. Amore — «любовь»). В представлении итальянских поэтов XIII—XIV вв. Амор — это «молодой сеньор светского обхождения».

«Стрелы Амура» (франц. «flèches d’Amour») — название драгоценного камня, разновидности горного хрусталя и разновидности аметиста.
С образом Амура связана сложная и разнообразная символика куртуазной культуры. Она отражена, в частности, в популярной книге «Избранные эмблемы и символы» («Emblemata et Symbola Selecta»), изданной И. Камерарио в 1668 г. в Майнце, многократно переиздававшейся, в том числе и в России.


Амур с пылающим сердцем в руке — символ любви, когда сердце возгорается к желанному объекту.

Амур, прикрывающий рукой зажженный факел, — если с пренебрежением относиться к любви, которую мы зажгли в сердце другого человека, она может погаснуть.

Амур, как кузнец, ударяющий по сердцу на наковальне, — необходимо усмирять наши страсти, а порывы сердца согласовывать с благими устремлениями.

Амур, улетающий с одним из выбранных сердец, — одного правильно выбранного сердца вполне достаточно.

Амур, удящий рыбу, — проглотив по неосторожности приманку любви, мы слишком легко можем оказаться пойманными сами, что создаст беспокойство и трудности.
Амур с завязанным ртом — символ интимности в любовных делах, любовь должна быть немой, или тайной, но не слепой.
Амур, ухаживающий за деревом, — необходимо заботиться о росте взаимной любви, приносящей плоды.
Амур, оставивший свое оружие в погоне за сердцем, — ради любви к другому мы должны жертвовать всем.
Амур, плачущий у надгробия, — у двух любящих одно сердце, они вместе живут и вместе умирают.
Амур, льющий воду на пылающее сердце, — истинную любовь ничем не погасить.
Амур с луком, но без стрел, — я позаимствую стрелы у глаз прекрасной.
Амур, стреляющий в сердце, расположенное на высокой колонне, — не воображай, что находишься вне досягаемости стрел любви, и не полагайся на собственную силу и власть.
Амур, уносящий сердце прочь от чудовища, — подлинная любовь вопреки зависти и злословию всегда восторжествует.

Образ Амура в виде нагого ребенка используется при росписи потолков, и редко изображением Амура украшают мебель.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector