0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто такие герои? Остались ли еще они на Руси?

Кто такие герои? Остались ли они ещё на Руси?

Кто такие герои? Остались ли они еще на Руси?

Отвечает священник Виктор Лузган, настоятель храма во имя пророка Божиего Илии в Летном городке г. Покровска (Энгельса) Саратовской области:

– Если подумать о том, что такое героизм, то получится, что героизм – проявление силы души, поступок.

Героический поступок – следствие внутреннего нравственного состояния человека.Мы можем рассказать друг другу о том, как обычные люди вели себя в экстремальных ситуациях: кто-то кого-то вынес из огня, кто-то вытолкнул кого-то из горящего автомобиля…

Помню, один армянин спас шестнадцать человек из тонущего автобуса – нырял за людьми до тех пор, пока сам не начал тонуть. И когда у него спросили, чем он руководствовался, зачем он с риском для собственной жизни спасал чужие, он ответил, что на его месте каждый поступил бы точно также. Произнес эти слова тот человек совершенно искренне, вовсе не для того, чтобы его похвалили. Просто экстремальные условия послужили толчком к реализации его внутреннего нравственного потенциала. Кстати сказать, отсутствие этого потенциала в подобной ситуации могло бы спровоцировать как раз поступок подлый, жестокий.

Если говорить о современных христианах, христианах неноминальных, о тех, кто действительно стремится следовать за Христом, то каждый христианин – возможный герой. И если бы не было героев на Руси, то не восстанавливались бы, не открывались бы храмы, не приходили бы молиться люди в них. Вспомним новомучеников Российских: до того момента, как они проявили себя героями, они были обычными людьми. А ведь священники в 30-е годы шли на приходы, как на Голгофу. Бывало, что настоятели храмов сменялись один за другим…

У нас, христиан, одни герои–святые. Люди, которые во многом отличаются от нас – они когда-то увидели Свет, услышали слова Истины и приняли их как правило для своей жизни, неизменно следуя за Христом.

Мы-то все пытаемся схитрить, уловить свое, служим то Богу, то мамоне, а у них все было по-другому. Мы о многих святых знаем по Промыслу Господа, но, безусловно, многие из них от нас сокрыты.

К сожалению, для современного мира, для современной молодежи, герои – это те, кто реализовался внешне. За душой эти «герои» ничего не имеют, но они на вершине, так как сумели стать богатыми, влиятельными, красивыми. Их успех заключается в том, что все это удается сделать за счет других. Впрочем, в мире все делается противоположно тому, о чем говорит Евангелие.

Отвечает священник Александр Ильяшенко,

настоятель храма Всемилостивого Спаса
бывшего Скорбященского монастыря (Москва), отец 12 детей:

– Думаю, что герои на Руси, без сомнения, есть. Но подчас мы этого не понимаем – и потому, что подвиг чаще всего бывает незаметным. Не хочется суживать понятие героизма, ведь героем можно назвать и жену, которая на протяжении долгих лет вытаскивает мужа-алкоголика или сына-наркомана из той пропасти, в которой они оказались… Это героизм повседневной жизни, и примеров тому можно привести великое множество.

Несомненно, существуют на Руси герои-воины, которые терпеливо несут свою нелегкую службу, несмотря ни на что, могут пожертвовать и жертвуют собой ради других людей, иногда совершенно им не знакомых.

Герои существуют, потому что в противном случае мир бы рухнул.

Отвечает Владимир Снегирев,
историк, участник походов на Северный полюс:
– Герои существуют везде, где есть человек – так же, как рядом с героями существуют подонки, трусы и негодяи. Две стороны одной медали.
… Абсолютный, безоговорочный герой для меня – тот, кто, спасая других, идет под пули или в огонь. Кто жертвует собой ради других. Увы, таких людей с годами не становится меньше, потому что не прекращаются войны, теракты, пожары, техногенные катастрофы и стихийные бедствия. Героев – настоящих, не назначенных «сверху»– поэтому сейчас не меньше, другое дело, что общество не отдает им должного. И это очень прискорбно.

Дело давнее. Кто такие печенеги и половцы и почему они боролись с Русью?

На заре своей истории Древнерусское государство, основу которого составляли земледельцы и ремесленники, столкнулось с типичной для той эпохи проблемой — его территория регулярно подвергалась нападениям со стороны соседей-кочевников. Среди тех, кто досаждал русичам, выделялись печенеги и половцы.

Гости из Средней Азии

Можно сказать, что вторые были продолжателями дела первых — как только князьям удалось справиться с «печенежской проблемой», ей на смену пришла «половецкая угроза».

Печенеги представляли из себя союз кочевых племён, образовавшийся в результате объединения потомков тюркских, сарматских и угро-финских народов. Объединение их произошло в VIII–IX веках. Двигаясь из Средней Азии под влиянием климатических условий и давления других племенных союзов, печенеги форсировали Волгу и обосновались на новых территориях.

Подъем печенегов произошел после того, как в 960-х годах князь Святослав разгромил сильно ослабевший к тому времени Хазарский каганат. После этого печенеги стали контролировать территории между Киевской Русью, Венгрией, Дунайской Болгарией, Аланией, территорией современной Мордовии и населявшими Западный Казахстан огузами. Усиление печенегов привело к тому, что на контролируемых ими территориях пришли в упадок племена, склонявшиеся к переходу на оседлый образ жизни.

Печенеги не стремились к масштабным битвам с противником. В молниеносном набеге они старались захватить как можно больше ценностей и пленников, с которыми стремились уйти обратно в степь.

«Нас чуть было не взяли печенеги»

Первое полномасштабное вторжение печенегов на Русь произошло еще в 915 году, однако его удалось отразить без серьезного ущерба. Вообще до падения Хазарского каганата печенегов в русских землях серьезной проблемой не считали.

Но уже в 968 году печенеги осадили Киев, воспользовавшись тем, что князь Святослав, думавший больше о походах, чем о внутреннем развитии собственного княжества, вместе с войском ушёл в поход на Болгарское царство. Осада была крайне тяжёлой для Киева. Согласно Ипатьевской летописи, мать Святослава княгиня Ольга, находившаяся в столице вместе с внуками, отправила сыну письмо со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придёшь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?» Святослав успел вернуться вовремя и отогнал печенегов.

Надо сказать, что русские то воевали с печенегами, то заключали с ними временные союзы для борьбы с «третьей силой». Князь Святослав поступил так, отправившись в поход на Византию. Уже после того, как был заключен мирный договор с Константинополем, князь-воитель погиб. У Днепровских порогов возвращения дружины Святослава ждали печенеги во главе со своим предводителем по имени Куря. По мнению ряда историков, нападение печенегов на Святослава спровоцировали византийцы, желавшие раз и навсегда избавиться от опасного противника.

В марте 972 года дружина Святослава была разбита и полностью уничтожена печенегами. Из черепа погибшего русского князя по приказу Кури была сделана чаша, из которой пили во время пиров.

Последний удар Ярослава

Князь Владимир Святославич для борьбы с набегами приступил к строительству оборонительных валов — линий, задачей которых была защита границ Руси от набегов степняков. Сеть укреплений опиралась на новые города, исполнявшие функции пограничных застав. На валах через определённую дистанцию устанавливались дозорные вышки, с которых должны были подаваться сигналы тревоги в случае обнаружения противника. Подобные укрепления лишили печенегов возможность совершать мелкие вылазки — прорваться теперь они могли только крупными силами. А такие набеги проще заметить на ранней стадии и собрать войско для их отражения. В свою очередь, внутреннее устройство довольно рыхлого образования союза племен печенегов делало сбор крупных сил непростым занятием.

Читать еще:  Муравьев основы православной культуры. Диакон Кураев: Основы православной культуры

В 990 году большое войско печенегов предприняло попытку нашествия, но было разбито дружиной князя Владимира Святославича. Ещё одни поход печенегов закончился аналогичным провалом в 992 году. Однако в августе 996 года в сражении под Василевом дружина Владимира потерпела поражение, причём самому князю с трудом удалось спастись от гибели. Система оборонительных рубежей не позволила печенегам дойти до Киева, но эта победа вселила в них уверенность в своих силах, и война разгорелась с новой силой.

«Печенежский вопрос» был окончательно решен при Ярославе Мудром. В 1036 году у стен Киева он нанес кочевникам сокрушительное поражение. Многие из них погибли при отступлении, утонув при форсировании реки Сетомли.

Силу набирали более успешные союзы кочевников. Часть печенегов влилась в них, другие поступили на службу Византии, а третьи остались на княжеской службе на Руси.

Время для половцев

Покой русичам, однако, только снился. На роль «врага номер один» вместо печенегов выдвинулись половцы.

Половцы, которые в арабо-персидских источниках называются кипчаками, имеют тюркские корни. Предки кипчаков — сиры — кочевали в IV–VII веках в степях между монгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем, а в VII–VIII веках были частью Восточно-Тюркского каганата.

В начале XI века кипчаки вплотную придвинулись к северо-восточным границам Хорезма, вытеснив огузов из низовьев Сырдарьи и заставив их переселиться в Среднюю Азию и степи Северного Причерноморья. К середине XI века кипчакам подчинялась почти вся территория Казахстана, за исключением Семиречья. Восточная граница их осталась на Иртыше, западные пределы достигли Волги, на юге — района реки Талас, а северной границей служили леса Западной Сибири.

Как разгром русичами хазар освободил степи для печенегов, так и поражение самих печенегов дало «зеленый свет» половцам.

Половцы, как и их предшественники-печенеги, не создавали своего государства. Половецкий народ разделялся на несколько родов, носивших названия по именам их предводителей. Роды объединялись в крупные племенные союзы, центрами которых были примитивные города-зимовья. Каждая кочевая орда имела зимние и летние «базы», между которыми был выстроен чёткий кочевой маршрут. Во главе орд стояли ханы. К началу XII века существовало около 15 половецких орд, каждая из которых контролировала территорию до 100 тысяч квадратных километров. Численность одной орды, по мнению историков, достигала 40 000 человек.

На время набегов на Русь у половцев формировался союз орд, во главе которого становился один из ханов. Добыча, захваченная в походах, доставалась представителям половецкой знати, в то время как рядовые воины получали при дележе лишь минимальную её часть. Половцы были прекрасными степными наездниками и имели свой военный строй. Главным занятием половцев, помимо набегов, было скотоводство. Представители половецкой знати вели роскошную жизнь, в то время как обычные кипчаки питались и одевались крайне скромно. Половцы были язычниками, исповедовавшими тенгрианство — культ Тенгри-хана (Вечного Синего Неба).

Суровые меры Владимира Мономаха

После смерти Ярослава Мудрого Древнерусское государство подошло к периоду феодальной раздробленности. Обособление княжеств лишало возможности оперативно собрать военные силы в единый кулак, что крайне удобно было для кочевников, которым не грозила встреча с превосходящим по силам противником.

Начиная с 1061 года, когда конфликт русичей и половцев впервые закончился вооружённым столкновением, набеги кипчаков и сражения с ними становятся регулярными. Нередко половцы оказывались втянуты и во внутренние распри русичей. Князья охотно привлекали половцев для борьбы с соперниками, поэтому города, включая Киев, зачастую осаждались половецким войском не по собственной инициативе, а «по приглашению».

Ситуацию изменил князь Владимир Мономах. В 1096 году ему вместе со Святополком Изяславичем удалось нанести половцам сокрушительное поражение в битве на реке Трубеж. На Долобском съезде 1103 года, в котором принимали участие киевский князь Святополк Изяславич и Мономах, в тот момент являвшийся переяславским князем, было принято решение о походе на половцев.

Став Великим князем Киевским, Мономах совершил серию походов против половцев, оттеснив их в предгорья Кавкаха.

Но полностью проблема снята не была. После смерти Мономаха набеги половцев вновь участились. Действия же русских князей далеко не всегда были успешными.

Накал вражды ослабили свадьбы

«Слово о полку Игореве» рассказывает как раз о военном провале — в 1185 году новгород-северский князь Игорь Святославич без поддержки Великого князя Киевского предпринял авантюрный поход против половцев, в результате чего был разбит в сражении с основными силами половецкого хана Кончака и попал в плен.

Плен, правда, был для князя не самым тяжелым испытанием. С Кончаком они давно знали друг друга. Хан создал князю условия соответственного его статусу, и Игорь Святославич даже женил попавшего вместе с ним в плен сына Владимира на дочери хана Кончака.

Вообще к началу XIII века противостояние между русскими и пловцами ослабло из-за многочисленных браков «VIP-персон». На дочери половецкого хана Аепы был женат Юрий Долгорукий, сын князя Всеволода Большое Гнездо Ярослав (отец Александра Невского) был женат на дочери половецкого хана Юрия Кончаковича, князь Андрей Владимирович Добрый был женат на внучке половецкого хана Тугоркана и т. д.

Половцы практически перестали совершать самостоятельные набеги на Русь, участвуя лишь в качестве приглашенной силы в междоусобицах князей. Часть половецкой элиты приняла христианство, что еще более укрепило отношения двух народов.

Ордынская катастрофа

В 1223 году русские и половцы на реке Калке совместно потерпели тяжелое поражение от одного из корпусов армии Чингисхана.

Для обоих народов это стало предзнаменованием надвигающейся катастрофы.

Русь после ордынского нашествия пережила без малого три века ига, совершенно изменившего историю страны. Но для половцев поход Батыя оказался и вовсе фактическим концом истории — они буквально растворились среди других народов Золотой Орды.

Есть другая теория, согласно которой половцы в Золотой Орде фактически ассимилировали монголоязычные племена, благодаря чему язык кипчаков лёг в основу крымскотатарского, татарского, башкирского, казахского, карачаево-балкарского и других современных языков.

С уверенностью можно сказать, что потомки русичей, печенегов и половцев сегодня мирно живут вместе в Российской Федерации, создают семьи, растят детей, верят лучшее и сообща борются с коронавирусом. А что было раньше, то давно прошло.

Кто такой герой?

Герой былинных произведений, герой войны за независимость, герой борьбы с оккупантами, герой войны — воин-победитель. В культуре народов мира героизм является неотъемлемым атрибутом, своеобразным эталоном того, как надо действовать тогда, когда остальные, казалось, дрогнули. Поэтому герой всегда имеет несколько характерных черт, с которыми мы попробуем ознакомиться.

Хрестоматийно толковые словари дают следующие характеристики слову «герой». Ожегов дает следующее определение: «Герой это человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности». В словаре Ушакова говорится, что герой это «исключительный по смелости или по своим доблестям человек». Но откуда же берутся эти исключительные люди? Почему они не такие как все? В конце концов, какой он этот «герой»?

Во-первых, герой всегда могуч. Вспомним былинных героев русских народных сказок или древнерусских героев. Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Дунай Иванович, Святогор, Вольга Святославич. Как много имен древних славянских богатырей мы знаем. Каждый из них представлялся как могучий воин, способный сокрушить злого противника. Кто-то как Илья Муромец использовал могучую богатырскую силу, кто-то как Вольга Святославич умел превращаться в животных, но и сражаться с противником в облике человека. Святогор был самым могучим из героев. Он был богатырем-великаном, а тяжести Святогора не выносит Мать – Сыра Земля, ведь он «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Или неустрашимый Евпатий Коловрат, былинный герой, который опираясь на свою силу и неустрашимость своих солдат, бросился за полчищами Батыя, разорявших русскую землю во времена нашествия. Вот они герои: крепкие, статные, большие, смелые и могучие.

Во-вторых, герои очень часто одиноки. Если мы продолжим говорить о былинных персонажах, то наше утверждение будет напрасно, ведь почти каждый богатырь имел семью, у него были дети, однако, подвиги он чаще всего совершал в одиночку. Будь то события Древней Руси, или события более позднего времени, например, времени Смутного (начало XVII века), то герои совершали подвиги, не опираясь на свою семью. Герои всегда ведут за собой других, тех, кто хочет быть героем, но никогда, членов своей семьи. Ведь герои защищают их и не могут дать их в обиду. Так, Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. Не иначе как героями, которые освободили Москву от поляков в 1612 году, их назвать нельзя. Иван Мартос, автор скульптурной композиции «Минин и Пожарский» на Красной Площади в Москве, изобразил двух героев рядом друг с другом. В глазах обычного туриста, смотрящего на памятник, так и встает лозунг «Вместе – мы сила». Именно Кузьма Минин своей поднятой правой рукой призывает народ к борьбе с поляками и освобождению Москвы. Именно «гражданину Минину» отведена первая роль, а ведь рядом находится человек более высокого происхождения. Ведь Дмитрий Пожарский был князем. Но в этом композиции героями являются оба, но каждый по-отдельности.

Читать еще:  Как вызвать дух Чарли по-настоящему: подробная инструкция. Новое Интернет-помешательство: подростки вызывают дух с помощью карандашей Правда что чарли существует

А это еще одна характеристика – очень часто герои не имеют высокого происхождения. Не обязательно быть князем или боярином, чтобы быть героем. Иван Сусанин не имел высоких титулов, когда спасал маленького царя Михаила Романова, заводя в чащу и болото поляков. А спасал потому, что стремился сберечь будущее Родины в лице маленького мальчика, перед которым большое будущее. Да, он об этом не знал, но знал, что делает. Или Осип Комиссаров, который стал героем в глазах Александра II и обычных крестьян, когда 4 апреля 1866 года отвел руку террориста Дмитрия Каракозова, который наставил пистолет прямо на грудь Государя Императора. А если мы назовем имя Александра Матросова, то все сразу вспоминают его подвиг, когда своим телом девятнадцатилетний молодой человек, у которого еще вся жизнь впереди, закрыл амбразуру пулеметного дзота, для того чтобы его товарищи победно ворвались в расположение противника. О подвигах самого молодого летчика Второй мировой войны Аркадия Каманина знает гораздо меньшее количество людей, а ведь в 15 лет он получил Орден Красной Звезды за участие и победу в боевых операциях в воздухе. А о подвигах на территории Брестской Крепости 14-летнего красноармейца Пети Клыпе знают еще меньше, а ведь он доставал из разрушенных помещений крепости медикаменты, ходил в разведку, участвовал в боях, как и другие солдаты. Заметьте – мы ни разу не сказали о происхождении этих героев, а зачастую они были из обычных семей, и детство их проходило среди таких же мальчишек и девчонок, как они, только другие героями не становились.

В-четвертых, герои всегда красивы и приятны. Сразу вспоминаются герои Отечественной войны 1812 года. Не так давно мы отмечали 200-летие этих событий. К этому событию были выпущены целые серии монет и знаков, посвященных героям войны. Барклай-де-Толли, Давыдов, Багратион, Раевский, Платов, и, конечно же, Михаил Кутузов. Вот герои войны. Все помнят их парадные портреты, которые украшают один из залов Зимнего Дворца (Эрмитажа) в Санкт-Петербурге. Кто видел эти портреты хоть раз в школьном учебнике, помнят, что военачальники всегда при наградах и орденах, их лицо освещено красивыми красками, они одухотворены, они вселяют уверенность только одним своим выразительным взглядом. Согласимся, что на героев смотреть всегда приятно. Очень часто мы преукрашиваем действительность, а может это… художники, которые рисуют нам портреты героев. Одно остается неизменным – герой красив всегда, даже если он просто проходит мимо, а мы лишь на секунду ловим себя на мысли: «В жизни лучше, чем на портрете».

В-пятых, герой всегда передает свой героизм другим. Это не значит, что он им делится, как тучи, которые решили поделиться своими каплями с сухой землей. Отнюдь. Если герой родился в определенном месте, то уже само место становится героическим. Например, участник обороны Севастополя, известный русский писатель, просветитель Лев Николаевич Толстой. А теперь заменим слово «известный» на слово «великий», с которым Льва Толстого и ассоциируют во всем мире, и мы поймем, что он тоже герой, пусть и другого жанра. А если мы приедем в Тульскую область, и будем слушать экскурсию о городе Тула, то экскурсовод не забудет упомянуть, что «на территории Тульской земли в 1828 году родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой». А теперь вспомним, как называлась усадьба, с которой связано имя Льва Толстого? Правильно, Ясная Поляна. Ассоциативная память лучше всего работает тогда, когда она связывает какие-то места с именем великих личностей прошлого. Так, и дом, где родилась французская героиня Жанна д`Арк в Домреми является достопримечательностью во Франции, ведь, она является одной из главных героинь французской истории – «Девой, спасшей Францию».

В-шестых, герои практически никогда не хотят быть героями. И это не связано с тем, что всегда герои очень скромные и спокойные люди. Они могут быть и по характеру абсолютно иными, но героев из них делают те, кто о них знает. В 2015 году в возрасте 106 лет скончался малоизвестный герой Второй мировой войны Николас Уинтон. О его подвиге не должен был узнать никто. На протяжении полувека лет на чердаке своего дома он хранил дневник, списки и фотографии маленьких детей, которых ему удалось спасти в годы войны от преследований со стороны немецких оккупантов. Родители большинства детей погибли в концлагере Освенцим. Достоянием общественности эта история стала лишь тогда, когда супруга Уинтона случайно обнаружила записи в одном из шкафов на чердаке дома, а корреспонденты пригласили детей, которых он спас на одну из телепередач, куда пригласили и Уинтона. Надо было видеть шок пожилого мужчины, когда обернувшись назад, он увидел не менее тридцати взрослых мужчин и женщин, которых он спас от ужасной расправы за 50 лет до этого. В глазах этих детей Уинтон был покровителей, заступником и защитником, а в глазах зрителей сразу стал героем.

В-седьмых, образу героя нужно соответствовать. Немало уже сказано о том, что герой это всегда тот, на кого можно равняться, он всегда тот, кого уважают, он всегда тот, кто является образцом для будущих поколений. Именно такими являются те герои войн, которые до конца дают молодому поколению образцы чести, мужества и верности своим убеждениям. В декабре 2015 года в Санкт-Петербурге скончался последний участник штурма Рейхстага Николай Михайлович Беляев. За несколько месяцев до этого, в мае того же года участник войны прибыл в Берлин, и не смотря на плохую погоду в столице Германии, при полной парадной форме прибыл для отдания чести мемориалу советским войнам в Тиргартене, установленному в память погибших при освобождении города от нацизма. А на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным и получении памятной медали в честь 70-й годовщины Победы в войне он держался как стойкий боец, который был способен держать на своих плечах мундир, увешанный орденами и медалями. Сам же Николай Михайлович говорил, что героем был не только он, но все, с кем он воевал.

А теперь подумаем, если сами герои говорят, что они не герои, то кто же становится героем в их представлении? Кто-то сейчас скажет: «Речь идет о массовом героизме, ведь там участвуют множество людей». Да, мы согласимся с этим утверждением. В сознании общества массовый героизм воспринимается как общий единый героизм всех, даже тех, кто не участвовал в этих событиях, а лишь видел их. Так, героизм советского народа в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945гг. Каждый участник войны, будь он на фронте, будь он в тылу, каждый являлся героем, но и все вместе ветераны войны, пусть их даже осталось мало, являются частью общего семейства героев, которые совершали свой подвиг, защищая страну, Родину и народ. Воспринимая каждого по-отдельности, мы видим общий вклад всех жителей страны и участников войны в победу. Мы поэтому воспринимаем их как единое целое.

А бывает и иначе, когда героями могут стать те, кто лишь находился с великими событиями. Эти истории были характерны чуть более ста лет назад, когда в стране отмечали 100-летие Отечественной войны 1812 года. Тогда чиновники, государственные служащие, полицмейстеры и другие старались найти очевидцев войны. И находили их. Не менее 7 «ветеранов» войны 1812 года оказались на Бородинском поле и стали очевидцами торжественных событий юбилея. Но оказалось, что многие ветераны тогда, не только не участвовали в событиях 1812 года, а были лишь маленькими детьми, но детьми, которые видели, как через их деревню проходили колонны наполеоновских войск. Но это не настоящий герой, а лишь искусственно созданный.

Читать еще:  Нисхождение во ад. Почему Бог попускает страдание и смерть?

Еще один элемент, достойный героя, — героя всегда помнят. Посмотрите, скольких мы назвали героев в нашем повествовании: от былинных персонажей до пионеров-героев Великой Отечественной войны. И если мы что-то и забыли, то упомянуть еще больше героев. Но тогда наш текст будет состоять лишь из имен. Это и есть пример памяти о героях – о них помнят поколения. В городе Москва жил такой-то герой, а такой герой жил в городе оружейников – в Туле, а этот герой связан с городом Рязань. И так дальше до бесконечности. Обо всех героях помнят не только их потомки, но и благодарные соотечественники, горожане, потомки людей, которые были друзьями героя. О них помнят, потому что героев трудно забыть, да и не хочется.
А можно ли жить без героев? Героем может стать обычный прохожий, который заступился за кого-то, кто оказался в беде. Героем может стать и всем известный полководец. А если сосед, который живет с нами рядом в соседнем доме, тоже герой?

И тут кто-то спросит: «А как же тогда выделить героя из массы людей?». Наш ответ прост: герой выделится сам. Один герой будет удостоен лишь «спасибо!» от находящихся рядом, а другому вручат Крест Святого Георгия за то, что он в силу своих возможностей спасал семью, народ и Родину.

Кому на Руси жить хорошо: характеристика героев

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была начата вскоре после отмены крепостного права. И можно предположить, что именно эта реформа дала толчок к написанию поэмы. Поэт попытался в стихотворной форме провести собственное расследование в том, что дала отмена крепостного права разным слоям населения: крестьянству, дворянству, священнослужителям, чиновникам. Но о своей жизни до и после реформы успели рассказать только поп (как с небрежностью называли в старину священнослужителей) и помещик.

Поэма осталась незавершенной. По замыслу автора в ней должно было быть не менее 7 глав – по числу спорщиков. И может быть крестьяне сумели бы дойти до царя, если бы не болезнь и не цензура, бравшая за горло талантливого поэта. Все произведение изложено в тиле русского народного творчества. Целый ряд стихов изложен в стиле русских народных песен и плачей.

Главные герои поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и их характеристики:

Роман – крестьянин сердобольный, освободил жаворонка, запутавшегося во льну.

Демьян – крестьянин грамотный, умеет читать.

Лука – коренастый мужик с широкой окладистой бородой. Большим умом не отличался, много говорил не по делу, был речист и глуп.

Иван и Митродор Губины – братья-пастухи, любители спиртного.

Пахом Онисимыч старый мужик, пчеловод, бондарь.

Пров – дюжий, сильный мужик.

Поп – Служитель церкви считает, что счастье человека в покое, богатстве, чести. И тут же доказывает, на примерах, что покой ему только снится. Сначала, отрок учится в школе, потом в семинарии. Потом приходится в любое время суток вставать и отправляться к богатому и бедному, чтобы исполнить церковный обряд, видеть, сопереживать людям, теряющим близких. Ну, никакого покоя.

Богатство? А какое богатство у нищего крестьянина? Вот и получается, что за свой труд поп часто недополучает то, что должен получить. Помещики тоже обедняли, не дают, как раньше. Что касается чести и почета, и тут поп показывает наглядно, что и почета он почти не видит.

Дьячок – желая выпить на дармовщинку, пришел, чтобы поделиться своим счастьем. Он был тощий от недоедания и пьянства. Мастер философствовать о Христе, о благодушестве.

Гаврила Афанасьич – помещик.

Гаврила Афанасьич не упускает случая приложиться к рюмочке. Даже берет с собой в дорогу бутылку хереса. И расположившись беседовать с мужиками, приказал достать бутылку. Помещик видит счастие в дворянской родословной. Чем древнее генеалогическое древо, тем счастливее помещик. Для него время разделилось на до и после. До указа об отмене крепостного права и после него. До указа у помещика были во власти люди, земли, леса. Крестьяне кланялись помещику до земли. Он на своей земле был царь и Бог.

Влас – старый крестьянин. Он рассказал странникам о князе Утятине, о дворовом Ипате. Заметил, что был в свое время мирским старостой, но отказался от своей должности, когда наследники упросили крестьян подыгрывать причудам князя.

Ипат дворовый князей Утятиных. Преданный своим господам, не захотел никакой воли, остался при князе. Хотя князь порядком поизмывался над Ипатом – и в телегу его запрягал князь собственноручно, и в прорубь зимой окунал его, санями переезжал, но дворовому дороже были княжеские милости: поднесенный стакан водки, одежда с барского плеча, когда его князь подобрал полуживого, свалившегося с коня на дороге.

Князь Утятин – не хотел мириться с законом о раскрепощении крестьян. Узнав об этом законе, он так разнервничался, что его хватил удар. Очень уж ценил права дворянские князь Утятин, и очень не хотелось ему терять свою власть над крестьянами. Он обвинял своих сыновей в том, что те предали дворянские интересы. Наследники испугались, что огромное наследство уплывет побочным дочерям князя, сговорились с крестьянами. Разыгрывать перед ним спектакль, будто они крепостные. Наследники пообещали подарить крестьянской общине поемные луга и заплатить за все барские причуды.

Князь каждый день выезжал на прогулку объезжая поля, ругал крестьян почем зря, даже если работа выполнена на совесть. Вот он заставил раскидать сухое сено, только потому, что оно показалось ему сырым, то придирался, что земля недостаточно вспахана.

Клим – мужик, напросившийся в бургомистры вместо старика Власа. Клима крестьяне недолюбливали, потому что он был пьяница, коновал, дружил с цыганами и не любил трудиться. Был хитер, умен, но деньги держать не умел. Клим был грамотный мужик. Бывал в Питере, Москве, с купцами ездил в Сибирь. Мир решил, что на самом деле старостой остается Влас, а перед князем подставлялся Клим.

Матрена Тимофеевна – крестьянка. Детство у нее было по крестьянским меркам благополучное. Родители были непьющие, работящие, детей своих любили. Но с пятилетнего возраста ее начали приучать к крестьянскому труду. Сначала носила отцу еду в поле, пасла уток, чем старше становилась, тем больше появлялось обязанностей по дому.

Как выросла, появился жених, но не из родной деревни, а со стороны. Увез ее е себе, жили с родителями. Раз муж побил ее ни за что, ни про что, родня его натравила. Родился сын, Демушка, которого она любила всей материнской любовью. Брала его с собой в поле, чтобы малыш был при ней. Свекрови показалось, что из-за малыша она работает плохо, заставила оставить мальчика с дедом Савелием. Тот заснул и не доглядел за ребенком. Его затоптали, загрызли свиньи. Горько переживала женщина потерю единственного сына. А тут еще следствие учинили, чуть ли не на ее глазах производилось вскрытие. Тяжело и больно было смотреть Матрене на все это.

Дед Савелий по слухам деду уже сто лет. Крепкий, здоровый старик с окладистой бородой, похожий на медведя. Со своей семьей не ладил, недолюбливал сына. Последние 7 лет каялся, испытывал чувство вины за гибель правнука.

Григорий Добросклонов – семинарист.

Лицо худое, бледное

И волос тонкий, вьющийся,

С оттенком красноты.

Пока Гриша и его брат Савва учились, им помогал, подкармливал мир. Братья платили миру своей работой. Гриша стал слагать песни, которые помогали несчастным людям. Он пел им о счастии.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» осталась незавершенной. По замыслу автора странники должны были встретиться и побеседовать со всеми семью представителями счастливого российского общества. Но успели поговорить только с попом и помещиком. Николай Алексеевич

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector