0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крещение Господне: традиции и путь богоуподобления

Крещение Господне: традиции и путь богоуподобления

Автор: Витебские вести . Дата создания: 16 января 2020

Крещение Господне – один из главных христианских праздников, установленный в честь Иисуса Христа, богатый обычаями и приметами. Он начинается вечером 18 января, когда все православные отмечают Крещенский сочельник, и знаменует конец Рождественских святок. Традиции праздника ведут начало от первых веков христианства, когда произошло Крещение Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. В Библии говорится о том, что в тот момент на Иисуса сошел Святой Дух в виде голубя и одновременно голос с небес провозгласил о том, что Иисус – Сын Божий. Еще этот праздник называют Богоявлением – в этот день Господь впервые явился полностью как Отец, Сын и Святой Дух, или Святая Единосущная Троица, в которую верят христиане.

Обряды

За долгие тысячелетия христианства сложилось множество крещенских традиций и обрядов. Главный среди них – посещение богослужения, на котором освящают воду. Крещенская вода – это освященная определенным образом с помощью молитв чистая питьевая вода. Ее весь год бережно хранят и пьют с утра натощак с молитвой. Также освящается вода в колодцах, реках и озерах. Крещенская вода – самая великая святыня, способная исцелить душу и тело.

Накануне Крещения мужчины вырезают во льду прорубь в виде креста, который устанавливают рядом. Возле креста происходит обряд Иорданского водоосвящения. Священник трижды опускает в прорубь крест и зажженный трехсвечник – вода крестится огнем. Прорубь называется «иордань», а освященная в ней вода – «великой агиасмой», что означает «великая святыня». Верят в то, что крещенская вода – такая же святая и чудодейственная, как и вода Иордана, в которой крестился Иисус. Считается, что, когда происходит крещение, на воду сходит благодать Святого Духа, которая освящает и прощает грехи, исцеляет болезни и является пагубной для демонов. Крещение дает способность любить Бога и ближних и силы, необходимые для соблюдения заповедей. Каждый год мы имеем возможность с помощью благодатных вод, обновляющих весь мир и человека, пополнять эти силы. В праздник Крещения во дворах храмов можно увидеть длинные очереди из людей, желающих освятить воду. Однако те, кто не сумел прийти на службу по каким-либо причинам, могут набрать воду из любого водоема в крещенскую ночь. Считается, что во всех источниках в это время вода набирает свою целебную силу. Крещенской воде приписывают свойство очищать и лечить болезни тела и души, а также смывать накопившийся негатив.

Купания

Окунание в проруби в ночь на Крещение Господне также стало всенародной традицией – этот обычай имеет символическое значение, напоминает людям о великом таинстве и необходимости очищения души на исповеди.

Крещенская вода – это настоящая святыня, которая укрепляет душевные и телесные силы человека. Вообще на Руси считалось, что купание в проруби на Крещение способствует исцелению от многих недугов, поэтому такая торжественная процессия освящения возле проруби водоема совершается, чтобы сделать для людей доступным купание на Крещение. Но нельзя окунаться в прорубь по принуждению или в угоду моде. Вода как живая материя способна изменять свою структуру под воздействием информации, поэтому все зависит от мыслей человека.

Традиции и обычаи

У наших предков существовала масса традиций и обычаев празднования Крещения Господня, которые обязательно соблюдались и выполнялись. К примеру, каждая хозяйка имела особый кувшин, который использовался только для сбора крещенской воды. В него в день праздника собирали снег, а после того, как он таял, – относили в погреб. Применяли потом эту воду для снятия с себя и с дома сглаза и порчи, в случае болезней. Любое действие, совершенное со святой водой, люди сопровождали молитвой и искренней верой в благополучный исход.

Еще одна традиция, укоренившаяся много веков назад, – освящение дома свежей крещенской водой. Для этого глава семьи должен взять ветвь вербы, принесенную из церкви во время празднования Пасхи, смочить ее крещенской водой и окропить все комнаты.

Вернувшись после вечернего молебна, наши предки защищали свой дом. Для этого мелом или копотью от церковной свечи они рисовали над каждым дверным и оконным проемом по кресту.

Не менее важной традицией на праздник считался сбор за одним столом всех родственников, на который ставили самые разнообразные блюда.

Приметы

В народе верят, что приметы, подмеченные на Крещение Господне, – самые верные. Очень много их связано с погодой, ведь наши предки очень зависели от сил природы.

Погода этого дня указывает на погоду декабря. Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявление, Благовещение, Светлое воскресение, Иоанново рождение.

Если в Крещение небо было ясное и безоблачное, то и до конца месяца погода будет морозной и ясной.

Если Крещение попадает на полнолуние, то весной можно ожидать сильных паводков.

Если на Крещение идет дождь, то до конца января будет пасмурно и дож­дливо.

Люди подмечали, какая погода будет в Крещение, и связывали это с будущим урожаем.

Если в этот день погода ясная и холодная – лето будет засушливое; пасмурная и свежая – к обильному урожаю.

Коли на открытую воду пойдет туман, то хлеба будет много.

Если во время литургии, особенно во время хождения на воду, идет снег, то будущий год ожидается хлебородным, а от пчел получится много роев.

К тому же крещенному в праздник человеку всю жизнь будет сопутствовать счастье. С праздника Крещения в церквях открывается сезон венчания, который продлится вплоть до Масленой недели. В это время все желающие узаконить свои отношения перед Господом могут пройти таинство венчания и скрепить свой союз священными узами брака.

Гадания

Гадание на Крещение в старину было, пожалуй, самым популярным развлечением. Хотя гадание – это вовсе не религиозный обычай и к самому празднику Крещения Господня отношения не имеет, а восходит к язычеству, тем не менее молодежь занимается этим и поныне.

Гадали абсолютно на всем, что попадалось под руку, – это могли быть предметы и животные, звуки, тени. Толкование того, что девушка увидит в воде, зеркале, на стене или снегу, было искусством. В обычной капле воска на дне блюдца особо впечатлительные могли увидеть всю историю своей жизни.

На имя

Существовало гадание, которое с удовольствием выполняли и парни, и девушки. Они спрашивали имя у прохожих: у женщин – мужское, у мужчин – женское. Считалось, так будут звать будущего жениха или невесту.

По башмачку

«Раз в Крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали». Гадание с башмачком (туфелькой, валенком) – самое распространенное. Считалось, в какую сторону смотрит носок упавшего наземь башмачка, туда уведет невесту суженый. Башмачок нужно снять непременно с левой ноги. Если башмачок упадет носком в сторону дома — замужества в этом году не предвидится.

На сон

Это одно из самых распространенных гаданий. Девушка кладет под подушку гребенку, говоря: «Суженый-ряженый, причеши мне голову». Тот, кого она увидит во сне, и будет ее женихом.

На воске

Это гадание для тех, кто обладает недюжинным воображением. Зажженную свечу, когда она хорошо разгорится, наклонить над миской с водой и дать нескольким восковым каплям упасть в воду. Если получилось несколько мелких круглых фигур – это к деньгам. А большие фигуры можно истолковать так:

виноград означает любовь, дружбу, удачу, достаток;

гриб – жизненную силу, упорство, долголетие;

колокол – вести: ровный – к хорошим, кривой или щербатый – к дурным, несколько колоколов – тревога;

яблоко – это символ жизни, мудрости, здоровья. Если оно слишком кривое, то означает искушение, которому лучше не поддаваться.

Но помните: во время гадания душа человека – в руках нечистой силы, потому гадание всегда осуждалось церковью. Именно поэтому в старину гадающие на следующий день, в Крещение, обязательно окунались в прорубь, смывая таким образом свои грехи.

Что нельзя делать

Набирать много крещенской воды – это грех, потому что крещенская вода – это духовное лекарство.

Разбавлять святую воду нельзя – не к добру.

Держа в руках святую воду, категорически возбраняется ссориться или ругаться.

Крещенская вода теряет святость, если вы допускаете неблагочестивые мысли.

Из дома нельзя ничего выносить, а также давать деньги в долг перед Крещением Господним, иначе потом весь год будете испытывать нужду.

В течение 10 дней после Крещения запрещалось стирать белье в реке, чтобы в святой воде было меньше нечисти.

В Крещение, как и в другие двунадесятые праздники, следует избегать ссор, плохих мыслей и поступков. Запрещается сердиться на близких людей, ругаться, жаловаться и сплетничать, независимо от обстоятельств.

Воспрещен любой физический труд, помимо легкой уборки. В частности, нельзя вышивать, вязать, делать что-либо по дому.

Строго порицается в Крещение употребление алкоголя и других дурманящих напитков. Запрет распространяется и на время крещенских купаний.

Гадать после праздника Крещения категорически нельзя.

Крещение Господне: традиции и путь богоуподобления

Не исключение из этого ряда и праздник Крещения Господа нашего Иисуса Христа. Многие христиане считают достаточным в этот день прийти в церковь только для того, чтобы набрать про запас Крещенской воды, или пойти искупаться в ближайшей проруби. А для некоторых политиков, общественных деятелей и звезд шоу-бизнеса купание в проруби становится частью саморекламы.

Эти традиции, конечно же, хороши, но является ли их соблюдение достаточным для христианина в этот праздник? Неужели это великое событие в истории человечества названо Богоявлением и Просвещением только потому, что в этот день освящается вода? Как, по вашему мнению, с настоящей духовной пользой встретить Крещение Господне христианину, семье, стране? — на этот вопрос отвечают наши пастыри.

— Трудно однозначно оценить, хороши или плохи для современного человека наши традиции. Одни приходят к вере и воцерковляются через них; другие, ограничивая себя только лишь традициями, так и не приходят к Богу, и тогда они для них бесполезны; третьи относятся к неизвестным им старинным традициям как к пережитку средневековья, не принимают даже вида их и из-за этого удаляются от Бога и от Церкви.

Например, фарисеи, придерживаясь ветхозаветных традиций, «преданий старцев», обвиняли Господа, что Он разоряет закон, и по «закону» Господь должен быть распят. Да, многие наши крещенные россияне, считающие себя православными, относятся к Церкви потребительски: ограничиваются тем, что ставят свечи, заказывают молебны и сорокоусты, даже во многих монастырях, на Крещение берут святую воду, забывая ее потом пить, на Пасху освящают куличи. И все это для того, чтобы Бог сохранил от бедствий, дал здоровье и благополучие, помог в делах и т.д. При этом они забывают, для чего дана нам православная вера и Церковь, которая словами Господа призывает: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, а остальное приложится вам». Мысль о Царствии Небесном их пугает, они не хотят ни говорить, ни думать о смерти. А рассуждают так: дал бы Бог нам здесь есть, пить и веселиться, наслаждаться благами земными и быть счастливыми, а Царство Небесное приложится нам, ведь мы крещенные и спасемся.

Читать еще:  Кот Амфилохий: труды на монастырской кухне

К сожалению, мы, священнослужители, бываем в этом виноваты. Если бы людям, приходящим для требоотправления, освящения куличей, получения святой воды или окунания в проруби, объясняли, что для спасения необходимо исповедоваться, изменить саму жизненную ориентацию: от полной погруженности в плотские удовольствия — к жизни духовной и в причащении соединяться со Христом, и что эта временная жизнь дана нам для подготовки к вечной жизни! По собственному опыту скажу, что большинство приходящих в храм за требами не услышат священника, по слову Господа: «Уши имеют и не слышат, и глаза имеют и не видят, и не обратятся ко Мне, чтобы Я исцелил их, ибо огрубело сердце их». Но каждый раз, когда из этой толпы, которая спешит освятить куличи или получить святую воду и бежать домой праздновать, потом приходят на исповедь один, два или три человека, — это радость для священника, ни с чем не сравнимая.

— Русское Православие неизменно воспринимается вместе с той традицией, которая окружает основной культ. Культ создает культуру, Культура преломляется в традицию. Традиция захватывает периферийные и маргинальные слои субкультур, скрепляя все это в формы народных обычаев.

Святая Агиасма превратилась в прорубь; из проруби получилась купель народно-христианского сознания. Что ж делать.

Праздник Богоявления некогда воспринимался как прославление Пришедшего в мир Бога. Пришедшего, чтобы весь мир, но главное — чтобы человек, преобразились, богоуподобились. Путь богоуподобления — это воипостазирование во Христа.

Народ, сидящий в тьме кромешной, к тебе обращен свет Христов! Открой сердце и глаза, открой разум и сознание! Бог открывается тебе, и ты откройся Богу.

Богоявление — праздник необычайной силы Божией! Явление нам Бога в силе и свете! «Явление Христа народу» — это и есть Богоявление. Там, в сюжете Иванова, много людей, и все обращены ко Христу. Вот бы и нам всем собираться в этот день вместе и встречать Христа.

Думается, что это очень хороший день для общих праздничных встреч. Жаль, что мы все, священники, так заняты «водой». Очень бы хотелось радостных встреч в этот день!

— Запомнился давний крещенский эпизод. Во Введенском женском монастыре в Иванове, где я тогда служил, мы раздавали людям святую воду. Как обычно, длинная очередь продвигалась медленно, несмотря на наши усилия: каждый норовил наполнить с дюжину принесенных с собою бутылей, бутылок и бутылочек. То и дело вспыхивали перепалки по знакомому с большевицких времен сценарию:

— Женщина, вы здесь не стояли!

— Больше трех банок в одни руки не давать!

— Да ты на себя-то посмотри!

— Простите, — сказал, — вы зачем, собственно, пришли?

— Как зачем? За водичкой.

— И надо было такую очередь на морозе выстаивать? Набрали бы из-под крана.

— А вот так. С подобной жизненной позицией для вас эффект будет ровно такой же. Таинство освящения воды, которое мы совершили, действительно — но для вас оно недейственно.

Очередь замолчала. Несколько минут слышно было только журчание воды и скрип снега. Затем под раздачу подошли те, кто не слыхал моего богословского экскурса, и ругань возобновилась.

И вот эти краткие минуты тишины и послужили мне основанием для некоторого оптимизма. Хоть несколько живых душ разнесут по домам вместе с крещенской водой искорки того света, которым Христос просвещает мир.

— Все мы, россияне, живущие в России, настолько разные. У кого-то из нас представление о том, что праздник Крещения Господа связан только с освященной водой; у кого-то на первом месте не вода, а Сам Бог и возможность принять участие в праздничной литургии — причаститься Тела и Крови нашего Спасителя. Кто-то несет эту водную святыню только себе, а кто-то делится с соседями.

Приятно, что Россия поворачивается лицом к Господу. Но вот в чем парадокс. Бог в душе, а о душе подумать некогда. Зачем прилагать усилия к исповеданию грехов, если можно просто окунуться в освященную водичку и «очиститься» от душевной скверны? Некоторые уверенны, что главное — вера в Бога, чтобы Он был в душе, а священники только мешают. Правда, с другой стороны, ждут, чтобы воду освятил именно священник.

Странно такое отношение. Но на этот случай есть предостережение от осуждения. Как тем, кто думает, что главное в этот день — попить святой водички, окунуться в Иордани и немного выпить спиртного, так и кому открыто понимание истинной евхаристической радости праздника Крещения Господня.

— Почему-то думается, что весь этот наш ажиотаж, «страсти по воде» — это от невежества, конечно, идет, вполне понятного после 70 лет выжигания веры, но все же и от наивной, неосознанной жажды чистоты, святости, чуда. Это не нужно скидывать со счетов, и это, как ни странно, отрадный знак того, что мы живы, несмотря ни на что, открыты высшим, духовным устремлениям.

Другое дело, что период этого «наивного детства», когда душа питается «молоком» чудес, восторгов, предметных и ощутимых «вложений перстов» в гвоздинные язвы, этот период затягивается, и тогда он становится грехом, если можно так сказать, «духовного инфантилизма». То, что допустимо для младенца, неприемлемо для отрока, и спрос иной с одного и с другого. Вот нам и пора уже переходить к «духовному отрочеству». Во всяком случае каждому христианину надо понять, что нельзя вечно оставаться «дитятей».

Приходят в храм взрослые, умудренные жизненным опытом люди и рассказывают с умилением и гордостью, что они молитву «Отче наш» каждый день читают. и водичку в Крещение святят. и свечечку когда-никогда в храме поставят.

Все это, конечно, хорошо и правильно, но нужно двигаться дальше, не останавливаться на достигнутом. Вот это нужно нам, священникам, объяснять сейчас людям: что в веру православную нужно «вживаться», врастать, прилагая усилия, а не плыть по течению. И большая проблема, что человек, не зная, не вникая в глубины Православия, считает свою жизнь вполне благочестивой, достаточно доброй, чтобы «Бог простил». Это именно происходит от сознательной и добровольной ограниченности, по принципу: «чего не знаю, того нет». Или: «больше знаешь — хуже спишь». Но такое отношение само по себе грех, в котором нужно каяться и который нужно в себе изживать. Люди в массе своей боятся «заглядывать» в глубины веры, боятся потерять уютный комфорт своей «теплохладной» жизни. Но это неизбежно, и из этой скорлупы, из младенчества придется рано или поздно вылупиться и как-то расти. Здесь нужна смелость, спору нет. Но на помощь нашей маленькой смелости Господь подает такую великую благодатную силу, что душа скоро втягивается, «привыкает» к взрослению и уже не желает возвращения в младенчество и изумляется, как могла им довольствоваться раньше.

Впрочем, возрастание отнюдь не означает одно многознание, которое, как известно, лишь «надмевает», — а именно опыт христианской жизни, исполнение правды, в котором знание играет лишь роль необходимых «подпорок». Истинное взросление сейчас в отношении к общему состоянию нашего общества — это возрастание до минимальных норм христианской жизни. Соблюдение минимальных условий, без которых ни о какой христианской жизни говорить не приходится.

Нам, служителям Церкви, сейчас надо первоочередное внимание уделить этому «минимальному просвещению», переходу (переводу) христианского люда в массе своей от младенчества к отрочеству. Первое — всемерно содействовать, чтобы люди осознали наконец, пусть в общих чертах, но правильно и твердо основы православной веры. Без этого никак. Ведь это просто беда повальная: люди совершенно не понимают, во что и как они верят. Ну, то, что в Бога верует, это, пожалуй, любой скажет, а вот как — единицы. И это проблема номер один.

Далее. Нужно всемерно прививать навык домашнего чтения слова Божиего, Нового Завета, вдумчивого и, главное, сознательного исполнения заповедей Божиих. Это же так просто, очевидно, но в реальности, кроме «не убий, ни укради», мало кто знает, о чем говорит Господь, к чему Он нас призывает.

Исповедь, причастие — источник духовной жизни; как горько видеть, что не то что многие, а именно большинство крещенных людей лишают себя этой жизни и даже не понимают, чего лишают.

Молитва домашняя, не эпизодическая, по случаю, а по правильцу, пусть скромному, но постоянному, — это же тоже так важно! Апостол Павел желает всем христианам постоянства в доброделании (см.: Рим. 2: 7). Вот и нам надо людям объяснять, что важно именно начинать организовывать свою жизнь православно, вести христианский образ жизни, пусть даже соблюдая какие-то минимальные, но не совсем уж «младенческие», а, по крайней мере, «отроческие» требования.

Это очень важно сейчас объяснять, и именно широко, повсеместно. Впрочем, это уже и делается, но, наверное, плохо мы, служители Божии, молимся, если люди не понимают важность этих «малых» требований.

Соблюдение постов. Понятно, что трудно и неудобно и все такое. Но одно дело — не получается, и я иду в храм и каюсь, а другое дело — не хочу даже знать, чтобы не омрачать свою беспечную жизнь «ненужными» знаниями.

Ссылаются иногда на «удобное»: будьте, как дети. Мол, проще надо быть. Э-э, нет, погодите, давайте не будем наши вольные трактовки принимать за истину. Тот же апостол Павел говорит: «На злое будьте младенцами, а умом совершенны» (1 Кор. 14: 20). Вот в чем уподобляться надо детям — в незлобии, а веру свою нужно познавать всей полнотой данных нам способностей, творчески, ревностно.

Впрочем, самое главное — то, что никакими буквами не объяснишь, — это живое, искреннее стремление, любовь к Богу. Вера, чтение слова Божиего, исполнение заповедей, молитва и пост — это все средства, хоть и необходимые, но все же средства приобретения благодати — этого «ответа» любящего Отца на немощное сыновнее лепетание. Как эту любовь пробудить, как привлечь людей ко Господу, как зажечь их сердца?! Именно это главный вопрос, ответ на который скрыт в сокровенных глубинах Божиего Промысла. Ясно только одно: если мы, служители Божии, не будем этой любовью гореть — никого мы не зажжем и не увлечем из младенчества в отрочество, а значит, начинать взрослеть нам нужно, прежде всего, самим.

Читать еще:  Теперь глаза апостола Петра всегда красные от слез

Ну вот. проговорил время, а о Богоявлении толком и не сказал ничего. Но, может быть, в этом и дело, что смысл, сокровенное содержание этого праздника — события явления в мир Бога! — невозможно познать одним только разумом, но благодатью, действующей в сердце, оживляющей и окрыляющей душу. Но для этого мы и сами должны делать все, о чем Господь нас просит так терпеливо и кротко, говоря: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14: 15).

Вот ведь простые, опять же — минимальные вещи, маленький, но такой полезный труд: накануне сочельника соберемся семьей да и прочитаем вслух или расскажем, кто знает о смысле праздника Богоявления. О том, что чудо великое свершается, Сам Бог приходит в человеческий мир, чтобы преобразить каждого из нас, оживотворить, даровать надежду и вечную, благодатную жизнь.

Сходите накануне праздника на службу торжественную, и не на десять минут, а от начала до конца постойте. Трудно. Зато какая за этой трудностью радость откроется — сами посмотрите. И ни с чем она не сравнится. Да и утром придите в храм, пусть с водичкой, но к началу службы. Помолитесь, а может быть, кто и найдёт в себе силы и решимость подготовится ко причастию. Вот уж радость будет! Да большего и желать нельзя. А там можно и водичку освятить и нести спокойно домой, но не как «трофей», а как символ, знак таинственной причастности. Как же это хорошо! И сопричастность эту иначе как посредством личных усилий, хоть малых, но сознательных не приобрести.

Словом, давайте не лениться вникать в собственную веру, и не умом только, но поступками, согласными с церковным опытом, и эта смиренная сопричастность Христу откроет нам совершенно иной, недостижимый в обычной жизни опыт. И из этого благодатного опыта, как из зерна, непременно начнет в нас возрастать и зреть благодатный колосок Небесного Царствия!

Крещение Господне: традиции и путь богоуподобления

Слово пастырей

Приближается Крещение Господне. Зачастую в народном сознании празднование того или иного великого церковного праздника ассоциируется не столько с богослужением, а в большей степени с «гастрономическо-развлекательными мероприятиями», занимающими, конечно же, свое место в традиции празднования.

Эти традиции, конечно же, хороши, но является ли их соблюдение достаточным для христианина в этот праздник? Неужели это великое событие в истории человечества названо Богоявлением и Просвещением только потому, что в этот день освящается вода? Как, по вашему мнению, с настоящей духовной пользой встретить Крещение Господне христианину, семье, стране? – на этот вопрос отвечают наши пастыри.

– Трудно однозначно оценить, хороши или плохи для современного человека наши традиции. Одни приходят к вере и воцерковляются через них; другие, ограничивая себя только лишь традициями, так и не приходят к Богу, и тогда они для них бесполезны; третьи относятся к неизвестным им старинным традициям как к пережитку средневековья, не принимают даже вида их и из-за этого удаляются от Бога и от Церкви.

Например, фарисеи, придерживаясь ветхозаветных традиций, «преданий старцев», обвиняли Господа, что Он разоряет закон, и по «закону» Господь должен быть распят… Да, многие наши крещенные россияне, считающие себя православными, относятся к Церкви потребительски: ограничиваются тем, что ставят свечи, заказывают молебны и сорокоусты, даже во многих монастырях, на Крещение берут святую воду, забывая ее потом пить, на Пасху освящают куличи. И все это для того, чтобы Бог сохранил от бедствий, дал здоровье и благополучие, помог в делах и т.д. При этом они забывают, для чего дана нам православная вера и Церковь, которая словами Господа призывает: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, а остальное приложится вам». Мысль о Царствии Небесном их пугает, они не хотят ни говорить, ни думать о смерти. А рассуждают так: дал бы Бог нам здесь есть, пить и веселиться, наслаждаться благами земными и быть счастливыми, а Царство Небесное приложится нам, ведь мы крещенные и спасемся.

К сожалению, мы, священнослужители, бываем в этом виноваты. Если бы людям, приходящим для требоотправления, освящения куличей, получения святой воды или окунания в проруби, объясняли, что для спасения необходимо исповедоваться, изменить саму жизненную ориентацию: от полной погруженности в плотские удовольствия – к жизни духовной и в причащении соединяться со Христом, и что эта временная жизнь дана нам для подготовки к вечной жизни! По собственному опыту скажу, что большинство приходящих в храм за требами не услышат священника, по слову Господа: «Уши имеют и не слышат, и глаза имеют и не видят, и не обратятся ко Мне, чтобы Я исцелил их, ибо огрубело сердце их». Но каждый раз, когда из этой толпы, которая спешит освятить куличи или получить святую воду и бежать домой праздновать, потом приходят на исповедь один, два или три человека, – это радость для священника, ни с чем не сравнимая.

– Русское Православие неизменно воспринимается вместе с той традицией, которая окружает основной культ. Культ создает культуру, Культура преломляется в традицию. Традиция захватывает периферийные и маргинальные слои субкультур, скрепляя все это в формы народных обычаев.

Святая Агиасма превратилась в прорубь; из проруби получилась купель народно-христианского сознания. Что ж делать…

Праздник Богоявления некогда воспринимался как прославление Пришедшего в мир Бога. Пришедшего, чтобы весь мир, но главное – чтобы человек, преобразились, богоуподобились. Путь богоуподобления – это воипостазирование во Христа.

Народ, сидящий в тьме кромешной, к тебе обращен свет Христов! Открой сердце и глаза, открой разум и сознание! Бог открывается тебе, и ты откройся Богу.

Богоявление – праздник необычайной силы Божией! Явление нам Бога в силе и свете! «Явление Христа народу» – это и есть Богоявление. Там, в сюжете Иванова, много людей, и все обращены ко Христу. Вот бы и нам всем собираться в этот день вместе и встречать Христа.

Думается, что это очень хороший день для общих праздничных встреч. Жаль, что мы все, священники, так заняты «водой». Очень бы хотелось радостных встреч в этот день!

– Запомнился давний крещенский эпизод. Во Введенском женском монастыре в Иванове, где я тогда служил, мы раздавали людям святую воду. Как обычно, длинная очередь продвигалась медленно, несмотря на наши усилия: каждый норовил наполнить с дюжину принесенных с собою бутылей, бутылок и бутылочек… То и дело вспыхивали перепалки по знакомому с большевицких времен сценарию:

– Женщина, вы здесь не стояли!

– Больше трех банок в одни руки не давать!

– Да ты на себя-то посмотри!

– Простите, – сказал, – вы зачем, собственно, пришли?

– Как зачем? За водичкой.

– И надо было такую очередь на морозе выстаивать? Набрали бы из-под крана.

– А вот так. С подобной жизненной позицией для вас эффект будет ровно такой же. Таинство освящения воды, которое мы совершили, действительно – но для вас оно недейственно.

Очередь замолчала. Несколько минут слышно было только журчание воды и скрип снега. Затем под раздачу подошли те, кто не слыхал моего богословского экскурса, и ругань возобновилась.

И вот эти краткие минуты тишины и послужили мне основанием для некоторого оптимизма. Хоть несколько живых душ разнесут по домам вместе с крещенской водой искорки того света, которым Христос просвещает мир.

– Все мы, россияне, живущие в России, настолько разные. У кого-то из нас представление о том, что праздник Крещения Господа связан только с освященной водой; у кого-то на первом месте не вода, а Сам Бог и возможность принять участие в праздничной литургии – причаститься Тела и Крови нашего Спасителя. Кто-то несет эту водную святыню только себе, а кто-то делится с соседями.

Приятно, что Россия поворачивается лицом к Господу. Но вот в чем парадокс. Бог в душе, а о душе подумать некогда. Зачем прилагать усилия к исповеданию грехов, если можно просто окунуться в освященную водичку и «очиститься» от душевной скверны? Некоторые уверенны, что главное – вера в Бога, чтобы Он был в душе, а священники только мешают. Правда, с другой стороны, ждут, чтобы воду освятил именно священник.

Странно такое отношение. Но на этот случай есть предостережение от осуждения. Как тем, кто думает, что главное в этот день – попить святой водички, окунуться в Иордани и немного выпить спиртного, так и кому открыто понимание истинной евхаристической радости праздника Крещения Господня.

– Почему-то думается, что весь этот наш ажиотаж, «страсти по воде» – это от невежества, конечно, идет, вполне понятного после 70 лет выжигания веры, но все же и от наивной, неосознанной жажды чистоты, святости, чуда… Это не нужно скидывать со счетов, и это, как ни странно, отрадный знак того, что мы живы, несмотря ни на что, открыты высшим, духовным устремлениям.

Другое дело, что период этого «наивного детства», когда душа питается «молоком» чудес, восторгов, предметных и ощутимых «вложений перстов» в гвоздинные язвы, этот период затягивается, и тогда он становится грехом, если можно так сказать, «духовного инфантилизма». То, что допустимо для младенца, неприемлемо для отрока, и спрос иной с одного и с другого. Вот нам и пора уже переходить к «духовному отрочеству». Во всяком случае каждому христианину надо понять, что нельзя вечно оставаться «дитятей»…

Приходят в храм взрослые, умудренные жизненным опытом люди и рассказывают с умилением и гордостью, что они молитву «Отче наш» каждый день читают… и водичку в Крещение святят… и свечечку когда-никогда в храме поставят…

Все это, конечно, хорошо и правильно, но нужно двигаться дальше, не останавливаться на достигнутом… Вот это нужно нам, священникам, объяснять сейчас людям: что в веру православную нужно «вживаться», врастать, прилагая усилия, а не плыть по течению. И большая проблема, что человек, не зная, не вникая в глубины Православия, считает свою жизнь вполне благочестивой, достаточно доброй, чтобы «Бог простил». Это именно происходит от сознательной и добровольной ограниченности, по принципу: «чего не знаю, того нет». Или: «больше знаешь – хуже спишь». Но такое отношение само по себе грех, в котором нужно каяться и который нужно в себе изживать. Люди в массе своей боятся «заглядывать» в глубины веры, боятся потерять уютный комфорт своей «теплохладной» жизни. Но это неизбежно, и из этой скорлупы, из младенчества придется рано или поздно вылупиться и как-то расти. Здесь нужна смелость, спору нет. Но на помощь нашей маленькой смелости Господь подает такую великую благодатную силу, что душа скоро втягивается, «привыкает» к взрослению и уже не желает возвращения в младенчество и изумляется, как могла им довольствоваться раньше.

Читать еще:  Александр Ведерников: Я всегда пел то, что мне нравилось

Впрочем, возрастание отнюдь не означает одно многознание, которое, как известно, лишь «надмевает», – а именно опыт христианской жизни, исполнение правды, в котором знание играет лишь роль необходимых «подпорок». Истинное взросление сейчас в отношении к общему состоянию нашего общества – это возрастание до минимальных норм христианской жизни. Соблюдение минимальных условий, без которых ни о какой христианской жизни говорить не приходится.

Нам, служителям Церкви, сейчас надо первоочередное внимание уделить этому «минимальному просвещению», переходу (переводу) христианского люда в массе своей от младенчества к отрочеству. Первое – всемерно содействовать, чтобы люди осознали наконец, пусть в общих чертах, но правильно и твердо основы православной веры. Без этого никак. Ведь это просто беда повальная: люди совершенно не понимают, во что и как они верят. Ну, то, что в Бога верует, это, пожалуй, любой скажет, а вот как – единицы. И это проблема номер один.

Далее. Нужно всемерно прививать навык домашнего чтения слова Божиего, Нового Завета, вдумчивого и, главное, сознательного исполнения заповедей Божиих. Это же так просто, очевидно, но в реальности, кроме «не убий, ни укради», мало кто знает, о чем говорит Господь, к чему Он нас призывает.

Исповедь, причастие – источник духовной жизни; как горько видеть, что не то что многие, а именно большинство крещенных людей лишают себя этой жизни и даже не понимают, чего лишают…

Молитва домашняя, не эпизодическая, по случаю, а по правильцу, пусть скромному, но постоянному, – это же тоже так важно! Апостол Павел желает всем христианам постоянства в доброделании (см.: Рим. 2: 7). Вот и нам надо людям объяснять, что важно именно начинать организовывать свою жизнь православно, вести христианский образ жизни, пусть даже соблюдая какие-то минимальные, но не совсем уж «младенческие», а, по крайней мере, «отроческие» требования.

Это очень важно сейчас объяснять, и именно широко, повсеместно. Впрочем, это уже и делается, но, наверное, плохо мы, служители Божии, молимся, если люди не понимают важность этих «малых» требований.

Соблюдение постов… Понятно, что трудно и неудобно и все такое… Но одно дело – не получается, и я иду в храм и каюсь, а другое дело – не хочу даже знать, чтобы не омрачать свою беспечную жизнь «ненужными» знаниями.

Ссылаются иногда на «удобное»: будьте, как дети… Мол, проще надо быть… Э-э, нет, погодите, давайте не будем наши вольные трактовки принимать за истину. Тот же апостол Павел говорит: «На злое будьте младенцами, а умом совершенны» (1 Кор. 14: 20). Вот в чем уподобляться надо детям – в незлобии, а веру свою нужно познавать всей полнотой данных нам способностей, творчески, ревностно…

Впрочем, самое главное – то, что никакими буквами не объяснишь, – это живое, искреннее стремление, любовь к Богу. Вера, чтение слова Божиего, исполнение заповедей, молитва и пост – это все средства, хоть и необходимые, но все же средства приобретения благодати – этого «ответа» любящего Отца на немощное сыновнее лепетание. Как эту любовь пробудить, как привлечь людей ко Господу, как зажечь их сердца?! Именно это главный вопрос, ответ на который скрыт в сокровенных глубинах Божиего Промысла. Ясно только одно: если мы, служители Божии, не будем этой любовью гореть – никого мы не зажжем и не увлечем из младенчества в отрочество, а значит, начинать взрослеть нам нужно, прежде всего, самим.

Ну вот… проговорил время, а о Богоявлении толком и не сказал ничего… Но, может быть, в этом и дело, что смысл, сокровенное содержание этого праздника – события явления в мир Бога! – невозможно познать одним только разумом, но благодатью, действующей в сердце, оживляющей и окрыляющей душу. Но для этого мы и сами должны делать все, о чем Господь нас просит так терпеливо и кротко, говоря: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14: 15).

Вот ведь простые, опять же – минимальные вещи, маленький, но такой полезный труд: накануне сочельника соберемся семьей да и прочитаем вслух или расскажем, кто знает о смысле праздника Богоявления. О том, что чудо великое свершается, Сам Бог приходит в человеческий мир, чтобы преобразить каждого из нас, оживотворить, даровать надежду и вечную, благодатную жизнь.

Сходите накануне праздника на службу торжественную, и не на десять минут, а от начала до конца постойте… Трудно… Зато какая за этой трудностью радость откроется – сами посмотрите. И ни с чем она не сравнится… Да и утром придите в храм, пусть с водичкой, но к началу службы. Помолитесь, а может быть, кто и найдёт в себе силы и решимость подготовится ко причастию. Вот уж радость будет! Да большего и желать нельзя. А там можно и водичку освятить и нести спокойно домой, но не как «трофей», а как символ, знак таинственной причастности. Как же это хорошо! И сопричастность эту иначе как посредством личных усилий, хоть малых, но сознательных не приобрести.

Словом, давайте не лениться вникать в собственную веру, и не умом только, но поступками, согласными с церковным опытом, и эта смиренная сопричастность Христу откроет нам совершенно иной, недостижимый в обычной жизни опыт. И из этого благодатного опыта, как из зерна, непременно начнет в нас возрастать и зреть благодатный колосок Небесного Царствия!

Елицы

Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ) подготовка и описание праздника

1. ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ КРЕЩЕНИЯ (БОГОЯВЛЕНИЯ) смотреть видео или читать текст.
— Праздник Крещения в храме Богоявления особый. У каждого прихода есть событие, в честь которого он освящен. В Артеме — это Крещение или, иначе его называют Богоявлением.
— В Церкви вспоминаются события Крещения Господа нашего Иисуса Христа, тот момент, когда Господь наш Иисус Христос пришел на реку Иордан и принял крещение от рук Иоанна Крестителя — вот это главное событие.
— Службу в этот день 19 января в храме Богоявления проведет митрополит Приморский и Владивостокский Вениамин. Будут освящаться вино и хлеб, совершиться таинство Евхаристии, но главное для прихожан верующих и неверующих — это раздача святой крещенской воды.
— Водой окропляется все — и дома, и хлев, где животные стоят, буквально все. Для того, чтобы человек имел возможность спастись, следуя вот этой мысли, что крещенская вода может совершить чудо для любого человека.
— Есть категории людей, которые в Церковь в течении года не ходят, даже по праздникам, но свято верят в волшебную божественную силу освященной воды.
— Я лично верю в милосердие Божье, в тот факт, что Господь может достучаться до любого. В какой момент это произойдет и по какому поводу, в этом ли случае с крещенской водой или с пасочкой на праздник Пасхи — не известно.
— Есть еще одна традиция, в крещенскую ночь для усиления божественной силы, окунать тело в прорубь. Но можно ли и нужно ли это делать?
— Можно и нужно, но здраво нужно оценивать свои силы. Если ты больной и немощный, то не стоит дополнительную нагрузку давать своему организму, а если ты
можешь это понести, то можно и окунуться.
— Если вы все же решили провести в крещенскую ночь водные процедуры на свежем воздухе, то будьте предельно внимательны и осторожны, используйте только проверенные, подготовленные для купания места. Одно из них находится в городе рядом с храмом Богоявления. Там созданы специальные раздевалки и другие условия для купания. Для верности перед купанием трижды осените себя крестом, а после купания немедленно отправляйтесь в раздевалку, где ждут вас теплые одежды и горячий чай.

2. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ) ЗНАЧЕНИЕ.
Крещение — один из главных христианских праздников. Праздником Крещения заканчиваются Рождественские святки, продолжающиеся с 7 по 19 января. Праздник начинается вечером 18 января когда все православные отмечают Крещенский Сочельник.

Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица: «Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.»
В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. Во дворах храмов тянутся длинные очереди за святой водой. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь.
Считается, что крещенская вода набирает особую силу и целебность. Крещенской водой лечат раны, окропляют каждый уголок своего жилья — в доме будет порядок и покой. Праздник обычно сопровождается обрядом выпускания голубей, символизирующего заканчивающиеся праздники, которые нужно выпустить.

3.ПРАЗДНИК КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Слово Пастыря о крещенской воде, о таинстве крещения.
Святейший Патриарх Московского и Всея Руси Кирилл:
«Доброе утро, дорогие телезрители. Сегодня великий праздник Крещение, Богоявление Господне. В этот день множество людей посещают храмы для того, чтобы помолиться и почерпнуть святую воду, потому что в этот день, так как и накануне в крещенский сочельник, особым образом освящается святая вода. Она освящается в память о крещении Спасителя, она освящается именно потому, что Бог, придя в мир, во Христе Сыне Своем, принес этому миру избавление грехов и возможность, и способность усваивать Его энергию, Божественную энергию, Божественную благодать. Мы усваиваем Божественную благодать именно потому, что Христос разрушил средостение, которое человеческий грех возвел между Богом и людьми. Святая вода наполняется этой Божественной энергией. В этот день так же очень многие считают необходимым погрузиться в купель, в воду, соприкоснуться телом с естеством водным. И правильно делают, потому что в этот день освящается не только тот объем воды, в который погружается крест во время чина освящения, но освящается все естество водное.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector