0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Специфика логики как науки

Содержание

Специфика логики как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 00:19, контрольная работа

Описание работы

Свое название логика получила от древнегреческого слова logos, означавшего, с одной стороны, слово, речь, а с другой — мысль, смысл, разум.
Возникая в рамках античной философии как единой, не расчлененной еще на отдельные науки совокупности знаний об окружающем мире, она уже тогда рассматривалась в качестве своеобразной, а именно рациональной, или умозрительной, формы философии — в отличие от натурфилософии (философии природы) и этики (социальной философии).

Работа содержит 1 файл

II. Основная часть

Изучение взаимодействия человека с окружающим его миром предполагает анализ второй сигнальной системы — речи, или языка.

Речь — это особая и наиболее совершенная форма общения свойственная только человеку. У животных тоже имеются некоторые способы общения, но они несораз­мерны с человеческими по качеству и достигнутым благодаря им результатам. Сиг­налы животных не обозначают определенных предметов и явлений действительно­сти. Главная особенность человеческой речи — членораздельность. Язык — это строго нормализованная система средств общения, речь же — это применение языка в про­цессе общения для передачи мысли, чувства. В языке нет мыслей — это набор раз­ных средств для выражения мысли. Никакая мысль не может формулироваться без языка и без материальных речевых процессов. При «подготовке» речи имеется фаза внутреннего проговаривания речи про себя. Это и есть выработка самой мысли, на­зываемая внутренней речью. Она является материальной оболочкой мысли во всех случаях, когда мы думаем, размышляем, решаем какую-либо задачу (независимо от того, высказываем ли мы затем эти мысли вслух или нет). Естественный язык тесно связан с абстрактной деятельностью. Мышление без языка невозможно. Чувствен­ную информацию об объекте можно выразить на языке жестов, рисунка и т.д., од­нако существенное, связанное с научным анализом причины оформляется в понятной, словестно-логической форме. Поскольку мышление идеально, язык вы­ступает средством его материализации. При помощи различных грамматических форм он выражает различные по логической форме мысли.

Мышление всегда есть решение задач, опосредованное уже достигнутыми зна­ниями и осуществляемое путем тех или иных выводов из них. Другая особенность мышления — это то, что оно есть обобщенное отражение действительности, включающее в себя обобщение единичных фактов и оперирование обобщенными данными. Мышление можно определить как обобщенное, осуществляемое посредст­вом слова и опосредованное уже имеющимися знаниями отражение действительно­сти, тесно связанное с чувственным познанием мира и практической деятельностью людей. Мышление как познание существенного, сущностей есть высшая форма от­ражения действительности.

Являясь обобщенным отражением действительности, мышление представляет собой оперирование понятиями, образующимися путем обобщения данных чувственного познания. Понятие — это отражение общих и существенных свойств предметов и явлений действительности. Понятие является высшей степенью отражения мира. Оно выражается в слове или словосочетании, которые есть чувственная, материальная оболочка мира.

Всякий мыслительный процесс осуществляется в форме суждений, которые всегда выражаются словами, хотя слова могут и не произносится вслух. Суждение — это высказывание чего-либо о чем-либо, утверждение или отрицание каких либо от­ношений между предметами и явлениями, между теми или иными признаками их. Суждения выражаются в предложениях.

Читать еще:  Что такое Академический докторский совет и зачем он Церкви

К суждениям приходят как непосредственно, когда в них констатируется то, что воспринимается, так и опосредованным путем — посредством умозаключений. Умо­заключения есть вывод одного суждения из другого на основании имеющихся суж­дений высказываются новые суждения. Умозаключение в языке предстает в виде не­скольких предложений, связанных по смыслу.

Неразрывная связь мышления и языка решает проблему идеальной природы мышления, но создает другую природу — проблему смысла языковых выражений и понятий. Процесс формирования абстрактного мышления у каждого человека слож­ный, своеобразный, связанный со множеством факторов — воспитание, образование, социализация и др. Начиная формироваться в раннем детстве, с возрастом мышление обретает свое содержание и объем, а также свойства его выражения — индивидуаль­ную лексику. Важнейшим этапом в развитии мышления является овладение речью.

Взаимодействие языка и мышления имеет не только количественный аспект. Естественный язык — результат длительного процесса формирования, в ходе которого образуются его многообразие и сложность, позволяющее в одной и ситуации одно и тоже понятие называть одним словом, а в другой ситуации — другими (синонимы). Разными по смыслу понятиями в языке может соответствовать одно и то же слово (омонимы).

Лингвистические науки образуют третью группу наук, изучающих мышление, и во всех разделах грамматики прослеживается параллель логики и лингвистики.

Естественные и искусственные языки.

Язык есть система знаков, которыми пользуются люди, образующие отдельный народ или профессиональное сообщество. По способе образования отличают два типа языков — естественные и искусственные. Под естественным языком понимают знаковую систему, сложившуюся исторически и используемую людьми, образую­щими отдельный этнос.

Естественный язык представляет собой универсальную знаковую систему: с его помощью можно выразить и передать другим людям любое содержание сознания, любую мысль.

К достижениям естественного языка принадлежат:

— способность выражать одну и ту же мысль разными текстовыми конструк­циями;

— доступность для всех представителей сообщества, говорящих на нем;

однако эти достоинства оборачиваются недостатками при их использовании в науке для выражения и фиксации теоретических знаний. Громоздкость и трудная обозримость конструкций. Естественный язык эмоционален. В научном познании эти недостатки становятся препятствием в адекватном описании внеязыковой реаль­ности. Способом избавления от недостатков естественного языка является построе­ние искусственных языков.

Искусственным называется язык, выражения которого строятся по заранее сформулированным правилам. Среди искусственных языков различают: содержа­тельные (словесные, неформализованные) и формализованные.

К содержательным искусственным языкам можно отнести так называемый язык науки, который представляет собой образованный при помощи конструктивных оп­ределений естественный язык.

Строго однозначные слова в этом языке называются терминами, совокупность терминов той или иной науки составляет терминологию.

Содержательно искусственными являются языки типа эсперанто.

Формализованным языком называется искусственно построенная по заранее разработанным правилам знаковая система, в которой выражения естественного языка заменены буквенными символами. Последние при этом могут образовывать внеязыковые объекты. Кроме буквенных символов, формализованный язык включает и операционные символы.

Формализованные языки не только избавляют от громоздких конструкций есте­ственного языка, но и могут представлять собой средство познания количественных и иных соотношений, а также наиболее общих логических отношений.

Основные знаки формализованных языков:

— буквенные и операционные символы;

— образованные из этих символов по заданным правилам сложные символиче­ские конструкции — формулы.

Совокупность правил образования и преобразования формул формализованного языка составляет его синтаксис.

В контексте языковых отношений можно выделить отношения трех типов:

1. знаков к объектам внеязыковой реальности;

2. между знаками;

3. производителей и потребителей знаков к содержанию и форме последнего.

Эти три типа отношений представляют собой три аспекта языка — семантичес­кий, синтаксический и прагматический, которые являются предметом исследования особой науки о знаках и знаковых системах — семиотики в соответствующих ее раз­делах — семантике, синтактике, прагматике.

Искусственные языки успешно используются и в логике для точного теоретичес­кого и практического анализа мыслительных структур.

Один из так5их языков — язык логики высказываний. Он применяется в логи­ческой системе, называемой исчислением высказываний, которая анализирует рас­суждения, опираясь на истинные характеристики логических связок и отвлекаясь от внутренней структуры суждений.

Второй язык — это язык логики предикатов. Он применяется в логической сис­теме, называемой исчисление предикатов.

Специфика логики как науки. «Основные законы мышления»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Читать еще:  «Стобалльники» ЕГЭ – о вере, мире и будущем

«Основные законы мышления»

Введение

Специфика логики как науки

Свое название логика получила от древнегреческого слова logos, означавшего, с одной стороны, слово, речь, а с другой – мысль, смысл, разум.

Возникая в рамках античной философии как единой, не расчлененной еще на отдельные науки совокупности знаний об окружающем мире, она уже тогда рассматривалась в качестве своеобразной, а именно рациональной, или умозрительной, формы философии – в отличие от натурфилософии (философии природы) и этики (социальной философии).

В своем последующем развитии логика становилась все более сложным, многогранным феноменом духовной жизни человечества. Поэтому естественно, что в разные исторические периоды у разных мыслителей она получала различную оценку. Одни говорили о ней как о некоем техническом средстве – практическом «орудии мысли» («Органон»). Другие усматривали в ней особое «искусство» – искусство мыслить и рассуждать. Третьи находили в ней некий «регулятор» – совокупность или свод правил, предписаний и норм мыслительной деятельности («Канон»). Были даже попытки представлять ее как своеобразную «медицину» – средство оздоровления рассудка.

Во всех подобных оценках, несомненно, содержится доля истины. Но – лишь доля. Главное, что характеризует логику, особенно в настоящее время, это то, что она есть наука – и притом весьма развитая и важная. И как всякая наука, она способна выполнять различные функции в обществе, а следовательно, обретать разнообразные «лики».

Какое же место занимает логика в системе наук?

Ныне существует великое множество самых разных отраслей научного знания. В зависимости от объекта исследования они, как известно, делятся прежде всего на науки о природе – естественные науки (астрономия, физика, химия, биология и т.д.) и науки об обществе – общественные науки (история, социология, юридические науки и др.).

По сравнению с ними своеобразие логики заключается в том, что ее объектом выступает мышление. Это наука о мышлении. Но если мы дадим логике только такое определение и поставим здесь точку, то допустим серьезную ошибку. Дело в том, что само мышление, будучи сложнейшим явлением, выступает объектом изучения не одной лишь логики, но и ряда других наук – философии, психологии, физиологии высшей нервной деятельности человека, кибернетики, лингвистики…

В чем же специфика логики в сопоставлении именно с этими науками, изучающими мышление? Каков, иначе говоря, ее собственный предмет исследования?

Философия, важнейшим разделом которой выступает теория познания, исследует мышление в целом. Она решает фундаментальный философский вопрос, связанный с отношением человека, а следовательно, и его мышления к окружающему миру: как соотносится наше мышление с самим миром, можем ли мы в наших знаниях иметь верную мысленную картину о нем?

Психология изучает мышление как один из психических процессов наряду с эмоциями, волей и т.д. Она раскрывает взаимодействие с ними мышления в ходе практической деятельности и научного познания, анализирует побудительные мотивы мыслительной деятельности человека, выявляет особенности мышления детей, взрослых, психически нормальных людей и лиц с теми или иными отклонениями в психике.

Физиология высшей нервной деятельности человека раскрывает материальные, а именно физиологические процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга человека, исследует закономерности этих процессов, их физико-химические и биологические механизмы.

Кибернетика выявляет общие закономерности управления и связи в живом организме, техническом устройстве, а следовательно, и в мышлении человека, связанном прежде всего с его управленческой деятельностью.

Лингвистика показывает неразрывную связь мышления с языком, их единство и различие, их взаимодействие между собой. Она раскрывает способы выражения мыслей с помощью языковых средств.

Своеобразие же логики как науки о мышлении как раз и состоит в том, что она рассматривает этот общий для ряда наук объект под углом зрения его функций и структуры, т.е. с точки зрения роли и значения как средства познания действительности и в то же время с точки зрения составляющих его элементов и связей между ними. Это и есть собственный, специфический предмет логики.

Поэтому она определяется как наука о формах и законах правильного мышления, ведущего к истине.

Читайте также

§ 2. Предмет науки логики.

§ 2. Предмет науки логики. Основным типом мышления является понятийное (или абстрактно-логическое). Именно его исследует логика. Абстрактное мышление — это процесс рационального[1] отражения объектив­ного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях,

Читать еще:  Хамство бытовое. Рецепты борьбы от епископа Ионы

4. Науки о действительности и конструирующие науки.

4. Науки о действительности и конструирующие науки. Наука имеет дело с действительностью. Однако условием познавания действительности является знание о недействительном. Доступное пониманию действительное — дух — мы понимаем в каждом случае при помощи очевидной

§ 7. Науки о фактах и науки о сущностях

§ 7. Науки о фактах и науки о сущностях «Та (в свою очередь эйдетическая) взаимосвязь, какая имеет место между индивидуальным предметом и сущностью, согласно с чем каждому индивидуальному предмету принадлежна некая сущностная наличность — в качестве его сущности,

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ КАК ЛОГИКИ, ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ КАК ЛОГИКИ, ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ Одной из важнейших идей марксистской философии, выдвинутых и обоснованных Лениным, является идея о том, что материалистическая диалектика, понимаемая прежде всего как

1. Первые подходы к разработке диалектики как логики, гносеологии и методологии науки

1. Первые подходы к разработке диалектики как логики, гносеологии и методологии науки Анализ работ, выпущенных советскими философами в период с 1917 г. до второй половины 50-х годов, показывает, что преимущественное внимание в этот период в них уделяется рассмотрению

Глава II. Соотношение законов формальной логики и логики диалектической

Глава II. Соотношение законов формальной логики и логики диалектической Диалектика «не отменяет формальной логики, а только лишает ее законы приписываемого им метафизиками абсолютного значения». Г. Плеханов 1. Определите, какие из следующих высказываний представляют

Джон Хорган Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки

Джон Хорган Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки Введение Поиск ответа Horgan THE END OF SCIENCE Facing the Limits of Knowledge in the Twilight of the Scientific Age 1996Перевод с английского М. В. ЖуковойДизайн Вадима НазароваОформление Александра ПономарёваЗащиту интеллектуальной

Предисловие к русскому переводу «Науки логики» Гегеля

Предисловие к русскому переводу «Науки логики» Гегеля Сочинение Гегеля «Наука логики», предлагаемое теперь читателям в русском переводе, вышло в свет в первом издании в 1812, 1813 и 1816 годах. За сим первая книга первой его части (учение о бытии) была просмотрена автором

§ 7. Науки о фактах и науки о сущностях

§ 7. Науки о фактах и науки о сущностях Та (в свою очередь эйдетическая) взаимосвязь, какая имеет место между индивидуальным предметом и сущностью, согласно с чем каждому индивидуальному предмету принадлежна некая сущностная наличность — в качестве его сущности, равно

§ 26. Науки с догматической и науки с философской установкой

§ 26. Науки с догматической и науки с философской установкой Итак, естествоиспытатели отзываются о математике и всякой эйдетике скептически, однако в своей эйдетической методике поступают догматически. К счастью для них! Ведь великим естествознание стало благодаря тому,

§ 56. Вопрос об объеме феноменологической редукции. Науки о природе и науки о духе

§ 56. Вопрос об объеме феноменологической редукции. Науки о природе и науки о духе Выключая полагание мира, природы, мы воспользовались этим методическим средством для того, чтобы вообще стал возможным поворот взгляда к трансцендентально чистому сознанию. Теперь же,

Техника науки и технические науки

Техника науки и технические науки Согласно третьей, указанной выше, точке зрения, наука развивалась, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов, и представляет собой ряд попыток исследовать способ функционирования этих инструментов.Германский

3. Специфика стоицизма

3. Специфика стоицизма а) То, что душа и тело отождествляются у стоиков, это понятно. И что душа остается при этом руководящим началом, это тоже понятно. Но о различии души и тела, так же, как и об их тождестве, часто говорилось и раньше стоиков. Однако интересно, что у Платона

1. Античная специфика

1. Античная специфика Заботиться о соблюдении античной специфики необходимо при исследовании вообще всякого античного эстетического термина. Но, кажется, в отношении термина»мимесис»это правило о соблюдении античной специфики должно проводиться особенно тщательно.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector