0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конфуций (Кун Цзы, Кун Фу Цзы). Конфуций Конфуций кун цзы

Конфуций (Кун Цзы, Кун Фу Цзы). Конфуций Конфуций кун цзы

Конфу́ций (кит. 孔子 Кун-Цзы, реже кит. 孔夫子 Кун Фу-Цзы, латинизировано как Confucius [1] ; тж. Цю 丘 и Чжун Ни 仲尼 [2] , ок. 551 до н. э. , Цюйфу — 479 до н. э. [3] ) — древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая иВосточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя — Кун Цю (孔丘 Kǒng Qiū), но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун» [4] [1] ) или просто Цзы — «Учитель». Уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной.

До победы легизма школа Конфуция была только одним из многих направлений в интеллектуальной жизни Воюющих Царств, в период, известный под названием Сто школ. И только после падения Цинь возрождённое конфуцианство достигло статуса государственной идеологии, который сохранился до начала XX в., лишь временно уступая место буддизму и даосизму. Это, естественно, привело к возвеличиванию фигуры Конфуция и даже её включению в религиозный пантеон. Судя по владению аристократическими искусствами, Конфуций был потомком знатного рода. Он был сыном 63-летнего чиновника Шу Лянхэ (叔梁纥 Shū Liáng-hé) и семнадцатилетней наложницы по имени Янь Чжэнцзай (颜征在 Yán Zhēng-zài). Чиновник вскоре скончался, и, опасаясь гнева его законной супруги, мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился. С раннего детства Конфуций много работал и жил в бедности. Позже пришло сознание, что необходимо быть культурным человеком, поэтому он начал заниматься самообразованием. В молодости служил мелким чиновником в царстве Лу (Восточный Китай, современная провинция Шаньдун) [5] . Это было время заката империи Чжоу , когда власть императора стала номинальной, разрушалось патриархальное общество и на место родовой знати пришли правители отдельных царств, окружённые незнатными чиновниками.

Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа — всё это вызывало резкую критику ревнителей старины.

Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого Ши-цзин (Книга Песен), И цзин (Книга Перемен) и др.

Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства (среди многих подробностей из жизни Конфуция там вспоминается Бо Юй 伯魚, его сын — также называемый Ли 鯉; остальные детали биографии сосредоточены большей частью в «Исторических записках» Сыма Цяня).

Из классических книг произведением Конфуция несомненно можно считать только Чуньцю («Весна и Осень», летопись удела Лу с 722 по 481 г. до н. э.); затем весьма вероятно, что он редактировал Ши-цзин («Книга стихотворений»). Хотя число учеников Конфуция определяется китайскими учёными до 3000, и в том числе около 70 ближайших, но в действительности мы можем насчитать известных по именам всего только 26 несомненных его учеников; любимейшим из них был Янь-юань. Другими близкими его учениками были Цзэн-цзы и Ю Жо (см. en:Disciples of Confucius).

Жизненный путь Конфуция

Конфуций был сыном знатного военного Шулян Хэ и происходил из родовитой, но обедневшей семьи Кун. Матерью Конфуция была Янь Чжэнцзай, 17-летняя наложница 63-летнего Шулян Хэ.

Рано лишившись отца и матери, Конфуций в полной мере познал нужду, был вынужден много работать, что, безусловно, сыграло исключительно положительную роль в его дальнейшей судьбе.

Уже в ранней молодости у него открылся талант преподавания, вследствие чего очень скоро вокруг Конфуция собралась целая школа, насчитывавшая более трёх тысяч учеников – ровесников Учителя или немногим младше, или же чуть старше его.

Огромная популярность его школы объяснялась тем, что педагогическая доктрина Конфуция была построена на справедливом принципе равноправия для всех без исключения его учеников – обучение вне какой-либо зависимости от происхождения учащегося за очень символическую плату, «связку сушёного мяса».

Сам Учитель подчёркнуто идентифицировал своё учение с мудростью древних «святых-совершенномудрых» (шэн) – в частности, императоров Яо и Шунь, выраженной в «Шу цзине» («Книга истории») и «Ши цзине» («Книга песен»).

А в 50 лет он попытался сделать карьеру «государева человека» в китайском царстве Лу. Однако, будучи, несомненно, добродетельным и умным, но бесхитростным, из-за дворцовых интриг Конфуций был вынужден бежать и 13 лет скитаться по соседним китайским царствам.

Вернувшись в итоге на родину, Конфуций благополучно закончил свои дни в кругу близких родственников.

Конфуций: учение китайского мыслителя

Конфуцианство — это западное название для учения, созданного мыслителем. Китайский вариант названия не содержит отсылок к основателю. В Поднебесной учение называют «Школой образованных людей».

Конфуций, цитаты и афоризмы которого известны во всем мире благодаря социальным сетям, говорил, что не создает ничего нового, но лишь обучает традициям. Однако его учение содержало ряд революционных идей.

Первая из них — идея заменить благородство крови благородством добродетели. Философ сформулировал идею цзюнь-цзы — мужа, ставшего благородным не благодаря аристократическому происхождению, но моральным принципам.

Альтруизм — это хорошо или плохо?

Учение Конфуция предполагает, что простой человек, благодаря моральному совершенству и соблюдению традиций, может стать благородным. В то время как бесстыдный сын царя останется лишь сяо жень — мелким человечишкой. Таким образом философ подрывал аристократическую идеологию, позволявшую ее носителям игнорировать государственную власть.

С идеей благородства добродетели связана другая, изменившая принципы правления в империи — идея меритократии. Конфуций полагал, что доступ к власти и принятие решений должны получить люди, имеющие способности, а не особое происхождение. Он прекрасно помнил, как противостояние аристократических семейств, занимавших ключевые должности в царстве Лу, вынудило его пуститься в странствия.

Когда конфуцианство стало господствующей идеологией, правители ввели систему государственных экзаменов кэцзюй. Каждый желающий мог сдать экзамен и получить должность государственного чиновника. Система просуществовала около 1300 лет и была отменена в 1905 году.

Меценат — это кто?

Фото: commons.wikimedia.org: UGC

Интересно, что благодаря кэцзюй в Поднебесной должности получали не только китайцы, но и представители других народов. Так, в период правления династии Тан благодаря экзаменам чиновником стал араб. Системе кэцзюй мир обязан и появлению шпаргалок.

Конфуций, философия которого оказала сильное влияние на китайскую культуру, полагал, что гармония в обществе возникает лишь тогда, когда каждый знает свое место в естественном порядке.

Каждый человек состоит в нескольких видах отношений с другими людьми и выполняет по отношению к ним разные социальные роли. Так, он младший по отношению к родителям, но может быть старшим по отношению к братьям.

Все типы отношений регулирует сяо — сыновья почтительность. Она предполагает пять видов обязательств:

Читать еще:  Андрей началов апокалипсис. Очерки

Как называется корейская национальная одежда для детей, мужчин и женщин

  • Правителя по отношению к подданным.
  • Отца по отношению к сыну.
  • Старшего брата по отношению к младшему.
  • Мужа по отношению к жене.
  • Друзей между собой.

Лишь в дружеских отношениях не должно существовать иерархии. Все прочие предполагают подчинение младшего старшему. Правитель для подданных подобен отцу. Они обязаны выполнять все его наставления. Как отец наказывает сына, чтобы воспитать, так и правитель имеет право карать неразумных подданных.

Интересно, что сяо не предполагает абсолютного подчинения. Выше сяо стоит принцип справедливости. Если отец его нарушил, сын имеет право указать на это. Также и подданные имеют право поставить правителя в известность о том, что он не соблюдает принцип справедливости.

В эпоху Хань соблюдение принципа сяо привело к так называемой проблеме вдов. Принцип предполагает, что женщина должна следовать за мужчиной: до замужества — подчиняться отцу, затем — мужу, а в случае вдовства — сыновьям. Еще в начале нашей эры появился трактат «Уроки для женщин», который сформулировал конфуцианский идеал женщины: молчаливая, покорная и трудолюбивая.

Во времена Хань появилась идея вдовьего целомудрия: мужчине не следовало жениться на вдове, ибо она обязана вечно хранить память о покойном муже. Конфуцианский философ Чэн И, отвечая на вопрос, как бедной вдове существовать без мужской поддержки, заявлял, что голодать до смерти — лишь маленькое дело, а потерять целомудрие — большая проблема. В результате повторный брак становился социально неприемлемым, независимо от того, в каком возрасте овдовела женщина.

Изучение заветов Конфуция в Китае было проблематичным лишь во времена «культурной революции» 1960-х. Коммунистическая партия объявила конфуцианство враждебной идеологией.

В современном Китае конфуцианство вновь популярно. В 2003 году китайский интеллектуал Кан Сяогун опубликовал манифест, в котором изложил позицию по учению Конфуция.

В нем были следующие предложения:

  1. Изучение конфуцианского учения должно стать частью школьной программы начального и среднего образования.
  2. Государство должно сделать конфуцианство официальной религией.
  3. Конфуцианство должно войти в повседневную жизнь простых людей.
  4. Распространением учения должны заниматься неправительственные организации.

Объявить конфуцианство государственной религией коммунистические власти не решились, но в 2004 году был создан «Институт Конфуция» под патронатом Министерства образования. С 2005-го в китайских школах введены уроки конфуцианства, а с 2006 года на телевидении появились передачи, в которых выступают конфуцианские проповедники.

Исследование «Всемирный обзор ценностей», проводимое с 1981 года, показало, что конфуцианство стало одним из факторов модернизации азиатских стран. Ученые выяснили, что страны, где доминирует конфуцианская культура, относятся к наиболее экономически развитым странам мира.

Фото: commons.wikimedia.org: UGC

Конфуций — один из тех философов, которые своими идеями изменили мир. Его этика и философия стали основой китайской культуры и обеспечили не только выживание, но и процветание цивилизации в различные исторические периоды. Учение Конфуция влиятельно в Китае и в наши дни.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

КОНФУ́ЦИЙ

  • В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 169

    Скопировать библиографическую ссылку:

    КОНФУ́ЦИЙ [Confucius; ла­ти­ни­зи­ро­ван­ная (итал. мис­сио­не­ром-ие­зуи­том М. Рич­чи ) фор­ма кит. Кун-фу-цзы – Учи­тель Кун], Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжун-ни [552/551 до н. э., Цзоу в цар­ст­ве Лу (ны­не г. Цюй­фу пров. Шань­дун) – 479 до н. э., там же], пер­вый кит. фи­ло­соф, лич­ность ко­то­рого ис­то­ри­че­ски дос­то­вер­на, соз­да­тель кон­фу­ци­ан­ст­ва . Его ка­но­нич. био­гра­фия из­ло­же­на Сы­ма Ця­нем в «Ши цзи» (гл. 47). Про­ис­хо­дил из ро­до­ви­той, но обед­нев­шей се­мьи, вос­хо­див­шей к сверг­ну­той в 12/11 в. до н. э. ди­на­стии Инь (Шан). Уже в мо­ло­до­сти К. стал пер­вым в ис­то­рии Ки­тая про­фес­сио­наль­ным пре­по­да­ва­те­лем и ор­га­ни­за­то­ром со­об­ще­ст­ва учё­ных-ин­тел­лек­туа­лов (имел бо­лее 3 тыс. уче­ни­ков). Его пе­даго­гич. док­три­на, со­ста­вив­шая ос­но­ву об­ра­зо­ва­тель­ной и эк­за­ме­на­ци­он­ной сис­тем все­го им­пер­ско­го пе­рио­да, строи­лась на эга­ли­тар­но-де­мо­кра­тич. прин­ци­пе рав­ных воз­мож­но­стей («обу­че­ние вне за­виси­мо­сти от ро­да» обу­чае­мо­го) с ми­ни­маль­ной (сим­во­ли­че­ской) пла­той («связ­ка су­шё­но­го мя­са») и пред­по­ла­га­ла един­ст­во за­учи­ва­ния и раз­мыш­ле­ния, тео­рии и прак­ти­ки. Сам он в 15 лет «об­рёл во­лю» к клас­сич. об­ра­зо­ва­нию, ос­но­ван­но­му на «шес­ти ис­кус­ст­вах» (лю и): эти­ко-ри­ту­аль­ной «бла­гопри­стой­но­сти» ( ли ); «му­зы­ке» (юэ), вклю­чаю­щей тан­цы и по­эзию; стрель­бе из лу­ка (шэ); управ­ле­нии ко­лес­ни­цей (юй); гра­мот­но­сти (шу), вклю­чаю­щей кал­ли­гра­фию; ма­те­ма­ти­ке (шу), свя­зан­ной с ну­ме­ро­ло­гией (сян шу чжи сюэ). В 30 лет на­чал пре­по­да­вать, а в 68 пол­но­стью по­свя­тил се­бя пе­да­го­ги­ке в кру­гу бли­жай­ших уче­ни­ков (чис­лом от 70 до 100). Тео­ре­тич. и тек­сто­ло­гич. ба­зой об­ра­зо­ва­ния К. сде­лал «шесть ка­но­нов» (лю цзин), ко­то­рые так­же на­зы­ва­лись «ше­стью ис­кус­ст­ва­ми». В 50 лет, «по­знав не­бес­ное пре­до­пре­де­ле­ние (тянь мин)», он по­пы­тал­ся сде­лать карь­е­ру гос. дея­те­ля для прак­тич. реа­ли­за­ции сво­ей со­ци­аль­но-по­ли­тич. тео­рии. В 496 дос­тиг по­ста пер­во­го со­вет­ни­ка в цар­стве Лу, но вско­ре был вы­ну­ж­ден по­кинуть ро­ди­ну и 13 лет пу­те­ше­ст­во­вал с бли­жай­ши­ми уче­ни­ка­ми по др. цар­ствам Ки­тая, без­ус­пеш­но пы­таясь до­не­сти до их пра­ви­те­лей свои идеи.

    Рецепция конфуцианства в Западной Европе

    В середине XVII века в Западной Европе возникла мода на все китайское, и вообще на восточную экзотику. Эта мода сопровождалась и попытками освоить китайскую философию, о которой часто стали говорить иногда в возвышенных и восхищенных тонах. Так, например, Роберт Бойль сравнивал китайцев и индусов с греками и римлянами.

    В 1687 выходит в свет латинский перевод «Лунь Юя» Конфуция. Перевод подготовила группа иезуитских ученых. В это время иезуиты имели многочисленные миссии в Китае. Один из публикаторов, Филипп Купле, возвратился в Европу в сопровождении молодого китайца, крещёного под именем Мишель. Визит этого гостя из Китая в Версаль в 1684 дополнительно придал интерес к китайской культуре в Европе.

    Один из самых известных иезуитских исследователей Китая, Маттео Риччи, пытался найти концептуальную связь между китайскими духовными учениями и христианством. Возможно, его исследовательская программа страдала европоцентризмом, но исследователь не готов был отказаться от мысли, что Китай мог успешно развиваться вне приобщения к христианским ценностям. Как известно, Китай испытал известное влияние всех мировых религий. При этом Риччи говорил, что «Конфуций является ключом к китайско-христианскому синтезу». Более того, он считал, что всякая религия должна иметь своего основателя, получившего первое откровение или Пришедшего, поэтому он назвал Конфуция основателем «конфуцианской религии».

    Философ Мальбранш в своей книге «Беседа христианского мыслителя с китайским», вышедшей в 1706 году, вел полемику с конфуцианством. Мальбранш утверждает в своей книге, что ценность христианской философии состоит в том, что она опирается одновременно и на интеллектуальную культуру, и на ценности религии. Китайский мандарин, напротив, являет в книге пример голого интеллектуализма, в которой Мальбранш усматривает пример глубокой, но частичной мудрости, достижимой с помощью одних только знаний. Таким образом, в интерпретации Мальбранша, Конфуций — не основатель религии, а представитель чистого рационализма.

    Лейбниц также уделил учению Конфуция немало времени. В частности, он сравнивает философские позиции Конфуция, Платона, и христианской философии, приходя к выводу, что первый принцип конфуцианства, «Ли» — это Разум как основание Природы. Лейбниц проводит параллель между принципом разумности сотворенного мира, принятого в христианском мировоззрении, новоевропейским понятием субстанции как познаваемой, сверхчувственной основы природы, и платоновским понятием «высшего блага», под котороым тот понимает вечную, несотворенную основу мира. Следовательно, конфуцианский принцип «Ли» подобен платоновскому «высшему благу» или христианскому Богу.

    Читать еще:  Сделать модель шара из бумаги своими руками. Как сделать объемный шар из бумаги

    Последователь и популяризатор метафизики Лейбница, один из самых влиятельных философов Просвещения, Христиан Вольф унаследовал от учителя уважительное отношение к китайской культуре, и, в частности, к конфуцианству. В своем сочинении «Речь о нравственном учении китайцев», а также в иных трудах, он неоднократно подчеркивал общечеловеческое значение учения Конфуция и необходимость его внимательного изучения в Западной Европе.

    Известный историк Гердер, критически оценивающий китайскую культуру, как оторванную от иных народов, косную и неразвитую, также немало «лестного» сказал и о Конфуции. По его мнению, этика Конфуция способна породить только рабов, закрывшихся от всего мира и от нравственного и культурного прогресса.

    В своих лекциях по истории философии Гегель скептически оценивает тот интерес к конфуцианству, который имел место в Западной Европе в XVII-XVIII вв. По его мнению, в «Лунь Юе» нет ничего замечательного, а есть лишь совокупность банальностей «ходячей морали». По мнению Гегеля, Конфуций являет собой образец чисто практической мудрости, лишенной достоинств западноевропейской метафизики, оцениваемой Гегелем очень высоко. Как замечает Гегель, «для славы Конфуция было бы лучше, если бы его произведения не были бы переведены».

    Конфуций (Кун Цзы, Кун Фу Цзы). Конфуций Конфуций кун цзы

    Конфуций родился ок. 551 до н. э., близ Цюйфу. Дата смерти 479 до н. э., Цюйфу. Древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя — Кун Цю, но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы — «Учитель». Уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной.

    До победы легизма школа Конфуция была только одним из многих направлений в интеллектуальной жизни Воюющих Царств, в период, известный под названием Сто школ. И только после падения Цинь возрождённое конфуцианство достигло статуса государственной идеологии, который сохранился до начала XX в., лишь временно уступая место буддизму и даосизму. Это привело к возвеличиванию фигуры Конфуция и включению его в религиозный пантеон.

    Биография
    Конфуций был потомком знатного рода Кун. Его родословная, очень хорошо изученная китайскими средневековыми авторами, восходит к верному последователю императора династии Чжоу Чэнь-вана, по имени Вэй-цзы, пожалованного за верность и доблесть уделом (царством) Сун и полагающимся в таком случае титулом чжу хоу. Однако на протяжении поколений род Конфуция утратил былое влияние и обеднел; одному из его предков по имени Му Цзинфу пришлось бежать из родного княжества и обосноваться на чужбине, в царстве Лу.

    Конфуций был сыном 63-летнего военного Шулян Хэ и семнадцатилетней наложницы по имени Янь Чжэнцзай. Отец будущего философа скончался, когда сыну его исполнилось всего полтора года. Отношения между матерью Конфуция Янь Чжэнцзай и двумя старшими женами были напряженными, причиной чего был гнев старшей жены, которая так и не смогла родить сына, что очень важно для китайцев того периода. Вторая жена, родившая Шулян Хэ слабого, болезненного мальчика (которого назвали Бо Ни), тоже недолюбливала молодую наложницу. Поэтому мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился, и вернулась на родину, в г. Цюйфу, но к родителям не вернулась и стала жить самостоятельно.

    С раннего детства Конфуций много работал, поскольку маленькая семья жила в бедности. Однако его мать, Янь Чжэнцзай, вознося молитвы предкам (это было необходимой частью культа предков, повсеместного в Китае), рассказывала сыну о великих деяниях его отца и его предков. Так у Конфуция крепло осознание того, что ему необходимо занять достойное его рода место, поэтому он начал заниматься самообразованием, в первую очередь — изучать необходимые каждому аристократу Китая того времени искусства. Усердное обучение принесло свои плоды и Конфуция назначили сначала распорядителем амбаров (чиновником, ответственным за прием и выдачу зерна) в клане Цзи царства Лу (Восточный Китай, современная провинция Шаньдун, а потом чиновником, отвечающим за скот. Будущему философу тогда исполнилось — по оценкам разных исследователей — от 20 до 25 лет, он уже был женат (с 19 лет) и имел сына (по имени Ли, известного также под прозвищем Бо Юй).

    Это было время заката империи Чжоу, когда власть императора стала номинальной, разрушалось патриархальное общество и на место родовой знати пришли правители отдельных царств, окружённые незнатными чиновниками. Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа — всё это вызывало резкую критику ревнителей старины.

    Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого Ши-цзин (Книга Песен), И цзин (Книга Перемен) и др.

    Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства (среди многих подробностей из жизни Конфуция там вспоминается Бо Юй, его сын — также называемый Ли; остальные детали биографии сосредоточены большей частью в «Исторических записках» Сыма Цяня).

    Из классических книг произведением Конфуция несомненно можно считать только Чуньцю («Весна и Осень», летопись удела Лу с 722 по 481 г. до н. э.); затем весьма вероятно, что он редактировал Ши-цзин («Книга стихотворений»). Хотя число учеников Конфуция определяется китайскими учёными до 3000, и в том числе около 70 ближайших, но в действительности мы можем насчитать известных по именам всего только 26 несомненных его учеников; любимейшим из них был Янь-юань. Другими близкими его учениками были Цзэн-цзы и Ю Жо.
    Учение

    Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии. Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности (чжун) — лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленной на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».

    Пять постоянств праведного человека
    Жэнь — «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос о том, в чём заключается его нравственное призвание. Говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает. Как Ли следует из И, так И следует из Жэнь. Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. Это то, что отличает человека от животного, то есть то, что противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости. Позже символом постоянства Жэнь стало Дерево.
    И — «правда», «справедливость». Хотя следование И из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует И так как это правильно. И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество Жэнь и сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость. И противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет И, а низкий — выгоды». Добродетель И впоследствии была увязана с Металлом.
    Ли — буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, например почтение к родителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. Символ — Огонь. Слово «ритуал» — не единственный русский эквивалент соответствующего китайского термина «ли», который может быть переведен также как «правила», «церемонии», «этикет», «обряд» или, точнее, «обычай». В самом общем виде под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения. Его можно истолковать как своего рода смазку социального механизма.
    Чжи — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качество И, предупреждая упрямство. Чжи противостоит глупости. Чжи в конфуцианстве ассоциировалась с элементом Воды.
    Синь — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Синь уравновешивает Ли, предупреждая лицемерие. Синь соответствует элемент Земли.
    Нравственные обязанности, поскольку они материализуются в ритуале, становятся делом воспитания, образования, культуры. Эти понятия у Конфуция не были разведены. Все они входят в содержание категории «вэнь» (первоначально это слово означало человека с разрисованным туловищем, татуировкой). «Вэнь» можно истолковать как культурный смысл человеческого бытия, как воспитанность. Это не вторичное искусственное образование в человеке и не его первичный естественный слой, не книжность и не природность, а их органический сплав.

    Читать еще:  “Я открыл пакет и долго потом чесал голову: там были новые ботинки”

    Распространение конфуцианства в Западной Европе
    В середине XVII века в Западной Европе возникла мода на все китайское, и вообще на восточную экзотику. Эта мода сопровождалась и попытками освоить китайскую философию, о которой часто стали говорить иногда в возвышенных и восхищенных тонах. Так, например, англичанин Роберт Бойль сравнивал китайцев и индусов с греками и римлянами.

    В 1687 году выходит в свет латинский перевод «Лунь юя» Конфуция. Перевод подготовила группа иезуитских учёных. В это время иезуиты имели многочисленные миссии в Китае. Один из публикаторов, Филипп Купле, возвратился в Европу в сопровождении молодого китайца, крещёного под именем Мишель. Визит этого гостя из Китая в Версаль в 1684 году дополнительно придал интерес к китайской культуре в Европе.

    Один из самых известных иезуитских исследователей Китая, Маттео Риччи, пытался найти концептуальную связь между китайскими духовными учениями и христианством. Возможно, его исследовательская программа страдала европоцентризмом, но исследователь не готов был отказаться от мысли, что Китай мог успешно развиваться вне приобщения к христианским ценностям. При этом Риччи говорил, что «Конфуций является ключом к китайско-христианскому синтезу». Более того, он считал, что всякая религия должна иметь своего основателя, получившего первое откровение или Пришедшего, поэтому он назвал Конфуция основателем «конфуцианской религии».

    Французский философ Николя Мальбранш в своей книге «Беседа христианского мыслителя с китайским», вышедшей в 1706 году, вёл полемику с конфуцианством. Мальбранш утверждает в своей книге, что ценность христианской философии состоит в том, что она опирается одновременно и на интеллектуальную культуру, и на ценности религии. Китайский мандарин, напротив, являет в книге пример голого интеллектуализма, в котором Мальбранш усматривает пример глубокой, но частичной мудрости, достижимой с помощью одних только знаний. Таким образом, в интерпретации Мальбранша, Конфуций — не основатель религии, а представитель чистого рационализма.

    Готфрид Вильгельм Лейбниц также уделил учению Конфуция немало времени. В частности, он сравнивает философские позиции Конфуция, Платона и христианской философии, приходя к выводу, что первый принцип конфуцианства, «Ли» — это Разум как основание Природы. Лейбниц проводит параллель между принципом разумности сотворенного мира, принятого в христианском мировоззрении, новоевропейским понятием субстанции как познаваемой, сверхчувственной основы природы, и платоновским понятием «высшего блага», под которым тот понимает вечную, несотворенную основу мира. Следовательно, конфуцианский принцип «Ли» подобен платоновскому «высшему благу» или христианскому Богу.

    Последователь и популяризатор метафизики Лейбница, один из самых влиятельных философов Просвещения, Христиан фон Вольф унаследовал от учителя уважительное отношение к китайской культуре и, в частности, к конфуцианству. В своем сочинении «Речь о нравственном учении китайцев», а также в иных трудах, он неоднократно подчеркивал общечеловеческое значение учения Конфуция и необходимость его внимательного изучения в Западной Европе.

    Известный немецкий историк Иоганн Готфрид Гердер, критически оценивающий китайскую культуру, как оторванную от иных народов, косную и неразвитую, также немало нелестного сказал и о Конфуции. По его мнению, этика Конфуция способна породить только рабов, закрывшихся от всего мира и от нравственного и культурного прогресса.

    В своих лекциях по истории философии Гегель скептически оценивает тот интерес к конфуцианству, который имел место в Западной Европе в XVII—XVIII вв. По его мнению, в «Лунь юе» нет ничего замечательного, а есть лишь совокупность банальностей «ходячей морали». По мнению Гегеля, Конфуций являет собой образец чисто практической мудрости, лишенной достоинств западноевропейской метафизики, оцениваемой Гегелем очень высоко. Как замечает Гегель, «для славы Конфуция было бы лучше, если бы его произведения не были бы переведены».

    Письменные памятники
    Конфуцию приписывается редактура множества классических произведений, однако в настоящее время большинство учёных согласны с тем, что единственный текст, действительно представляющий его идеи, — это «Лунь юй» («Беседы и суждения»), составленный из школьных записей Конфуция его учениками уже после смерти мыслителя.

    Многие высказывания Конфуция содержатся в других ранних текстах, напр. «Кун-цзы цзя юй». Анекдоты с его участием, иногда пародийного свойства, фигурируют в даосской литературе.

    Почитание
    Выделение особы Конфуция в титульную фигуру классического китайского образования происходило постепенно. Первоначально его имя могло упоминаться в сочетании с Мо-цзы (Кун-мо) или в списке других интеллектуалов доимперского периода. Иногда оно соотносилось с термином жу — однако до конца не ясно, подразумевал ли он другие интеллектуальные традиции помимо конфуцианской.

    Популярность Конфуция утверждается в дин. Хань: в литературе этой эпохи он выступает уже не только учителем и политиком, но и законодателем, пророком и полубогом. Интерпретаторы комментариев к «Чуньцю» приходят к выводу, что Конфуций удостоился получить «небесный мандат», и поэтому называют его «некоронованным ваном». В 1 г. н. э. он становится объектом государственного почитания; с 59 н. э. за ним утверждаются регулярные приношения на местном уровне; в 241 (Троецарствие) происходит закрепление в аристократическом пантеоне, а в 739 (дин. Тан) закрепляется и титул вана. В 1530 (дин. Мин) Конфуций получает прозвание, «верховный мудрец [среди] учителей прошлого».

    Эту растущую популярность следует сопоставлять с историческими процессами, протекавшими вокруг текстов, из которых почерпываются сведения о Конфуции и отношении к нему. Так, «некоронованный царь» мог служить для легитимации восстановленной династии Хань после кризиса, связанного с узурпацией трона Ван Маном (тогда же в новой столице основывается первый буддийский храм).

    Вместе с развитием экзаменационной системы, по Китаю распространились храмы, посвящённые Конфуцию (en:Temple of Confucius). Наиболее известными среди них являются Храм Конфуция на его родине, в Цюйфу, в Шанхае, Пекине, Тайчжуне.

    Многообразие исторических обликов, в которые образ Конфуция был облечен на протяжении китайской истории, вызвало ироничный комментарий Гу Цзегана, предписывающий «принимать по одному Конфуцию за раз».

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector