0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Колокол чистого звука

колокол чистого звука

Изобретение относится к церковному имуществу и музыкальным инструментам, а именно к колоколам. Предложенный колокол содержит корпус и ударное устройство в виде языка. При этом ударная часть языка изготовлена из материала с твердостью, меньшей твердости материала корпуса колокола, выполнена съемной и поворотной относительно стержня языка и установлена на конусе стержня по плотной посадке. Такая конструкция языка предохраняет корпус от деформации в местах боя и исключает явление дребезжания звука. В процессе эксплуатации колокола, при необходимости, конструкция языка дает возможность поворота или замены ее ударной части. 2 ил.

Способ изготовления языка для большого колокола

Владельцы патента RU 2333544:

Изобретение может быть использовано при изготовлении языков для больших колоколов. Способ изготовления языка для большого колокола, имеющего тело, ударную и крепежную части, включает изготовление литой заготовки, ее последующую ковку и механообработку. Литую заготовку получают в литейной форме, имеющей части с различной теплопроводностью, причем часть формы, формирующая тело и крепежную часть, имеет более высокую теплопроводность, а ковке подвергают только участок литой заготовки, полученный в части формы с более высокой теплопроводностью. Техническим результатом изобретения является обеспечение требуемой прочности, исключающей разрыв (разлом) языка, и отсутствие звучания языка при ударе. 3 ил.

Изобретение относится к области изготовления колоколов, которые используются в церквях и храмах, и касается способов изготовления языков, воспроизводящих звук, преимущественно для крупных колоколов.

Язык играет немаловажную роль в звучании колокола. Язык при ударе о колокол должен молчать или звук должен быть глухой, гасящийся внутри изделия и ни в коем случае не создавать резонанса.

В связи с тем что последний церковный колокол в России был отлит в 1926 г. и до 1995 г. в России вопрос о колоколах не поднимался, то и был утерян опыт изготовления колоколов и, следовательно, языков к ним.

Публикаций о способах изготовления языков нет, хотя о способах изготовления колоколов имеются публикации конца XIX и начала XX века, а также после 1996 г. По данным специалистов «Общества Древнерусской музыкальной культуры» (ОДМК), участвовавших в изготовлении колокола для Храма Христа Спасителя на АМО ЗИЛ, языки для крупных колоколов изготавливают литыми или коваными.

Язык колокола имеет в верхней части утолщение для крепления к подвеске, а в нижней части — боек, который может быть выполнен в виде шара (ФРГ №2327075, G10K 1/32, заявл. 26.05.73 г., опубл. 02.09.76 г.; РФ №2115959, G10K 1/28, заявл. 12.08.96 г., опубл. 20.07.98 г.; РФ №2260859, G10K 1/00, заявл. 22.07.2004 г., опубл. 20.09.2005 г.) или в виде цилиндра (РФ №2220461, G10K 1/00, заявл. 03.05.2001 г., опубл. 27.12.2003 г.; РФ №2268503, G10K 1/28, заявл. 18.10.2004 г., опубл. 20.01.2006 г.).

По условиям работы верхняя (крепежная) часть языка должна быть прочной, чтобы выдерживать динамические нагрузки, возникающие при его качании в подвеске колокола, а бойковая (ударная) часть не должна звучать при ударе о колокол.

На ОАО ЭЗТМ был изготовлен кованый язык массой около 2 тонн для Царь-колокола Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Для изготовления использовали слиток (литую заготовку) массой 6 тонн.

Недостатком откованного языка оказалась структура металла, хотя химический состав языка соответствовал химическому составу старинных языков. Язык имел плотную структуру, без пустот, а это привело к тому, что сам язык имеет звон и происходит наложение звуков колокола и языка, что недопустимо, так как язык должен молчать.

Читать еще:  Мужчина вышел из комы, когда дочь навестила его в реанимации

Задача настоящего изобретения состоит в разработке способа изготовления языка с необходимыми свойствами металла по длине, обеспечивающими требуемую прочность, исключающую разрыв (разлом) языка, и отсутствие звучания языка при ударе.

Поставленная задача достигается тем, что в способе изготовления языка, имеющего ударную и крепежную части, включающем изготовление литой заготовки, ее последующую ковку и механообработку, согласно изобретению заготовку получают в литейной форме с разной теплопроводностью, причем часть формы, формирующая основное тело и крепежную часть, имеет более высокую теплопроводность, а ковке подвергают только участок литой заготовки, полученный в части формы с более высокой теплопроводностью.

Такое выполнение способа позволит получить плотную структуру металла в крепежной части языка и обеспечить тем самым устойчивость языка к динамическим нагрузкам и структуру металла в ударной части, исключающей звучание, благодаря тому, что основное тело и крепежная часть языка, отливаемые в части формы с более высокой теплопроводностью, имеют кристаллическую структуру, идентичную строению кузнечного слитка, то есть плотную без пор и рыхлот, и последующая ковка этого участка увеличивает плотность, а ударная часть языка, отлитая в части формы с малой теплопроводностью, будет иметь металл с рыхлотами, которые мешают распространению звука.

Для пояснения изобретения ниже приведен пример осуществления способа, со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых:

на фиг.1 изображен язык для колокола;

на фиг.2 изображена литейная форма для изготовления языка с ударной частью в виде шара;

на фиг.3 — эскиз поковки.

Способ изготовления языка для колокола, имеющего ударную 1, крепежную 2 части и тело 3, включает изготовление литой заготовки 4 в комбинированной литейной форме. Части литейной формы 5, 6, 7, 8, 9 имеют одну теплопроводность. Часть 10, формирующая тело 3 и крепежную часть 2 языка, выполнена из более теплопроводного материала, например из металла. Ковке подвергают участок литой заготовки, изготовленный в более теплопроводной части 10 литейной формы. Окончательную форму языка получают механообработкой.

Предложенный способ изготовления языка для колокола обеспечит получение языка высокого качества.

Способ изготовления языка для большого колокола, имеющего тело, ударную и крепежную части, включающий изготовление литой заготовки, ее последующую ковку и механообработку, отличающийся тем, что заготовку получают в литейной форме, имеющей части с различной теплопроводностью, причем часть формы, формирующая тело и крепежную часть, имеет более высокую теплопроводность, а ковке подвергают только участок литой заготовки, полученный в части формы с более высокой теплопроводностью.

Язык колокола

Posted on 14. Ноя, 2012 by admin in Благовестник

Среди звонарей бытует мнение, что язык колокола должен быть именно кованным, но это не совсем так. На звук и на долговечность колокола, в первую очередь, конечно, влияет именно материал языка. Язык должен быть изготовлен из специальной мягкой стали (обычно используют сталь марок сталь-3 – сталь-5). Кованные и проточенные языки, сделанные из правильного материала, практически не уступают друг другу.

Без языка колокол теряет свой голос. Провинившиеся колокола особым образом наказывают. Ссыльный угличский колокол, возвестивший о смерти царевича Димитрия, сначала сбросили с колокольни, а потом вырвали у него язык, чтоб он не смог более говорить.

Русский колокол одушевлялся, очеловечивался, он созывал на Богослужение – вещал, то есть разговаривал с людьми.

Читать еще:  Сергей володин родился. Любовь василисы володиной, высчитанная по звездам

Еще одно важное условие — язык колокола должен быть правильно подвешен и ударять точно в ударное кольцо. Если язык подвешен выше – колокол теряет часть музыкального потенциала, если подвешен ниже или со временем провис, то колокол может дать трещину, в результате чего колокол уже невозможно будет восстановить и починить.

Илья Дроздихин,
руководитель Московской Школы Звонарей,
специально для сайта «Колокола.Ком»

Как отливают колокола, 2ч

Размеры европейских колоколов начала Средневековья не превышали одного метра в диаметре, но считались огромными. Вначале их делали еще по античной технологии: склепывали из металлических полос и листов. Мелодичностью звучания они, понятно, не выделялись. И только к Х веку усилиями монахов, которые не только молились, но и занимались ремеслами, были разработаны методы колокольного литья.
Первым делом в земле вырывали литейную яму, на дне которой устраивали идеально ровную площадку из обожженной глины или кирпича. Затем из глины лепили болванку (будущую внутреннюю пустоту), которую обкладывали салом, создавая из него форму непосредственно колокола, а сверху все это обмазывалось глиной (наружный кожух). После этого в яме разводился костер и сало вытапливалось, оставляя внутреннюю полость, в которую заливали колокольную медь. Собственно, это была бронза — 80 % меди и 20 % олова. Эта пропорция могла меняться, но ненамного: увеличение доли олова делало сплав хрупким, а уменьшение заметно ухудшало акустические качества колокола.
Впоследствии в качестве материала для отливки колоколов в отдельных случаях применяли чугун, и даже стекло. А вот серебро использовали только для изготовления небольших колокольчиков, в которые звонили, вызывая слуг, вельможи: уж очень было накладно вливать в колокол сотни килограмм серебра! Чтобы форма не лопнула от сильного жара, ее перед литьем засыпали и утрамбовывали землей. Процедура литья была очень ответственной. Во-первых, было необходимо равномерно подавать расплав, чтобы не образовались раковины. Во-вторых, если меди хоть немного не хватало, то колокол получался без кусочка уха, и его приходилось разбивать и отливать заново.
После отливки колокол медленно остывал, иногда сутками, затем яму отрывали, глиняную форму разрушали, а колокол извлекали и несли к священнику — освящать. Эти колокола (так называемые «теофиловые» — по имени немецкого монаха Теофила, описавшего в начале XII века эту технологию) давали чистый, но резкий и короткий звук, без приятного уху протяжного гудения. Кроме того, к колоколам начали выдвигать требования по размерам, более изысканной и точной форме, украшению. И в XIV-XV веках появилась более совершенная технология.
В центре литейной ямы, на кирпичной площадке, строго вертикально устанавливался столб (кружало). К нему скобами крепилось лекало из твердых сортов дерева, повторяющее профиль (разрез) колокола. С его помощью, весьма точно, изготавливалась как сама внутренняя болванка, так и наружный кожух — его делали из глины с каркасом из железных прутьев. После обжига кожух поднимали, под него заходил мастер и глиной выкладывал будущие узоры, рисунки и надписи лицевой стороны колокола. Затем начинался процесс литья.
При работе над большими колоколами приходилось не только повозиться с изготовлением и обжигом форм — нужно было выстроить возле литейной ямы несколько плавильных печей, из которых затем поочередно или разом пустить в форму потоки расплавленного металла.
Очень ярко титанический труд литейщиков колоколов был показан в фильме Тарковского «Андрей Рублев». Помните, как волновался в фильме главный мастер? Еще бы: в случае ошибки, неудачи, его и заказчик мог наказать, да и мужики-рабочие, оставшиеся без жалования, пришибить!

Читать еще:  Протоиерей Александр Шмеман: На пути в Вифанию и Иерусалим

Так в 1902 году выглядела Нижегородская колокольная ярмарка. Фото: H.C. White Co из архива Библиотеки Конгресса США

Европейские и древнерусские колокола были умеренных размеров. Самые крупные — до полутора метров в диаметре. А вот в Московской Руси с XV века началось увлечение крупногабаритными колоколами.
Толчком к этому стало открытие государем Иваном III Литейного двора, ставшего своеобразной производственной лабораторией плавки и литья металлов, в котором родились уникальнейшие технологии того времени. Европейцы только раскрывали рты, видя, какие колокола отливают «московиты». При Иване Грозном был изготовлен колокол весом 16 тонн. Борис Годунов повелел изготовить колокола весом 18, 32 и 40 тонн. Но рекорд принадлежит отцу и сыну Моториным, которые в течение 1733–35 годов отлили знаменитый Царь-колокол весом в 201 тонну! К несчастью, во время тушения пожара на него плеснули водой, и гигантский колокол лопнул. Впрочем, неизвестно еще, смогли бы его установить на колокольню.

О звонницах и колокольнях
Если стенки колокола были толстыми, он давал мощный бас. Тонкие стенки, напротив, «пели» звонко и пронзительно. Но колокола различались не только по размерам и звуку, но и по чину (назначению).
Самыми главными были огромные церковные благовесты, они звонили только по большим праздникам.
Обычные церковные колокола для служб звались полиелейные и воскресные.
Главными и самыми большими городскими колоколами были вечевые и набатные,
те, которые висели на сторожевых башнях крепостей, назывались вестовыми.

Между европейскими и русскими колоколами существует одна важная разница:
У нас колокол неподвижен, а бьет по нему качающийся язык. На Западе все наоборот: язык колокола висит свободно, а вот сам колокол качается, будучи укрепленным на перекладине-оси. Какой метод лучше? Западный позволяет звонарю оставаться на земле и дергать за длинную веревку, раскачивая колокол. Но зато только русский способ позволяет звонить в громадные русские колокола, по сравнению с которыми их европейские собратья выглядят просто бубенцами.

Итак, колокол отлили, куда его теперь девать? Первые колокола, как и била, подвешивали на обычной перекладине, которая стояла во дворе церкви. Затем появились звонницы. Они тоже бывают разными. Поначалу были очень распространены звонницы-стены. По сути, это и была стена с арочными окнами, в которых висели колокола. Такую звонницу либо делали над входом в церковь, либо ставили отдельно, часто над воротами в церковном дворе (как в старых католических церквях Мексики).
Потом появились звонницы-палаты и звонницы-галереи. Это были большие крытые площадки на верхних этажах зданий (церквей, дворцов, монастырей и т.п.), или отдельно стоящие строения, к потолочным балкам которых крепились несколько (до нескольких десятков) колоколов. Именно со звонниц доносится до нас мелодичный колокольный перепев, являющийся уникальной отличительной чертой русского звонарского искусства.
Иную архитектурную конструкцию представляют собою колокольни. Если в звонницах колокола располагались горизонтально (на одном этаже), то на колокольнях — вертикально (в несколько этажей). На них обычно поднимали самые важные колокола — набатные, благовесты. Колокольни старались строить как самые высокие здания в городе (или монастыре), с рациональным смыслом — чтобы звук колокола разносился по всей округе.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector