0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда отказывать в венчании, о браке крестных, скелетах в шкафу и любви

Когда венчание запрещено

Существуют принципиальные различия в подходе к заключению брака со стороны гражданского законодательства и церкви. Нередко священнослужители отказываются освятить таинство брака, даже если он официально зарегистрирован в ЗАГСе. Перечислим самые распространенные причины отказа в венчании. Возможно, некоторые из моментов покажутся вам слишком уж очевидными, но это не означает, что их знают все.

Когда и кому отказывают в венчании

  1. Церковь официально признает только первые два брака в жизни человека. Если вы выходите замуж или женитесь в третий, четвертый, пятый (и так далее) раз, будьте готовы, что вас не станут венчать. Столь многочисленные попытки узаконить отношения не делают вам чести, да и сами отношения будут признаны церковью блудным сожительством.
  2. Церковнослужители никогда не освящают брак, если супруги являются близкими родственниками. Под словом «близкие родственники» подразумевается «до четвертого колена или восьмой степени родства». Например, не могут быть обвенчаны троюродная сестра и троюродный брат.
  3. Ни в коем случае нельзя венчаться двум крестным родителям одного крестника. И уж тем более, крестному родителю со своим крестником.
  4. Нельзя идти к алтарю некрещеным, особенно, если один из супругов в душе атеист и согласился на венчание под давлением родственников и своей супруги.
  5. Не обвенчают пару, в которой есть представитель другого вероисповедания, не имеющего отношения к христианству (ислам, буддизм, язычество и так далее). Однако, если вы собрались идти под венец с христианином другой конфессии (протестантом или католиком), который дает согласие на воспитание ваших будущих детей в православных традициях, от вас потребуют получить разрешение местного архиерея.
  6. Не обвенчают пару, если будущий супруг был ранее рукоположен в священники или принял монашество.
  7. Не обвенчают пару, если хотя бы один из будущих супругов не достиг возраста, когда разрешено вступать в брак по официальным законам страны.
  8. Не обвенчают пару, если один из будущих супругов венчается против своего желания (по принуждению) и во время церемонии заявит о своем несогласии вступать в брак.

Важно! Если родители не дали новобрачным родительское благословение на брак, это не влечет за собой отказ в венчании, но является дополнительным усугубляющим моментом.

Чтобы отказ в венчании не стал неожиданностью для молодоженов и их близких, жениху и невесте необходимо заблаговременно побеседовать со священником. Священник выяснит, есть ли препятствия для венчания, оценит психологическое состояние жениха и невесты, их здоровье, узнает, первый это брак или повторный, не принуждают ли их к вступлению в брак, достигли ли они совершеннолетия, соответствует ли их образ жизни и верование священным канонам православной церкви. Помните, что обманывая священника и скрывая от него некоторые факты из вашей личной жизни, вы рискуете вступить в брак, который будет незаконным в глазах Всевышнего.

Если вы посчитаете, что отказ в венчании несправедлив, следует обращаться к местному архиерею для разрешения спорного вопроса.

Канонические препятствия к браку

Условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть освящен в Таинстве Брака.

• Не допускается более трёх брачных союзов. Вдовство после третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку.

• Препятствием к вступлению в брак является виновность в расторжении предыдущего брака. Согласно «Основам Социальной Концепции Русской Православной Церкви», лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.

• Церковь не благословляет брак, если один из брачащихся (или оба) не является христианином, а пришел в храм лишь по настоянию ближних, либо ради соблюдения традиции. Таинство венчания может быть совершено только над христианами – членами Церкви.
Слова Апостола «…если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим)…» ( 1Кор. 7:12-14 ) относятся к случаям, когда один из супругов уверовал, уже находясь в браке. Подробнее в статье «Замуж за неверующего».

• Безусловно, не венчается брак, если хотя бы один из супругов исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм, язычество, индуизм…). См. статью «Брак с мусульманином».
Для венчания с католиком или протестантом в случае согласия на воспитание детей в православном духе также требуется разрешение архиерея.

• Нельзя венчаться некрещеным.

• Взаимное согласие вступающих в брак является непременным условием законности и действительности брака. Это отражено в чинопоследовании венчания, куда внесены вопросы о том, вступают ли жених и невеста в брак свободно и непринужденно. Поэтому браки, заключенные по принуждению, признаются недействительными. Причем препятствием к браку считается не только физическое, но и нравственное принуждение, например, угрозы, шантаж и т.д.

Читать еще:  Донбасс: как община разрушенного храма помогает людям

• Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.

• Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (т.е. с двоюродным братом или сестрой). Помимо отношений кровного родства, препятствием к браку служат отношения свойства. Они возникают из сближения двух родов через брак их членов. Свойство приравнивается к кровному родству, ибо муж и жена — одна плоть. Свойственниками являются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шурин и зять.

• Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя воспреемниками одного ребёнка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.

• Нельзя венчаться тем, кто ранее дал монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.

• Если у жениха и невесты большая разница в возрасте, требуется специальное разрешение высшего церковного начальства – архиерея. То же самое нужно, если возраст невесты или жениха выходит за установленные рамки. На данный момент нижним возрастным пределом для совершения Таинства венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе. Высший предел для вступления в брак для женщин — 60 лет, для мужчин — 70 лет (свт. Василий Великий, правила 24-е и 88-е).

• С точки зрения Церкви «гражданский брак», не зарегистрированный государством, является блудным сожительством. Причем и с позиции гражданских законов это сожительство также не названо браком. Подобные отношения не брачные, не христианские, поэтому Церковь не может освятить их. Над людьми, живущими в «гражданском браке» не может быть совершено Таинство венчания.

• Препятствие к браку возникает также из отношений так называемого гражданского родства — усыновления. Совершенно очевидно, что, как отмечал проф. Павлов «уже простое нравственное чувство запрещает усыновителю вступать в брак с усыновленной дочерью или усыновленному сыну с матерью и дочерью усыновителя».

• Препятствием к браку является также физическая и духовная неспособность к нему (идиотизм, душевная болезнь, лишающая человека, возможности свободно проявлять свою волю).

В наши дни Церковь не производит дознания о совершеннолетии, психическом и физическом здоровье жениха и невесты, добровольности их вступления в брак, так как эти условия обязательны для регистрации гражданского союза. Разумеется, скрыть от представителей государственных органов те или иные препятствия к браку достаточно легко. Но невозможно обмануть Всеведущего Бога, поэтому главным препятствием для совершения незаконного брака должна стать совесть брачащихся.

Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего – духовника хотя бы одного из супругов.

Отказали в венчании. Что делать?

Вопрос читателя:

Здравствуйте! Мне 26 лет, и мы с женой живём 3 года в браке. Пусть это не так много, но для себя мы многое поняли, а главное, что любим друг друга и хотим так прожить всю жизнь. Сейчас решили повенчаться. Для нас обоих это много значит (но мы не думаем, что это какая-то магия, которая позволит нам вечно быть вместе, а, скорей, наоборот, поскольку мы хотим всю жизнь быть вместе и мы оба верим в Бога, мы хотим перед Его лицом скрепить наш союз и подходим к этому со всей ответственностью и осознанием того, что это за Таинство).

Придя в храм, я не нашёл понимания. Один батюшка сказал, что не проводит Таинство без певчих, а это стоит немалых денег (но не он вызвал моё негодование, он объяснил это тем, что это великое Таинство. И я с ним отчасти согласен и могу его понять в стремлении сделать его для нас с женой незабываемым). Поразил меня, скорей, другой батюшка, с которым мы общались на протяжении примерно 15 минут. Всё это время он убеждал меня, что я неверующий человек, так как давно не был на службе и в какой-то мере корил меня за то, что я не читал священных книг. Я пытался спросить у него: «Разве то, что я не хожу в церковь, делает меня неверующим?» На что он сказал, что я пытаюсь внести какие-то свои законы, и предложил мне открыть свою церковь и там говорить о таком. В разговоре он постоянно говорил о том, что я с ним спорю или говорю что-то не то, хотя я лишь пытался дать ему понять, что я верующий человек. Пусть я давно не был в церкви, это не значит, что моя вера не крепка. Я не считаю себя святым и безгрешным и я не читал священных книг , но разве это делает меня неверующим или это повод отказывать мне в Таинстве, к которому мы с женой с таким трепетом относимся и о котором так просили? В итоге он сказал, что понял меня и какой я человек (за 15 минут общения) и сказал походить год или два в церковь и соблюдать все правила, и тогда посмотрим.

И получается, что либо нам с женой платить за Таинство, либо 2 года соблюдать все законы, либо искать другой храм. Сказать по правде, ни один вариант для меня не выглядит привлекательным. И я лишь хочу понять, правда ли всё так, как сказал тот батюшка: не хожу в церковь — не верующий? Кто решает, достоин ли я повенчаться с женой? Нормально ли для священника отправлять человека, который обратился к нему с таким важным вопросом и пытается понять, почему ему отказывают, отправлять «открывать свою церковь» (и вообще так общаться). Видит Бог, я в разговоре ничего обидного не сказал, не говорил на взводе или с неприязнью и т.п. Да, я задавал вопросы, а вместо ответов получил вот это. И что Вы посоветуете — всё же идти в другой храм или пытаться поговорить (и есть ли смысл говорить, ведь я не считаю, что можно как-то доказать веру, так как думаю, что можно годами ходить в церковь, а, выходя, за ограду вести себя как. а можно и наоборот)! Спасибо!

Отвечает игумен Андрей (Мороз):

Читать еще:  Ты дал ему власть над всем твореньем Твоим

Уважаемый Иван! Во всех затруднительных ситуациях, действительно, лучше переспросить, что Вы и делаете.

Церковь устроена иерархически. Каждый отдельно взятый священник служит на том или ином приходе той или иной епархии (епархия — церковная область). Во главе каждой епархии есть правящий архиерей, он может быть в сане епископа, архиепископа, митрополита. Если Ваши поиски прихода, в котором Вас повенчают без дополнительных условий, не увенчаются успехом, Вы можете обратиться к правящему епископу епархии, на территории которой Вы проживаете. Возможно, те условности, о которых говорят священники — не их личная прихоть, а некоторое правило, существующее на всей территории епархии. В любом, случае Вас выслушают и дадут компетентный ответ.

Второй священник обратил Ваше внимание на то, что участвовать в таинствах Церкви могут православные христиане, живущие реальной духовной жизнью. То есть, которые молятся, исповедуются и причащаются, чья жизнь хотя бы внешне характеризует человека как верующего в Господа Иисуса Христа. Здесь вспоминается шукшинский Максим Яриков в его застольной беседе со священником. Верить «в авиацию, в механизацию сельского хозяйства, в научную революцию-у! В космос и невесомость!», конечно, можно, но это не христианская вера.

Христианская вера мыслит себя причастной к жизни в Церкви, в реальной, а не мечтальной, причастности Христу в одной из православной общин, в освящении через Таинства Церковные и личный духовный подвиг. Что это означает?

В свою очередь, хочу попросить у Вас прощения за то, что мы, священники, не всегда подбираем разумные слова в наших беседах.

Но есть и объективные вещи. Сначала должно быть свидетельство (не документ, а подтверждение делами) о Вашей вере в Господа Христа, а потом и таинство Брака. В обсуждаемом ныне общецерковном документе «О церковном браке» в первом разделе есть такой абзац: «Следует стремиться к тому, чтобы венчание православных христиан совершалось в том приходе, к которому они принадлежат». Дойдите до своего приходского храма, и у Вас все получится!

Читайте также:

Венчание: чем церковный брак отличается от обычного?

Красивая традиция. «Приложение» к свадьбе. Гарантия крепости семейных уз. Это наиболее часто встречающиеся представления о Таинстве Венчания. А между тем есть и молодые, и зрелые семейные пары, живущие церковной жизнью, но откладывающие совершение этого Таинства иногда по многу лет. Что же действительно стоит за венчанием? Насколько допустимо для верующего человека жить в невенчанном браке? Как готовиться, если вы решились на этот шаг? Об этом беседуем с главным редактором портала Богослов.ру, кандидатом богословия, настоятелем Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лаврыпротоиереем Павлом Великановым.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Когда отказывать в венчании, о браке крестных, скелетах в шкафу и любви

С кем нельзя венчаться православным, и когда можно разводиться. Новые церковные правила в вопросах и ответах

1 декабря Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял документ «О канонических аспектах церковного брака», который обсуждался много лет. На соборе его представил председатель комиссии Межсоборного присутствия по каноническому праву архиепископ Берлинский и Германский Марк. В новом документе перечислено, какие браки церковь отказывается признавать, а также условия, при которых священники не смогут венчать людей. Разбираемся в новых церковных законах.

Какие браки церковь категорически не признаёт?

Православная церковь категорически отказалась признавать однополые браки — вне зависимости от того, признаются ли они законодательством той или иной страны.

«Церковь категорически не признаёт и не признает союзы лиц одного пола в качестве брака вне зависимости от признания или непризнания таковых гражданским законодательством, а также другие формы сожительства, не соответствующие ранее данному определению брака как союза между мужчиной и женщиной», — сказано в документе.

Кого не обвенчают?

Церковь запрещает венчать следующих лиц:

— уже состоящих в ином браке, церковном или зарегистрированном государственными органами власти;

— находящихся между собой в кровном родстве по прямой линии независимо от степени родства;

— находящихся между собой в кровном родстве по боковой линии (в том числе единокровном и единоутробном) до четвертой степени включительно (братьям и сестрам, двоюродным братьям и сестрам, дядям и тетям с племянниками и племянницами, дедушкам и бабушкам с внуками и внучками своих родных братьев и сестер. — Прим. TUT.BY);

Читать еще:  Срочно! Педофилы усыпляют овчарок наркотическими леденцами!

— состоящих в духовном родстве (крестным родителям с крестниками и крестным родителям с родителями крестников. — Прим. TUT.BY);

— состоящих в духовном сане, начиная с посвященных в иподиаконский чин;

— не достигших брачного возраста согласно государственному законодательству, с учетом исключений, предусмотренных этим законодательством;

— признанных недееспособными в установленном законом порядке в связи с психическим расстройством;

— осуществивших смену пола;

— удочеривших с удочеренными, усыновивших с усыновленными, приемных родителей с приемными детьми.

Также недопустимо совершение венчания при отсутствии свободного согласия обеих сторон.

Отметим, что в этих правилах все же прописаны исключения. Например, союз между крестными отцом и матерью, браки в пятой и шестой степени бокового кровного родства (например, троюродным братьям и сестрам. — Прим. TUT.BY), также как и венчание признанных недееспособными в связи с психическим расстройством могут быть совершены с благословения епархиального архиерея.

А если одна из сторон «инославный христианин» или вообще «нехристианин»?

Церковь точно запрещает освящать брак с еретиками.

А вот с представителями тех «инославных сообществ, которые не враждебны Православной Церкви», венчание возможно. В списке «инославных христиан» — католики, члены Древних Восточных Церквей, протестанты, «исповедующие веру в Триединого Бога». Но для вступления в церковный брак необходимо благословение епархиального архиерея и письменное согласие «неправославной стороны» на то, чтобы дети были воспитаны в православной вере.

Тот же подход применяется в отношении венчания православных христиан со старообрядцами.

Что же касается «нехристиан», то их браки с православными венчанием не освящаются. Правда, в документе отмечается, что к лицам, состоящим в браке с нехристианами, «Церковь может проявлять пастырское снисхождение, заботясь о том, чтобы они сохраняли связь с православной общиной и могли воспитывать в православии своих детей».

Сколько раз можно венчаться?

Согласно документу, запрещено венчание тех, кто ранее состоял в трех браках. При этом учитываются браки как венчанные, так и невенчанные, но получившие государственную регистрацию, в которых желающий вступить в новый брак состоял после обряда крещения.

Можно ли венчаться до регистрации в ЗАГСе?

По правилам, венчаться в церкви можно только после государственной регистрации брака. Хотя некоторые (и даже в Беларуси) умудрились обходить этот запрет.

Теперь же официально прописаны исключения.

«Совершение венчания до государственной регистрации брака допускается исключительно по благословению епархиального архиерея и в особых случаях, например, по причине подтвержденного медицинскими документами тяжелого заболевания, могущего привести к скорой кончине, или ввиду предстоящего участия в военных, а также иных действиях, связанных с риском для жизни, и при условии, что государственная регистрация брака в желаемые сроки невозможна», — говорится в документе.

Также отмечается, что в ситуациях, требующих безотлагательного решения о венчании до государственной регистрации брака, священнослужитель может самостоятельно принять таковое решение «с последующим докладом об этом епархиальному архиерею».

Можно ли расторгнуть церковный брак?

Что касается допустимых оснований к расторжению церковного брака, то он может быть признан утратившим каноническую силу при наличии обстоятельств, «которые влияют на брачный союз столь же разрушительно, как и прелюбодеяние, или которые могут быть уподоблены смерти одного из супругов», — говорится в принятом документе.

В списке поводов для расторжения церковного брака:

— отпадение одного из супругов от православия;

— прелюбодеяние одного из супругов и противоестественные пороки;

— вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;

— неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;

— заболевание одного из супругов, которое при продолжении супружеского сожительства может нанести непоправимый вред другому супругу или детям;

— медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга при его отказе от лечения и исправления образа жизни;

— безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;

— злонамеренное оставление одного супруга другим (длительностью не менее года);

— совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;

— надлежащим образом удостоверенное посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого супруга либо детей;

— неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством и устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

Решение о признании церковного брака утратившим каноническую силу принимается в епархии по месту фактического проживания супругов. В случае проживания супругов в разных епархиях вопрос должен рассматриваться в той епархии, где проживает супруг, инициирующий развод.

Кроме того, епархиальный архиерей может признать недействительными браки, совершенные по ошибке (например, при незнании о наличии препятствий) или злоумышленно (в случае, если молодожены не сообщили священнику о наличии установленных церковным законодательством препятствий).

Опять же, есть и исключения: например, если при венчании супруг или супруга не достигли брачного возраста, установленного законодательством, но «ко времени обнаружения данного обстоятельства «брачный возраст был уже достигнут или если в таком браке родился ребенок», это не послужит основанием для церковного развода.

Касается ли это белорусских православных?

Белорусская православная церковь (БПЦ) — каноническое подразделение Русской православной церкви на территории Беларуси, имеющее статус экзархата. Так что да, принятые решения Архиерейского собора Русской Православной Церкви касаются и белорусских православных.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector