Когда отказывать в венчании, о браке крестных, скелетах в шкафу и любви
Содержание
- 1 Когда отказывать в венчании, о браке крестных, скелетах в шкафу и любви
- 1.1 Когда венчание запрещено
- 1.2 Канонические препятствия к браку
- 1.3 Отказали в венчании. Что делать?
- 1.4 Когда отказывать в венчании, о браке крестных, скелетах в шкафу и любви
- 1.5 С кем нельзя венчаться православным, и когда можно разводиться. Новые церковные правила в вопросах и ответах
- 1.6 Какие браки церковь категорически не признаёт?
- 1.7 Кого не обвенчают?
- 1.8 А если одна из сторон «инославный христианин» или вообще «нехристианин»?
- 1.9 Сколько раз можно венчаться?
- 1.10 Можно ли венчаться до регистрации в ЗАГСе?
- 1.11 Можно ли расторгнуть церковный брак?
- 1.12 Касается ли это белорусских православных?
Когда венчание запрещено
Существуют принципиальные различия в подходе к заключению брака со стороны гражданского законодательства и церкви. Нередко священнослужители отказываются освятить таинство брака, даже если он официально зарегистрирован в ЗАГСе. Перечислим самые распространенные причины отказа в венчании. Возможно, некоторые из моментов покажутся вам слишком уж очевидными, но это не означает, что их знают все.
Когда и кому отказывают в венчании
- Церковь официально признает только первые два брака в жизни человека. Если вы выходите замуж или женитесь в третий, четвертый, пятый (и так далее) раз, будьте готовы, что вас не станут венчать. Столь многочисленные попытки узаконить отношения не делают вам чести, да и сами отношения будут признаны церковью блудным сожительством.
- Церковнослужители никогда не освящают брак, если супруги являются близкими родственниками. Под словом «близкие родственники» подразумевается «до четвертого колена или восьмой степени родства». Например, не могут быть обвенчаны троюродная сестра и троюродный брат.
- Ни в коем случае нельзя венчаться двум крестным родителям одного крестника. И уж тем более, крестному родителю со своим крестником.
- Нельзя идти к алтарю некрещеным, особенно, если один из супругов в душе атеист и согласился на венчание под давлением родственников и своей супруги.
- Не обвенчают пару, в которой есть представитель другого вероисповедания, не имеющего отношения к христианству (ислам, буддизм, язычество и так далее). Однако, если вы собрались идти под венец с христианином другой конфессии (протестантом или католиком), который дает согласие на воспитание ваших будущих детей в православных традициях, от вас потребуют получить разрешение местного архиерея.
- Не обвенчают пару, если будущий супруг был ранее рукоположен в священники или принял монашество.
- Не обвенчают пару, если хотя бы один из будущих супругов не достиг возраста, когда разрешено вступать в брак по официальным законам страны.
- Не обвенчают пару, если один из будущих супругов венчается против своего желания (по принуждению) и во время церемонии заявит о своем несогласии вступать в брак.
Важно! Если родители не дали новобрачным родительское благословение на брак, это не влечет за собой отказ в венчании, но является дополнительным усугубляющим моментом.
Чтобы отказ в венчании не стал неожиданностью для молодоженов и их близких, жениху и невесте необходимо заблаговременно побеседовать со священником. Священник выяснит, есть ли препятствия для венчания, оценит психологическое состояние жениха и невесты, их здоровье, узнает, первый это брак или повторный, не принуждают ли их к вступлению в брак, достигли ли они совершеннолетия, соответствует ли их образ жизни и верование священным канонам православной церкви. Помните, что обманывая священника и скрывая от него некоторые факты из вашей личной жизни, вы рискуете вступить в брак, который будет незаконным в глазах Всевышнего.
Если вы посчитаете, что отказ в венчании несправедлив, следует обращаться к местному архиерею для разрешения спорного вопроса.
Канонические препятствия к браку
Условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть освящен в Таинстве Брака.
• Не допускается более трёх брачных союзов. Вдовство после третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку.
• Препятствием к вступлению в брак является виновность в расторжении предыдущего брака. Согласно «Основам Социальной Концепции Русской Православной Церкви», лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.
• Церковь не благословляет брак, если один из брачащихся (или оба) не является христианином, а пришел в храм лишь по настоянию ближних, либо ради соблюдения традиции. Таинство венчания может быть совершено только над христианами – членами Церкви.
Слова Апостола «…если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим)…» ( 1Кор. 7:12-14 ) относятся к случаям, когда один из супругов уверовал, уже находясь в браке. Подробнее в статье «Замуж за неверующего».
• Безусловно, не венчается брак, если хотя бы один из супругов исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм, язычество, индуизм…). См. статью «Брак с мусульманином».
Для венчания с католиком или протестантом в случае согласия на воспитание детей в православном духе также требуется разрешение архиерея.
• Нельзя венчаться некрещеным.
• Взаимное согласие вступающих в брак является непременным условием законности и действительности брака. Это отражено в чинопоследовании венчания, куда внесены вопросы о том, вступают ли жених и невеста в брак свободно и непринужденно. Поэтому браки, заключенные по принуждению, признаются недействительными. Причем препятствием к браку считается не только физическое, но и нравственное принуждение, например, угрозы, шантаж и т.д.
• Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.
• Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (т.е. с двоюродным братом или сестрой). Помимо отношений кровного родства, препятствием к браку служат отношения свойства. Они возникают из сближения двух родов через брак их членов. Свойство приравнивается к кровному родству, ибо муж и жена — одна плоть. Свойственниками являются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шурин и зять.
• Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя воспреемниками одного ребёнка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.
• Нельзя венчаться тем, кто ранее дал монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.
• Если у жениха и невесты большая разница в возрасте, требуется специальное разрешение высшего церковного начальства – архиерея. То же самое нужно, если возраст невесты или жениха выходит за установленные рамки. На данный момент нижним возрастным пределом для совершения Таинства венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе. Высший предел для вступления в брак для женщин — 60 лет, для мужчин — 70 лет (свт. Василий Великий, правила 24-е и 88-е).
• С точки зрения Церкви «гражданский брак», не зарегистрированный государством, является блудным сожительством. Причем и с позиции гражданских законов это сожительство также не названо браком. Подобные отношения не брачные, не христианские, поэтому Церковь не может освятить их. Над людьми, живущими в «гражданском браке» не может быть совершено Таинство венчания.
• Препятствие к браку возникает также из отношений так называемого гражданского родства — усыновления. Совершенно очевидно, что, как отмечал проф. Павлов «уже простое нравственное чувство запрещает усыновителю вступать в брак с усыновленной дочерью или усыновленному сыну с матерью и дочерью усыновителя».
• Препятствием к браку является также физическая и духовная неспособность к нему (идиотизм, душевная болезнь, лишающая человека, возможности свободно проявлять свою волю).
В наши дни Церковь не производит дознания о совершеннолетии, психическом и физическом здоровье жениха и невесты, добровольности их вступления в брак, так как эти условия обязательны для регистрации гражданского союза. Разумеется, скрыть от представителей государственных органов те или иные препятствия к браку достаточно легко. Но невозможно обмануть Всеведущего Бога, поэтому главным препятствием для совершения незаконного брака должна стать совесть брачащихся.
Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего – духовника хотя бы одного из супругов.
Отказали в венчании. Что делать?
Вопрос читателя:
Здравствуйте! Мне 26 лет, и мы с женой живём 3 года в браке. Пусть это не так много, но для себя мы многое поняли, а главное, что любим друг друга и хотим так прожить всю жизнь. Сейчас решили повенчаться. Для нас обоих это много значит (но мы не думаем, что это какая-то магия, которая позволит нам вечно быть вместе, а, скорей, наоборот, поскольку мы хотим всю жизнь быть вместе и мы оба верим в Бога, мы хотим перед Его лицом скрепить наш союз и подходим к этому со всей ответственностью и осознанием того, что это за Таинство).
Придя в храм, я не нашёл понимания. Один батюшка сказал, что не проводит Таинство без певчих, а это стоит немалых денег (но не он вызвал моё негодование, он объяснил это тем, что это великое Таинство. И я с ним отчасти согласен и могу его понять в стремлении сделать его для нас с женой незабываемым). Поразил меня, скорей, другой батюшка, с которым мы общались на протяжении примерно 15 минут. Всё это время он убеждал меня, что я неверующий человек, так как давно не был на службе и в какой-то мере корил меня за то, что я не читал священных книг. Я пытался спросить у него: «Разве то, что я не хожу в церковь, делает меня неверующим?» На что он сказал, что я пытаюсь внести какие-то свои законы, и предложил мне открыть свою церковь и там говорить о таком. В разговоре он постоянно говорил о том, что я с ним спорю или говорю что-то не то, хотя я лишь пытался дать ему понять, что я верующий человек. Пусть я давно не был в церкви, это не значит, что моя вера не крепка. Я не считаю себя святым и безгрешным и я не читал священных книг , но разве это делает меня неверующим или это повод отказывать мне в Таинстве, к которому мы с женой с таким трепетом относимся и о котором так просили? В итоге он сказал, что понял меня и какой я человек (за 15 минут общения) и сказал походить год или два в церковь и соблюдать все правила, и тогда посмотрим.
И получается, что либо нам с женой платить за Таинство, либо 2 года соблюдать все законы, либо искать другой храм. Сказать по правде, ни один вариант для меня не выглядит привлекательным. И я лишь хочу понять, правда ли всё так, как сказал тот батюшка: не хожу в церковь — не верующий? Кто решает, достоин ли я повенчаться с женой? Нормально ли для священника отправлять человека, который обратился к нему с таким важным вопросом и пытается понять, почему ему отказывают, отправлять «открывать свою церковь» (и вообще так общаться). Видит Бог, я в разговоре ничего обидного не сказал, не говорил на взводе или с неприязнью и т.п. Да, я задавал вопросы, а вместо ответов получил вот это. И что Вы посоветуете — всё же идти в другой храм или пытаться поговорить (и есть ли смысл говорить, ведь я не считаю, что можно как-то доказать веру, так как думаю, что можно годами ходить в церковь, а, выходя, за ограду вести себя как. а можно и наоборот)! Спасибо!
Отвечает игумен Андрей (Мороз):
Уважаемый Иван! Во всех затруднительных ситуациях, действительно, лучше переспросить, что Вы и делаете.
Церковь устроена иерархически. Каждый отдельно взятый священник служит на том или ином приходе той или иной епархии (епархия — церковная область). Во главе каждой епархии есть правящий архиерей, он может быть в сане епископа, архиепископа, митрополита. Если Ваши поиски прихода, в котором Вас повенчают без дополнительных условий, не увенчаются успехом, Вы можете обратиться к правящему епископу епархии, на территории которой Вы проживаете. Возможно, те условности, о которых говорят священники — не их личная прихоть, а некоторое правило, существующее на всей территории епархии. В любом, случае Вас выслушают и дадут компетентный ответ.
Второй священник обратил Ваше внимание на то, что участвовать в таинствах Церкви могут православные христиане, живущие реальной духовной жизнью. То есть, которые молятся, исповедуются и причащаются, чья жизнь хотя бы внешне характеризует человека как верующего в Господа Иисуса Христа. Здесь вспоминается шукшинский Максим Яриков в его застольной беседе со священником. Верить «в авиацию, в механизацию сельского хозяйства, в научную революцию-у! В космос и невесомость!», конечно, можно, но это не христианская вера.
Христианская вера мыслит себя причастной к жизни в Церкви, в реальной, а не мечтальной, причастности Христу в одной из православной общин, в освящении через Таинства Церковные и личный духовный подвиг. Что это означает?
В свою очередь, хочу попросить у Вас прощения за то, что мы, священники, не всегда подбираем разумные слова в наших беседах.
Но есть и объективные вещи. Сначала должно быть свидетельство (не документ, а подтверждение делами) о Вашей вере в Господа Христа, а потом и таинство Брака. В обсуждаемом ныне общецерковном документе «О церковном браке» в первом разделе есть такой абзац: «Следует стремиться к тому, чтобы венчание православных христиан совершалось в том приходе, к которому они принадлежат». Дойдите до своего приходского храма, и у Вас все получится!
Читайте также:
Венчание: чем церковный брак отличается от обычного?
Красивая традиция. «Приложение» к свадьбе. Гарантия крепости семейных уз. Это наиболее часто встречающиеся представления о Таинстве Венчания. А между тем есть и молодые, и зрелые семейные пары, живущие церковной жизнью, но откладывающие совершение этого Таинства иногда по многу лет. Что же действительно стоит за венчанием? Насколько допустимо для верующего человека жить в невенчанном браке? Как готовиться, если вы решились на этот шаг? Об этом беседуем с главным редактором портала Богослов.ру, кандидатом богословия, настоятелем Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лаврыпротоиереем Павлом Великановым.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Когда отказывать в венчании, о браке крестных, скелетах в шкафу и любви
С кем нельзя венчаться православным, и когда можно разводиться. Новые церковные правила в вопросах и ответах
1 декабря Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял документ «О канонических аспектах церковного брака», который обсуждался много лет. На соборе его представил председатель комиссии Межсоборного присутствия по каноническому праву архиепископ Берлинский и Германский Марк. В новом документе перечислено, какие браки церковь отказывается признавать, а также условия, при которых священники не смогут венчать людей. Разбираемся в новых церковных законах.
Какие браки церковь категорически не признаёт?
Православная церковь категорически отказалась признавать однополые браки — вне зависимости от того, признаются ли они законодательством той или иной страны.
«Церковь категорически не признаёт и не признает союзы лиц одного пола в качестве брака вне зависимости от признания или непризнания таковых гражданским законодательством, а также другие формы сожительства, не соответствующие ранее данному определению брака как союза между мужчиной и женщиной», — сказано в документе.
Кого не обвенчают?
Церковь запрещает венчать следующих лиц:
— уже состоящих в ином браке, церковном или зарегистрированном государственными органами власти;
— находящихся между собой в кровном родстве по прямой линии независимо от степени родства;
— находящихся между собой в кровном родстве по боковой линии (в том числе единокровном и единоутробном) до четвертой степени включительно (братьям и сестрам, двоюродным братьям и сестрам, дядям и тетям с племянниками и племянницами, дедушкам и бабушкам с внуками и внучками своих родных братьев и сестер. — Прим. TUT.BY);
— состоящих в духовном родстве (крестным родителям с крестниками и крестным родителям с родителями крестников. — Прим. TUT.BY);
— состоящих в духовном сане, начиная с посвященных в иподиаконский чин;
— не достигших брачного возраста согласно государственному законодательству, с учетом исключений, предусмотренных этим законодательством;
— признанных недееспособными в установленном законом порядке в связи с психическим расстройством;
— осуществивших смену пола;
— удочеривших с удочеренными, усыновивших с усыновленными, приемных родителей с приемными детьми.
Также недопустимо совершение венчания при отсутствии свободного согласия обеих сторон.
Отметим, что в этих правилах все же прописаны исключения. Например, союз между крестными отцом и матерью, браки в пятой и шестой степени бокового кровного родства (например, троюродным братьям и сестрам. — Прим. TUT.BY), также как и венчание признанных недееспособными в связи с психическим расстройством могут быть совершены с благословения епархиального архиерея.
А если одна из сторон «инославный христианин» или вообще «нехристианин»?
Церковь точно запрещает освящать брак с еретиками.
А вот с представителями тех «инославных сообществ, которые не враждебны Православной Церкви», венчание возможно. В списке «инославных христиан» — католики, члены Древних Восточных Церквей, протестанты, «исповедующие веру в Триединого Бога». Но для вступления в церковный брак необходимо благословение епархиального архиерея и письменное согласие «неправославной стороны» на то, чтобы дети были воспитаны в православной вере.
Тот же подход применяется в отношении венчания православных христиан со старообрядцами.
Что же касается «нехристиан», то их браки с православными венчанием не освящаются. Правда, в документе отмечается, что к лицам, состоящим в браке с нехристианами, «Церковь может проявлять пастырское снисхождение, заботясь о том, чтобы они сохраняли связь с православной общиной и могли воспитывать в православии своих детей».
Сколько раз можно венчаться?
Согласно документу, запрещено венчание тех, кто ранее состоял в трех браках. При этом учитываются браки как венчанные, так и невенчанные, но получившие государственную регистрацию, в которых желающий вступить в новый брак состоял после обряда крещения.
Можно ли венчаться до регистрации в ЗАГСе?
По правилам, венчаться в церкви можно только после государственной регистрации брака. Хотя некоторые (и даже в Беларуси) умудрились обходить этот запрет.
Теперь же официально прописаны исключения.
«Совершение венчания до государственной регистрации брака допускается исключительно по благословению епархиального архиерея и в особых случаях, например, по причине подтвержденного медицинскими документами тяжелого заболевания, могущего привести к скорой кончине, или ввиду предстоящего участия в военных, а также иных действиях, связанных с риском для жизни, и при условии, что государственная регистрация брака в желаемые сроки невозможна», — говорится в документе.
Также отмечается, что в ситуациях, требующих безотлагательного решения о венчании до государственной регистрации брака, священнослужитель может самостоятельно принять таковое решение «с последующим докладом об этом епархиальному архиерею».
Можно ли расторгнуть церковный брак?
Что касается допустимых оснований к расторжению церковного брака, то он может быть признан утратившим каноническую силу при наличии обстоятельств, «которые влияют на брачный союз столь же разрушительно, как и прелюбодеяние, или которые могут быть уподоблены смерти одного из супругов», — говорится в принятом документе.
В списке поводов для расторжения церковного брака:
— отпадение одного из супругов от православия;
— прелюбодеяние одного из супругов и противоестественные пороки;
— вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;
— неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;
— заболевание одного из супругов, которое при продолжении супружеского сожительства может нанести непоправимый вред другому супругу или детям;
— медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга при его отказе от лечения и исправления образа жизни;
— безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;
— злонамеренное оставление одного супруга другим (длительностью не менее года);
— совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;
— надлежащим образом удостоверенное посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого супруга либо детей;
— неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством и устраняющая возможность продолжения брачной жизни.
Решение о признании церковного брака утратившим каноническую силу принимается в епархии по месту фактического проживания супругов. В случае проживания супругов в разных епархиях вопрос должен рассматриваться в той епархии, где проживает супруг, инициирующий развод.
Кроме того, епархиальный архиерей может признать недействительными браки, совершенные по ошибке (например, при незнании о наличии препятствий) или злоумышленно (в случае, если молодожены не сообщили священнику о наличии установленных церковным законодательством препятствий).
Опять же, есть и исключения: например, если при венчании супруг или супруга не достигли брачного возраста, установленного законодательством, но «ко времени обнаружения данного обстоятельства «брачный возраст был уже достигнут или если в таком браке родился ребенок», это не послужит основанием для церковного развода.
Касается ли это белорусских православных?
Белорусская православная церковь (БПЦ) — каноническое подразделение Русской православной церкви на территории Беларуси, имеющее статус экзархата. Так что да, принятые решения Архиерейского собора Русской Православной Церкви касаются и белорусских православных.