1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда красота становится уродством: перечитывая Оскара Уайльда

netrmed

Об этом нужно знать

Вдохновляющие цитаты от хранителя мудрости Оскара Уайльда

16 октября ровно 162 года назад родился выдающийся гений литературного мастерства Оскар Уайльд — известный каждому драматург, прозаик, поэт, критик. Ирландец по рождению, именно он становится одним из известнейших писателей Англии. Ведь именно в оксфордском колледже Магдалины рождается тот самый Уайльд: остроумный, красноречивый, мудрый, не такой, как все… И именно там он приобретает репутацию человека, «блистающего без особых усилий». Здесь же оформилась и его особая философия творчества: он не интригует событиями, он просто знакомит нас со своими героями — противоречивыми, иногда эгоцентричными, одинокими, — ненавязчиво предлагая прикоснуться к его мировоззрению и отношению к жизни.

Великолепный оратор, он влюблял всех окружающих своими рассказами, порой вымышленными. Именно он совершил революцию в моде и литературе Англии XIX века: длинноволосый красавец в эксцентричных нарядах, избравший роль великого эстета, имитирующий чужой голос, не боявшийся самовыражаться так, как считает нужным — такое мог позволить себе только он. Кроме того, все это он умело сочетал с необыкновенной мудростью, которая не утратила своей ценности спустя годы.

Родился будущий гений в Дублине в семье знаменитого хирурга и поэтессы. Все детство Оскар провел с матерью, которую просто боготворил, так как вскоре после его рождения родители расстались. С детства мальчик растет в атмосфере поэзии и красоты — именно от матери он унаследовал безупречный вкус и любовь к прекрасному. Мальчика назвали в честь воителя Фингала и его внука Оскара (полное имя Уайльда — Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд), однако мать хотела девочку и не скрывала этого. Ребенку объяснили, что он мальчик, в день, когда у Оскара родилась сестра. Кто знает, возможно, именно это повлияло на психику будущего гения…

До 9 лет Оскар учился на дому, поэтому, когда пошел в школу, знал уже 2 языка: немецкий и французский. Позже он поступает в престижный колледж в Дублине, где у него просыпается особый интерес к искусству, гуманитарным наукам и античной литературе. Уже тогда начал проявляться его талант прекрасного оратора — он был лучший. После колледжа он поступает в Оксфорд, где окончательно избавляется от ирландского акцента и возглавляет кружок декадентов.

Еще в университете он был известен своей страстью украшать комнату красивыми вещами. Попав под влияние романтизма, он возводит культ прекрасного, что в дальнейшем приводит к трагедии. Писатель отличался эпатажным стилем в одежде: короткие штаны в сочетании с шелковыми чулками, жилет с вышивкой в виде цветов, ярко-желтые перчатки и пышное жабо — это была норма для него, но не для общественности.

После окончания университета Уайльд отправляется покорять Лондон. Уверенный в себе писатель всегда с цветком в петлице становится постоянным гостем светских салонов. Казалось, от него без ума все женщины Лондона, а мужчины готовы часами вести беседы с ним. Он настолько уверен в своей неотразимости, что однажды на таможне заявляет: «Мне нечего декларировать, кроме своей гениальности». Он получает признание не только в Лондоне, но и в Америке и Франции. Везде его принимают как «лучшего среди равных».

Что касается творчества Оскара Уайльда, то оно было противоречиво и эпатажно, как и сам писатель. Уже первые серьезные литературные произведения демонстрируют приверженность автора к декадансу, которому свойственны культ индивидуализма, вычурность, мистицизм, пессимистические настроения одиночества и отчаяния. В лекциях, которые он активно начал читать с 1881 года, Оскар пропагандировал отрицание социальной функции искусства: Уайльд был уверен, что настоящее искусство всегда было искусством красивой лжи, а отказ от нее способен привести искусство к упадку. Он хотел доказать, что литератор имеет право на полное самовыражение.

В 1890 году Оскар Уайльд по заказу американского издателя пишет «Портрет Дориана Грея», в котором автор описывает эстетизацию безнравственности, концепцию циничного гедонизма, очарование порока. В этот же период он пишет еще несколько пьес, которые пользуются большим успехом, но вместе с тем сопровождаются общественными скандалами. Самый громкий из них, конечно же, был связан с романом «Дориан Грей» — тогда писателя обвинили в безнравственности. Далее цензурой была запрещена драма «Саломея» — здесь уже все было серьезнее, ведь Уайльд коснулся библейской тематики, которую преподнес в стиле декаданса.

В 29 лет Оскар Уайльд женится по любви на красавице Констанции Лойд. Он был счастлив. Один за другим на свет появились двое сыновей Сирил и Вивиан. Оскар любил малышей, но видел их редко, так как постоянно разъезжал с лекциями и вел насыщенную светскую жизнь. Тем временем судьба готовит сюрприз им обоим.

Проходят годы, и Оскар Уайльд с ужасом осознает, что больше ничего не чувствует к жене. Будучи сторонником позиции, что нет ничего хуже брака без любви, и разочаровавшись в жизни, уходит с головой в работу. Примерно в это же время он знакомится с Альфредом Дугласом. Уайльд сравнивал его с Нарциссом, тот благодарно принимал знаки внимания. Но общество не оценило такую неоднозначную дружбу между Оскаром и Альфредом, и в 1895 году разразился скандал, который поставил точку не только в литературной карьере писателя, но и заставил потерять волю и желание жить. Уайльд подает в суд на маркиза Квинсберри, отца своего ближайшего друга Альфреда Дугласа, за обвинение в гомосексуализме. Однако Дуглас выступает свидетелем обвинения, а Уайльд осуждается за безнравственность и приговаривается к тюремному заключению на два года. Пьесы Уайльда тут же исчезают с афиш театров, а некоторые произведения попадают под запрет.

Через два года Уайльд выходит из тюрьмы совершенно больным и сломленным человеком. Под чужим именем он уезжает во Францию и умирает через три года в нищете. В последние годы он впадает в непрекращающуюся депрессию и говорит о том, что мир полон страданий и что высшая обязанность поэта — писать о них. В своем последнем произведении — «Балладе Редингской тюрьмы» — он рассказывает о судьбе узника, приговоренного к смерти за убийство возлюбленной.

Не стало Оскара Уайльда 29 ноября 1900 года, но в наших сердцах он навсегда остался одной из ярких фигур литературы. Его произведения и по сей день расходятся на цитаты, мы выбрали самые яркие.

Жизнь по Оскару Уайльду

«В каждом человеке есть два начала: стремление к Богу и стремление к сатане».

«Сопереживать страданиям друга может всякий, а вот успехам — лишь натура необычайно тонкая».

«Трагедия старости не в том, что ты стар, а в том, что по-прежнему считаешь себя молодым».

«Книги, которые мир называет аморальными, — это книги, которые демонстрируют миру его позор».

«Общество испытывает поистине ненасытное любопытство ко всему, любопытства не заслуживающему».

«Иногда то, что мы считаем мертвым, долго еще не хочет умирать».

«Образование — восхитительная вещь, но следует помнить хотя бы время от времени, что ничему тому, что действительно следует знать, обучить нельзя».

«Разбитой можно считать лишь ту жизнь, которая остановилась в своем развитии».

«В жизни бывают только две настоящие трагедии: одна — когда не получаешь того, чего хочешь, а вторая — когда получаешь».

Любовь по Оскару Уайльду

«Люди всегда разрушают то, что любят сильнее всего».

«Самая прочная основа для брака — взаимное непонимание».

«Брак без любви — страшная вещь. Но есть нечто худшее, чем даже брак без любви. Это брак, в котором есть любовь, но только с одной стороны; есть верность, но только с одной стороны; есть преданность, но только с одной стороны. В таком браке одно из сердец непременно будет разбито».

«Можно быть счастливым с любой женщиной — если ее не любишь».

«Своих мужей всегда ревнуют некрасивые женщины; красивым не до этого, они ревнуют чужих».

«Любовь к себе человек проносит через всю жизнь».

«Влюбленность начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого».

«Дружба между мужчиной и женщиной невозможна. Страсть, вражда, обожание, любовь — только не дружба».

Люди по Оскару Уайльду

«Бессмысленно делить людей на хороших и дурных. Люди бывают либо очаровательны, либо глупы».

«Люди всегда смеются над своими трагедиями — это единственный способ переносить их».

Читать еще:  Я точно знаю, каким должен быть МОЙ ребенок

«Во всем, к чему люди относятся серьезно, нужно видеть комическую сторону вещей».

«Мы не выносим людей с теми же недостатками, что и у нас».

«Ложь — это правда других людей».

«Человек очень смущается, когда говорит от своего лица. Дайте ему маску, и он скажет вам всю правду».

«Только пустые люди знают себя».

Оскар Уайльд о себе

«Я всегда удивляю сам себя. Это единственное, ради чего стоит жить».

«Даже у Диккенса не было такой обширной аудитории, со мной обращаются как с наследным принцем».

«Или я, или эти мерзкие обои в цветочек» (перед смертью).

«Я совсем не хочу знать, что люди говорят за моей спиной. Это слишком мне льстит».

«Все мы в сточной канаве, но некоторые смотрят на звезды».

«Я ничего не декларирую, кроме своей гениальности».

Cборник цитат из произведений Оскара Уайльда. Длиннопост.

Давно хотел сделать сборник цитат из произведений Оскара Уайльда. Вот появилось время, и руки добрались до клавиатуры)

СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ

1) И из бронзового изображения Скорби, которая длится Вечно, он отлил изображение Радости, которая живет Мгновение.
2) Разве Нарцисс прекрасен? Нарцисс любим был мною за то, что он лежал на моих берегах, и смотрел на меня, и зеркало его очей было всегда зеркалом моей красоты.
3) Я был мертв, и ты воскресил меня! Что же я могу делать, как не плакать?
4) И магнит улыбнулся: ведь стальные стружки ни секунды не сомневались, что пришли к нему по своей воле.

ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ

1) Высоко развитый интеллект уже сам по себе аномалия, он нарушает гармонию лица.
2) Судя по портрету, твой таинственный молодой приятель, . очарователен, — значит, он никогда ни о чем не думает. Наверное, он — безмозглое и прелестное божье создание.
3) Гораздо безопаснее ничем не отличаться от других. В этом мире всегда остаются в барыше глупцы и уроды. Они могут сидеть спокойно и смотреть на борьбу других. Им не дано узнать торжества побед, но зато они избавлены от горечи поражений. Они живут так, как следовало бы жить всем нам, — без всяких треволнений, безмятежно, ко всему равнодушно. Ты знатен и богат, Гарри, у меня есть интеллект и талант, у Дориана Грея — его красота. . за все эти дары богов мы расплатимся когда-нибудь.
4) И знаешь — я стал скрытен, мне нравится иметь от людей тайны. Это, пожалуй, единственное, что может сделать для нас современную жизнь увлекательной и загадочной. Самая обыкновенная безделица приобретает удивительный интерес, как только начинаешь скрывать ее от людей.
5) Совесть и трусость, в сущности, одно и то же. «Совесть» — официальное название трусости, вот и все.
6) Недурно, если дружба начинается смехом, и лучше всего, если им она и кончится.
7) Ты любишь всех, а любить всех — значит не любить никого. Тебе все одинаково безразличны.
8) Как это ни печально, Гений, несомненно, долговечнее Красоты. . Высокообразованный, сведущий человек — вот современный идеал. А мозг такого человека — это нечто страшное.
9) И как увлекательно-интересны чувства людей, гораздо интереснее их мысли! Собственная душа и страсти друзей — вот что самое занятное в жизни!
10) . каждый восхваляет те добродетели, в которых ему самому нет надобности упражняться: богачи проповедуют бережливость, а бездельники красноречиво распространяются о великом значении труда.
11) — Лорд Генри, вы в самом деле так вредно влияете на людей?
— Хорошего влияния не существует, мистер Грей.
12) Цель жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живем. А в наш век люди стали бояться самих себя. Они забыли, что высший долг — это долг перед самим собой.
13) А согрешив, человек избавляется от влечения к греху, ибо осуществление — путь к очищению. После этого остаются лишь воспоминания о наслаждении или сладострастие раскаяния. Единственный способ отделаться от искушения — уступить ему.
14) Всегда! Какое ужасное слово! . Его особенно любят женщины. Они портят всякий роман, стремясь, чтобы он длился вечно. . Между капризом и «вечной любовью» разница лишь только та, что каприз длится несколько дольше.
15) Филантропа, увлекаясь благотворительностью, теряют всякое человеколюбие.
16) За прекрасным всегда скрыта какая-нибудь трагедия. Чтобы зацвел самый скромный цветочек, миры должны претерпеть родовые муки.
17) Во всеобщем сочувствии к страданиям есть нечто в высшей степени нездоровое. Сочувствовать надо красоте, ярким краскам и радостям жизни.
18) Если бы пещерные люди умели смеяться, история пошла бы по другому пути.
19) В наши дни большинство людей от ползучей формы рабского благоразумия, и все слишком поздно спохватываются.
20) Мужчины женятся от усталости, женщины выходят замуж из любопытства. И тем и другим брак приносит разочарование.
21) . так называемая верность , постоянство — лишь летаргия привычки или отсутствие воображения.
22) В чужих драмах есть что-то безмерно жалкое.
23) Из всех художников, которых я знавал, только бездарные были очаровательными людьми. Талантливые живут своим творчеством и поэтому сами по себе неинтересны.
24) Узкогубая мудрость взывала к ней. проповедуя благоразумие и осторожность, приводя сентенции из книг трусости, выдающей себя за здравый смысл.
25) Я, например, явно помню, что женился, но совершенно не припоминаю, чтобы собирался делать это.
26) В основе оптимизма лежит чистейший страх.
27) . что страшнее и омерзительнее: печать порока или печать возраста?
28) Культ жизни чувственной часто и вполне справедливо осуждался, ибо люди инстинктивно боятся страстей и ощущений, которые могут оказаться сильнее. они остаются необузданными лишь потому, люди всегда старались их усмирить, . вместо того, что бы видеть в них элементы новой жизни.
29) Бессмысленное, упрямое отречение, уродливые формы самоистязания и самоограничения, в основе которых лежит страх, а результатом было вырождение, безмерно более страшное, чем так называемое «падение», от которого люди в своем неведении стремились спастись.

ПРЕДАННЫЙ ДРУГ
Эту сказку я бы полностью процитировал. Советую прочитать всем.

1) Я всегда думаю о себе и от других жду того же. Это называется отзывчивостью, а отзывчивость — это высокая добродетель, и я обладаю ей в полной мере.
2) Это очень опасная вещь — хорошо знать своих собственных друзей.
3) Разногласия вульгарны. В хорошем обществе все придерживаются абсолютно одинаковых взглядов.
4) Порой я веду очень продолжительные беседы сама с собой, и, признаться, я настолько образованна и умна, что иной раз не понимаю ни единого слова из того, что говорю.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ИНФАНТЫ

1) . если кто-то неизлечим, это еще не основание, чтобы им восхищаться.
2) — Mi bella Princesa, ваш смешной Карлик никогда больше не будет танцевать. А жаль — ведь он так уродлив, что развеселил бы и самого Короля.
— Почему же он не будет больше танцевать? — улыбаясь, спросила Инфанта.
— Потому что его сердце разорвалось, — ответил Камергер.
И Инфанта нахмурилась, и ее прелестные губки, подобные розовым лепесткам, покривились в очаровательной презрительной гримаске.
— Впредь да не будет сердца у тех, кто приходит со мной играть! — воскликнула она и убежала в сад.

ВЕЕР ЛЕДИ УИНДЕРМИР
(дурные и хорошие женщины рассматриваются не в плане внешности, а в плане поведения и характера)

1) . тех, кто притворяется хорошим, свет принимает всерьез. Тех, кто притворяется плохим, — нет. Такова безграничная глупость оптимистов.
2) Кого свет вообще принимает всерьез? Всех самых нудных людей.
3) — . В один прекрасный день вам может понадобиться друг.
— Для чего вы это сказали?
— Ну. каждому иногда нужен друг.
4) Вы знаете — мне кажется, хорошие люди приносят много вреда в жизни. И главный их вред в том, что они придают огромное значение дурному.
5) — Ах, леди Уиндермир, какая вы обворожительная пуританка!
— Вы могли обойтись без этого эпитета, лорд Дарлингтон.
— Нет, не мог. Я могу противостоять всему, кроме соблазна.
6) . наша жизнь слишком важна, чтобы рассуждать о ней серьезно.
7) Как жестоки хорошие женщины!
8) С дурными женщинами не знаешь покоя, а с хорошими изнываешь от скуки. Вот и вся разница.
9) Я предпочитаю женщин с прошлым. С ними, черт побери, хоть разговаривать интересно.
10) Мужчина, читающий мораль, обычно лицемер, а женщина, читающая мораль, непременно дурнушка. Меньше всего женщину красит пуританская совесть. И к счастью, большинство женщин это понимает.
11) Мне в жизни только и попадаются, что хорошие женщины. Мир ими просто битком набит. Знакомство с ними — своего рода начальное образование.
12) Какого дьявола нужна мужчине чистота и невинность женщины? С толком подобранная бутоньерка и то нужнее.
13) Циник — это тот, кто знает всему цену и ничего не ценит.
14) Сентиментальный романтик — это человек, который во всем усматривает какую-то дурацкую ценность и не знает, что по чем на рынке.
15) В женщинах, которых называют хорошими, таится много страшного — безрассудные порывы ревности, упрямства, греховные мысли. А те, так называемые дурные женщины способны на муки, раскаяние, жалость, самопожертвование.

Читать еще:  Невозможная, а значит – настоящая любовь мироносиц

1) Не внушает симпатии — выдающиеся люде редко ее внушают.
2) А женщины в нашем мире представляют собой иррациональное?
3) Вопросы не бывают нескромными. Ответы иногда бывают.
4) Надеюсь, просьба не маленькая? Маленькие просьбы всегда так трудно исполнить.
5) Совершенно лишенное выражения лицо — маска благовоспитанности.
6) Я люблю говорить ни о чем, отец. Это единственное, о чем я что-нибудь знаю.
7) . ничто не старит женщину, как все время иметь перед глазами общее правило.
8) Видете ли, модно то, что носите вы. А немодно то, что носят другие.
9) Ложь — это правда других людей.
10) Другие — это вообще кошмарная публика. Единственное хорошее общество — это ты сам.
11) Беда, когда у женщины высоко развито моральное чувство.
12) На что мне ваше сочувствие. Этого добра на свете и так слишком много.
13) — Я хочу дать вам добрый совет.
— Никогда не надо дарить женщине то, что она не сможет носить по вечерам.
14) Половина красивых женщин в Лондоне курит. Лично я предпочитаю другую половину.
15) Если мужчина когда-то полюбил женщину, ведь он сделает для нее все, правда? Кроме только одного: продолжать любить ее.
16) Когда женщина столь очаровательна, пол для нее не защита. Это вызов, который она бросает мужчине.
17) Я предпочитаю мужество. Гениями сейчас хоть пруд пруди. А мужество — редкость.
18) — Да вот это то самое, что сейчас называют высоким моральным уровнем.
— Терпеть не могу новомодных словечек. Пятьдесят лет назад мы называли это идиотизмом.
19) Но я совсем не хочу, что бы он был идеальным мужем! Это что-то такое. ненастоящее.

На этом пожалуй все. Если у Вас есть дополнения или пожелания, то оставляйте их в комментариях.
Надеюсь, что

Штрихи к «Портрету Дориана Грея»

Как осужденный за содомию Оскар Уайльд написал по-настоящему нравственную книгу

Читатели из разных стран бесконечно цитируют остроумные парадоксы из «Портрета Дориана Грея». Роман часто попадает в сотни списков главных произведений мировой литературы. На протяжении многих лет главный герой остается юным и красивым, но с каждым совершенным им преступлением и просто бесчестным поступком стареет и уродуется его лицо, изображенное на когда-то чудесном портрете. Сюжет кажется простым, а выводы — понятными. Но Оскар Уайльд умеет удивлять, и сотни литературоведов разгадывают эту книгу поколение за поколением.

Уайльд написал аморальную книгу?

Уайльд, говоря о романе, подчеркивал в свойственной ему парадоксальной манере, что «любое искусство аморально, какой бы моральной ни была концовка того или иного романа». Аморально в том смысле, что не восхваляет ни добродетели, ни пороки. Произведение искусства либо хорошо, либо плохо, и говорить о нем можно только с этого ракурса. На самом деле, конечно, все немного сложнее.

Лорд Генри, один из центральных персонажей книги, проповедует гедонизм и преклонение перед красотой. Он говорит, что любое влияние безнравственно, потому что отдаляет слушателя от самого себя, но с удовольствием учит Дориана Грея эгоизму и любви к искусству! Семя упало на благодатную почву: юноша упоен своей привлекательностью и молодостью и ценит их превыше всего.

«Я сочувствую всему, кроме людского горя. Оно слишком безобразно, слишком ужасно и угнетает нас. Во всеобщем сочувствии к страданиям есть нечто в высшей степени нездоровое. Сочувствовать надо красоте, ярким краскам и радостям жизни. И как можно меньше говорить о темных ее сторонах», — говорит лорд Генри. Отсюда и первое «прегрешение» Дориана Грея, который отказывается помогать своей тете в благотворительном вечере.

Но этическое и эстетическое в представлении писателя неразрывно связаны. Красота и (со)страдание у Уайльда ведут к совершенству. Нет сострадания, нет сочувствия ближним — нет истинной красоты. И на портрете отражаются душевные уродства «оригинала».

Без сострадания прекрасный Дориан становится жесток, и оставляет с разбитым сердцем актрису, потому что она выбрала его и любовь, а не свое призвание и искусство. К жуткой развязке из-за картины приходят его отношения с Бэзилом Уордом, который также, как и возлюбленная, пошел против портрета, самого чудесного своего творения.

Уайльд вывел своего любовника в главном герое?

Оскар Уайльд и Альфред Дуглас

Популярная байка. Альфред Дуглас, любовник Оскара Уайльда, вспоминал, что в молодости был миловиден и сохранял юный облик долгие годы. Сам писатель не раз отмечал его красоту. Впрочем, учитывая популярность «Портрета Дориана Грея», можно предположить, что Дуглас просто привирал, пытаясь сойти за прототип главного героя книги. На самом деле окончательная редакция романа была опубликована в апреле 1891 года, а Дуглас и Уайльд познакомились лишь два месяца спустя. Такое совпадение позволило вволю порассуждать биографам, что сама жизнь писателя подражала его искусству. Непростые и болезненные отношения с Дугласом во многом и погубили Оскара Уайльда: он был обвинен в содомии и отправлен в тюрьму.

Прототип действительно был, но другого персонажа, гораздо более достойного, нежели Дориан: художника Бэзила Холлуорда. Живописец Бэзил Уорд и подсказал идею романа. Биограф Хескет Пирсон рассказывает, что в 1884 году Уайльд захаживал в мастерскую приятеля и однажды сказал об одном натурщике: «Ах, как жаль, что такое прекрасное существо рано или поздно состарится! — Увы, — согласился живописец, а затем добавил: — Как было бы чудесно, если бы его внешность никогда не изменялась, а вместо него старился и покрывался морщинами его портрет!». Писатель отблагодарил друга за замечательную идею тем, что дал его имя автору чудесного портрета Дориана Грея в романе.

Что почитать еще, если нравится «Портрет Дориана Грея»

De Profundis. Оскар Уайльд

Письмо-исповедь, которое Оскар Уайльд написал Альфреду Дугласу из тюрьмы. Письмо полно горьких упреков и обвинений. Писатель утверждает, что Дуглас черств, глух к прекрасному, алчен, себялюбив и неучтив. Кто-то скажет, что это похоже на описание Дориана Грея. Но насколько верны эти слова? Трудно сказать, ведь насколько влюбленные слепы в минуты счастья к недостаткам своих избранников, настолько же беспощадны к ним после разрыва. В любом случае, «De Profundis» — афористичная книга, читающаяся на одном дыхании.

Сказки. Оскар Уайльд

Сказки Уайльда хороши и проникнуты христианским духом. Самопожертвование, сострадание, альтруизм, — Оскар Уайльд ненамеренно прославляет эти качества в своих грустных историях.

Шагреневая кожа. Оноре де Бальзак

Считается, что «Портрет Дориана Грея» имеет много общего с этим произведением Бальзака. Главный герой получает лоскут волшебной шагреневой кожи: он исполняет любые желания, но с каждым разом истончается и уменьшается. Как распорядится владелец ею и что будет, когда волшебная кожа исчезнет?

Наоборот. Жорис-Карл Гюисманс

Считается, что именно эту книгу берет Дориан Грей у лорда Генри. Главный герой испытывает отвращение к окружающему миру, живет один в загородном доме и предается утонченным и извращенным удовольствиям. «Это была отравляющая книга. Казалось, тяжелый запах курений поднимался от ее страниц и дурманил мозг».

Странная история доктора Джекила и мистера Хайда. Роберт Льюис Стивенсон

Много общего с «Портретом Дориана Грея»: мистическая атмосфера, полуфантастический сюжет и тема двойничества.

Эстет-декадент с порочными страстями, который покорил мир одним романом. Оскар Уайльд

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Уайльд был очень хорошо образован

В юности Оскар Уайльд был чрезвычайно одаренным ребенком, который любил книги и литературу. Сначала он получил прекрасное образование на дому, а в десятилетнем возрасте его отдали в Королевскую школу Портора в Эннискиллене. В то время он увлекся исследованием греческой и римской культуры. На последнем году обучения Оскар Уайльд даже получил особую премию за знание греческих классических текстов, а также второй приз за искусство и рисование. В итоге по окончанию школы с золотой медалью в 1871 году талантливого юношу удостоили Королевской школьной стипендии для учебы в Тринити-колледже в Дублине. Там Уайльд также показал себя с лучшей стороны.

Прослушав курсы по античной истории и культуре под руководством профессора сэра Джона Пентланда Махаффи, Уайльд занял первое место по оценкам на экзамене в 1872 году, получив еще одну стипендию фонда. В 1874 году академические успехи Уайльда принесли ему в колледже золотую медаль Беркли по греческим языку и культуре. Ему предоставили еще одну стипендию, на этот раз Оскар отправился в знаменитый Оксфордский университет. Там он продолжал учебу, а также участвовал в «Эстетическом движении» и стал сторонником «искусства ради искусства».

2. Уайльд был сторонником эстетизма

Во второй половине XIX века культура Британии была изменена «Эстетическим движением» (оно же «Искусство ради искусства»). Это культурное движение основывалось на идее, что красота — это самое важное в жизни. Писатели и другие художники того времени создавали произведения, основанные на этой философии, которые были сделаны просто для восхищения красотой, а не с целью каких-то повествовательных или нравственных функций.

Читать еще:  Обзор православной блогосферы: летние каникулы

Непосредственно привлеченный к этому движению, Уайльд с головой погрузился в эстетический образ жизни. Он даже сделал грандиозное заявление о том, что является «первосвященником эстетики» и что его посланиям об идеалах следует верить, поскольку он по-настоящему поклоняется красоте жизни и искусства. Эстетизм Уайльда был основан на том, что нужно «вырваться из предвзятого представления о том, как следует действовать и вести себя». Писатель считал, что нужно освободиться от этих социальных ограничений и поступать во всем «красиво и свободно», чтобы добиться абсолютного счастья.

3. Уайлд опубликовал только один роман

Когда речь заходит об Оскаре Уайльде, сразу вспоминается образ Дориана Грея, поскольку это самый известный роман писателя. Но вспомнит ли кто-то еще хотя бы один роман Уайльда. Вряд ли, поскольку писатель опубликовал только один полноразмерный роман за время своей жизни. Работая в качестве редактора для Lady’s World, Уайльд в течение семи лет он создал почти все свои самые значимые работы. В 1891 был опубликован «Дориан Грей», его первый и единственный роман.

Потом до конца жизни Уайльд был занят созданием многих других произведений, в том числе множества поэтических сборников. В 1888 году он написал сборник детских рассказов под названием «Счастливый принц и другие рассказы». Будучи сторонником эстетизма, он создал сборник эссе под названием «Намерения», в котором утверждались принципы эстетизма для масс. Наряду со стихами, романом и прозой, Уайльд также был известен в театральной среде благодаря своим навыкам драматурга. В конце 1800-х годов Уайльд написал множество пьес, которые ставили по всей Британии. Возможно, самой известной была пьеса «Как важно быть серьезным» — причудливая сатира о викторианском обществе.

4. Потрясающий лингвист

Уайльд действительно опубликовал много работ. Но помимо его литературного мастерства, писатель был удивительным лингвистом. Часто упоминаемый как «властелин языка», Уайльд использовал английский как реальный инструмент того, как можно показать прекрасную природу самого языка. У него был талант использовать риторические построения, гармоничную дикцию, язык парадоксов и остроумные диалоги для создания действительно уникальных произведений литературного искусства.

Сегодня мало кто знает, что Уайльд в совершенстве знал много языков. Он изучал древнегреческий язык почти девять лет, а также свободно владел английским, немецким и французским языками. На разговорном уровне писатель мог общаться на итальянском и греческом. Уайльд родился и вырос в Ирландии и с детства постоянно был «окружен» гэльским, кельтским языком, который является традиционным формальным языком Ирландии.

5. Оскар и Бози: история любви

Хотя Оскар Уайльд был женат и воспитывал детей, возможно, самой большой его любовью был. мужчина. Самые известные отношения писателя начались в 1891 году, когда он встретил (и сразу влюбился в него) оксфордского бакалавра, лорда Альфреда Дугласа, которого близкие люди называли «Бози». Почти сразу их знакомство перешло в любовные отношения. Бози быстро стал «Дорианом Греем» Оскара — его музой, его злым гением и, конечно же, его любовником.

За время их отношений Уайльд написал множество литературных произведений, в том числе пьесу «Саломея», которая считается одним из его величайших произведений. Отношения между этими двумя мужчинами лучше всего видны из серии творческих и романтических любовных писем. Оскар и Бози общались по переписке в течение многих лет. Уайльд написал Бози: «Мой дорогой мальчик, я не могу жить без тебя. Ты такой милый, такой замечательный». Их роман прекратился, когда отец Бози обнаружил отношения между Уайльдом и Бози.

6. Оскар сел в тюрьму из-за своих сексуальных отношений

Порочные связи Уайльда стали причиной его смерти. Хотя они партнёры очень увлечены друг другом, у Бози были непростой характер. Он являлся настоящим испорченным денди — развратным и умным (именно эти черты изначально привлекли к нему Уайльда). А ещё Альфред Дуглас (тот самый Бози) получал от Оскара Уайльда финансовую помощь. Но между ними часто возникали скандалы, из-за которых от любви не осталось и следа, а Уайльд попал за решётку.

Во время этого романа Уайльд писал «Саломею» на французском языке. Бози перевел пьесу на английский язык для Уайльда, которому не понравился перевод (писатель чувствовал, что смысле был неверно истолкован и неверно переведен). Это вызвало ссору между любовниками и привело к тому, что подключился отец Бози, Джон Дуглас. Раздраженный постоянными «страданиями» своего сына, Джон Дуглас написал Бози письмо, в котором сообщил, что «ненавидит его». Однако, чтобы сохранить честь семьи, Джон Дуглас, благочестивый человек, который не воспринимал гомосексуализм, обвинил Уайльда в содомии и непристойности по отношению к своему сыну Бози.

Уайльд выдвинул ответный иск против Джона Дугласа. Но поскольку в то время гомосексуализм был под запретом, Джон Дуглас выиграл дело, и Уайльда арестовали по обвинению в грубой непристойности. Он был приговорен к двум годам лишения свободы. Тюремное заключение в конечном итоге сломало бедного Уайльда как физически, так и эмоционально. В тюрьме он написал только одну пьесу «De Profundis» (на латыни «Из глубин»). Эта пьеса была длинным, мучительным письмом от Уайльда его возлюбленному, Бози. В ней говорилось об их отношениях и о том, как отец Бози был единственной причиной суда над Уайльдом и тюремного заключения. Пьесу также можно рассматривать как автобиографическую попытку Уайльда понять собственную жизнь и работу, поскольку она отражает искусство, любовь, а также его собственные характер и недостатки.

7. У Оскара был друг «на всю жизнь»

Хотя скандальное дело с Бози привлекло общественное внимание, один человек постоянно был на стороне Уайльда, независимо от обстоятельств. Часто считающийся его первой любовью, Роберт (Робби Росс) был давним другом Оскара, его любовником и доверенным лицом. В 1886 году Оскар встретил Росса, которого часто называют «первым мальчиком, совращенным Оскаром». Росс тоже был другом Бози, и трое вместе работали над «Саломеей».

Хотя Уайльда посадили в тюрьму благодаря отцу Дугласа, это не помешало молодому Робби. Он никогда не отказывался от Оскара и регулярно навещал его в тюрьме. Оценив лояльность и дружбу Росса, Оскар впоследствии сделал Росса своим литературным агентом после того, как вышел из тюрьмы. После смерти Уайльда Росс в конце концов расплатился с бесчисленными долгами Оскара перед кредиторами, а также аннулировал банкротство имущества Оскара. Их дружба выдержала испытание временем и сохранилась буквально до могилы. Росс и Уайльд были так близки, что Роберта после его смерти похоронили рядом с Оскаром на кладбище Пер-Лашез в Париже.

8. Цитата Оскара Уайльда, которая ему не принадлежит

«Будь собой. Все остальные роли уже заняты». Эта цитата часто приписывается Оскару Уайльду. Однако нет никаких существенных доказательств того, что он когда-либо говорил подобное. В обширной литературной коллекции под названием «Остроумие и мудрость Оскара Уайльда» Ральфа Кейса нет никаких записей об этом.

Уайльд действительно сделал несколько замечаний об идентичности и внешности, но они были непосредственно связаны с его мыслями об эстетическом движении, а не о том, что нужно на самом деле «быть самим собой» Первое массовое появление этой цитаты фактически датируется 1967 годом. Томас Мертон написал мемуары, опубликованные в The Hudson Review, в которых он говорил о «том, чтобы быть собой». Многие считают, что высказывание было приписано Оскару Уайльду из-за его многих остроумных цитат и анекдотов.

9. Оскар Уайльд оставил свой след в рок-н-ролле

После смерти Оскара Уайльда его имя продолжало жить. В 1960-е годы Beatles и Rolling Stones использовали Уайльда в своих альбомах. Джон Леннон, фанатик Оскара Уайльда, утверждал, что Уайльд был одной из его самых больших муз для него. Изображение Оскара, столь обожаемого Ленноном, даже появилось на обложке знаменитого альбома Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band, сразу за фотографией Леннона.

Вскоре после этого Rolling Stones также использовали образ Оскара Уайльда, после скандала с наркотиками выпустив песню «We Love You». Песня была знаком благодарности для друзей за их поддержку, а также заявлением о несправедливом характере обвинений и ареста. Во время презентации песни Мик Джаггер надел одежду в стиле Уайльда, изобразив его в виде рок-звезды.

10. Оскар Уайльд и его могила поцелуев

У Оскара Уайльда была удивительная жизнь. Любовные дела, скандалы, литература и любовь. Уайльда обожали все, кто знал его, и писателя любили даже после смерти. В своей комедии «Женщина, не стоящая внимания» Оскар писал: «Поцелуй может испортить человеческую жизнь». А впоследствии по иронии судьбы поцелуи начали разрушать могилу писателя.

В течение многих лет поклонники Уайльда со всего земного шара стекались к его последнему месту отдыха и целовали надгробный памятник. Однако это вызвало серьезную озабоченность у семьи Уайльда. Вся могила писателя покрылась следами помады от поцелуев, а попытки счистить помаду вызывала еще больший урон. Чтобы сохранить мемориал, в 2011 году могилу обнесли защитным куполом из стекла.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector